Теория государства и права (Мелехин А.В., 2005)

Типология государства и права

Необходимость в типологии

Обращаясь к признакам государства, надо выделять те из них, которые отличают его от первобытного общества. Это публичная власть, деление населения на территории; налоги и сборы. А также признаки, отличающие государство от других организаций - суверенитет, издание общеобязательных правил поведения, причастность к государству всего населения, государственный язык.

История современной цивилизации включает в себя несколько этапов: Древний мир длился примерно три тысячи лет; средние века длились около тысячи лет; Новое время - продолжалось около трехсот лет; Новейшая история - продолжается чуть более 100 лет. На протяжении всего времени накоплен огромный опыт по организации социальной жизни на различных этапах исторического развития на всех континентах.

Многие государства, изменяя свою форму и содержание, существуют на протяжении нескольких тысячелетий. Например, история китайского государства насчитывает более пяти тысяч лет. В то же время некоторые некогда могущественные народы, наводившие ужас на другие государства, наоборот, так и не преобразовались в собственные государства. Например, монголо-татарское иго так и не стало государством. На протяжении всей истории развития человечества многие государства, оставив яркий след, по тем или иным причинам растворились в истории. К таким государствам следует отнести Спарту, Афинское государство, государство Ацтеков, Хазарское царство и др.

Попробуем проследить историческую судьбу одного из таких государств. Пришедшие во II в. нашей эры с Алтая потомки хазар караимы с проживающими по соседству племенами на диких землях от низовьев Волги до Крыма создали обширное Хазарское царство, столицей которого был находившийся на территории Крыма город Джуфт-Кале. В последующем не выдержав конкуренции со стороны природы (острейший дефицит воды) и соседних государств (в первую очередь России) оно распалось. Последний караим покинул свою столицу Джуфт-Кале в 1878 г. (иссякла вода). Население по большей части ассимилировалось в другие нации. В настоящее время во всем мире насчитывается около трех тысяч караимов. В 1917 г. в России их было более 13 тыс. Сейчас в Москве их проживает около трехсот человек. Они носят ветхозаветные имена и стараются сохраниться как обособленная нация со своей культурой и своими традициями.

Караимы тюркского происхождения. Они не воспринимали Талмуд, но признавали Ветхий Завет с его десятью заповедями. По караимской вере Иисус Христос и Магомет в равной степени признаются пророками Бога. Для исполнения религиозных обрядов они могут молиться как в православном, так и в мусульманском храме. В караимизме нет ритуала отпущения грехов. Каждый должен молиться сам за себя. Высшим критерием во всем считается совесть человека. Исповедующие караимизм не обязаны принимать на веру все религиозные постулаты. Они имеют право выдвигать свои аргументы "за" или "против" вызывающих сомнение религиозных положений.

Таким образом, типология по отношению к существовавшим ранее и нынешним государствам необходима для того, чтобы не растерять бесценный опыт организации государственной или общественной жизни. Осознание и использование предшествующего опыта позволит не только избежать ошибок, но и ускорить эффективность общественного прогресса.

Понятие типа и сущности государства

Типология - осуществляемое посредством аналитических процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы), исходя из определенных признаков (критериев).

Тип (исторический) государства и права - это целостная совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовым и политическим, организованным в государство системам единой общественно-экономической формации или (и) конкретному этапу (периоду) в развитии определенного общества.

Существенными признаками правовой и политической (политико-правовой) системы являются:

  • принадлежность государственной власти, - кому принадлежит закрепленная в праве государственная (политическая) власть;
  • целенаправленность государственной власти - в интересах каких социальных групп эта власть осуществляется;
  • порядок осуществления (режим) государственной власти - какими способами и методами эта власть осуществляется;
  • государственно-правовые и бытовые традиции - какие цивилизованные факторы играют наиболее существенную роль.
  • На протяжении многих лет вопрос о сущности государства решался в нашей науке односторонне. Сущность государства видели лишь в его насильственной стороне, рассматривая его как диктатуру, ничем не ограниченную власть господствующего класса. При этом упускалось из вида, что общество едино. Следовательно, государство всегда выражает интересы всего общества и является способом его интеграции.

Формационные и цивилизационные типологии

Выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.

