Государственное устройство и право (Городилов А.А., 2021)

Политический режим и его виды

Понятие «политический режим» и его признаки

Важной характеристикой любого государства является режим его государственного устройства, то есть политическое управление государством, выражаемое в совокупности методов, форм и приемов реализации отношений в обществе.

Также его можно рассматривать как способ формирования и действия политической системы.

Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Можно сказать, что политический (государственный) режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно распространенной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные. По мнению других авторов, понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т. п.

Таким образом, политический режим — это динамическая, функциональная характеристика политической системы.

Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти.

Именно, исходя из политического режима, судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Он представляет собой совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли. В известном смысле политический режим близок к понятию «стиль государственного управления», но если последний раскрывает технологию управления с точки зрения ее рациональности и эффективности, то политический режим фиксирует политическую сторону государственного управления — реальную принадлежность власти определенным субъектам политических действий, способы владения и удержания ее и, соответственно, механизмы воздействия на людей.

Политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.

Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры (признаки):

  • степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;
  • соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства в отношении граждан; гарантированность прав и свобод личности;
  • характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;
  • положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
  • место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
  • тип политического поведения; характер политического лидерства;
  • доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти;
  • политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т. д.);
  • меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

Виды политического режима

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования, различают два полярных режима — демократический и антидемократический.

Демократический режим. Понятие «демократия» означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, к которому нужно стремиться. Между тем, есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Основные характеристики демократического режима:

  • провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
  • решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
  • предполагается существование правового государства и гражданского общества;
  • выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
  • силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под демократическим контролем общества;
  • доминируют методы убеждения, компромисса;
  • политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;
  • гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;
  • реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Основой демократического режима является то обстоятельство, что управление государством осуществляется по воле большинства его граждан. Государство создает систему учреждений, с помощью которой выявляется и осуществляется воля большинства, оформленная в виде соответствующих актов. К основным признакам демократического политического режима можно отнести:

  • правовое обеспечение и защита государством основополагающих прав и свобод человека;
  • правовой характер государства на основе конституционализма;
  • неукоснительное действие принципа разделения властей;
  • отсутствие со стороны государства нравственного принуждения членов общества;
  • политический и идеологический плюрализм, многопартийность;
  • регулярные, свободные и не фальсифицированные выборы;
  • эффективная и сильная судебная власть, являющаяся арбитром между человеком и государством;
  • свобода совести, слова, мысли, средств массовой информации.

Демократия является не только наиболее распространенным политическим режимом, который существует в республиках (США, Франция, Италия, Швейцария, Австрия), монархиях (Великобритания, Испания, Швеция, Норвегия, Дания, Голландия, Бельгия, Австралия, Канада, Япония), унитарных и федеративных государствах, но и наиболее антагонистичным по отношению к тоталитаризму. Она может быть политической и не политической, государственной и не государственной, но при этом всегда представляет собой правление по воле большинства. Но осуществляется это по европейскому варианту, когда меньшинство также активно участвует в принятии решений, выдвигает свои альтернативные предложения и борется за их принятие.

Обычно выделяют три существенные стороны демократии.

Во-первых, демократия представляет собой вполне определенную форму государства, так как правление по воле большинства предполагает наличие специфических учреждений, с помощью которых эта воля формулируется в виде законов и осуществляется на практике. Следует отметить, что первоначальной государственной формой демократии была непосредственная (или прямая) демократия, зародившаяся в античных городах-государствах (полисах).

Она не знала представительных учреждений, так как все вопросы управления государством решались непосредственно всеми свободными гражданами в народном собрании.

В настоящее время такая демократия в общегосударственных масштабах не применяется нигде.

Современная демократия является представительной.

Это означает, что воля большинства в центре и на местах (в соответствующих административно-территориальных единицах — провинциях, департаментах, префектурах, общинах и т. д.) формируется и выражается центральными (парламенты, учредительные собрания) и местными (муниципалитеты) представительными учреждениями.

Во-вторых, демократия представляет собой политический режим, т. е. определенный метод осуществления государственной власти, который антагонистичен методам, существующим при тоталитарном и авторитарном политических режимах.

Для демократии как политического режима характерно наличие центральных и местных представительных учреждений, выборности, законности и легального существования различных партий и общественных организаций.

В-третьих, демократия предполагает провозглашение формального равноправия, предоставление всем гражданам юридически одинакового статуса.

Качественной особенностью современности является то, что во всех наиболее развитых странах сохраняется в том либо ином виде политический режим демократии и соответствующие ей институты.

