Структура и классификация прав и обязанностей человека
Права и свободы человека: структура, понятие, соотношение
Уже отмечалось, что права и свободы, взятые в единстве с обязанностями, составляют ядро правового статуса личности. В первой главе понятия прав, свобод и обязанностей были охарактеризованы в самом общем виде. Теперь обратимся к этим понятиям и их соотношению между собой.
Прежде всего нужно заметить, что права человека как правовое явление есть достаточно сложное структурное образование, в котором можно выделить ряд блоков.
Понятийный блок. Существуют вполне определенные различия между схожими, часто неправомочно отождествляемыми и широко употребляемыми в языке обыденной практики, юридической науки и публицистики понятиями: «права человека», «права гражданина», «права» и «свободы» человека, «основные права человека», «иные права человека», «права индивида» и «коллективные права», «права личности», «свободы личности». Это требует проведения достаточно четких смысловых границ между этими понятиями.
Временной блок. Права человека могут различаться во временном срезе, т.е. с точки зрения их возникновения (в этом случае речь идет о так называемых «поколениях» прав человека).
Предметный блок. Права человека различаются также и по сферам предметной жизнедеятельности людей - экономические, социальные, политические и др.
Юридический блок. В данном случае речь идет о юридическом (нормативно-правовом) закреплении прав и свобод. Это конституционно закрепленные права и свободы, международно-правовое закрепление, права и свободы, предусмотренные иными законодательными актами (в том числе материальными и процессуальными), подзаконными актами и актами локального действия.
Обратимся вначале к наиболее «тонкой» материи, касающейся различения терминов и понятий «права» и «свободы». Дело в том, что очень часто в юридических документах эти термины употребляются вместе («права и свободы человека»). Так, в ст.2 и ряде других статей Конституции РФ речь идет о правах и свободах человека, что дает основание для предположения о различном содержании этих двух понятий. Такое же положение имеет место и в международно-правовых документах. Из этого следует, по меньшей мере, два вывода, имеющие немаловажное значение: во-первых, содержание понятий «права» и «свободы», несмотря на свою близость, действительно различно, а, во-вторых, юридическая природа отражаемых этими понятиями явлений, и тем самым система соответствующих гарантий, идентична, одинакова что по отношению к правам человека, что по отношению к его свободам.
Но сначала о том, что же объединяет права и свободы, провозглашенные государством и закрепленные в различных юридических актах, прежде всего и главным образом в Конституции. Прежде всего, и те, и другие всегда означают определенную юридическую возможность для лиц поступать определенным образом. Поэтому «возможность» есть тот самый исходный конструктивный элемент, который и дает первоначальное представление о правах и свободах человека, гражданина, личности. В правовом общении имеющиеся у лица права и свободы всегда ассоциируются с наличием у него предоставленных законом возможностей. Практическая ценность юридических прав и свобод граждан и состоит в том, что они при наличии некоторых условий (также предусмотренных законодательством) могут превратиться в реальность.
При таком толковании прав и свобод (как возможности) центр тяжести переносится из сферы раскрытия внутреннего содержания возможности в область превращения ее в действительность. Но тогда приходится учитывать еще одно важное свойство возможности. Чтобы стать реальностью, превратиться в действительность, возможность должна осуществиться в активной, целенаправленной деятельности человека. Другими словами, юридическая возможность не превратиться автоматически, без приложения усилий со стороны самого человека, в действительность. Именно в ходе деятельности, в процессе осуществления конкретных действий, направленных на превращение возможности в реальность, последняя и становится осуществленной. А для этого человек избирает такой вариант своего поведения, который и приведет к нужным для него результатам. Иными словами, главным элементом всякого юридического права и юридической свободы следует признать возможность свободно избирать вариант своего поведения, его вид и меру, позволяющих воплотить эту возможность в нужную для человека (для его потребностей и интересов) реальность.
Теперь что касается различий между правами и свободами. Проведенные учеными-юристами многочисленные анализы текстов конституционных актов дают основания для следующих выводов.
Термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности для индивидуального выбора, не очерчивая при этом конкретного результата такого выбора. Иными словами, здесь законодатель имеет в виду главным образом волевую направленность и форму правового поведения человека, а не тот результат, который может быть достигнут:
- Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ)
- Каждому гарантируется свобода мысли и слова (ст. 29)
- Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 39)
- Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций (ст.20 Всеобщей декларации прав человека) и др.
Термин же «право» определяет, в отличие от предыдущего, во-первых, преимущественно конкретные действия человека, приводящие к определенному результату, и, во-вторых, как бы «намекает» на то, что данная возможность может быть реализована при условии более или менее достаточно подробно описанной юридической процедуры.
- Каждый имеет право участвовать в управлении делами государства
- Каждый имеет право избирать и быть избранным и т.п.
Тем не менее, термины «права» и «свободы» очень часто употребляются как синонимы и даже «поддерживают», дополняют и сопровождают друг друга. Поэтому различение терминов является скорее данью традиции, что сложилась еще в XVII-XIX столетиях.
