Теория государства и права (Клишас А.А., 2019)

Понятие и сущность государства. Типология государств

Философские основы в понимании сущности и назначения государства

Вопрос о понятии государства тесно связан с проблемой сущности государства, но в полной мере ему не тождествен. Понятие государства несколько шире, объемнее категории сущности государства.

Но в любом случае сущность государства - основа, главное в понятии государства.

Категория «сущность» представляет собой главное, внутреннюю основу в явлении, событии или предмете. Исследователям издавна интересно выявить и интерпретировать сущность государства, ибо она выражает его природу, особенности как социально-политического образования и назначение в обществе. Кроме того, сущность государства отражает его социальную востребованность со стороны общества и особенности в организации власти с целью управления делами общества.

Определить сущность государства означает установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит и чью волю выражает.

Все социальные образования имеют свое назначение. В этом их социальная ценность. Государство как социальное образование также имеет свое предназначение, которое раскрывается в его функциях (см. тему 4). В общих же чертах отметим, что в целом государство должно обеспечивать благосостояние личности, гарантировать ее права и свободы. При этом следует видеть назначение государства в организации публичной власти в обществе, обеспечении «общих дел», культурного и воспитательного процессов, обороны, стабильности в международных отношениях и др.

В истории государствоведческой мысли выработано немало теоретических подходов в понимании сущности и назначения государства.

Однако в большинстве случаев авторы справедливо рассматривают государство через призму трех составляющих (иногда этот подход называют арифметическим): публичная власть, территория и население.

Предварительно заметим, что рассмотренные ниже философскоправовые школы по-разному толкуют происхождение государства, власти, связь населения с государственными образованиями, отношения общества и государства, при этом практически одинаково толкуя основные признаки государства, указанные выше. К наиболее распространенным философско-правовым подходам в понимании сущности государства относятся следующие.

Теологическое понимание государства. Оно исходит из того, что государство является общественным порождением в целях реализации общего блага. Государственная власть обосновывается как божья милость, дар Господа, и каждый должен смириться перед божественной волей и подчиниться государственной власти. Теологические теории пронизаны идеей вечности государства, его незыблемости. Отсюда часто встречающееся обоснование не только смиренности перед институтами государства, но и сохранения в неизменном виде всех существующих в обществе государственноправовых институтов.

Теологические толкования сущности государства зародились еще в древних обществах (Египет, Вавилон и др.). Расцвет этого направления приходится на Средневековье, о чем уже шла речь выше. Однако теологические воззрения о религиозной сущности государства не ушли в прошлое и имеют определенную ценность для общества, например, когда речь идет о призывах к государству следовать таким ценностям, как справедливость, помощь и др.

По ряду положений теологические концепции отличаются друг от друга: например, христианская доктрина государства толкует представительную (законодательную) власть как «принимающую закон от Бога и оглашающую его», сам закон - как «изречение Господа»; целью государственной исполнительной власти видит в установлении мира, порядка и защите малоимущих.

В мусульманском учении о государстве глава государства (халиф) является наследником пророка Мухаммеда, и государство есть слуга божественного закона - Корана, данного ему Аллахом. Мусульманские государственно-правовые течения имеют отличительные черты.

Суннитская концепция исходит из того, что во главе государства из главенствующей роли хамирата (хамир - глава) государства, но при этом он опирается на общины правоверных, принцип совещательности (аш-шура), где ключевую роль играют религиозные представители.

Согласно данной доктрине все органы государства связаны мусульманским правом, в основе которого положения Корана. Шиитская доктрина более консервативна. Все государственно-властные полномочия должны быть сосредоточены в руках непогрешимого имама, наделенного полубожественными качествами2. Иначе говоря, здесь не проводится различие между государственной и религиозной властью в обществе.

Территориально-властный (или силовой) подход. Согласно ему государство действует на определенной территории, оно - орудие политической власти, которая распространяется на все население. Силовой подход в объяснении сущности и назначения государства представлен рядом направлений и течений (теория насилия, классовая теория и др.). Здесь государство понимается как сила, как средство угнетения одних другими. Согласно теории насилия на заре человеческой цивилизации государство, его институты (армия, полиция, налоговые службы и др.) оказались продуктом покорения одних племен другими.

Марксизм-ленинизм также трактовал государство как силу, как диктатуру класса имущих над классом неимущих, бедных.

