Возникновение и развитие феодального государства и права
Особенности феодального государства
Феодальное государство представляло собой организацию класса феодальных собственников, созданную в интересах эксплуатации и подавления правового положения крестьян. В одних странах мира оно возникло в качестве непосредственного преемника рабовладельческого государства (например, Византия, Китай, Индия), в других оно образовалось как непосредственный результат возникновения и утверждения частной собственности, появления классов, минуя рабовладельческую формацию (например, у германских и славянских племен).
В основе производственных отношений феодализма лежали собственность феодала на главное средство производства - землю и установление прямой власти феодала над личностью крестьянина.
Именно поземельные отношения и собственность на землю определяли в то время лицо общества, характер его социального и политического строя. Для феодальной системы общественных отношений были характерны следующие особенности: 1) иерархический характер феодального сословия, выражавшийся в системе вассалитета; 2) сословное деление общества; 3) ограничение права крестьян распоряжаться землей и их личная зависимость от феодалов.
Особенностью феодального общества являлась, таким образом, сложная иерархическая сословная система, отразившая особый строй поземельных отношений. Кроме того, владение землей давало и непосредственное право на реализацию властных полномочий на определенной территории, т. е. земельная собственность выступала в качестве непосредственного атрибута политической власти.
Сословное деление феодального общества, будучи выражением фактического и формального неравенства людей, сопровождалось установлением особого юридического места для каждой группы населения. Господствующий класс феодалов в целом и каждая его часть в отдельности представляли собой более или менее замкнутые группы людей, наделенных закрепленными законом привилегиями - правом собственности на землю, владением крепостными и монополией на право участия в управлении и суде.
Отношения между феодалами в Европе строились на основе зависимости одних феодалов от других. Одни феодалы выступали в качестве сюзеренов, другие - в качестве вассалов. Сюзерены жаловали своим вассалам земли и гарантировали им свою защиту, в соответствии с этим вассалы были обязаны по отношению к сеньорам нести военную службу и некоторые другие повинности.
Отношения сюзеренитета-вассалитета создавали специфическую политическую иерархию внутри класса феодалов.
Типичной формой правления феодального государства была монархия. Феодальная республика была характерна для сравнительно немногих средневековых городов Северной Италии, Германии, России. Что касается форм феодального государства, то за время своего развития оно прошло ряд этапов:
1. Раннефеодальная монархия (сеньориальная) (V-IХ вв.) характерна для периода становления феодальной собственности, когда формирующийся класс феодалов группировался вокруг политически укрепившейся власти короля. В этот период складывались первые относительно крупные феодальные государства.
2. Сословно-представительная монархия (Х-ХIII вв.) - в этот период наблюдался расцвет феодального способа производства и господство натурального хозяйства, что повлекло за собой феодальную раздробленность, сопровождавшуюся переходом власти от короля к отдельным феодалам, и организацию государственной власти на основе вассальных связей.
Для этого периода характерен процесс централизации государства и возникновения королевской власти, начало функционирования представительных органов: Генеральных штатов во Франции, Рейхстага в Германии, Кортесов в Испании и т.д.
3. Абсолютная монархия (ХVI-ХVIII вв.) характеризовалась сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, судебных и фискальных функций, в руках короля; созданием большой профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечило ему прямое управление и контроль за страной.
Особенности феодального права
Характерные черты феодального права:
1) основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, нормы, обеспечивавшие внеэкономическое принуждение;
2) феодальное право в значительной степени являлось правом-привилегией, закреплявшим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе;
3) в феодальном праве не было привычного деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объяснялось его сословным принципом;
4) огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся в нормы права;
5) характерной чертой права Европы был партикуляризм, т. е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях;
6) еще одной особенностью было то, что для многих народов Западной Европы феодальное право было обычным правом. По своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую «рецепцию» римского права.
«Рецепция» римского права. Среди основных причин рецепции необходимо выделить следующие:
- римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства;
- короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;
- повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству.
Изучение римского права началось с XI в. Большую роль в этом сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов - комментаторов римского права. Итогом работы этой школы стало издание в ХIII в. юристом Аккруцием сборника, обобщающего более 96 тысяч глосс (комментариев). С XIV в. на первый план выходит школа постглоссаторов, переработавшая римское право в соответствии с потребностями времени;
7) особое развитие в изучаемый период получило городское право. С ростом и развитием городов здесь появились городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей юрисдикцией все население города и вытеснившие применение ленного и дворового права в городах.
Городское право чаще всего излагалось в письменном виде, главным образом в связи с заимствованием его каким-либо городом.
В некоторых городах совет постановлял записать право для сведения собственных граждан, записывалась и судебная практика.
Большие города, имевшие высокий уровень товарно-денежных отношений, имели и более высокий уровень юридической проработки правовых норм. Со временем они подчиняли своему влиянию другие менее развитые города;
8) римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологии Средневековья. Христианская религия была тесно переплетена с феодальными отношениями, поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона.
