Становление международных стандартов обеспечения прав человека
Возникновение международного права прав человека
Определенные блага и условия жизни (материальные и духовные) исторически определяются положением индивида в классовой структуре общества, в системе материального производства и условно могут быть названы правами человека. Говорить о возникновении международного права прав человека можно также с определенной долей условности. Применительно к различным общественно-экономическим формациям и цивилизациям необходимо определять общие закономерности возникновения и оформления прав человека и механизма их защиты и охраны. В этой связи период возникновения международного права прав человека можно разделить на две составляющие, касающиеся древних и средневековых государств соответственно.
Считается, что зарождение идеи прав человека произошло в V-VI вв. до н.э. в древних полисах (Афинах, Риме). Тогда же получил распространение и принцип гражданства. Особую роль в процессе оформления прав человека сыграла форма рабовладельческого государства, отличавшаяся разнообразием.
1. Древняя Греция
Специфической разновидностью рабовладельческого государства была полисная форма (Греция), которая выступала в виде рабовладельческой демократии, тирании, аристократии. Основу всех правовых представлений того периода составляло учение о полисе как о самодовлеющей единице, членами которой являются только свободнорожденные отечественные граждане. Лишь они пользуются всей полнотой прав, но зато в равной мере несут и ответственность за судьбу своего государства (полиса). В греческих государствах (полисах) периодически проводились проверки гражданства, его «чистоты», вплоть до третьего колена. Такие меры вызывались общим представлением о негреках как о варварах, не подчиненных правовым нормам.
Полис представлял собой объединение только его граждан, а иностранцы долгое время не пользовались никакими правами. Они могли быть в любое время выселены из государства (ксено-ласия). Применялась и депортация - насильственное переселение целых народов. Такое положение вещей препятствовало развитию нормальных торгово-экономических отношений между полисами и вызвало к жизни институт проксенов. Проксения выступала одним из первых механизмов обеспечения (защиты) прав человека, не имеющего правовой связи с определенным полисом, т.е. гражданства. Первоначально проксения носила личный характер, не была подкреплена правовыми нормами, а основывалась на моральных и религиозных нормах. Государство допускало, что в суде и других органах полиса с защитой интересов иностранца (метека) выступал отечественный гражданин. Впоследствии институт проксении получил юридическое, в том числе международное договорное закрепление.
Институт проксении, определяя правовое положение иностранцев, формулировал также основные права и обеспечительные механизмы для самих проксенов:
- неприкосновенность и безопасность проксена и его имущества во время войны (асилия);
- право первоочередного рассмотрения дел в суде и право обращения в суде без простата (покровителя);
- право выступления в Народном собрании и Совете;
- внеочередное право испрашивать мнение оракула в Дель-фах и Делосе;
- право принесения жертв без простата;
- право занимать почетные места во время церемоний и зрелищ;
- право быть приглашенным к торжественной трапезе (прое-дия).
В некоторых случая проксен пользовался также правом почетного гражданства (полития), освобождения от пошлин (ателия), правом пользования пастбищами (эпонимия), мог владеть правом собственности на дом и земельный участок.
Особому правовому регулированию подвергались случаи, когда граждане полиса покидали его. Они сохраняли ряд прав, не становясь иностранцами и не утрачивая правового статуса гражданина. Однако большинство политических прав становились недоступными, к примеру, право занимать государственные должности у себя на родине.
Правило о неприкосновенности личности и имущества служило особым условием механизма обеспечения прав проксена. Схожее правило применялось в отношении личности и имущества греческих послов. Норма о их неприкосновенности была общепризнанной, а ее нарушение считалось недопустимым и воспринималось как крайне враждебный акт. Правило о неприкосновенности распространялось и на глашатаев, или вестников (герольдов).
Распространенным средством обеспечения прав человека выступал суд, а в ряде случаев и третейское разбирательство. Третейские суды получили широкое распространение для разрешения как внешнеполитических проблем, так и частно-правовых споров. В качестве судей могли выступать отдельные лица или полисы (в лице своих представителей)4.