Кибернетический подход. Согласно ему государство - это определенная система с прямыми и обратными информационными потоками. Власть есть движение информации - связь государства с обществом - издание законов и иных правовых актов, обращенных к членам общества, обратная связь - информация о состоянии управляемых государством общественных процессов. Такой подход, безусловно, отражает реальность, ибо современное осуществление государственной власти и управления невозможно вне целенаправленного потока информации.

Социологический подход. Согласно ему государство - это явление социальное, существующее только в обществе, тесно с ним связанное.

С определенной долей условности в рамках социологического подхода можно говорить о двух направлениях. Согласно первому государство отождествляется с обществом, государство есть само общество, особым образом организованное (Аристотель, Кант, Коркунов). Второе направление состоит в том, что государство - это относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный социальный институт. Это современный подход, основывающийся на разграничении гражданского общества и государства.

Социологическое направление видит государство как некий «живой» организм, элемент его жизни; оно подчинено законам общества, его природа - в природе общества. По мнению представителей данной школы, государство не имеет самостоятельных начал, а является лишь отражением социальных процессов, исключения, или так называемые элементы самостоятельности, проявляются в действиях армии, в праве граждан избирать и быть избранными.

Либеральный подход - это так называемая концепция «государства - ночного сторожа»; государство не вмешивается в экономические и социальные отношения, а только устанавливает «правила игры» - нормы права и с их помощью охраняет порядок в обществе и т.п. Государство, согласно либеральным концепциям, нейтрально; его задача - разработка и принятие законодательства. Заметим, что теория правового государства своими корнями во многом уходит в либеральный подход, ибо здесь признается примат права и конституции, при условии разделения государственной власти.

Государство - менеджер - государство есть нейтральный руководитель общественными делами, хозяйственно-финансовой деятельностью, неполитизированный управляющий. Задача менеджеров сводится к необходимости снабжать население жизненно важными услугами, такими как связь, электроэнергия, газ, транспорт и т.д. Во внешней политике государственный менеджмент должен обеспечить стратегическое развитие страны. Здесь возникают практические трудности по соотношению интересов госкомпаний, коммерческих организаций и т.д. Особенно обостряются эти противоречия в период экономических кризисов.

Государство - социальный арбитр. Общество неоднородно, индивиды и социальные группы имеют разные интересы, часто не совпадающие и даже противоречащие друг другу. Государство как арбитр разрешает конфликты, снимает противоречия, возникающие на этой почве. Одним из основных средств в решении этих проблем является судебная власть.

Марксистский подход - государство рассматривается как особая организация, выделившаяся из общества в результате разделения общественного труда. Марксизм подчеркивает классовую сущность государства, полагая что оно есть «машина для подавления одного класса другим», орудие диктатуры определенного класса (К. Маркс, В.И. Ленин). Социалистическое государство марксистам виделось как государство диктатуры пролетариата, государство для большинства.

По мере развития социалистического общества государство диктатуры пролетариата перерастает в общенародное государство. Впоследствии советский марксизм не стал отрицать идеологию правового государства (конец 80-х гг. прошлого века) (см. подробнее тему 7).

Основные признаки государства. Суверенитет. Символика государства. Общесоциальное и классовое в содержании государства. Определение государства

Как отмечалось выше, философами и юристами сущность государства, его природа и назначение толкуются по-разному. Между тем классические признаки, так называемые составляющие государственности, представителями совершенно разных философско-правовых учений в большинстве не отрицаются. Если сопоставлять государство с другими специальными образованиями, то данные признаки можно назвать специфическими, отличающими его от других социальных образований.

К основным (классическим) признакам государства относятся:

Территория и ее границы. Представить государство без территории невозможно, его существование органически сопряжено с территорией, имеющей границы. Население ведет оседлый образ жизни и беспрепятственно перемещается только в пределах территориальных границ государства. Беспрепятственное передвижение по территориям других государств предполагает специальные межгосударственные договоренности. Понятно, что государственная власть может в определенных случаях ограничить передвижение по территории государства своих граждан - например, при чрезвычайных обстоятельствах. С появлением государства появляется не только понятие государственная граница, но и такое понятие, как гражданин, которое означает связь, принадлежность физического лица к конкретному государству.

Граница предполагает ее охрану, неприкосновенность, для чего создаются армия, пограничные службы, таможенные органы и др.