«Поколения» и основные виды прав и свобод
Как уже отмечалось, развитие прав человека во временном измерении имеет свои особенности, которые выражаются в таком широко распространенном в науке понятии как «поколения» прав человека. При этом речь идет преимущественно о «поколениях» так называемых основных, т.е. фундаментальных прав человека (о том, что такое «основные» и «иные» («не основные») права человека, будет сказано ниже). Пока же ограничимся утверждением, что основные права человека и вытекающие из них иные права и свободы - это права, которые обеспечивают разнообразные сферы жизни человека - от личной до экономической и культурной.
Возникновение таких прав различается как по эпохам, когда эти права собственно и возникли (были осмыслены в представлениях людей), так и по своему содержанию. В литературе принято выделять три поколения прав и свобод человека.
Первое поколение. Сюда относятся те либеральные ценности, которые были сформулированы впервые в процессе осуществления буржуазных революций в Европе, а затем нашли свою конкретизацию и развитие в практике и законотворческой деятельности первых демократических государств. При этом речь шла, в первую очередь, о личных (гражданских) и политических правах и свободах: праве на свободу мысли, совести и вероисповедания, праве каждого гражданина на ведение государственных дел, праве на равенство перед законом, праве на жизнь, свободу и безопасность личности, праве на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, праве на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других. Большой интерес в этико-правовом отношении представляет возрождение в выдающимся документе Великой Французской революции - Декларации прав человека и гражданина такого права, которое выражается в презумпции невиновности: «Так как каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное, то в случае задержания лица всякая излишняя строгость, не вызываемая необходимостью в целях обеспечения его задержания, должна строго караться законом» (ст.9).
Эти и иные права и свободы выражали так называемую «негативную» свободу, т.е. в них формулировалась (различным, как можно видеть, способом) обязанность государства воздержаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия для участия граждан в политической жизни. Другими словами, первое поколение прав человека выражало идею освобождения личности от произвола государственной власти, которая в эпоху рабовладения и феодализма полностью подавляла человека, не рассматривала его как нечто достойное своего внимания.
Второе поколение. Оно сформировалось в процессе длительной и сложной борьбы народов разных континентов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса. Сюда причисляются так называемые «позитивные» права, т.е. права, для реализации которых требуется достаточно четко организованная и планомерно осуществляемая деятельность государства по обеспечению и защите этих прав.
В конце XIX - начале XX столетий значительную силу и авторитет в умах людей стал набирать новый либерализм (неолиберализм). Это был период, когда наступила резкая поляризация буржуазного общества, быстро входящего в эпоху империализма. Новый либерализм выдвинул идею социального реформирования общества, которое призвано было смягчить противостояние бедных и богатых. Таковой была, к слову, социальная политика немецкого кайзера Бисмарка. На базе его Манифеста 1881 года в Германии была установлена единая система социального обеспечения в сфере социального страхования. Веймарская же Конституция Германии 1919 года закрепляла возможность гражданам добывать себе содержание трудом (т.е. право на труд), а также право на социальное страхование в случае болезни, старости и т.д. Именно в Германии и было положено начало второму поколению основных прав человека.
И как это не покажется кому-то странным, но дальнейшие и мощное развитие эти права получили в СССР, особенно в Конституции 1936 года («сталинской» конституции). В ней был представлен исключительно (для того времени, конечно) широкий набор таких прав и свобод, которые, как говорится, и «не снились» западным странам (к слову сказать, некоторые из таких прав и свобод были закреплены еще в Конституции РСФСР 1918 года). Это, в частности, право на бесплатное образование, медицинскую помощь, равенство мужчин и женщин в избирательном праве и т.д. Иное дело, что социальная защищенность (гарантированность) этих прав и свобод в Советском Союзе оказалась минимальной. Но даже и такое положение оказало существенное влияние на мировое общественное мнение, на идею формирования в других странах второго поколения прав и свобод. Большое значение имели и боязнь социальных взрывов и потрясений в буржуазных государствах, а также весьма действенная и активная наступательная пропагандистская кампания многочисленных коммунистических и социалистических партий и движений, опорой для которых всегда была КПСС.
Результатом процесса развития неолиберальных настроений и практических шагов в области прав человека, опосредованных, несомненно, итогами Второй мировой войны, было создание всеобщего международного документа - Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Именно в ней в наиболее концентрированной, ясной и четкой нормативной форме были зафиксированы право на труд и свободный выбор работы, право на социальное обеспечение, право на отдых и досуг, права на защиту материнства и детства, право на образование, права на участие в культурной жизни общества и др. Более детально все эти права и свободы прописаны в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. В этом Пакте данные права и свободы не только конкретизированы, но и расширен сам их перечень, «каталог».
В чем принципиальное, сущностное отличие прав и свобод первого и второго поколений? Как можно было уже заметить, это различие обнаруживается при анализе позиций по отношению к тем и другим правам со стороны государства. Права первого поколения в политико-правовой мысли раннебуржуазного общества квалифицировались как негативные, то есть как права на защиту от какого бы то ни было, и, прежде всего, государственного, вмешательства в осуществление гражданских прав. Тем самым начали формироваться первые представления о гражданском обществе (обществе свободном от произвольного вмешательства в его жизнь со стороны государства) и правах членов такого гражданского общества. Это же касается и политических прав - прав участников осуществления политической власти, поскольку граждане (люди) одновременно выступают и как члены гражданского общества и как граждане конкретного государства. В эпоху формирования первого поколения речь шла прежде всего о защите индивидуальной свободы, ограничение которой неизбежно обедняет сферу общественной жизни и культуры, укладывает личность в прокрустово ложе государственной идеологии и политики.
