История государства и права зарубежных стран (Епифанова Е.В., 2019)

История государства и права зарубежных стран

Раздел I. Становление и развитие права и государства в Древнем мире

1. Особенности развития государства и права стран Древнего Востока
1.1. Особенности развития государства стран Древнего Востока
1.2. Особенности развития права стран Древнего Востока

2. Государственный строй Древнего Египта

3. Государство и право Древнего Вавилона
3.1. Государственный строй Древнего Вавилона
3.2. Правовой статус основных групп населения
3.3. Право древнейших государств Месопотамии. Источники права

4. Государство и право Древнего Китая
4.1. Древнее китайское государство
4.1.1. Процесс формирования древнекитайского государства
4.1.2. Организация государственного аппарата
4.2. Право Древнего Китая
4.2.1. Законы периодов Ха и Туонг
4.2.2. Законы династии Чжоу

5. Государство и право Древней Индии
5.1. Древнее индийское государство
5.1.1. Процесс формирования государства. Природные условия
5.1.2. Организация государственного аппарата
5.2. Древнее индийское право

6. Государство и право Японии
6.1. Древняя Япония
6.1.1. Процесс формирования государства
6.1.2. Древнее японское общество и реформа Тайки
6.1.3. Организация государственного аппарата
6.2. Древний японский закон

7. Государство и право Вьетнама c момента формирования и до 1945 г.
7.1. Вьетнамское государство с момента его образования до 1945 г.
7.1.1. Вьетнамское государство с момента его образования до X в.
7.1.2. Феодальное вьетнамское государство
7.2. Правовая система вьетнама, её формирование и развитие до 1945 г.

8. Рабовладельческая демократия в Афинах
8.1. Государственный и общественный строй Древних Афин
8.2. Реформы в Древних Афинах
8.3. Развитие права в Афинах

9. Государство и право Древней Спарты
9.1. Государственный строй Древней Спарты
9.2. Общественный строй Древней Спарты
9.3. Развитие права в Древней Спарты

10. Эволюция государственного строя в Древнем Риме
10.1. Царский период
10.2. Римская республика
10.3. Римская монархия

11. Римское право
11.1. Римское право древнейшего периода. Источники права
11.2. Римское право классического и постклассического периодов

Раздел II. Становление и развитие феодального государства и права

12. Возникновение и развитие феодального государства и права
12.1. Особенности феодального государства
12.2. Особенности феодального права

13. Византийское государство и право
13.1. Особенности развития византийского государства
13.2. Особенности развития византийского права

14. Государство и право стран Западной Европы в период средних веков
14.1. Общая характеристика средневекового государства в странах Западной Европы
14.2. Общая характеристика средневекового права в странах Западной Европы
14.3. Франкское государство. Салическая правда
14.4. Инквизиция

15. Государства средневековой Европы
15.1. Государство средневековой Англии
15.2. Государство средневековой Франции
15.3. Государство и право средневековой Германии

16. Средневековое государство и право в Китае и Японии
16.1. Средневековое государство и право Китая
16.2. Средневековое государство и право Японии

17. Арабский халифат
17.1. Особенности возникновения и государственного строя Арабского халифата
17.2. Источники мусульманского права
17.3. Общая характеристика права Арабского халифата

Раздел III. Становление и развитие права и государства в Новое и Новейшее время

18. Английская буржуазная революция. Становление парламентской модели правления
18.1. Английская буржуазная революция: причины, этапы, особенности
18.2. Основные нормативные акты Английской буржуазной революции
18.3. Политические партии
18.4. Английская судебная система

19. Французская буржуазная революция и её конституционные акты
19.1. Первый этап французской буржуазной революции
19.2. Второй этап французской буржуазной революции
19.3. Третий этап французской буржуазной революции

20. Французское буржуазное право
20.1. Французский гражданский кодекс
20.2. Французский уголовный кодекс

21. Гражданская война в США
21.1. Предпосылки гражданской войны в США
21.2. Ход гражданской войны в США
21.3. Основные нормативные акты периода гражданской войны в США
21.4. Реконструкция Юга

22. Эволюция государства и права в Германии в ХIХ в.
22.1. Образование Германской империи
22.2. Основные нормативные акты Германской империи

23. Государство и право США в ХХ в.
23.1. Новый курс Рузвельта
23.2. Судебная система США

24. Фашистские и авторитарные режимы ХХ в.
24.1. Установление фашистского режима в Италии
24.2. Установление тоталитарного режима в Германии
24.3. Утверждение тоталитарного режима в Японии. Монархофашизм