Публичная власть - один из главных признаков государства, означающий, что государство не сливается с обществом и реализуется посредством специальных органов. В современном государстве это государственные и муниципальные органы власти. Их задача - управлять и организовывать общество, вплоть до применения принуждения; разрабатывать и применять обязательные для населения правовые акты, обеспечивать законность и правопорядок.

Возможность государственного принуждения - важная черта государства, его власти. В принципе принуждение свойственно как первобытному обществу (например, изгнание из рода), так и современному обществу (например, семье). Принуждение со стороны государства, нередко и муниципальной власти, особое, ибо оно осуществляется специальными органами (армия, полиция, муниципальная милиция, судебные приставы и т.д.), созданными для этой цели и обладающими соответствующими материальными средствами (техника, следственные изоляторы, оружие и т.п.). Ф. Энгельс писал: «Публичная власть существует в каждом государстве. Она состоит не только из вооруженных людей, но и из вещественных придатков, тюрем и принудительных учреждений всякого рода, которые были неизвестны родовому устройству общества»1.

Не менее важная черта государства - это монополия на издание законов и других нормативных правовых актов. С помощью законов государственная власть придает своей воле обязательное свойство, повелительный характер решений для всего населения. Неисполнение законов и иных нормативных правовых актов влечет применение принуждения. Здесь видим тесное слияние таких элементов публичной власти, как принуждение и законодательство.

Наличие собственной территории и публичной власти относят к классическим, государствообразующим признакам государства.

Однако это не все признаки, характеризующие государство; дополнительными можно назвать:

Налоги, налоговая система. Государство обладает монополией на введение и сбор налоговых платежей. Наряду с налогами в пользу государства взимаются и сборы и государственные пошлины, о чем отмечалось выше. С помощью данных поступлений формируется материальная финансовая основа государства. Все поступления аккумулируются в соответствующих бюджетах и государственной казне. Налоговые поступления нужны прежде всего для обеспечения аппарата государства, заработной платы чиновников, содержания армии, других служб государства, для осуществления государственных программ в сфере экологии, просвещения, образования, здравоохранения, науки и т.д.

Любое государство придавало и придает системе налогообложения большое значение. Нет налоговых поступлений - нет и развития государства, его механизма; замирает реализация государственных программ и др. В прошлом налоги имели натуральную и денежную форму.

В цивилизованных государствах налоги имеют денежную форму.

Суверенитет - свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти как внутри страны, так и за ее пределами. На практике это означает, что государственная власть единая и единственная, способна принимать и принимает законы, охраняет правопорядок, осуществляет правосудие, собирает налоги, гарантирует своим гражданам права и свободы. С так называемой внешней стороны суверенитет проявляется в возможности самостоятельно осуществлять внешнюю политику, международное сотрудничество и помощь, решать вопросы войны и мира, вступать (и выходить) из международных союзов, в том числе военных.

Основываясь на проанализированных выше признаках, можно определить государство как территориальную суверенную организацию публичной власти, обладающую принудительной силой, правом издавать законодательство и устанавливать, собирать налоги и сборы. Безусловно, интерпретация признаков государства, выделение их числа может так или иначе влиять на определение государства. Между тем следует помнить, что главные составляющие государства - территория, ее границы, власть, налоги и законодательство.

Символика государства. Каждое государство имеет свои символы, которые призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.

Традиционно к ним относят:

  • гимн - это торжественная музыка и песня программного характера;
  • герб - это отличительный знак или эмблема государства, изображаемые на официальных документах, бланках, печатях государственных органов, денежных знаках. Их помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах и т.д.;
  • флаг - это полотнище определенного цвета или цветов, символизирующих нацию и государство.

В государственной жизни, в межгосударственных отношениях символы государства, его учреждений имели важное значение. Символ государства означает его особенности - географическое расположение, природные богатства, этапы исторического становления, организацию власти, преемственность в организации государственной власти и т.д.

Государственная символика подразделяется на символику государства как такового, символику государственной власти; достаточно самостоятельное место занимает символика судебной власти; отдельное место, как правило, занимает символика воинская, таможенная, пограничной службы и т.д.

Использование государственной символики регулируется достаточно жестко - это официальное представительство государственных должностных лиц, государственные церемониальные мероприятия, государственные издания и т.д.

