Хозяйственное развитие Киевской Руси (IX-XII вв.)
Образование государства у восточных славян стало закономерным итогом разложения первобытного строя и зарождения феодальных отношений. Повсеместное распространение в VIII—IX вв. территориальной общины, наличие частной собственности и индивидуального труда, выделение из общины имущественной верхушки, концентрация в руках родо-племенной знати власти — таковы предпосылки складывания раннефеодального государства и появления классов. Образование Киевской Руси произошло в 882 г., когда новгородский князь Олег объединил Новгородское, Смоленское и Киевское княжества. Он перенес столицу в Киев и провозгласил себя великим киевским князем.
Образование Древнерусского государства
Центрами Древнерусского государства стали города Киев и Новгород. Выгодно расположенные на торговом пути «из варяг в греки», они объединили вокруг себя северную и южную группы восточнославянских племен.
В источниках нет сведений о численности населения в Древней Руси. Известный российский демограф Б.Ц. Урланис, используя косвенные данные, считал, что к началу 2-го тыс. н.э. территория Киевской Руси составляла 1,1 млн км2, а население - 4,5 млн человек.
Территория Древнерусского государства сложилась из земель, которые занимали племенные союзы, упоминаемые в «Повести временных лет» (поляне, волыняне, древляне, северяне, радимичи, дреговичи, кривичи, вятичи, словене и др.). Первоначально это была территория Средплеменнойнего Поднепровья, собственно Русская земля во главе с Киевом.
В конце IX — второй половине XI в. власть киевских князей распространилась на Новгород Великий, Псков, Смоленск, Ростов, Полоцк, Муром, Рязань На юге территория тоже расширилась, в первую очередь собственно Киевского, затем Черниговского и Переяславского княжеств. Вошедшие в состав Древнерусского государства иноплеменные образования (мурома, меря, голядь и др.) стали его составной частью. Киевская Русь превратилась в одно из самых крупных и могущественных государств средневековой Европы.
Образование Древнерусского государства имело прогрессивное значение для дальнейшего самостоятельного политического, экономического и культурного развития восточнославянских племен.
С образованием государства шло становление системы его взаимоотношений с населением, включающих производство продукции, сбор налогов, несение военной службы. Самой первой формой господства и подчинения был сбор дани в пользу государства (полюдье), собираемый со всех людей. Дань являлась выражением верховного права князя на землю, для ее сбора князь с дружиной ежегодно с ноября по апрель объезжал подвластные ему территории или посылал туда своих наместников. Собиралось продовольствие, меха, мед, воск и др.
Размеры дани, место и время сбора заранее не определялись. Старшие дружинники со своими отрядами могли собирать и большее количество дани, чем князь. Такие захватнические методы вызвали протест населения. В 945 г. в древлянской земле был убит князь Игорь. Его жена, княгиня Ольга, провела своеобразную налоговую реформу, установив «уроки» — нормы дани, а также время и место ее сбора — «погосты», т.е. пункты, где проводилась торговля. Вводилась единица обложения: в одних местах это был «дым» (семья), в других - «плуг» или «рало» (отдельное хозяйство). Несколько «дымов» составляли «дворище». Реже единицей обложения считался человек.
По мере развития крупного землевладения и укрепления государства в одних случаях дань превращалась в подать, взимаемую в пользу князя, государства, в других — в феодальную ренту, выплачиваемую феодалу.
Правовые нормы и «Русская Правда» Важную роль в укреплении феодального строя играли правовые нормы. Наиболее ранние дошедшие до нас памятники — договоры киевских князей с Византийской империей (911, 944, 971), в которых есть сведения о «Законе Русском». Договоры содержат ряд статей о праве собственности и наследования, о пленных и челяди и т.п. Но первым древнерусским
Сводом законов была «Русская Правда», действовавшая с XI по XV в. Первая часть - «Древнейшая Правда» - во всех 18 статьях дает очень ограниченный круг наказуемых преступлений - от убийства, побоев до укрывательства скрывшегося холопа, порчи чужого оружия и одежды. В них хотя и говорилось о таком пережитке, как кровная месть за убийство, но чаще она заменялась денежными штрафами за убийство (вирами) по приговору суда.
«Русская Правда» определяла привилегии феодала, положение зависимых от него крестьян и прочих групп населения, нормативно закрепила право собственности феодала на землю. Целый ряд ее статей предусматривал наказание за попытку посягательства на эту собственность (за распахивание межи, ограбление боярской усадьбы, убийство слуг феодала тиунов, огнищан и пр.).
«Русская Правда» отразила происхождение феодальной зависимости населения путем как экономического, так и внеэкономического принуждения. При экономическом принуждении разорившийся смерд сам вынужден был идти в кабалу к светскому или церковному феодалу (рядовичи и закупы).
В «Правде Ярославичей» нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скот.
«Обояривание земель» и вотчина Первоначально у славянских племен не было сословий и все жители обладали равными правами. Однако по мере развития производительных сил выделились группы населения, различающегося между собой по благосостоянию и социальному положению. Самый высокий статус занимали «земские бояре»: представители племенной аристократии, потомки родовых старейшин, а также торговцы, жившие на пути «из варяг в греки». К высшим социальным слоям относились верховные дружинники, «княжьи мужи».
