Основы права (Исаков В.Б., 2017)

Основные понятия о государстве

Государство
организация публичной политической власти в рамках определенной территории, обладающая монопольным правом на создание общеобязательных норм и принуждение к их исполнению.
Суверенитет
политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ государства и состоящее в праве государства самостоятельно и свободно решать свои дела.
Гражданство
устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности.
Функции государства
основные направления воздействия государства на социальные отношения.
Форма правления
структура высших органов власти государства и порядок их формирования.
Государственное (территориальное) устройство
форма территориальной организации государственной власти, взаимодействия между государством и его территориальными единицами.
Политический режим
совокупность методов осуществления государственной власти.
Аппарат государства
система государственных органов, реализующих функции государства.
Политическая система общества
совокупность государственных и негосударственных организаций, учреждений и норм, в рамках которых осуществляется политическая власть.

В настоящее время в мире насчитывается более 200 самостоятельных государств. Точное их количество назвать трудно в силу отсутствия нормативного определения понятия государства - все признаки государства, о которых пойдет речь ниже, не всегда в полной мере отражают политическую реальность.

Членство в международных организациях (например, в Организации Объединенных Наций (ООН)) само по себе не может быть определяющим критерием отнесения политических образований к сообществу государств, так как в силу суверенитета государство вполне может отказаться от участия в любой международной организации.

На практике важную роль играет признание государства другими государствами, которое делает возможным нормальное функционирование политической системы общества и его экономики. Однако вопрос признания является совсем не теоретическим - в нем отражаются противоречия и конфликты, существующие в современном мире.

Большая часть обитаемой территории нашей планеты находится под юрисдикцией тех или иных государств либо государствоподобных образований, осуществляющих контроль над лицами, пребывающими в пределах соответствующих границ. Именно это делает вопрос о государстве столь важным - жизнь практически всех современных людей от рождения и до смерти проходит в рамках географического и нормативного пространства государства. Даже лица без гражданства (апатриды) в силу территориального характера действия правовых норм оказываются вовлеченными во взаимоотношения с государством.

Не все государства устроены одинаково - до сих пор примерно пятая часть современных государств управляется (более или менее формально) монархами; примерно седьмая часть обладает федеративным устройством (в том числе 7 из 10 самых крупных государств мира). Несмотря на то что многие вопросы применительно к государству являются крайне дискуссионными и во многом политизированными, мы рассмотрим некоторые устоявшиеся в науке характеристики современного государства.

Государство в политической системе общества. Подавляющее большинство наших современников живет в условиях государственно организованного общества. Несмотря на то что в течение нескольких веков общество существует неразрывно с государством, между ними нельзя ставить знак равенства.

Общество представляет собой систему взаимоотношений между индивидами, в рамках которой возникают, трансформируются и исчезают самые разнообразные институты. Совокупность институтов и субъектов, функционирующих в политической сфере жизни общества, составляет политическую систему общества. Государство выступает в качестве одного из таких институтов, занимающего в настоящее время доминирующую позицию в политической системе. Однако так было не всегда. В течение многих тысяч лет человечество существовало без государств. Более того, становление государства в том виде, в каком мы его знаем сейчас, современные исследователи связывают лишь с периодом XVI-XVIII вв.

Наряду с государством в качестве участников политической жизни выступают политические партии, религиозные организации, профсоюзы, индивиды и т.д. Доминирование государства в политической системе общества заключается в том, что только оно наделено политической властью - способностью издавать общеобязательные предписания, подкрепленные возможностью принуждения к их исполнению, т.е. способностью создавать то, что в юридической науке принято называть позитивным правом.

Происхождение государства. Вопрос о происхождении государства является таким же дискуссионным и важным, как и вопрос о его сущности. Дело в том, что ответ на него сопряжен с рядом известных трудностей как объективного, так и субъективного свойства. Прежде всего необходимо понимать, что государство в действительности существует как система взаимоотношений, поэтому невозможно точно определить момент его возникновения. Для того чтобы прийти к согласию о причинах и предпосылках возникновения того или иного явления, необходимо договориться о понятиях. Однако исследователи совершенно по-разному понимают феномен государства и дают ему зачастую взаимоисключающие определения. И наконец, совершенно очевидно, что возникновение государства - это результат одновременного действия целого ряда факторов, и его нельзя свести к простой схеме. Поэтому в науке не существует единственно верной теории происхождения государства, они отражают палитру воззрений на природу государственной власти (основные подходы показаны на интеллектуальной карте 01-03).