Общесоциальное и классовое в содержании государства. Одно из важнейших предназначений государства - выполнение им так называемой функции «общих дел» (обеспечение здравоохранения, водоснабжения, экологии, почтовой связи, транспортного сообщения и т.д.).

Такая социальная сторона деятельности государства, организация и координация им выполнения данных задач представителями экономических структур, ведомств, корпораций и т.д., определяется как «социальное» в содержании государства. Выше отмечалось, что выполнение так называемых общих дел сыграло значительную роль в происхождении самого государства, заняло важное место в его деятельности и впоследствии. В истории существует точка зрения, согласно которой именно специалисты, организаторы, - например строительства водных каналов (Древний Египет), превращались в богатых, а следовательно, и господствующих, что явилось спецификой становления государственности в соответствующих регионах планеты.

В выполнении функций общих дел заинтересованы были все члены общества, причем с ростом народонаселения, усложнением общественных связей, специализацией и увеличением объема производства значение этой деятельности государства возрастало, а, соответственно, возрастали расходы, что влекло увеличение и налогооблагаемой базы.

В современных государствах социальные функции - охрана здоровья населения, экологическая и др. не только не утратили свою роль, но в связи с ростом населения, развитием промышленности, ускорением темпов научно-технического прогресса, загрязнением окружающей среды их роль актуализировалась. Реализация государством указанных функций неизбежно вела к увеличению бюджетных расходов, снижению финансирования собственно социальных программ, что порождало недовольство граждан.

О классовом содержании государства. Государство складывалось одновременно с формированием института частной собственности, что не могло не сказываться на его содержании. Экономически господствующий класс всегда стремился приспособить и приспосабливал государственную власть к своим интересам. Это может проявляться, например, в необоснованном повышении цен с целью извлечения сверхприбылей, радикальной приватизации государственной собственности, финансировании избирательных кампаний и т.д.

В любом государстве интересы социальные и интересы классовые (богатых и бедных) могут сочетаться; в разное время в силу разных обстоятельств могут иметь неодинаковое значение. Так или иначе, господствующий класс преследует прежде всего свои экономические интересы и лишь затем интересы населения.

Сочетая в себе общечеловеческое и классовое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как единственный его официальный представитель. В связи с этим оно призвано обеспечивать выполнение и общих дел, «вытекающих из природы всякого общества», и классовых задач.

Итак, еще раз обобщая сказанное, подчеркнем, что государство - это территориальная, суверенная организация публичной (политической) власти в обществе, принимающая законы, опирающаяся на государственное принуждение и обладающая финансовой монополией на налоги и сборы.

Понятие, структура и формы осуществления государственной власти. Государственное управление

О социальной власти. Власть - это важнейшее, естественное и объективное по характеру свойство общества, человеческой цивилизации наряду с собственностью, культурой, производством и др. Социальная власть присуща организованной и устойчивой общности людей.

Ее существование, как отмечалось, объективно, ибо вытекает из самой природы коллективного существования человека. Истоки социальной власти - в первобытной эпохе, пожалуй, в периоде стадного существования человека. Термин «власть» имеет многогранный и многозначный характер (буржуазная власть, власть трудящихся, власть лидера, государственная власть и т.п.). Здесь же речь идет о социальной власти и ее разновидности - государственной. Социальная власть может обладать следующими признаками:

  • навязывание воли одного субъекта другому с помощью принуждения, авторитета, убеждения;
  • наличие властеотношения - отношения, возникающего между подчиняющим и подчиненным (властвующим и подвластным);
  • наличие «внешних» механизмов принуждения, обеспечивающих, гарантирующих навязывание (передачу) воли (армия, полиция, специальные вооруженные структуры, места лишения свободы и т.п.).

Задача социальной власти как одновременно стихийного и сознательного явления состоит в упорядочении общественных отношений и процессов, поддержания порядка, разрешение социальных конфликтов, поддержание и управление движения социальных слоев и групп к определенным целям.

Социальная власть имеет различные виды и формы материализации. В современной науке существуют различные основания классификаций власти, форм ее проявления. Классификацию власти можно провести в зависимости от социальных институтов, созданных в обществе. Общественные институты (institutum - установление, образование) - это определенные учреждения в обществе для решения каких-либо задач и достижения каких-либо целей. Например, семья выполняет функцию воспроизводства и воспитания людей, церковь - средство, способ отправления религиозных культов и т.д.

