Основы государства и права (Малько А.В., 2015)

Понятие и сущность права. Право в системе социальных норм

Право: понятие и признаки

Право имеет богатую историю. Многие мыслители пытались проникнуть в тайны права, определить его, дать точное понимание этого важного социального института. И это не случайно. Право пронизывает всю нашу жизнедеятельность. Виднейший русский теоретик права Н. М. Коркунов еще в начале XX в. заметил: «…можно, пожалуй, найти человека, во всю свою жизнь никогда не заинтересовавшегося вопросами естествознания и истории, но прожить свой век никогда не задаваясь вопросами права, дело совершенно немыслимое… По крайней мере одно право, право личной свободы, не может вас не интересовать» (Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909. С. 7).

Действительно, право – явление сложное, многогранное, имеющее разнообразное понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т. п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, эстетических и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т. п.).

Во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством.

Однако и в этом юридическом значении термин «право» используется по-разному, ибо есть право субъективное и объективное.

Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т. п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Объективное право (или собственно право) – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право – это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Если объективное право – это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право – это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. Вместе с тем следует не забывать, что не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения, и обязанность государства – признавать и защищать эти права.

Подразделение права на субъективное и объективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений.

Право (в этом сугубо юридическом и объективном смысле) – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаками права можно назвать следующие.

1) Волевой характер права. Воля – это активность лица, направленная на удовлетворение потребностей, это сознательно обусловленное состояние индивида, выраженное в целенаправленном поведении. Воля отражает интересы человека, которые определяют направленность воли, ее содержание. Воля пронизывает всю деятельность личности, в том числе и деятельность юридическую. Право есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а, прежде всего, государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства общества.

2) Общеобязательность права. В этом проявляется суверенитет государства, означающий, что выше власти, чем власть государства, в обществе быть не может, и что все принимаемые нормы права распространяются на значительный круг субъектов. Право в большинстве своем содержит в себе не просто рекомендации и просьбы, а достаточно жесткие требования, обращенные ко всем либо большому кругу субъектов. Вместе с тем степень общеобязательности может быть разной у разных законов и подзаконных актов. Одно дело Уголовный кодекс РФ, который действует в отношении всех граждан, другое дело, например, Закон о прокуратуре, который распространяется только на соответствующих работников прокуратуры.

3) Нормативность означает, что право, прежде всего, состоит из норм, то есть общих правил поведения, регулирующих большое количество общественных отношений и действующих непрерывно (постоянно), то есть вплоть до отмены или изменения. Например, норма Конституции РФ, гарантирующая право на получение квалифицированной юридической помощи, вступает в действие всякий раз, когда тот или иной человек не может без вмешательства юристов-профессионалов решить свои жизненные проблемы.

4) Связь с государством демонстрирует, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т. п. С другой стороны, само государство не может существовать без права, ибо именно через него оно только и способно проводить ту или иную политику.

5) Формальная определенность характеризует право как явление, имеющее определенные внешние формы выражения и внутреннюю структуру. Определенность проявляется в точности воплощения модели поведения субъектов, четкости проведения границ правомерного и неправомерного, законного и незаконного. Формальность же есть документальное закрепление содержания права в различных его источниках: законах, указах, нормативных договорах. Другими словами, право имеет внешне выраженную письменную форму, оно обязательно должно быть объективировано, воплощено вовне. Отсюда и необходимо при решении юридических дел ссылаться на права и обязанности, установленные в конкретной статье конкретного закона или подзаконного акта, например Гражданского кодекса РФ.

6) Системность означает, что право – не механическая совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, непротиворечивый, упорядоченный организм, где каждая часть его имеет свое место и играет свою роль. Право – сложное социальное образование, элементы которого связаны друг с другом, находятся во взаимодействии. В частности, в нем органически соединены различные отрасли и институты, объективное и субъективное право и т. д.

Ценность и сущность права

Право представляет собой одно из сложных феноменов человеческой цивилизации, весьма непростой социальный институт нашей жизнедеятельности. Издавна учеными исследуются проблемы ценности и сущности права.

