Актуальные проблемы теории права (Андреева И.А., 2021)

История становления права

Теории происхождения права

Теоретическое и практическое значение изучения истории права заключается в возможности глубже познать правовые реалии современности, а также получить необходимые знания по осуществлению реформ, охране прав граждан, прогнозированию дальнейшего развития права.

Появление права – вопрос не только исторический, но и философский, так как ответ на него кроется в том, какое в целом социальное значение приписывают праву и от того, какое из понятий считают определяющим – право или государство? Кроме того, в среде исследователей не было и нет единого подхода к проблеме происхождения права. Появление права исторически пришлось на время самой ранней культурной жизни общества, а процесс его становления растянулся на тысячелетия.

Процесс происхождения права весьма сложен и многогранен.

В мире существует множество теорий его происхождения, каждая из которых связана со взглядами и суждениями различных социальных сообществ на данный процесс, а способ и форма возникновения права имеет важное значение в политическом, социальном и моральном плане. При этом наблюдается неправомерное смешение происхождения права с другими взаимосвязанными с ним процессами, в том числе с его развитием.

Естественно-правовая теория происхождения права (от лат. ius naturale – естественное право) является одной из распространенных и общепризнанных правовых доктрин. Суть ее заключается в том, что у человека с момента рождения имеется ряд неотъемлемых прав, которые принадлежат ему от природы, в том числе право на жизнь, справедливость, свободу, социальное равенство, владение собственностью, которые ставятся выше законов. Идеи данной теории в свое время развивали: английский представитель эмпиризма и либерализма Джон Локк (1632–1704 гг.); французский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо (1712–1778 гг.); один из главных представителей философии Нового времени, нидерландский философ-рационалист Бенедикт Спиноза (1632–1677 гг.); русский философ, участник Комиссии по составлению законов при Александре I Александр Николаевич Радищев (1749–1802 гг.) и многие другие.

Сегодня положения теории естественного права нашли свое отражение и в Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ). Так, ч. 2 ст. 17 содержит положение о том, что «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Теологическая теория (от лат. theos – Бог и logos – учение) считается одной из старейших теорий, в которой возникновение права связано с дарованием права человечеству Богом. Наиболее яркими сторонниками и последователями данной теории были христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник и епископ Аврелий Августин (354–430 гг.) и итальянский философ, теолог, основатель томизма, Фома Аквинский (1225–1274 гг.). Согласно теологической теории мир основан на иерархии форм, во главе которой находится Бог, давший людям право с целью регулирования их поведения.

В теологической теории используются не столько научные аргументы, сколько сверхъестественное. Вместе с тем данная теория одна из первых теорий, которая связала право с добром и справедливостью, а также направлена на укрепление мира и порядка в обществе, прекращение войн, революций и насилия. Основным источником теории является собрание священных текстов.

Другой широко известной в юридическом мире теорией происхождения права является психологическая теория. Согласно воззрениям российского правоведа, социолога и криминолога Жана Габриеля Тарда (1843–1904 гг.) право возникло в результате биологических и психологических факторов человека. В работах Л. И. Петражицкого сущность права представлена содержащимся в праве психическим переживанием (эмоцией), как некой субстанцией юридического, то есть право – это эмоциональное переживание и осмысление эмоций-мотиваций императивно-атрибутивного характера.

Историческая теория, появившаяся в XIX в., стала одной из первых теорий происхождения права, которая рассматривала процессы, в результате которых оно (право) и возникло. Авторами и яркими представителями данной теории были немецкий правовед и историк Фридрих Карл фон Савиньи (1779–1861 гг.), а также его последователи – немецкие юристы Густав фон Гуго (1764–1844 гг.) и Георг Фридрих Пухта (1798–1846 гг.). По их мнению, право каждого народа складывалось постепенно из исторической судьбы этого народа, местных обычаев и традиций. Кроме того, сторонники исторической теории происхождения права полностью отвергали концепцию естественного права и теологическую теорию происхождения, а истинным его источником считали исторически сложившиеся обычаи.

Широкое распространение в XIX–XX вв. получила марксистская или материалистическая теория происхождения права. Ее основными представителями стали немецкие экономисты, социологи, философы и историки Карл Маркс (1818–1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820–1895 гг.), а также российский революционер, советский политический и государственный деятель Владимир Ильич Ульянов-Ленин (1870–1924 гг.). Материалистическая теория понимает право, как возведенную в закон волю господствующего класса, представляющую собой социальное явление, которое получает государственно-нормативное выражение. Среди основных достоинств данной теории можно выделить четкие критерии правомерного и противоправного, а также понятие закона как формально определенного нормативного акта. В то же время была преувеличена роль классового общества и материальных факторов в праве.

Большинство теорий достаточно точно отражают отдельные аспекты возникновения права, однако не всегда учитывают иные важные обстоятельства. Поэтому в вопросах, касающихся проблемы возникновения права, ученые-правоведы и историки не пришли к общему мнению, а единая теория права на сегодняшней день так и не появилась, но есть основания считать, что право – это, прежде всего, результат развития человеческой цивилизации.

Право первобытного общества и Древнего мира

В современной отечественной литературе традиционно выделяются следующие основные эпохи развития общества: Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время. Отдельно можно рассмотреть греко-римскую древность – Античность. В то же время каждая историческая эпоха является ступенью развития права. История права тесно связана с развитием цивилизаций и государств, поэтому некоторые исследователи рассматривают историю права как эволюцию законов и техническое объяснение того, как эти законы развивались с целью лучшего понимания происхождения различных правовых концепций. История права может базироваться исключительно на достоверных источниках, составляющих массив законов и материалов правового характера как частных, так и публичных документов.

Этническую общность людей, обусловленную кровнородственными связями, в начале эпохи неолита (около 9 500 лет до н. э.) объединяли: язык, единая культура и общий религиозный культ. Основной ячейкой первобытного общества становится род как группа родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (отцовской или материнской). Род являлся самоуправляющимся локальным коллективом, способным вырабатывать и обеспечивать соблюдение норм совместной жизнедеятельности.

На заре человеческой цивилизации индивиды руководствовались в первую очередь инстинктами, действующими вне зависимости от воли и сознания. Позже появляются социальные нормы, представленные обычаями, религиозными нормами, а также нормами первобытной морали. Социальные мононормы первобытных людей, как источник протоправа, представляли собой основные правила, регулирующие поведение в социуме. Под обычаями понимались исторически сложившиеся правила поведения, которые в силу единообразия, устойчивости и многократности их повторения становились обязательными для исполнения всеми членами общества.

Обычаи передавались из поколения в поколение и были обусловлены социально-культурными и экономическими предпосылками.

Совокупность правил поведения, которые регулируют отношения в обществе на основе вероисповедания (религии), называются религиозными нормами. Поэтому в этот период особое место в жизни человечества начинает занимать отправление религиозных культов, жертвоприношение и т. д. Данные нормы становятся обязательными для всех представителей той или иной религии. Влияние религиозных норм на социально-правовые отношения в обществе способствовало появлению так называемых сакральных (магических, священных) предписаний, т. е. запрета на совершение тех или иных действий. К наиболее распространенным сакральным предписаниям можно отнести зарок (добровольное ограничение самого себя в чем-либо) и табу (запрет на совершение чего-либо). Кроме того, к сакральным нормам некоторые исследователи относят и другие сокральные предписания, например: агрокалендари как систему правил наиболее целесообразного проведения сельскохозяйственных работ. В первобытном обществе человек был окружен достаточным количеством социальных норм, из которых позже появится исторически сложившийся источник права – правовой обычай (обычное право).

Хозяйственно-культурный тип охотников-собирателей и кочевников, характерный для общества, находящегося на раннем уровне экономического развития, представлен лишь основными правилами общежития, необходимыми для сохранения социальной структуры.