2. Древний Рим
В Риме существовали определенные нормы, характеризующие правовое положение иностранцев. Иностранцы делились на несколько категорий, каждая из которых обладала своим набором прав и обязанностей. К первой категории относились жители городов Лациума, не добившиеся после войны 340-338 гг. до н.э. прав полного римского гражданства, но получившие ряд льгот. К коренным гражданам эта категория была приравнена в 90 г. до н.э. Во вторую категорию иностранцев входили граждане союзных государств. Третью категорию составляли собственно иностранцы. Они не имели ни личных, ни имущественных прав и должны были становиться под покровительство патрона-римлянина. Постепенно права иностранцев были расширены, во многом благодаря брачному и торговому праву.
Римлянами признавался и реализовывался принцип дипломатической неприкосновенности, который объяснялся тем, что послы находились под охраной богов. Религиозные нормы выступали важной гарантией обеспечения прав послов.
3. Древняя Индия
Древней Индии свойственен не рабовладельческий строй, а родоплеменной уклад. Права человека в Древней Индии рассматривались как категория, не связанная напрямую с гражданством, но вытекающая из природы вещей, из человеческой природы, и нуждающаяся в защите как таковой.
В Древней Индии применялось правило о неприкосновенности послов. Личной неприкосновенностью пользовались в равной степени послы и гонцы, а также культовые учреждения и служители культа. Неприкосновенными считались и некоторые другие категории населения (хранители мостов и колодцев). В период ведения войн начинали действовать особые механизмы обеспечения прав человека, неизвестные государствам Запада (Греции, Риму). Недопустимым считалось убийство стариков, женщин и детей, а также парламентеров и сдавшихся в плен. К особо защищенным относились раненые в зависимости от характера и тяжести ранения (Законы Ману).
4. Древний Китай
Традиционность Китая накладывала существенный отпечаток на все социальные нормы. Многовековая традиция о следовании принципу жень («чего не хочешь себе - не делай другим») переносилась и на права человека и их обеспечение в виде отказа от причинения вреда другому. Однако гуманность правовых норм была избирательна и практически не касалась простых людей в силу классовости китайского права.
В Древнем Китае нередко прибегали к суду как способу защиты прав человека. Наибольшее распространение получили арбитражные суды, а также всевозможные формы посредничества. Изначально они использовались как способы разрешения межгосударственных споров, затем приобрели частно-правовую окраску.
6. Средневековье
Переход от античного права к средневековому занял несколько веков и включает несколько знаковых событий: распад Римской империи, разделение христианских церквей на Западную и Восточную (1054 г.), заключение Верденского договора о разделении государства Карла Великого (843 г.), коронование Оттона римским императором (962 г.), превращение папы, избираемого кардиналами, в самостоятельного государя (1059 г.).
В период феодализма сословное деление внутри общества отражалось на правовой системе государства. Наиболее традиционными и устойчивыми оказались правовые нормы, характеризующие правовое положение отдельных категорий граждан, в частности нормы посольского права. Нарушение посольской неприкосновенности влекло суровую кару, которая иногда заменялась большим выкупом. Нормы посольского права начинают включаться в тексты межгосударственных договоров. Оскорбление или убийство посла рассматривалось не только как нарушение права народов (международного права), но и как посягательство на людей, состоявших под особым покровительством церкви. Поэтому виновные помимо светского наказания подлежали отлучению от церкви.
Получают развитие институты личной неприкосновенности и экстратерриториальности помещений, однако еще не получило закрепления правило о неподсудности послов и их иммунитета от местного правосудия.
Возник и получил развитие институт консулов. Нормы, регулирующие деятельность консулов, возникли из практики организаций купцов и мореплавателей. По аналогии со статусом послов, консулы обладали неприкосновенностью. Однако в отличие от послов консулы были призваны отстаивать частноправовые интересы своих сограждан, они имели право автономного управления и суда.
