Государственный строй Древнего Египта
В Древнем Египте возникла и просуществовала много веков древнейшая цивилизация.
Историю Древнего Египта можно подразделить на следующие периоды:
1. Раннее царство (XXXI-XXVIII вв. до н.э.) - период царствования первых трех династий египетских фараонов.
2. Древнее, или Старое, царство (XXVIII-XXIII вв. до н.э.) - период царствования 3-6 династий.
После расцвета в период Раннего и Древнего царства, когда была построена знаменитая пирамида Хеопса, отмечался экономический и политический упадок.
3. Среднее царство (XXIII-XVII вв. до н.э.) - период царствования 11-12 династий.
4. Новое царство (XVI-XI вв. до н.э.) - период царствования 18-20 династий. В этот период Древний Египет превратился в первую в истории мировую державу, объединявшую множество племен и территорий, присоединенных путем завоеваний соседних народов Ливии, Палестины, Сирии и др. В конце этого периода Древний Египет как государство пришло в упадок, его завоевали сначала персы, а затем в I в. до н.э. - римляне, присоединив к своей империи.
Основой экономической и общественной жизни в Древнем Египте была сельская община. Закономерный процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения был связан с развитием сельскохозяйственного производства и соответственно получением прибавочного продукта, который присваивала общинная верхушка. Она же сосредоточивала в своих руках функции по созданию, поддержанию и расширению ирригационных сооружений, на которых держалось сельскохозяйственное производство. Впоследствии, в результате социального развития и перераспределения властных полномочий, эти функции перешли к государству.
Большая часть членов общины была связана между собой родством, происхождением от общего предка. Однако с течением времени в ее состав начинают входить чужаки, а некоторые общинники, напротив, покидали ее по разным причинам, в том числе в поисках заработка. Управление общиной осуществлялось общим собранием, советом старейшин, вождем. По своему характеру сельская община являлась переходной формой от коллективной собственности на землю и коллективным пользованием ее плодами к частной собственности, к индивидуальному хозяйству.
Процесс разорения сельской общины особенно был заметен в период Среднего царства, о чем свидетельствуют сведения о покупке земли разбогатевшими общинниками, чиновной и военной знатью. И уже в эпоху Нового царства работа на чужой земле, преимущественно государственной и храмовой, стала обычным делом для большинства общинного населения Древнего Египта.
В этот период, в связи с распространением принудительного труда, различие в положении рабов и свободных тружеников стало стираться. Так же, как и свободные граждане, рабы работали в дворцовом хозяйстве и даже наделялись землей, что свидетельствовало о некотором приближении к начальным формам феодализма.
С первых династий Древнему Египту известны проводимые по всей стране периодические переписи населения, скота и собственности, на основе которых устанавливались размеры подати (налоги), систематически взыскиваемые с населения в пользу фараонов аппаратом чиновников.
Социальная структура Древнего Египта еще более усложнилась в Новом царстве, когда Египет превратился в огромную империю, возглавляемую всевластным фараоном-деспотом. Прежде всего изменилось положение господствующего класса. Теперь благосостояние его представителей прямо зависело от того, какое место они занимали в должностной иерархии, насколько близко стояли к фараону и его двору. В связи с усложнением объема и функций государственной власти в Новом царстве и соответствующим ростом численности чиновников произошло значительное расширение господствующего класса. Увеличилась прослойка зажиточных общинников, дети которых уже могли получать (после обучения в специальных школах, руководимых царскими писцами) чиновничью должность.
Свободное население, непосредственно занятое в царском секторе, разделялось на жрецов, военных, чиновников, мастеров и «простых» людей. Численный и персональный состав первых трех групп определялся государством в каждом конкретном случае с учетом соответствующих потребностей. Это происходило в ходе ежегодных смотров, когда формировались штаты того или иного государственного органа, царского некрополя, ремесленных мастерских и т.д. Каждая категория имела свое правовое положение. Например, мастер (архитектор, ювелир, художник и т.д.), работая в каком-либо подразделении по указанию царской администрации, не мог по своей воле покинуть его. Все то, что производилось им в урочное время с применением орудий труда, считалось собственностью фараона; то, что делалось во внеурочное время, становилось собственностью мастера. Чиновники и мастера за всякого рода провинности могли переводиться в простые люди, и тогда их положение мало отличалось от рабов (простых людей нельзя было, как рабов, продавать и покупать).
Данная система распределения трудовых ресурсов мало затрагивала основную массу земледельцев, общинников, за счет которых главным образом и держалась вся армия чиновников, военных и мастеров. Периодический учет рабочего населения свидетельствовал о неразвитости рыночных отношений, при которых, как известно, указанное распределение происходит не по указке, не по приказу, а на основе спроса и предложения. В Древнем Египте царская власть непосредственно руководила огромным рабовладельческим хозяйством, ведала строительством и эксплуатацией ирригационных сооружений, являвшихся основой земледелия, а значит, главным источником богатства страны.
Древнеегипетское государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных периодов его распада. Уже в Древнем царстве проявлялись черты восточной деспотии, сложился централизованный бюрократический аппарат, на который опирался фараон (деспот). Фараонам присваивался священный титул «сына бога солнца», вырабатывались торжественные ритуалы его воцарения, а также погребения. Знаменитые огромные пирамиды наглядно демонстрируют масштаб влияния фараонов, для которых они возводились.