Земледельцы выходят на более сложные социально-экономические отношения, а значит происходит и развитие дифференцированных норм в системе разделения труда и совместной работы, таким образом, именно земледельцы создают культуры с системой правовых норм родового общества, так как появление развитого правового порядка предполагает привязанность именно к земле и жилищу.

На основании данной привязанности и общих традиций происходит объединение всех членов общества в группы (поселения) по кровнородственному принципу.

Высший руководящий пост в таком объединении занимал либо вождь, как наиболее сильный и авторитетный в своем племени, либо группа старейшин из наиболее уважаемых представителей родов.

Необходимость защиты племени от внешних и внутренних врагов наделила вождя не только функциями отправления религиозных и культовых обрядов (есть все основания полагать, что именно вождь являлся верховным жрецом), но и правом решения основных военных задач и поддержания дисциплины. Это, в свою очередь, стало основой для появления хоть и примитивного, но военно-уголовного права.

Совет старейшин занимался разрешением споров между членами племени. Однако здесь можно вести речь лишь об урегулировании конфликтов между родами внутри племени, так как в первобытном обществе индивид не рассматривался как субъект, а был частью своего рода. Род давал человеку силу и защиту, поэтому находясь вне родового клана, индивид оказывался вне сферы действия его порядков и, соответственно, не мог рассчитывать на его защиту.

Так, одной из ранних форм санкции в первобытном обществе стало изгнание из рода. Если община отказывалась по каким-либо причинам защищать своего члена, например, по факту совершения им неприемлемого проступка и нежелания враждовать с другим родом, то индивид попадал в изгнание. Потеря всякой правовой, а значит, и физической защиты делала первобытного человека весьма уязвимым и практически не давала шансов на выживание, поэтому институт изгнания был одним из самых устрашающих орудий против тяжких преступлений. Можно проследить и совершенствование данного института в правовом устройстве родовой общины. В то же время, если «чужака» принимали в родовую общину, он мог рассчитывать на ее правовую защиту.

Присущее родовому строю право формировалось из правового решения отдельных конфликтных случаев, поэтому получило в исторической литературе название «казуистическое» (от лат. casus – случай, казус).

Появление раннего государственного образования с его централизованной властью и судейским аппаратом вызвало в архаичных правовых культурах постепенные изменения. Данные изменения характеризовались переходом от первоначального примитивного объективизма к оценке доказательств. На этапе обработки металлов, выделки тканей и ремесленного (прежде всего гончарного) производства быстрыми темпами начинает меняться вся внутренняя организация человеческого сообщества. В первую очередь формируется социальная иерархия. Существенную роль в культурном закреплении этой иерархии сыграла религия, покушение на стабильность которой стало рассматриваться как вызов всему роду.

Древневосточное право в окончательно готовом виде сформировалось не сразу. Цивилизации древности возникали и развивались, как правило, в долинах великих рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Крупнейшими из них были: Ассирийская держава, Вавилон, Древнее Еврейское государство, Древний Египет, Индия, Китай и другие. Благодаря компактному расселению вдоль великих рек в древних государственных образованиях сохранялась высокая плотность населения, следовательно, быстрее распространялись и укреплялись социальные связи внутри сообщества.

Организационно-хозяйственные функции ближневосточных государств на протяжении столетий были напрямую связаны с массовыми ирригационными работами. В результате здесь широкое распространение приобретает государственная собственность на землю. Основная масса населения была поставлена в зависимое положение от государства, что привело к крайне замедленному формированию в праве принципов индивидуальной правовой свободы, которые закрепили бы экономическую и жизненную самостоятельность людей. Полномочия древних властителей тесно переплетаются с религией и становятся практически неотделимы от нее (власть носила священный характер). И даже в случае недоверия какомулибо правителю, в порядке власти, установившемся на самом первом этапе мировой истории права и государства, сомнений не было.

Египет был одним из первых центров, где сформировалась древняя культура, цивилизация и государство, оказавшие влияние на всю мировую историю права. Начало египетской цивилизации во многом было связано с земледельческими племенами, которые появились здесь в ходе волны заселения Ближнего Востока еще в четвертом тысячелетии до новой эры. Древнеегипетская государственность практически не прерывалась, тем самым закладывая единую традицию организации более чем на две тысячи лет.

Формирование раннего египетского права представляет большой общественный интерес с точки зрения истории права, так как именно данная правовая система позволяет понять, каким образом более развитые правовые системы оказались в более древней эпохе развития человечества. Условно историю египетского права можно разделить на три глобальных временных этапа.

На временной период Древнего (Старого) царства (исследователи определяют его XXVII–XXII вв. до н. э.) приходится формирование как государственной, так и правовой культуры. Ярким примером может служить чувство страха египтян перед разливом реки Нил и выносимым им илом, который являлся основой для местного земледелия. Вся власть в государстве была сосредоточена в руках верховного правителя – фараона, который воспринимался людьми как некое божество, находящееся на земле. Тем не менее, несмотря на общественно-хозяйственные отношения с принудительным трудом всего населения, в это время о рабстве в Египте речь еще не шла.

Тексты занимают центральное место в реконструкции истории развития права Древнего Египта. Однако египтяне в данных памятниках специально историческую информацию не фиксировали, а лишь косвенно и односторонне отражали ее в связи с храмовым культом.

Не сохранилось и информации о какой-либо правовой науке, занимавшейся систематизацией правовых норм в ту эпоху.

Ко второму периоду (Среднее царство, XXI–XVIII вв. до н. э.) Египет представлял собой государство, уже достаточно развитое в социально-экономическом плане. Населением была организована широкая сеть каналов и оросительных систем с целью увеличения сбора урожая. Строительство сложной ирригационной системы привело к дифференцированному разделению труда и, как следствие, – формированию более прочной общественно-социальной структуры. Население Египта было разделено по принципу закрепления за профессиями, например, воины, жрецы, земледельцы, ремесленники, скотоводы и другие. В это же время происходит укрепление как центральной власти, так и власти на местах благодаря проводимым религиозным реформам. Сохранившиеся источники данного периода в виде каменных плит и папирусных документов носят весьма фрагментарный характер. В то же время, с полной уверенностью можно утверждать, что древнеегипетское право не было примитивным, а, наоборот, характеризовалось высоким уровнем юридической техники.

Продолжают становление правовые институты не только в области имущественного и семейного права, также на более высокую ступень развития выходит уголовное и процессуальное право.

Исторические источники данного периода подтверждают, что египетское право продолжало носить казуистический характер, выражавшийся в едином правовом принципе регулирования определенного административного вопроса или определенного конфликта.

В третьем периоде развития древнеегипетского права (этапы Нового и Позднего царства XVI–XXI вв. и XXI–IV вв. до н. э. соответственно) власть династии фараонов, священная по своему происхождению и практически ничем не ограниченная, постепенно начинает ослабевать. На первое место выходит власть жрецов.

Одновременно с этим развивается и судебная система. Юстиция Древнего Египта основывалась на следующих принципах: незыблемости власти фараона и традиционных привилегий жрецов. Исследователи отмечают тесную связь судебной власти не с администрацией, а именно со жречеством. Суд для всех египтян был бесплатным. Уголовные дела рассматривались специальным судом «Шесть великих палат». Отличительной чертой египетского суда было решение дел без мотивации, то есть «да» или «нет». В истории права у египтян у первых появляется специальное военное законодательство, регулирующее отношения внутри сословия воинов. Например, появляется понятие дезертирства и ответственности за него. Также у военных появляются ограничения и запреты, в том числе на занятия делами, не связанными с армией.