Формационный подход выражает марксистское отношение к вопросу о типе государства. С точки зрения марксизма, под историческим типом государства и права понимаются взятые в единстве наиболее типичные их черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису.

Для определения типа государства и права в данном значении необходимо ответить на следующие три вопроса:

  1. Какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство;
  2. Орудием какого класса оно является;
  3. Каково социальное назначение данного государства.

Согласно марксистской типологии государства делятся на рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Смена одного исторического типа другим - процесс объективный, естественноисторический, его реализация возможна в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Рабовладельческие, феодальные, буржуазные типы государства охватываются единым понятием эксплуататорского государства.

В качестве противоположности указанным типам государства классики марксизма определяли социалистическое государство.

Рассматривая формационный подход к типологии государства в тесной связи с марксистским учением о государстве, нельзя не заметить, что марксистской трактовке этих вопросов принадлежит значительная роль в научном объяснении возникновения и развития рабовладельческого и феодального типов государства. Она охарактеризовала буржуазный тип государства, соответствовавший состоянию общественного развития середины девятнадцатого столетия, когда завершилось формирование промышленного капитализма.

К сожалению, марксистская теория классовой борьбы и государства, включая и его типологию, была превращена советским обществоведением в догму. Буржуазный тип государства характеризовался только с позиции Маркса и Энгельса, данным эпохе промышленного капитализма, и сводился к тезисам Ленина об империалистическом государстве. Вопреки предсказаниям о загнивании и гибели капитализма, капиталистический строй перенес не только политический удар, нанесенный революцией в России, но и выстоял в условиях глубочайшего экономического кризиса и депрессии конца 20-х - начала 30-х годов.

Благодаря вмешательству государства в экономику, начало которому положили теория Дж. Кейнса и практика Ф. Рузвельта, он окреп и оказался способным в сравнительно короткий срок осуществить научно-техническую революцию, использовав ее достижения для повышения уровня жизни народа. При регулирующей роли государства были приняты меры по перераспределению доходов, внедрены многочисленные средства социальной защищенности человека.

Немало противоречий возникает в применении формационного подхода и к социалистическому типу государства, сложившемуся после Октябрьской революции. В соответствии с марксистской типологией все государства проходили жестко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государств была многовариантной. Далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип. В развитии некоторых из них наблюдалось движение назад, длительные переходные состояния.

Марксистскую типологию государств можно критиковать, можно и отказаться от нее, но обязательно надо изучать. Это необходимо делать хотя бы потому, что нельзя игнорировать опыт государств, которые идут по социалистическому пути развития. Крупнейшее в мире государство - Китайская Народная Республика - продолжает успешно строить социализм, но с китайской (читай - национальной, учитывающей тысячелетиями складывающуюся ментальность населения) спецификой.

Другим заслуживающим внимание современным подходом к типологии государства является цивилизационный. В настоящее время в нем преобладает так называемое технологическое направление. Оно связывает тип государства со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которым соответствует данное государство.

Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления цивилизационного подхода является теория стадий экономического роста, автор которой - известный американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Согласно этой теории, призванной, по словам ее автора, бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории, все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства.

Вторая стадия - это период трансформации общества в более развитый период закладывания основ для "сдвига" в области обрабатывающей промышленности.

Третья стадия - "сдвиг", "взлет" научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

Четвертая стадия характеризуется как пора "зрелости". В этой стадии достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения.

Пятая стадия - это период "высокого уровня массового потребления", в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг. В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать "государством всеобщего благоденствия".

Представителем другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах государства является английский историк А. Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих рядом друг с другом.

При изучении вопроса о типах государства следует пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами.

Исходя из формационных представлений и критериев, различаются пять общественно-экономических формаций, но четыре типа политико-правовых систем; рабовладельческая, феодальная, буржуазная (капиталистическая) и социалистическая (теоретически - первая стадия коммунистической формации). Примеры: рабовладельческая формация в Древности, феодальная - в Средневековье, капиталистическая и социалистическая - в Новое время. Известные миру цивилизации различаются во времени, пространстве (географически) и духовно. Это, например, цивилизация Древнеегипетская и Античная, Западноевропейская и Китайская, Христианская и Исламская. Актуальна проблема православной и, в частности, российской (русской) цивилизации.

Формационные и цивилизационные объяснения типологии государства и права существенно дополняют друг друга. Это имеет большое политическое и государственно-управленческое значение.

