История государства и права зарубежных стран (Епифанова Е.В., 2019)

Государство и право стран Западной Европы в период средних веков

Общая характеристика средневекового государства в странах Западной Европы

Средневековый период в истории принято ограничивать рамками V-XVII вв. и определять как эпоху феодализма. Рубеж от древности к Средневековью приходится на распад Западной Римской империи, что означало конец существования супергосударства, на фоне и под влиянием которого другие национально-государственные образования долгое время не могли обрести своей самостоятельности.

Каковы же характерные черты этой эпохи?

Прежде всего следует отметить окончательное разложение рабовладельческой общественной основы. Уровень цивилизации под неумолимым давлением времени поднялся до признания в любом человеке человека. Понятие человека как живого орудия труда, что имело место в предшествующую эпоху в отношении рабов, уходило в прошлое. Этому процессу способствовало развитие экономических отношений, требовавших все более высокой производительности труда. Между тем у рабов отсутствовали какие бы то ни было стимулы к этому, напротив, они стремились к минимальным трудозатратам. Еще в древнеримском государстве, как отмечалось, рабам стали давать некоторую экономическую свободу. В раннем Средневековье (V-VIII вв.) этот процесс активизируется и классическое рабство покидает арену мировой истории.

В это время появляются 2 основных класса:

1) феодалы - собственники земли;

2) крестьяне, располагавшие небольшим собственным хозяйством и орудиями труда, а также ремесленники. Те и другие, несмотря на личную свободу, находились в экономической зависимости от крупных собственников.

При этом нужно иметь в виду, что становление феодальных отношений и государственности в разных странах протекало неодинаково. Однако при всем различии исторических форм этого процесса выделяются два основных пути перехода к феодализму.

По первому из них пошли рабовладельческие государства.

Здесь феодальная эпоха вырастала из изживших себя рабовладельческих отношений. По второму пути пошли те народы, у которых эпохи рабовладения как таковой не было или же рабовладельческие отношения были слаборазвитыми. В литературе все чаще высказывается мнение, что классического рабовладения не знали на абсолютном большинстве мировых территорий, и, стало быть, второй путь был более распространенным (по нему пошла и Россия). Здесь в процессе разложения родоплеменного (общинного) строя стали выделяться феодалы и зависимые от них крестьяне.

Решающим фактором, определившим уклад всего общества в начальной стадии феодализма, было частное землевладение. Сумевшие захватить под свое влияние сравнительно большие земельные территории феодалы (а ими становились представители аристократических кругов, высокопоставленные чиновники, крупные военачальники и др.) стремились всяческими способами к автономному существованию, поскольку в противном случае им пришлось бы делиться большей частью своей прибыли с верховной властью. Такие центробежные тенденции (под влиянием прежде всего экономической децентрализации) приводили к политической раздробленности, когда многие феодальные княжества представляли собой отдельные государства, лишь условно связанные с королевской властью.

По формам правления, организации власти, способам государственного управления феодальные государства в различных странах и в различное историческое время также отличались многообразием. Однако и здесь, если суммировать, выделяются две основные формы государственного правления:

  • монархия, которая была явно преобладающей;
  • феодальная республика, которая имела место в независимых городах (например, Флоренция, Генуя, Ганзейские города).

В большинстве стран Европы монархия претерпела несколько характерных этапов:

1. Раннефеодальная монархия (V-IX вв.). На этом этапе формирующийся класс феодалов группируется вокруг королевской власти и возникают первые крупные феодальные государства, прежде всего Франкское.

2. Сеньориальная монархия (X-XIII вв.). На этом этапе экономически укрепившиеся феодалы стремятся к автономии. Политическая власть складывается на так называемых вассальных отношениях.

3. Сословно-представительная монархия (IX-XV вв.). На этом этапе, характеризующемся ускоренным развитием товарно-денежных отношений, происходит консолидация сословий, когда крупные собственники, представители родовой знати, высокопоставленные чиновники образуют общественную корпорацию с целью закрепления за собой привилегий.