Одной из интересных особенностей древнеегипетского права является то, что в древних египетских правовых источниках имеются четко выраженные формулировки, например, принципа тщательной проверки соответствия взаимно предъявляемых исков. Данный принцип был представлен в символической форме в виде двух уравновешенных чаш весов. Таким образом, изначально типично египетский символ (в античную эпоху) воспринимался в качестве аллегорического изображения идеи справедливости, и даже сегодня он по-прежнему продолжает играть ту же роль. Из таких представлений, следовательно, можно сделать вывод о том, что каждый член сообщества, выполняя требуемые от него законом предписания, обретал соответствующее, мотивированное принципом эквивалентности право, согласно которому он мог рассчитывать на получение того, что причиталось ему в соответствии с существовавшими тогда нормами правовой системы. В Римской империи выражали такое представление фразой «каждому свое» (от лат. suum cuique – всякому свое, каждому по его заслугам).

Отличительной особенностью права древних ближневосточных государств были правовые источники, представленные клинописными текстами. Одним из древнейших и значимых правовых памятников стали кодифицированные правовые нормы, изданные в XVII в. до новой эры царем Вавилона Хаммурапи, более известные как Кодекс Хаммурапи или Законы царя Хаммурапи. Законы Хаммурапи были высечены на черной стеле, высотой около двух метров, конусообразной формы. Найдена стела была французскими исследователями в начале XX в. на территории Персии.

Хаммурапи разместил несколько копий своего свода законов по всему Вавилонскому царству в виде стел, чтобы их могла увидеть большая часть населения. Текст законов дает представление о высоком уровне развития ближневосточной правовой культуры. По своему содержанию Законы Хаммурапи можно сгруппировать следующим образом: отправление правосудия; преступления против личности; семейное и наследственное право; собственность царя, храма, общинников и охрана данной собственности; операции с недвижимостью и деликты в отношении недвижимости; торговые и иные коммерческие операции, включая деликты в этой области; операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем.

Особое внимание уделялось системе искусственного орошения и добросовестного земледельческого труда.

В целом Законы Хаммурапи не представляли собой исчерпывающую кодификацию законов, отличались казуистическим характером, носили реформенный характер и были связаны с примитивной местью. Тем не менее в ходе судебных процессов проводилось основательное исследование и уточнение фактов. Рассмотрение доказательств постепенно отклонилось от согласующихся с законом правил их оценки. В целом же вавилонское законодательство, по сравнению с египетским правом, смогло подняться на новый, более высокий уровень, заложив основу всей системы юридических институтов Ближнего Востока, а впоследствии и Античности.

Античное право

В период расцвета в Древней Греции и Древнем Риме сложилось общество, не похожее на общество Древнего Востока. Именно в Греции и Риме несколько тысяч лет назад зародилась европейская цивилизация. Термином «античность» (от лат. antiquitas – древность) обозначают особую эпоху в развитии греко-римского мира, занимающую уникальное место в истории человечества. Греки и римляне принадлежали к одной южноевропейской, средиземноморской расе, к одной индоевропейской языковой семье. Их характеризовала историческая близость. Они создали сходные общественные институты, в том числе и правовые, обладали близкими культурными традициями и оставили во многом похожие памятники материальной и духовной культуры. Если древневосточные общества были цивилизациями великих рек, то античный мир был морской цивилизацией с высоким уровнем развития военно-торговых отношений.

Античное общество в период своего расцвета было представлено как общество с ярко выраженной индивидуальной собственностью и рабовладельческим укладом хозяйства. Поэтому античный способ производства был, прежде всего, основан на эксплуатации рабского труда, первой по своему историческому возникновению форме эксплуатации. С возникновением рабства «возникло и первое крупное разделение общества на два класса – господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых».

Практически с начала образования античные государства стали стремиться к расширению своих границ, сначала посредствам военно-торговой колонизации, а затем исключительно завоевательной.

Именно в Античности появляются великие империи, такие как Римская империя и империя Александра Македонского. В результате впервые в мировой истории были разработаны административноправовые формы взаимоотношений метрополии и колоний.

Культурный мир древних греков отличался сочетанием многообразия и единства. Во времена Великого переселения народов на территорию современной Греции пришло огромное по тем временам количество переселенцев, что в итоге привело к интенсивному развитию культуры и формированию новой цивилизации. Центром данной цивилизации было Эгейское море, флот и гавани которого объединяли все местное население в единое культурное и социально-экономическое пространство. Вместе с тем древнегреческие племена разбивались на огромное количество самостоятельных политических единиц.

Историю Древней Греции принято делить на несколько периодов. Первым был крито-микенский период (3–2 тысячелетие до н. э.), когда на острове Крит в силу благоприятных климатических и географических условий достаточно рано начался переход от родового строя к классовому обществу, который был к тому же ускорен появлением металлургических центров. В это время вожди племен становятся царями. Первоначально их власть была ограничена пережитками племенной демократии. Среди городов-государств Крита рано выдвинулся Кносс, ставший к началу XVI в. до н. э. столицей Кносского государства. Минойская цивилизация не создала сильного централизованного государства, так как в ней шла постоянная борьба между государствами-гегемониями. Около 1 700 года до н. э. могущество Минойской державы было подорвано разрушительным землетрясением и вторжением на остров Крит с Балкан греков-ахейцев, которые в последующем ассимилировались с местным населением и усвоили их культуру, в результате чего остров превращается в провинцию ахейской Греции (XV–XIII вв. до н. э.). Среди ахейских царств в XVI в. до н. э. наиболее сильным было царство Микенское, расцвет которого пришелся на правление царя Агамемнона.

Наряду с ним существовали еще несколько царств, включая Аттику со столицей в Афинах (Средняя Греция). Это были раннеклассовые государства, возникшие на развалинах родового строя, сохранившие его пережитки, испытавшие заметное влияние Древнего Востока.

По форме правления это были монархии, в которых наличие крупного государственно-храмового хозяйства и земельной общины свидетельствовало об их сходстве с типичными восточными монархиями.

Второй период – Гомеровский или Предполисный (VII–IX вв. до н. э.) характеризуется возвратом к племенной государственности и протогосударствам (военной демократии), вызванным вторжением северных греческих племен – дорийцев, в конце XIII в. до н. э. сломивших сопротивление даже таких сильных царств, как Микенское и Пилосское.

Во время вторжения дорийские племена находились еще на стадии первобытного общества. Завоевание привело к практическому уничтожению существовавшей экономики: запустению городов, разорению населения и массовому переделу земли. Абсолютная власть царей была уничтожена, создавались предпосылки для новой формы государственного устройства – протополисы или предполисные образования, которые затем трансформировались в полисы – города-государства. Основную массу населения города составляли земледельцы и скотоводы, а также выделялись ремесленники и торговцы. Возникало социальное расслоение: родовая знать получала во владение участки земли, которые превосходили размером и качеством наделы общинников. Система потестарной (догосударственной) власти предполисных образований сочетала элементы формирующейся государственности и племенной демократии. Во главе общины-поселения стоял базилевс (царь). Дорийцы, раздав после завоевания царские земли общинникам в частную собственность, ускорили процесс социально-имущественного расслоения и перехода от предполисных образований (общин-поселений) к городам-государствам (полисам).

Архаический период (VIII–VI вв. до н. э.) условно стал третьим периодом развития Древней Греции. Основными чертами Архаического периода стало формирование раннерабовладельческого общества. Повышение культуры земледелия и общественное разделение труда привело к разделению населения по имущественному и территориальному признакам. Среди нескольких сотен древнегреческих полисов в этот период доминировали два наиболее крупных государства: Афины и Спарта.

Эллинистический период (V–I вв. до н. э.) считается заключительным этапом развития Древней Греции и представляет собой эпоху упадка полисного строя, вхождение городов-государств в состав империи Александра Македонского и образование эллинистических государств. Эллинистические государства были основаны на заимствованиях греческой культуры, юриспруденции, судопроизводства, экономики и управления, которые были перенесены Александром Македонским в страны Ближнего Востока.