К особо защищенным категориям населения относились рыцари, крупные сюзерены и короли. Во время пленения указанных лиц им гарантировалось хорошее обращение и возможность выкупа вплоть до освобождения под честное слово. Большинство обычных людей, попавших в плен, ожидал выкуп или обмен на пленных противника, в редких случаях - рабство или смерть.
В государствах арабского Востока существовало правило о запрете пленения женщин и детей до 15 лет, что явилось существенной предпосылкой оформления специальных норм об обеспечении прав женщин и детей. Под особой защитой находились больные, калеки и убогие.
В период феодализма расширились предметы договоров, к которым были отнесены специфические сферы, такие, как брак (прежде всего с иностранцами), завещание, усыновление, покро-вительство. Начал формироваться институт сервитута, из которого развилось право иностранных подданных беспрепятственно передвигаться по территории другого государства.
Широко применявшимся способом обеспечения прав человека оставался суд. Стали появляться специализированные судебные органы, например морской суд острова Олерон близ Бордо. Большой популярностью продолжали пользоваться третейские суды, которые разрешали одновременно частноправовые и публично-правовые споры.
В заключение следует отметить, что ведущую роль в возникновении и становлении прав человека сыграла полисная система. Вклад в развитие гражданских свобод внесли римляне, которые ввели разделение властей, приняли и разработали идеи естественного права. Период средневековья, в свою очередь, положил основание идеям равенства, основанном на общности религии.
Влияние буржуазных революций на развитие международного права прав человека
Буржуазные революции XVII-XVIII вв. стали решающим этапом в развитии прав человека. Их результатом стал не только широкий набор прав человека, но и принципы свободы и формального равенства, ставшие основой универсальности прав человека.
Для развития международно-правовых норм особое значение имеют не только буржуазные революции, но и Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) и Вестфальский мир. Оба события изменили политическую карту Европы, сформулировали новые принципы и институты международного права, в том числе права прав человека, изменили ряд уже существовавших норм (например, нормы дипломатического права, нормы о режиме иностранцев).
1. Результаты Английской буржуазной революции
Одним из завоеваний английской революции стала Петиция о праве 1628 г., возлагавшая на короля определенные обязанности, которые призваны были защищать подданных от произвола королевской администрации. Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился Хабеас корпус акт 1678 г., который ввел понятие «надлежащая процедура», установил гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие важнейшие для защиты прав личности положения. Важнейшим документом следует считать Билль о правах 1689 г., отводивший значительную роль парламенту, запрещавший без его согласия приостанавливать действие законов, взыскивать налоги и сборы в пользу короны, содержать постоянную армию в мирное время. Билль внес неоценимый вклад в развитие прав человека, установив свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Акт об устроении 1701 г. учредил верховенство парламента в сфере законодательства, принцип несменяемости судей, запрет королевским министрам быть членами парламента. Названные правовые акты прочно закрепили за Англией статус пионера в области основных прав и свобод человека и разделения властей, чему способствовало интенсивное развитие буржуазных отношений, положившее начало ограничению феодального произвола и абсолютизма.
Буржуазно-демократическая революция оказала влияние на развитие юридической науки, выразившееся в формировании и поддержке взглядов видных ученых того времени - Г. Гроция, Х. Вольфа, Э. де Ваттеля, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Д. Локка и др. Учение естественного права было развито Т. Пейном и Т. Джефферсоном в борьбе за утверждение демократической государственности и за защиту неотъемлемых естественных прав человека в США. Существенным результатом такой борьбы стала Декларация независимости 1776 г., провозгласившая: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода, стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются государства, черпающие свои законные полномочия в согласии управляемых».
2. Результаты Французской буржуазной революции
Французская буржуазная революция 1789 г. оказала большое влияние на формирование новых правовых институтов и категорий, основанных на естественно-правовой доктрине прав человека - институтов коллективных прав, прав народа как единого целого.