Раскрыть значение права для общества можно через его ценность, под которой понимается способность права служить средством для удовлетворения прогрессивных интересов общества и отдельной личности. Ценность – есть то, что необходимо человеку и обществу, что удовлетворяет какие – то интересы. Ценности могут подразделяться на первичные и вторичные, основные и инструментальные. Первичными, основными ценностями являются жизнь, здоровье, честь, достоинство, свобода человека и т. п. Право же выступает ценностью вторичной, инструментальной.

Собственная ценность права состоит в том, что оно является равной мерой свободы и справедливости для людей, средством юридической защиты их от произвола и беззакония.

Право выступает инструментом регулирования общественных отношений, придавая действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность. Оно содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество, устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния. С помощью права пытаются решать глобальные проблемы современности (экологические, антитеррористические и т. п.), утверждать нравственные начала в общественной жизни, воспитывать население и формировать цивилизованную правовую культуру.

Одновременно право закрепляет и защищает следующие важнейшие социальные ценности: моральные (честь, достоинство, имя), культурные (памятники истории и культуры, произведения литературы и искусства), экономические (собственность, конкуренция, свободный труд), политические (демократия, разделение властей, политическое и идеологическое многообразие) и т. д. Обеспечивая данные разнообразные ценности, право создает тем самым основу для уважительного к себе отношения, формирует желание у субъектов вести себя правомерно. Без принятия права как ценности личность не станет социально активной, а право ею будет оцениваться только как инструмент, связанный лишь с внешней принудительной силой.

Кроме того, из законов и подзаконных актов гражданин узнает об иных ценных вещах: об устройстве государства, в котором он проживает, об органах государства, с которыми он постоянно контактирует, о том, что можно иметь в собственности и как ее в случае необходимости цивилизованно защитить, кто такие истец и ответчик, чем уголовная ответственность отличается от административной, и иную полезную юридическую информацию.

Наиболее важным выступает вопрос о сущности права, то есть о том, что является в нем главным, основным, принципиально значимым, необходимым. Сущность права – «крепкий орешек». Ее не так-то просто выявить, установить.

Поэтому при рассмотрении сущности права важно учитывать две стороны: формальную и содержательную. С формальной точки зрения любое право по своей природе есть, прежде всего, регулятор общественных отношений. Однако если при анализе сущности права ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможет познать сущность права конкретного общества. Например, рабовладельческое право Древнего Рима и современное право Италии далеко не тождественны по своей сущности.

Отсюда необходимо обратиться к содержательной стороне, позволяющей ответить на следующие вопросы: чьи интересы обслуживает в первую очередь данный регулятор, какие функции осуществляет в приоритетном порядке?

История, социальная практика убедительно показывают, что право может использоваться в различных целях как средство первоочередного удовлетворения классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных, расовых и иных интересов.

Исходя из этого, можно выделить и соответствующие подходы к сущности права.

Хронологически первым является классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса.

Существует также общесоциальный подход, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т. п.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

Основные учения о праве

Множественность теорий правопонимания обусловлена различными национальными и религиозными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально-психологическими особенностями. Учитывая такой плюрализм мнений и сложную природу самого права, И. Кант верно заметил, что «юристы до сих пор ищут свое определение права». В силу того что право находится как бы на «перекрестке» удовлетворения интересов различных социальных групп, слоев, классов, элит, оно может быть использовано в разных целях.

Выделяют следующие основные теории правопонимания: естественно-правовую, историческую, нормативистскую, материалистическую, психологическую и социологическую.

Естественно-правовая теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII–XVIII веков.

Представители: Гоббс, Локк, Радищев и другие.

Основные идеи:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон (наряду с позитивным правом, то есть законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое «неписаное» право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);

2) отождествляется право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);

3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», приобретаются от рождения либо от бога.