В период Нового царства Древний Египет стал империей, достиг наивысшего могущества, в которой сформировалась теократическая (религиозная) деспотия, сильная и эффективная власть центра, полностью подчинившая себе управление сельскими общинами.
Власть фараона передавалась по наследству. Фараон был первосвященником, нередко его олицетворяли с богом, от воли которого зависели урожай, безопасность и многие другие основополагающие атрибуты общественной и государственной жизни. Государство, таким образом, персонифицировалось в лице фараона. Ему как носителю высшей власти принадлежало верховное право на земельный фонд всего государства, он мог, в частности, отдавать наделы по своему усмотрению, например, жрецам или мастерам за оказываемые ими услуги.
И тем не менее власть фараона определенным образом ограничивалась, и это естественно: ведь свою волю он мог реализовывать только через своих приближенных и чиновников, и прежде всего жреческую и военную верхушку, представители которых, пользуясь данными им полномочиями, могли в своих интересах видоизменять решение фараона или предоставлять ему искаженную информацию, и последний не мог с этим не считаться.
Власть фараона сдерживалась и установившимися религиозно-моральными нормами (в первую очередь по поводу справедливости), следование которым считалось особой заслугой царя-бога.
Например, Аменхотеп III в своих надписях указывал, что он всегда «соблюдал закон», т. е. тот рабовладельческий правопорядок, который служил интересам рабовладельцев.
На всем протяжении развития Древнего Египта особая роль в управлении государством принадлежала царскому двору. Это хорошо видно на примере изменения полномочий первого помощника фараона - джати. Сначала джати был жрецом города и одновременно начальником царского двора. Но уже в Новом царстве он получил полномочия контролировать государственное управление в центре и на местах, распоряжаться земельным фондом, всей системой водоснабжения. Кроме того, в его руках сосредоточились высшие судебные функции. Он получил право ежедневного доклада фараону о положении в государстве. Соответственно усилились полномочия и других придворных лиц.
Местное управление сосредоточивалось в сельских общинах, во главе которых стояли общинные старосты и общинные советы - джаджаты. Общинные советы состояли из представителей зажиточного крестьянства и выполняли судебные, хозяйственные и административные функции. В частности, они регистрировали акты передачи земли, контролировали состояние оросительных сетей на своей территории. К концу Среднего царства общинные советы в связи с процессом централизации теряли свое влияние, а общинные старосты трансформировались в чиновников централизованного государственного аппарата.
Постепенно утратили свою самостоятельность номархи - главы небольших государственных образований, созданных на базе общин. Если в Старом царстве номархи, властные полномочия которых зависели от их богатства, силы и влияния при дворце, могли возглавлять местное ополчение, выступать в качестве жрецов местных богов и руководить храмовыми хозяйствами, то в Новом царстве номовая администрация целиком подчинилась центру, который назначал в каждый ном царского чиновника.
Страна была разделена на Южный и Северный Египет, которые в Новом царстве возглавляли царские наместники. Это соответствовало древнему делению Египта на Верхнее и Нижнее царства, что определяло и особые титулы фараонов, сохранившиеся и в поздней истории страны - «владыка двух стран», «царь Нижнего и Верхнего Египта».
В Древнем царстве не существовало регулярной армии.
Войска собирались из ополченцев по всей стране специально для проведения конкретных военный операций, преследовавших, как правило, грабительские цели (захват рабов, скота, другого имущества). Участие в военных походах было прибыльным делом, поскольку воины непосредственно делили добычу, большая часть которой передавалась фараону. В период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов.
Однако развитие торговли, необходимость охраны границ расширяющегося государства, растущие захватнические планы, а также интересы обороны требовали создания регулярной армии. Постепенно была сформирована постоянная армия, кадровое офицерство, из которого пополнялись специальные формирования «спутников царя», выполнявших особо важные военные задания фараона. Число воинов значительно увеличилось в Новом царстве. За особые доблести и подвиги они награждались земельными наделами, рабами, скотом. Наряду с пехотой и конницей была образована боевая колесница. Со временем возросло влияние высших командных кругов на важнейшие государственные решения.
Полицейские функции в государстве сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства они перешли к специальным полицейским отрядам, которые охраняли города, каналы, зернохранилища, храмы, гробницы, а также выполняли другие задачи по поддержанию правопорядка в государстве.
Суд на всех этапах развития Древнего Египта не был отделен от администрации. В Древнем царстве судебные функции выполнялись в общинных органах самоуправления, которые разрешали споры о земле и воде, семейные и наследственные вопросы. В номах судьями были номархи. Высший суд возглавлял сам фараон. Определенные судебные полномочия имели и храмы; так, решение жреца-оракула, имевшего большой религиозный авторитет, не могло быть оспорено царскими чиновниками.
Следовательно, Древний Египет как древнейшее государство прошел в своем развитии несколько этапов, на завершающем из которых, в эпоху Нового царства, он представлял собой первую в истории империю, которая прекратила свое существование к концу I в. до н.э. Древний Египет - это рабовладельческое государство, в котором большую роль играла религия (жречество). Разделение населения на социальные группы было типичным для древневосточных рабовладельческих государств.
Древнеегипетским государством управлял фараон (деспот), имевший практически неограниченную власть. Он же был первосвященным и высшим судьей. Свою волю фараон реализовывал через разветвленный централизованный бюрократический государственный аппарат.