Разновидность смены типов государства

Смена государственно-правовых систем происходит тремя путями. Фактически каждое государство в процессе своего исторического развития в той или иной степени использовало все варианты смены своих государственно-правовых систем.

Революция - резкое и быстрое изменение существенных признаков государственно-правовой системы с целью укрепления и формирования другой общественно-экономической формации. Ядром революции является акт, как правило, насильственного овладения государственной властью.

Наиболее точно и лапидарно сущность революций выразил в афористичной форме французский писатель Виктор Гюго, сказавший, что нищета порождает революцию, а революция - нищету.

Эволюция - постепенное, преимущественно ненасильственное, изменение существенных признаков государственно-правовой системы с той же, что при революции, целью.

Конвергенция - постепенное сближение различных формаций и государственно-правовых систем, в частности капиталистической и социалистической. По своей сути конвергенция - проявление эволюционной смены типа государства и прав.

Характеристика основных типов государства

Рабовладельческое государство

Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (8-6 вв. до н. э.) и в Риме (6 в. до н. э.). Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик.

Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников - рабов. Главные создатели материальных благ - рабы - не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектами права и эксплуатации.

Основные классы рабовладельческого общества - рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки - ремесленники, мелкие земледельцы. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений-восстаний (восстание рабов в Сицилии во 2 в. до н. э., восстание Спартака в 1 в. до н. э. и др.).

К внутренним функциям рабовладельческого государства относились: 1) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; 2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия; 3) идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.

Во внешней сфере рабовладельческое государство выполняло функции обороны своей территории и мирных связей с другими государствами; функцию захвата чужих территорий; функцию управления завоеванными территориями. Важнейшую роль в этом играла армия. Она участвовала в осуществлении внешних и внутренних функций. Частями государственного аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Рим становится неограниченной монархией.

Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый - демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид - аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители власти и представители крупной военно-земельной аристократии.

В императорский период рабовладельческое право Рима достигло наивысшего развития. В это время расширялись торговые связи Рима, развивалось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права.

Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка. Ему на смену шло феодальное государство.

Таким образом, основой рабовладельческого государства являлась частная (персонифицированная) собственность на средства производства, включая рабов: раб - говорящий инструмент. Признавалось юридическое (формальное) равенство свободных, конечно, с поправками "на должность" и социальное положение.

Феодальное государство

На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

Классовая дифференциация феодального общества сочеталась с делением на сословия. Это такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.

Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий: а) децентрализованной феодальной раздробленности; б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии; в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности. Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

В государственный аппарат феодального государства входили войска, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды. На последнем этапе развития феодального общества стали зарождаться буржуазные производственные отношения, в основе которых работник имел возможность свободно продавать свой труд.

Подводя итог, необходимо отметить, что основа феодального государства - частная собственность на средства производства, включая феодальную собственность на землю, но не работников (по общему правилу). Жесткое разделение общества, в том числе феодалов, на сословия и сословные группы с четко выраженным юридическим неравенством.

Буржуазное (капиталистическое) государство

Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом: "Свобода, равенство, братство". Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной - огромный шаг вперед по пути социального прогресса.

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане считались равны перед законом, но сохранялось экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов - буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения. В своем развитии оно прошло ряд этапов.

Первый этап можно назвать периодом становления и развития. Это период конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяет стихийный рынок и конкуренция. Для выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия, парламентаризм, законность. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.

Для более эффективного развития рыночных отношений в государствах формируются банковские системы. По мере развития денежно-кредитной национальной системы происходит процесс централизации банковской эмиссии в немногих крупных коммерческих банках. Впоследствии монопольное право выпуска банкнот и проведение единой кредитно-денежной политики государства стало закрепляться за одним банком, ставшим центральным. Необходимость создания центральных банков возникла как историческая и экономическая потребность в условиях дальнейшего развития рыночных отношений.

С целью избежания потерь на финансовых рынках стал необходим единый финансовый орган государства, обладающий контрольно-надзорными функциями по отношению к другим финансово-кредитным структурам. В большинстве европейских стран функции центрального банка были закреплены государством за отдельными банками в период с середины XIX - XX в. Например, полномочия единого эмиссионного центра были закреплены: за Банком Франции в 1848 г.; за Банком Испании - в 1874 г.; Федеральная резервная система США была создана в 1913 г.