Иная картина с позитивными - социальными правами, правами второго поколения. Для их реализации совершенно недостаточно воздерживаться от вмешательства в ту или иную сферу. Напротив, задача в том и состоит, чтобы создавать разнообразные социальные программы, вести всестороннюю организационную и хозяйственную деятельность, которая могла бы эффективно гарантировать провозглашенные в конституциях и международно-правовых документах права. Ряд современных государств так и не присоединились к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, мотивируя свой отказ тем, что обозначенные в этом пакте права не являются субъективными, поскольку не могут быть защищены в судебном порядке. Это, однако, не освобождает присоединившиеся государства от обязательств создавать все необходимые условия, в том числе и судебные, совершенствовать свое национальное законодательство и организовывать соответствующим образом свою деятельность. Дело в том, что на рубеже двух тысячелетий всякое современное государство не может не стремиться стать подлинно социальным. В наиболее развитых государствах - Германии, Франции, Италии и других эта тенденция налицо.
Третье поколение. В послевоенный период (после Второй мировой войны) стало формироваться третье поколение прав и свобод человека. Однако природа этих прав сегодня является достаточно дискуссионной. Есть различные взгляды на эту природу. Преимущественные представления связаны со взглядом на коллективный характер прав третьего поколения. Если раньше вопрос ставился о правах и свободах по отношению к отдельно взятой личности, то в современных условиях повышается роль и значимость общественных объединений, ассоциаций людей (профессиональных, экономических, политических, творческих). Речь чаще всего идет о солидарных правах («праве солидарности»). Сюда могут быть отнесены право на развитие, право на мир, право на окружающую природную среду, право на общее наследие человечества, право на коммуникацию, связанное с концепцией нового международного информационного порядка. Взгляд на коллективную природу права и свобод людей обосновывается тем, что в современную эпоху усилия одного гражданина объективно не могут преодолеть мощную машину современных государств, для этого нужны коллективные усилия объединенных общей идеей и общими социально-экономическими, политическими, культурными программами человеческих организаций.
В литературе признается, что под основными правами и свободами следует понимать закрепленные в конституционном порядке права и свободы. Причем часть из этих конституционных прав и свобод может иметь естественно-правовой и неотчуждаемый характер (право на жизнь, право обладать собственностью и др.).
Основные права имеют субъективный характер, то есть права принадлежат конкретному субъекту (лицу). Этот момент имеет исключительное значение, так как индивид всегда может сослаться на субъективный характер своего права в случаях коллизии между ним и государственной властью.
Но именно это обстоятельство (субъективный характер прав) и вынудил мировое сообщество обратить внимание на создание универсальных международно-правовых стандартов, которые также относятся к числу основных прав человека. Эти права (стандарты) отражены во многих международно-правовых актах, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, стандартов, определивших ту планку, ниже которой государство уже не может (не вправе) опускаться в плане обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Тем самым можно сделать вывод, что права и свободы человека перестали быть объектом только внутренней компетенции конкретных государств, а стали делом всего мирового сообщества. В наше время объем прав и свобод личности определяется не только конкретными особенностями того или иного общества, но и развитием общечеловеческих ценностей и культуры, уровнем и степенью интегрированности международного сообщества.
Универсальный набор основных прав и свобод, призванных в своем единстве обеспечить нормальную жизнедеятельность индивида в современных условиях, определен в таких важнейших международных правовых документах, как:
- Всеобщая декларация прав человека.
- Международные пакты о правах человека.
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
- Европейская социальная Хартия.
- Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека.
Итак, под основными правами человека предложено понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека. Основные права человека должны быть признаны каждым государством-участником независимо от того, закреплены эти права в конституции данного государства или нет. При этом приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека становится общепризнанным принципом международного сообщества. Соответствующая статья имеется и в Конституции Российской Федерации.
Помимо основных прав человека, есть и иные, но их никак нельзя отнести к числу каких-то второсортных, второстепенных. Дело в том, что основные права образуют своего рода стержень, каркас правового статуса личности. Это, если продолжить метафорические изыскания, своего рода ствол, от которого произрастают ветви, веточки и листья - иные права и свободы, относящиеся к конкретной предметной сфере жизни и деятельности личности.
Таким образом, основные права человека образуют фундамент, базу правового статуса личности (международно-правового и внутригосударственного) и одновременно (и тем самым) базу для производных от них, но ничуть не менее важных, иных прав и свобод.
Нельзя не коснуться здесь и проблемы соотношения индивидуальных и коллективных прав и свобод.
Самое существенное положение, определяющее взаимосвязь и взаимозависимость прав индивида и коллективных прав, заключается в следующем принципе: осуществление коллективных прав не может ущемлять прав и свобод индивида.
То, что индивидуальные и коллективные права неразрывно связаны между собой, очевидно и не подлежит сомнению. Но ясно и другое: их природа различна.