Церковь выработала и свое право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в XVI в. Кроме того, источниками канонического права были нормативные акты римских пап. Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых и уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела, связанные с «грехом». Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.
Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний;
9) особую известность получила «инквизиция», т.е. суды для расправы с еретиками и инакомыслием.
Политико-правовая мысль Средневековья, эпохи Возрождения и Реформации
Период Средних веков характеризуется главным образом следующими чертами:
- главенствующее положение церкви не только в духовной, но и в политической жизни общества;
- до XI в. папская власть не имела надлежащего авторитета. С приходом к власти папы Григория VII ситуация изменилась. Был издан «Диктат папы», которым папа провозглашался сеньором всех государей, обладающим правом их судить и смещать. С 1059 г. папы стали избираться исключительно конклавом кардиналов;
- несмотря на различия, как теологическая, так и светская доктрины направлены на укрепление монархической власти, формирование сильного централизованного государства.
Фома Аквинский (1225-1274 гг.) - итальянец, католический философ, доминиканский монарх Фома Аквинский объединил богословие и античную философию, опираясь на авторитет древних философов, признавая не только веру, но и разум.
Практически одновременно с укреплением позиций христианской церкви на территории Римской империи внутри христианства возникали течения, отклонявшиеся от официального вероучения.
Так, во II в. группа христиан провозгласила особое знание, которое якобы исходило от первых апостолов, о том, что мир создан неким злым богом и находится в его власти. Истинный бог не связан с материальным творением и известен только из особых духовных откровений. В середине III в. появился новый религиозный пророк Мани, называвший себя апостолом Христа. Мани учил, что Вселенная разделена на силы Света и Тьмы, и Бог Света направил к людям много миссионеров, самым совершенным из которых был Иисус, представлявший собой сущность с подлинно божественной природой. Манихейство не получило массового распространения.
Вместе с тем процесс становления церкви в качестве крупнейшего феодала, наживавшегося за счет эксплуатации простого народа, бюрократического учреждения, активно поддерживавшего государство, не остался незамеченным простыми верующими. Начиная с X в. протест угнетенных вспыхнул с новой силой. Те, кого церковь называла еретиками, обличали ее, призывая вернуться к раннехристианским принципам, выступали за ликвидацию частной собственности, апостольскую бедность, мирскую проповедь и свободное чтение Библии. Наиболее крупными течениями были крестьянско-плебейская и бюргерская ересь (Джон Уиклиф, Ян Гус).
В XI-XIII вв. в Западной Европе происходил быстрый рост производительных сил, торговли, ремесел. Накопление капитала нарождающейся буржуазией обусловило ее стремление к независимости от феодалов и участию в управлении делами, вследствие чего она принялась активно поддерживать королевскую власть. Выразителем этих интересов стал Марсилий Падуанский (ок. 1275 - ок. 1343).
По мнению М. Падуанского, церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти. В вопросе о происхождении государства Марсилий придерживался аристотелевских идей. Источником всякой власти является народ, правда, не весь, а лишь лучшая его часть, способная понять интересы государства и общества. Соответственно народу и принадлежит право издания законов. Законодателями также должны быть непременно лучшие люди. Принятый таким образом закон общеобязателен, власти надлежит самой придерживаться закона. Различая законодательную и исполнительную власть, мыслитель подчеркивает производность исполнительной власти от законодательной. Являясь приверженцем монархии, Падуанский настаивает на принципе выборности монарха.
Одним из выдающихся мыслителей Средневековья является Никколо Макиавелли. В основе политики, по мнению философа, лежат противоречивые социальные интересы. Развитие и смена форм государства определяется борьбой народа и аристократии.
Задача любого государства - его централизация, создание военной мощи и обеспечение защиты интересов членов этого государства (охрана частной собственности, правопорядок, сдерживание посягательства низов на социальные верхи). Управление строится на знании человеческой психологии. Государство - это отношения между правительством и подданными, причем подданные должны бояться и любить правящих. Главное, чтобы страх подданных не перерос в ненависть, а любовь - в презрение. Следует дать возможность подданным пользоваться своей собственностью - зарабатывать на жизнь, тогда в обществе не будет недовольства, опасного для власти. Наилучшей формой правления является республика.
Государство возникло как следствие преодоления разрозненности. Объединившись, люди сделали самого храброго своим главой и стали ему повиноваться. Совместная жизнь привела к пониманию плохого и хорошего (обычаи, мораль и нравственность). Возникли законы и установились наказания. Появилось правосудие. Основой любой власти служат хорошие законы и хорошее войско.
Государь не должен бояться ответственности, ибо он вне закона. Для сохранения государства можно применять любые меры: политика и мораль несовместимы.
Реформация. Призыв к реформе был обусловлен множеством причин. В IX - начале XV в. Европа переживала ряд серьезных внутренних потрясений. Начавшаяся в 1347 г. эпидемия чумы унесла треть населения Европы. Церковная иерархия погрязла в собственных противоречиях и запуталась в сетях международной политики.
