Права человека: понятие, сущность, принципы
Основные понятия теории прав человека
Возникновение понятия «права человека» то есть осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Уже в V - IV вв. до н.э. древнегреческие философы утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, дарованные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе, В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. С развитием имущественных отношений права человека постепенно переходили в реальную действительность, закрепляясь в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступая критерием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства.
Права человека - неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия, Государство не «дарует» права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для отдельной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т.п.).
Права человека - это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Наряду с категорией «права» употребляется термин «свободы»: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. В литературе и законодательстве используются также категории «права гражданина» «права личности».
Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они не ограничиваются территориальными и национальными рамками, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.
Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах, а также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества
Права личности понимают как правомочия, принадлежащие к конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условия его работы и проживания. Под «личностью» подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.
В настоящее время в международно-правовых актах, литературе и законодательстве развитых государств категории «права человека», «права гражданина», «права личности» употребляются обычно в одном и том же значении, Использование отдельных категорий обусловлено чаще всего логическими и стилистическими правилами или необходимостью выделения того или иного аспекта проблемы прав человека.
Права человека и права гражданина - эти две категории прав обычно упоминаются в одном смысле, однако их содержание не одинаково. Права человека проистекают из теории естественного права, права гражданина - из теории позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются базовыми, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин, того или иного государства обладает всем набором прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин «гражданские права и свободы», объединяющий обе группы прав и свобод.
Права гражданина - своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах: в выборах высших и местных органов государственной власти, допуске к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности.
Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по соображениям общенародных интересов. Например, в Российской Федерации право частной собственности относится к категории прав человека, а право частной собственности на землю относится только к категории прав граждан.
Сегодня, при возросшей миграции населения разных стран, и прежде всего - рабочей силы и беженцев, а также в связи с развитием широких контактов в мире бизнеса, науки и культуры в каждой стране постоянно находится, а часто и оседает много людей, которые по разным причинам временно не приобретают гражданства государства пребывания. Их положение определяется только статусом прав человека, который, однако, охраняется каждым государством в силу его конституции и международного права.
В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова: «каждый имеет право на ...», «никто не может быть лишен ...», и т.д. Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то «гарантировать», «признавать» или «охранять». Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка «граждане имеют право». Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, то есть объема прав и обязанностей человека и гражданина.
Права человека представляют собой международный стандарт, на который равняются все цивилизованные государства. В преамбуле Устава ООН записано, что народы объединенных наций преисполнены решимости «вновь утвердить веру в основные права человека, в равноправие мужчин и женщин и в равенство больших и малых наций…».
ООН приняла ряд документов. Значение этих документов трудно переоценить. Все они имеют четкую гуманистическую направленность.
В ноябре 1991 года Верховный Совет России принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина - документ, во многом воспроизводящий положение Декларации ООН, а в чем-то их дополняющий и развивающий. В последующем основные идеи прав человека были включены в положения Конституции России 1993 года.
Сборник международных договоров о правах человека, изданный ООН в 1989 году, хронологически начинается с Конвенции о рабстве, подписанной в Женеве 26 сентября 1926 года, В нем около семидесяти международных договоров в защиту прав и свобод человека. Их состав постоянно пополняется. Один из важнейших новых документов - Конвенция о правах ребенка, принятая ООН в 1989 году.
Международный билль о правах человека состоит из трех документов:
Всеобщей декларации прав человека, а также принятых на ее основе Международного пакта об экономических социальных и культурных правах; Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативного протокола к нему.
Все три последних документа были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1966 года.
Особого внимания заслуживает Факультативный протокол, в соответствии с которым государства, его подписавшие, признают право Комитета по правам человека при ООН принимать и рассматривать жалобы своих граждан на нарушения в этих государствах положений Пакта о гражданских и политических правах. Далеко не все государства подписали его. Наша страна сделала это в 1991 году.
Содержание пактов составляют в основном, расширенные и конкретизированные положения Всеобщей декларации прав человека 1948 года.
Каждый может на основе своего собственного опыта, знаний обстановки в стране, в мире судить, в какой мере решены или решаются проблемы, затронутые в этих рекомендациях.