Понятно, что эти образования не могут функционировать без такого организующего, цементирующего фактора, как власть. В связи с этим выделяют следующие виды социальной власти: семейная, церковная, государственная, партийная, профсоюзная и т.д.

Понятие, структура и формы осуществления государственной власти.

Государственная власть представляет собой разновидность социальной власти, о которой речь шла выше. Между тем это самостоятельный вид власти, которая обладает следующими признаками:

а) реализуется посредством государства и материализуется посредством таких носителей, как государственные органы, их система (см. тему 4). Это прежде всего законодательные, исполнительные и судебные органы;

б) имеет суверенный характер, т.е. обладает верховенством внутри страны, т.е. независимо от чьей-то воли (воли другого государства, правителя(ей) других государств, их союзов и т.д.);

в) осуществляется «специальным отрядом» людей (Ф. Энгельс) - чиновниками, которых подразделяют на три группы: избранные представители государственной власти (категория «А»); назначенные ими и обслуживающие их, влияющие на принятие решений и имеющие право принимать самостоятельные государственно-властные решения (категория «Б»); технический персонал (секретариат, технические службы и т.д.) - категория «В»;

г) имеет абсолютный характер, что означает ее универсальную способность вмешиваться и влиять на все стороны жизни общества, индивидуального человека. Один из способов реализации такой способности, такой функции государственной власти является принятие законов, о чем уже шла речь выше. Однако свойство универсальности государственной власти не должно быть беспредельно и без ограничений. В противном случае государство, его власть превращаются в диктатуру. Речь идет о сферах человеческого бытия, где вмешательство государственной власти излишне, не требуется в силу природы самих отношений: например, власть не может (не должна) заставить человека получить то образование, которое нежелательно, влиять на отношения любви, дружбы, помощи и т.д.

Итак, государственная власть есть система отношений воли и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего в обществе слоя (класса, нации) или народа. Призвана обеспечивать стабильность и порядок в обществе, защищать его граждан от внешних и внутренних посягательств путем использования таких средств, как поощрение, государственное принуждение и военная сила.

Структура государственной власти:

  • субъект;
  • объект;
  • властеотношения;
  • средства и ресурсы, обеспечивающие власть.

Субъект власти - носитель государственной власти, ее направляющее начало, ее держатель. Субъект указывает на те или иные варианты поведения или действий, тем самым подчиняя своей власти (воле) объект. Государственной власти, как и любой другой, свойственно институализироваться, «иметь лицо», носителя - субъекта. Субъект государственной власти - государство, государственные органы: органы представительной (законодательной) власти - в Российской Федерации таким органом является Федеральное Собрание РФ (парламент), высший орган исполнительной власти - Правительство РФ, органы судебной власти - Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ.

Безусловно, субъектами государственной власти могут быть не только волостные органы, созданные государством, но и ими могут быть образования, наделенные государственно-властными полномочиями, - избирательный корпус государства, нация, народность, субъект Федерации и т.д.

Объектом государственной власти выступают юридические и физические лица, индивиды, группы, объединения, социальные слои, классы, общество в целом. Объект - это то, на кого направлено, кому предписывается определенная линия поведения, варианты поступков и действий. Предписания доводятся до объекта с помощью нормативных правовых актов, индивидуальных правовых актов и других форм.

Обеспечиваются авторитетом, убеждением и принуждением.

Следует обратить внимание на такую деталь, как совпадение субъекта и объекта власти. В тоталитарном государстве субъект (диктатура в форме органов государственной власти) отделен, резко противопоставлен объекту власти (населению, его слоям). Существует следующая закономерность: чем выше уровень тоталитаризма, диктатуры (например, фашистская диктатура), тем жестче противостояние между властвующими и подвластными. И наоборот, в демократическом обществе и демократическом государстве субъект и объект власти совпадают.

Здесь гражданин не только вправе избирать, но и вправе предложить свою кандидатуру, вправе инициировать отзыв, например, депутата и т.д. Референдум выступает как властное средство решения экономических, политических и иных вопросов жизнедеятельности населения.

Особенно важен референдум как властное средство решения жизненно важных вопросов (например, в случае вынесения на него проекта Основного закона - Конституции (Россия, 1993 г.).