Достоинства:

  • это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый более свободный строй;
  • в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми; должны приводиться в соответствие с правом, то есть с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. п.;
  • провозглашает источником прав человека природу либо бога и тем самым «выбивает» теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

Слабые стороны:

  • такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) «уменьшает» его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма не просто;
  • такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

Историческая школа права наиболее логически завершенную форму получила в конце ХVIII – начале XIX веков.

Представители: Гроций, Савиньи, Пухта и другие.

Основные идеи:

  1. право – историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;
  2. право – это прежде всего правовые обычаи (то есть исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания» и т. д.;
  3. представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие «естественные» права человека.

Достоинства:

  • впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;
  • справедливо подчеркивается естественность развития права, то есть тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;
  • верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.

Слабые стороны:

  • данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;
  • ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству: между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.

Нормативистская теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX веке.

Представители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и другие.

Основные идеи:

1) исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;

2) по Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства:

  • верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;
  • нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;
  • признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Слабые стороны:

  • осуществлен слишком сильный крен к формальной стороне права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т. п.). Отсюда представители данной теории недооценивают связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами, то есть излишне «очищают» от них право;
  • признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами и однозначно произвольными.

Материалистическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XIX–XX веках.

Представители: Маркс, Энгельс, Ленин и др.

Основные идеи:

  1. право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление;
  2. содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть;
  3. право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право – это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.

Достоинства:

  • в связи с тем, что представители данной теории право понимали как закон (то есть как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;
  • показали зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;
  • обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

Слабые стороны:

  • преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества;
  • слишком жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.

Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX веке.

Представители: Петражицкий, Росс, Рейснер и другие.

Основные идеи:

  1. психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;
  2. понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности – правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, то есть представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т. п., которые соответственно формируют «игорное право», «детское право» и т. д.

Достоинства:

  • обращено внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и пр. Отсюда, нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида;
  • повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;
  • источник прав человека здесь «выводится» не из законодательства, а из психики самого человека.

Слабые стороны:

  • осуществлен слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т. п.), от которых тоже зависит природа права:
  • в связи с тем, что «подлинное» право (интуитивное) практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Социологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX веке.

Представители: Эрлих, Жени, Муромцев и другие.

Основные идеи:

  1. разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право – в сфере сущего;
  2. под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т. п. Право – это реальное поведение субъектов правоотношений – физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины – теория «живого» права;
  3. формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Достоинства:

  • такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление;
  • совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;
  • эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Слабые стороны:

  • если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;
  • в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

Принципы права: понятие и виды

Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

Представляется, что принципы права должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право. Принципы – это своего рода отправные пункты, показывающие вектор правового регулирования.

Принципы права – более фундаментальные и обобщенные правила поведения, чем юридические нормы. Отсюда принципы обладают значительной устойчивостью и стабильностью, фиксируются преимущественно в конституциях либо в важнейших законах.

Принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой покоятся и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся его система.

Они служат своеобразным «маяком» для правотворческой (оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки и издания нормативных актов), правоприменительной и правоохранительной деятельности. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым относят такие принципы, как:

1) справедливость (означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т. п.; данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством. Для права этот принцип имеет особое значение. Далеко не случайно, что слова «право» и «справедливость» являются однокоренными, что ряд мыслителей, ученых-юристов подчас определяют право как нормативно закрепленную справедливость. Так, по словам Цельса, «право есть наука о добром и справедливом», по мнению Г. Гроция, «право не что иное, как то, что справедливо», во введении к Законам Хаммурапи сказано, что эти законы издаются для того, чтобы «дать сиять справедливости в стране»);

2) юридическое равенство граждан перед законом и судом (этот принцип означает равный правовой статус всех субъектов и нашел свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая установила: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»);

3) гуманизм (означает, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство; об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам»);

4) демократизм (означает, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, в формировании и осуществлении правовой политики страны, в защите своих прав и свобод; в реализации права показателем демократизма является порядок образования и функционирования правоприменительных, в том числе правоохранительных органов, степень их доступности для граждан, уровень юридической помощи населению);

5) единство прав и обязанностей (выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений – субъектов права, и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей и обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов);

6) федерализм (он присущ только для тех правовых систем, которые существуют в федеративных государствах и означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства – общефедеральная и региональная);

7) законность (означает систему требований общества и государства, состоящую в точной реализации норм права всеми и повсеместно, что нашло свое отражение в ст. 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»);

8) сочетание убеждения и принуждения.

Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т. д.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми.

К ним относятся: в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в трудовом праве – принцип свободы труда; в земельном праве – принцип целевого характера использования земли и т. п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

Сочетание убеждения и принуждения в праве

Убеждение и принуждение – универсальные методы социального управления, которые присущи различным регуляторам, в особенности праву.

Убеждать – значит склонять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, расширяя свободу выбора. Убеждение может осуществляться в правовой сфере через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т. д. Государство и общество, прежде всего, должны максимально использовать методы убеждения в правовом регулировании, как основные, главные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.

К важным формам убеждения относятся правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое значение имеет обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия.

Принуждать – значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться в правовой сфере через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т. д. Особенности принуждения:

  1. это более жесткий метод воздействия права на субъектов;
  2. является второстепенным, применяемым после убеждения, методом;
  3. осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве;
  4. выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, то есть включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний.

Главная задача законодателя – установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве.

Во многом убеждение и принуждение воплощаются в праве в двух соответствующих методах – диспозитивном и императивном.

Понятие и виды функций права

Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения.

Функции права – это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Функции права – это такие виды его воздействия на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, выражают необходимость самого существования права как социального института.

С помощью понятия «функции права» можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действие. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересовано общество, государство, иные субъекты. Право придает действиям лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность.

Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких).

Если следовать широкому смыслу функций права, то среди них можно выделить, например, такие, как:

  • экономическая (право, устанавливая правила игры в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т. п.);
  • политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);
  • воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);
  • коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим «посредником» между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими и юридическими лицами).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью нее призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы – поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т. п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости. Эта функция направлена на содействие движению общественных отношений в форме правоотношений.

Формами осуществления регулятивной функции выступают: определение соответствующих юридических фактов в гипотезах юридических норм; установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования; закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволений; фиксацию моделей правоотношений и т. п.

Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений – обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений – и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуют конкретные помехи. Для того чтобы убрать с пути данные препятствия, и используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей, признанных в обществе – жизнь, здоровье, честь, достоинство, свобода, собственность, правопорядок, безопасность и т. д.

Формами осуществления охранительной функции права выступают: установление обязанностей, запретов, приостановлений, мер пресечения, мер принуждения; фиксация негативных санкций – наказаний и процедуры их претворения в жизнь.

Право по своей сути направлено на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов, их групп, государства по отношению к своим гражданам. В нынешних условиях именно от права люди ждут надежных гарантий от произвола власти, корпоративных структур, засилия преступности.

Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга – каждая из них вносит свой вклад в упорядочение социальных связей.

Особенности и взаимосвязь социальных и технических норм

Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности и которое подразделяется на индивидуальное и нормативное. Если индивидуальное регулирование проявляется в том, что один конкретный субъект воздействует на другого, предписывая ему строго определенную модель поведения (например, приказ ректора об отчислении из вуза конкретного студента), то нормативное регулирование реализуется с помощью создаваемых в обществе норм, содержащих предписания общего характера и направляющих поведение большого круга людей (например, выраженные в законах правовые нормы).

Нормативное регулирование осуществляется с помощью норм, которые, в свою очередь, подразделяются на технические и социальные.

Технические нормы – это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. В качестве примера технических норм можно назвать правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива, государственные стандарты, технические условия.

Особенности их:

  1. предмет регулирования здесь не сугубо социальный;
  2. субъектный состав» связан не только с людьми, но и с внешним миром, природой, техникой.