25. Основные тенденции в становлении и развитии англосаксонской и романо-германской правовых семей
25.1. Англосаксонская правовая семья
25.2. История возникновения и черты романо-германской правовой семьи

26. Крушение колониальной системы империализма и образование новых независимых государств
26.1. Образование Индии и Бирмы как самостоятельных государств
26.2. Национально-освободительные революции на Арабском востоке
26.3. Антиимпериалистические революции в тропической Африке
26.4. Подъем национально-освободительного движения в Латинской Америке. Борьба с диктаторскими режимами

27. Основные тенденции развития государства и права в ведущих странах запада и США в XX в.
27.1. Основные тенденции развития государственного регулирования в ведущих странах запада и США в XX в.
27.2. Характеристика государственно-правовых институтов восточноевропейских стран во второй половине ХХ в.
27.3. Государство и право стран СНГ и Прибалтики
27.4. Основные тенденции в развитии права в ХХ в. в странах Запада и США

Епифанова Е.В. История государства и права зарубежных стран. 2019.

Учебник рассчитан на бакалавров, не изучавших курс истории политических и правовых учений. Комплексное освещение отдельных аспектов теории государства и права, хода развития государства и права в зарубежных странах, политико-правовых учений позволит бакалавру связать воедино блок дисциплин («Теорию государства и права», «Историю государства и права зарубежных стран», «Историю политических и правовых учений») и получить целостную историческую картину развития и формирования цивилизационных ценностей в меняющемся мире.

Настоящий учебник написан в соавторстве с вьетнамскими учеными (главы по Индии, Китаю, Вьетнаму и Японии). Такое сотрудничество позволяет по-новому взглянуть на историю государства и права этих стран. В российской науке при описании истории государства и права восточных стран ученые придерживаются формационного подхода. Однако ученые Вьетнама предложили рассмотреть историю государства и права этих стран с точки зрения цивилизационного подхода. Учитывая близость духовно-нравственных начал в процессе формирования права и государства, роль ритуала и религии, достижения экономического развития в последние десятилетия, усиление политического влияния этих стран на международной арене, поиск и успешную реализацию оптимальной модели государства, представляется полезным и интересным изложить историю государства и права этих стран с позиции современных ученых Вьетнама. Особый интерес к этим странам обусловлен высокими темпами развития экономики и политического влияния на развитие всего мирового пространства в современный период.

Адресуется студентам бакалавриата, магистрантам, специалистам и всем интересующимся вопросами истории государства и права зарубежных стран.


Дисциплина «История государства и права зарубежных стран» является неотъемлемой частью подготовки юристов высшей квалификации во всех российских вузах. Соответствующий учебный курс основывается прежде всего на результатах научных историко-правовых исследований таких вопросов, как конкретно-исторические закономерности развития государства и права отдельных стран в различные эпохи, причины появления и особенности государственных и правовых институтов, органов государственного и местного самоуправления, характерные черты карательной политики государств, права собственности и других важнейших сфер общественных отношений.

Все это наука истории государства и права не только хронологически излагает от древнейших времен до современности, но и, что не менее важно, сопоставляет, соизмеряет с общественно-экономическим укладом того или иного государства, уровнем производительных сил, политическими событиями, положением классов и другими факторами. В совокупности такой подход позволяет выявить диалектическую причинно-следственную связь в процессе возникновения и развития государства и права на протяжении всей истории цивилизации.

Таким образом, предметом истории государства и права является изучение государства и права отдельных стран мира в процессе их возникновения и развития в конкретно-исторической обстановке, хронологической последовательности, на основе выявления общеисторических закономерностей этих процессов.

Поэтому, изучая курс истории государства зарубежных стран, студенты должны понимать, что просто усвоить знания о государстве и праве различных стран в определенные эпохи недостаточно. Важно уметь определить их место и значение в контексте всей истории государства и права.

Наука истории государства и права имеет много общего с теорией государства и права, которая также изучает закономерности развития государства и права. Однако если теория государства и права оперирует абстрактно-обобщенными категориями, то история государства и права - конкретно-историческими (например, древневосточная деспотия, античное государство, рецепция римского права, буржуазные кодификации, монархофашизм и др.), причем появление теории государства и права стало возможным лишь на определенной стадии их развития, когда накопленный опыт государственной деятельности и законотворчества позволил обобщить историко-правовые сведения и выявить закономерности, присущие всем государствам. В отличие от теории, история государства и права как наука, конечно же, имеет гораздо более длительную историю. Можно сказать, что она начинается с первых комментариев известных человечеству древнейших памятников права и других письменных источников, отражающих государственное развитие. При этом следует отметить, что в смысле генезиса история государства и права имеет одни и те же корни как со всеобщей историей человечества, так с историей разных сфер общественной жизни, например, историей экономики, политических учений и т.д., поскольку изначальное количество исторических источников было весьма ограничено. В дальнейшем, по мере развития культуры и, в частности, письменности, число источников быстро возрастает, и историческая наука начинает дробиться на различные направления.