Конвенция (от лат. conventio - договор, соглашение) - международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Пакт - та же конвенция, только неоднородного содержания.
Широко известны международные конвенции: о дискриминации в области труда и занятий, о борьбе с дискриминацией в области образования, о принудительном труде, о рабстве, о статусе беженцев, о правах ребенка и др.
Особенность международных документов о правах человека заключаются в настоящее время в том, что они действуют на территории нашей страны не только посредством включения во внутреннее, национальное право, а еще и непосредственно.
Во многих странах права человека в наиболее полном виде зафиксированы в конституциях. Отдельные элементы прав и свобод человека могут быть отражены в нормах таких отраслей права как судовое, гражданское, семейное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, уголовно-исполнительное и др.
В соответствии с итоговым документом Венской встречи, подписанным в январе 1989 года, наша страна признала примат международного права над внутренним законом. Отныне не может быть оправданий отступлениям в отечественных законах от стандартов международного права.
Центральная идея прав человека: интересы личности абсолютны, интересы государства относительны. Достоинство личности никогда не может быть принесено в жертву интересам государства.
Важный вопрос прав человека - соотношение прав и обязанностей. Ранее был характерен такой порядок: сначала обязанности, потом права; обязанности важнее прав. Классическая точка зрения иная - она выражена в ст. 29 Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться только таким ограничениям, какие учитывают права и свободы других личностей и отвечают требованиям морали. Первичны все-таки права, ибо без них выполнение обязанностей превращается в рабское послушание.
Демократический подход к соотношению прав народа и отдельной личности выражается в положении: права человека имеют приоритет над правами народа.
Успешная реализация прав человека требует определенного, достаточно высокого уровня развития у людей терпимости, сдержанности, сочувствия к ближнему, скромности в проявлении своего «Я». Ф.М. Достоевский в свое время говорил, что свободные установления тогда хороши, когда они используются людьми, себя уважающими, а стало быть, уважающими и свой долг гражданина.
Несомненна также зависимость реализации прав человека от уровня экономического развития страны. Право на жилище не может быть полностью осуществлено до тех пор, пока не построят много достаточно добротного жилья. То же можно сказать и о праве на труд, отдых, социальное обеспечение, на свободный въезд и выезд из страны, передвижение по стране и т.д.
Генеральная Ассамблея ООН провозгласила международные стандарты в области прав человека в качестве задачи, к выполнению которых должны стремиться все народы и все государства.
Конкретно-исторический подход к познанию прав человека: сущность, содержание
В числе основных общенаучных методов (и одновременно принципов) познавательной деятельности особое место занимает метод конкретно-исторического исследования. Суть его состоит в том, что изучение интересующего предмета (явления, стороны, грани) действительности не принесет ожидаемого результата с точки зрения постижения истины, если исследователь будет игнорировать процесс возникновения и развития этого предмета. Именно изучение этого процесса даст более полные, а тем самым и объективные представления и знания относительно подлинных свойств, особенностей, содержания и динамики интересующего предмета.
Применительно к правам человека как предмету нашего познания конкретно-исторический метод заключается в том, что права и свободы человека представляют собой не плод умозрительных рассуждений и наблюдений, а особый феномен реальной культуры общества. С помощью этого метода, при условии действительно научного его применения, мы вполне логически можем придти к важным выводам, образующим собственно содержание конкретно-исторического метода в познании прав человека.
Современная система (классификация) прав и свобод человека возникла как результат длительного исторического становления разнообразных социальных образцов и стандартов представлений людей о месте и роли человека как такового (как Homo sapiens) в обществе и в целом во Вселенной (в Природе).
Смыслообразующим элементом таких представлений стали взгляды на понимание людьми своей (индивидуальной) свободы воли, на сферу проявления этой свободы через призму взаимоотношений с общественной властью, прежде всего и главным образом с властью государственной (политической). В условиях примитивного эгалитаризма (сплошного социального равенства), когда коллективное и индивидуальное начала человеческого бытия и сознания фактически совпадали, человеческий индивидуум не задавался вопросами, есть ли у него какие-либо и на что права и свободы, нужны ли ему они и вообще, что это значит - иметь права и свободы. Такие вопросы могут возникнуть лишь тогда, когда возникает действительная и осознаваемая (в той или иной степени) духовная, а затем имущественная, социальная, профессиональная и иная обособленность людей, то есть когда стал формироваться индивид в современном понимании этого термина.