Среди многочисленных актов, принятых в дни французской революции, следует отметить «Предложение», внесенное депутатом Вольнеем на заседании Национального собрания 18 мая 1790 г., а также проект Декларации международного права, представленный Конвенту аббатом Грегуаром 23 апреля 1795 г. Оба документа составили своеобразный кодекс международного права: постепенно принципы и идеи, в них сформулированные, получили международное признание, а в XIX в. составили стержень международного права.
В первой статье «Предложения» Вольнея торжественно заявлялось, что Национальное собрание «рассматривает весь человеческий род как составляющий одно единое общество, целью которого является мир и счастье всех и каждого из его членов». Во второй статье говорилось, что «в этом великом обществе народы и государства, рассматриваемые как личности, пользуются теми же естественными правами и подчиняются тем правилам правосудия как и личности в отдельных обществах». Правосубъектность индивидов и государств была поставлена на одну ступень, что соответствовало господствовавшим в то время идеям естественной школы права.
Декларация аббата Грегуара состояла из 21 статьи. Некоторые из них существенно дополняли «Предложение» Вольнея. В ст. 1 говорилось, что народы находятся между собой в естественном состоянии, связывает их всеобщая мораль. Центральное место в Декларации занимала ст. 6, в которой подчеркивалось, что народы взаимно независимы и суверенны, каковы бы ни были численность населения и размеры территории, которую они занимают. Многие из положений Декларации Грегуара вошли в другие государственные и внешнеполитические акты революции.
Одним из выдающихся документов французской революции являлась Декларация прав человека и гражданина. Декларацию международного права аббат Грегуар предложил как раз в дополнение к ней.
Первое место среди всех принципов, провозглашенных французской буржуазной революцией, принадлежит признанию народного суверенитета. Об этом свидетельствуют обе декларации Вольнея и Грегуара, Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и Конституция 1791 г. Впоследствии принцип народного суверенитета был воспринят многими конституциями. При этом буржуазная доктрина наряду с принципом народного суверенитета выдвигала и принцип естественных и неотъемлемых прав человека. И тот и другой принципы выводили из «естественного закона», который ставит предел и народному суверенитету.
19 ноября 1792 г. Конвент принял декларацию, в которой провозглашалось: «Национальный конвент объявляет от имени французской нации, что сочтет все народы братьями и окажет помощь всем народам, которые хотели бы отвоевать свою свободу, и поручает исполнительной власти дать генералам нужные приказания, дабы оказать помощь этим народам и защищать граждан, которые подверглись или могли бы быть подвергнуты преследованиям за дело свободы».
Понятие народного суверенитета тесно связано с принципом народного самоопределения и народной свободы в выборе формы политического уклада. Предполагается, что в ситуации, когда народ желает политического самоопределения в любой форме, для него не должно быть в этом препятствий. Свидетельством осуществления названных принципов должно служить проведение плебисцита как обязательной предпосылки любых территориальных изменений. В якобинской Конституции 1793 г. по этому поводу говорилось, что «территория принадлежит нации», что Французская республика «торжественно отказывается от присоединения иностранных областей к своей территории, если это не происходит на основе выраженного желания населения». Именно посредством плебисцита к Франции были присоединены Авиньон (14 сентября 1791 г.), Савойя (27 ноября 1792 г.), Ницца (15 сентября 1793 г.) и т.д.
Сам институт плебисцита, согласно воззрениям французских революционных деятелей, опирался на принципы народного суверенитета, территориального верховенства, невмешательства во внутренние дела других государств.
Французская революция внесла свой вклад в развитие международного права прав человека как зарождающейся и постепенно оформляющейся отрасли международного права. Идеи естественных неотчуждаемых прав человека, развитые в доктринах Руссо, Гроция, Локка, Монтескье, стали мощным фактором Великой французской революции, создавшей неоценимый по своей исторической значимости правовой акт - Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., в которой утверждалось: «Лишь невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единственными причинами общественных бедствий». Среди наиболее важных положений Декларации ст. 1 («Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах») и ст. 2 («Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению»). Признавалось (ст. 3), что источником суверенитета является лишь сама нация, что «свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому» (ст. 4).