История государства и права как цельная самостоятельная наука сформировалась в конце XVIII - начале XIX в. Большую роль в накоплении историко-правовых знаний, определении предмета и объекта науки сыграла историческая школа права в Германии (Г. Пухта, Ф. Савиньи), которая исследовала историю римского и германского права. Затем предметом изучения стали историко-правовые институты разных стран и исторических эпох (Франции, Англии).

Наука истории государства и права использует различные методы изучения историко-правовых проблем. Исходной общефилософской базой служит прежде всего диалектический материализм, позволяющий на основе диалектической логики максимально объективно оценивать всеобщие законы развития материальности мира, а также общества, включая государственно-правовые явления. Диалектический подход предполагает их рассмотрение не изолированно, в отрыве друг от друга, а в их органической связи, во взаимодействии с другими общественными явлениями: экономикой, политикой, религией, моралью и т.д.

Важнейшее значение имеет также трактовка государства и права не как застывших и неизменных общественных институтов, а как находящихся в непрерывном развитии.

В совокупность способов познания приемов исследования, составляющих методологию науки государства и права, входят, кроме того, конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный методы.

Конкретно-исторический подход предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они сложились и получили развитие, т.е. в той социальной среде, которая обуславливает своеобразие, а в ряде случаев и уникальность того или иного государства или правовой системы. Например, с сегодняшних позиций уголовное наказание XVI-XVII вв., когда преобладала смертная казнь в различных квалифицированных формах (сожжение, колесование, сажание на кол, четвертование и др.), оценивается как крайне жестокое. Однако с точки зрения нравов той конкретной исторической эпохи оно таковым не было.

Использование сравнительного метода позволяет выявить некоторые общие закономерности и совпадающие признаки в развитии государства и права в один и тот же период, но в различных странах (синхронное сравнение) или же в разных временных срезах и даже в условиях различных общественно-экономических формирований и исторических эпох (диахронное сравнение).

Поскольку государство и право уже на начальных ступенях развития представляют собой достаточно сложные социальные образования, в историко-правовых исследованиях очень важен системный анализ, с помощью которого возможно вычленение из всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений отдельных ее элементов, в которых наиболее ярко отражаются существенные признаки или же, наоборот, неповторимые особенности конкретных государств или правовых систем. Например, невозможно понять развитие права, если изучать его как право вообще; нужно разделить это явление на составляющие, скажем, государственно-правовой комплекс, цивилистический комплекс, уголовно-правовой комплекс, каждый из которых при необходимости также делится: допустим, уголовно-правовой комплекс - на уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право (этот процесс может продолжаться, что и делают отраслевые правовые науки, например, уголовное право разбивается на составы преступлений, институт наказания и т.д.).

Помимо указанных, при исследовании различных проблем истории государства и права широко используются общенаучные специальные методы (статистический, контент-анализа, социологического опроса и др.).

Разумеется, студентам юридических вузов при изучении учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» не нужно брать на вооружение всю совокупность изложенных методов - это дело профессиональных историков государства и права. Основной учебный метод весьма прост - это конспектирование лекций и вдумчивое чтение учебного материала, что способствует запоминанию и воспроизведению в памяти полученных знаний.

Особое внимание следует обратить на изучение государственно-правовых документов. Как бы хорошо или плохо ни был изложен тот или иной вопрос в учебнике или учебном пособии, ничто не может заменить непосредственного обращения к источнику: судебнику, конституции, уголовному закону и т.д. Знакомство с документами дополняет сведения, получаемые из учебной литературы, и способствует их закреплению.

Таким образом:

1. Предмет истории государства и права как науки составляют причины возникновения, формирования и закономерности развития государства и права и их отдельных институтов в конкретных странах и в определенные эпохи.

2. Методология науки истории государства и права включает следующие основные методы: а) материалистической диалектики (ведущий метод); б) конкретно-исторический; в) сравнительный (историко-сравнительный, сравнительноправовой); г) системного анализа; д) другие.

Программа обучения в высших учебных заведениях построена таким образом, что по сложившейся практике студенты одновременно приступают к изучению теории государства и права и истории государства и права зарубежных стран, что не дает возможности качественно освоить процессы, происходившие в зарубежных государствах в различные периоды развития. Именно поэтому в учебнике мы даем тезисную информацию о государстве и праве в целом. На базе этих знаний легче осознать процессы эволюции государства и права.