Права человека возникли в сознании человечества не вдруг. Материальной первопричиной их стала практическая социальная деятельность как совокупность многократно производимых и воспроизводимых актов (действий) людей в процессе общения друг с другом. Эти акты социального действия приобретали постепенно устойчивую, повторяющуюся форму, столь устойчивыми и повторяющимися становились и сами общественные отношения. В этом процессе постепенно стали выкристаллизовываться то, что мы сегодня называем социальными нормами, ценностями, образцами (моделями, эталонами) поведения и поступков людей. Именно эти нормы стали выражать сочетание интересов различных людей, интересы коллективные (общественные) и индивидуальные. Сущность же такого сочетания состоит в том, что в них (интересах) выражаются соответственно притязания людей, как индивидов, так и общностей, на определенный объем благ и материальных и духовных условий жизни. При этом притязания отдельного человека отражают не абстрактные надежды и требования, адресованные в никуда. Эти притязания имеют достаточно отчетливо выраженный адресат - общество или государство, ибо лишь они способны на основе признания обоснованности и справедливости такого притязания обеспечить и защитить его.
Данное обстоятельство приводит к следующим важным выводам.
Во-первых, притязания отдельного человека на определенный объем благ и условия жизни выражают весьма четко стремление к известному материальному и духовному обособлению индивидов от других индивидов при одновременном достаточно отчетливом осознании ими, что без общения с себе подобными, вне общества (позднее - вне государства как основного социального института) отдельный человек просто перестает быть таковым.
Во-вторых, такое обособление в процессе развития человеческого общества постепенно приобретает такой характер, который определяется реальным социальным положением конкретного индивида в обществе. А это положение, в свою очередь, обусловливается принадлежностью индивида к конкретной социальной группе (общности, классу), относительно которой и формулируются индивидом те или иные притязания.
Но помимо этих притязаний к «своей» общности у индивида возникают притязания и к другим общностям, которые частично совпадают с первыми, частично не совпадают. Но главное - уже становится возможным выделить «частные» и «общие» притязания.
Вот эти-то притязания, как общие, так и частные, и получают впоследствии название «права человека».
Впервые эти процессы, описанные выше, мы наблюдаем в древнегреческих полисах и древнеримском обществе (V - VI вв. до н.э.). Именно к этой эпохе относится зарождение самой идеи прав человека, что связано с формированием такого общественно-государственного состояния (и соответствующего понятия) как гражданство. Гражданство определяло, несмотря на естественные физические, интеллектуальные, имущественные, национальные и иные индивидуальные особенности людей, то общее, что объединяло их в единое целое. Целое, определяющее принадлежность всех людей к одному полису (городу-государству), а тем самым общность их социальной судьбы. Именно гражданство стало тем своеобразным оселком, на котором проверялась обоснованность предъявляемых гражданином (т.е. свободным человеком в античном истолковании этого слова-термина); притязаний к полису относительно объема своих благ и материальных или духовных условий его жизни, которые позволяли бы получать эти блага и пользоваться ими.
По мере развития общества содержание таких притязаний изменялось численно, количественно и качественно. При этом такие изменения происходили, как показывает вся человеческая история, в ходе борьбы сословий и классов за свои различные права в социальной, политической, экономической, духовной и иных сферах: восстания рабов, крестьянства, национально-освободительные войны, пролетарские революции и т.п.
Наконец, еще одно обстоятельство, характеризующее особенности применения конкретно-исторического метода в познании прав человека. Зарождение и развитие прав человека и науки, изучающей сами права и их генезис, отражают собой динамику культурного прогресса человечества как в самом широком, так и в узком смыслах слова. Этот прогресс, очевидно, и может считаться прогрессом как таковым, если в нем проявляется постоянное обогащение, распространение и развитие прав человека. Культура, помимо всего прочего, что включается в ее многообразное содержание, есть выражение уровня, достигнутого обществом в области прав человека: культура тем выше, тем богаче, чем больше признаваемых и гарантируемых обществом и государством различных прав человека и гражданина.
