Правовая культура и правосознание
- Правовая культура и правовое воспитание в России в исторической ретроспективе
- Понятие, структура и функции правосознания. Соотношение правосознания и правовой культуры
- Направления и средства совершенствования правосознания и правовой культуры
- Особенности профессионального правосознания и правового воспитания государственных служащих
Правовая культура и правовое воспитание в России в исторической ретроспективе
Вопросы понятия, сущности правовой культуры и правосознания разрабатывались многими учеными, юристами, культурологами, политологами, историками и философами на протяжении многих столетий. Все многообразие научных трудов наглядно свидетельствует нам о том, что вопросы становления и развития правосознания и правовой культуры интересовали и во времена Античности, и в период Средних веков, и в эпоху Возрождения.
Онтологическое значение правосознания состоит в том, что предмет учения о правосознании оставляет объективно верное и безусловно ценное состояние человеческой души. Трактат древнегреческого мыслителя Аристотеля «О душе» стал источником знаний по психологии.
Душа, по мнению Аристотеля, способ организации тела, а не самостоятельная сущность. Аристотель поднимает проблему различных свойств психики человека, в частности, сознания, мышления. В свою очередь, учение Р. Декарта говорит нам о том, что сознание человека является началом всех начал. Уровень правосознания определяется мыслительными процессами, в основе которых лежит чувственный внешний опыт, а также душевные процессы.
Российская правовая культура прошла практически те же этапы, что и российская государственность. Русская политико-правовая мысль насчитывает тысячелетнюю историю с IX по XX вв. включительно. В период XI–XIII вв. происходит формирование зачатков российской правовой культуры, появляется фундамент для ее дальнейшего развития.
Формирование правовых идей в Древней Руси происходило под влиянием культурного развития страны. Прежде всего это связано с переходом от язычества к христианству при князе Владимире.
На фоне перехода к государственному и феодальному обществу зарождалась письменность, литература, налаживались культурные связи с другими государствами. В середине XI в. происходило складывание юридической мысли. Первая запись древнерусского права – «Русская правда» – была связана с именем киевского князя Ярослава Мудрого.
Появился юридический памятник Киевской Руси – «Слово о Законе и Благодати». Данное произведение, составленное первым киевским митрополитом Илларионом, впервые утверждает величие и единство понятий «язык Русский», «земля Русская», которые вводятся в юридическую культуру. По сути, утверждается своего рода новый тип правопонимания, отличительный от языческого. Так, одной из основных тем, затрагиваемых Илларионом, является отношение «закона» и «истины». Автор сравнивает предпочтение законности с нравственными критериями при оценке поведения человека в обществе. В своем рассмотрении Илларион уже тогда использовал такие термины, как «правда» и «закон», которые имели в то время на Руси единое смысловое значение. Не противопоставляя Закон и Истину друг другу, Илларион отмечает, что только познание
Истины предоставляет человеку свободу в выборе своего поведения и личную ответственность за него перед людьми и Богом. Это определяет условия правомерного поведения граждан Древней Руси.
Обратим внимание еще на один памятник права Киевской Руси – «Повесть временных лет» (датируется 1113 г.). Ее автор – монах Киевско-Печерского монастыря Нестор. В данном произведении заложены основы теократической концепции «богоугодного властелина», ставшей ведущей в эпоху политической раздробленности. Кроме этого, одной из основных идей выступает и борьба за единство Киевского государства. Центром сплочения древнерусских князей Нестор признает не великокняжескую власть, а церковь, которая, по его мнению, способна вывести страну из кризиса.
Уже к началу XIII в. столетия центр русской жизни перемещается в Киев. В 1229 г. именно в Киеве появляется произведение «Моление Даниила Заточника», в котором отразились идеи «Слова» об укреплении княжеской власти.
Национальная правовая культура и правосознание России и в наши дни не менее актуальны и это при том, что у них также есть богатое историческое наследие, выразившееся в работах ярких представителей политико-правой мысли дореволюционного периода.
Основным характеристиками правовой культуры являются ее национально-исторические особенности, традиции, корни, представляющие собой «правовую преемственность», когда старые правовые ценности не должны отбрасываться, отвергаться только потому, что они служили прежнему строю.
Каждая историческая эпоха передает другой свой опыт как основу, из которой должны развиваться новые формы, новое право. Преемственность выражает связь старого с новым в процессе развития.
Например, в первые годы царствования Екатерины II Петровские реформы были подкреплены идеями «просвещенного абсолютизма», которые несомненно способствовали не только развитию просвещения в государстве, но и формированию правовой культуры.
Правосудие для Екатерины II было эффективным инструментом воспитательного воздействия, формой выражений идей, которые она желала внушить свои подданным. В период ее правления многие законодательные акты представляли собой не только правовые, но и выступали как программные и идеологические документы. В ее представлении правосудие было не только способом регламентации поведения людей, не только кара, но и милость, а также средство воспитания в подданных смирения, добрых качеств.
Российская империя петербургского периода заимствовала у Западной Европы не только формы организации государственной власти, но и способы подготовки чиновничества. Император Александр I прилагал усилия для того, чтобы создать совершенно новый аппарат государственного управления с хорошо образованными чиновниками, для чего считал необходимым не только улучшить, но и расширить систему образования. Императора в этом направлении всячески поддерживал выдающийся политический деятель М. М. Сперанский. Он полагал, что быстро и качественно подготовить корпус нравственно зрелых юристов невозможно, и на это нужны годы. Он отмечал необходимость переустройства системы образования в государстве, в том числе и правого.
В Российской империи в начале XIX в. было не столь много образованных юристов-практиков, а с высшим образованием единицы.
Юридической безграмотностью славились стряпчие, ходатаи, игравшие в дореформенной России своего рода роль адвокатов. Многочисленные жалобы, критики деятельности государственного аппарата, профессиональный и моральный уровень российского чиновничества – стали в том числе поводом для создания уже императором Николаем I Училища правоведения, которое станет одним из лучших учебных заведений Российской империи. Среди выпускников этого училища были: К. П. Победоносцев, П. И. Чайковский, И. С. Аксаков, А. Н. Серов.
Они сыграли важную роль в подготовке крестьянской реформы 1861 г., судебной реформы 1864 г.
Именно претворение в жизнь в 1864 г. судебной реформы привело к тому, что впервые в России правосудие становится не только привилегией государства, но и всего общества в целом. Реформа внесла гласность в судопроизводство, изменила сущность самого правосудия, а особая востребованность должности адвоката привела к развитию судебного красноречия. Суд присяжных становится общественным явлением.