Теологическая теория. Теологическую теорию происхождения государства в обобщенном виде можно свести к тезису о том, что существование государственной власти продиктовано Божественной волей. В радикальных формах теория отождествляет личность носителя государственной власти с Божеством или наделяет правителя уникальными сверхчеловеческими свойствами. Государственная власть, таким образом, становится прямым продолжением власти Божественной, а правитель - средоточием сакрального (священного) в обществе.

В более современных вариантах (например, у Фомы Аквинского) теологическая теория связывает существование государства с Божественным провидением ("всякая власть от Бога"), указывает на соответствие властных отношений в социуме общему порядку во Вселенной. Однако теологическая теория основана на вере и потому не является научной в собственном смысле слова.

Органическая теория. Она возникла во второй половине XIX в. в связи с новыми открытиями исследователей в области биологии и зоологии. Ее представителями были швейцарский юрист И.К. Блюнчли (1808-1881) (основная работа - "Современное международное право цивилизованных народов", 1868); французский социолог Р. Вормс (1869-1926) (важнейшая работа - "Организм и общество", 1896; в русском переводе - "Общественный организм", 1897). Один из основоположников органической школы - английский ученый Г. Спенсер (1820-1903), который еще за несколько лет до опубликования Ч. Дарвином (1809-1882) книги "Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь" вывел "закон выживания наиболее приспособленных" - закон борьбы за существование.

Появление книги Ч. Дарвина способствовало тому, что некоторые юристы и социологи стали переносить законы естествознания на процессы, происходящие в обществе и государстве.

Представители данной теории считали, что государство - это политический организм, возникающий в результате эволюции животного мира от низшего состояния к высшему, характерная черта которой - естественный отбор. Постоянная война и борьба племен - неотъемлемое условие развития политического организма, т.е. государства. В его частях постоянно происходят изменения, присущие живому существу. Как всякое живое тело, "политический агрегат" включает процессы становления, увеличения в размерах, усложнения строения, т.е. государство рождается, развивается и гибнет. Причем гибель происходит только с "завершением типа" государства, достижением зрелого возраста. "Политическому агрегату" присуща специализация, которая представляет собой объединение граждан в специальные органы, осуществляющие только им свойственные функции.

Так создается система органов политического тела, аналогичная частям живого организма: правительственный аппарат - регулятивная система (он подобен нервно-мускульному аппарату в живом теле), господствующий класс осуществляет в основном функции обороны и нападения; класс рабов обеспечивает организм питанием и всем необходимым для полноценной жизни.

Классовая теория. В соответствии с этой теорией, основоположниками которой являлись К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895), государство является следствием деления общества на два класса - эксплуататоров и эксплуатируемых. Различие между ними состоит в том, что первые владеют средствами производства (например, землей, заводами), и это позволяет им присваивать себе продукты труда вторых. В этом - основное экономическое противоречие классового общества: средства производства принадлежат одному классу, хотя производством занимается другой класс, и, следовательно, результат труда присваивает себе собственник средств производства.

Для того чтобы такая система отношений могла существовать, необходим механизм централизованного принуждения, защищающий право частной собственности класса эксплуататоров. Этим механизмом становится государство, которое сначала в грубой форме подавляет сопротивление угнетенных масс (например, рабов), затем постепенно маскирует свою основную функцию, предоставляя политические свободы трудящимся, но сохраняя при этом неизменной экономическую основу эксплуатации.

Таким образом, существование государства является признаком именно классового общества. Государства не было в первобытном обществе, где отсутствовала частная собственность, и оно должно вновь исчезнуть в обществе коммунистическом, где в результате революции средства производства будут возвращены в руки трудящихся.