Конец XIV в. и XV в. явились эпохой расцвета религиозных обрядов. С давних пор существовал обычай жертвовать деньги на мессы для поминовения себя самого или родственников - ради упокоения души. Средства шли, естественно, на содержание духовенства.
Аналогичные проблемы были связаны с индульгенциями, вызвавшими массу противоречий. Индульгенция представляла собой папский декрет, обеспечивавший человеку освобождение от наказания за его грехи в чистилище. Вначале индульгенции давались за совершение духовных подвигов. Однако к началу XV в. индульгенцию, хотя и неофициально, уже можно было приобрести за деньги, затем последовали новые нарушения, когда папа Сикст VI разрешил приобретать индульгенции для умерших родственников, томящихся в чистилище. Зачастую священникам отпускались грехи, если они вносили плату за сожительство, «колыбельные деньги» за незаконнорожденных детей и т.п. Это, естественно, порождало среди мирян недоверие к клиру.
Искру, от которой разгорелся пожар протестантской Реформации, вызвали проповеди немецкого богослова и преподавателя Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483-1546). В 1517 г. открыто выступил против католицизма, прикрепив к вратам виттенбергской церкви свои знаменитые 95 тезисов. Его идеи на первом этапе
Реформации воспринимались как сигнал к выступлению против папской курии. Лютер солидаризировался с учением чешского реформатора Яна Гуса, объявленного еретиком. В 1520 г. публично сжег папскую буллу об отлучении его от церкви. Затем в обстановке поляризации сил и Крестьянской войны усиливается его консерватизм: он указывает, что светская власть обязана охранять существующие порядки (трактат «О светской власти», 1523 г.); обосновывает теорию спасения (оправдания) верой («О рабской воле», 1525 г.). Он - идеолог лютеранства, одного из течений протестантизма, распространившегося в Скандинавии, Прибалтике, Северной Германии.
Он выступал за коренное преобразование церкви. Идея отмены опеки папской курии имела далеко идущие последствия: создавались предпосылки для политического объединения Германии, прекращался отток громадных денежных сумм в Рим, упразднялась треть церковных праздников, стимулировалось предпринимательство. Упрощение обрядов (простота мессы, ликвидация таинств) изменяло жизнь братств, цехов и гильдий, упраздняло значительную часть черного и белого духовенства, избавляло от расходов, связанных с содержанием церкви, вело к секуляризации церковного и монастырского имущества.
Мартин Лютер разработал учение о «двух царствах». Им разграничивались религиозная и светская сферы. Религиозная организация общества признавалась полностью автономной. Свобода совести, вера, внутренний мир человека являются сферой исключительно духовной власти. Светская власть занимается экономикой, политикой, просвещением, культурой. Власть непоколебима, ибо освящена Богом.
Гораздо более радикальных взглядов придерживался Томас Мюнцер (ок. 1490-1525). Мюнцер стал вдохновителем Крестьянской войны, объединившей беднейшие слои населения.
Отстаивая раннехристианские принципы, Мюнцер провозглашает, что только люди труда способны понимать Бога, ибо их интересы полностью совпадают с интересами общества. В его воззрениях имеются зачатки республиканских и социалистических идей: о торжестве общих интересов над частными; устранении господ, в том числе насильственными способами, установлении справедливого общества.
Жан Кальвин (1509-1564) обосновал безусловный авторитет Священного писания. Бог раз и навсегда выразил свою волю, и люди должны согласовывать свою жизнь с буквой этого закона. Священное предание - это мнение отцов и учителей церкви, папские буллы и энциклики - значимы, если соответствуют прямому смыслу Священного писания.
Учение о предопределении дополнило учение Лютера об оправдании (спасении) верой: спасает человека вера, нисходящая на него вследствие божьей благодати; человек не спасется без помощи Бога. Свободы воли нет: Бог изначально записал одних в книгу жизни, а других - в книгу смерти. Истинно верующим может быть «избранный» Богом, но человек, не зная, в какой он книге, обязан стремиться оказаться среди «избранных».
В политическом плане божественное предопределение означало нравственную (религиозную) обязанность посвятить себя делу, своей профессии, быть трудолюбивым, предприимчивым и рачительным хозяином. Государство установлено Богом и необходимо человеку, как воздух. Протест против власти, даже самой жестокой - дерзость против божьей воли. Только когда требования власти противоречат Священному писанию, подданные могут оказать сопротивление.
Сторонником королевского абсолютизма выступил идеолог французской буржуазии Жан Боден (1530-1596), автор трактатов «Шесть книг о республике», «О государстве». Автор пытался подойти исторически к исследованию государства. Политическая идеология Жана Бодена - это идеология светского национального централизованного государства, идущего на смену феодальной раздробленности, против которой он выдвигает одну из важнейших политических идей того времени - идею государственного суверенитета.
Суверенитет - это верховенство, господство. Государство является верховной политической организацией. Власть государства выше власти церкви и власти феодальной аристократии.
Лучшим, по мнению Бодена, является то государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление носит аристократический и демократический характер.