4. Абсолютная монархия (XVI-XVII вв.). На этом этапе уже развивающиеся капиталистические отношения подтачивают власть феодальной олигархии. Все громче о себе заявляют и получают популярность в обществе выходцы не из высоких сословий, а из более низких, выделявшихся своей энергией, умом, предприимчивостью, прежде всего в сфере промышленного производства. Феодальная властная верхушка, не желая менять установившееся положение, предпринимает попытку укрепить свою власть за счет жестких, а подчас и жестоких методов централизованного правления. Это ей удается на 1-1,5 века, после чего тяжелое историческое Средневековье взрывается изнутри последовавшими одна за другой буржуазными революциями.

Важнейшее место в феодальном обществе занимала церковь, прежде всего католическая. Ее политическое влияние практически на все стороны жизни исходило, во-первых, из того, что в ее владении - крупная земельная собственность, во-вторых, и это главное, из ее идеологического и морального авторитета.

По мере усиления своего влияния церковь в определенный период стала претендовать и на политическую власть. При этом авторитет церкви опирался, помимо земельных богатств, на Священное Писание и религиозные чувства верующих. Римский католицизм сумел создать мощную разветвленную и жестко централизованную церковную организацию. В XI-XII вв. (период так называемой «папской революции») церковь становится по сути надтерриториальной общеевропейской теократической монархией, что само по себе представляет собой уникальное явление в истории европейской цивилизации. К тому времени у церкви уже были созданы свои политические, финансовые и судебные органы, своя дипломатическая служба. Широкую известность получили церковные трибуналы - инквизиции. Был установлен порядок, согласно которому коронация европейских монархов должна была осуществляться специальным актом, издаваемым римским папой. Более того, известны случаи, когда от церкви за «непослушание» отлучались германский император, английский и французский короли. Как видно, церковь могла существенно влиять на расклад политических сил в государствах Западной Европы.

В целом роль церкви была реакционной, поскольку она, опираясь на религиозные догматы, в течение нескольких веков сдерживала развитие науки и передовых идей в различных сферах общества.

В Западной Европе начало феодального развития связывается с активной завоевательной деятельностью германских племен.

Так, в V в. германские племена, преимущественно англы и саксы, стали переселяться на территорию нынешней Англии, оттесняя аборигенов - кельтов. Другие племена, известные под названием салических (приморских) франков, вторглись в Галлию (современная Франция), образовав Франкское государство.

В целом становление феодализма в Западной Европе происходило под сильным влиянием позднеримских экономических и политических порядков. Это выражалось, в частности, в создании сходных государственных институтов, а также, и это наиболее характерно, в заимствовании правовой основы (исключение составила Англия).

В конце XVI - XVII в. длительное существование средневековых порядков, основанных на законсервированных, религиозных постулатах, стало все сильнее подтачиваться передовыми, либеральной направленности, идеями, которые отражали интересы нарождающейся буржуазии - богатевшего, но не имевшего власти, класса. Буржуазные революции XVII-XVIII вв. открыли новую, основанную на демократических началах, эпоху развития европейских государств.

Таким образом:

1. Развитие форм государственного правления западноевропейских стран в Средние века пошло по пути установления монархий, видоизменяющихся на разных этапах феодализма.

2. Характер общественных отношений в Средние века определялся частным владением на землю, что предопределяло выделение двух основных классов: 1) феодалов, т. е. собственников земли; 2) зависимых от них крестьян, а также ремесленников.

3. Существенное влияние на развитие средневекового права оказывала церковь.

Общая характеристика средневекового права в странах Западной Европы

Прежде всего нужно отметить, что право в этот период отражало интересы класса имущих и знати, что видно, в частности, из разной меры ответственности за совершение одного и того же деяния представителями разных классов. По этой причине феодальное право называют правом-привилегией.

Как и государственность, феодальное право испытало на себе огромное влияние религии, особенно в Италии. Христианские постулаты пронизывали многие правовые нормы, а преступления против религии расценивались как самые тягчайшие. Соответственно поскольку религия очень долго определяла общественное развитие, право развивалось в замедленном темпе.

Особенностью средневекового европейского права периода раздробленности был его партикуляризм, когда многочисленные отдельные княжества создавали свои законы, основанные, как правило, на обычаях и идеях, частично привнесенных римским правом. Только в Англии в VIII-X вв. появились и действовали

Правда Этельберта, Правда Инэ, Судебник Альфреда, Законы Этельстана, Законы Кнута. В дальнейшем, по мере централизации королевской власти, законы унифицировались, становились едиными для всего государства, однако многие нормы в некоторых сферах еще долго имели место.

По своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности, юридической технике средневековое право во многом уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого права, прежде всего, конечно, римскому праву. Это было особенно заметно в странах, где формирование феодализма происходило, минуя рабовладельческую эпоху.

Что касается самого римского права, то после падения Западной Римской империи оно в значительной мере прекратило свое существование, уступив место феодальным правовым обычаям.

Исключение составлял юг Европы, где галло-германское население сохраняло римскую правовую культуру; однако при этом нужно иметь в виду, что оно пользовалось не собственно римскими источниками, которые были забыты и потеряны, а сборником упрощенного («варваризированного») римского права, составленного в начале V в. по указанию короля вестготов Алариха и действовавшего до Х в.

В дальнейшем важную роль в рецепции римского права для средневекового общества сыграли университеты Северной Италии, где после обнаружения рукописи Дигест Юстиниана (в Пизе в середине XI в.) началось систематизированное изучение и преподавание римского права. Школа римского права в наиболее известном болонском университете получила название школы глоссаторов, представители которой не просто изучали и комментировали римское право, но и корректировали его содержание, устраняя неточности и противоречия.

Дальнейшее развитие римского права потребовало соответствующей его обработки, которая в XIV-XV вв. уже была признанной. Такую работу проделала новая школа итальянских юристов - постглоссаторов, которые сумели в значительной мере согласовать классическое римское право с каноническим правом, городским правом и обычным правом. В таком виде это право стало проникать в королевское законодательство многих государств. И все же в целом римское право так и не удалось вплести в иные фактически действовавшие правовые элементы европейских стран и создать тем самым единые общенациональные правовые системы. Данное противоречие удалось разрешить лишь после буржуазных революций XVII-XVIII вв., которые, среди прочего, привели к образованию цельных правовых систем во Франции, Германии и других странах.

Правовые акты Средневековья еще не имели четкого правового деления, в них часто содержались одновременно нормы государственного, гражданского, уголовного, административного права (как материального, так и процессуального).

Государственное право закрепляло монархическую форму правления, подчеркивало наличие сословий. Гражданское право регулировало имущественные отношения таким образом, что лично свободные крестьяне находились в сильной экономической зависимости от крупных землевладельцев. В уголовном праве была заметна тенденция к ужесточению наказаний, довольно часто применялась смертная казнь. Наиболее тяжкими являлись преступления против государства и религии. В Средние века впервые закрепляется наказание в виде лишения свободы.

Наиболее значительные памятники права периода Средневековья:

1. Великая хартия вольностей (XIII в.) - первый конституционный акт в Англии.

2. Салическая правда (рубеж V - VII в.) - составлена вскоре после завоевания салическими франками Галлии.

3. Правда Этельберта (VII в.) - наглядно характеризует раннее средневековое англосаксонское право.

4. Саксонское зерцало (XIII в.) - отражало особенности экономических (земельных) отношений и государственного управления в феодальной германии.

5. Золотая булла (XIV в.) - отражает государственное право Германии периода раздробленности.

6. Великий мартовский ордонанс (XIV в.) - важнейший конституционный акт Франции в период сословно-представительной монархии.

7. Каролина (XVI в.) - важнейший правовой памятник позднего феодализма, по содержанию является уголовно-судебным уложением «Священной Римской империи германской нации».

Таким образом:

1. Уровень развития права в феодальную эпоху был в целом ниже римского.

2. Право Средних веков было правом-привилегией, закреплявшим исключительность феодалов и феодальную зависимость от них крестьян.

3. В период позднего Средневековья происходит процесс рецепции римского права, оказавший большое воздействие на дальнейшее развитие европейского права.

Франкское государство. Салическая правда

Как уже отмечалось, существенное влияние на формирование раннефеодальных государств в Западной Европе оказали завоевательные акции германских племен. Их союз - франки - сложился примерно в III в. н.э. на северо-востоке Галлии, которая была одной из провинций Римской империи. В начале V в. франки предприняли поход на Галлию и овладели ею. Возглавлял их тогда король Хлодвиг (481-511 гг.).

Войны, которые вел Хлодвиг, ускорили образование Франкского государства, где уже активно шел процесс разделения населения по имущественному принципу. В отличие от Древнего Рима, франкские племена не знали эпохи рабовладения. Социальной основой их жизни была сельская община, т. е. остатки родоплеменного строя. С этого уровня франки и вступили в феодальные отношения.