На протяжении XVIII и XIX столетий государство в целом способствовало развитию и формированию правосознания и правовой культуры в Российской империи. В частности, правовое воспитание гимназистов и студентов посредством введения в учебные заведения правоведческих наук явилось своеобразным скачком в развитии государства, но в то же время в XIX в. в связи с усилением революционных событий и восстаний правовое просвещение населения становится ограниченным.
К проблеме формирования правовой культуры обращались многие юристы-мыслители, в частности, Н. К. Кавелин, С. А. Муромцев, М. М. Ковалевский, Л. И. Петражицкий, Б. А. Кистяковский и ряд других. В их работах именно праву отводилась важная воспитательная роль.
Процессу формирования российского правосознания конца XIX – начала XX вв. посвящена работа П. И. Новгородцева «Кризис правосознания». На правосознание как положительное отношение к праву обращал внимание Г. Ф. Шершеневич; правосознание как совокупность устойчивых взглядов – Н. М. Коркунов; понимание правосознания как правовых переживаний и эмоций нашло отражение в работах Л. И. Петражицкого.
В России изучением проблемы правосознания занимался философ русского зарубежья И. А. Ильин. Правосознание, как и общее в целом понятие сознания принадлежит к числу наиболее сложных. Сложность его состоит по мнению философа И. А. Ильина в том, что оно объединяет все духовные акты – мысли, воображение, чувства, волю, интуицию, верование и веру и др. «Категорию духовности И. А. Ильин использует для раскрытия понятия правосознания как сложного, многогранного и вместе с тем целостного образования, а категорию правовой свободы, как критерий понимания истинности, справедливости, правоты».
События Октябрьской революции 1917 г., формирование новых органов государственной власти и управления коренным образом изменили социально-экономические и идеологические основы системы.
Триада министра просвещения С. С. Уварова «Самодержавие. Православие. Народность» уже не являлась актуальной и нужной. Место православия занял атеизм, а место соборности – классовая борьба и диктатура пролетариата. Появляется новый термин «революционное правосознание», идеологи которого отстаивали идеи субъективного правопонимания.
Право советской России 1917 – конца 1920-х гг. называлось «революционным», а также «пролетарским». Оно считалось воплощением «революционного правосознания» и «революционной целесообразности».
В годы проведения новой экономической политики менялись представления о социализме и пересматривались взгляды на революционную законность. Сложившийся диктаторский режим свел на нет ростки правовой культуры, возникшие в дореволюционной России.
Вместе с тем в процессе перехода к насильственно осуществляемому модернизационному развитию возникла потребность в стабильном и тщательно регламентированном административно хозяйственном планировании и контроле. Именно «такой контроль предполагал опору на национальные законы и регламентации, поэтому были необходимы общенациональное законодательство и строгий режим законности, что и нашло воплощение в советском праве и социалистической законности (конец 20-х – начало 30-х гг.)».
Между тем в 20-х – 30-х гг. проводилась большая работа по правовому воспитанию не только взрослого населения, но и детей. Так, в 1930-х гг. в перечне преподаваемых в школе дисциплин появилась новая дисциплина – Конституция СССР. Дисциплина способствовала усвоению у школьников вопросов права, а для учителей были соответственно разработаны методики ее преподавания. Например, в соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) 1946 г. «О расширении и улучшении юридического образования в стране» обучение в школах в рамках указанной дисциплины было нацелено на формирование у школьников соответствующих правовых знаний.
Состояние правовой культуры общества в большей степени определяется участием профессионалов-юристов в работе по формированию правосознания граждан. Именно правовое воспитание и пропаганда выступают неотъемлемой частью профессиональной деятельности юристов, так как именно эта профессия основана на владении правовыми средствами.
В советский период времени, а также далее, в годы «перестройки», велась значительная работа по этому направлению. Свое дальнейшее развитие получила лекционная деятельность, привлечение практиков из правоохранительных органов, юрисконсультов.
Большое значение в построении социалистического общества и государства в СССР имело то, что агитация и пропаганда открывали возможность вовлечения широких народных масс в намеченные в государстве преобразования, и в этом особая роль принадлежала Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний «Знание», основанному в 1947 г.
Главной его задачей была организация массовой пропаганды политических, научных, правовых знаний путем проведения публичных мероприятий в области международной политики, советской экономики, науки, культуры, а также литературы и искусства. Лекторы проводили разъяснительную работу среди граждан по проблемам гражданского, трудового, уголовного законодательства. Нужно сказать, что в Общество «Знание» были вовлечены практикующие юристы (прокуроры, судьи, адвокаты, а также работники УВД и КГБ).
Все это позволяло осуществлять масштабную деятельность в рамках СССР по правовой пропаганде, качественно готовить лекционные материалы по правовой тематике в рамках отдельно взятой секции государства и права. Отметим, что наиболее распространенными тогда формами правовой пропаганды юридических знаний являлись лекции и беседы, тематические вечера, кинолекции, а также публикации в газетах и журналах.
С целью улучшения качества подготовки лекционного фонда в Обществе в 1963 г. был создан научно-методический совет.
Большое внимание в правовой пропаганде занимало также тесное взаимодействие Общества «Знание» со средствами массовой информации. Так, например, выпускались в рубриках газет: «Человек и закон», «Юридические консультации» различного рода юридические публикации. Таким образом, деятельность Общества «Знание» носила многоплановый характер, а лекции оказывали большую помощь в правовом просвещении граждан.
В 1960 г. было принято Постановление ЦК КПСС о введении в средних школах и средних специальных учебных заведениях курса «Основы политических знаний», а уже в начале 1960-х гг. в связи с введением курса «Обществознание», заменившего курс «Основы политических знаний» были изменены условия изучения школьниками вопросов права.
В 1970-е гг. правовое воспитание граждан становится важным направлением деятельности партийных и советских органов; Советов депутатов трудящихся и исполкомов местных Советов; специальных органов, обеспечивающих законность и правопорядок (прокуратура, суд, органы министерств юстиции, внутренних дел, Комитета государственной безопасности); профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций; трудовых коллективов; органов народного образования, высших и средних специальных учебных заведений, органов массовой информации и пропаганды, творческих союзов и учреждений культуры и искусства. Таким образом, круг учреждений и организаций, занимавшихся правовым воспитанием граждан, был довольно широк и разнообразен, правовое воспитание носило целенаправленный системный характер и регулировалось довольно обширным перечнем нормативных правовых актов разного уровня (например, постановление ЦК КПСС от 15 сентября 1970 г. «О мерах по улучшению правового воспитания трудящихся»).