Инцестная теория. В соответствии с данной теорией (ее автор - антрополог К. Леви-Стросс (1908-2009)) основной предпосылкой для возникновения государства стало осознание обществом на раннем этапе своего становления (а точнее - некоторыми его членами) неблагоприятных последствий, к которым приводят кровосмесительные связи. Для того чтобы предупредить процесс вырождения, необходимо установить запрет на инцест. Подобный запрет должен быть обоснован в категориях, понятных членам традиционного общества (т.е. прежде всего в категориях религии), и сформулирован как табу на браки внутри одного рода. Установление подобных запретов и контроль за их соблюдением членами общества предполагали выделение особой социальной группы, обладающей соответствующими полномочиями и правом на принуждение. Эта группа и приобрела форму первичного аппарата власти.

Запрет на внутриродовые браки, кроме того, создавал необходимость установления договорных отношений с другими племенами. Только приток людей из других племен мог обеспечить достаточное количество половых партнеров в условиях запрета на инцест. Организацией этих отношений также была вынуждена заниматься вышеупомянутая властная группа.

В более широком смысле эту теорию можно условно назвать теорией табуации, так как, помимо половых табу, в традиционных обществах существовали иные формы социально-религиозных запретов (например, пищевые, требовавшие воздержания от употребления в пищу определенных видов растений или животных). Такие запреты могли иметь вполне рациональный смысл - они сохраняли возможность воспроизводства окружающей среды, с сохранением которой было связано и сохранение жизни общества. Установление подобных запретов и принуждение к их соблюдению, а также организация и поддержание компенсаторных социальных механизмов, заменявших предмет табуации чем-то иным, привели к необходимости возникновения первичных властных структур, постепенно взявших на себя решение и иных общесоциальных задач.

Ирригационная теория. Автор этой теории К. Виттфогель (1896-1988) предположил, что возникновение государства имело место на неплодородных территориях, неспособных обеспечить население достаточным объемом продовольствия при обычном их возделывании. Для того чтобы получить достаточное количество продукта в Египте, Месопотамии и проч., необходимо было создать и поддерживать систему ирригационных сооружений, что невозможно было сделать в отсутствие централизованного аппарата власти и принуждения.

Именно необходимость выживания в неблагоприятных условиях подтолкнула людей к подчинению деспотической власти тех, кто обладал достаточными навыками и волей для решения поставленной перед обществом задачи.

Договорная теория. Представления о договорной природе государства можно обнаружить еще у древнекитайского мыслителя V в. до н.э. Мо-Цзы. Однако наибольшее распространение теория общественного договора получила в период раннего Нового времени, приобретя известность прежде всего благодаря работам Т. Гоббса (1588-1679), Дж. Локка (1632-1704) и Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Хотя все варианты теории общественного договора имеют специфические черты, они объединены представлением о том, что переход от естественного состояния общества к политическому (т.е. огосударствленному) произошел в результате заключения членами социума соглашения о создании верховной власти, наделенной правом на издание общеобязательных предписаний.

Авторы по-разному описывали причины, подтолкнувшие людей к принятию такого решения.

Одни указывали на невыносимый страх за собственную жизнь, с которым сталкивался человек в естественном состоянии "войны всех против всех", другие - на невозможность эффективной защиты частной собственности в безгосударственном обществе и т.д. По-разному они видели и пределы полномочий созданного государства, и цели его существования. Однако так или иначе именно представление о договорной природе государственной власти легло в основу большинства конституций современных государств. И хотя сами авторы договорных теорий не всегда претендовали на историческую достоверность факта заключения подобного договора, принципиальной является идея о том, что каждому человеку от рождения принадлежит право на самоуправление и никто не имеет права повелевать другими людьми без их согласия. Таким образом, концептуальное значение и революционный смысл данной теории состоит в указании на зависимый и обусловленный характер власти государства.

Теория внешнего насилия. В соответствии с этой теорией (ее представители - К. Каутский (1854-1938), Л. Гумплович (1838-1909)) государство возникает в результате военного столкновения двух племен и порабощения одного племени другим. Вместо того чтобы воспользоваться плодами победы и оставить побежденных, племя завоевателей организует систематическое принуждение. Из двух племен возникает одно, но разделенное на два класса. Низший класс, состоящий из побежденного этноса, вынужден постоянно выполнять повинности в пользу класса высшего и подчиняться его политической власти, подкрепленной насилием.

Такая система постоянной эксплуатации оказывается менее затратной для оккупантов, чем периодические набеги. С другой стороны, она предоставляет определенные преимущества и для побежденных, в отношении которых устанавливается покровительство их хозяев, защищающих их от посягательств извне. Постепенно историческая память о факте завоевания стирается и остается лишь устоявшаяся политически организованная классовая структура, а нормы права впоследствии замещают грубую физическую силу в качестве механизма управления.