В процессе разложения общинной собственности на землю возникал, рос и укреплялся класс крупных землевладельцев. Первоначально земля находилась в частных руках на основе аллода, т. е. родственного наследия, а позже стала классической частной собственностью. Соответственно складывались основные классы и социальные слои:

  • феодалы (короли, служилая аристократия, высокопоставленные чиновники);
  • свободные общинники, имевшие землю в общинной собственности;
  • полусвободные литы, т. е. неполноправные жители общины франков, находящиеся в личной и экономической зависимости от своих хозяев, членов общины.

Кроме того, были прослойки слуг, которых в литературе иногда называют рабами (по сути это верно, поскольку на раннем этапе развития Франкского государства слуги действительно фактически были на положении рабов, однако их нельзя приравнивать к рабам периода классического рабовладения).

Сочетание общинных порядков франков и позднеримских частнособственнических порядков галло-римлян, существование и взаимодействие столь различных по характеру общественных укладов ускорило создание новых феодальных отношений с преимущественным влиянием галло-римских тенденций к частному землевладению. В частности, к середине VII в. сложилась феодальная вотчина с характерным для нее разделением на господскую (домен) и крестьянскую (держание).

Процесс передела собственности неизбежно приводил к междоусобице и раздробленности, что проявилось в эпоху королевства Меровингов, которое к середине VII в. имело влияние лишь на сравнительно небольшой территории.

В этих условиях на исторической арене появляется майордом (управитель королевской администрации, первый министр) Карл Мартелл (715-741 гг.), решивший усмирить внутреннюю смуту.

Стремясь усилить внутреннюю власть в государстве, он создал качественно новое войско - феодальное ополчение, находившееся в подчинении короля.

Им была конфискована некоторая часть земель, главным образом церковных (монастырских), а также принадлежавших ряду его политических противников. Создавшийся земельный фонд стал распределяться в качестве так называемых бенефициев (от лат. «Beneficium» - «милость, благодеяние») - в обмен на службу Карлу Мартеллу, чаще всего конную, военную, причем со своим подразделением. Бенефициарий обязан был появляться в войске по первому зову короля (им стал Мартелл). Невыполнение этого требования или измена влекли разжалование и отбор земли. Особенность бенефициев была еще и в том, что земля выдавалась с зависимыми людьми, которые несли в пользу хозяина (бенефициария) барщину или платили оброк.

Использование такой же формы пожалования другими крупными землевладельцами привело к складыванию отношений сюзеренитета-вассалитета между крупными и мелкими феодалами (король делался сеньором, а бенефициарий - вассалом). Получение земли сопровождалось клятвой верности. Земельные участки при этом могли передаваться по наследству.

На некоторое время Карлу Мартеллу удалось сплотить государство. Однако в дальнейшем стремление вассалов к автономии в контексте общих средневековых тенденций привело к распаду государства. Этому способствовала и слабо развитая экономика, носившая еще преимущественно натуральный характер. Бенефициариев сменили феды, обладавшие политической властью в своих владениях.

Следует также отметить, что в процессе установления власти крупных землевладельцев над крестьянами в Западной Европе весьма значительную роль играла христианская церковь, сама ставшая крупным земельным собственником. Организационно-материальной опорой господствующего положения церкви были монастыри, а светской знати - укрепленные замки, становившиеся вотчинными центрами, местом сбора ренты с крестьян и вообще символом могущества сеньоров (как позже центральные усадьбы в российских помещичьих имениях).

Государственный строй франков на первом этапе (V-VII вв.) характеризовался перерождением органов племенной власти в органы новой, публичной власти, т. е. в государственные органы. На втором этапе (VIII-IX вв.) происходит постепенная трансформация государственной власти франкских монархов в «частноличную» власть государей-сеньоров, которые становились фактическими единоличными властителями на своих территориях, лишь номинально находясь под управлением главного сеньора - короля.

Первым монархом (королем) франков был Хлодвиг, отличавшийся неразборчивостью средств для достижения своих целей. Власть королей передавалась по наследству. Все рычаги государственного управления постепенно сосредотачивались в королевском дворце, в его ближайшем окружении и фаворитах.