В то же время борьба за политическую гегемонию между Афинами и Спартой заметно ослабила их, чем воспользовался Рим и в 146 г. до новой эры он подчинил себе Грецию, сделав ее своей провинцией. В самой природе существования греческих городов-государств было заложено большое количество разнообразных государственных и конституционных форм, поэтому в различных обстоятельствах локального характера они приводили к различным методам решения тех или иных вопросов.

В Афинах была установлена демократическая республика, опирающаяся на гражданскую общину, свободную личность, непосредственно участвующую в управлении полисом. Правление в Афинах имело вид организации раннегосударственного типа, где доминировала роль выборных должностных лиц. Афинское общество периода расцвета демократии делилось минимум на четыре категории населения, которые различались по своей правоспособности и правовым возможностям в имущественной и бытовой сферах. Гражданство в Афинском полисе было врожденной привилегией. Права гражданства проявлялись, прежде всего, в политической сфере, в том числе в возможности участвовать в деятельности органов власти, управления и суда, однако в коммерческом обороте афинское гражданство преимуществ не давало. В рамках полисной организации граждане были практически равными.

Регулирование имущественных отношений занимало ведущее место в афинском праве. В Афинах все имущество делилось на движимое и недвижимое. Частная собственность считалась производной от государства. Афинское право определяло следующие виды сделок: купля-продажа, найм, ссуда, подряд, займ, товарищества, комиссионный договор, хранение вещей. Однако обязательной формы заключения сделки не существовало, поэтому обязательственные отношения возникали не только из договора, но и из деликта.

Семейное и наследственное право в Афинах также было достаточно развито. Брачные отношения оформлялись договором, который заключал глава семьи. Наследование имело место по закону и по завещанию, а наследниками первой очереди являлись сыновья, рожденные в законном браке. Наследование по завещанию было введено реформой Солона. Там же закреплено правило о том, что женщины не имели права на завещание.

В уголовном праве Афин выделялись следующие преступления: против личности и семьи, против государства и собственности.

При этом появляется различие между умышленным преступлением и преступлением, совершенном по неосторожности. Начинает развиваться институт самообороны. В судебных разбирательствах принимали участие только полноправные афинские граждане. За раба выступал его господин, а за женщину и детей – глава семьи. Перед судебным процессом производилось предварительное расследование с предоставлением всех необходимых доказательств. Решение принималось тайно и могло быть обжаловано только в суде присяжных, решение которого являлось окончательным.

В Спарте сложилась военная аристократическая республика, в которой право принятия политических решений принадлежало меньшинству – общине спартиатов. Спартиаты эксплуатировали огромную массу подневольного населения (илоты и периэки) и искусственно сдерживали развитие частной собственности. Важнейшим институтом управления в Спарте была коллегия эфоров, которая объявляла мобилизацию, осуществляла функции полиции и вершила суд (споры о собственности, наследство, договоры и уголовные дела).

В целом чисто юридического представления о законах в Древней Греции не существовало: право и законы одновременно обозначали и справедливость с точки зрения религиозной и полисной морали.

Согласно принятой традиции, история Древнего Рима ведется от основания города Рима в 753 году до н. э. Изначально Рим представлял собой город-государство, который находился в центральной части Италии. Ввязавшись в войну против Карфагена (первая и вторая Пунические войны), Рим захватывает практически всю акваторию Средиземного моря. Ко второму веку до новой эры римляне подчиняют себе практически всю северную Африку, на востоке выходят к Аравийской пустыне и Евфрату, захватывают Европу от Испании до Дуная и Рейна (включая Англию). К этому времени Рим достиг своего максимального могущества и уже именовался империей. Античная история Средиземноморья на протяжении нескольких веков большинством исследователей характеризуется как «война всех против всех», род воевал с родом, племя с племенем, город с городом, государство с государством. В таких условиях римская политика, выражающаяся в гарантии безопасности жителям захваченных территорий, вошедших в состав Римской империи, была наиболее приемлемой альтернативой для большинства народов.

На протяжении всей истории Древнего Рима основой его социального строя было правовое неравенство населения. Критериями неравенства были пол, возраст, зависимость (свобода или несвобода), а также имущественное неравенство. Особая роль в римском обществе принадлежала системе римского права, которое стало основой для последующего становления и развития большинства систем мирового правового уклада и оказало воздействие на формирование первых правовых принципов международных взаимоотношений всего современного юридического мышления. Римское право находилось под сильным влиянием греческих учений. Начало формирования римского права относится еще к догосударственному периоду (VIII–VI вв. до н. э.) и образует мост в современный юридический мир на протяжении веков между подъемом и упадком Римской империи.

Правовые порядки в условиях становления полисной государственности были неразрывно связаны с религиозными воззрениями.

Высшая судебная власть принадлежала царю с его культовыми полубожественными полномочиями и верховным жрецам-понтификам.

Нравы и обычаи древнеримского общества, а также общие правила поведения, хранившиеся на протяжении нескольких поколений, стали основным источником гражданского права. Религиозные предначертания в царский период получили вид священных законов.

По позднейшему определению римского литератора Феста, «священными законами считаются те, которыми установлено, что если ктолибо сделает что-либо против оных, то посвящается какому-нибудь из богов вместе с его имуществом». Гарантией соблюдения римлянами священных законов было принесение виновного в жертву божеству, обычай которых был у племен-основателей города. Однако уже в VII в. до н. э. принесение к жертву заменилось объявлением изгоем, вне закона общины: «Если кто его убьет, то не осуждается за злодейство», а также религиозным проклятьем. К разряду священных законов относились запрещение сдвигать межевые камни, нарушать установленное налогообложение или обряды праздников – сатурналий (имевших значение в том числе для имущественных и долговых отношений между членами римской общины), посягать на неприкосновенность жрецов и народных магистратов. Идея священных законов сохранилась в римском праве надолго – вплоть до начала империи.

Одновременно со священными законами появляются законы царские. Данное законодательство регулировало в первую очередь семейно-брачные отношения. Одним из первых таких законов был закон Ромула, согласно которому глава семейства наделялся значительной властью по отношению к другим его членам вплоть до права убивать.

Первым законченным сводом писанных норм, а также основой для последующего развития римского права стали Законы 12 таблиц (от лат. Leges duodecim tabularum), подготовленные в середине пятого столетия до н. э. Каждая отдельная таблица была посвящена одному из предметов правового регулирования. Так, первая и вторая таблицы были посвящены гражданскому судопроизводству (процессу) и содержали информацию о вызове в суд и завершении судебных дел; третья – об ответственности должников; четвертая и пятая – о семейных и наследственных делах; шестая, седьмая и восьмая – об обязательствах, возникающих из договоров и деликтов (правонарушения с причинением вреда), в том числе о приобретении вещей, пользовании земельным участком и наказаниях за ущерб; девятая таблица – об общественных делах; десятая таблица определяла порядок при похоронах, а одиннадцатая и двенадцатая таблицы содержали различные дополнения к первым десяти и касались общегородских дел и отношений между сословными группами населения общины. Данные законы были построены не только по древнему казуистическому принципу, но и по приемам религиозной заповеди, так как большинство норм начиналось с повелительного запрета.

Кроме того, законы были строго определены и формальны.

Впервые именно римскими юристами вводится разделение права на публичное и частное. Так, общественные сооружения, дороги были отнесены в область публичного права, а отношения, связанные с правом владения, собственности, наследственным, семейным правом, обязательствами имущественного характера были областью частного права. В дальнейшем такое деление нашло свое отражение в европейском средневековом праве и в современных правовых системах.