Властеотношения представляют собой стороны, между которыми возникает связь, ее содержание сводится к подчинению властвующему подвластного. Само подчинение может иметь характер от мягкого согласования до насилия (террор, взятие заложников, расстрелы, ссылки и т.д.). В демократическом обществе властвующий выбирает средство достижения цели, не противопоставляет цель, средства их достижения подвластному, его интересам. В недемократическом обществе стороны - властедержащая и подвластная параллелизуются, противопоставляются. Властвующий самостоятелен, свободен в выборе средств осуществления власти, что может противостоять интересам (вплоть до интересов здоровья, жизни) подвластного.

Средства осуществления государственной власти зависят от политического режима, содержания властеотношений. Если между интересами властедержателя и подвластного существует гармония, т.е. их интересы совпадают, то осуществление власти происходит беспрепятственно - на основе убеждения, авторитета власти, ибо она представляет интересы объекта. Такие отношения и такой способ осуществления власти характерны для демократического общества и демократического государства. И другое дело тоталитарное, фашистское, полуфашистское государство - здесь средствами реализации власти выступают крайние формы принуждения (аресты, репрессии и т.д.).

Демократическое правовое государство руководствуется принципом ограничения государственной власти, ограничения и конституционным запретом крайних форм принуждения и насилия. Формы принуждения в правовом государстве и обществе строго регламентируются законодательством.

Ресурсы, основы государственной власти подразделяются на экономические, социальные, информационные, идеологические и силовые.

К экономическим основам власти относят материальное производство, материальные ценности, полезные ископаемые страны. От форм собственности и способов распределения зависят характер и содержание государственной власти. Монополия на средства производства, материальные ресурсы требует и соответствующие структурные компоненты государственной власти (например, Госплан и Госснаб в СССР).

Социальным ресурсом власти является общество, его население.

Социальные слои - источник власти, с одной стороны, и с другой - его кадровая основа. Здесь важна государственная политика в сфере репродуктивного здоровья населения, воспитательная политика.

Средства массовой информации составляют так называемый информационный ресурс власти. Их подразделяют на государственные и независимые, или, другими словами, информационные средства институтов гражданского общества. Понятно, что независимые средства массовой информации не всегда являются опорой государственной власти, ее ресурсом. Это обусловлено уровнем демократичности общества, если говорить об обществе в целом, а также зависимостью от соответствующего института гражданского общества, от государственных структур. Идеологическая основа власти - фактор не менее важный. Представляет собой систему идей, взглядов, сконцентрированных на социальной, экономической, культурной и другой политике государства. Идеология поддерживает настроение общества, его духовность; с помощью идеологических ценностей государство обосновывает свои цели и средства их достижения. Авторитет власти, уважение к ней со стороны граждан напрямую определяется данным фактором.

Эффективность, действенность государственной власти зависит от качества рассмотренных выше ресурсов - основ власти. Их отсутствие, неспособность воспользоваться ими, их низкий уровень не могут не повлиять на потенциал власти, ее содержание.

Государственная власть подразделяется на представительную (законодательную), исполнительную и судебную. Это вытекает из ее природы, из природы управления обществом, природы общественного справедливого порядка. Ветви власти могут быть тесно слиты, переплетены и иметь «одно лицо» - например, в абсолютных монархиях.

Здесь высшую власть представляет монарх, он являлся и нормоустановителем в государстве (законодателем), он же возглавляет и контролирует исполнение законов и иных своих решений. Монарх является и верховным судьей, высшей судебной инстанцией. Современные государства стремятся к дифференцированности власти, ее разделению. Для правового государства принцип разделения государственной власти - стандарт, один из основополагающих принципов, о чем речь пойдет дальше (см. тему 7).

Представительная власть в современных правовых государствах проистекает непосредственно от населения и существует в форме парламентов - выборных государственных органов (Дума, Законодательное собрание, собрание представителей и т.д.). Задача парламента - принятие законов, контроль за их исполнением; нередко парламент обладает контрольными полномочиями в отношении правительства, его отдельных министров. Исполнительная государственная власть призвана исполнять законы, решения парламента. Как правило, она достаточно самостоятельна в оперативном принятии решений в рамках действующего законодательства, в расходовании финансовых средств. Судебная власть - самостоятельная ветвь публичной власти.

Ее задача - отправление правосудия по уголовным, гражданским, административным и другим делам в порядке, установленном законами государства, а также защита прав граждан, организаций, в том числе и органов власти самого государства.