В X-XI вв. в Киевской Руси усилился процесс феодализации. Это проявилось в наступлении племенных вождей и старейшин на общинные земли, что объяснялась в определенной мере тем, что укрепились пашенное земледелие и двухпольная система севооборота. Интенсивно формировалась частная собственность на землю, шел процесс, получивший название «обояривание» земель. Частная собственность на землю называлась вотчиной (отчиной), которую можно купить, продать, передать по наследству. Как правило, она появлялась путем присоединения знатными людьми земельных наделов других обшинников, в том числе обедневших, часто насильственным путем. Таким образом на Руси вотчинники превращались в крупных землевладельцев.
Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной. С этого периода смерды не только выплачивали дань государству, но и становились зависимыми от феодала (боярина) и выплачивали ему за пользование землей оброк (натуральный) или отрабатывали барщину, хотя в этот период еще значительное число жителей оставались не зависимыми от бояр.
Развитие сельского хозяйства
в период Киевской Руси земледелие, давно уже ставшее у восточных славян основной отраслью хозяйства, заметно продвинулось вперед.
Чередование лесных и степных пространств лесостепной зоны в широтном направлении диктовало условия для хозяйственного освоения земель. На северо-востоке Руси складывалось успешно развивающееся земледельческое хозяйство. Основным земледельческим орудием была соха, но на юге применяли плуг или рало (деревянный плуг) При пашенном земледелии резко повысилась производительность труда и появилась возможность обрабатывать обширные участки земли — поля {пашни).
Получила развитие двухпольная система севооборота. В центральных районах, населенных гуще других, начало распространяться трехполье.
В северных районах, в зонах подзолистых и дерново-подзолистых почв с большими лесными площадями, заболоченными землями, господствовала огневая подсечная система земледелия. Применение в качестве основных орудий возделывания земли сохи и мотыги сковывало развитие земледельческого хозяйства.
В целом по стране в земледельческом производстве использовались небольшие площади. Это соответствовало низкой заселенности и концентрации населения в отдельных относительно небольших районах. В основном это были речные долины, ополья внутри лесных массивов, приозерные земли. Удельный вес южных земель в земледельческом хозяйстве был выше северных районов.
Основными сельскохозяйственными культурами на Руси были рожь, пшеница, ячмень, просо, горох, овес, лен, конопля, бобы, чечевица, репа, капуста. Развивались также огородничество и садоводство.
Важными отраслями хозяйства были животноводство и птицеводство, тесно связанные с земледелием. Разводили лошадей, волов, коров, овец, свиней, птиц (кур, гусей, уток).
В хозяйстве феодалов успешно развивались скотоводство и коневодство. У князей Игоря и Святослава Олеговичей (XII в.) было «кобыл стааных 3000, а коней 1000». Смерды же были плохо обеспечены скотом и лошадьми.
Уровни сельскохозяйственной техники, степени развития земледелия и наборы культур Киевская Русь стояли на том же уровне, что и современных стран Западной Европы, были одинаковы.
Но как и в Западной Европе, неурожайные годы в XI-XII вв. были частым явлением, что приводило к массовому голоду и вымиранию населения.
Вспомогательную роль играли охота, рыболовство, бортничество. Но в северных районах, где земледелие не могло полностью обеспечить потребности населения, они были распространены.
Охотничий промысел удовлетворял потребности населения не столько в пище, сколько в одежде, обуви, которая делалась из шкур и меха не только домашних, но и диких животных. Пушниной взимались подати. Охотились на рысей, туров, лосей, медведей, оленей, кабанов, зайцев, соболей, куниц, горностаев, белок, песцов и др.
Летописи отмечают лесные богатства северных земель, в первую очередь Новгородской, где по старой народной легенде «оленци Мали» и «веверица (белка) млада» падают в леса с проходяших туч и «взрастають и расходятся по земли».
Определенную роль в хозяйстве играла рыбная ловля. Принятие христианства с его системой постов утвердило рыбу как один из компонентов постной пищи.
Развитие ремесел и городов
У восточных славян ремесло отделилось от сельского хозяйства еще в VI—IX вв. В эпоху Киевской Руси происходил расцвет ремесленного производства. Источники позволяют выделить 64 ремесленные специальности: обработку железа, цветных металлов, дерева, камня, кожи и мехов, выработку тканей и одежды, изготовление керамики, ювелирных изделий и т.д. Только из железа и стали изготавливалось более 150 видов различных изделий.
В Киевской Руси отмечается деление ремесленного производства на деревенское (сельское) и городское, что отвечало конкретным потребностям сельского и городского населения в определенных орудиях труда, бытовых предметах и т.д.
Как городское ремесло выделяется производство строительных и отделочных материалов — кирпича, черепицы, плитки, широко используемых при строительстве церквей, домов и других сооружений. До наших дней сохранились в Киеве Золотые ворота. Софийский собор с его уникальными мозаиками и фресками, построенный в 1037 г., в Новгороде - Софийский собор, построенный в 1045—1050 гг. В начале XII в. киевские плотники построили большой деревянный мост через Днепр.