Социальные нормы – это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относят правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, корпоративные и иные нормы.

Особенности их:

  1. предмет регулирования здесь уже сугубо социальный – общественные отношения;
  2. субъектный состав связан только с людьми как представителями социальной сферы.

К признакам социальных норм можно отнести и следующие: объективность (данные нормы складываются исторически, закономерно, под давлением необходимости, как результат нормативного обобщения актов взаимодействия между людьми) и системность (отражая различные сферы общественной жизни, социальные нормы имеют определенную иерархичность, занимают то или иное место в социальной регуляции, играю в ней конкретную роль).

В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами общества, государства, других людей.

Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых аккумулируется опыт многих поколений.

Социальные нормы – это определенные образцы поведения людей, участников общественных отношений, которыми они руководствуются в процессе жизнедеятельности.

Возникая на конкретном историческом этапе, социальные нормы становятся своеобразным показателем уровня культуры данного общества, олицетворяют собой степень его цивилизованности, особенности жизнедеятельности того или иного народа, нации.

В первобытнообщинном строе социальными нормами выступали преимущественно обычаи. По мере усложнения общественных связей возникали все новые и новые социальные нормы – моральные, религиозные, правовые, корпоративные и т. п.

Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию общества к самоподдержанию порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена выступают в качестве тех ценностей, которые человек стремится получить, освоить, и поэтому обменные отношения приобретают нормативно-ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи, возникающие в процессе обмена деятельностью, становятся привычными эталонами социального поведения.

В любой стране существует целая система социальных норм, которые создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены духовными и социально-экономическими факторами жизни данного общества.

Различные виды социальных норм (правовые, моральные, политические и т. п.) участвуют совместно в процессе упорядочения ими общественных отношений, выступая вместе с тем относительно самостоятельными и во многом отличающимися друг от друга регуляторами.

Технические и социальные нормы взаимодействуют между собой. В частности, важнейшие для общества технические нормы поддерживаются правом и государством, становясь уже технико-юридическими правилами поведения. В силу этого они выступают не только целесообразными, но и общеобязательными, влекущими за собой определенные юридические последствия. Так, уголовное законодательство предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ, за нарушение правил вождения и эксплуатации транспорта и т. п.

Остальные технические нормы, в частности действующие в бытовой сфере, не поддерживаются правом и, следовательно, их нарушение не ведет к какой-либо юридической ответственности (например, правила обращения с различными домашними приборами – холодильниками, магнитофонами, пылесосами, стиральными машинами и т. д., правила приема лекарств).

Существенные последствия возникают при нарушениях экологических состояний и равновесий. В таких случаях природа жестоко «мстит» за произвол, искусственное вмешательство в естественные балансы, эволюционное развитие крайне опасно для жизнедеятельности человека. Загрязнение окружающей среды, повреждение ее объектов наказуемы по российскому законодательству, хотя санкции за такие деяния, на наш взгляд, недостаточно строгие.

В эпоху научно-технического прогресса роль технических норм многократно возрастает.

От их соблюдения или несоблюдения в буквальном смысле слова зависит жизнь, судьба, здоровье людей. Именно из – за нарушения подобных правил, инструкций происходят разного рода аварии, крушения, другие чрезвычайные происшествия.

Право и мораль: единство, различие, взаимодействие, противоречия

Мораль – это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т. п.

Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Этика же – есть наука о морали (нравственности).

Моральные нормы есть особый тип социальных норм, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе высшие нравственные ценности (добро, честь, достоинство, порядочность, долг и т. д.). Справедливо замечено, что общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражено в «золотых правилах нравственности»:

«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», «не причиняй вреда другим» и т. п. Моральные нормы – это выработанные обществом требования к человеку как к члену данного общества, действенность которых зависит от степени их усвоения индивидами, от формирования их внутренних представлений, убеждений относительно собственного и чужого поведения в процессе общения с другими людьми. Оценка собственного поведения, внутренний самоконтроль (что называется совестью) – важнейшая составляющая моральных норм.