Многочисленные демократические теории условно можно подразделить на три основные теории или направления.

1. Теория компромиссной демократии, которая получила значительное распространение в политической жизни ряда развитых (главным образом англосаксонских, морских) стран (Великобритания, Канада, США, Новая Зеландия, Австралия). Основой ее является поиск компромисса, который всегда был присущ этим странам, которые основывали свою экономику на торговле. Купля-продажа всегда основана на компромиссе между покупателем и продавцом — один хочет купить дешевле, а второй продать дороже.

Для этого создаются специальные условия в органах государственной власти, судах и т. д. Человек как индивид признается равнозначной стороной разбирательства любого конфликта с государством, его органами и другими людьми.

В этих условиях демократия действует как механизм достижения соглашений, компромиссов между различными интегрированными группами общества с целью стабилизации существующих порядков и предотвращения каких-либо возмущений. Основой действительного и долговременного компромисса может быть только взаимное уважение сторон и честность в их отношениях.

В результате, в современных развитых странах, где возникло «государство всеобщего благоденствия», существует согласие большинства населения по основным вопросам внутренней и внешней политики, а расхождения наблюдаются только по второстепенным вопросам, не затрагивающим основ экономико-политической организации общества.

2. На рубеже XIX–XX веков зародилась другая демократическая теория — теория правящей элиты, которая впервые была сформулирована в трудах итальянских социологов: Вильфредо Парето (1848–1923 годы) и Гаэтано Моска (1858–1941 годы), а в последующие десятилетия их многочисленных последователей: Роберта Михельса, Флойда Хантера и др. Согласно учению элитистов, в любом человеческом обществе существует правящее меньшинство, обладающее монопольным правом принятия решений. Это меньшинство занимает свое положение не в силу выборов, а в результате завоевания господствующего положения в экономике. Выборы лишь оформляют фактически олигархическую власть правящей элиты и никогда не могут создать механизм, контролирующий ее деятельность.

Элита — это немногочисленный слой людей, отличающихся от других силой ума, воли, характера, талантом, богатством. Элита обладает решающими позициями в системе политической власти, контролирует основные направления развития общества: партийно-политическое, экономическое, государственно-бюрократическое, технократическое, интеллектуальное, военное.

Политическая элита — это сегодняшняя реальность и ее существование обусловлено следующими факторами:

  • психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
  • законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;
  • высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;
  • широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий, так как политико-управленческий труд напрямую связан с распределением ценностей и ресурсов;
  • невозможностью всеобъемлющего практического контроля за политическими руководителями;
  • политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне политики.

Сама политическая элита делится на правящую (непосредственно обладающую государственной властью) и оппозиционную (контрэлиту).

Для демократического государства, которое заинтересовано в собственном развитии и повышении уровня жизни народа, первостепенную значимость имеет не борьба с элитарностью, а решение проблемы формирования наиболее полезной для общества, обладающей высокими профессиональными качествами политической элиты, обеспечения ее социальной представительности, предотвращения тенденции олигархизации, отчуждения элиты от масс и превращения в замкнутую господствующую привилегированную касту. Речь идет о нахождении институтов, обеспечивающих максимальную общественную эффективность политической элиты и ее подконтрольность обществу.

В демократическом обществе имеются государственные и общественные институты контроля за элитами: выборы, проведение референдумов, средства массовой информации, опросы общественного мнения, группы давления и т. д., с которыми элиты перманентно находятся в конфликте.

Так как люди не равны между собой умственно и физически, необходимо дать им одинаковые (или сходные) стартовые возможности. Но используют они эти возможности с различной эффективностью. Еще Николай Бердяев в начале ХХ века на основе анализа опыта смены элит различных государств и народов вывел коэффициент элиты как отношение высокоинтеллектуальной части населения (ученые и лица, имеющие высшее образование) к общему числу грамотных. Как только этот коэффициент опускался примерно до 1 %, то государство прекращало существование, в обществе наблюдался застой.

Сама элита в этом случае превращалась в касту, жречество (в России в 1913 году коэффициент элиты был примерно 6 %).

Вильгельм Ропке пишет, что идеал современного демократического общества — «это здоровое спокойное общество с неизбежной иерархической структурой, в котором индивид обладает счастьем знать свое место, а элита — внутренним авторитетом. Элитарность объективно существует. Но элита должна служить нравственным примером для другой части общества и этим внушать к себе уважение. Элита должна не властвовать, а руководить народными массами с их добровольного согласия, выражаемого на подлинно народных и свободных выборах».