Характерным для развития правовой культуры в 90-е гг. явилось «снижение правосознания у граждан, недоверие к правоохранительным органам и к государственной власти в целом со стороны населения».
Период раннефеодальной монархии, абсолютной монархии, советский и постсоветский изменили сущность правовой культуры. В каждый из этих периодов национальная правовая культура подвергалась кардинальному обновлению.
Одним из главных признаков правового государства, показателем его становления выступает состояние правовой культуры общества, которое во многом определяется уровнем его правосознания.
Интерес к правосознанию в последнее время все больше увеличивается, так как именно от уровня правосознания и правовой культуры в обществе зависит состояние законности, реализация прав и свобод человека, степень формирования гражданского общества и правового государства.
Понятие, структура и функции правосознания. Соотношение правосознания и правовой культуры
Правосознание является ключевой категорией, связывающей в единое целое весь механизм правового регулирования. Ни правотворческая деятельность, ни деятельность по практическому воплощению правовых норм в жизнь невозможна без прохождения соответствующей правовой информации через сознание людей. В этом смысле правосознание выступает одновременно в качестве источника правовой нормы, инструмента ее реализации и критерия оценки соответствия поведения норме права.
Вопрос повышения уровня правосознания и правовой культуры населения относится к стратегическим вопросам правовой политики, осуществляемой государством. Не случайно на государственном уровне Президентом РФ в 2011 г. утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (далее – Основы государственной политики в области правовой грамотности), которые определяют цели, принципы, основные направления, содержание государственной политики в данной области. Как указывается в Основах, «… развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов».
В самом общем виде правосознание может быть определено как совокупность всех представлений, эмоций, переживаний, оценок, отражающих отношение отдельного индивида, социальных групп и общества к праву в целом и отдельным компонентам правовой действительности.
Правосознание, будучи формой общественного сознания, в полной мере обусловлено спецификой мыслительной деятельности человека, способами восприятия и освоения им окружающей действительности. В этой связи стоит упомянуть, что когнитивные (познавательные) способности человека распадаются на две разновидности: рациональные и внерациональные (эмоциональные). Исходя из этого, в качестве структурных элементов правосознания в общей теории права выделяются такие его два компонента, как правовая идеология и правовая психология.
Правовая идеология выражает рациональный уровень познания права и представляет собой совокупность знаний и представлений о праве.
Правовая психология выражает эмоциональный уровень познания права и представлена совокупностью чувств, эмоций, переживаний по поводу права.
Нечто среднее между идеологическим и психологическим уровнем представляет собой ценностное восприятие права. С одной стороны, отношение к праву как к ценности невозможно без определенной познавательной деятельности, сформированности определенных знаний о праве, с другой стороны, в самом ценностном восприятии заложены глубокие психологические механизмы.
Психологический и идеологический компоненты правосознания находятся в диалектической взаимосвязи. С одной стороны, от уровня развитости правовой идеологии зависит качественное состояние правовой психологии, умение личности рациональными средствами упорядочивать свои эмоции. С другой стороны, через механизмы правовой психологии формируется положительное отношение к праву и установка на его соблюдение, использование, исполнение, что в конечном итоге приводит к практической реализации имеющихся правовых знаний.
Правосознание находится в прямой связи с правовой деятельностью. Поэтому функции правосознания проявляются в правовой активности личности. В теории права выделяют следующие функции правосознания: познавательная, оценочная, регулятивная. Можно назвать и еще функции: информативная, прогностическая и пр.
Познавательная функция связана с непосредственным отражением сознания правовой действительности в виде системы знаний о праве.
Оценочная функция правосознания связана с формированием позитивного эмоционального отношения к праву. Как отмечает Н. Л. Гранат, содержание правосознания образуют 4 оценочных отношения: к праву (институтам права, отраслям и нормам); правовому поведению других лиц и объектам действительности; к правоохранительным органам; к собственному правовому поведению.
Регулятивная функция позволяет говорить о правосознании как о непосредственном средстве претворения знаний и эмоций о праве в правомерное поведение. Внутренним спусковым механизмом правомерного поведения является правовая установка – готовность соблюдать правовые нормы, сформированная рациональноэмоциональным путем.
Под установкой понимается «тенденция или предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и готовность действовать в отношении них в соответствии с этой оценкой. Правовая установка включает в себя три компонента: идеологический или интеллектуальный (знания о праве), эмоциональный (положительное отношение к праву), волевой (готовность к правомерному поведению). Совокупность правовых установок обеспечивает формирование ценностных ориентаций личности в области права, которые задают вектор, программу поведения в случае возникновения юридически значимых ситуаций в жизни. Доминирующие установки определяют направленность личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций. Соответственно правовая ориентация – это совокупность правовых установок индивида или общности (группы, коллектива), непосредственно формирующих внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях.
В современном обществе получают разностороннее развитие все черты и стороны правосознания: обогащается его природа; укрепляется социальная база; его структурные элементы все более наполняются новым содержанием; возрастает значение правосознания в связи с повышением значимости и активности правового фактора в жизни общества. Все больше ресурсов вовлекается в процессы, связанные с разработкой нормативных стандартов. В связи с чем на современном этапе уделяется большое внимание дальнейшему укреплению законности и правопорядка, совершенствованию правотворческой деятельности в государстве. Одно из главных средств укрепления законности состоит в воспитании у каждого человека высокоразвитого правосознания и правовой культуры.
В современном обществе правовое сознание еще остается необходимой специфической формой общественного сознания и регулирования (посредством правовых норм) общественных отношений. Правосознание и право в настоящее время, несмотря на их сближение определенным образом с моральными взглядами и нормами, политическими, эстетическими, философскими взглядами, экономическими нормативами, не сливаются с ними, сохраняя свои особенности.
Правовое регулирование и правосознание как его идейная предпосылка составляют необходимый компонент государственного руководства обществом, организации основных сфер его жизни: от государственного строительства до обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Из признания правового сознания составной частью духовной жизни общества и его значения для расширения мировоззрения вытекает потребность изучения его структуры, социального содержания и роли в современном обществе.
Характеризуя содержание социалистического правосознания, следует выделить его основные принципы, рассмотреть их идейные, социальные истоки, а также развитие этих принципов в условиях развития в России правового государства.