Методологические подходы к трактовке сущности прав человека
Предметным приложением конкретно-исторического метода к познанию прав человека может служить анализ основных методологических подходов к пониманию сущности прав человека в истории политико-правовой мысли. Таких подходов сложилось два.
Естественно-правовой подход к сущности прав человека. Суть данного подхода состоит в трактовке прав человека как выражении свободы человека. Свобода отдельного человека, свобода, исключающая несправедливое на нее посягательство, есть высшая ценность, определенная самой Природой или Богом. Тем самым такая свобода, такая ценность есть и высшая справедливость, исходящая от них. И только они - Природа или Бог - могут определять границы этой свободы и критерии этой справедливости. А на земле устанавливать ограничения естественной свободы и критерии ее справедливости может тот, кто представляет Бога (правитель как наместник Бога на земле), либо само общество, в котором сложилось единое понимание свободы человека как высшей ценности и высшей справедливости, следование которым обеспечит прогрессивное развитие общества в целом и каждого человека в отдельности.
Впервые отождествление понятий прав человека и свободы, как считается, было осуществлено в XXIV веке до н. э. в Древнем Востоке (освобождение одним из правителей Шумера своих подданных, вдов и сирот, храмовых слуг от несправедливых действий сборщиков налогов, должностных лиц, священников посредством установления и применения санкций к последним).
Идея естественного права, восходящая к римской цивилизации, претерпела несколько этапов своего торжества и падения. В первый - римский - период свобода (права) человека, соотносившаяся, правда, лишь со свободными гражданами, воплощалась в реальной жизни, особенно в эпоху республиканского Рима, весьма наглядно. Многие свидетельства того времени (Сенека, Цицерон и др.) служат тому ярким подтверждением.
В период средневековья свобода человека начинает резко ограничиваться практически во всех сферах жизнедеятельности в силу природы самого феодализма как общества всеобщего закрепощения. Но уже в тот период предпринимаются первые попытки ограничить произвол власть предержащих, особенно монархов (английские Великая Хартия вольностей 1215 года, Хабеас Корпус Акт 1678 года, Билль о правах 1689 года и др.).
Эпоха Возрождения дает новый импульс возрождению идей естественного права в доктринах и трудах Жан-Жака Руссо, Джона Локка, Шарля Монтескье, Гуго Гроция, Томаса Пейна, Томаса Джефферсона, Иммануила Канта и многих других философов, юристов, представителей богословия.
Вторая половина XIX века - первая половина XX века характеризуется очередной стагнацией идей естественного права, что обусловлено становлением и развитием капиталистического строя, сопровождавшегося многочисленными войнами, в том числе двумя мировыми войнами, не способствовавшими развитию этих идей. Лишь после окончания Второй мировой войны, в 1948 году, Генеральная Ассамблея ООН приняла основополагающий документ новой эпохи в области прав человека - Всеобщую декларацию прав человека. Поэтому с полным основанием можно читать, что мы сегодня переживаем третий этап возрождения великих идей естественного права, в рамках которых мы понимаем и познаем права человека.
Таким образом, естественно-правовая доктрина прав человека основывается на том, что права человека понимаются как такое выражение соотношения человека и власти (прежде всего государственной власти), при котором власть ограничивается в своих произвольных посягательствах на свободу индивида. Власть не имеет возможности, не должна отчуждать или ограничивать произвольно эту свободу. При этом рамки ограничений определяются как универсальными общечеловеческими ценностями, сложившимися в процессе эволюции человечества, так и нормативно-правовыми регуляторами (законами, декларациями, актами), которые содержат эти ценности.