Права отдельно взятого человека (индивида) - это одна из главных ценностей человеческого бытия. В качестве таковой эта ценность должна выступать мерилом всех процессов, которые происходят в обществе, поскольку нарушение естественных прирожденных прав человека неизбежно деформирует нормальное развитие общества, вносит в него элементы антигуманизма, античеловечности. Отсюда и значимость «человеческого измерения», которое стало общепризнанных в международно-правовой практике (и языке) одним из центральных понятий последней четверти XX века.
Коллективные же права (право народа, право нации, право общности, ассоциации) - не естественные права. Они формулируются и кристаллизуются по мере становления интересов определенной общности или коллектива. И это вовсе не некая совокупность индивидуальных прав лиц, входящих в объединение (ассоциацию). Коллективные права имеют качественно иные свойства, которые определяются целями и интересами коллективного сообщества. Но и в этом случае «человеческое измерение», измерение индивидуальным правом, является приоритетным. Если коллективные права ведут к ущемлению прав отдельного человека, стало быть, цели, объединяющие данную общность, античеловечны, антигуманны и просто противоправны.
Сказанное, однако, вовсе не означает абсолютного примата индивидуального права над правами коллектива. Дело в том, что выработанный в течение столетий ценностный потенциал универсальных прав и свобод состоит как раз в том, что в них и заложен (правда, не всегда в очевидной для всех и всегда форме) оптимизирующий потенциал соотношения индивидуального и коллективного. Найти этот оптимум - задача как коллективного субъекта, так и индивида. Иное дело, что найти этот оптимум и составляет основную трудность в практической жизни.
Признаки, юридическая природа и система конституционных прав и свобод
Все поколения основных прав человека, как индивидуальные, так и коллективные, в современный период находят свое выражение и закрепление в основных законодательных актах государств конституциях. Не случайно их называют конституционными, хотя не все права и свободы (а также, естественно, и обязанности) закрепляются только в конституционных актах.
Конституционные права и свободы человека характеризуются рядом признаков, отражающих их особую юридическую природу, а также своей специфической системной классификацией.
К числу важнейших юридических признаков конституционных (речь идет главным образом о Конституции Российской Федерации) прав и свобод относится то, что они:
- Имеют непосредственное (прямое) действие.
- Выражают такой основополагающий правовой принцип как равноправие (правовое равенство).
Рассмотрим вкратце эти признаки.
Прямое (непосредственное) действие конституционных прав и свобод. Статья 18 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной ветвей государственной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Названная конституционная статья является одним из важнейших элементов общего механизма защиты прав и свобод человека и гражданина. При этом нужно иметь в виду, что статья 18 органически связана с другими статьями Конституции РФ - ст. 15, которая закрепляет принцип высшей юридической силы Конституции и ее прямом действии, и ст. 46, в которой фиксируется положение о наличии права каждого на судебную защиту.
Положение о непосредственном действии конституционных прав и свобод, как и вообще Конституции, в отечественной политико-правовой практике появилось впервые с принятием в 1993 году действующей Конституции. До этого прямому применению подлежали только лишь законы и иные нормативные акты. Что же касается положений советских конституций, то они носили, как правило, декларативный либо фиктивный характер. Что самое интересное и важное в рассматриваемом аспекте: нормы и положения советских конституций не рассматривались судебными органами в качестве оснований для судебного рассмотрения дел, отсутствовали и механизмы проверки законодательных актов на предмет соответствия их положениям Конституции.
Следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 18 права и свободы признаются непосредственно действующими вне зависимости от того, разработаны ли детальные правовые механизмы для их воплощения. Иными словами, даже если нет законодательных или подзаконных нормативных актов, закрепляющих те или иные юридические механизмы разрешения каких-либо правовых коллизий, то это не препятствует обращению в судебные органы, ссылаясь непосредственно на ту или иную статью Конституции, которая нарушена, и никакой суд не вправе отказать в рассмотрении дела по причине отсутствия конкретных механизмов. Скажем, в соответствии с ч. З ст.59 Конституции в суды могут подаваться исковые заявления о признании права на альтернативную службу в отсутствие закона, регулирующего соответствующие отношения гражданина и власти.
Принцип равноправия (правового равенства). Этот принцип означает формальное (формально-юридическое) равенство или формально равную свободу членов общества. Данный принцип в своих общих чертах раскрывается в ст. 19 Конституции Российской Федерации. Этот принцип терминологически, так или иначе, отражается еще во многих статьях Конституции:
- ч. 2 ст.6 - «равные обязанности»,
- ч. 4 ст. 13 и ч.2 ст. 14 - «равны перед законом»,
- ч. 4 ст.32 - «равный доступ»,
- ч. З ст. 62 - «наравне» и др.
Как можно видеть, речь идет о равенстве не только прав и свобод, но и обязанностей, что также имеет большой смысл.
Принцип равноправия включает в себя ряд аспектов:
- Правовой статус человека и правовой статус гражданина с точки зрения равноправия.
- Равенство конституционных прав и свобод индивидов независимо от их фактических различий, особенно половых.
- Равенство всех перед законом и судом.
- Равноправие в социальном государстве.
