Правоведение (Мухаев Р.Т., 2013)

Право: происхождение и сущность

Вместе с возникновением государства появляется право. Это было естественно, поскольку государство является организацией, которая объединяет уже не родственников, а население, проживающее на определенной территории. Для регуляции взаимоотношений между соседями оказываются недостаточными обычаи, традиции, нормы морали и религиозные верования, кровнородственные связи. Тогда и возникло право как регулятор взаимоотношений в обществе, где люди не равны в имущественном и социальном положениях.

Взаимосвязь государства и права подчеркивали уже античные ученые. Римский мыслитель Цицерон понимал под государством не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов.

Однако многовековая история существования права не закрепила за ним однозначного понимания.

Право: понятие, признаки, функции

Значение термина «право»

В повседневной жизни мы сталкиваемся с различными толкованиями термина «право».

Во-первых, под правом понимаются социально-правовые притязания людей на определенные блага, удовлетворение которых позволяет им полноценно существовать. В основном они составляют естественные права человека, т.е. притязания, обусловленные его природой: право на жизнь, человеческие условия существования, право на свободу, собственность, счастье, честь, достоинство, сопротивление угнетению и т.п. В связи с этим мы часто произносим «я имею право», когда претендуем на получение каких-либо благ.

Цицерон связывал право с самой природой, с естественным состоянием человека. По его мнению, право — это «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга»1.

Правда, на практике эти притязания могут быть государством только провозглашены, но не гарантированы.

Во-вторых, в объективном смысле право понимается как мера допустимого поведения, зафиксированная в системе общеобязательных правил поведения, которая создается государством и действует независимо от воли и сознания отдельных лиц. Обязательность соблюдения и исполнения этих юридических норм каждым человеком обеспечивается государственным принуждением. В данном случае система юридических норм есть властное явление государства, закрепленное в системе законодательства (конституция, законы, указы, постановления). В этом значении право, по мнению Аристотеля, является регулирующей нормой политического общения и должно быть критерием справедливости.

По своему происхождению право связано с такими понятиями, как правда, справедливость (от лат. jus — справедливо, законно, justicia — законность, правосудие). В этой связи известный римский юрист Цельс (I в. до н.э.) подчеркивал, что право есть наука о добром и справедливом.

Многие источники феодального права именовались правдами, например «Русская правда». Это понимание права сохранено в конституциях современных государств. Например, Конституция США устанавливалась в том числе для «утверждения правосудия», а одним из устремлений испанского народа по Конституции 1978 г. является желание «установить справедливость».

В-третьих, существует толкование термина «право» в субъективном смысле. В этом случае право выражает официально признанные возможности, которыми располагают люди, организации и которые гарантируются государством. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья и т.п. Здесь социально-правовые притязания получают не только официальное закрепление в законодательных актах государства, но и обеспечиваются гарантиями их осуществления.

В-четвертых, предельно широкое понимание права, включающее в себя все правовые явления: субъективное и объективное право, правовую психологию, правовую культуру, правовое сознание, принципы права и т.п. В этом случае понятие «право» отождествляется с термином «правовая система», который объединяет всю совокупность правовых явлений, существующих в обществе: правовые идеи, источники права, институты права, отрасли права, правовые традиции, правосознание, правовую культуру, правопорядок, способы толкования норм права и т.п.

Однако понятие «правовая система» имеет особенность: оно раскрывает процесс образования права в конкретном обществе и его эволюцию. Различают романо-германскую (Германия, Франция, Италия и т.п.), англосаксонскую правовые системы (Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия и т.п.), систему мусульманского права (Индия, Пакистан, Бирма, Сингапур, Малайзия и т.п.).

Так, романо-германская правовая система возникла в результате заимствования и приспосабливания норм римского права к конкретным условиям европейских государств.

Основным источником (формой) права, т.е. актами государства, в которых закреплены нормы права, являются законы.

Из-за многозначности термина «право» при его употреблении всякий раз требуется уточнение, в каком смысле оно используется.

Сущность права

Право создавалось людьми для удовлетворения определенной социальной потребности. Люди не могут существовать, не взаимодействуя друг с другом, не создавая коллективов, организаций. Только благодаря этому взаимодействию они удовлетворяют свои материальные, духовные, физиологические и иные потребности.

Однако в большинстве своем интересы и потребности не совпадают, поскольку все люди наделены разными способностями и талантами, имеют неодинаковое материальное положение и социальный статус. Вследствие этого для их совместной деятельности требуется наличие четких правил, которые являются результатом согласия, компромисса и должны соблюдаться всеми, быть обязательными для всех. Обязательность соблюдения таких правил придает человеческим действиям и поступкам предсказуемость, управляемость, а всему обществу — стабильность и упорядоченность.

Для отдельной личности право гарантирует свободу, независимость, индивидуальность, определенную границами этих правил.

Право в нормативной форме вводит в ткань человеческих отношений ценности добра, справедливости, милосердия, гуманизма и т.п. Именно через право эти ценности становятся элементами человеческого поведения. В этом выражается общечеловеческое назначение права.

