Международные и региональные стандарты прав и свобод человека
Международно-правовые стандарты в области прав человека: понятие, общая характеристика
Понятие международно-правовых (или просто международных) стандартов в области прав человека (далее сокращенно – МСПЧ) в науке и практике применения международного права определяется не всегда одинаково. В одних случаях такими стандартами признаются все разнородные нормы международного права в области прав и свобод личности. К таким нормам относят правила международных договоров, резолюции международных организаций, политических договоренностей (примером такой договоренности могут служить Хельсинкский заключительный акт 1975 г. или документы Венской и Копенгагенской встреч), международные обычаи (Р.А. Мюллерсон). Похожая трактовка МСПЧ, только в «европейской» интерпретации, предлагается С.А. Горшковой, полагающей, что такими стандартами следует признавать правовые нормы конвенций и сформировавшееся на основе решений Европейского Суда и Комиссии по правам человека прецедентное право, на которые опирается правовая система европейских государств.
Представляется, что более близка к адекватной трактовке слова-термина «стандарт» (от англ. standard – образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов) трактовка МСПЧ как нормативного минимума, определяющего необходимый и достаточный уровень государственной регламентации прав и свобод человека и гражданина, а также реализации этих прав и свобод с законодательно допустимыми отступлениями в той или иной ситуации в форме превышения либо конкретизации данного минимума.
Другими словами, стандарты, выражающиеся обычно в виде положений конвенций, рекомендаций, принципов, правил, есть такие минимальные международно-правовые нормы, адресатом которых выступает все мировое сообщество либо группа государств, входящих в ту или иную международную организацию. При этом минимальность таких норм означает, что объем ее содержания таков, что всякое необоснованное (произвольное), т.е. осуществляемое за пределами законных установлений и предписаний, уменьшение этого объема (уменьшение количества прав, свобод человека и гражданина, предусмотренных «стандартной нормой») рассматривается как нарушение международного стандарта, влекущего за собой те или иные международно-правовые последствия.
Именно так стали пониматься общечеловеческие (международные) стандарты прав и свобод человека (а затем и отдельных категорий лиц – детей (ребенка), женщин, лиц, находящихся в местах лишениях свободы, лиц, ответственных за поддержание правопорядка и др.), начиная с Всеобщей декларации прав человека (1948) и двух документов универсального характера – Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного права об экономических, социальных и культурных правах, принятых в 1966 г.
Международные стандарты прав человека, составляя часть общей системы защиты прав человека, характеризуются рядом черт. К одной из таких относятся их функции. К числу основных функций МСПЧ относятся:
- определение перечня прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех государств – участников пактов и конвенций;
- формулирование главных черт содержания каждого из прав и свобод, которые должны получить воплощение в соответствующих конституционных и иных нормативных положениях национального (внутри государственного) законодательства;
- установление обязательств государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и свобод и введение на международном уровне самых необходимых гарантий, обусловливающих их (права и свободы) реальность;
- фиксирование условий пользования правами и свободами, сопряженных с законными ограничениями, в том числе и запретами.
К числу функций МСПЧ напрямую не относится установление (определение) механизмов обеспечения соблюдения государствами МСПЧ. Тем не менее, это предусматривается посредством понятия международного обязательства государства, под которым принято понимать принятие тем или иным государством в соответствии с его конституционными процедурами законодательных, административных и судебных мер в целях закрепления, обеспечения и защиты прав и свобод. Причем это обязательство фиксируется в международных (и, естественно, в национальных государственных актах-документах) посредством ратификационных процедур представительными (законодательными) органами власти государства. Невыполнение государством такого обязательства (как и всякого другого международного обязательства, взятого государством на себя) влечет за собой предусмотренную международным правом ответственность. В случае, касающегося невыполнения государством своих международных обязательств в области обеспечения и защиты прав и свобод человека, речь может идти, скажем, о привлечении к этому возможностей международных судебных органов, специализирующихся в области прав человека (Европейский суд, Международный уголовный суд, Гаагский военный трибунал и др.).
В связи с выделением в литературе и в правозащитной практике универсальной (международной в полном смысле этого слова) и региональной (европейской, межамериканской, африканской, азиатской, арабской) систем защиты прав человека, актуализируется и вопрос о существовании двух категорий стандартов прав человека – международных и региональных. Не вдаваясь в анализ особенностей каждой из этих систем и соответствующих стандартов прав человека, заметим лишь следующее.