1. Граждане РФ, как и любого другого современного правового государства, с одной стороны, и иностранные граждане, лица без гражданства, с другой, не обладают равными правами, поскольку у них различные правовые статусы. Напомним: гражданин Российской Федерации - это физическое лицо, обладающее всеми правами и свободами человека, гарантированными в России, т.е. правами каждого человека и правами, гарантированными только гражданам РФ. Иностранцы и апатриды в Российской Федерации обладают правами и свободами, которые должны быть гарантированы каждому человеку. В то же время, поскольку они не являются гражданами РФ, в их отношении действует ч. З ст.62 Конституции Российской Федерации: иностранцы и лица без гражданства пользуются правами и свободами наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Скажем, иметь политические права и свободы или, например, обладать правом частной собственности на землю, могут только российские граждане.
2. В ч. 2 ст. 19 Конституции закрепляется очень важное положение: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
Принципу равенства противоречит дискриминация по любому признаку, фактически отличающему одних людей (граждан) от других. Конституция РФ прямо запрещает ущемление прав и свобод человека и гражданина при приеме на работу (службу) или учебу в государственные организации и учреждения, осуществлении избирательных, жилищных, земельных, иных прав и свобод.
Одной из наиболее сильных мер государственной гарантированности от дискриминации является уголовный запрет посягательства на равноправие, что закреплено в ст. 136 Уголовного кодекса РФ.
Важное положение конституционного принципа равноправия содержится в ч. З ст. 19 Конституции, в которой говорится о равных правах и свободах мужчин и женщин и равных возможностях для реализации этих прав и свобод. Однако на практике, в том числе и особенно в российской, действие этой нормы имеет свою специфику, что вызвано, в частности, особенностями российских традиций. Далеко не всегда у мужчин и женщин действительно имеются равные возможности для реализации своих прав и свобод. Скажем, в политической сфере предпочтение отдается мужчинам. При приеме на работу (особенно частными лицами) наиболее ярко проявляется отсутствие действия данного принципа. Другими словами, равноправие и равные возможности нередко не обеспечиваются друг другом.
3. Равенство всех перед законом, что гарантируется ч.1 ст. 19, - необходимое, но недостаточное условие равноправия. Если в законе устанавливаются привилегии или произвольно ограничиваются права определенных категорий лиц, то перед нами фактическое неравенство.
Неравенство перед законом в Российской Федерации, как и во многих других государствах, допускается. Более того, в ряде случаев такое неравенство является просто необходимым с точки зрения защиты других конституционно-правовых ценностей (например, при поступлении в высшее учебное заведение ряд категорий граждан имеют определенное преимущество перед другими: инвалиды, сироты, военнослужащие и др.; это относится и к порядку привлечения к юридической ответственности судей, депутатов представительных органов власти и т.д.).
Равенство всех перед беспристрастным судом означает равноправие, формальное равенство участников спора о праве. Перед лицом суда все формально равны независимо от имущественного и должностного положения и т.д.
Принцип равенства перед законом и судом относится не только к гражданам РФ, но и к иностранцам и апатридам. Скажем, в ст. 11 УК Российской Федерации говорится о том, что любое лицо, совершившее преступление на территории России, подлежит уголовной ответственности по данному кодексу.
4. В социальном государстве (а таковым является и Российская Федерация согласно ст. 7 Конституции РФ) принцип равноправия нарушается путем предоставления законных льгот и привилегий по признакам принадлежности граждан к той или иной категории, социальной группе и т.п. К примеру, положение ч. З ст.40 Конституции РФ звучит так: «Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату...». Это означает, что формальное неравенство граждан выражается в применении к лицам с разным имущественным положением разного масштаба. Не каждый гражданин, а только тот, кто рассматривается законом в качестве «малоимущего» или принадлежит к соответствующей категории, может (вправе) рассчитывать на то, что если он нуждается в жилище (а критерий опять-таки устанавливается законом, законодателем), оно будет предоставлено такому гражданину на условиях, названных в данной статье Конституции и конкретизированных законодательно.
Небезынтересно и очень важно заметить, что Конституционный Суд Российской Федерации такое неравноправие как раз и считает выражением принципа равенства (в смысле ч. 1 ст. 19) в социальном государстве. В частности, при рассмотрении одного из многочисленных дел по вопросам о нарушении прав человека и гражданина, Конституционный Суд посчитал, что в отношении обязанности платить законно установленные налоги, сборы равенство должно достигаться путем некоего справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов. Кстати, если все-таки сравнить такое решение Конституционного Суда ч.2 ст. 19, где говорится о равенстве прав и свобод независимо от имущественного положения, можно сделать вывод о сомнительности такого решения в плане его противоречия Конституции. Но тогда возникает и иной вопрос: насколько непротиворечива сама наша Конституция, насколько она объективна и насколько действительно соответствует как в указанном случае, так и во многих других, принципам подлинной справедливости и подлинного равенства как основополагающим правовым принципам?
Теперь обратимся к классификации конституционных прав и свобод.
Стало давно признанным (в международном и национальном законодательствах) деление всей совокупности многочисленных прав и свобод на три большие группы:
- Личные (гражданские) права и свободы
- Политические права и свободы
- Экономические, социальные и культурные права и свободы.
Рассмотрение всех этих групп с детальной характеристикой всех входящих в каждую группу прав и свобод не входит в нашу задачу. Перечислим лишь наиболее важные (основные) права и свободы с указанием статей Конституции РФ и международных документов, в которых они закреплены.