По мнению элитистов, правящее меньшинство всегда избегает контроля со стороны большинства, вне зависимости от наличия демократических процедур, которые формально должны обеспечить такой контроль. Будучи органическим порождением человеческого общежития, элита приобретает такие качества, как групповое сознание, внутреннее сцепление, общая воля к действию.

Примером элитарного государства может быть Российская Федерация, где явно выражено различие между политической элитой и народом. Его сторонники открыто говорят о концентрации государственной власти в руках привилегированных групп (элит), о необходимости ущемления прав большинства. Реалисты пытаются обосновать целесообразностью разумность настоящего. Они отвергают концепцию народного суверенитета, правления по воле народа и жестко выдвигают понятие правящей элиты.

Элитарную теорию дополняет теория массового общества. По мысли ее теоретиков, общество состоит из аморфных, безликих толп. Толпа состоит из неизолированных, связанных между собой индивидов, переставших активно мыслить. Человек в толпе становится ее частью и ведет себя, как и вся толпа целиком. На толпу действуют только самые примитивные эмоции — любовь, ненависть, патриотизм, национализм, расизм. Толпа способна только к взрывным действиям. Сама она действовать не может, ей нужен вождь, лидер. Он всегда есть в толпе, его порождает сама ситуация. Этот лидер — харизматическая личность, прекрасно понимающая настроение толпы.

Вождь формирует толпу, хотя масса этого не осознает.

Учение о харизме является ключевым в теории массового общества и массового государства. Харизма теологическая концепция. Человек, наделенный ею, — это орудие в руках бога (или провидения, судьбы, национального духа), пророк, через которого воля божья не только выражается, но и осуществляется. Истина, провозглашаемая харизматическим лидером, трансцендентальна, она не основана на науке или опыте, она ничего общего не имеет с логикой.

Харизматический вождь провозглашает мистическую истину толпе, по отношению к которой он выступает в качестве основателя новой религии. Вождь обожествляется, ему поклоняются. Слова вождя священны. Их нельзя обсуждать, в них нельзя сомневаться, их можно только заучивать наизусть. По отношению к вождю ликующие толпы массового общества выражают только безграничную любовь и преданность. Вождь же использует эти толпы как строительный материал для осуществления высказанных им великих предначертаний.

Однако харизматическое напряжение в массах нельзя поддерживать вечно. Рано или поздно массы устают от «героического руководства», начинают понимать, что их просто обманывают, и тогда наступает депрессия, упадок. Поэтому харизматические вожди прилагают титанические усилия для того, чтобы поддерживать массы в состоянии искусственного возбуждения.

Одним из способов такой деятельности — это поиски общего врага, как внутри государства, так и вне его. За счет ненависти к врагу вождь консолидирует людей вокруг себя и возглавляет их борьбу с этим врагом. Отсюда доверие к вождю и подчинение ему.

3. Довольно плодотворная попытка соединить в рамках единой концепции теорию массового общества, компромиссную и элитарную теории выражена в теории плебисцитарной демократии, разработанной на базе политического опыта Пятой Республики Франции голлистского периода. В настоящее время она нашла применение в Японии.

Синтетический характер теории плебисцитарной демократии находит свое выражение в стремлении сделать своеобразный сплав из предыдущих теорий. Она исходит из положения о том, что единственным признаком, объединяющим страны в родственные группы, является степень их промышленного развития.

Несомненно одно, что осуществление современных процессов управления требует высокой профессиональной специализации, что под силу только подготовленному бюрократическому аппарату, который уже оформился во всех высокоразвитых странах. Но бюрократия играет роль только вспомогательной субсистемы, через которую политическая власть реализует свои решения.

Рядом с политиком, делегированным партией парламентского большинства и возглавляющим тот или иной государственный орган, всегда стоит в качестве его заместителя или помощника профессионал — бюрократ. Этот бюрократ несет личную ответственность за эффективное решение задач, поставленных правящей партией через ее представителя — политика. Бюрократу запрещено быть членом какой-либо политической партии и политические амбиции ему не должны быть присущи. Он только организовывает работу по достижению тех целей, которые поставлены его руководителем — политиком. В случае недостижения этих целей, наступает ротация (замена, перестановка) и бюрократ лишается своей должности, а часто и работы. Кроме того, строго формализованные процессы, осуществляемые современной бюрократией, предполагают наличие стабильной законности, а это автоматически исключает любое проявление экстремизма (приверженность крайним взглядам, методам действий), как правого, так и левого.