Понятие и признаки государства

Государство - это особая, исторически сформировавшаяся форма организации суверенной власти в обществе, осуществляемая компетентными органами, распространяющаяся на население, проживающее на определенной территории, осуществляемая при помощи права, реализация которого обеспечивается с помощью специального аппарата принуждения. Образование государства происходит на определенной стадии развития общества, характеризующейся усложнением общественных отношений, изменениями в экономике и социальной структуре человеческого общества. На первобытном этапе развития человечества государства не существовало. Общественные отношения регулировались обычаями, исполнение которых обеспечивалось авторитетом вождей и старейшин, а также силой общественного принуждения.

Черты государства непостоянны и зависят от конкретной исторической эпохи. Так, существует большая разница между рабовладельческим, феодальным, буржуазным, социалистическим государствами. Тем не менее некоторые общие черты присущи любому государству, поэтому их называют признаками государства. Именно они позволяют отличить государство не только от родоплеменного общества, но и от других общностей, таких, как политические партии, общественные организации и др.

К признакам государства относятся:

1. Наличие государственных органов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Они образуют государственный аппарат, в который входит аппарат управления и аппарат принуждения. Под аппаратом управления понимаются соответствующие органы законодательной, исполнительной, судебной власти, посредством которых и осуществляется управление государством. К ним могут относиться: глава государства, правительство, парламент и т.п.

В аппарат принуждения входят органы, управомоченные применять имеющиеся в их распоряжении силы и средства для реализации государственно-властных предписаний. В их число могут входить: суды, прокуратура, полиция, армия и т.п.

2. Обязательным признаком любого государства является наличие у него территории, т.е. пространства, на которое распространяется государственная власть. Данное пространство очерчено государственными границами.

3. Государственная власть распространяется на население, проживающее на конкретной территории, поэтому его наличие также является важным признаком государства. Государство - особое объединение людей, проживающих в нем. Они вступают с государством в определенные правовые отношения, именуемые гражданством (в республиках) или подданством (в монархиях).

Устойчивая правовая связь человека с конкретным государством влечет за собой наличие у него совокупности определенных прав, которыми не обладают, либо в которых ограничены неграждане (неподданные) конкретного государства. К таким правам можно отнести, например, право на занятие должности президента и других государственных должностей, право избирать других лиц на выборные должности и др.

4. Неотъемлемый признак любого государства - государственный суверенитет, который представляет собой единство трех элементов: верховенства государственной власти, независимости государства во внутренних делах, независимости государства на международной арене.

5. Наличие права как регулятора общественных отношений.

Этот признак означает, что государство может издавать законы и иные юридически властные веления, обязательные для исполнения всеми лицами, находящимися на его территории.

6. В любом государстве осуществляется взимание с населения налогов и других обязательных сборов. Они используются в качестве средств на содержание госаппарата, строительство дорог, обеспечение школ, больниц и для других общественных нужд.

7. Государство имеет свои символы, к которым относятся герб, флаг, гимн, столица.

Таким образом, указанные признаки позволяют сформировать понятие государства любой исторической эпохи и уровня развития, поскольку дают наглядное представление о государстве.

Теории о происхождении государства

С древнейших времен человечество пыталось понять, что такое государство, как и по чьей воле оно зарождается, а также обосновать принадлежность государственной власти конкретному лицу либо группе лиц. Это стремление повлекло за собой формирование различных теорий о происхождении государства:

1. Одна из старейших - теологическая теория о происхождении государства. Ее основоположниками являются Аврелий Августин и Фома Аквинский.

Сущность этой теории сводится к тому, что государство зарождается и функционирует в соответствии с волей Бога. Приверженность этой теории можно найти в теократических государствах, обожествляющих власть монархов, что наблюдается еще в таких древнейших государствах, как Древний Египет и Древний Вавилон. В Древнем Китае император также считался «сыном Неба», т.е. имеющим божественное происхождение, потомком бога на земле.

Государство, по мнению сторонников теологической теории, выражает стремление бога внести порядок и организованность в человеческое общество. Посредством государства, руками монархов осуществляется божественное руководство миром. Но при этом сами монархи, хоть и наделены правом управлять людьми, должны быть подчинены церкви, поскольку их власть - от бога.