Единство между правовыми и моральными нормами заключается в следующем:

  1. в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;
  2. они имеют единую цель – регулировать социальные связи;
  3. у них единый объект регулирования – общественные отношения;
  4. исходят, в конечном счете, от общества.

Различия между правом и моралью:

  1. по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то право – вместе с государством);
  2. по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право – в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму);
  3. по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право – наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить);
  4. по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые – в конкретно установленный срок);
  5. по способу обеспечения (если нормы права обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права – мерами государственного воздействия);
  6. по критериям оценки (если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права – с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного).

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных («не убий», «не кради» и т. п.). Следовательно, общие признаки, существующие между правовыми и моральными нормами, во многом создают условия для их весьма тесного взаимодействия.

Вместе с тем возможны и противоречия между ними, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов). Например, с позиции права мать в принципе может отказаться от своего ребенка еще в роддоме, с позиции же морали ее поведение будет осуждено общественностью.

Право и обычаи

Обычаи – это исторически сложившееся правило поведение, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и ставшее в силу этого регулятором общественных отношений.

Под обычаями можно понимать сложившиеся традиции, ритуалы, обряды, имеющие социальную значимость. Обычаи весьма многообразны, ибо складываются в рамках жизнедеятельности того или иного народа, нации, территориальной либо профессиональной группы и т. п. Обычаи – исторически первая группа социальных норм, возникшая одновременно с возникновением самого общества. Они воплощают в себе определенные итоги жизнедеятельности, общественный опыт, закрепляют то, что сложилось в результате длительной социальной практики.

Обычаи не столь тесно связаны с правом, как нормы морали. Однако, выступая особой разновидностью социальных норм, обычаи имеют следующие формы взаимоотношений с правовыми нормами:

1) древнейшее право возникало именно во многом из обычаев, которые санкционировались государством, приобретая тем самым юридический характер. В качестве примера здесь можно назвать и законы ХП таблиц, и Русскую Правду, и т. д. И сегодня в ряде стран отдельные обычаи в случае необходимости трансформируются в правовые нормы, то есть приобретают форму правового обычая. Так, статья 129 действующего Кодекса торгового мореплавания РФ устанавливает, что день и час подачи уведомления о готовности судна к погрузке определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения обычаями данного порта;

2) правовые нормы могут поддерживать социально ценные обычаи, создавать для них режим наибольшего благоприятствования, стимулировать их осуществление (при празднованиях юбилеев, приведении к присяге соответствующих лиц и т. п.). Государство, которое стремится обеспечить соблюдение норм права, должно использовать «плюсы» обычаев, их сильные стороны (такие, как устойчивость, массовость, повторяемость, известность, апробированность и пр.);

3) правовые нормы могут запрещать социально вредные обычаи, соблюдение которых противоречит сложившемуся образу жизни в конкретном обществе, могут ограничивать сферу их действия. Так, в п. «л» ст. 105 УК РФ устанавливается ответственность за убийство на почве кровной мести, то есть предусматривается уголовное наказание за соблюдение обычая кровной мести;

4) правовые нормы могут относиться нейтрально к тем обычаям, которые не имеют ярко выраженного социально ценного либо социально вредного характера (торжественная регистрация брака, празднование дня рождения и т. д.).

Право и корпоративные нормы

Корпоративные нормы – это правила поведения, устанавливаемые общественными объединениями в их актах и охраняемые мерами социального воздействия. Корпоративные нормы – это особая разновидность социальных норм, призванных регулировать отношения, складывающиеся между членами, участниками общественных объединений (общественных организаций, фондов, акционерных обществ, компаний и др.).

Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения:

  • выражают волю участников (членов) общественных объединений;
  • цели, задачи и функции данных структур;
  • компетенцию их подразделений;
  • перечень прав и обязанностей членов;
  • порядок вступления и выхода из данной организации;
  • гарантии соблюдения установленных предписаний и т. п.