Особое место в римском праве занимает право собственности.

Под собственностью римские юристы понимали абсолютное право пользоваться и распоряжаться вещами с ограничениями, установленными договором или правом, по их мнению, собственность – это господство исключительное, прямое и непосредственное. Римляне также закрепили понятие сервитута (от лат. servitus, servitutis – подчиненное положение), как право на чужую вещь и разделили его на вещный и личный.

В особую группу договоров в Риме выделяют так называемые реальные контракты. Например: в договоре хранения вещей обязанность исполнения и ответственность наступала с момента передачи вещи, а не с момента заключения соглашения. Договор купли-продажи имел широкое распространение в Древнем Риме и заключался как в письменной, так и в устной форме. Залог становится эффективным способом обеспечения обязательства, так появляется ипотека недвижимости.

В семейном праве также происходят изменения. Во-первых, брак без власти мужа становится господствующей формой брака и заключается при свободном выраженном согласии сторон, а также легко расторгается. Ослабевает власть отца над детьми и в целом положение детей улучшается. Во-вторых, общим правилом становится раздельность пользования имуществом супругов.

Согласно римскому законодательству, наследниками первой очереди являлись дети, а если их не было – внуки. Если не было первых двух, то наследниками признавались братья, дядья, племянники. В случае их отсутствия претор (от лат. praetor – идти впереди, предводительствовать. Государственная должность в Древнем Риме) предоставлял право наследования всем другим кровным родственникам умершего. Отличительной чертой было и введение принципа обязательной доли наследования, как правило, не менее одной четверти.

В Римском праве законодатель в отдельную категорию выделял правонарушения, обладающие коррупционными признаками, в том числе взяточничество, присвоение казенных денег, хищение государственного имущества и другие, за которые, как правило, назначалось наказание в виде смертной казни.

Вид наказания также зависел от принадлежности к определенному сословию. К рабам применялись особо тяжкие наказания.

Римское право также знало такие понятия, как умышленное и неосторожное преступление, соучастие, подстрекательство и пр.

В период империи суд и администрация были неотделимы.

Римский судья сам производил предварительное и судебное следствие, выступал обвинителем и выносил приговор. Открытый и публичный процесс сменился тайным, что способствовало произволу. Распространенной стала практика ложных доносов, поскольку доносчик получал денежное вознаграждение. Землевладельцы сами осуществляли правосудие и исполнение приговоров в отношении колонов (от лат. colonus – зависимый крестьянин). В период империи рассмотрение гражданских дел перешло от судей к чиновникам, которые вызывали ответчика, оценивали доказательства, выносили решения и их исполняли. Император был высшей апелляционной инстанцией по всем судебным делам.

Римское право во времена республики и империи было в значительной степени процедурным, и практически не было профессионального юридического класса. О прецедентах не сообщалось, поэтому любая сложившаяся судебная практика была замаскированной и почти не признаваемой. Каждое дело должно было решаться заново, исходя из законов государства, что отражает (теоретическую) несущественность решений судей для будущих дел в системах гражданского права сегодня.

Переход от республики к империи привел к постепенному размыванию институтов гражданского общества. Из-за ослабевшей относительно внешних врагов армии Рим больше не мог получать золото и рабов. Усиление германских племен и различных кочевников повлекло за собой постоянные поражения римских войск в борьбе с ними. Затяжной процесс упадка Римской империи повлек за собой неспособность государства управлять своей огромной территорией, в результате оно перестало существовать. В 410 г. вестготами был взят Рим, а 4 сентября 476 г. последний император Западной Римской империи Ромул Август отрекся от престола. Таким образом, завершилось многовековое владычество Рима и закончилась эпоха Античности – мир вступил в эпоху Средневековья.

Средневековое право

В Средневековье произошло формирование национальных государств, которые существуют и по сей день. Именно в этот период были заложены основы правовых традиций и правовых систем большинства современных стран. Представительный принцип, как важнейшее начало государственной организации последующих эпох, сложился именно в Средневековье и именно с ним, а не с Античностью напрямую взаимосвязаны многие важнейшие принципы правового уклада Нового и Новейшего времени.

Период Средневековья характеризуется также доминирующим участием церкви в делах государства, которая становится не только соучастницей государственной деятельности, но и привносит религиозные идеалы и принципы в общую правовую культуру. Именно Средневековье стало первой в мировой истории эпохой действительно общемирового политического и правового процесса. Были заложены не только новые межгосударственные установления, но и практически единая правовая культура.

В VI в. византийский император Юстиниан Великий кодифицировал и консолидировал все законы, существовавшие в Риме. «Corpus iuris civilis» или «Кодификация Юстиниана» – современное название свода римского гражданского права.

Во время Византийской империи Кодекс Юстиниана был расширен и оставался в силе до падения империи, хотя официально он никогда не был представлен на Западе. Вместо этого, после падения Западной империи и в бывших римских странах, правящие классы полагались на Кодекс Феодосия для управления туземцами и германское обычное право для германских переселенцев – систему, известную как народное право – до тех пор, пока два закона не слились воедино. Поскольку римская судебная система рухнула, судебные споры разрешались в соответствии с германскими обычаями – собраниями ученых законодателей в жестких церемониях и в устных слушаниях, которые во многом полагались на показания.

После того как большая часть Запада была объединена при Карле Великом, право стало централизованным, чтобы усилить королевскую судебную систему и, следовательно, прецедентное право отменило право народа. Однако, как только королевство Карла Великого окончательно разделилось, Европа стала феодальной, и право регулировалось не выше уровня графства, муниципалитета или лорда, тем самым создавая высоко децентрализованную правовую культуру, которая способствовала развитию обычного права, основанного на локализованном прецедентном праве.

В XI в. крестоносцы, разграбив Византийскую империю, вернулись с византийскими юридическими текстами, включая Кодекс Юстиниана, и ученые из Болонского университета первыми использовали их для толкования своих собственных обычных законов. Средневековые европейские ученые-правоведы начали исследовать римское право и использовать его концепции, подготовив почву для частичного возрождения римского права как современного гражданского права в большей части мира. Гражданское право конкурировало с обычным правом на протяжении большей части позднего Средневековья.

В то время, когда государство германского народа обладало относительным политическим и административным единством, в средневековой Германии не существовало «общегерманского права», а было право территориальных образований и городов. Так называемый правовой партикуляризм (от лат. particula – небольшая часть) усиливался в связи с ослаблением империи и усилением каждой отдельной из германских монархий.

Правовая система характеризовалась обособлением правовых норм, касающихся высшего феодального сословия, так называемое ленное право, т. е. право, определяющее отношения между вассалом и сюзереном. В то же время в Германии были и общие принципы, и институты права. Нормы обычного права были систематизированы в сборники, например, «Саксонское зерцало» (по замыслу автора, не только зеркально отражающее право Саксонии, но и являющееся неким образцом), старейший правовой сборник Германии, составленный судьей Эйке фон Репковым в первой половине III в., во времена политического и культурного расцвета Саксонии. В сборник входили положения имперского законодательства и судебная практика. Германское городское и торговое право отличались универсальностью и единообразием.

В 1532 г. было издано уголовное и уголовно-процессуальное уложение Священной Римской империи германской нации «Каролина» (лат. Constitutio Criminalis Carolina – «Уголовная конституция императора Карла V»), на основе которого образовалось общее немецкое уголовное право. Данное уложение является крупнейшим памятником германского имперского права, просуществовавшим вплоть до конца XVIII в. Создание «Каролины» было связано с проводимой в те времена судебной реформой по унификации правоприменения в уголовных делах.