Декларация провозгласила, что люди рождаются свободными и равными в правах, цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека - свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению. Декларация провозгласила также презумпцию невиновности, свободу совести, свободное выражение мнений, свободу печати, гарантии личных и иных прав граждан.
Ряд положений Декларации прав человека и гражданина были впоследствии, через 150 лет, включены во Всеобщую декларацию прав человека, утвержденную Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Достаточно упомянуть ст. 1, говорящую о том, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, и ст. 3, предусматривающую, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность.
Значительное внимание в документах Французской революции уделялось статусу иностранцев. В Конституции Франции 1791 г. прямо говорится: «Иностранцы, независимо от того, имеют ли они оседлость во Франции, наследуют своим родственникам, иностранцам или французам. Они могут заключать договоры на имущества, находящиеся во Франции, и принимать таковые и располагать ими на равных началах с французскими гражданами всеми теми способами, которые разрешены законами. Иностранцы, которые находятся во Франции, подчиняются тем же уголовным и полицейским законам, что и французские граждане».
В конституциях периода революции и в международных договорах немаловажное место уделялось праву убежища, ранее не получавшему оформления. Право убежища, провозглашенное французской революцией, коренным образом отличалось от существовавшего в эпоху феодализма. Оно стало подлинным правом политического убежища. Законодательные акты революции не только выделили его политический характер, но и признали политические мотивы единственным основанием для его предоставления. Речь шла о предоставлении права убежища «борцам за дело свободы», и поэтому оно носило прогрессивный, общедемократический характер. «Французская республика предоставляет убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы, и отказывает в нем тиранам» (Конституция 1793 г.). При этом в международных договорах в вопросах предоставления убежища предусматривался принцип взаимности. Так, ст. 22 мирного договора между Францией и Республикой Соединенных Провинций (1795 г.) гласила, что Республика Соединенных Провинций обязуется не давать убежища ни одному французскому эмигранту. Как следствие этого, Французская республика не даст убежища никому из эмигрантов - приверженцев Оранского дома.
Все вышеуказанное свидетельствует о том, что вопросы международно-правовой защиты прав личности на основе демократического принципа всеобщего политического равенства заняли видное место в годы революции. Основным обеспечительным механизмом в этот период выступала сама концепция естественного права и идеи равенства при использовании стандартных правозащитных механизмов (в частности, суда).
Становление международного права прав человека в конце XIX - XX в.
Конец XIX - начало XX в. ознаменованы целым рядом существенных событий, внесших вклад в формирование международного права прав человека. Среди них международные конгрессы (Венский 1814-1815 гг., Парижский 1856 г. и Берлинский 1878 г.), конференции мира (1899 и 1907 гг.), Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г., Вторая мировая война и принятые после ее окончания международно-правовые документы -Уставы военных трибуналов, Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
1. Международные конгрессы и конференции мира
Большинство историков сводят влияние Венского конгресса 1814-1815 гг. на международное право лишь к ссылкам на статьи Заключительного акта конгресса, запрещающие торговлю неграми . Декларация держав о прекращении торговли неграми была принята 8 февраля 1815 г. как «противная законам и человеколюбия, и общей нравственности», как ответ на «общее мнение всех образованных народов». В ней отмечалось, что представители государств, собравшиеся на конгресс, выражают «усердное желание, чтобы был положен конец источнику бедствий, столь долго опустошавших Африку, обычно постыдному для Европы и оскорбительному для человечества». Однако в ней не было точно указано время, которое каждая держава «почтит приличнейшим для окончательного торга неграми», и, следовательно, «определение срока, к коему сия ненавистная торговля должна быть прекращена повсюду, остается предметом переговоров между дворами».
Венский конгресс дополнил господствовавший с середины XVII в. принцип политического равновесия принципом легитимизма. Продолжением решений Венского конгресса был договор между Россией, Австрией и Пруссией о создании Священного союза. Вместо невмешательства, провозглашенного Французской революцией в качестве принципа международного права, на первое место выдвигалась интервенция для осуществления реакционных целей Священного союза, что нивелировало свободу народов, их равные возможности для собственного развития.