В работах ряда юристов выделяются специфические правовые принципы, характеризующие право, правосознание и правовое регулирование в целом. К числу таких специфически правовых принципов относят обычно принципы законности, справедливости, равноправия, единства прав и обязанностей, сочетания убеждения и принуждения, юридической ответственности за противоправное деяние. Все это представляется верным: в перечне принципов правосознания должна быть отражена юридическая специфика его содержания в отношении к праву и законности, правам личности. Однако столь же правомерно и не менее важно наделить принципы правосознания социальной направленностью, состоящей в их подчиненности интересам человека, задачам защиты конституционного строя государства. Без этого вряд ли можно правильно раскрыть суть и специфику правовых принципов.
Так, правосознанию присущ не просто принцип законности, а идея использования законности в интересах человека, общества и государства; не просто равноправие граждан, а равенство прав и обязанностей каждого члена общества независимо от каких-либо социальных признаков и иных обстоятельств при гарантированности их фактического использования для всех граждан.
Правовые принципы едины для всех элементов правового регулирования правосознания, нормы права, законности, правоотношений и т. п. В области правосознания они выступают в виде основополагающих идей правового регулирования социальных отношений; в сфере права – в виде ведущих норм, закрепивших эти идеи; в сфере правоотношений и законности – в виде определенной направленности правового поведения, устоев правового положения субъектов, взаимозависимости их прав и обязанностей.
Рассматривая принципы правосознания, выражающие особое место правового регулирования в государстве, ведущими идеями являются два основных общих требования: совершенствование законодательства и правовой системы в целом в соответствии с объективными потребностями развития общества и интересами граждан; строгое соблюдение всех без исключения законов и иных правовых норм, то есть проведения в жизнь принципа законности.
Эти два принципа выступают как главные идеи правосознания, охватывающие в наиболее общей форме все другие правовые требования.
Беспрекословное соблюдение законов предполагает, что сами законы должны отражать интересы человека, общества и соответствовать идеям правового государства. И беспрекословность, незыблемость законности поведения любого лица или социальной группы отнюдь не поднимают его над этим строем. Дело состоит лишь в том, что только законодатель, который является представителем народа, вправе определять социально-политическое содержание законов, а действие его распространяется на всех без исключения. Отсюда вытекает принцип всеобщности требований законов для всех без исключения.
Следовательно, требование установления режима законности в государстве является одним из наиболее общих принципов правосознания. Но другим таким же требованием, имеющим значение общего принципа, выступает идея совершенствования правовых норм в связи с развитием общественных отношений.
И вот этот обобщающий «правовой принцип» по своему существу и источнику правовых требований является не «специфически правовым», а соединяющим требования к правовой форме законодательства (его систематизации, логической согласованности, публичности, соблюдении требований юридической техники) процедуры принятия законов и иных нормативных правовых актов с требованиями социально-политического характера. Они отражают стремление человека, общества и государства обеспечить наиболее полное соответствие закона, правовых норм уровню экономического, социально-политического и культурного развития общества, потребностям его развития, интересам каждого.
Таким образом, принципы правосознания воплощаются в идеях об обязательных нормах и институтах регулирования жизнедеятельности общества. Рассмотрим эти социально-правовые принципы правосознания. Главным, определяющим социальным принципом правосознания следует считать идею закрепления политических, экономических, социально-культурных институтов, прав и обязанностей, выражающих коренные интересы каждого человека и гражданина. При этом важно подчеркнуть, что в данном случае интересы человека не противопоставляются интересам государства, напротив, государство является их основным представителем, наделенным широким кругом полномочий. В связи с чем принцип правового закрепления и защиты интересов граждан в самом широком его понимании охватывает народовластие, принцип разделения власти, механизма государства, принципов и институтов федерализма, закрепление всех видов собственности и т. д.
Важным принципом правосознания является идея гарантированности прав личности. Права граждан должны не только провозглашаться в законах, но и обеспечиваться предоставлением организационных, материальных, культурных условий для фактического использования их каждым человеком.
Одним из важнейших принципов правосознания является требование равноправия всех граждан независимо от расы, пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. При этом равноправие не исключает отдельных прав и обязанностей, обусловленных специальным статусом или, напротив, отдельных льгот, устанавливаемых не по социальным, а по естественным признакам (пенсионеры, женщины). Подобные условия не нарушают принципа равноправия, так как не противоречат социальному равенству, а направлены на его упрочение.
Правосознание характеризуется также требованием последовательного закрепления в праве и проведения в жизнь в процессе его применения начал гуманизма и справедливости. Эти общие социальные начала общественного развития находят свое прямое выражение в разнообразных институтах и нормах права, воплощающих данный принцип правосознания.
Традиционно в правосознании принято выделять несколько уровней. Остановимся на них несколько подробнее. Первый уровень – обыденное правосознание – это уровень правосознания обычного человека, который не обладает какими-либо специальными правовыми знаниями, а руководствуется лишь минимально для него необходимыми.
Обыденное правосознание носит фрагментарный характер и существует в виде установок. Как правило, обыденное правосознание получено человеком на основе собственного жизненного опыта.
Профессиональное правосознание является уровнем правосознания, характерным уже для профессиональных юристов, обладающих глубокими правовыми знаниями, умеющих их использовать на практике.
Научное (теоретическое) правосознание является уровнем правосознания, для которого характерен глубокий уровень обобщения, которым занимаются ученые юристы, выявляющие различные изменения права в исторической ретроспективе.
Индивидуальное правосознание формируется у каждого человека (правомерное поведение человека, знание им законов и правовых норм, его правовая активность и нетерпимость к каким-либо проявлениям неправомерного поведения).
Групповое правосознание может формироваться в отдельных социальных группах (например, у молодежи, у преступного сообщества, у государственных служащих, у верующих и т. д.).
Общественное правосознание является характерным в целом для всего общества.
Когда в механизме правового поведения происходит дисбаланс между интеллектуальной, эмоциональной и волевой составляющей, речь идет о деформации правосознания.
Среди форм деформации правосознания выделяют следующие:
– правовой идеализм – преувеличение роли правосознания в регулировании общественных отношений. Крайней формой идеализма является правовой фетишизм – гипертрофированное ценностное восприятие права. Право воспринимается как универсальное средство решения любых социальных проблем;
– правовой дилетантизм – небрежное отношение к праву, вольное обращение с предоставляемыми правом возможностями. Правовое сознание дилетанта характеризуется сформированностью определенных юридических знаний, но при этом ценностное восприятие сформировано недостаточно;
– правовой инфантилизм характеризуется неразвитостью правовой идеологии, отсутствием должного уровня правовых знаний;
– правовой нигилизм характеризуется негативным эмоциональным, пренебрежительным отношением к праву. Правовой нигилист может обладать достаточным уровнем правовых знаний, но при этом эмоциональное отношение к праву имеет ярко выраженную отрицательную окраску. Крайней формой правового нигилизма является «перерождение» правосознания, когда у лица формируется правовая установка на противоправное поведение.