Усложнялись и дифференцировались королевские службы. Среди них в VI-VII вв. выделяются дворцовый граф, референдарий, камерарий.

Дворцовый граф выполнял в основном судебные функции, руководил судебными поединками, наблюдал за исполнением приговоров. Референдарий ведал королевскими документами, оформлением актов, регистрацией важнейших королевских решений и т.д. Камерарий следил за поступлениями в королевскую казну, сохранностью дворцового имущества. Всей королевской администрацией руководил майордом. В целом четкого разграничения долго не было, функции указанных и других должностей нередко переплетались и дублировались.

С конца VII в. усилилось значение Королевского совета, состоявшего из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия совета король не мог принять ни одного серьезного решения. Это стало следствием усиления влияния крупных землевладельцев, которые стремились к максимальной автономии от королевской власти, не желая делиться с центром ни прибылью (налоги), ни полномочиями. На политико-экономическое положение королей и удельных князьков большое влияние оказывал характер их личных отношений.

Наивысшего могущества государство франков достигло при Карле Великом (768-811 гг.), сумевшем значительно прирастить территорию государства (за счет будущей Австрии, Швейцарии, части Испании). В 800 г. Карл был даже коронован папой в Риме императорской короной, что подчеркивало его силу как преемника власти римских императоров. Таким образом возникла Франкская империя. Однако при этом нужно иметь в виду, что Карл Великий, несмотря на внешние атрибуты, положенные императору, фактически не был всевластным императором, поскольку объединение вокруг центра «зажиревших» и уже имевших достаточно сильную власть в своих владениях крупных землевладельцев произошло на вполне определенных условиях, которые отнюдь не предусматривали передачу центру всей полноты власти.

Королю делегировалась лишь часть полномочий, необходимых для решения общефранкских общегосударственных интересов (охрана границ, поддержание порядка, координация действий различных государственных и местных властных структур). Соответствующим был и аппарат управления. Помимо Королевского совета важную роль в указанный период стали играть так называемые маркграфы - военные начальники в пограничных графствах, которые должны были следить за безопасностью границ государства. Учреждались также должности «государевых посланцев», задача которых состояла в реализации королевских распоряжений. Помимо этого они наблюдали за управлением королевскими поместьями, правильностью совершения религиозных обрядов, деятельностью королевских судей.

Какие-либо демократические институты (народные собрания) во Франкском государстве развития не получили. Лишь на местах, в общинах, существовали сотенные собрания («малюс»), выполнявшие судебные функции. Отдаленным подобием народных собраний были смотры войск: сначала в марте («мартовские поля»), а затем, уже при Карле Великом - в мае («майские поля»).

В середине IX в. Франкская империя прекратила свое существование ввиду неразрешимых внутренних противоречий, обусловленных несоответствием имперского централизма и стремлением к власти крупных землевладельцев. По договору, заключенному в Вердене, империя Карла Великого была разделена на три части (нынешние Франция, Германия, Италия).

Салическая правда

Крупнейшим источником права Франкского государства была Салическая правда (V-VI вв.). Будучи правовым актом раннего Средневековья, она была далека от совершенства, присущего классическому римскому праву. Нормативные положения не имели какой-либо системы и касались главным образом жизни и быта франкской деревни.

Салическая правда не содержит прямых нормативных предписаний о системе государственной власти и управления. Однако косвенно по некоторым нормам об этом можно составить представление. Так, Салическая правда предусматривала наказания для королевских должностных лиц, отказывающихся удовлетворить законные требования свободного человека и применять власть к правонарушителям. Вместе с тем, ограждая в определенной мере самостоятельность общин от королевских должностных лиц, закон предусматривал запрет на то, чтобы на одно общинное собрание не являлось больше 3 сацебаронов. Королевские предписания касались также вопросов призыва в армию, вызова в суд (в частности, неявка обвиняемого в суд могла быть оправдана исполнением королевской службы).

Франкское право уделяло вопросам собственности и договорам значительное внимание, закрепляя складывающиеся экономические отношения, характеризуемые расслоением населения по имущественному признаку. В частности, широко распространялись институты покровительства, господства и подчинения на основе соответствующих договоров комендации, прекария, самозакабаления. Здесь большое влияние оказали римские гражданско-правовые институты.