Патриархальная теория. С точки зрения сторонников этой теории (наиболее известный ее представитель в Новое время - Р. Филмер (1588-1653)), государство возникло в результате разрастания патриархального семейства. Отношения в традиционном обществе строятся на принципе абсолютного подчинения всех членов семьи ее главе. Он имеет неограниченную власть над домочадцами, однако одновременно и заботится о них. Постепенное увеличение численности семьи, ее слияние с другими семьями в результате брачных союзов приводят к ситуации, когда при сохранении привычной структуры отношений члены такой новой, большой семьи уже не осознают наличие кровнородственных связей с ее главой. В этот момент семья превращается в раннегосударственную структуру.

Вышеперечисленные теории не исчерпывают весь спектр воззрений на происхождение государства. В научной и учебной литературе вы можете найти и другие теории.

Понятие и признаки государства. В юридической науке отсутствует единое понимание термина "государство". Это связано с многообразием подходов к анализу государственно-правовых явлений. Одни авторы определяют государство через набор его внешних признаков, другие вводят сущностные критерии, разграничивая государство и иные формы политической власти. Кроме того, в российской науке понятие "государство" обычно используют применительно к политико-правовым образованиям разных исторических периодов и культур, тогда как в зарубежных работах принято использовать этот термин ("nation state") в отношении особой формы политической организации общества, сложившейся к XVIII в. в Европе и Северной Америке.

Чтобы не углубляться в рассмотрение современных дискуссий, мы приведем формальное определение государства и перечислим его признаки, а затем затронем вопрос о сущности государственной власти.

Итак, государство - это организация публичной политической власти в рамках определенной территории, обладающая монопольным правом на создание общеобязательных норм и принуждение к их исполнению. Перечислим теперь основные признаки государства (интеллектуальная карта 01-01).

Территориальный характер власти. Специфика государственной власти состоит в том, что она распространяется по территориальному, а не по индивидуальному принципу. Например, если власть главы католической церкви воздействует на всех католиков независимо от их местонахождения, а власть отца в семье - на его детей, то государственная власть распространяется на всех лиц, находящихся в пределах территории государства (независимо от наличия у них гражданства). Поэтому применительно к государству важнейшее значение имеет проблема определения границ территории государства. Следует, однако, отметить, что имеют место и случаи распространения действия нормативных актов за пределы территории государства (экстерриториальное действие). Чаще всего это связано с наличием устойчивой правовой связи человека и государства, обозначаемой термином "гражданство".

Суверенитет. Категория суверенитета включает две самостоятельные сферы - внутреннюю и внешнюю.

Внутренний суверенитет государства означает верховенство государства в политической системе общества и монопольное право государства на принятие общеобязательных норм.

Общеобязательность создаваемых государством норм, в свою очередь, предполагает монополию государства на легитимное применение насилия в отношении нарушителей норм.

Внешний аспект суверенитета означает независимость государства на международной арене и недопустимость вмешательства иных субъектов в принятие решений по вопросам внешней и внутренней политики государства (за исключением случаев делегирования властных полномочий международным организациям и иным подобным образованиям).

Наличие аппарата власти. Любое государство предполагает наличие в нем обособленной группы людей, на профессиональной основе занимающихся управлением, политическим администрированием. В сфере их компетенции находятся издание нормативных правовых актов и организационно-распорядительная деятельность, связанная с воплощением требований этих актов в жизнь. Профессиональный характер деятельности данной группы означает, что она осуществляется на возмездной основе и является основным (в ряде случаев - единственным) источником доходов представителей данной группы.

Наличие аппарата принуждения. Особенностью власти, осуществляемой государством, является возможность принуждения людей к соблюдению требований, содержащихся во властных предписаниях. Это предполагает существование особых институтов - полиции, армии, спецслужб, наделенных государством полномочиями по применению насилия в отношении нарушителей.

Кроме того, эти структуры призваны обеспечить безопасную жизнедеятельность граждан, а также оградить государство от посягательств на его суверенитет извне. Аппарат принуждения также в большинстве случаев действует на профессиональной основе.