Причины деформации правосознания могут быть различными и охватывают собой как объективные факторы, отражающие состояние общества, государства и правовой системы, так и субъективные факторы. Наибольшее внимание в юридической литературе приковано к исследованию причин правового нигилизма. Среди объективных причин последнего называются:
– исторические традиции, предопределившие специфику правового менталитета (предпочтение неправовых регуляторов, отсутствие культуры индивидуализма), системы государственного управления (многовековой авторитарный стиль управления, отсутствие исторического опыта разделения властей и общественного контроля над государственной властью, бюрократизация государственного аппарата), особенности правовой системы (запутанность законодательства, огромный массив подзаконных нормативных правовых актов);
– просчеты при осуществлении политических, экономических и социальных преобразований, негативно отразившиеся на самом государстве и благосостоянии населения;
– несовершенство юридической техники, подготовки юридических кадров и др.
Субъективные факторы зависят от психологических особенностей личности, той среды, в которой происходит формирование правосознания.
В юридической литературе правосознание классифицируется по различным основаниям.
В зависимости от субъектов различают индивидуальное, групповое и массовое правосознание. Правосознание изначально имеет индивидуальную генетику, однако благодаря социальной коммуникации, различным средствам трансляции и освоения правовой информации приобретает форму группового и массового сознания.
В зависимости от глубины отражения правовой действительности в сознании различают обыденный, научный и профессиональный уровень правосознания.
Обыденный уровень правосознания характеризуется преобладанием эмоционального компонента над рациональным. Нередко простые люди даже не обладают большими познаниями в области права, однако благодаря правовой психологии не совершают противоправных действий.
Научный (доктринальный) уровень правосознания характеризуется преобладанием рационального компонента над эмоциональным.
Рациональное восприятие права обеспечивается посредством применения научной методологии и его итогом является систематизированное восприятие правовой действительности. Профессиональное правовое сознание отличается тем, что в его структуру помимо развитого уровня правовых знаний включается также правовой опыт, которые в своей совокупности и определяют эмоциональный и волевой компоненты правового сознания.
Правосознание тесно связано с более общим понятием правовой культуры. Понятие правовой культуры является многоаспектным.
Если брать за основу исходное понятие «культура», то им охватывается вся совокупность идеальных и материальных предметов, созданных человеком. Культура в таком контексте традиционно противопоставляется природе – всему тому, что существует объективно, и человеком не создано. Правовая культура – это многоаспектное понятие. Она может выступать синонимом понятия права как культурного феномена.
Такое понимание правовой культуры позволяет выявить творческую природу права, которая выражается во всех общественных отношениях. С другой стороны, если обратить внимание на понятие «культура», то правовую культуру можно понимать как правовую воспитанность, образованность. Кроме того, правовая культура является одной из форм индивидуальной или общественной культуры, а также может характеризовать уровень культуры определенного общества в конкретный исторический период развития.
Правовая культура может пониматься с точки зрения аксиологической и социологической. В аксиологическом аспекте в содержание правовой культуры включается система правовых ценностей, которые накоплены обществом и личностью в течение исторической эволюции права, которые будут различны для отдельных государств, этносов, правовых систем. Усвоение и использование данных ценностей является основой для существования и дальнейшего развития государства.
Социологический аспект правовой культуры личности и общества отражает и положительные, и отрицательные результаты правоприменительной деятельности, и включает все то, что сотворено человеком на пользу или во вред собственному развитию.
Правовая культура включает все вышеприведенные характеристики, которые позволяют рассмотреть данное явление в комплексе, получить более правильное представление о культуре. Значимость такого интегрированного подхода состоит в том, что, с одной стороны, он позволяет избежать идеализации ценностного подхода к правовой культуре, а с другой стороны, не приводит к излишней абсолютизации существующего опыта правоприменительной деятельности как основного источника формирования правовой культуры.
Развитие правовой культуры, независимо от рассматриваемого аспекта, представляет собой планомерный или интенсивный процесс сбора и обобщения накапливаемого опыта, формирования новых и совершенствования существующих ценностей. При этом способы развития культуры в аксиологическом и социологическом аспектах различны. Так, с точки зрения аксиологии развитие правовой культуры происходит посредством формирования ценностного отношения к праву, вычленения отрицательного опыта и собственного отношения к нему.
В социологическом аспекте процесс развития правовой культуры не носит такой последовательный характер и представляет собой более спонтанный процесс накопления как положительного, так и отрицательного опыта. Правовая культура формируется не только посредством обобщения положительного опыта в обществе в целом, но и в отдельных его группах, коллективах, например, в криминальной среде, в сектах, где существуют собственные правила и законы, не всегда укладывающиеся в общепринятые рамки.
Таким образом, в любом аспекте базовым содержанием правовой культуры являются ценности. Причем правовые ценности являются важной частью культуры общества, формой, характеризующей особенности менталитета народа.
При этом связь правовых ценностей и опыта правоприменительной деятельности не всегда является однозначной. Совершенно очевидно, что в обществе, где существуют определенные ценности и правовые установки, могут быть сформированы абсолютно разные, диаметрально противоположные ориентации граждан или социальных групп, в которых может превалировать правомерное или противоправное поведение.
В связи с чем изучение правовой культуры только в аксиологическом аспекте не даст полного представления об уровне правовой культуры того или иного общества. Необходимо знать, как эти ценности проявляются в обществе, что отражает социологический аспект правовой культуры. Таким образом, определение уровня правовой культуры того или иного общества возможно только при комплексной оценке правовых ценностей и практики их реализации в обществе.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, групповую и индивидуальную правовую культуру. Высшим уровнем правовой культуры человека является правовая активность. Она отражает в первую очередь готовность индивида творчески сознательно действовать не только в сфере правового регулирования, но и реализации права. Не менее важным представляется такая характеристика, как законность его поведения или деятельности, в основе которой лежит отношение к закону как высшей ценности, которой нужно следовать. Правомерное поведение не всегда является проявлением правовой активности.
Таким образом, на основании рассматриваемых аксиологического и социологического подходов правовая культура общества может быть определена как степень развития правовых знаний, совершенства законодательства и юридической техники, качественное состояние правотворческого процесса и правореализации, развитость системы защиты прав и свобод человека, взаимная ответственность государства и личности, положительно влияющие на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.
Правовая культура личности – это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.
Понятие правовой культуры нередко используется для определения качественного состояния правосознания и правовой действительности. В этом контексте к правовой культуре применяются такие предикаты, как «развитая», «низкая», «высокая» и пр.