Формы осуществления государственной власти. Обеспечение единства и взаимодействия всех элементов государственного механизма по управлению общественной жизнью осуществляется методами убеждения, принуждения и поощрения.

Убеждение - приглашение граждан и иных субъектов права к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора; основывается на заинтересованности населения в законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.

Формами метода убеждения являются рекомендательный и поощрительный способы государственного управления. Целью данных способов управления является ориентирование на конкретный вариант поведения, желательный для общества и государства.

Принуждение - склонение людей к определенной деятельности посредством силового давления, ограничивая свободу выбора. Может осуществляться через такие юридические средства, как меры пресечения, наказания и т.д.

Поощрение - побуждение с помощью системы вознаграждений к действиям, в которых заинтересованы общество и государство; стимулирует социально полезную деятельность.

Так, государственная власть рабовладельческого общества в большинстве своем сводилась к насилию. Функции выполнения общих дел в деятельности государства занимали незначительный объем. В феодальном обществе феодально-зависимый крестьянин становится свободнее раба, поэтому метод насилия становится менее значимым.

Раннее буржуазное государство, примерно до 50-х гг. XIX в., также отличалось стремлением к насилию и принуждению, несмотря на то что рабочий был свободен в продаже своего труда. Буржуазное государство более позднего периода (конец XIX - начало XX в.) по-прежнему инструмент классового правления.

Лишь после экономических и политических преобразований 50-х гг. ХХ в. в содержании государственной власти ведущих капиталистических государств стали преобладать элементы координации, руководства «общими делами». Другими словами, государство стало выполнять свои природные, изначальные функции, функции общесоциального представительства, услуг и др. Однако это не означает, что при наличии значительной социальной дифференциации населения оно утратило свое классовое назначение.

Государство - это сложный механизм управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющими систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций.

Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов, и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.

Функционирование этого специально созданного государственного механизма предполагает наличие особого отряда людей - государственных служащих (чиновников), основное назначение которых, с учетом сложившегося в обществе разделения труда, состоит в управлении, обеспечении государственной власти, ее гарантированности.

Типология государств. Формационный, цивилизационный и другие подходы

Категория «исторический тип государства», «исторический тип государства и права» занимают самостоятельное место в категориальном аппарате науки теории государства и права. Задача типологии государства - процесс познания государственной (и правовой) материи с позиции естественно-исторического процесса развития государства, его юридических правил, исторически неизбежной смены одной государственности другой. Исторический тип государства - совокупность существенных, наиболее значимых признаков государства в определенный исторический период времени. Такие признаки можно выделить на основе обобщения большого фактического материала правового, экономического и другого характера.

Классификация и типология государств имеют свои различия. Деление основывается на устойчивых, но весьма второстепенных свойствах государства. Жан Боден, например, используя географический критерий, делил народы на южные, средние и северные1. Известный немецкий ученый-юрист начала XX в. Г. Еллинек в зависимости от степени динамизма подразделял государства на статические и динамические1. Основываясь на своеобразии политико-государственного режима, выделяют авторитарные, тоталитарные, либеральные и демократические государства.

Типология же должна учитывать критерии, сформированные социальной практикой, определяющей глубинную природу государства.

Типология как прием основывается на обобщении исторического, социологического и правового материала, на выявлении объективных процессов и связей в обществе, а также на анализе функционирования государственно-правовых явлений и систем.

В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.

В основе формационного подхода лежат свойства общественно-экономических формаций, отражающие влияние на природу государства экономического базиса и надстройки. Другими словами, существо такого взгляда состоит в систематизации и объединении существенных признаков государства в рамках конкретной общественно-экономической формации. Тип государства означает конкретизацию, определенность его экономической основы, сущности и социального назначения.

Выделяют следующие общественно-экономические формации: первобытнообщинная (догосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (началом которой является социализм). Первой формации - первобытнообщинной - присущи низкий уровень организации труда, неразвитые производственные отношения, общественная форма собственности. Объективной потребности в существовании государства данная фаза развития общества не имела.

Рабовладельческой формации свойствен рабовладельческий тип государства и права, феодальной - феодальный тип государства и права, капиталистической - буржуазное государство и право. Все исторические типы государства выражали интересы господствующих классов; с точки зрения организации также имелись особенности: для рабовладельческого и феодального государства характерна монархия, нередко абсолютная, особенность права - в защите интересов имущих, раб, пленный, неимущий крестьянин по сути были бесправны. Капиталистическая формация, буржуазное государство и право считаются более демократичными, более универсальными. Для этого этапа уже характерна продажа раба как вещи, продажа должника (его семьи) за долги и т.д.