Таким образом, по теории плебисцитарной демократии, идеально организованная и тщательно отрегламентированная бюрократия превращается в основной элемент всей политической системы в любом высокоразвитом государстве. Она исключает террор, порождает господство права, то есть правление посредством права, и создает так называемое административное государство, которое, преодолевая авторитаризм, превращается в исторически новую разновидность демократии — плебисцитарную демократию. Профессиональные администраторы, составляющие бюрократию, превращаются во внеклассовую касту, не имеющую собственных интересов в политической борьбе.

Кроме того, в Японии депутаты представительных местных органов (не парламента) имеют императивные, а не свободные мандаты. Это позволяет избирателям в любое время в случае недовольства деятельностью депутатов собрать определенное количество подписей членов избирательного корпуса и затем через суд лишить проштрафившихся депутатов их мандатов, назначать новые выборы. Естественно, что отношение депутатов в этом случае к наказам избирателей очень серьезное и не терпит игнорирования.

К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.

Тоталитарный режим. Термин «тоталитаризм» (от лат. totus — весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Джованни Джентиле, который боролся за создание нового «этнического государства» в Италии в начале XX века. В 1925 году это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его книга «Основы фашизма» в 1936 году была переведена на немецкий язык. Он считал, что мыслить — значит преодолевать свою частность, особенность, подниматься до исторического масштаба.

В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику.

Вместе с тем, есть общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Так, тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Основные характеристики тоталитарного политического режима:

  • государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
  • общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;
  • монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
  • государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;
  • доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
  • господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;
  • фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т. д.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм.

Лоуренс Бритт определил следующие характерные для фашизма признаки:

1. Мощные проявления национализма. Фашистские режимы очень активно использовали патриотические девизы, лозунги, символы, песни. Броские лозунги, проявления военной гордости и призывы к объединению являлись общими проявлениями национализма. Все это совмещалось с подозрительным отношением ко всему иностранному, граничащему с ксенофобией.

2. Пренебрежительное отношение к правам человека. Сами режимы не считали права человека какой-либо ценностью и рассматривали их как помехи для достижения правящими элитами своих целей. Путём грамотной пропаганды, население заставляли принимать такое отношение к правам человека, в основном посредством представления тех, чьи права нарушались, маргиналами и врагами. Когда злоупотребления были слишком грубыми, на вооружение бралась тактика секретности, отрицания и дезинформации. Изза нагнетаемой истерии и в атмосфере страха перед врагами, а также и потребностью в безопасности, людей убеждали, что права человека могут быть проигнорированы в некоторых случаях из-за высшей «необходимости». Публично одобрялись пытки, казни, убийства и длительные заключения под стражу.

3. Вводится определение «Врага» для объединения общества. Самая заметная черта всех режимов — использование «козлов отпущения» для того, чтобы отвлечь внимание людей от других проблем, перенести вину за неудачи и направить гнев и недовольство в контролируемых направлениях. Используется жесткая пропаганда и дезинформация. Активных оппонентов режима непременно называли террористами и поступали с ними соответствующим образом.

4. Верховенство военных, скупой милитаризм. Правящие элиты, как правило, идентифицировали себя с военными и военной индустрией. На военные нужды выделяли непропорционально много национальных ресурсов, несмотря на их потребность для других государственных институтов. Военная отрасль рассматривалась как выражение национализма и использовалась при любой возможности для достижения внутренних целей, устрашения других наций и усиления власти и престижа правящих элит. Был развит культ армии и военной службы.

5. Сексизм. Кроме простого факта доминирования мужчин среди политических элит и в национальной культуре, фашистские режимы жестко настаивали на запрете разводов, абортов и т. д. Такое отношение выливалось в жесткие законы, которые поддерживались ортодоксальной религией страны и таким образом оправдывались, а государство представало в виде защитника института семьи.

6. Контроль над средствами массовой информации (СМИ). Главы и владельцы СМИ, как правило, политически лояльны правящим элитам. Правительство использовало скрытые способы контроля, включая контроль лицензирования и доступа к ресурсам, экономическое давление, апелляцию к патриотизму и скрытые угрозы. В результате, обыкновенные граждане, как правило, ничего не знали о преступлениях режима. Цензура, особенно в военное время, являлась обязательной.

7. Одержимость национальной безопасностью. Аппарат национальной безопасности находился под прямым контролем правящих элит. Как правило, это был инструмент притеснения, работающий в строжайшей секретности и без каких-либо ограничений. Его действия оправдывались «национальными интересами», а сомнения в легитимности представлялись «непатриотичными» или «предательскими». Страх использовался как инструмент правительства над массами.