«Каролина» строилась на основе принципа справедливости и предназначалась для восполнения пробелов в местных законах, так как в каждой земле было свое особенное уголовное право. Все статьи «Каролины» были собраны в тематические разделы: преамбула и предисловие; общие положения судопроизводства; доказательства, относящиеся к отдельным видам преступлений; статьи о краже; статьи об иных злостных убийствах и о наказаниях совершителей таковых, всего более ста. Характерной чертой было и то, что все преступления классифицировались от особо тяжких к наименее тяжким. В уложении преступления делились на преступления государственные, преступления против религии, против собственности, а также преступления против личности.

Правила уголовного судопроизводства составляли большую часть сборника. В нем также рассматривались такие понятия уголовного права как покушение, соучастие и необходимая оборона.

«Каролину» отличала жестокость наказаний, в основу которых положен принцип устрашения. Формой рассмотрения уголовных дел был инквизиционный процесс, в котором судья предъявлял обвинение, а следствие не было ограничено по срокам и имело возможность широкого применения пыток. На основании уложения в уголовном процессе выделялись три основные этапа: дознание, общее расследование и специальное расследование. Дознание заключалось в установлении факта совершения преступления.

Общее расследование включало допрос арестованного, а специальное расследование – сбор доказательств. Нормы «Каролины» полностью отошли от древней системы казусного изложения, заменив его на традиционный для церковной литературы прием заповеди.

Отдельное место в средневековом германском праве занимает городское право и право земское. С XIII в. в Германии по нему судилось в судах «графской юрисдикции» практически все свободное население. Правовой статус человека определялся его сословной принадлежностью. Германское земское право определяло наследование только по закону. Кроме того, земское право предусматривало состязательный процесс по уголовным и гражданским делам. В процессе делался акцент на гарантиях прав обвиняемого (краткосрочность разбирательства, объективности доказательств, недопущения самосуда). Однако городское право отличалось особой суровостью по отношению к должникам. Все преступные деяния делились на проступки и преступления, в то время как судебная практика различала три основных вида преступлений: против религии, против государства и против частных лиц.

После нормандского завоевания Англии в середине XI в., которое привнесло нормандские правовые концепции в средневековую Англию, влиятельнейшие из судей английского короля создали прецедент, который стал общим правом. Так, Генрих II Плантагенет лишил своих баронов права судить и разработал систему королевских судов ассизов (от лат. assisae – заседания), которыми управляло небольшое количество судей, живших в Вестминстере и путешествовавших по королевству. Однако к осени 1177 г. поступили многочисленные жалобы на злоупотребления со стороны «странствующих юстициариев» (от англ. justiciar – королевский чиновник в средневековой Англии), и король сократил их количество до пяти (до этого их было двенадцать) – были оставлены два священника и три светских чиновника, которые заседали при королевском дворе и рассматривали поступавшие к ним дела. В случае возникновения у них каких-либо затруднений дело передавалось на рассмотрение судом короля Генриха II. Также король учредил суд присяжных в 1166 г., в основу была положена кларендонская ассиза – законодательный акт, содержавший инструкции для судебного расследования ряда преступлений.

Несмотря на то, что в это время в средневековой Англии происходит усиление королевской власти, ей начинают противостоять феодальные магнаты, дворяне и городская верхушка. Причиной тому стала весьма мягкая и непоследовательная политика, проводимая английским королем Иоанном Безземельным (правление которого считается чуть ли не одним из самых катастрофических за всю историю Англии). Неудачей закончилась война с Францией и поражение в конфликте с Папой Римским. В это же время внутри государства король вводит многочисленные поборы практически со всех категорий граждан, что вызывает недовольство всего английского общества. В результате бароны и лондонская верхушка заставляют его в 1215 г. подписать «Великую хартию вольностей» (лат. Magna Charta Libertatum), составленную на основе требований английской знати к королю Иоанну Безземельному. Появление хартии стало результатом обострения социально-политических и экономических противоречий внутри государства, причиной которых были непрекращающиеся случаи злоупотреблений со стороны короля.

Изначально хартия отстаивала интересы свободного населения средневековой Англии и закрепляла привилегии баронов, земли которых объявлялись свободно наследуемым владением. Согласно данному политико-правовому документу Иоанн Безземельный был обязан расширить юридические права баронов по искам о собственности, а также обещал прекратить произвол в отношении денежных сборов. В результате чего король не мог требовать от вступившего в наследство барона больший налог, чем это устанавливалось феодальным договором.

Хартия состояла из 63 статей, которые регулировали вопросы судоустройства и судопроизводства, наследственного права и опеки, налогов и сборов, феодальных повинностей, прав городов и купцов.

В хартии также были отражены интересы духовенства и церкви, для которых была объявлена свобода церковных выборов. Лондон и другие крупные города сохранили древние вольности, в том числе для купцов – вести торговлю, въезжать и выезжать из городов.

Совет королевства, согласно хартии, являлся собранием всех королевских вассалов (прототип палаты лордов).

Английское средневековое право отличалось сложностью, запутанностью и казуистичностью. Обычное право являлось основным источником права. Практика английских королевских судов стала другим источником права – судебным прецедентом (от лат. praecedens – предшествующий).

Королевское законодательство, или статутное право (от англ. statute – статут, устав), также играло важную роль в становлении английской правовой системы и представляло собой совокупность норм права, создаваемых законодательными органами. Составляющим элементом статутного права были также и локальные акты органов местного самоуправления. В статутном праве существовала иерархия правовых актов: от обладающих большей юридической силой (например, акты законодательных органов государственной власти) к актам, обладающим меньшей юридической силой (например, акты местных органов власти). Кроме того, статутное право дополнялось правоприменительной деятельностью судов, которые посредством судебных прецедентов толковали существующие правовые нормы.

Одним из первых актов статутного права Парламента Англии считается Мертонский статут. Данный документ состоял из 11 статей, которые регулировали в основном отношения между сеньорами и вассалами, а также процедуру некоторых видов судебных разбирательств, дополняя и развивая тем самым положения Великой хартии вольностей. Позже название статута закрепилось за актом, принятым парламентом и подписанным королем. Нормы торгового и канонического права также относятся к источникам английского средневекового права.

Право собственности в средневековой Англии занимало особое положение, так как земельные отношения содержали ряд местных особенностей. Именно в средневековой Англии широкое распространение получил институт доверительной собственности или траст (от англ. trust – доверие), который означал формальную передачу лицу в собственность движимого или недвижимого имущества, право управления этим имуществом и использования его в интересах собственника (бенефициара). Появление доверительной собственности многие исследователи связывают со временами

Крестовых походов, когда рыцари, уходившие на восток, вынуждены были оставлять свое имущество доверенным родственникам или знакомым попечителям, чтобы управление осуществлялось во благо семей самих рыцарей. Позже институт траста трансформировался в механизм совместного владения трудно разделимого имущества несколькими владельцами. Завещательное распоряжение было введено вместе с институтом траста, но только с середины XVI в. было впервые разрешено завещание недвижимости.

Имело свои особенности и английское уголовное право. Все преступления были поделены на две основные группы: мелкие уголовные преступления, получившие название мисдиминор (от англ. misdemeanor – проступок), и тяжкие преступления, более известные в англосаксонском праве как фелония (от фр. felonie – зло, грех).

Под сильным влиянием канонического права находилось брачно-семейное право. В средневековой Англии запрещалось двоеженство, семья носила патриархальный характер, а развод допускался лишь в исключительных случаях с разрешения Папы Римского и английского парламента. В этот период замужняя женщина не имела права выступать в суде, а также самостоятельно заключать какие-либо договоры.

Английский судебный процесс был открытым, и с момента своего появления носил обвинительный характер, однако в последующем был вытеснен состязательно-обвинительным процессом, который преобладал в гражданских и уголовных судах. В судах общего права доказательства собирались самими сторонами, а судья сопоставлял обстоятельства дела и давал совет присяжным. Суд присяжных выносил вердикт о виновности или невиновности обвиняемого единогласно. Институт государственного обвинения в средневековой Англии не получил должного развития в связи с обвинительным процессом.