Позитивистский подход к пониманию сущности прав человека. Суть позитивистского толкования природы и сущности прав человека состоит в том, что права человека, их объем и содержание определяются государством как основным, наиболее значимым и приносящим наибольшее благо обществу, социальным институтом. Государство не просто определяет те или иные права человека, оно выступает по отношению к индивиду в роли патера - отца (патерналистские функции государства по отношению к индивиду).
Позитивистская концепция прав человека как одно из направлений юридического позитивизма, возникшего во второй половине XIX века, нашло свое выражение во взглядах многих зарубежных и отечественных мыслителей и ученых (А. Меркель, Д. Остин, К. Бергбом, Г. Кельзен и др.). Этих воззрений придерживался известный русский философ права Б.Н.Чичерин.
В заключение уместно отметить, что начавшееся в прошлом веке противопоставление между естественно-правовым и позитивистским подходами к пониманию природы и сущности прав человека не исчезло. Однако «чаша весов» в этом противостоянии все более склоняется в сторону естественно-правового толкования прав человека. Это не означает абсолютного превосходства естественно-правовых идей, в них тоже можно найти немало «минусов», но все же позитивизм по гораздо большему числу причин вынужден уступить первенство. В этом - особенность современного уровня осмысления прав человека как явления цивилизации и культуры.
Современная интерпретация природы и сущности прав человека. Определение понятия «права человека»
Рассмотренные основные методологические подходы к трактовке сущности прав человека дают, конечно, достаточные представления об интересующем нас здесь предмете. Вместе с тем нельзя не указать на несколько моментов, которые объективно отражают наиболее существенные свойства прав человека как социально-культурного и правового феномена.
1. Права человека - исключительно многоаспектное, многомерное явление. Однако при любом подходе к анализу их природы и сущности очевидно главное - их органическая связь с генезисом и содержанием норм права. Именно в нормах права различной юридической силы и различного вида и формулируются эти права.
2. Исходным началом генезиса правовых норм и тем самым прав человека выступают мононормы, т. е. первобытные социальные (родовые) нормы, в которых слиты воедино религиозные, моральные и обычные правовые установления и предписания. В этих нормах главное - отражение обычаев (устойчивых привычек поведения) людей догосударственной эпохи, правила поведения, которые убеждают не угрозой принуждения, а целесообразностью. Мононормы отражали собой в конечном счете необходимость, полезность и целесообразность коллективного (общественного) труда.
3. Именно в этих мононормах, носивших синкретичный характер, в зачаточном состоянии содержались представления людей о добре и зле, их соотношении между собой в человеческих отношениях. Тем самым формировались и первые представления о взаимопомощи, взаимозащите, эндогамии.
4. Главная задача родовых мононорм – обеспечить (поддержать и сохранить) целостность общины (рода, племени), ибо вне общины жизнь индивида была бы просто невозможной в те эпохи. Отсюда признание свободы отдельного человека сливалось с признанием свободы всего рода-племени.
5. На стадии разложения родоплеменной организации общества возникают правовые нормы в собственном смысле слова. Синкретизм мононорм начинает разрушаться. Обычаи, нормы морали, религии и права, начинают более-менее отчетливо различаться. Однако правовые нормы изначально не были однозначно связаны с фиксированием и защитой прав (свобод) человека. Свобода, как уже отмечалось, соотносилась лишь с довольно немногочисленной верхушкой (элитой - в широком смысле) общества. Нормы права отражали собой главным образом возможность и способность правящей элиты применять к остальной части населения методы и средства принуждения. В этом смысле правовые нормы и права человека - разновременные с точки зрения возникновения явления.
6. Лишь на этапе рационально-логического осмысления сущности, места и роли права в жизни общества, его соотношения с властью (государственной властью прежде всего), начинается процесс диффузии права и прав человека. Основные этапы такого взаимопроникновения были кратко рассмотрены в предыдущем разделе.
7. Недопустимо с точки зрения объективной истины резко противопоставлять естественно-правовой и позитивистский подходы к толкованию природы и сущности прав человека. Современная их трактовка исходит из необходимости оптимального сочетания обоих подходов, но при известном и критически оцениваемом доминировании естественно-правового толкования. Если элементами прав человека с позиций естественного права выступают свобода, справедливость, человеческое достоинство, человеческое счастье, то позитивистское толкование предполагает наличие в правах человека элементов соотношения индивида и государства в плане их взаимной ответственности (со стороны государства - эффективных гарантий соблюдения и защиты прав человека).