По указу императора Александра II Государственный банк России был учрежден в 1860 г. В соответствии с уставом он подчинялся министерству финансов и являлся банком краткосрочного коммерческого кредита, предназначенным содействовать "упрочению денежной кредитной системы" и "оживлению торговых оборотов" в стране. Вначале он не имел эмиссионного права, обладая лишь разрешением о "временных выпусках" в небольших объемах кредитных билетов, в том числе векселя и срочные обязательства.

В 1884 г. по инициативе министра финансов России С.Ю. Витте, являвшегося сторонником идеи национальной экономики, был принят новый устав Государственного банка. Теперь он стал обладать правом кредитования отечественных производителей посредством выдачи промышленных ссуд, значительную часть которых составляли кредиты, предоставляемые для развития промышленности и торговли, а также крестьянам и ремесленникам.

Второй этап совпал с периодом монополистического капитализма (углубление кризиса буржуазной государственности: конец XIX в. - первая половина XX в.). В экономике происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкурентоспособности объединяются, монополизируются различные виды производства. Возникают мощные объединения - тресты, синдикаты, корпорации и т.п. Усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.

Следствием этого стали периодические кризисы, сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы. Это привело к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных идей. Парижская Коммуна 1871 г. - исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.

На рубеже XIX и XX столетия буржуазное государство все более превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии, которая начинает отказываться от демократии и законности. В ряде стран это приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением, во внешней - функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия XX в. - это годы Первой мировой войны, пролетарских революций, распад колониальной системы, тяжелые экономические кризисы. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо встала жесткая альтернатива - или саморазрушение под натиском острых противоречий, или реформы и преобразования. Они выбрали второй путь.

В 30-е годы двадцатого столетия буржуазное государство вступило в третий этап своего развития, который является переходным к более высокому типу государства. Начало ему положил "Новый курс" президента США Ф. Рузвельта. Однако более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, стали происходить только после Второй мировой войны. На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, частная собственность перестает быть доминирующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Экономика приобретает смешанный характер. Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и вместе с другими слоями общества образуют "средний" класс - основной стабилизатор общественных отношений.

Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Многие его основные функции вытекают из потребностей всего общества - экономическая, социальная. Оно активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т.п.

Буржуазное государство - это, прежде всего, неукоснительное распространение частной собственности на средства производства. Оно функционирует в условиях научного и технического прогресса, полного юридического равенства всех без исключения членов общества.

Социалистическое государство

Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности и христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.

Основные учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны.

В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь уже на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.

Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим "полугосударством", которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением.

Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам. В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные деформациями и стремившиеся перейти к социалистическому типу. Сегодня китайские теоретики более реалистичны. Они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. Догматизм в теории, субъективизм, волюнтаризм и необоснованное стремление к "большим скачкам" в социальном развитии, как свидетельствует не только опыт Китая, приводит к ошибкам в практике государственного строительства (например, опыт культурной революции).

Социалистическое государство характеризуется следующими основными чертами: принудительная отмена частной собственности и обобществление средств производства; формальное юридическое равенство граждан; декларируемая цель государственно-правовой системы - всеобщее материальное и духовное благополучие людей.

Основные черты государства и права в период гражданской войны в России (1917 - 1922 гг.)

Практически каждое государство на протяжении своей истории знало революционные периоды, предшествующие переходу от одного состояния общества к другому. Структура и характер полномочий органов советской власти формировались с учетом возникающих видов угроз завоеваниям революции, которые следует рассматривать как чрезвычайные ситуации военно-политического и социального характера. Само название новых государственных структур свидетельствует о их чрезвычайном, чаще всего незаконном и временном характере действий.

В словосочетании "правовая политика" применительно к рассматриваемому временному периоду доминирующей была политическая составляющая. Во все времена правовые предписания в той или иной степени (по ситуации) отражают идеи и начала, содержащиеся в различных социальных нормах поведения - как наиболее полно соответствующих интересам (пожеланиям, воле) населения. Однако на переходных этапах основным вектором развития правовой системы прежде всего выступает политика, проводимая государством. Она реализуется в процессе принятия и претворения в конкретную практическую деятельность различных законодательных актов.