Личные (гражданские) права и свободы
Право на жизнь
Это - основное неотчуждаемое право каждого человека. В ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) говорится: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого гражданина». В той же статье поясняется, что никто не может быть произвольно лишен жизни, но смертная казнь допускается как наказание за самые тяжкие преступления».
В ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации это право также четко фиксируется: «Каждый имеет право на жизнь». Одновременно в части 2 той же статьи говорится о том, что «Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей».
Помимо названных документов, право на жизнь закрепляется и в ст. 2 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950г.).
Достоинство личности
О достоинстве личности (и тем самым о праве на сохранение (или неумаление) достоинства) говорится в ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Термин «Личность» в данном случае означает то же самое, что и «человек» («человеческое достоинство»).
Уместно подчеркнуть, что термин «достоинство личности» с юридической точки зрения не несет строго определенного смыслового заряда. Вместе с тем все мы довольно хорошо представляем, о чем конкретно идет речь в данном случае. И это как бы подтверждает и сама Конституция, когда в ч. 2 той же ст. 21 говорится о том, что требованию уважения достоинства личности противоречат пытки, насилие, иное жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание, проведение над человеком без его согласия медицинских, научных или иных опытов.
К международным документам, в которых речь идет о достоинстве личности, следует причислить, прежде всего, Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.).
Право на свободу и личную неприкосновенность
Это право предусмотрено ч. 1 ст. 22 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». В данном случае подразумевается свобода не в широком (философском, социологическом) смысле слова, а в юридическом: свобода от физического ли психического принуждения (физическая и духовная неприкосновенность), свобода действий и принятия решений, возможность располагать собой и не находиться под контролем, свобода человека по своему усмотрению перемещаться в пространстве (свобода перемещения).
О такой свободе говорилось еще в Великой хартии вольностей (1215г.): «Никакой свободный человек не будет взят или помещен в тюрьму, кроме как по законному решению его пэров или по праву земли».
Современные международные стандарты в области данного права прописаны в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 5), а также в ст. 1 Протокола № 4 к этой конвенции.
Право лица на решение судом вопроса о законности его задержания (правило Habeas Corpus)
Пункт 4 ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантирует каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, судебную проверку законности задержания и освобождение, если задержание незаконно (правило habeas corpus).
В Конституции Российской Федерации это правило (право) отражено в ч. 2 ст. 22, в которой фиксируется требование осуществлять арест или заключение под стражу, а также содержание под стражей только по решению суда.
Свобода передвижения
Право человека на свободу передвижения и поселения (выбор места пребывания и места жительства) - одно из важнейших основных прав человека. На международно-правовом уровне это право закреплено и достаточно подробно раскрыто в ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.). В ст. 2 Протокола № 4 к Европейской конвенции о правах человека это право также получило свои дополнительные гарантии.
В Конституции Российской Федерации право каждого, кто законно находится на территории России, свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства, закреплено в статье 27.
Свобода совести и вероисповедания
В статье 28 Конституции Российской Федерации четко и недвусмысленно закреплено, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, что включает в себя также право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободу выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Нужно заметить, что с этой статьей корреспондирует и другая статья Конституции РФ - п. 1.ст. 14, в которой провозглашен принцип светскости Российского государства. Особое значение имеет и Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятый Государственной Думой 19 сентября 1997 года и вступивший в силу 24 сентября 1997 года. В Международном пакте о гражданских и политических правах эти права нашли свое отражение в ст. 22.
Политические права и свободы
Свобода выражения мнений, свобода информации и средств массовой информации
В ч. 1 ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод право на выражение мнения включает в себя свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства государственных органов и независимо от государственных границ. В то же время в конвенции подчеркивается, что сказанное не препятствует государствам вводить лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.
Понимаемая таким образом свобода выражения мнения равнозначна свободе выражения убеждений, в том числе и прежде всего творческих. Именно в таком контексте идет речь в ст. 29 и ч.1 ст.44 Конституции Российской Федерации.
Нельзя не подчеркнуть, что свобода во всех приведенных ракурсах не может не иметь ограничений (о некоторых уже было сказано). Свобода не может быть беспредельной. Однако пределы эти тоже не произвольны, а предусматриваются законодательно. Наиболее остро в России стоит вопрос об ограничении свобод средств массовой информации. Эти ограничения очень часто (а можно сказать, что и практически всегда) отождествляются с цензурой, что, конечно, не так.
Право на объединение
Статья 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит, что «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов», а «Осуществление этих прав не подлежат никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц...».
В Конституции Российской Федерации аналогичные положения обнаруживаются в ст. 13 и ст. 30. Дальнейшую конкретизацию это право получило в федеральных законах «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года и «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 года.
Право граждан на проведение публичных мероприятий
Это право - одно из важнейших политических прав граждан. Оно нашло свое отражение в ст. ст. 17, 31 Конституции РФ, и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод - в ст. 16. Свою конкретизацию данное право (еще до принятия Конституции РФ в 1993 году) нашло в Указе Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 года «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования».
Полагаю, будет полезным дать приведенные в законодательстве некоторые определения, имеющие отношение к рассматриваемому политическому праву.
Собрания - обычно пребывание определенных граждан в определенное время в помещении, доступ в которое может быть ограничен устроителями собрания и осуществляемое чаще всего в явочном порядке, если устроители не нуждаются в предоставлении им помещения государственными органами.