2. Другой, тоже очень древней, является патриархальная теория о происхождении государства. Ее основоположниками традиционно считаются древнекитайский мыслитель Конфуций и древнегреческий философ Аристотель. Данная теория проводит аналогию государства с семьей. Считается, что именно от последней произошло государство, и именно поэтому отношения в нем также должны строиться по принципу семейных: власть монарха, поскольку происходит от отцовской власти, должна быть подобна ей, подданные же, подобно детям, должны этой власти подчиняться. Должны - поскольку отцовская власть имеет божественное происхождение.

3. Договорная теория происхождения государства. Ее основоположниками являются Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.

Согласно ее постулатам, государство возникло на основе общественного договора, заключенного между людьми с целью обеспечения их общей пользы и общественных интересов. Эта теория обосновывала право народа на власть и на свержение недемократической власти.

4. Сторонники историко-материалистической теории (К. Маркс, Ф. Энгельс) считают, что возникновению государства способствовало разделение общества на классы, появление частной собственности и т.д.

5. Теория насилия, сторонниками которой являются Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский, говорит о том, что государство возникает в результате проявления насилия (т.е. завоевания, порабощения) слабых племен более сильными либо насилия одной части общества над другой.

6. Автор органической теории - Г. Спенсер - считал, что государство, поскольку является производным от природы, тождественно человеческому организму, который рождается, живет, затем стареет и умирает. По этой причине его сущность и функции полежат объяснению аналогично анатомии и физиологии человеческого организма (функции правителя можно определить по аналогии с деятельностью мозга, духовенство выступает в роли «души» такого организма и т.д.). Развитие и «рост» государства, как и человеческого организма, зависит от состояния «почвы», «жизненного пространства», а его свойства обуславливаются качествами территории и проживающего на ней населения. В свою очередь путь развития - «исторический пейзаж» - отражается на личности жителя государства.

7. Психологическая теория происхождения государства представлена такими учеными, как Л. Петражицкий, Г. Тард.

Согласно положениям этой теории, государство является продуктом человеческой психики: одни люди испытывают потребность командовать, другие - подчиняться.

Существуют и иные теории о происхождении государства.

Но, как представляется, ни одна из них не в состоянии выявить абсолютно все причины появления государства, поскольку оно формируется под влиянием множества самых разнородных обстоятельств.

Понятие формы государства и её основные элементы

Формой государства является организация политической власти, включающая три элемента: форму правления, форму государственно-территориального устройства и политический режим.

Рассмотрим кратко каждый из этих элементов.

Форма правления - это элемент формы государства, дающий представление о составе и порядке формирования высших государственных органов, их взаимодействии друг с другом.

Известны две основные формы правления: монархия и республика.

1. Монархия представляет собой такую форму правления, при которой носителем государственной власти является один человек - монарх (царь, король, шах, император, султан и т.п.). Его власть носит наследственный характер и осуществляется пожизненно. Он выполняет функции главы государства, законодательной, а во многом - и функции исполнительной власти, контролирует правосудие и местное самоуправление.

В современный период сохраняют свое существование такие виды монархий, как абсолютная, дуалистическая и парламентская.

Под абсолютной монархией понимается форма правления, основанная на безраздельной принадлежности всей полноты государственной власти одному человеку, который соединяет в своих руках полномочия главы государства, законодательной, исполнительной, судебной, а иногда - и религиозной власти. В современном мире абсолютной монархией является Саудовская Аравия.

Дуалистическая и парламентская монархии основаны на ограничении власти монарха, но между ними имеются некоторые отличия. В настоящее время к числу дуалистических монархий принадлежат Кувейт, Бахрейн и др., а к парламентским - Великобритания, Бельгия, Швеция и т.д.

2. Республика - это форма правления, при которой государственная власть принадлежит выборным органам, формируемым на определенный срок.

К настоящему времени республика стала наиболее распространенной формой государственности. Она представлена двумя основными разновидностями - парламентской и президентской республиками. Существуют также смешанные республики, сочетающие в себе черты президентской и парламентской. К смешанным республикам относится Российская Федерация.

Главное различие между президентской и парламентской республиками состоит в особенностях формирования и политической ответственности правительства (совета, кабинета министров). Рассмотрим их более подробно.

К парламентским республикам относятся Италия, Германия, Индия и др., а к президентским - США, Сирия, Зимбабве.

В настоящее время создаются смешанные, «гибридные» формы правления - полупрезидентские, полупарламентские республики. К таким странам можно отнести Австрию, Ирландию, Португалию, Финляндию, Польшу, Францию, Россию.

Под формой государственного устройства понимается внутреннее строение государства, его деление на составные части, разделение властных полномочий между центральными и местными органами власти.

Известны три основные разновидности форм государственного устройства, к которым относятся: унитарное государство, федерация и конфедерация.