Марксизм выдвинул идею коммунистической формации - формации, обладающей высоким уровнем производства, общественной формой собственности, в основе которой уравнительный принцип распределения материальных благ. Государство и право в этом идеальном обществе станут лишними, ненужными и будут отправлены на «свалку истории». Эта идея исторической практикой не подтвердилась. Попытка построить социалистическое государство в ряде стран, способное стать предпосылкой коммунистической формации, не оправдалась.

В середине 90-х гг. прошлого столетия уже Россия вернулась к капиталистическим принципам экономики и поставила задачу построения правового государства.

Заслуга формационного подхода - в характеристике экономической и социальной основы государства, в вычленении связи, зависимости прямой и обратной между государством, правом на определенном этапе времени и экономической и социально-политической структурой общества. Формационный подход ответил на вопрос о том, чьи интересы защищает государство, что составляет его сущность.

Цивилизационный подход, один из востребованных в настоящий период времени, предлагает учитывать не только (и не столько) уровень производительных сил, формы собственности, принцип распределения материальных благ, классовую расстановку сил, но и тип культуры, духовные факторы, другими словами, уровень и качество цивилизации. Однако тип культуры - категория очень емкая и включает в себя культуру производства, духовную культуру, мировоззрение, религиозные взгляды на систему социального регулирования и т.д. В зависимости от того, как определяют тип культуры, признаки цивилизации, предлагается и классификация, а следовательно, и историческая типизация государств.

По мнению А. Тойнби, М. Вебера, П. Сорокина, О. Шпенглера и др., цивилизационный подход дает все же более точную типологию государств. По их мнению, духовно-культурная жизнь общества, выражающаяся в совокупности духовных ценностей, - главенствующий фактор в развитии техники, социальной организации, религии, философии, государства и права.

В рамках данного подхода следует выделить и теорию стадий экономического роста, автором которой является Уолд Ростоу. По его мнению, экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют и в связи с этим общество с учетом экономического развития можно отнести к одной из пяти следующих стадий:

  • традиционное общество - отношения основаны на доньютоновской науке и технике, на преобладании сельского хозяйства;
  • переходное общество, в котором закладываются основы преобразований,- это период трансформации традиции общества в более развитое - формирование основ для развития обрабатывающей промышленности;
  • общество, переживающее процесс движения, понимаемый как взлет научно-технического развития в промышленности и сельском хозяйстве;
  • созревающее общество - это период некой зрелости, когда на основе применения научно-технических достижений образуется устойчивое превышение выпуска продукции по отношению к числу населения;
  • общество, достигшее высокого уровня потребления, это стадия, характеризующаяся высоким уровнем массового потребления.

У. Ростоу классифицировал государства в зависимости от стадии экономического роста, духовно-культурных условий развития общества. Таким образом, согласно его концепции, чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал и благосостояние общества.

С позиции цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций и соответствующих государственных институтов по уровню их организации. В соответствии с данным критерием цивилизации и государства подразделяют на первичные и вторичные.

К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, шумерскую, иранскую, японскую и др. Они отличаются друг от друга таким фактором, как соединение государства с религией, где государство более чем государство, ибо оно связанно с духовностью. Религия же прямо обожествляет правителя, т.е. культивирует вождя, фараона и т.д.

Вторичные цивилизации - это западноевропейская, восточноевропейская, латиноамериканская и др. Характерной чертой является различие между государственной властью и религией. Власть оказывается не такой всемогущей, как в первичной цивилизации, но и здесь государство во многом подчинено культурно-религиозной системе.

В совокупности формационный и цивилизационный подходы дают относительно полную картину развития государственности и позволяют достаточно содержательно охарактеризовать тип государства, при этом учитывая не только социально-экономические, но и духовно-культурные факторы.

В учебной юридической литературе используются и иные критерии типологии государства - например, выделяют в соответствии с политическим режимом демократические и недемократические типы государства, а также в зависимости от местоположения государства западной и восточной цивилизации.

Иногда государства подразделяют по принципу отношения к религии. На этом основании выделяют светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.