Итак, выше изложенное дает возможность вычленить следующие основные черты (признаки) прав человека как феномена человеческой цивилизации и культуры, что позволит затем и сформулировать дефиницию понятия «права человека».
По своей природе права человека есть законное и обоснованное притязание индивида к государству и обществу на определенный объем (размер) материальных и духовных благ, соответствующие им условия жизни, не противоречащие общечеловеческим и принятым мировым сообществом стандартам (образцам, эталонам) таких благ и условий.
Права человека всегда нормативно выражены (закреплены) в нормах международного и/или внутригосударственного (национального) права. Возникновение прав человека связано с первичными представлениями людей о свободе, справедливости, человеческом достоинстве и счастье, зародившимися в эпоху социального расслоения.
В правах человека отражается идея недопустимости произвольного отчуждения или ограничения государственной властью свободы воли индивида и одновременно идея признания индивидом социальной значимости государства как основного социального института и права как социального регулятора.
Итак, Права человека - это закрепленные в нормах международного и внутригосударственного права признанные обществом и государством исторически сложившиеся общечеловеческие стандарты (эталоны) свободы, справедливости, человеческого достоинства и счастья, выраженные в виде материально-духовных благ определенного размера (объема) и содержания, соответствующих им условий жизни человека, законное и обоснованное притязание на которые человеком признается обществом и государством, ими произвольно не отчуждаются, не ограничиваются и гарантируются.
Принципы прав человека
Хорошо известно, что в правах человека в понятийной и обыденной форме воплощены давно и широко известные идеалы человечества, которые охватывают все сферы социальности: свобода, равноправие, солидарность, толерантность (терпимость), демократия и т.д. Но права не конечный этап, они могут пересматриваться, совершенствоваться и т.д.
Принципы объясняют и доказывают ценность прав человека. В результате как ценностное явление последние выступают устойчивым представлением о чем-то как предпочитаемом, как о благе, то есть о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, планам человека и пр. (Апресян Р.Г.). Поэтому принципы, лежащие в обосновании прав человека, следует понимать не как застывшую догму, а как развивающееся вместе с обществом представление, идущее от идеала к действительности, от ценности к факту.
Современное человеческое сообщество постепенно определяет свои приоритеты. В правовой сфере это, например, демократия, социальное и правое государство, правозаконность, права человека. Последние центром внимания делают личность (индивида), его достоинство в повседневной жизни, актуализацию его творческих возможностей, сохранение человека в коэволюции с природой. Поэтому права человека относятся к числу созидательных, развивающихся и консолидирующих идей.
Основополагающим принципом прав человека является принцип гуманизма. Истоками гуманизма явилась идея о нравственной ценности человеческой жизни и личности, ее свобода и необходимость защиты достоинства человека, борьба за его права. Сущность гуманизма заключается в заботе о человеке, признании его как личности, его праве на свободу и неприкосновенность.
Государство должно использовать власть лишь на благо членов общества. Только то государство, которое признает права человека, опирается на принципы разделения властей и верховенство права может считаться правовым и нравственным.
Принцип уважения человеческого достоинства. Этот принцип утверждает ценность всякой человеческой личности вне зависимости от имеющегося статуса. Он предполагает уважительное отношение к каждому со стороны других людей, а также общества и государства. Осознание собственного достоинства и уважительное отношение со стороны других людей и государства чрезвычайно важны для самоутверждения личности, ее практических успехов.
Однако, следует отметить, что самовозвеличивание и уверенность в собственном превосходстве над другими приводят к деформации личности и к неконструктивным отношениям с окружающими.
В контексте принципов прав человека, а не отдельного права человеческое достоинство интерпретируется значительно шире – как качество ценности всякого представителя человеческого рода.
Уважение человеческого достоинства отражается всей системой прав человека и наиболее ярко в таких правах, как право на имя, жизнь, запрет пыток, запрет рабства, неприкосновенность чести и репутации, право на защиту своих прав и др.