1. Унитарное государство (от латинского unitas - единство) представляет собой наиболее простую форму государственного устройства, которая не имеет в своем составе субъектов, обладающих признаками государственности и для которой характерны единство законодательства, структуры государственного аппарата, судебной, налоговой и денежной системы, а также единое гражданство.

Унитарное государство делится лишь на административнотерриториальные единицы. Для унитарного государства, еще раз подчеркнем, характерно существование общих высших органов законодательной власти, органов управления (органов исполнительной власти), единой судебной системы и конституции. Оно обладает также единой финансовой и налоговой системой, единством гражданства, едиными вооруженными (в виде армии) и полицейскими силами и, наконец, единым и неделимым суверенитетом.

Унитарными государствами являются Великобритания, Франция, Италия, Венгрия, Монголия и др.

Единство территории, населения и власти в пределах унитарного государства предполагает также наличие единой системы права и государственных органов. Характерной чертой законодательных органов унитарных государства является однопалатная структура, поскольку палаты парламентов унитарных государств, в отличие от федераций, не имеют специального представительства от регионов страны. Но из этого правила мoгyт быть исключения: например, парламент унитарной Великобритании состоит из двух палат: Палаты общин и Палаты лордов. Такая система сложилась в Англии к концу XIII в. под влиянием незавершенного компромиссного характера английской буржуазной революции XVII в.

2. Федерация представляет собой такую форму устройства государства, при которой оно состоит из субъектов, обладающих признаками государственности.

Субъекты федерации (государственные образования в ее составе) могут иметь разные наименования: штаты, земли, кантоны, республики, края, области и др. Каждый из них также имеет свое административно-территориальное деление. В отличие от унитарного государства, наряду с существованием и деятельностью общих для всей федерации высших органов государственной власти на территории каждого субъекта действуют собственные - высшие и местные - властвующие органы. При этом каждый субъект, как и федерация в целом, наделен законодательными полномочиями, но принятые законодательным органом субъекта правовые акты действуют лишь на его территории. Аналогично обстоит дело с функциями исполнительных, судебных, прокурорских и иных органов субъектов федерации. При этом субъекты федерации подчиняются федеральному центру и федеральному законодательству. Следовательно, главная роль в управлении внутренними и внешними делами государства принадлежит общефедеральным органам власти.

Современная теория государства выделяет следующие виды федераций:

1) территориальные - построенные на основе принципа территориального разделения территории (США, Германия, Австрия);

2) национальные - в основу построения которых положен национальный принцип (Бельгия, Эфиопия);

3) национально-территориальные - построены на основе сочетания территориального и национального принципов (Российская Федерация).

Исторический опыт показал, что федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), чем образованные на национальной или национально-территориальной основе, которые впоследствии либо распались (СССР, Чехословакия, Югославия), либо испытывают большие сложности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения (Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация). Федеративное устройство в данных случаях призвано способствовать решению национального вопроса и обеспечению децентрализации власти путем разграничения полномочий центра и субъектов.

Законодательный орган федерации традиционно двухпалатный, в одной из палат которого представлены ее субъекты. Еще один типичный признак федеративных государств - одновременное наличие общефедерального гражданства и гражданства членов федерации.

Федеративные государства также характеризуются тем, что, наряду с общефедеральной Конституцией и законодательством, в субъектах присутствуют собственные конституции и законы, которые, тем не менее, должны соответствовать федеральной конституции и федеральным законам.

3. Конфедерация представляет собой временное целевое объединение (или союз) государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют собственные государственные органы.

В качестве признаков конфедерации можно выделить:

1. Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственных границ.

2. Совместное определение основ внешней политики не исключает самостоятельности действия в этой сфере каждого из государств.

3. Вооруженные силы каждого члена конфедерации самостоятельны, но могут находиться и под общим командованием.

4. Возможно, но не обязательно, существование общих законодательных органов и системы управления. При этом в законодательный орган входят представители всех государств, составляющих конфедерацию, с равными полномочиями, а исполнительные органы являются коллегиальными.

5. Факультативным признаком является также существование общих для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы.

6. Законодательство конфедерации действует на территории ее конкретного участника только в случае его принятия и опубликования данным государством. При этом каждое из государств имеет право нуллификации - отмены действия конфедеративных актов на своей территории.

7. Наличие суверенитета конфедерации при сохранении суверенитета и международного статуса участников.

8. Право каждого участника на выход из состава конфедерации.