В структуре правовой культуры можно выделить следующие наиболее крупные элементы:
- право как система норм, выражающих возведенную в закон волю государства;
- правоотношения как система общественных отношений, урегулированных нормами права, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями;
- правосознание как система духовного отражения всей правовой действительности;
- правовые учреждения как система государственных органов и общественных объединений, обеспечивающих правовой контроль, соблюдение и исполнение права;
- правовое поведение (деятельность) как система практической деятельности по реализации правовых норм.
Характеризуя правовую культуру, необходимо учитывать два важных фактора. Во-первых, отнести то или иное явление к достояниям правовой культуры возможно только при комплексной оценке его содержания и формы. Причем, если раньше несомненным являлось превалирование содержания над формой, на современном этапе развития общества форма играет не менее важную роль, что обусловлено высоким уровнем развития юридической техники, урегулированием большинства процедур правовыми нормами. При этом следует отметить важность содержания, поскольку формально правомерные акты и действия могут привести к неправовым последствиям, а применение права государственно-властными субъектами в подобных условиях будет явной несправедливостью. Правотворчество и правоприменение только тогда могут быть признаны соответствующими высокому уровню правовой культуры, когда основываются на принципах права, соответствуют духу закона и направлены на обеспечение режима законности в обществе.
Во-вторых, право и другие правовые явления должны оцениваться на соответствие правовой культуре в той степени, в какой они обеспечивают прежде всего права и свободы личности, достойные человека условия существования. В связи с чем важным критерием отнесения тех или иных правовых явлений к достижениям правовой культуры является идея высшей ценности человека, его прав и свобод.
Направления и средства совершенствования правосознания и правовой культуры
Повышение уровня правовой культуры и правосознания обеспечивается посредством применения различных форм и методов правового воспитания. На современном этапе государственного строительства усложняются задачи и организация правового воспитания, расширяется круг органов и лиц, которые активно участвуют в правовоспитательной деятельности.
Правовое воспитание представляет собой целенаправленную деятельность, призванную обеспечить формирование необходимого объема правовых знаний, ценностного восприятия права и правовой установки на правомерное поведение. Правовое воспитание как целенаправленную деятельность необходимо отличать от правового воздействия.
Правовое воздействие представляет собой объективный процесс воздействия правовой информации на сознание, а через него – и на поведение человека. Правовое воспитание является волевым компонентом правового воздействия.
Правовое воспитание должно преследовать цель не только сформировать совокупность правовых знаний, но также научить ими грамотно пользоваться, и, самое главное, – сформировать в сознании отношение к праву как к социальной ценности. Последнее замечание представляется чрезвычайно важным. В эпоху информационных технологий доступность правовой информации для обычных граждан многократно возросла. Граждане становятся все более юридически грамотными, но при этом возрастает и число недобросовестных манипуляций с предоставленными правом возможностями. Проблема злоупотребления правом становится одной из острых и сложных проблем современной жизни. «Сутяжничество», «потребительский экстремизм», «корпоративный шантаж», «обход закона» – вот лишь некоторые формы злоупотреблений, встречающиеся в правоприменительной практике. Мотивация злоупотребляющего правом субъекта состоит не в том, чтобы использовать предоставленные правом возможности в социально полезных целях, а в том, чтобы удовлетворить свой эгоистический интерес, получить необоснованные преимущества перед другими субъектами. Безусловно, законодатель совершенствует правовой инструментарий противодействия такому поведению, однако полностью отказаться от диспозитивных и управомочивающих норм невозможно. Поэтому важное значение имеет коррекция правосознания, направленная на гармоничное сочетание индивидуалистических и социально ориентированных правовых установок. Все это говорит о том, что качественный уровень правовой культуры и правосознания от одной лишь степени правовой просвещенности населения не зависит.
Учитывая, что деформация правосознания и невысокий уровень правовой культуры могут быть обусловлены различными обстоятельствами, совершенствование правовой культуры и правосознания требует комплексных мер. Поэтому в обозначенных выше Основах государственной политики в области правовой грамотности намечаются следующие основные направления деятельности государства:
1) правовое просвещение и правовое информирование граждан;
2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;
4) преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан;
5) совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов;
6) совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.
Таким образом, речь идет о широкой комплексной деятельности государства и общества, направленной на формирование у личности столь высокой правовой культуры и правомерного поведения, которые должны стать привычкой и прочными убеждениями каждого человека.
Поэтому необходимо рассматривать правовое воспитание как сложнодинамическую систему и применять в процессе ее анализа методы, обеспечивающие системный подход к проблеме. Системный подход позволяет обнаружить внутренний механизм действия отдельных его компонентов, вскрыть внутреннее единство и органическую взаимосвязь структурных элементов правового воспитания.
Представляется, что структура правового воспитания, как и всякой целостной системы, должна быть рассмотрена по ее основным системообразующим признакам, то есть по субъектам, объектам, содержанию, средствам и цели. В соответствии с этим в системе правового воспитания следует различать:
- субъекты воспитания, к которым относятся органы и организации, осуществляющие правовое воспитание личности;
- объекты правового воспитания, на которые производится воспитательное воздействие;
- правовоспитательные мероприятия, образующие содержание правового воспитания;
- средства правового воспитания, применяемые для достижения его цели.
Таким образом, правовое воспитание выступает не как однонаправленное воздействие субъекта на объект, а как сложный динамический процесс взаимодействия различных структурных компонентов системы. Причем все внешнее взаимодействие системы правового воспитания, а также взаимодействие ее внутренних компонентов служит источником, объективным фактором, обусловливающим ее непрерывное развитие и постоянное совершенствование в соответствии с меняющимися условиями и задачами воспитания каждой личности с целью повышения уровня правовой культуры общества.
В настоящее время сложились следующие основные формы правового воспитания: правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание.
Правовое обучение представляет собой целенаправленный организованный процесс воздействия на индивида в целях формирования правовых знаний, навыков и умений правомерной деятельности. Правовое обучение осуществляется в рамках конкретных педагогических отношений.
Правовая пропаганда, в отличие от правового обучения, по своей адресности носит всегда массовый, не персонализированный характер, может выражаться в выступлениях по правовой тематике в средствах массовой информации, социальной рекламе и пр. Правовая пропаганда, как правило, охватывает концептуальный уровень правовой информации, по глубине и широте правовых знаний уступая правовому обучению.
Юридическая практика способствует практическому овладению навыками и умениями работы с правовым инструментарием.