Революционные эпохи регулируют общественные отношения по собственным законам, наполненным диктаторским содержанием. В противном случае новую власть может ждать участь Временного правительства России. Узурпировав императорскую власть, оно в свое время "не озаботилось сохранением российской государственности и не ввело на период до созыва Учредительного собрания диктатуру, что было бы естественно в условиях революционного изменения государственного строя и продолжающейся войны".

Система органов власти Российской Республики этого периода носила двойственный и неэффективный характер. Она включала в себя следующие элементы двух блоков: органы власти Временного правительства; Советские органы власти.

Пришедшие к власти большевики не были намерены повторять ошибок Временного правительства. Проводимая ими политика не предусматривала места для нерешительности и терпимости к классовым врагам. Выражение "кто не с нами, тот против нас" стало официальной программой действия новых властей.

Даже по прошествии двенадцати лет после начала революции Президиум ЦИК своим Постановлением от 21 ноября 1929 г. посчитал необходимым объявлять вне закона должностных лиц - граждан СССР, "перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР".

Позже эта позиция была облечена в конкретные нормативные акты и не потеряла своей актуальности и в современных условиях.

В первые годы советской власти само государство, его институты и система законодательства находились, что вполне объяснимо, в стадии формирования. На этот процесс сильнейшее влияние оказывали такие обстоятельства, как:

  • отсутствие преемственности в государственном строительстве ("...весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...");
  • отсутствие опыта управления делами государства у руководителей партии большевиков, возглавивших правительство страны;
  • состояние острейшего противостояния между пришедшими к власти и утратившими ее, вылившееся в гражданскую войну;
  • международная интервенция, перешедшая на несколько лет (практически до 1933 г., т.е. до образования Лиги наций - прообраза ООН) в международную изоляцию.

Немаловажным фактором следует считать и фактическое отрицание большевиками сначала на теоретическом уровне, а затем и в процессе осуществления практики государственного строительства роли права как универсального регулятора общественных отношений. В программных документах сначала ВКП(б), а позже и КПСС провозглашалось поэтапное построение коммунистического общества и постепенное отмирание государства с присущими ему признаками.

Для более полного понимания сущности законодательства РСФСР, а затем и СССР периода гражданской войны необходимо отметить и еще одну важную особенность в правопонимании - это нежелание признавать принцип взаимной ответственности государства и гражданина в обычных условиях, не говоря уж об условиях чрезвычайных ситуаций. Подобное "признание" было внесено в текст Конституции Российской Федерации только в декабре 1993 г.

Именно в это время на официальном уровне формируется легистское правопонимание. Советское государство периода гражданской войны под сущностью права понимало любые "официально-властные, принудительно-обязательные", в том числе и субъективно-произвольные, носящие личностные и эмоционально-идеологические установления нормативного характера. Принцип "все, что приказывает власть - есть право" носил официальный характер и широко использовался в практической деятельности органами государственной власти всех уровней.

Абсолютное большинство правоотношений в этот период носит вертикальный (управленческий) характер и регламентируется нормами административного права. Основной формой реализации революционного законодательства является возложение на граждан подлежащих беспрекословному исполнению обязанностей по выполнению правовых предписаний государства и воздержание от неправомерных действий под угрозой применения жесткой юридической ответственности, соответствующей переживаемому периоду. Фактически государство только за собой и формально за рабочим классом (пролетариатом) оставляет возможность на осуществление полномочий, предоставляемых правовыми нормами. Не стоит объяснять причину того, что государство не желало ни с одной негосударственной структурой делиться правом на применение норм права.

Постановлением ВЦИКа от 3(16) января 1918 г. объявлялась контрреволюционным действием "всякая попытка со стороны кого бы то ни было или какого бы то ни было учреждения присвоить себе те или иные функции государственной власти". Она подавлялась "всеми имеющимися в распоряжении Советской власти средствами вплоть до применения вооруженной силы".

До октябрьских событий 1917 г. В.И. Ленин критически характеризовал Положение 1881 г., называя его "одним из самых устойчивых, основных законов Российской империи". Однако это не помешало возглавляемому им правительству РСФСР сделать основными и на протяжении нескольких лет постоянными чрезвычайные меры государственного управления. В их основу была положена материализованная в нормативных документах идея разделения общества на классы с целью закрепления их конституционного неравенства в различных сферах деятельности. Таким образом, субъектом ограничительного правового воздействия становится социальная общность.