Конфедерация нередко является промежуточным звеном на пути к федерации. Конфедерации обычно создаются для решения строго определенных - экономических, политических, военных и иных задач и для достижения определенных целей. По достижении этих целей конфедерация в формально-юридическом плане считает себя исчерпавшей. В историческом прошлом конфедерациями были США, Германия, Швейцария. В настоящее время конфедерацией является Европейский союз.

Следующим элементом формы государства является государственный (политический) режим, под которым понимается совокупность способов и методов осуществления государственной власти.

Государственный режим - исторически обусловленное явление, т.е. складывающееся и развивающееся под воздействием ряда объективных и субъективных факторов.

Традиционно выделяют 2 вида государственных режимов: авторитарный (антидемократический) и демократический.

Следует также отметить, что существует разделение авторитарных режимов на мягкие и жесткие. При мягком авторитарном режиме в обществе существуют демократические институты, действует ряд демократических прав и свобод, однако прослеживается существенное влияние правящей личности, определяющей направления государственного развития.

При жестком авторитарном режиме все полномочия по осуществлению государственной власти сосредоточены в руках правящей элиты либо вождя при полном запрещении оппозиции.

Демократические права и свободы могут быть декларированы, но на самом деле не реализуются.

Разновидностью авторитарного режима является тоталитарный, который характеризуется полным контролем властвующих структур в экономике, политике, идеологии. Кульминацией тоталитарного режима является фашизм, который полностью ликвидировал в 1930-1940-е гг. в ряде Западных стран буржуазно-демократические права и свободы, выдвинул на первый план и широко использовал террористические методы правления.Отметим, что идеальных демократических государств в мире не существует. Наиболее приближены к ним Великобритания, Швеция, Норвегия. Среди авторитарных государств следует назвать Китай. К тоталитарным государствам в современном мире относятся Иран, Саудовская Аравия.

Право: понятие, сущность

Под правом понимается система норм, установленных или санкционированных государством с целью регулирования общественных отношений, и охраняемая его принудительной силой.

Оно является продуктом развития общества, возникающим на определенном этапе его существования.

В первобытном обществе права в современном понимании не существовало, регуляторами общественных отношений были обычаи. В них закреплялись сформированные за многовековой период наиболее рациональные, полезные для общества модели поведения в определенных ситуациях. Обычаи передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всего общества. Со временем сформировались нормы морали, закреплявшие представления людей о справедливости, добре, зле, а также нормы религии, в которых выражались представления древних людей об окружающем мире и их месте в нем.

С появлением государства как новой формы организации общества возникает необходимость и в создании принципиально нового механизма регулирования общественных отношений. Так формируется право в качестве нормативной системы, закрепленной государством и охраняемой его принудительной силой и авторитетом.

Таким образом, право появилось одновременно с государством и развивалось вместе с ним, в тесной взаимосвязи, которая проявляется в следующем:

1. Развитие и функционирование права немыслимо без государства, поскольку последнее является политическим механизмом, формирующим право как систему общеобязательных правил поведения. Право является результатом правотворческой деятельности государства, соответствующих компетентных органов (парламента, правительства и т. д.). Нормы поведения тогда становятся общеобязательными юридическими нормами, когда они, с одобрения общества, будут установлены (либо санкционированы) государством.

2. Государство является гарантом реализации правовых норм и охраняет их от нарушений. Этот признак, вкупе с возможностью государственного принуждения, стоящего за правом, и отличает правовые нормы от других норм, действующих в обществе: моральных, нравственных, религиозных, корпоративных и т.д.

3. Не только право нуждается в государстве, но и государство - в праве, поскольку его нормальное и эффективное функционирование немыслимо без опоры на право. Право и есть тот главный механизм, посредством которого регулируются общественные отношения, что и составляет главное социальное назначение государства.

Сущность права состоит в том, что оно закрепляет, возводит в разряд правовых, общеобязательных общественные отношения, являющиеся основой нормального, стабильного функционирования общества, соответствующие интересам его большинства и выражающие общую волю.

Таким образом, в рамках введения были изложены базовые понятия, которые необходимо знать, приступая к изучению курса «История государства и права зарубежных стран», без которых нельзя осмыслить эволюцию государства и права.

Развитие государства и права неразрывно связано с политико-правовыми концепциями, формировавшими представления о государстве и праве в отдельно взятой стране в различные периоды развития. Некоторые концепции получили закрепление в виде государственной идеологии, господствующего учения и оказали большое влияние на формирование права. Именно поэтому полагаем, что знание некоторых политико-правовых доктрин позволит лучше понять ход развития цивилизации, отдельных государств, формирования цивилизационных ценностей, получивших закрепление в нормативных актах государств. Следует отметить, что не все учения получили реальное претворение в жизнь, часть из них осталась невостребованной на практике, но их изучение полезно с точки зрения исследования многообразия содержания политико-правовых идей и их влияния на развитие государства и права.