Под европейскими стандартами по защите прав человека понимаются признанные Европейским сообществом и закрепленные в его документах юридические нормы, включающие все жизненно необходимые права человека, а также механизмы их гарантии, защиты и обеспечения на практике. Признание и соблюдение прав человека и его основных свобод в соответствии с принятыми европейскими стандартами стали критерием определения степени верховенства права и уровня развития демократии в отдельных европейских странах. Происходит расширение и углубление содержания европейских стандартов в области прав и свобод человека, приобретающих силу норм международной морали и международного права.
Как можно видеть, в данном случае не говорится о минимальных нормативных требованиях, как в случае с международными стандартами. Тем не менее, международные стандарты прав человека практически мало чем отличаются от европейских стандартов в области прав и свобод человека (ЕСПЧ), хотя в теории прав человека порой предпринимаются попытки отграничить друг от друга те и другие. То, что в ряде случаев такие специфические отличия имеются, нет сомнений. Это, в частности, проявляется в особенностях формулировок отдельных прав и свобод, их гарантий, механизмов их осуществления. Так, например, ст.4 Всеобщей Декларации прав человека весьма кратко формулирует проблему недопустимости рабства, работорговли и подневольного состояния. А вот в ст. 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) этот стандарт уже достаточно подробно раскрывается в трех частях указанной статьи, включая и расшифровку термина «принудительный труд», который отсутствует во Всеобщей Декларации прав человека.
Но как бы то ни было, и международные, и региональные, в частности, те же европейские стандарты в области прав человека несут в себе, идеи, которые, зародившись еще в древности, находились в центре процесса становления и развития единой естественно-правовой теории, суть которой в том, что фундаментальные права личности имеют внегосударственное и внеюридическое происхождение. И хотя конкретное содержание прав человека претерпело эволюцию и расширилось в соответствии с изменениями в общественной жизни стран, а в последнее столетие и в связи с развитием международного сотрудничества, стержень самой идеи - естественность и неотъемлемость прав человека - оставался неизменным.
Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ)
Впервые международные стандарты прав человека в виде международных норм, касающихся прав и свобод человека, появились сначала в некоторых государствах в области защиты интересов религиозных и национальных меньшинств. Так, еще в 1555 г. в Аугсбургском мирном договоре (Германия) предусматривалось равенство католиков и лютеран в рамках Священной римской империи германской нации. Когда по Гентскому (1713) и Парижскому (1763) договорам французские колонии отошли от протестантской Англии, в них гарантировались религиозные права католиков.
После окончания Первой мировой войны возникла целая система договоров, в которых предусматривалась защита национальных и религиозных меньшинств во вновь возникших (прежде всего, на месте бывшей Австро-Венгерской империи) государствах. И хотя в этих договорах речь шла о защите меньшинств именно и только в этих государствах, образовавшихся на месте государств, проигравших войну, но не о меньшинствах проживающих в государствах-победителях, все же нельзя недооценивать то главное обстоятельство, что процессы осознания мировым сообществом необходимости защиты прав меньшинств и, что самое существенное, реальные процессы самой такой защиты начались.
Кроме заботы о правах религиозных и национальных меньшинств еще в XIX веке появились первые соглашения, направленные против рабства и работорговли. Первые такие попытки ограничить торговлю невольниками, предпринятые на международном уровне, берут начало с Венского конгресса 1815 г. и, особенно, Берлинской конференции по Центральной Африке 1884-1885 гг. На второй Брюссельской конференции (1890) была принята конвенция с целью положить конец преступлениям и опустошениям, порожденным торговлей африканскими рабами. Лигой Наций в дальнейшем был предпринят ряд дополнительных усилий в этой области.
Приведенные факты стали своего рода предвестниками активной нормотворческой работы в области защиты прав и свобод индивида, развернувшейся после Второй мировой войны в рамках созданной в 1945 году Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений. Нужно заметить, что Международная организация труда (МОТ), созданная еще в рамках Лиги Наций, занялась разработкой международных стандартов в области трудового права еще до войны. Однако наиболее активные и всеобъемлющие усилия в сфере защиты прав и свобод человека берут начало именно с Устава ООН. В Преамбуле этого поистине величественного документа в качестве одной из основных своих целей члены ООН провозгласили «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций».
Разработка и принятие в рамках ООН Билля о правах человека, включающего в себя ряд документов (Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах с Факультативным протоколом к нему и Пакт об экономических, социальных и культурных правах, открытых для подписания в 1966 г.), ознаменовали совершенно новый этап в развитии международных стандартов прав человека. Ведь в этот период речь шла уже не о каких-то отдельных правах, о защите какой-то особой категории лиц, а о правах всех индивидов практически во всех сферах общественной жизни. И хотя Всеобщая декларация, принятая в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и не являющаяся поэтому юридически обязательным документом, а также указанные Пакты охватывают практически весь спектр основных прав и свобод человека. Международное правотворчество в этой области продолжалось и продолжается до сих пор.