Первая советская Конституция РСФСР 1918 г. открыто закрепляла неравенство граждан. Избирательных прав были лишены "эксплуататоры и их пособники". Избирательное право, посредством установленных на конституционном уровне диспропорций, предоставляло значительные преимущества представителям рабочего класса перед крестьянами, которые делились на бедняков, середняков и зажиточных.

В соответствии с Конституцией РСФСР Всероссийский съезд Советов, ставший высшим органом государственной власти, избирался из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей, а из представителей губернских съездов Советов уже в пять раз больше - по расчету 1 депутат на 125000 жителей.

В период между съездами высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти Республики являлся Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов. Практика наделения новых властных структур одновременно различными полномочиями широко применялась во всех сферах государственного строительства и на всех управленческих уровнях.

Съезды Советов других уровней формировались следующим образом. Областные - из представителей городских Советов и уездных съездов Советов по расчету 1 депутат на 25000 жителей, а от городов - по 1 депутату на 5000 избирателей, но не более 500 делегатов на всю область либо из представителей губернских съездов Советов, избираемых по той же норме, если этот съезд собирается непосредственно перед областным съездом Советов. С образованием СССР (30 декабря 1922 г.) такие пропорции были подтверждены. Это позволяло формировать состав представительных органов власти, примерно на 80% состоящий из депутатов от рабочего класса. В этот период на конституционном уровне подтверждалось, что не избирались и не могли быть избранными:

"а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;
ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором".

Исторический опыт свидетельствует, что в борьбе за власть противостоящие силы нередко использовали метод, получивший название "избирательная география". В ее основе лежит выгодное для одной из сторон (чаще всего обладающей властью) изменение родовой, территориальной, сословной, классовой или административной организации выборов с целью достижения победы и придания ей легитимного характера.

Исследователи отмечают, что впервые в практику понятие "избирательная география" было введено еще в 509 году до нашей эры. Борясь с аристократическим засильем во властных структурах, Клисфен вместо родоплеменного деления граждан ввел их территориальное закрепление. Это позволило ему разделить традиционные аристократические роды на разные территориальные единицы (демы, тритти и филы). Новое территориальное деление страны сокрушило единство, а значит, и господство родовой аристократии. Приоритет в политической сфере получили неродовитые и без властных амбиций, но владеющие большим имуществом граждане.

Сама Конституция РСФСР (1918 г.) стала основой формирования чрезвычайного законодательства нового социалистического государства периода гражданской войны, определив направления его развития на несколько десятилетий вперед.

Сразу же по приходу к власти большевиков стал складываться номенклатурный принцип назначения на наиболее важные должности в государственном аппарате. Руководящие посты могли занимать только члены ВКП(б) с обязательным утверждением их партийными комитетами соответствующих уровней. Все стороны жизни номенклатурных работников жестко контролировались спецслужбами. И.В. Сталин считал, что каждого советского работника необходимо "изучать по косточкам". Только Постановлением Секретариата ЦК КПСС от 22 августа 1990 г. подобные требования к номенклатурным должностям были отменены.

Право революционного периода определялось как "система (порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая организованной его силой". Нетрудно заметить, что такое определение четко отражало позицию В.И. Ленина, формулировавшего это понятие как "возведенную в закон волю господствующего класса". Совет Народных Комиссаров принял Декларацию прав народов России, в которой ничего не было сказано о стремлении государства одинаково относиться к гражданам независимо от их классовой принадлежности.

По прошествии двух с небольшим лет после октябрьской революции Постановлением народного комиссариата юстиции от 12 декабря 1919 г. были приняты Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Их подготовка объяснялась необходимостью осуществления революционных изменений во всех сферах государственной жизни. Они были направлены на согласование и централизацию разрозненных действий пролетариата по выработке правил "обуздания своих классовых врагов", разработку методов борьбы "с врагами". Прежде всего это относилось к уголовному праву. Постановление подчеркивало, что для молодого пролетарского государства уголовное право является ведущим среди других отраслей.

Предусматривалась возможность применения аналогии уголовного закона. Подобное правило действовало до 1958 г., когда были приняты Основы уголовного законодательства СССР. В то же время, до недавнего времени в некоторых монографических исследованиях по-прежнему обосновывалась необходимость допустимости на определенных условиях аналогии уголовного закона.