Покровительство влекло за собой установление личной и имущественной зависимости крестьян от крупных землевладельцев, поскольку предусматривался такой порядок, при котором крестьяне, передавая свое право на земельные участки землевладельцам под определенные кредиты, могли получить их обратно на условиях выполнения определенных повинностей, уплаты оброка и других трудноисполнимых обязательств.

Договор самозакабаления был схож с покровительством, однако при этом земельные магнаты ставили более жесткие условия, при которых крестьянин, будучи не в состоянии выполнить обязательства, терял не только экономическую, но и личную свободу, т. е. становился крепостным.

Договор прекария был непосредственно связан с передачей земли. Он влек за собой возникновение условного держания земли, передаваемой во временное пользование, и сопровождался установлением обязательств прекариста в пользу землевладельца (например, работать на полях, отдавать часть урожая и др.).

Регулировался также порядок заключения древнейшего договора займа. Например, согласно § 1 Титула L Салической правды, если свободный или лит даст другому взаймы, то по истечении срока кредитор, в случае невозвращения долга, мог явиться к должнику со свидетелями с тем, чтобы произвести оценку имущества. Если и тогда должник откажется выплачивать, то сверх обозначенного в договоре он присуждался к выплате дополнительных 15 солидов.

Франкское право не знало четкого разделения гражданских деликтов и уголовных преступлений (как и римское право).

Например, убийство или нанесение телесных повреждений рассматривалось прежде всего как имущественный ущерб, который следовало компенсировать потерпевшей стороне. Причем размер выплат зависел от сословного признака. Например, согласно § 1-7 Титула XLI, при лишении жизни свободного франка или варвара, живущего по салическому закону, виновный присуждался к 200 солидам; при лишении свободы человека, состоящего на королевской службе, размер выплат составлял 600 солидов. Согласно § 5 Титула XXXV, если чужой раб или лит лишит жизни свободного человека, то убийца отдавался родственникам убитого в качестве половины композиции, а господин раба уплачивал другую половину композиции.

Многие нормы Салической правды носили казуальный характер, что отражало существенное влияние на составление законов древних обычаев. Так, согласно § 1 Титула LVIII, человек, лишивший жизни другого человека, в случае невозможности уплатить композицию, должен представить 12 присяжных для подтверждения, что ни на земле, ни под землей он не имеет имущества более того, чем отдал. И потом он должен войти в свой дом, собрать в горсть из четырех углов землю, стать на пороге, обратившись лицом внутрь дома, и эту землю левой рукой бросать через плечо на того, кого он считает своим ближайшим родственником. Те, на кого пал выбор, должны были доплачивать недостающее. Если и у них не было денег, то они также бросали горсть земли на других родственников. В итоге, если никто не мог поручиться в уплате виры, виновный должен был уплатить виру своей жизнью.

Уголовно-правовым аспектам в Салической правде уделяется значительное внимание. Преступлениями признавались, в частности, такие деяния, как кража рабов, рогатых животных, свиней, кража, сопровождаемая взломом, грабеж, разбой, поджог, убийство, ложное обвинение, прелюбодеяние, подстрекательство к краже, нанесение увечий, оскорбление словами, связывание свободных, конокрадство, лжесвидетельство.

В подавляющем большинстве случаев за их совершение предусматривались композиции (выплаты в пользу короля или штрафы, а также в пользу потерпевшей стороны). Даже за убийство свободного человека, состоявшего на королевской службе, полагалась вира. Смертная казнь прямо не была предусмотрена.

Телесное наказание (удары плетьми) полагалось только для рабов, в частности, 120 ударов плетьми назначались в случае, когда за то же преступление свободный приговаривался к уплате 15 солидов. Первоначально выплаты полагались только потерпевшей стороне. Со временем, когда государство брало на себя все большую часть судебных функций, часть штрафа уплачивалась в казну.

По характеру наказаний Салическая правда во многом сходна с Русской правдой, где, однако, допускалась возможность кровной мести.

Судебный процесс во франкском праве носил состязательный характер. Обиженная сторона сама представляла свидетелей и доказательства. За неявку в суд мог быть назначен штраф. Публичное право еще только зарождалось.

Таким образом:

1. Франкское государство явилось классическим примером образования ранней феодальной государственности в Европе.

Оно стало социально-государственной основой появления современных европейских государств, определив направления их развития, начиная с IX-X вв.