Простые пикеты - немногочисленные манифестации (группы людей) возле правительственных учреждений, не препятствующие движению транспорта и пешеходов, и которые могут устраиваться в явочном порядке.
Манифестации (как таковые) - скопление более или менее значительной группы людей, что связано с определенным ограничением осуществления прав другими гражданами, принятия определенных регулирующих действий со стороны органов государственной власти или органом местного самоуправления; для проведения манифестаций требуется уведомительный или разрешительный порядок проведения таких манифестаций.
Митинги - собрания под открытым небом, на которых обычно могут присутствовать все желающие присоединиться к собранию (если это допускает место проведения митинга).
Шествие - организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы или дороги.
Демонстрация - публичное выражение группой людей общественно-политических настроений с использованием плакатов, транспарантов и т.п. во время шествия или скопления участников акции в людном месте.
Избирательные права
Избирательные права (как активные, так и пассивные), а также свободное волеизъявление на референдуме, гарантируются Конституцией Российской Федерации в ч. 2 ст. 32. Эти права нашли свою весьма детальную конкретизацию в Федеральном законе РФ от 6 декабря 1994 года «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». На международно-правовом уровне эти права закреплены в ряде документов, например, в ст.25 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Права граждан на равный доступ к государственной службе
Это право закреплено в ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации. Здесь фактически воспроизводится положение ст. 21 Всеобщей декларации прав человека и ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. Суть этих положений сводится к тому, что в современном демократическом государстве все граждане имеют равный доступ к государственной службе независимо от пола, расы, национальности, социального происхождения, имущественного положения и т.д. В Российской Федерации важное значение имело принятие Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года, в котором рассматриваемое право получило достаточно отчетливую свою конкретизацию.
Экономические, социальные и культурные права и свободы
Право частной собственности и ее наследования
Право каждого быть субъектом частной собственности описывается в различных статьях Конституции Российской Федерации: ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9, ст.ст. 17, 34, 35, 36, 55. Право частной собственности означает свободу индивидов и других социальных субъектов в отношении к средствам производства (собственность на предметы потребления имеет вторичный характер) и в экономике в целом, причем нужно заметить, что речь идет здесь о свободе в ее юридической форме.
На международном уровне юридическое закрепление это право получило во французской Декларации прав человека и гражданина (1789 г.), а также во многих современных международно-правовых актах (Всеобщая декларация прав человека (ст. 17) и др.).
Частная собственность на землю
В ч. 1 ст. 36 Конституции Российской Федерации частная собственность на землю предусмотрена только для российских граждан. Далее, в ч. 2 ст. 9 Конституции речь идет о гарантировании частной собственности не только на землю, но и на иные природные ресурсы.
Свобода и неприкосновенность собственности
Общее положение о свободе и неприкосновенности собственности сформулировано в ст. 1 Протокола № I от 20 марта 1952 года к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод: «Каждое физическое лицо или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества, кроме как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права».
В Конституции Российской Федерации (ст. 35) это положение имеет более конкретную формулировку: «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2). «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» (ч. З).
Свобода предпринимательства
Согласно абз. 2 ст. 1 Протокола № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, государствам предоставляется право обеспечивать выполнение таких законов, которые ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами. В сравнении абз. 1 ст. 1 указанного Протокола №1, в котором говорится о праве физического и юридического лица беспрепятственно пользоваться своим имуществом, Конституция Российской Федерации не устанавливает дополнительные гарантии свободы предпринимательства: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности» (ч.1 ст.34). Реализуя данное положение, в ч. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ устанавливаются права граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Право на образование
«Каждый имеет право на образование» - записано в ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации. Но такую формулировку не следует понимать, как право на получение от государства или частных лиц какого-то особого социального блага, которое описывается понятием «образование». В данном случае речь может идти лишь о праве на образование в смысле свободного доступа к образованию.
Именно в этом смысле нужно понимать формулировку ст. 2 Протокола №1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод: «Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при выполнении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование и обучение в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями».
Все названные выше права и свободы имеют природу, которая была раньше обозначена как status negativus (негативные права). Теперь назовем наиболее важные права, имеющие другую природу. Речь идет о правах status activus - положительные, активные права.
Право на коллективные трудовые споры и забастовку
В ч. 4 ст. 37 Конституции Российской Федерации признается право на индивидуальные трудовые споры (1) и право на коллективные трудовые споры (2)., включая и право на забастовку.
Индивидуальные трудовые споры возникают между наемным работником и работодателем по поводу соблюдения условий трудовой деятельности, установленных законом или контрактом (договором). Особой правовой природы такие споры не имеют и достаточно просто разрешаются в судебном порядке.
Более сложные случаи имеют место при возникновении коллективных трудовых споров между трудовыми коллективами (его представителями - профсоюзами и объединениями профсоюзов) и работодателями (объединениями работодателей). Но и эти споры также могут и должны разрешаться судами.
Право на квалифицированную юридическую помощь
В соответствии с ч. 1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждый гражданин вправе рассчитывать на квалифицированную юридическую помощь. Это же право прописано в ч. З ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, где оговариваются гарантии права на юридическое представительство и юридическую помощь по уголовным делам.