Правовоспитательная работа всегда имеет конкретный объект (личность, коллектив, небольшую или массовую аудиторию), и каждый из них имеет свои социально-психологические особенности. Сами эти особенности выражают специфику объекта правового воспитания, составляют его внутреннюю и внешнюю характеристику. Следовательно, правовое воспитание должно быть непосредственно направлено к конкретным категориям с учетом их специфики: школьникам и молодежи, работникам государственных органов, представителям гражданского общества и правонарушителям и т. д. Процесс воспитания, складывающийся из множества актов целенаправленного воздействия на человека, на его сознание и волю, включает в себя становление человеческой личности, формирование индивидуального и коллективного опыта, усвоение индивидом и коллективом определенных идеологических и психологических установок, норм и ценностей, выражающих сущность данного общественного строя.
Такая постановка вопроса позволяет правильно подойти к решению основной задачи правового воспитания – преобразованию требований правовых норм в глубокие личные убеждения человека и на этой основе – в нормы привычного поведения.
Необходимо учитывать как социальные (место проживания (город, деревня), род занятий, степень участия в общественно-политической деятельности), демографические (возраст, пол, образование),
так и индивидуально-психологические (уровень правосознания человека, личность, не склонная к правонарушениям, преступник) характеристики объекта воспитания.
Работа по правовому воспитанию личности предполагает наличие стройной системы, охватывающей различные категории населения.
Наиболее важное в этой системе – проведение правовоспитательной работы среди подрастающего поколения в различных образовательных организациях (учащихся школ, студентов вузов и т. д.), по месту жительства граждан, повышение правовой подготовки государственных и муниципальных служащих, должностных лиц, членов добровольных народных дружин и волонтеров и т. д. Правовое самовоспитание характеризуется тем, что носитель правосознания самостоятельно прилагает усилия для формирования правовых знаний, привычки правомерного поведения.
В качестве методов правового воспитания могут использоваться различные средства воздействия на правосознание: вербальные (лекции, беседы, разъяснения, правовое информирование, общественное порицание), визуальные (видео-аудиоматериалы, демонстрации, иллюстративные материалы, наглядная агитация), практические (личный пример, тренинги, соревнования, поощрения, принуждение).
Дифференциация форм и методов правового воспитания осуществляется в зависимости от особенностей носителя правосознания и имеющегося у него уровня правосознание (правовое воспитание законопослушных граждан, маргинальных граждан, правонарушителей, лиц, отбывающих наказание, юристов-профессионалов).
Особенности профессионального правосознания и правового воспитания государственных служащих
Правосознание государственных служащих отличается своеобразием не только в силу того, что является профессиональным по глубине и качеству освоения правовых знаний, но также ввиду особого значения данного вида профессиональной деятельности.
Должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления обладают особым статусом, который продиктован не только высокими профессиональными, но и нравственными стандартами поведения. В правосознании государственного служащего правовые и нравственные компоненты являются неразрывными.
Не случайно законодательство предъявляет повышенные нравственно-этические требования к должностным лицам не только при осуществлении ими своих служебных обязанностей, но и во внеслужебной деятельности (например, ст. 13 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел»). Во многом от отношения к должностным лицам, от оценки их деятельности у граждан складывается общее отношение к государству, его институтам, правовой системе. В связи с этим можно сказать, что правосознание должностных лиц влияет на формирование ценностного компонента обыденного правосознания. Между этими видами правосознания имеется диалектическая взаимосвязь. Повышение уровня профессионального правосознания государственных служащих отражается на повышении уровня правосознания обычных граждан и правовой культуры общества в целом.
Центральное место в профессиональном правосознании юриста занимает внутреннее согласие с правовой нормой, таким образом формируется ценностное отношение к закону, что определяет соответствие поведения и деятельности нормативно установленным положениям.
Кроме того, для юристов-профессионалов одинаково значимыми являются правовые знания и умение их применять. Юристов отличают глубокие знания понятий и принципов права, правовых обычаев и аксиом, источников и норм права. Более того, в связи с тем, что российское законодательство достаточно динамично развивается, юристы должны постоянно совершенствовать свой уровень знаний, быть готовыми осваивать и применять новые отрасли права.
Правосознание, с одной стороны, отражает уровень соответствия поведения нормам права, с другой, напротив, является их источником, выражающим объективные потребности развития общества. Правосознание, находя отражение в нормативных правовых актах, оказывает влияние на процесс и результаты правотворчества.
Но существует и обратная связь: правовые нормы воздействуют на развитие правового сознания каждого человека, на формирование определенных представлений о принципах и нормах права, правоотношениях и юридической ответственности.
Правосознание играет значительную роль и в процессе реализации права. Особая роль в правореализации, осуществляемой сотрудниками органов внутренних дел, отводится правоприменению, которое осуществляется в определенной последовательности, проходит ряд стадий. Правоприменительные акты содержат конкретные юридические решения, которые воздействуют на лиц, в отношении которых выносятся. И здесь очень важно понимать, что от уровня правосознания правоприменителей во многом зависит соответствие поведения целям и воле, выраженным в праве.
Уровень правосознания напрямую влияет на обеспечение законности и правопорядка в обществе и государстве.
При рассмотрении профессионального правосознания особый интерес имеет правосознание сотрудников органов внутренних дел.
Сотрудники органов внутренних дел постоянно находятся внутри правового конфликта, им неизбежно приходится контактировать с гражданами с деформированным правовым сознанием, их деятельность связана с применение мер принуждения. Все эти обстоятельства не могут не отражаться на профессиональном правосознании сотрудников ОВД.
В юридической литературе выявляется следующая специфика правосознания сотрудников ОВД:
- правосознание сотрудника ОВД предметно, как правило, оценочное отношение формируется не ко всему праву в целом, а к правовому поведению;
- рациональный компонент характеризуется знанием права, овладением навыками его практического применения, уклон в сторону специальных, а не общих правовых знаний;
- эмоциональный компонент характеризуется негативным отношением к правонарушителям, ориентация на карательный механизм права, более высокий уровень ценностного восприятия права;
- волевой компонент выражен в установке на неукоснительное соблюдение правовых предписаний.
Процесс формирования профессионального правосознания – это сложное социально-правовое явление, испытывающее на себе воздействие множества факторов. Их воздействие на профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел может изменяться в связи с развитием системы управления ими, например, совершенствованием нормативно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел, форм, методов и средств ее организации, правовой подготовки сотрудников.