Как в Риме, так и в Англии возникает институт адвокатов, который был достаточно развитый и сложился гораздо раньше, чем остальные области права. Это объясняется тем, что юридическая техника процессуальной системы как Римской империи, так и средневековой Англии, создавала огромную потребность в адвокатах, которые обеспечивали бы ее дееспособность.

Право Нового времени

С позиции современного представления об исторических перспективах развития общественных отношений эпоха Нового времени (XVI – начало XX в.) стала важнейшим этапом становления правовых институтов. Этот период по праву называют эпохой расцвета общества и постепенного разрушения феодализма как основополагающей общественной структуры. Именно в Новое время окончательно выделяются две основные традиции современного права – это кодифицированные правовые системы континентальной Европы и англосаксонская традиция, основанная на прецедентном праве.

Главным социально-политическим процессом эпохи Нового времени стало укрепление государственных укладов вследствие совершенно нового уровня хозяйственного и технического развития, связанного в первую очередь с частной собственностью.

Для Англии Нового времени характерно разделение дворянства на два непримиримых класса – старое и новое дворянство. Новое дворянство, или джентри (от англ. gentry – мелкопоместное нетитулованное дворянство), по своему экономическому положению были буржуазией в Англии XVI–XVIII вв., приспособившейся к развитию капитализма. Джентри занимали промежуточное положение между пэрами и йоменами (мелкие землевладельцы), но в отличие от йоменов не занимались земледелием. В целом сословная структура английского общества изначально выражала разделение труда между общественными группами, которые выполняли различные функции. Однако в это же время происходит формирование нового гражданского общества, которое отрицало сословную организацию и предполагало свободу и равенство. Данное противоречие не могло разрешиться мирно и безболезненно. Так началась череда политических революций в Европе. И одной из первых была Английская буржуазная революция, или Английская гражданская война (от англ. English civil war) 1642–1653 гг.

Английская буржуазная революция дала мощный толчок процессу так называемого первоначального накопления капитала, превращения крестьян в наемных рабочих и замене крестьянских держаний крупными фермами капиталистического типа. Она обеспечила полную свободу действий восходящему классу буржуазии, открыла дорогу промышленной революции XVIII в. В политической области революционная борьба народных масс в середине XVII в. обеспечила переход от средневековой феодальной монархии к буржуазной монархии нового времени.

Английскую революцию XVII в. отличает идеологическая форма, облеченная в религиозное течение пуританизм (от лат. purus – чистый).

Учения пуритан, или английских протестантов, не признававших авторитет официальной церкви, широко распространились среди населения, став, по существу, идеологией оппозиции. Во время революции пуританизм раскололся на пресвитерианство и индепендентство. Пресвитериане состояли из крупной буржуазии и земельной аристократии и проповедовали идею конституционной монархии. Во второе течение входила средняя и мелкая буржуазия, представители которой, соглашаясь с идеями конституционной монархии, требовали увеличить число своих представителей в английском парламенте.

Парламентская палата лордов (верхняя палата) противостояла палате общин (нижняя палата). Представители последней пытались влиять на внутреннюю и внешнюю политику абсолютизма. Английская монархия, опираясь на узкий слой придворной и частично провинциальной знати, вступила в полосу кризиса и упадка. В этих условиях представители парламента подали

Петицию о праве (англ. Petition of Right), в которой, ссылаясь на Великую хартию вольностей, изложили возражения против введения военного положения, новых налогов без согласия парламента и т. д. Петиция о праве стала законом, поскольку король Карл I был вынужден утвердить ее.

В итоговом варианте петиция представляла по форме своей просьбу народа к королю о соблюдении законов страны, содержала статуты, защищавшие подданных от произвола короля, в том числе: о запрете произвольного сбора налогов, о личной неприкосновенности английских подданных, о запрете произвольного установления чрезвычайных военных судов (англ. Martial Law) и о недопустимости применения в мирное время военного закона и суда.

Петиция о праве сыграла важную роль в правовом развитии Англии, став своеобразным знаменем борьбы против произвола государственной власти и фактором, формирующим правосознание английского общества. Согласие короля на петицию о праве произвело в системе правления перемены, практически равносильные революции, ограничение в столь многих пунктах английской короны создавало дополнительные гарантии для прав и свобод подданных.

Из английской системы общего права произошла правовая система Соединенных Штатов Америки. Согласно доктрине федерализма, каждый штат имеет свою собственную отдельную судебную систему и имеет право принимать законы в областях, не закрепленных за федеральным правительством. Так, например, штат Луизиана, который продолжил следовать французской гражданской системе после получения статуса штата. Здесь было сохранено традиционное право, а франкоязычные кодексы были переведены на английский язык. Более того, и в настоящее время Луизиана – это единственный штат в Америке, где в общих чертах действует континентальное гражданское право, восходящее к римскому праву, в то время как англосаксонское общее право, базирующееся на прецеденте, сюда практически не проникло. Некоторые концепции испанского законодательства, такие как доктрина предварительного присвоения и общинная собственность, все еще сохраняются в некоторых штатах США, особенно в тех, которые были частью мексиканской уступки в 1848 г.

Новая правовая система создавалась во Франции в соответствии с принципами и целями, выдвинутыми еще в период революции. Именно революция XVIII в. подготовила необходимую почву для того, чтобы с установлением «сильной» правительственной власти, которой был в то время Наполеон Бонапарт, была проведена широкомасштабная кодификация всего французского права.

В ходе Великой французской революции (фр. Révolution française) 1789–1799 гг. были упразднены многие средневековые гражданско-правовые институты, на месте которых заложены основы современного права. За короткий отрезок времени начала XIX в. было издано 5 кодексов, охвативших все основные для того времени отрасли права и вошедших в историю под названием кодификации Наполеона (гражданский, торговый, уголовный, гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный кодексы).

Эта кодификация имела большое значение для утверждения свободного предпринимательства. Хотя законодатель и делал в ряде случаев шаг назад по сравнению с более радикальным законодательством революции, эти кодексы, несомненно, имели революционное содержание, отразив итоги революционных потрясений. Использование революционных идей и подходов в значительной мере способствовали успеху кодификации Наполеона. Ее составители восстановили прерванную в годы революции преемственность в праве и опирались не только на революционную практику, но и на дореволюционное право, каноническое и римское право.

Кодекс Наполеона, или Гражданский кодекс Франции (фр. Code civil des francaise) 1804 г., стал фундаментальным законодательным актом, который представлял собой масштабную кодификацию гражданского права и давал мощнейший толчок для последующего кодификационного процесса в большинстве стран. Данный кодекс отличался стройностью изложения, сжатостью юридических формулировок и дефиниций, определенностью и четкостью трактовки основных понятий и институтов гражданского права. Он насчитывал более двух тысяч статей, объединенных в три книги. Его структура получила в гражданском праве название институционной и отразила схему построения институций римского права: лица, вещи, наследование и обязательства. Кодекс заменил собой более трехсот пятидесяти местных сборников кутюмов (правовых обычаев) и стал для всех граждан общедоступной книгой законов.

В первой книге содержались такие общие идеи эпохи, как равенство и свобода. Принцип равенства лиц в частноправовой сфере проводился законодателем с наибольшей последовательностью.

Осуществление гражданских прав не зависит от «качества гражданина», которое могло изменяться только в конституционном законодательстве. Гражданское право, предусмотренное кодексом, не распространялось на иностранцев.