Ремесленники разделялись на несколько групп: сельские ремесленники — общинники, ремесленники; холопы в монастырских, боярских и княжеских дворах и свободные городские ремесленники, бывшие самой многочисленной группой. Для защиты своих интересов городские ремесленники объединялись в организации, бывшие прообразами цехов. Само название «город» на Руси означало укрепленное поселение, огороженное место. Однако собственно городами эти городища-тверди стали лишь тогда, когда в них появилось постоянное население, когда они стали центрами управления феодальной округой, центрами ремесел и торговли.
Пути сообщения По подсчетам академика М.Н. Тихомирова по летописям, в IX—X вв. существовало 25 городов, в XI в. возникло еще 64, в ХII в. — 135, к моменту монголо-татарского нашествия на Руси уже было около 300 городов. Главными путями сообщения в Древней Руси были водные. Один из наиболее известных - водный путь «из варяг в греки», соединивший Балтийское море с Черным. Он протянулся через Русские земли на тысячи километров с севера на юг.
По Днепровскому пути из Византии на Русь везли дорогие ткани, книги, иконы, вина, фрукты, овощи и пряности, стеклянные и ювелирные изделия, из северных районов — лес, мед, меха, воск, из прибалтийских стран - янтарь, из скандинавских - предметы ремесла и оружие.
Оживленным был и важнейший Волжский путь - на Каспий, Кавказ и Закавказье, в арабские страны. Водный путь имел сухопутное ответвление, начинавшееся с земель Волжско-Камской Болгарии и уходившее в Среднюю Азию. По Волжскому пути вывозились меха, воск, мед, лен, полотна, серебряные изделия, кольчуги.
На Русь по Волге везли дорогие восточные ткани, в том числе «паволоки» — шелковые ткани, драгоценные камни, золото и серебро, пряности, фрукты.
Существовали и другие водные пуги, которые обслуживали как отдельные небольшие местности, так и крупные районы — земли.
«Русская Правда» свидетельствует и о существовании сухопутных крупных торговых дорог — «гостиниц великих». Одна из таких больших сухопутных дорог вела из Киева на запад через Краков и далее в пределы Чехии — на Прагу и в южную Германию на Раффельштеттен и Регенсбург. В Регенсбурге была особая корпорация купцов, торговавших с Русью.
Одним из крупнейших ремесленных и торговых центров был Киев, насчитывавший в период его расцвета 100 тыс. жителей. В Киеве было восемь специализированных рынков. Через Киев проходил водный путь «из варяг в греки». Сухопутной дорогой Киев был связан Киев с Прикарпатьем, где имелись соляные копи, снабжавшие солью южнорусские земли.
Важнейшим торговым и ремесленным центром был и Новгород.
Новгород был составной частью великого водного пути древности «из варяг в греки». Новгородские купцы вели оживленную торговлю со Скандинавией, Данией, городами Ганзейского союза. Однако «заморская» торговля имела ограниченное значение для экономики страны, так как ввозились в основном предметы роскоши, потреблявшиеся верхушкой феодалов и духовенства, вывозились же главным образом продукты промыслового хозяйства.
Денежная система Естественным результатом развития торговли было возникновение денежной системы. Первоначально мерилом ценности был скот, поэтому и деньги назывались скот. В период Киевской Руси существовала денежная единица куна, свидетельствующая о том, что когда-то у восточных славян мерилом стоимости был мех куницы. Вероятно, скот появился в южных местностях, где было развито скотоводство, а куна — в северных, где заметная роль принадлежала охоте.
До второй половины X в. на территории Руси имели хождение византийские и арабские монеты, а затем и западноевропейские (германские пфеннинги, денарии Венгрии, кроны Чехии и др.). В конце X - начале XI в. чеканят уже собственную монету. Вероятно, это произошло после официального принятия христианства на Руси, так как на одном из типов серебряных монет имеется изображение Иисуса Христа, а на всех монетах (как золотых, так и серебряных) изображен князь с крестом — символом христианства.
Крупные платежные операции в Средневековой Руси обеспечивались серебряными слитками. На территории Древнерусского государства обращались спички различного веса и вида, но преобладающее значение имели так называемые киевские и новгородские гривны.
Киевские гривны XI-XIII вв. - это литые слитки шестиугольной формы, имевшие устойчивый вес - около 160 г. Они функционировали с середины XI в. вплоть до монголо-татарского нашествия почти на всей территории Киевской Руси, но более всего в южных районах.
Новгородские гривны — слитки, имевшие другой вид и вес. Это длинные (14—20 см) палочки-бруски весом около 200 г, содержащие больший эпиграфический материал — на них нередко процарапаны имена тех, для кого они были отлиты. В Пространной редакции «Русской Правды» зафиксирована такая структура денежного счета: 1 гривна = 20 ногатам = 50 кунам = 150 или 100 веверицам.
С наступлением феодальной раздробленности развиваются местные денежно-весовые системы, рыночная сфера жизнедеятельности которых ограничена территорией отдельных земель.