Система налогов и сборов. Профессиональный характер деятельности аппарата власти и принуждения предполагает необходимость изъятия части доходов населения в пользу государства в целях финансового обеспечения лиц, осуществляющих управление и принуждение. В большинстве случаев современные государства монополизируют ряд социальных функций и услуг, которые, с их точки зрения, не могут быть эффективно осуществлены на частном уровне или предоставление которых частными лицами ставит под угрозу суверенитет государства. В связи с этим государство изымает часть доходов населения, для того чтобы централизованно предоставлять образовательные, медицинские, транспортные и иные услуги. Помимо этого, налогообложение имеет целью перераспределение денежных средств в пользу малоимущих, а также лиц, неспособных в силу тех или иных причин самостоятельно обеспечивать собственное существование. Таким образом государство стремится обеспечить своим гражданам минимальный стандарт жизни, снижая тем самым социальную напряженность.

Все перечисленное - обязательные признаки государства. Иногда также говорят о факультативных признаках, не столь необходимых для государства, но характерных для большинства современных стран. Это наличие собственных флага, герба, гимна, валюты и т.д.

Сущность государства. Описав ключевые внешние признаки государства, кратко затронем вопрос о сущности этого явления (см. интеллектуальную карту 01-02). В науке существуют самые разнообразные трактовки сущности государства, однако в целом все они могут быть отнесены к двум ключевым направлениям.

Первый подход. Государство трактуется как механизм осуществления принуждения одних лиц в отношении других. Этот подход можно назвать насильственным. Ярким примером может служить трактовка государственно-правовых явлений в марксизме: государство есть механизм, поддерживающий экономическое и политическое господство класса собственников.

В более широком смысле, с точки зрения представителей данного подхода, государство всегда выступало и будет выступать как институт, позволяющий принудительно воплощать в жизнь волю одних лиц независимо от желания других. Исторически государство расширяет спектр функций, которые оно осуществляет в пользу общества в целом, однако принципиально оно измениться не может - оно всегда будет выступать прежде всего как механизм реализации чьих-то групповых интересов.

Второй подход. Его можно назвать общесоциальным. Государство рассматривается как институт, функционирующий в интересах всего общества и позволяющий решать общие для всего населения задачи. Сторонники этого подхода указывают на то, что ситуация, при которой государство действует исключительно в интересах одной группы населения, является девиацией, искажением нормального хода вещей. Более того, государство, действующее на основании принуждения, не может рассматриваться как полноценное, но является иной формой политической организации, например деспотией. С точки зрения общесоциальной трактовки государства сущность государства проявляется в его функциях.

Функции государства. Это основные направления его деятельности. Система функций представляет собой своеобразную систему ответов государства на вызовы, которые ставит перед ним общественное развитие. Система функций государства претерпевает изменения в исторической перспективе, поскольку меняется и само общество. Одни функции утрачивают значение, и на их место приходят иные, более актуальные. Все функции государства обычно делят на две большие группы: внутренние и внешние.

К внутренним функциям государства относят основные направления воздействия государства на общественные отношения на национальном уровне. Укажем на некоторые из них.

Функция поддержания общественного порядка. Государство стремится обеспечить единый, реально функционирующий правопорядок, в рамках которого общественные отношения обретут необходимую степень устойчивости. Эта функция предполагает закрепление в нормативных правовых актах основ общественного, политического, экономического устройства; перечня основных прав, свобод и обязанностей граждан; ответственности за нарушение правовых предписаний; структур (суда, полиции, органов безопасности и проч.), призванных поддерживать правопорядок, и т.д.

Экономическая функция. Любое государство так или иначе вмешивается в экономические отношения, хотя степень такого вмешательства может быть разной - от антимонопольных мер до полномасштабной плановой экономики. Посредством нормативно-правового регулирования государство определяет господствующий тип экономических отношений, признаваемые и защищаемые формы собственности, перечень субъектов экономической деятельности и предъявляемые к ним требования и т.д.

Социальная функция. Эта функция тесно связана с предыдущей, так как предполагает вмешательство государства в экономику и ограничение свободы рыночных отношений.