Принцип свободы. Главное для человека – свобода, которая должна быть средой его обитания. В сфере свободы человек избирает свой собственный жизненный путь, реализует свои интересы. Выдвижение свободы в качестве главного принципа жизнедеятельности человека означает разрыв с прежним подходом к его взаимоотношением с государством, когда человек выступал в качестве подданного, призванного безропотно выполнять волю правителя, государства. Свобода превращает зависимого человека в гражданина, определяя новый характер его взаимоотношений с государством. Без свободы невозможно гражданское общество, признающее и соблюдающее права человека.
Принцип равноправия и равенства. Из общего свойства людей, что они люди и обладают человеческим достоинством, следует принцип их равной, одинаковой значимости для политической, правовой, экономической, социальной жизни, следовательно, и равенство их прав.
Правовое равенство – это универсальный способ выражения юридического равновесия, т.е. сочетание интересов отдельных людей, отдельных социальных групп и слоев населения, разных народов и национальностей.
Принцип равноправия порождает многие другие права, как, например, право на равенство перед законом и судом, недопустимость всех форм дискриминации, право на культурное, религиозное и языковое разнообразие, право на интеграцию инвалидов, пожилых людей и многое другое. Принцип равенства не признает каких-либо привилегий для одних людей, а для других нет. Это расценивается в обществе, как дискриминация.
С другой стороны, установление равенства, и более того, если оно еще утверждено законодательно, то это естественно скажется и ограничит потенциальные проявления индивидуальности, столь необходимые для развития личности и общества в целом.
Нельзя ставить знак равенства между равноправием и уравниловкой, ибо равенство в правах означает гарантию ряда возможностей, а вот вопрос о претворении их в жизнь целиком и полностью остается на усмотрении самого индивида. Уравниловка не учитывает личного участия каждого индивида в создании общего блага в соответствии с его возможностями и потребностями.
Принцип равноправия выражает требование к установлению характера отношений между людьми на основе уважения, достоинства каждого, он составляет конститутивный признак справедливости, а также является важнейшей стороной демократического образа жизни.
Принцип солидарности. В исходном смысле этот принцип означает единение, совместность, взаимопомощь и поддержку. Он основывается на взаимном признании прав, а, следовательно, на обязанностях и ответственности.
Права человека кажутся индивидуальными лишь на первый взгляд, их общая организация – явление глубоко социальное. Права возможны, если их обеспечивают обязанности других лиц (государство, индивиды, общество и т.д.). Общая связь и зависимость людей, их помощь друг другу в реализации прав и прочее – являются условием существования прав и делает их общественным и солидарным институтом, качество которого проявляется, например, в сфере труда и капитала (забастовки, коллективные переговоры, равные условия труда), в сфере социальной деятельности власти (охраны здоровья, пенсионное обеспечение, охраны здоровья и т.д.).
Теория прав человека предполагает, что пользование правами будет осуществляться, во-первых, ответственно, т.е. без нарушений прав других людей; во-вторых, с уважением к правам других людей; и, в-третьих, при условии содействия и помощи друг другу. При таких условиях солидарность превращается в гарантию существования прав, а также гарантию личной и социальной безопасности.
Сегодняшнее российское правосознание воспринимает солидарность сравнительно негативно, что отчасти объясняется официальным статусом этой ценности в советскую эпоху заформализованностью, коллективным способом организации общественных отношений, правовым бескультурьем населения, отсутствием опыта совместной защиты прав человека и т.д. Все это ставит перед российским обществом и государством целый ряд сложных задач, в том числе и связанных с формированием культуры прав человека, преодолением нравственного кризиса и сохранением духовности, являющихся неотъемлемыми качествами личности.
Принцип демократии. Главный смысл этого принципа связан с характеристикой особой социальной среды (общественными отношениями, которые гарантировали бы права человека), способами осуществления субъективных прав, формированием практики политического участия, гражданственностью личности, «формой устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству» (Пугачев В.П., Соловьев А.И.).