Принятый на Берлинском конгрессе 1878 г. трактат не сказал нового слова в международном праве, не образовал новых международно-правовых институтов, если не считать коллективного признания независимости Сербии, Черногории и Румынии. Однако ст. XXVI Берлинского трактата предусматривала обязательство обеспечивать защиту прав человека от дискриминации. Статья XXXV трактата подчеркивала, что «в Сербии различие в религиозных верованиях и исповеданиях не может послужить поводом к исключению кого-либо или непризнанию за кем-либо правоспособности во всем том, что относится до пользования правами гражданскими и политическими, доступа к публичным должностям, служебным занятиям и отличиям или до отправления различных свободных занятий и ремесел в какой бы то ни было местности...».
Гаагские конференции мира 1899 г. и 1906-1907 гг. в основном были направлены на урегулирование отношений между государствами мирными средствами, на искоренение войн и защиту населения от их бедствий. Гаагские конвенции подытожили развитие буржуазного международного права в период промышленного капитализма (хотя и были приняты уже в XX в.).
2. Российская международно-правовая наука о правах человека
Идеи естественного права в начале XIX в. наиболее четко проявились в трудах директора Царскосельского лицея А.П. Куницына. Он полагал, что «взаимные права и должности народа определяются или по общим началам права, или по условиям и договорам, каковые народы заключают между собой. На сем основывается разделение права народного на естественное и поло-жительное». В дальнейшем право народное А.П. Куницын делил на безусловное и условное, относя к первому именно те права и обязанности, которые проистекают из природы вещей, т.е. из самой сущности государства как «лица нравственного». Отсюда вытекали право каждого народа (государства) на самостоятельность, ограниченную тем, что при этом «не нарушаются права других народов»; независимость (право «употреблять его имущество для достижения произвольных целей» без вмешательства других народов) и право на оборону. В дальнейшем идея естественного права в России утрачивает свою популярность и появляется вновь лишь к концу столетия, одновременно с формированием теории «возрожденного естественного права», наиболее ярким сторонником которой был Л.А. Камаровский. Другим видным сторонником естественно-правового направления был М.Н. Капустин.
Позитивное (историко-позитивное) направление в русской науке международного права утвердилось в 40-е гг., просуществовав в ряде вариантов до Великой Октябрьской социалистической революции. В середине XIX в. среди его сторонников выделялись Т.Ф. Степанов, Д.И. Каченовский и В.А. Незабитовский. Среди позитивистских направлений интересна позиция Н.А. Захарова, так как приверженность позитивизму дополняется близкими Л.И. Петражицкому психологическими идеями. Признавая, что международное право есть совокупность договорных и обычных норм, Н.А. Захаров видит их источник в правосознании христианских народов. Иным был подход к сущности и задачам международного права у революционных демократов, которые часто обращались к проблемам международных отношений и международного права, их философским и общественно-политическим аспектам. Особенно большой интерес проявлял к ним Н.Г. Чернышевский. Представители этого направления боролись за реальное осуществление национального суверенитета и права всех, больших и малых, наций на государственную самостоятельность, против юридического узаконения вмешательства в дела других государств, равно как и против попыток установления мировых монархий. Идеи национального освобождения они связывали с освобождением социальным.
3. Великая Октябрьская социалистическая революция
Революция 1917 г. стала переломным событием в мировой истории и имела огромное значение для развития международного права прав человека. Важнейшим результатом революции был Декрет о мире. В нем предлагалось «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленные переговоры о справедливом демократическом мире». Декрет провозгласил принцип самоопределения наций. Отсюда следовало, что формы устройства и границы государства должны определяться свободным волеизъявлением каждой нации в соответствии с принадлежащим ей правом на самостоятельное государственное существование. С Декретом о мире оказались органически связаны такие документы, как Декларация прав народов России от 2 ноября 1917 г., обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 20 ноября 1917 г., постановление Совета Народных Комиссаров о признании государственной независимости Финляндии от 18 декабря 1917 г., декрет о «Турецкой Армении» от 29 декабря 1917 г., декрет от 29 августа 1918 г. об отказе от договоров о разделе Польши и др.