К числу других прав и свобод такого же рода и закрепленных в Конституции Российской Федерации, отнесем и такие:
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 40)
Право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42)
Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53) и др.
Юридические обязанности
Как уже отмечалось выше, правовой статус человека и гражданина включает в себя не только его права и свободы, но и обязанности. Они являются необходимой и обязательной составляющей взаимодействия государства, права и личности. Без них невозможна ни сбалансированная политическая система, ни эффективное правовое регулирование, ни четкий правопорядок и другие проявления общественной жизни. Юридическая обязанность – это предусмотренный законом вид и мера должного, общественно-необходимого поведения. В основе обязанности лежит необходимость, включающая в себя 4 элемента:
- необходимость совершить определенные действия, либо воздержаться от них;
- необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенное к нему законное требование;
- необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований;
- необходимость не препятствовать полномочному лицу пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право.
Обязанности тесно связаны с правами. Если субъективное право – это сфера власти и свободы человека, то юридическая обязанность – область необходимости. Функциональное назначение юридических обязанностей – корреспондировать с правами. Любые субъективные права могут быть реализованы через чьи-то обязанности, и наоборот, обязанности предполагают чье-то право требовать их исполнения. Принцип сочетания прав и обязанностей получил отражение во Всемирной Декларации прав человека, провозглашавшей, «что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности», что осуществление прав и свобод гражданином требует «должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе». В Международном пакте о гражданских и политических правах зафиксировано, «что отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит». В ныне действующей Конституции выражены обязанности: во-первых, необходимость соблюдать Конституцию и закон (ст. 15); во-вторых, платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), в-третьих, охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), нести военную службу, защищать Отечество (ст. 59).
Демократия предполагает не только права, но и обязанности. Права плюс обязанности, свобода плюс ответственность – такова основа устройства общества, необходимая для нормальной жизнедеятельности людей.
Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному в данной главе, можно сказать следующее.
Анализ объема и содержания, предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, позволяет сделать вывод, что большинство положений Конституции соответствует международным нормативно-правовым актам в области прав человека (Всеобщей декларации прав человека, Международным пактам о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.) и создает необходимую правовую основу для формирования демократического правового государства.
Но вместе с тем, реальность такова, что эти права нарушаются, не соблюдаются, слабо защищены, не обеспечены экономически. Ведь мало только лишь провозгласить права и свободы, необходимо чтобы они реально были осуществимы. Поэтому надо различать теорию прав человека и их практическую реализацию. «Не секрет, - делают вывод Ю.А. Дмитриев, А.А. Златопольский, - что Россия в настоящее время находится далеко не на первом месте по уровню жизни и ряд социально-экономических прав человека, входящих в международный стандарт, государство физически не может обеспечить». Как считает Н.И. Матузов, «для нормального функционирования прав человека в России не только не создана надлежащая среда, напротив, положение все более усугубляется непродуманными действиями и социальной политикой властей. В экстремальных условиях даже традиционные элементарные юридические возможности, предоставляемые субъектам законом, не могут быть на практике реализованы. Сплошь и рядом возникают ситуации, когда право есть, а блага нет, закон действует, а цели его не достигаются. Социальная сторона реформ оказалась наиболее неудачной, с далеко идущими моральными, материальными, духовными и психологическими и физическими последствиями. Не гарантировано основополагающее право человека на жизнь. Что же касается социально-экономических прав – то для значительной части населения стали недоступны высшее образование, медицинское обслуживание, отдельное жилье, лекарства, санаторное лечение и т.д. Дает о себе знать безработица. Положение усугубляется быстрым расслоением общества на «очень богатых» и «очень бедных». Права личности оказались провозглашенными лишь на бумаге, реально ничего не дают, не улучшают положение российских граждан. Помимо необеспеченности и негарантированности прав, они еще грубо нарушаются как криминальными элементами, так и самой властью, ее представителями».
Таким образом, фактическое осуществление прав и свобод человека характеризуется следующими чертами:
- Необеспеченность права человека на жизнь в условиях разгула преступности и криминализации общества и государства.
- Нарушение принципа равенства всех перед законом и судом, проявляющееся в условиях углубления социальной и экономической дифференциации общества имеющая место дискриминация прав человека по национальному, религиозному, имущественному и другим признакам.
- Злоупотребление свободой слова, печати и информации, особенно средствами массовой информации, когда нарушаются права человека на достоверную информацию, когда пропагандируется или поощряется дискриминация, вражда, насилие, безнравственность и т.п.
- Слабая социальная защищенность людей, когда государство не выполняет в полном объеме свои обязательства по выплате заработной платы, индексации сбережений, социальной компенсации, по своим финансовым и товарным долгам.
- Грубое и повсеместное нарушение одного из основополагающих прав человека – права на труд, а также тесно связанного с ним права на справедливые и безопасные условия труда, на равную оплату за равный труд, на вознаграждение, обеспечивающее нормальное существование для самого работника и его семьи.
- Нарушение прав человека на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилище, медицинское обслуживание.
Реализация прав и свобод человека и гражданина возможна на основе нормализации социально-экономической и политической обстановке в стране, демократизации всех сторон общественной и государственной жизни, безусловного соблюдения существующих стандартов в области прав человека всеми органами и должностными лицами государства.