Разработка и принятие Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ), длившиеся более трех лет (1945-1948 гг.), происходили в весьма сложной международной и дипломатической обстановке, когда появились самые первые признаки «холодной войны». Западные державы апеллировали к Французской декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Конституции США 1787 г., в которых закреплялись естественные права человека, причем преимущественно политические и гражданские. Вначале эти государства были против включения в ВДПЧ экономических, социальных и культурных прав, поскольку они ими не рассматривались как права, данные от рождения.
Советский Союз, в свою очередь, ссылаясь по идеологическим и политическим соображениям на Конституцию СССР 1936 года, настаивал на включении в декларацию широкого спектра социально-экономических прав, а также прав народов на самоопределение, равенства прав каждого народа и национальностей в пределах государств. Но то же время СССР был противником включения в ВДПЧ нормы, по которой гражданин мог свободно покидать свою страну и возвращаться в нее.
Как можно видеть, основными препятствиями были идеологические и политические принципы и установки как западных государств, так и Советского Союза. Так, СССР полностью отрицая естественно-правовую доктрину, стоял на платформе марксистско-ленинского позитивизма, отрицал абстрактную свободу и столь абстрактные равенство и справедливость.
Тем не менее, 10 декабря 1948 года 48 голосами при 8 (в т.ч. СССР и другие социалистические страны) воздержавшихся Всеобщая Декларация прав человека была принята и сегодня ее авторитет столь же незыблем, как и в первые годы ее действия.
Всеобщая декларация прав человека не содержит обязательных норм, это – рекомендательный документ, обращенный ко всем государствам, ко всем нациям мира. Однако, некоторые государства включили многие положения ВДПЧ в тексты своих конституций (в т.ч. современная Россия). Более того, немало государств полагают, что положения ВДПЧ имеют характер прямого действия.
Несколько слов о структуре Декларации.
Особое место занимает Преамбула ВДПЧ. В ней определена морально-правовая основа стремлений мирового сообщества к охране и защите прав человека, заявляется о соединении негативных и позитивных прав и свобод в единой системе прав человека. В этом смысле огромное политическое, идеологическое и методологическое значение Преамбулы более чем очевидно.
В Декларации содержится 30 статей с изложением основных прав человека. В сущности, это настоящий и первый наиболее полный (для того времени – 1948 г.) каталог прав человека. Но наиболее четко представлены все же негативные права, представляемые как универсальные и «неотъемлемые» права.
«Позитивизация» трактовки прав и свобод в Декларации выражается наиболее полно в политических правах, а также тогда, когда речь идет о правопорядке и обязанностях человека, как условиях осуществления прав, и запрете деятельности, уничтожающей права и свободы.
Всеобщая декларация прав человека – особая веха в развитии современной цивилизации. Она является свидетельством того, что человечество поднялось на такой уровень своего развития, когда стало ясно, что людям нужен особый прочный ориентир всеобщей безопасности. Таким ориентиром, а, в сущности, всеобщим стандартом человеческого общежития, и стала Всеобщая декларация прав человека, на основе и в развитие которой были приняты в 1966 году международные Пакты о правах человека и другие документы универсального и регионального характера.
Региональные стандарты прав человека
Как отмечалось выше, европейская защита прав человека включает в себя как правовые нормы конвенций и соглашений, принятых странами в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, других европейских организаций по защите прав человека и нашедших отражение в национальных законодательствах, так и непосредственно судебную защиту, осуществляемую Европейским Судом по правам человека в Страсбурге, решения которого учитываются странами - участницами Совета Европы.
Важнейшим элементом такой региональной системы защиты прав человека и выступают региональные (в данном случае – европейские) стандарты прав человека.
В западноевропейских странах такие стандарты действуют уже несколько десятилетий. В результате деятельности созданных Советом Европы основных контрольных механизмов (Европейская Комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека) стало возможным говорить о возникновении понятий – «европейские стандарты по защите прав человека» и «Европейская система защиты прав человека».
Европейскую систему защиты прав человека составляют, прежде всего, действие и гарантии норм различных европейских конвенций по правам человека, которые стали практически нормами национальных законодательств едва ли не всех европейских стран, а также непосредственная деятельность Совета Европы, его контрольных органов, особенно Европейского Суда по правам человека, по обеспечению выполнения европейских конвенционных норм по защите прав человека. Нужно только иметь в виду, что нормы европейских конвенций в области прав человека основываются на общепризнанной европейским сообществом концепции, утверждающей, что государственные институты должны выполнять свои функции в интересах отдельных людей, которые имеют право пользоваться личной независимостью во всех случаях, за исключением лишь тех, когда речь идет о высших интересах общества.