2. Государственное правление франков характеризовалось раннефеодальной монархией на первом этапе развития Франкского государства (V-VI вв.) и сеньориальной монархией - на втором этапе (VII-IX вв.).

3. Салическая правда, будучи важнейшим памятником раннефеодального франкского права, регулировала различные стороны жизни и быта франкской деревни.

Инквизиция

Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологии Средневековья. Христианская религия была тесно переплетена с феодальными отношениями, поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона.

Церковь выработала и свое право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в XVI в. - Corpus juris canonici. Кроме того, источниками канонического права были нормативные акты римских пап, носивших название конституций, булл и энциклик.

Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных, правоотношений.

К ведению церковных судов относились дела, связанные с понятием «грех». Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.

Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний.

Особую известность получила «инквизиция» (в переводе с лат. - «расследование»), т.е. суды для расправы с еретиками и всяким инакомыслием.

Инквизиция как специализированный суд католической церкви была создана по инициативе Папы Римского Иннокентия III в 1204 г. В 1232 г. папа Григорий IX передал право осуществлять инквизиционный процесс нищенствующим монашеским орденам францисканцев и доминиканцев. Инквизиционные трибунали были учреждены практически во всех странах Западной Европы.

Особенность Суда инквизиции состояла в том, что католическая церковь в борьбе с королевской властью создала надъевропейскую судебную организацию, не подчинявшуюся светской власти и находящуюся исключительно в ведении церкви. Суду инквизиции подлежали:

  • еретики;
  • чародеи и колдуны;
  • укрыватели и заступники еретиков;
  • лица, сопротивлявшиеся постановлениям Суда инквизиции;
  • города, правители и короли, защищающие еретиков;
  • адвокаты, нотариусы и юристы, защищающие еретиков;
  • все преступления против нравственности.

Всем мирянам было запрещено иметь, читать и тем более толковать Библию, чтобы не создавать ереси. Это могли делать только лица, получившие церковное образование. Инквизиторы подчинялись только Папе Римскому. В то же время они могли отпускать грехи друг другу.

Так как создать инквизиционные трибуналы в каждом населенном пункте было невозможно, то монахи-инквизиторы периодически объезжали их и на месте творили судебные разбирательства. Прибывший монах выступал в церкви во время воскресной проповеди и объявлял о цели своего приезда. Местное население в течение недели должно было донести инквизитору обо всех известных им случаях преступлений против религии. После этого начинался процесс, состоящий из нескольких стадий. Суд инквизиции впервые ввел стадию предварительного следствия: лиц, на которые поступили доносы, арестовывали и начинали собирать доказательства их вины.

Инквизиционный процесс имел целый ряд особенностей:

1. В инквизиционном процессе одно и то же лицо (или несколько лиц) вело предварительное расследование и затем выносило приговор. Суд не осуществлял проверку и оценку доказательств, а лишь подтверждал уже сложившееся мнение.

2. Свидетельские показания давались не в присутствии обвиняемого. Очные ставки не допускались. Два доноса «по слухам» приравнивались к свидетельству очевидца.

3. Содержание обвиняемых во время следствия отличалось особой суровостью. Жалобы на условия содержания не допускались. Всякое милосердие к обвиняемому расценивалось как соучастие. Следователь не нес ответственности, если обвиняемый умирал во время следствия от пыток. Напротив, мягкое, либеральное отношение к обвиняемым могло повлечь наказание для следователя.

4. Субъектом доноса могло быть лицо, начиная с 5-летнего возраста. Допускались доносы детей на родителей и наоборот.

Такие случае были нередки в условиях нагнетающегося религиозного фанатизма.

5. Существовало правило вознаграждения доносчиков имуществом осужденных. Это поощряло и стимулировало доносительство.

6. В 1233 г. инквизиция получает право пытать всех обвиняемых в ходе предварительного следствия и судебного процесса. Целью пытки было получение необходимого признания. Инквизиторы руководствовались принципом, что «только страдающее тело говорит истину».

7. Содержание во время следствия не было ограничено никакими временными рамками и осуществлялось за счет обвиняемого.

8. Когда доказательства вины были собраны, обвиняемого различными способами побуждали к тому, чтобы он сам обратился к суду с просьбой о начале судебного разбирательства.