Изучаемый курс истории государства и права зарубежных стран охватывает период примерно с III тысячелетия до н.э. до настоящего времени, то есть около 5 тысячелетий (50 веков), и начинается, по существу, с письменных источников, которые в какой-либо мере могут свидетельствовать о зарождении и развитии государственности и права. В целом же, как видно, государство и право появляются на достаточно позднем этапе развития человечества, история которого насчитывает, по разным источникам, от 30 до 60 тысяч лет.

В предельном обобщении история государства и права зарубежных стран может быть представлена в следующем виде.

Предпосылки государственности появляются еще в первобытнообщинном обществе, когда в основной ячейке человеческого сообщества - племени - возникает осознанное разделение функций и появляются соответствующие их исполнители: вождь и его окружение, воины, сборщики налогов, строители жилища, товары и др. Письменности еще нет, но устная речь уже существует. На этом этапе человеческое сообщество качественно отличается от сообщества животных разных видов, где также наблюдается разделение функций, но на инстинктивном уровне.

Следующий этап - разделениие людей по категориям в зависимости от приближения к власти вождя и наличия личного имущества, богатства, физической силы. Такие отношения предполагают наличие постоянно действующих органов управления и обязательных правил поведения, т. е. государственных и правовых институтов - еще не развитых, но достаточно прочно укрепившихся.

Появление письменности открывает новый этап в истории государства и права. Обычаи записываются и становятся законами для всех живущих на территории племени или союза племен.

Государственные органы укрепляются, при этом преобладающее место в обществе занимают воины, поскольку войны следуют одна за другой. Появляется рабство. Государственная власть вождя-царя переходит, как правило, по наследству. Первые письменные источники права относятся к ХХ в. до н.э., и появились они на

Древнем Востоке. Формируется первая империя - в Древнем Египте.

К Х в. до н.э. относится появление государственности в Европе. Древняя Греция, а затем Древний Рим олицетворяют высокий на тот период уровень развития государственности и права. В римском праве закладываются основы гражданского права. Правовое положение людей разделяется в зависимости от социального статуса (свободный или раб).

В начале Средних веков (V в. н.э.) развитие государственности и права определяло Франкское государство. После его упадка (Х в.) появляются Германия, Италия, Франция. В конце Средних веков (XVI-XVII вв.) передовое место занимает Англия. Осуществляется колониальное завоевание мира.

Следующий этап - становление буржуазных государств сначала в Европе, а затем - в Америке и других регионах мира. Происходит правовая революция: люди в основных сферах жизни становятся равными субъектами правоотношений вне зависимости от социального положения. Закрепляются принципы разделения властей, народовластия, независимости судей. Наиболее полно они реализуются в США, Франции, Англии, Голландии и других европейских странах. Происходит гуманизация уголовного права.

В начале ХХ в. в основном завершается передел мира.

Наиболее сильными метрополиями, имеющими колонии в Азии и Африке, являются Англия и Франция, а позже и Япония. Вместе с тем, резко возрастает влияние США во многих странах мира, хотя формально США колоний не имеют и метрополией не являются. В колониальных странах государственные и правовые институты формируются наподобие тех, какие действуют в метрополиях. Во многих странах активно развивается социальное законодательство - в связи с перекосами в капиталистической экономике, ставящими рабочих в тяжелое положение. В результате Первой мировой войны и социальных революций рушатся последние крупнейшие империи: Российская, Германская, Австро-Венгерская, Османская.

В ХХ в. государственность в некоторых странах приобретает формы агрессивного тоталитаризма (Германия, Италия), который осуждается человечеством. На рубеже 1960-х гг. рушится колониальная система. Происходит процесс активного международного сотрудничества. Создаются ООН и региональные международные организации. Завершается этап развития социалистической (коммунистической) государственности.

На рубеже третьего тысячелетия государственные институты в абсолютном большинстве стран мира схожи и характеризуются прежде всего разделением властей, народовластием, независимостью судей. Наблюдается также сближение основных правовых систем (романо-германской и англосаксонской).

Происходит, таким образом, глобальная унификация государства и права, чему способствуют достижения научно-технического прогресса. Очевидно, что этот процесс будет происходить в III тысячелетии. Это и неудивительно, ведь во всех странах мира люди представляют собой живых существ одного типа. Соответственно, и общественное развитие не может и не должно иметь каких-либо принципиальных различий, не считая, конечно, различий, обусловленных климатическими, этническими и иными природными факторами.