Большинство современных государств позиционируют себя как государства социальные, т.е. стремящиеся гарантировать достойный уровень жизни для всего населения. Это предполагает необходимость перераспределения части доходов населения в пользу тех, кто по каким-то причинам не может обеспечить себя самостоятельно. Кроме того, государство вводит ряд ограничений в отношении свободы трудовых отношений, устанавливая минимальный размер оплаты труда, предписывая обязательный отдых для работников и т.д. Та же политика распространяется на образование и здравоохранение, где государство вытесняет частных поставщиков услуг, вводя систему государственного образования и бесплатной медицины, компенсируя стоимость оказания этих услуг посредством налогообложения.

К внешним функциям относят основные направления воздействия государства на отношения, выходящие за пределы сферы интересов одного государства.

Функция обороны. Исторически это первая внешняя функция государства. Любое государство стремится сохранить свою независимость, что предполагает организацию обороны и защиту границ подвластной территории.

Функция поддержания мирового порядка. На современном этапе развития международных отношений основным принципом взаимодействия государств является строгое следование нормам международного права, что возможно только в условиях коллективной работы государств по поддержанию устойчивого правопорядка и взаимному контролю в части соблюдения требований международных соглашений.

Функция сотрудничества. В ситуации глобализации государство не может изолировать себя от внешнего мира - как между государствами в целом, так и между отдельными гражданами и организациями устанавливаются прочные социальные, экономические, культурные связи. Задача государства в данной ситуации - посредством заключения международных соглашений выстроить режим взаимодействия, наиболее благоприятный для развития подобных связей.

Экологическая функция. Эта функция может быть отнесена как к внутренним, так и к внешним функциям, однако очевидно, что проблемы, вызванные эксплуатацией окружающей среды, носят наднациональный характер и не могут быть окончательно решены на внутригосударственном уровне.

Аппарат и механизм государства. Под аппаратом государства понимают систему государственных органов, реализующих его функции. В юридической науке понятия "аппарат" и "механизм" государства часто используются как равнозначные. Иногда также говорят, что механизм является аппаратом государства в динамике, поскольку функционирование государства зависит именно от осуществления государственными органами возложенных на них полномочий.

Аппарат государства состоит из органов государства. Их можно классифицировать по различным основаниям: единоличные и коллегиальные; законодательные, исполнительные, судебные и контрольно-надзорные; федеральные органы и органы субъектов федерации и т.д. Все они призваны выполнять те или иные функции и наделены для этого определенными властными полномочиями, в круг которых могут входить принятие обязательных для определенных субъектов решений, контроль за их исполнением, принуждение к исполнению и т.д.

Форма государства. В российской юридической науке устоявшимся является понятие "форма государства", описывающее государство с трех сторон. Во-первых, каждое государство обладает специфической организацией высших органов власти. Во-вторых, каждое государство по-своему организует управление в рамках собственной территории. И в-третьих, в каждом государстве по-разному осуществляется взаимодействие политической власти и населения. Поэтому понятие формы государства включает три элемента: форму правления, государственное (территориальное) устройство и политический режим.

Форма правления. Данная категория описывает структуру высших органов власти государства и порядок их формирования. Все государства принято относить к одной из двух основных форм правления: монархии или республике.

Монархия - форма правления, при которой главой государства является в большинстве случаев одно лицо (монарх), получающее свои полномочия по наследству и правящее пожизненно (хотя существуют и периодически избираемые монархи, например в Малайзии). Кроме того, при монархической форме правления власть принадлежит монарху по его собственному праву (а не делегируется ему народом).

В зависимости от степени ограничения власти монарха принято выделять абсолютную, дуалистическую и парламентарную монархии.

Абсолютная монархия характеризуется неограниченной властью монарха, отсутствием разделения властей, конституции, независимых от монарха представительных органов. Монарх является высшей судебной инстанцией. Любые коллегиальные органы при абсолютном монархе играют лишь совещательную роль. В настоящее время абсолютные монархии в чистом виде уже не существуют, все они в той или иной мере приобрели некоторые черты ограниченной монархии, но наиболее близкими к чистой форме остаются такие государства, как Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар.

Дуалистические монархии являются переходными формами, обладающими чертами как абсолютной, так и парламентарной монархии. В частности, в дуалистических монархиях существуют зачатки разделения властей. Например, может быть созван парламент, обладающий законодательными полномочиями. Однако монарх при этом сохраняет за собой право абсолютного вето или роспуска парламента. Сам парламент может в значительной части состоять из назначаемых монархом, а не избираемых народом лиц. Конституции в дуалистических монархиях носят октроированный характер (т.е. дарованы монархом) и их действие может быть монархом приостановлено.