Корпоративные нормы (нормы общественных объединений) похожи на нормы права тем, что:

  1. закрепляются также как и юридические нормы в письменных актах-документах (например, в уставах, положениях, решениях), принимаемых на общих собраниях, конференциях, съездах;
  2. имеют обязательный характер для членов организации;
  3. требуют внешнего контроля за их осуществлением;
  4. обладают фиксированным набором средств обеспечения реализации своих предписаний;
  5. представляют собой систему норм, то есть упорядоченную совокупность правил поведения.

Вместе с тем между правовыми и корпоративными нормами существуют и следующие различия:

  1. если нормы права принимаются государством, то корпоративные нормы – соответствующими общественными структурами;
  2. если нормы права обеспечиваются мерами государственного воздействия, то корпоративные – силой общественного мнения данной организации;
  3. если нормы права общеобязательны, то корпоративные нормы – обязательны только для членов соответствующих общественных организаций;
  4. если нормы права призваны регулировать широкий круг общественных отношений, то корпоративные нормы – только внутриорганизационные.

Правовые и корпоративные нормы могут взаимодействовать между собой в сфере установления правоспособности общественных организаций (кооперативных, профсоюзных и пр.), при оценке правомерности принятого общественной структурой решения.

Правовые нормы общественных организаций могут содержаться в актах, издаваемых совместно с государственными органами. При этом они приобретают значение нормативно-правового акта. Все негосударственные организации могут принимать участие в правотворчестве, однако осуществляют они эту функцию в различных формах и в разном объеме. В основном лишь профсоюзам (согласно Федеральному закону «О профессиональных союзах») предоставлено право принимать нормативно-правовые акты в пределах своего ведения.

Правовые нормы (ст. 6, 7, 30, 52, 96 и др. Конституции Российской Федерации, ст. 4, 6, 17 и др. Федерального закона «Об общественных объединениях» и иных нормативных актов) определяют сферу действия корпоративных норм, корректируют их, показывают степень их обеспечения.

Правосознание: понятие, структура, виды

Правосознание – это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.

Правосознание – это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т. п.

Структура правосознания включает в себя два элемента:

  1. правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки субъектами права);
  2. правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее собой более рациональный уровень правовых оценок).

Правовая идеология – главный элемент в структуре правосознания.

По содержанию правосознание подразделяется на:

  • обыденное (массовые представления людей, настроения «по поводу» права, возникающие под влиянием жизненного опыта);
  • профессиональное (чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов на основе юридической практики);
  • научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права).

По субъектам правосознание классифицируется на:

  • индивидуальное (правосознание отдельной личности);
  • групповое (правосознание отдельных групп людей, например, студентов, чиновников);
  • общественное (правосознание всех членов общества).

С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом; с другой стороны, само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения), так и на уровне правореализации (правосознание обеспечивает добровольное соблюдение норм права и помогает правоприменению; оно необходимо для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств, для преодоления пробелов).

Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия.

Правовая культура и правовое воспитание

Правовая культура личности – это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.

Не всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знание юридических правил сочетается с потребностью соблюдения их предписаний, кто в своей деятельности им следует.

Таким образом, структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

  1. психологический элемент (правовая психология);
  2. идеологический элемент (правовая идеология);
  3. поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.

Правовая культура общества – это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов:

  1. уровень правосознания и правовой активности общества;
  2. степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т. п.);
  3. степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими факторами:

  • реальной потребностью в праве;
  • состоянием законности и правопорядка в стране;
  • степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования.

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание – сложный процесс, включающий в себя следующие составные части:

  • субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);
  • объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т. д.);
  • содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т. п.);
  • методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);
  • формы воспитания:
  1. правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях);
  2. правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, иными средствами массовой информации);
  3. юридическая практика (способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе, прежде всего, правоприменительной деятельности и т. п.);
  4. самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений);

Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.