Стремясь достигнуть провозглашенной цели государство использовало все возможности, которые условно можно разделить на две группы: массовое привлечение населения к вопросам управления государством и создание властных структур, которые наделялись чрезвычайными карательными полномочиями.

Основным регулятором общественных отношений на исследуемом этапе становится законодательство революционного времени, представляющее совокупность носящих чрезвычайный характер, разнообразных по юридической силе нормативных правовых актов, принимаемых властными структурами (как правило, исполнительными органами власти) в рассматриваемый период с целью сохранения власти. Ведущая роль в нем принадлежит нормам (материальным и процессуальным) административного и уголовного права.

При формировании законодательства революционного времени государством диктатуры пролетариата широко использовались два органично дополняющих друг друга метода.

Первый заключался в издании отдельных нормативных актов, направленных на реализацию положений откровенно классовой конституции.

Второй - к изданию нормативных актов, вступление которых в действие предусматривало установление специальных правовых режимов.

Идеи правового государства как организации власти, осуществляющей свою деятельность на основе справедливых для всех законов хорошо работают в преддверии революций - когда возникают революционные ситуации. В ходе самих революций действуют иные, прямо противоположные законы, воплощающие в себе другие идеи - защиту завоеваний революции (читай: власти), как правило, любой ценой.

По своей сути законодательство революционного времени направлено на достижение конкретных задач - защиту революции при помощи правовых средств. Степень его демократичности находится в прямой зависимости от остроты переживаемого обществом периода. Чем сильнее сопротивление свергнутых классов, а это бывает чаще всего, тем более реакционной является сущность законодательства. Его поражает юридическая анемия, основным пороком которой является отсутствие нормативности. При этом оно характеризуется следующими чертами:

А. Носит чрезвычайный характер.
Б. Подавляющая часть принимается исполнительными органами власти в форме делегированного законодательства.
В. На основе революционного законодательства правовые отношения носят вертикальный характер, в наибольшей степени выражающий суть административно-правового регулирования со стороны государства.
Г. Не имеет строгих временных границ не только окончания, но и начала его действия. Окончание действия законодательства революционного времени не может быть определено заранее. По мере стабилизации социально-экономической обстановки государство определяет целесообразность его частичной или полной отмены. Одновременно происходят изменения в структуре и полномочиях органов государственной власти. Постепенно создается правовой режим, характеризующийся отказом от временного (революционного) и переходом к обычному (постоянно действующему) законодательству.
Д. В первую очередь, отражает интересы государства, а не личности и общества.
Е. В завуалированной, а чаще всего открытой форме носит классовый характер.
Ж. В процессе реализации правоустановок понятие "революционная законность" нередко заменяется другим, еще более несправедливым - "революционная целесообразность".
З. Его содержание по принципиальным соображениям (ведь это революция) не характеризуется преемственностью с предшествующим революционному периоду прежним законодательством государства.
И. На начальном этапе не обладает системностью и последовательностью.
К. В общем массиве законодательства государства занимает доминирующее положение.
Л. По характеру воздействия на общественные отношения большинство нормативных актов являются правоохранительными, т.е. рассчитаны на возможное правонарушение.
М. Изложенные в нем правовые предписания носят императивный характер по отношению к гражданам и организациям.
Н. Основной формой реализации революционного законодательства является исполнение правовых предписаний государства и воздержание от совершения неправомерных действий под страхом (угрозой) суровой юридической ответственности.
О. Реализация процессуальных норм права предусматривает упрощенный характер и отличается многосубъектностью.
П. Полномочиями по определению мер уголовной ответственности наделяются не только суды, но и силовые (карательные) государственные структуры.
Р. Критерии определения вида юридической ответственности и конкретного вида наказания, как правило (особенно до принятия в 1918 г. УК РСФСР), носили не конкретный, а чаще всего субъективный характер (руководствуясь "революционным правосознанием и классовым чутьем", "своей революционной совестью", "интересами пролетарской революции" и т.д.).

Специфику законодательства рассматриваемого периода определяет то, что оно стало основой формирования права социалистического типа, отдающего "предпочтение" в вопросах защиты государственной собственности и охраны общественного правопорядка в ущерб интересам отдельной личности.