К значимым факторам, влияющим на профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел, относятся особенности их деятельности. Наиболее важными видами деятельности органов внутренних дел являются: административная, уголовно-процессуальная, оперативно-розыскная. Основной формой их осуществления является правоприменительная деятельность, которая оказывает достаточно серьезное влияние на развитие профессионального правосознания сотрудников. На первой стадии правоприменительного процесса, в ходе установления и оценки фактических обстоятельств дела, у сотрудника формируются и совершенствуются навыки анализа правовых норм применительно к фактическим обстоятельствам дела и умения использовать правовую информацию при установлении юридической основы дела. Для квалифицированного разрешения конкретной правовой ситуации сотруднику необходимо обладать не только достаточным объемом правовых знаний, но и умением их применять. Действие данных компонентов профессионального правосознания напрямую зависит от сформированности ценностно-оценочного отношения сотрудника к праву и практике его применения. При разрешении конкретной правовой ситуации на основе ценностно-оценочного отношения к праву и практике его применения у сотрудника формируется ценностное (оценочное) правовое мышление, которое определяет его действия.
На третьей стадии правоприменительного процесса в ходе принятия решения по делу производится оценка результатов деятельности и каждого решения в правовой сфере на основе правового сознания. Результатом такой оценки является признание поведения или деятельности правомерным или противоправным. В то же время формируются правовые установки и ценностные ориентации, направленные на решение профессиональных (служебных) задач.
Таким образом, правовое сознание является органической составной частью правотворческой и правореализующей деятельности и играет существенную роль в правовой подготовке сотрудников органов внутренних дел. Правосознание сотрудников органов внутренних дел формируется и совершенствуется в ходе осуществления их практической деятельности, но профессиональная деятельность сотрудников реализуется на основании имеющихся представлений о праве и собственного отношения к нему. То есть это два постоянно осуществляющихся неразрывных процесса, которые направлены на повышение эффективности и качества деятельности органов внутренних дел.
Профессиональное правосознание также может быть подвержено деформации. Так, правосознанию сотрудников ОВД может быть свойственно пренебрежение процессуальными процедурами по сравнению с материальными нормами. Общим проявлением деформации профессионального правосознания является формализм и бюрократизм, выхолащивание гуманистических начал в праве, предание абсолютного значения юридической форме, а не содержанию.
Уровень доверия граждан Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел на сегодняшний день является одним из важнейших критериев официальной оценки деятельности полиции и характеризует взаимодействие между органами, организациями и подразделениями МВД России и обществом в целом. Чтобы не допустить профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел на плановой основе осуществляется их правовое воспитание.
В органах внутренних дел Российской Федерации формирование и совершенствование профессионального правосознания осуществляется в процессе служебной, правовой и морально-психологической подготовки личного состава. Как указано в Методических рекомендациях по организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации от 10 октября 2018 г., правовое воспитание должно оказывать целеустремленное систематическое воздействие на сознание сотрудников в целях формирования у них глубоких и устойчивых правовых знаний, взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правового поведения, обеспечивающего правильное понимание и исполнение государственной правоохранительной политики.
Правовое воспитание в органах внутренних дел должно охватывать собой не только процесс воздействия на правосознание сотрудников органов внутренних дел, но также включать в себя систему форм и методов воздействия самих сотрудников на правосознание граждан.
Важной частью правовоспитательного процесса сотрудников органов внутренних дел является правовая подготовка, которая служит основой для формирования и совершенствования профессиональных правовых знаний, умений и навыков каждого сотрудника Министерства.
Целью правовой подготовки сотрудников органов внутренних дел является формирование готовности действовать профессионально, грамотно, четко, качественно и быстро выполнять поставленные задачи в любых условиях служебной деятельности. Особенностью правовой подготовки сотрудников органов внутренних дел является ее многофункциональный характер. Знание и грамотное применение нормативных правовых актов различного уровня является необходимым условием эффективного осуществления всех направлений оперативно-служебной деятельности, возложенной на органы внутренних дел.
Задачи и содержание правовой подготовки сотрудников органов внутренних дел определяются действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами МВД России с учетом особенностей и специфики направления оперативно-служебной деятельности, а также конкретного субъекта Российской Федерации.
Основные задачи правовой подготовки в органах внутренних дел можно классифицировать по различным основаниям.
1. Знание нормативных правовых актов, совершенствование умений и навыков их применения в оперативно-служебной деятельности.
1.1. Изучение Конституции РФ, норм международного права, относящихся к деятельности органов внутренних дел, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в сфере внутренних дел, нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих оперативно-служебную деятельность сотрудников.
1.2. Формирование и совершенствование умений и навыков анализа, толкования положений нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел с целью их качественного применения в оперативно-служебной деятельности сотрудниками.
1.3. Мониторинг правоприменения с целью выявления и устранения пробелов и противоречий в законодательстве, а также создания эффективного механизма нормотворческого процесса, учитывающего потребности в правовом регулировании общественных отношений в сфере внутренних дел.
2. Задачи по правовому воспитанию и совершенствованию личности сотрудника органов внутренних дел.
2.1. Повышение уровня общей правовой культуры сотрудников.
2.2. Повышение профессиональной правовой культуры сотрудников с учетом специфики оперативно-служебной деятельности, осуществляемой ими.
2.3. Совершенствование навыков руководящего состава по управлению, обучению и воспитанию подчиненных.
2.4. Формирование высокого уровня стрессоустойчивости сотрудников с целью эффективного и качественного выполнения задач оперативно-служебной деятельности в различных условиях оперативной обстановки.
2.5. Преодоление правовых деформаций, правового нигилизма среди сотрудников органов внутренних дел путем совершенствования правовых знаний, умений и навыков их применения.
Решение данных задач в процессе правовой подготовки позволяет сотрудникам органов внутренних дел овладеть и постоянно совершенствовать правовые профессиональные знания, умения и навыки, необходимые им для успешного выполнения возложенных обязанностей.
Таким образом, правовая подготовка сотрудников носит комплексный характер и является одной из важнейших составляющих формирования высокого уровня профессиональной правовой культуры. Правосознание и правовая культура являются незыблемой основой развития государственности. В результате правовая подготовка сотрудников органов внутренних дел представляется частью более сложного всеобъемлющего процесса развития сильного государства, которое характеризуется не только властным и функциональным потенциалом, но и имеет прочную духовно-культурную основу.
Полиция является уникальным компонентом государственного механизма, поскольку иные институты не имеют своим прямым назначением защиту такого объема конституционных ценностей (права человека, общественная безопасность). Как видится, формирование высокого уровня правовой культуры представителей властных структур, которые являются ближайшим к народу инструментом государственной власти, безусловно, способствует укреплению сильного государства с высоким уровнем обеспечения прав и свобод человека.