Парламентарная монархия на практике приближается к республиканской форме правления.

Хотя формально главой государства остается монарх, в политической жизни страны он практически не участвует, являясь не более чем символом единства нации. Фактически доминирующим органом власти в таких государствах чаще всего выступает избираемый населением парламент. Глава победившей на выборах в парламент партии обычно становится премьер-министром и формирует свой кабинет. Правительство при этом за собственные действия несет ответственность перед парламентом. Яркими примерами парламентарных монархий являются Великобритания и Испания.

Исторически монархиям свойственно трансформироваться в республики (зачастую в результате революции), однако имеют место и случаи обратной трансформации (например, восстановление монархии в Испании).

Республика является наиболее распространенной ныне формой правления. Она предполагает выборность и сменяемость высших органов государственной власти, разделение властей.

Республиканская идея основана на теории народного суверенитета. В соответствии с данной теорией источником любой политической власти является народ, который может ее делегировать тем или иным органам. Таким образом, ни один государственный орган не обладает своими полномочиями по собственному праву, но получает их непосредственно (в результате процедуры выборов) или опосредованно (если он формируется другим, избранным населением органом) от народа.

Республики принято делить на парламентарные и президентские.

Парламентарные республики по структуре высших органов власти напоминают парламентарные монархии, за тем исключением, что главой государства в них обычно является президент, обладающий сходными с конституционным монархом полномочиями. Чаще всего президента в парламентарной республике назначает парламент, который, в свою очередь, избирается населением. Глава победившей на выборах в парламент партии становится премьер-министром и формирует свой кабинет. Премьер-министр несет ответственность перед парламентом. К парламентарным республикам относят такие государства, как ФРГ, Италия и др.

Президентские республики отличаются наиболее полной реализацией принципа разделения властей. В отличие от парламентарных, где исполнительная власть в лице премьер-министра несет ответственность перед законодательной в лице парламента, в президентских республиках эти ветви власти независимы друг от друга. Главой государства является президент, избираемый населением и возглавляющий одновременно исполнительную ветвь власти. Таким образом, избираемый населением парламент не принимает непосредственного участия в формировании правительства.

Наиболее типичный пример президентской республики - США.

Значительную часть существующих в мире республик трудно отнести к одной из этих чистых форм. Они сочетают элементы как парламентарной, так и президентской республики. Такие республики называют смешанными. К ним относится и Российская Федерация, в которой главой государства является избираемый народом президент, не входящий ни в одну из ветвей власти. При этом он обладает полномочиями в рамках всех трех ветвей, в частности представляет кандидатуру председателя правительства, издает указы, принимает участие в законодательном процессе, назначает судей. Республики со столь широкими полномочиями президента иногда называют суперпрезидентскими.

Государственное (территориальное) устройство. Территория любого государства состоит из совокупности территориальных единиц - провинций, штатов, муниципалитетов, графств и т.д. Такое деление вызвано необходимостью оптимизации процессов управления. Однако принципы взаимодействия между этими территориальными единицами и высшими органами государственной власти в разных государствах отличаются. Данные особенности территориальной организации государства характеризуются понятием "территориальное (государственное) устройство". В науке принято выделять две основные формы территориального устройства государств: федеративную и унитарную.

Ключевое отличие между двумя этими формами состоит в степени политической самостоятельности территориальных единиц государства. Федеративное государство (федерация) характеризуется наличием у его территориальных единиц (которые в разных федерациях именуются по-разному - штаты, республики, кантоны и проч.) некоторых признаков государственности. Прежде всего, это проявляется в наличии самостоятельных органов власти на региональном уровне, к ведению которых отнесена определенная сфера отношений. В рамках данной сферы региональные органы власти действуют относительно независимо. Например, наряду с законодательным органом федерального уровня - Федеральным Собранием РФ - в Российской Федерации действуют законодательные органы субъектов РФ. Соответственно в федеративных государствах существуют и две системы нормативных актов - федерального и регионального уровней. В большинстве случаев нормативные акты субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству.