Во второй книге рассматривались регламентации вещных прав, исходящих из классической римской классификации: право собственности, право пользования чужим имуществом с правом присвоения доходов от него и т. д. В кодексе было ликвидировано деление имущества на родовое и благоприобретенное, вместо этого имущество стали разделять на движимое и недвижимое. Институт собственности также опирался на римскую трактовку понятия собственности как абстрактного и абсолютного права.

Третья книга была посвящена различным способам приобретения собственности. Так, например, имущество можно было получить путем наследования, дарения, по завещанию или в силу обязательств. Кроме того, во французском Гражданском кодексе была отражена отмена феодальных принципов наследования, произошедшая еще в период революции 1789–1799 гг.

С точки зрения юридической техники к достоинствам кодекса можно отнести реализацию в нем ряда принципов, в числе которых единство права (право одинаково применяется на определенной территории и по отношению ко всякому гражданину); единство юридического источника (действует только один закон, без участия прецедентного права или обычного права как в Англии); завершенный, всеобъемлющий характер действия права, регулирующего ту или иную область гражданских отношений. Поэтому созданная в начале XIX в. французская правовая система в основных своих чертах просуществовала в плоть до Новейшего времени.

Право в Новейшее время

Новейшее время является самым непродолжительным периодом в развитии общественных отношений и к тому же одним из самых условных понятий. Так, до сих пор нет единого мнения среди ученых относительно нижней хронологической границы Новейшего времени. Одни исследователи считают его рубежом XIX–XX в., другие предлагают принять за начало Новейшего времени окончание Первой мировой войны, так как в эти годы произошли события, оказавшие значительное влияние на ход мировой истории и развитие права (Октябрьская революция 1917 г. в России, революция 1918 г. в Германии, распад Османской империи и АвстроВенгрии), третьи вообще предлагают 1945 г., год окончания Второй мировой войны и начало нового биполярного мироустройства.

Тем не менее эпоха Новейшего времени принесла с собой очевидное сближение правового развития стран Европы, Азии, Америки и Африки. Именно в Новейшее время появились новые формы международно-правового сотрудничества, создавая совершенно новые виды правовых систем.

Итоги Первой мировой войны повлекли за собой существенные деформации правовых укладов ряда государств. В результате общественные явления, например, фашизм и нацизм, существовавшие до войны в идейной области, пришли в область практическую и сформировали режимы военных диктатур.

В начале Новейшего времени принципиальным образом начинает меняться правовая система Германии. И эти изменения не ограничились лишь новым потоком законодательства, а были представлены директивными предписаниями об изменении практики применения данных законов.

После установления в Германии тоталитарной однопартийной диктатуры практически сразу появилась новая система отбора юридических кадров. Переход от старого права к новому был достаточно быстрым. Пункт 19 Программы Национал-социалистической немецкой рабочей партии содержал в себе следующую информацию:

«Мы требуем немецкого народного права для замены им римского права, которое служит материальному общественному строю». Так, германское право начинает развиваться в подчинение новой политической идеи «блага немецкого народа».

Политика, проводимая нацистской партией в 30-е гг. прошлого века в Германии, включая реформирование принципов гражданского права, опиралась на совершенно новые представления о статусе гражданина – полноправии в зависимости от национальной, религиозной и расовой принадлежности. Основой для данной политики стал

Закон о гражданстве 1935 г. (нем. Reichsbürgergesetz – «Закон о гражданине Рейха»), который делил на граждан «немецкой крови», они имели все права, включая право на помощь государства в социальных вопросах и полные гражданские права, а все остальные жители были подданными государства «чужаками», за которыми не закреплялось практически никаких политических и социальных прав.

Несмотря на провозглашение новой правовой политики в области гражданского права, результаты достигнуты не были, так как полной замены прежнего немецкого права не произошло.

В то же время большинство социальных институтов были довольно жестко законодательно деформированы. В конце 1930-х гг. основной свод германского права – Гражданское уложение 1896 г. был заменен отдельными, порой недоработанными законами. Вместе с тем в 1937 г. вышла в свет новая редакция Гражданско-процессуального кодекса, которая значительно упрощала судопроизводство.

В брачно-семейном праве нашли свое отражение и расовые, и национальные, и социальные мотивы проводимой политики государства. Семья становилась предметом «особой заботы» государства.

В уголовном праве значительно ужесточились наказания за преступления против власти и государства. В привилегированном положении оказалась партия. Например, не предусматривалось уголовного наказания за преступления, совершенные в период предвыборных кампаний начала 1930-х гг. Поражение Германии во Второй мировой войне (1939–1945 гг.) привело к ее разделу на Федеративную Республику Германии и Германскую Демократическую Республику, каждая из которых пошла по своему пути развития права.

На протяжении почти всей первой половины XX в. во Франции формально продолжала действовать классическая наполеоновская кодификация права. Однако после Второй мировой войны общественная жизнь усложняется не только во Франции, но и во всем мире, что связано с новыми экономическими процессами, ростом правовой культуры и другими факторами, которые повлекли за собой постепенное обновление традиционных правовых систем.

Для французов вторая половина прошлого столетия характеризовалась изменением правовой жизни, в частности, в законодательной сфере вскрылась очевидная недостаточность и ограниченность старого права. Рост числа законов, а также регламентарных актов с учетом традиционной приверженности французского права к кодифицированным формам послужил основой для возникновения во второй половине XX в. большого числа крупных консолидированных актов. Они положили начало формированию важных новых отраслей права. Так, правительства Четвертой республики только в первой половине 1950-х гг. ввели в действие 19 своеобразных кодексов: трудовой, таможенный, семьи и социальной помощи, дорожный, налоговый, публичного здравоохранения и другие. Позже к ним добавились кодекс строительства и жилищ (1978 г.), интеллектуальной собственности (1992 г.), гражданской авиации.

Французское уголовно-процессуальное законодательство XX в. также претерпело большие изменения. Был принят новый уголовнопроцессуальный кодекс 1958 г., положивший начало ревизии всей наполеоновской кодификации. Данный нормативный правовой акт, а также ряд законов 1970-х гг. значительно демократизировали процесс, усилив гарантии индивидуальных прав граждан, упростив в целом судопроизводство, а также упорядочив деятельность следственных органов и присяжных. Вместе с тем наметилась и другая тенденция – начало происходить стирание четких граней между административным и гражданским правом, и, как следствие, ослабление различий между публичным и частным правом. В правовой системе Франции второй половины XX в. появился и ряд новых отраслей, которые во французской юридической литературе принято называть смешанными или комплексными, т. е. сочетающими публично-правовые и частноправовые подходы (налоговое, таможенное, банковское и другие).

Соединенные Штаты Америки в Новейшее время становятся одними из мировых лидеров как в экономическом, так и в политическом отношении. Военные потери в двух мировых войнах Соединенных Штатов по сравнению с европейскими государствами были значительно меньше и непосредственно боевые действия на их территории не проходили. Кроме того, в США в XX в. практически не происходило тех социально-политических конфликтов, которые сначала захлестнули Европу, Азию, а затем и Латинскую Америку. В результате американцам удалось сохранить темп развития эволюционных процессов и правовой системы, которые сложились в XVIII–XIX вв.

Уголовное право Соединенных Штатов Америки состоит из федерального законодательства и законодательства штатов.

Федеральное уголовное законодательство является составной частью Кодекса Соединенных Штатов (англ. United States Code), как общего сводного кодифицированного федерального законодательства, которым устанавливается ответственность за совершенные преступления, однако подавляющее большинство лиц, привлекаемых к уголовной ответственности в Соединенных Штатах Америки, обвиняется в нарушении не Кодекса Соединенных Штатов, а местного уголовного законодательства штатов.

Гражданское право США также имеет свои особенности. Так, например, гражданские кодексы имеются только в нескольких штатах. В то время как в остальных (а их более сорока) применяются прецедентные нормы общего права.