8. Тесная связь правящих элит с религией. В отличие от коммунистических режимов, фашистские и протофашистские никогда не объявляли себя безбожными. Большинство этих режимов связывали себя с доминантной религией страны и представляли себя активными защитниками этой религии. Тщательно создавалось впечатление, что противостоять правящим элитам равносильно атаке на религию.

9. Защита власти корпораций. Несмотря на то, что жизнь простых граждан была под строгим контролем, свобода корпораций затрагивалась крайне редко. Создавались выгодные условия для компаний, помогавших приходу государственных лидеров к власти. Правящие элиты видели в корпоративных структурах не только способ поддержать военную промышленность, но и дополнительный способ социального контроля. Политики, как правило, потакали экономическим элитам, чтобы поддержать взаимные интересы, в отношении к неимущим гражданам.

10. Власть профсоюзов ограничивалась или устранялась. Так как профсоюзы воспринимались режимами как угроза политической гегемонии правящих элит и их корпоративных союзников, они непременно уничтожались, либо лишались власти.

11. Презрение и подавление искусства и интеллигенции. Интеллигенты и связанная с ними свобода мысли и выражения подвергались анафеме. Интеллектуальная свобода считалась противоречащей идеям национальной безопасности и патриотизма. Университеты тщательно контролировались, политически ненадёжные отделения закрывались. Выражающих неортодоксальные идеи и несогласие подвергали сильнейшим нападкам. В этих режимах литература и искусство должны были либо служить национальным интересам, либо не существовать вовсе.

12. Одержимость преступлениями и наказаниями. При большинстве этих режимов существовала жестокая система уголовного правосудия с огромным количеством заключенных. Полиция превозносилась и обладала неограниченной неконтролируемой властью, что приводило к постоянным злоупотреблениям. Обыкновенные и политические преступления часто объединялись в сфабрикованные дела и использовались против политических оппонентов режима.

13. Коррупция и кумовство. Коррупция существовала в обоих направлениях: правящие элиты получали финансовые подарки и имущество от экономических элит, которые, в свою очередь получали за это различные поблажки от правительства. Члены правящих элит имели возможность получать доход из других источников: например, воровством и продажей национальных ресурсов. С подконтрольным аппаратом национальной безопасности и СМИ, коррупция ничем не ограничивалась, а население, как правило, не понимало происходящее. Национальные ресурсы переходили под контроль государственных лидеров.

14. Фальсификация или имитация выборов. Во время выборов разворачиваются клеветнические кампании против неугодных партий, вплоть до арестов оппозиционных лидеров.

Контролировался механизм подсчета голосов, голосующих за оппозицию, запугивали, уничтожали неугодные голоса, и, как крайний случай, правящие элиты просто объявлялись законной властью. Фашистские страны также использовали судебные органы для контроля выборов.

В настоящее время фашизм — это обобщённое название крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа, характерными признаками которых называют милитаристский национализм.

Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии (правящая фашистская партия) был установлен в 1922 году. Для него было характерным стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм (нацизм) (национал-социалистическая немецкая рабочая партия) в Германии утвердился в 1933 году.

Его целью было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась нация германская. Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывается на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Авторитарный режим. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он, с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой — жестче и антинароднее, чем демократический.

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т. д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления генерала Франсиско Франко, Чили во времена власти генерала Аугусто Пиночета).

Основные характеристики авторитарного политического режима:

  • в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
  • игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяют их законодательными и судебными полномочиями);
  • роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;
  • суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
  • сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
  • в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;
  • сохраняется ограниченная цензура, «полугласность»;
  • существует частичный плюрализм;
  • права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;
  • силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в сугубо политических целях и т. п.

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру.

В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.

Деспотический режим — абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако, в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты и устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо лично — во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, которая реализует как внутренние, так и внешние функции государства.

Так, в условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т. п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам:

  1. если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;
  2. если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика «выборочного» террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

Таким образом, политический режим во многом является следствием той формы демократии, которая сложилась в данном государстве. С этой точки зрения элитарная демократия создает более благоприятные условия для возникновения тоталитарного режима, чем другие формы демократии. Причина в том, что при элитарной демократии власть народа во многих аспектах подменяется властью чиновников и народ попадает в большую зависимость от представителей государственной власти. Изменить это возможно, если народ становится действительно, а не формально источником всех трех ветвей государственной власти, когда он определяет свою волю на честных и открытых выборах, достаточно часто проводимых референдумах и иных формах участия граждан в политической жизни государства.