Однако принципы разграничения сфер ведения в федерациях могут существенно отличаться.

Например, могут быть точно определены полномочия федеральных органов власти, а все остальное становится предметом регулирования региональных властей. Может иметь место и обратная ситуация. К федерациям относятся такие государства, как США, Бразилия, Индия и др.

Федерации чаще всего представляют собой государства с довольно разнообразной этнической составляющей, и потому в некоторых федерациях допускается существование нескольких государственных языков. Для федеративных государств также характерно наличие двухпалатного парламента: одна из палат состоит из представителей населения в целом, а другая - из представителей отдельных субъектов.

Поскольку все федерации отличаются друг от друга, в науке принято классифицировать их по различным основаниям.

В зависимости от того, обладают ли все субъекты федерации равным статусом, федерации делят на симметричные и асимметричные.

Кроме того, само деление федерации на субъекты может производиться по-разному. В основе деления может лежать национальный принцип. Например, в Российской Федерации существуют такие субъекты, как Республика Мордовия, Республика Коми. Альтернативой служит административно-территориальный принцип деления, когда территория субъекта не привязана к ареалу проживания той или иной этнической группы, например Красноярский край, Сахалинская область. В некоторых государствах, в частности в России, имеет место смешение этих принципов, когда сосуществуют оба типа субъектов.

В зависимости от того, в какой степени субъекты федерации независимы от федеральных властей, насколько широк спектр вопросов, отнесенных к ведению региональных органов власти, какие существуют механизмы контроля федерального центра над регионами, федерации характеризуют как централизованные или децентрализованные. Несмотря на то что в децентрализованных федерациях степень политической самостоятельности территорий может быть весьма значительной, федерация все же остается целостным суверенным государством. Поэтому в современных федерациях за субъектами не признается право выхода из состава государства (сецессии).

С точки зрения правовой природы возникновения федерации относят к конституционным и договорным. Первые образуются в результате закрепления федеративного характера территориального устройства в основном законе (в том числе в случае, когда до принятия новой конституции государство являлось унитарным). Договорные федерации создаются путем заключения соглашения между ранее независимыми государствами об объединении в новое единое федеративное государство.

В отличие от федераций унитарные государства характеризуются наличием одного уровня государственной власти и единством правовой системы. К унитарным относятся такие государства, как Польша, Норвегия, Украина, Италия и др. Деление территории унитарного государства на единицы носит сугубо административный характер. Власть на этих территориях осуществляется представителями федерального центра. Однако в рамках унитарного государства могут существовать и так называемые автономии - территории с особым правовым статусом. Такой статус может предполагать и наличие самостоятельных органов власти. Существование этих автономий чаще всего обусловлено культурно-историческими особенностями развития региона, компактным проживанием той или иной этнической либо языковой группы и т.д. Тем не менее такая автономия становится исключением из общего правила, не отменяющим унитарный характер государства в целом.

Многие государства вступают в разнообразные формы международного общения, что приводит к созданию различных типов союзов государств. Это, однако, не приводит к возникновению новых форм территориального устройства. Например, государства могут объединиться в конфедерацию для решения общих задач. Конфедерация может иметь самостоятельные органы управления, однако входящие в нее государства остаются суверенными.

Поэтому конфедерация (как и другие типы союзов) не является особой формой государственного (территориального) устройства.

Политический режим. Категория "политический режим" описывает тип взаимоотношений между властью и обществом и считается наиболее проблемным элементом формы государства. Под политическим режимом обычно понимают совокупность методов осуществления власти. Наиболее распространенным является отнесение политических режимов к трем типам: демократическим, авторитарным и тоталитарным. Однако критерии такой классификации политических режимов в литературе остаются размытыми. Ведь в качестве таковых не могут выступать ни выборность и сменяемость высших органов власти (так как это относится к вопросу о форме правления), ни объем признаваемых государством прав и свобод (поскольку прямой связи между демократией, т.е. властью народа, и конкретным набором прав индивида нет), ни наличие рыночных отношений (например, плановая экономика вполне может являться результатом добровольного волеизъявления населения).

Наиболее приемлемым критерием, на наш взгляд, может быть степень реального влияния населения на принимаемые в государстве властные решения. Однако степень этого влияния определить затруднительно. В любом случае данный вопрос выходит за пределы проблематики теории основ права.