Судебный процесс состоял из двух стадий. На первой стадии обвиняемому предлагалось признать свою вину, при этом, в чем он обвиняется, ему не сообщали. Если обвиняемый признавал вину, то в этом случае ему выносили приговор, сохраняя жизнь: тюремное заключение, штраф, ношение особой позорящей одежды - «санбенито», покаяние, состоящее в посещении определенного количества церквей в разных городах или даже странах с совершением пожертвований.

Если же обвиняемый не признавал себя виновным, тогда начиналась вторая - пыточная - стадия. Была разработана методика осуществления пыток, получившая название «Руководство инквизитора». Классическая пытка состояла из трех последовательных этапов: пытка на дыбе, пытка водой и пытка огнем. После каждой из этих видов пытки обвиняемого спрашивали, признает ли он себя виновным. Редко кто выдерживал все три стадии пыток. Нестерпимые страдания вынуждали обвиняемых оговаривать не только себя, но и своих близких.

Суд инквизиции никогда не выносил оправдательных приговоров. Обвиняемому, признавшему себя виновным в процессе пытки, полагалось одно наказание - сожжение на костре.

Процесс приведения приговора в исполнение назывался аутодафе (в переводе с испанского языка - «акт веры»). Он представлял массовое театрализованное действие, символизировавшее земное подобие страшного суда: обязательно в воскресенье публично в присутствии всех жителей на центральной площади, на которую привозили несчастных жертв в шутовских колпаках, с залепленными ртами, чтобы исключить их призывы к милосердию, объявлялся приговор, а затем за городом приводился в исполнение. При этом прежде, чем начиналось аутодафе, у обвиняемых залечивались все раны, полученные во время пыток, чтобы скрыть их. Приговор приводился в исполнение светской властью, которой во время аутодафе церковь передавала приговоренных к казни. Католическая церковь провозглашала, что «она только ведет расследование, но сама крови не проливает».

Наибольшее влияние инквизиция получила в XV-XVII вв. В этот период осуществляется массовый террор против любого, а не только религиозного, инакомыслия, любых выступлений против церкви и государственных режимов. И это не случайно!

Именно в этот период начинается кризис феодальной системы общественных отношений и зарождение новых буржуазных отношений. В связи с этим церковь выступает в качестве орудия борьбы с зарождающейся идеологической оппозицией.

Особенно свирепствовала инквизиция в Испании и Германии.

Немецкие короли даже вынуждены были обращаться к Папе Римскому с просьбами «утихомирить» инквизиторов, в результате страшной деятельности которых немецкие города практически обезлюдели. Инквизиторы, раскручивая спираль репрессии, отправляли на костер иногда до половины населения небольших городов вместе с бургомистрами и членами их семей.

В Испании, единственной стране, Суд инквизиции стал составной частью государственного аппарата. Особую жестокость инквизиция проявляла в период, когда главой испанской инквизиции был Торквемада, отличавшийся исключительным религиозным фанатизмом и жестокостью. За 18 лет он лично отправил на костер более 10 тысяч человек. Торквемада разработал инквизиционный кодекс и сделал аутодафе массовым явлением.

В XV-XVII вв. инквизиция организовала массовые «ведовские процессы» в странах Европы. Под ведовством понималось умение колдовскими способами влиять на людей, силы природы, животных, неодушевленные предметы. Было издано специальное руководство по организации ведовских процессов «Молот ведьм». Тысячи людей и даже животные (кошки) были отправлены на костер.

В XVIII в. инквизиция как судебное учреждение была ликвидирована в большинстве стран Европы, а в XIX в. - в Испании, Португалии и их колониях. Последнее сожжение на костре Суд инквизиции осуществил в 1826 г. в Испании. Это вызвало массовое возмущение во всем мире и положило конец казням.

Таким образом, Суд инквизиции является одной из самых мрачных и трагических страниц в истории государства и права Западной Европы эпохи Средневековья.

Суд инквизиции представлял ярко выраженное орудие защиты основ феодального общества в целом и интересов католической церкви - в частности. Инквизиционный процесс характеризуется отказом от многих прогрессивных институтов судебного процесса. Его характерными чертами стали:

  • полный и безграничный произвол со стороны инквизиторов;
  • попрание прав обвиняемого;
  • отсутствие института защиты;
  • опора на жестокие пытки;
  • сведение процесса к получению признания на основе физических методов дознания.