4. Результаты Второй мировой войны
Вторая мировая война привела к новому соотношению сил на международной арене во всей системе международных отношений и в международном праве. Качественные сдвиги, произошедшие в международном праве в это время, были довольно существенны. Ярчайшим событием послевоенного времени стало подписание 8 августа 1945 г. соглашения между Великобританией, СССР, США и Францией, к которому впоследствии присоединились и другие государства, предусматривавшего учреждение Устава международного военного трибунала. Этому предшествовало решение Берлинской конференции о том, что «военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду. Нацистские лидеры, влиятельные сторонники нацистов и руководящий состав нацистских учреждений и организаций и любые другие лица, опасные для оккупации и ее целей, должны быть арестованы и интернированы». Большое значение имела принятая в Ялте Декларация об освобожденной Европе, в которой три державы подтвердили свою решимость «создать в сотрудничестве с другими миролюбивыми нациями построенный на принципах права международный порядок, посвященный миру, безопасности, свободе и всеобщему благосостоянию человечества».
Доктрина международного права прав человека послевоенного периода характеризуется рядом новых направлений исследований. Обращает на себя внимание творчество Г. Кельзена, считающегося основателем нормативизма в международном праве. Он отрицал концепцию соглашения (слияния воль). Основа обязательности правовой нормы не может, по мнению Кельзена, лежать вне самого права, «основой обязательности норм может быть только норма». Такой нормой применительно к международному праву для него (как и для Д. Анцилотти) стал принцип pacta sunt servanda. Долгое время идеи нормативизма разделял А. Фердросс. В дальнейшем его взгляды эволюционировали в сторону возрожденного естественного права в его религиозной интерпретации. А. Фердросс полагал, что право основано на общечеловеческих моральн^хх ценностях, а порядок объединения должен обеспечивать основные человеческие права всех членов общества... основанные на идее «нравственного сообщества». Во Франции видным сторонником естественно-правовой доктрины был Л. Лефюр, в ФРГ - Р. Лаун, Г. Коинг и др. Р. Лаун писал, что позитивное международное право должно основываться на праве естественном, которое можно было отождествить с нравственностью.
После Второй мировой войны был принят ряд международно-правовых актов, которые внесли заметный вклад в развитие международного права прав человека, прежде всего Международный Билль о правах, включающий Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Факультативный и Второй протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах.
Разработка Всеобщей декларации прав человека 1948 г. проходила в сложной дипломатической борьбе, а ее принятие было итогом рассмотрения и согласования различных мнений и точек зрения. Во Всеобщей декларации говорится о таких категориях, как «свобода», «справедливость», «принципы справедливости», «политический, экономический и социальный прогресс», «равноправие и равенство» и т.д. Всеобщая декларация содержит широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье, автором которой был известный французский ученый Р. Кассен, провозгласила, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах».
Всеобщая декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, носящей рекомендательный характер. Однако провозглашенные в ней основные права и свободы рассматриваются в настоящее время подавляющим большинством государств в качестве юридически обязательных обычных норм. Конституции многих стран мира ссылаются на этот документ и включают целый ряд его положений.
Возникнув в эпоху буржуазных революций, проблема прав человека прошла огромный путь, и сейчас ее регулирование превратилось в самостоятельную отрасль международного права. Широкое взаимодействие государств по международно-правовой защите прав человека и основных свобод началось лишь с середины 40-х гг. XX столетия. Теперь, когда сложилась новая система международных отношений и качественно изменилось само международное право, разграничение между внутригосударственным и международно-правовым аспектами требует, чтобы национальные законодательства и административные правила были приведены в соответствие с международными обязательствами и нормами.