При демократии (в идеале) становятся реальными избирательные права граждан, право участвовать в общественных делах, при которых исключается всякое насилие или принуждение, гарантируется высокая степень свободы в создании разнообразных организаций и т.д. Она способна принести пользу как наиболее рациональная форма организации и управления, при которой максимально возможны права человека. Демократия позволяет посредством сотрудничества, компромисса, выявления альтернатив гармонизировать различные права, интересы и предпочтения, улаживать разногласия мирным путем, исправлять ошибки и т.д.
Плюрализм, принятый при демократии, обеспечивает широкий диапазон мнений и вариантов действия. Он дает возможность учесть мнение и интересы разных групп населения, компенсировать политическую пассивность граждан деятельностью активных представителей групп и тем самым приблизить власть к народу. Вовлечение в политическое участие граждан усиливает контроль за деятельностью лиц, бюрократизацией чиновничества, предупреждает злоупотребление властью представителей государства.
Демократия содержательно развивает общественно-политические права, обучает граждан пользоваться ими, позволяет развивать самосознание личности, столь необходимое для реальности прав человека, воспитывает гражданскую культуру и культуру прав человека, которые в свою очередь формируют активное участие в политике, власти, готовность к самоограничению, компромиссам, подчинению закону и т.д.
Демократия не означает утверждения человека и его прав за счет и в ущерб обществу. Принцип демократии сам по себе не является абсолютной ценностью, поскольку автоматически не гарантирует свободы, равенства и справедливости. За внешней «оболочкой» демократия имеет и негативные стороны. Однако, стремление современного мира к демократии не случайное явление, ибо при наличии ряда обстоятельств демократия имеет ряд преимуществ перед другими формами социальной организации и деятельности. В системе, где признаются права человека, высоко ценится человеческая жизнь и человеческое достоинство, сохраняется легальная возможность для совершенствования общественных отношений.
Принцип демократии универсален, имеет значение не только как идеал, условие, режим или сторона прав человека, но и как компонент глобальности общества, активно участвующий в процессе становления единого человечества.
Принцип терпимости (толерантности). Это особый принцип прав человека, который утверждает уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
Терпимость как личное качество проявляется в отношении индивида к другим людям и их правам, вытекает из факта уважения прав других людей. Она выражает убеждения, что все свободны иметь собственное мнение и веру, свободы от авторитетов и предрассудков, каждый вправе критиковать других людей и власти, а также внимательно прислушиваться к критике.
Однако терпимость имеет границы. Снисходительность и прощение не должны превращаться в попустительство беззаконию, безнравственности, бесправию и несправедливости. Игнорирование норм морали, закона, прав человека должно находить адекватные средства сопротивления.
Борьба с нарушениями прав человека не должна превращаться в нарушение прав, защита собственных прав не может перерождаться в безнравственную акцию.
Принцип справедливости. В системе прав человека содержание справедливости проявляется достаточно широко и многогранно. Сущностно права человека выражают справедливость как объективно необходимую потребность индивида в самоопределении и самодеятельности. Осуществленная справедливость – критерий правильности позитивно сформулированных норм о правах человека. Справедливость присутствует как оценочный фактор в процессах осуществления прав; по форме и существу пользование и реализация прав должны отличаться той правильностью, пропорциональностью, честностью, беспристрастностью и т.д., что будет свидетельствовать о наличии справедливости.
Три максимы выражают основные требования справедливости: «будь честным», «не вреди другому», «воздай каждому свое». Россияне ассоциируют справедливость с тремя образами: добром, правдой и честностью; равенством, а также воздаянием по заслугам.
Справедливость – это та социальная обязательность, исполнения которой люди ждут, рекомендуют и, прежде всего, требуют друг от друга и в первую очередь от власти, «форма должествования», которой человеку вменяется действия, гарантирующие права людей.
Объективное выражение справедливости выражено в правах человека. В них формально выражены гармония, баланс, мерило тех индивидуальных и общественных благ, которыми должен обладать индивид как существо, наделенное человеческим достоинством и живущее демократично и солидарно со свободными, равноправными личностями, ответственно и творчески организующими жизнь на нашей Земле.