Термин «европейские стандарты по защите прав человека» представляет более широкое понятие и включает как составную часть понятие «стандарты Совета Европы по правам человека», содержащее правовые нормы принятых этой европейской организацией ряда важнейших документов: Конвенции о защите прав человека и основных свобод; Европейской социальной хартии, Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания; Европейской хартии местного самоуправления; Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и др. Особое значение в европейской системе защиты прав человека в последние годы приобретает принятая в 2001 году Хартия Европейского Союза об основных правах, основу которой составляет ЕКПЧ.
В понятие «стандарты Совета Европы по правам человека» входит, в свою очередь, понятие «стандарты Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод», которое, помимо правовых норм Конвенции и дополняющих ее протоколов, содержит прецедентное право единого Европейского Суда по правам человека и его предшественников - Комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека. Благодаря деятельности этих органов Совета Европы была построена целостная процессуальная система и создано европейское правовое пространство, где к материальным и процессуальным нормам предъявляются единые европейские требования.
Несколько слов о месте и роли международных обычаев в системе международных стандартов прав человека.
Если МСПЧ – это все-таки прежде всего и главным образом международно-правовые нормы, разработка и принятие которых в виде конвенций, правил и т.п. требует официального согласования государств, заинтересованных в принятии таких норм, то международный обычай есть правило, сложившееся в результате длительного применения в отношениях между всеми или некоторыми государствами, но не закрепленный в международных договорах или иных документах. Такие правила (обычные нормы) признаются сторонами (государствами), как правило, «молчаливо» или как бы «автоматически».
Несколько иначе обстоит дело с международными обычаями в области прав человека. Тут сначала должна складываться определенная внутригосударственная практика в области защиты прав и свобод человека, которую затем государства в своих взаимоотношениях признали бы для себя юридически обязательной. Для того, чтобы, например, правило о презумпции невиновности стало бы обычной нормой международного права, необходимо, чтобы единообразную внутреннюю практику различных государств они признали бы для себя обязательной и перед другими государствами. Такое признание возможно в международном договоре либо в резолюции международной организации, однако трудно все же признавать подобную внутреннюю практику молчаливо (что характерно для складывания обычных норм) обязательной в качестве обычной нормы международного права.
Разумеется, это не означает, что в сфере защиты прав и свобод личности нет места обычным нормам международного права, однако последовательность образования таких норм по сравнению с договорными нормами все-таки иная, чем в области, допустим, дипломатического или воздушного права. Если в этих подотраслях международного права вначале возникают обычные нормы, которые затем через их конкретизацию, уточнение и развитие приобретают и договорный характер, то в сфере международного сотрудничества по правам человека сначала появляются именно договорные нормы или же правила, закрепленные в резолюциях международных организаций; наиболее важные из них со временем и становятся общепризнанными путем приобретения ими качества обычных норм международного права.
Тем не менее, международный обычай сегодня имеет большое значение в сфере прав человека. Даже в таких универсальных договорах по правам и свободам личности, как международные Пакты о правах человека 1966 года, участвуют далеко не все государства. Однако, это вовсе не означает, что государства, не являющиеся участниками этих договоров по правам человека, обладают полной свободой усмотрения в этой области и могут поступать со своими гражданами по своему усмотрению. И в этом огромная заслуга принадлежит тем нормам и положениям указанных документов, которые приобрели с течением времени силу общепризнанных обычных международных норм.
Иногда высказывается мнение, что Всеобщая декларация прав человека в наши дни стала полностью обязательной для всех государств. В известном смысле, так оно и есть, поскольку, как ранее отмечалось, конституции многих стран ссылаются на этот документ. Большинство положений ВДПЧ вошли и получили свое дальнейшее развитие во многих международных договорах, на них ссылаются государства в дипломатических нотах, где речь идет о состоянии прав человека в других странах, на них опираются практически все международные организации при принятии своих резолюций.
И все же рассматривать все нормы Всеобщей декларации в качестве общепризнанных обычных норм вряд ли целесообразно. Если подходить к этому вопросу строго юридически, а не только с точки зрения благих намерений, следует скорее всего признать, что, во-первых, для отнесения норм Декларации к числу общепризнанных обычных норм-правил нет необходимой практики государств, а во-вторых, поскольку нормы ВДПЧ носят рекомендательный характер, то уже в силу этого императив им не присущ. Кроме того, одно лишь словесное признание обязательности Декларации еще далеко не достаточно, необходимо, чтобы эта обязательность была официально юридически закреплена в конституционных актах, что далеко не всегда имеет место.