Однако стабильность и упорядоченность социальной жизни могут достигаться и подчинением одной части населения правилам, которые установила другая часть, обычно меньшая. Тогда право служит интересам правящего класса или правящей группы и реализуется как властные веления этого класса или группы.

Право в таком случае — неотъемлемый компонент власти правящего класса и уже не несет в себе равного масштаба и одинаковой меры свободы для всех. Право в данной ситуации есть свобода одних и несвобода других. Классовую направленность, т.е. функцию защиты интересов правящего класса, право приобретает в рабовладельческом, феодальном и буржуазном обществах, в которых классы собственников использовали его для усмирения бедных.

В зависимости от ответа на вопрос, кто создает право и кому оно должно служить, и определяется его сущность. Можно выделить два подхода к праву.

Первый подход — понимание права в широком смысле (философский). Он рассматривает право как меру свободы и справедливости, обусловленную природой человека. Сторонники данного подхода исходят из того, что право есть совокупность норм и принципов, олицетворяющих разум, мудрость, справедливость и порядок, которые не устанавливаются государством, а даны человеку свыше. Право утверждает абсолютные и вечные ценности добра и справедливости, является силой мирового порядка.

Предполагается, что эти ценности имеют либо естественное, либо божественное происхождение. Данный подход основан на стремлении людей к созданию идеального миропорядка, в котором будут гарантированы права и свободы каждой личности.

Достоинством подхода является стремление содержательно определить право через ценности, которые оно защищает, а недостатком — некоторая абстрактность, оторванность от жизни, ведь ценности добра и справедливости всегда были конкретно-историческими.

Например, людоедство (каннибализм) когда-то считалось частью священного ритуала. У некоторых народов, населявших Восточную Индию, было принято съедать своих родителей в знак уважения и почтительности. Среди многих диких племен широко распространена вера в то, что дух, заключающийся в том, кого съедает человек, переходит в него самого. Таким образом, чем больше человек из такого племени уважал своего отца, тем сильнее он желал съесть его. Таковы были представления о добре. В дальнейшем произошла переоценка смысла этой традиции.

Другой недостаток данного подхода заключается в отсутствии указаний на то, кто и как обеспечивает обязательность следования этим ценностям и какая ответственность наступает за их нарушение.

Второй подход — понимание права в узком смысле (прагматический). Его отстаивают авторы, акцентирующие внимание на формальных характеристиках права: его происхождении, структуре, способе выражения, субъектах осуществления нормы права.

Так, по определению русского юриста В.М. Хвостова (1905—1972), правом являются «те нормы поведения, которые взяты под защиту государством» и, по мнению другого русского ученого, Г.Ф. Шершеневича, реализуются как «требования государства». Иначе говоря, согласно данной точке зрения, правом признаются только те нормы, что созданы государством и соблюдение которых обеспечено его принудительной силой.

Государство, по мнению Г.Ф. Шершеневича, являясь источником права, не может быть само обусловлено правом. Государственная власть оказывается над правом, а не под правом. В этом случае государство рассматривается как организация, стоящая над обществом, и право выражает волю государства. Однако если государство отражает интересы всего общества или его большинства, то право предстает как воля этого большинства.

Но государство может быть отражением интересов класса, стоящего у власти, правящей группы. В этом случае право является воплощением воли господствующего класса. Понимание права как воли экономически господствующего класса было характерно для марксизма. К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895) определяли право как «возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой обусловлено материальными условиями его жизни».

Вряд ли право может утверждать идеалы справедливости и добра, если оно выступает орудием насилия меньшинства над большинством. Все-таки сущность права общесоциальна, она связана с тем, что право отражает нормативно-определенную в официальных источниках (законах, указах, постановлениях) и гарантированную государством меру возможного и обязательного поведения личности. Право выражает общую волю населения, сформированную в результате компромиссов, взаимных уступок и согласования существующих в обществе интересов.

Все перечисленные подходы объединяет признание права эффективным нормативным регулятором. Эффективность действия права основана на том, что из всех социальных регуляторов только обязательность соблюдения требований права обеспечивается возможностью государственного принуждения.

Таким образом, право есть система общеобязательных правил поведения в обществе, установленных или санкционированных (т.е. утвержденных в качестве общеобязательных правил, существовавших в обществе ранее) государством, соблюдение которых обеспечивается возможностью государственного принуждения.

Сущность права выражается в содержании. Содержание права проявляется в установлении равного масштаба поведения к неравным людям. Равная мера поведения, которую устанавливает каждая применяемая правовая норма, закрепляет формальное равенство всех перед законом.

Признаки права

Как уже отмечалось, право является одним из регуляторов взаимоотношений людей в обществе наряду с моралью, религией, традициями, обычаями, ритуалами и т.п. Однако право в отличие от них обладает рядом свойств (признаков), которые характеризуют его как специфическую систему регулирования отношений в обществе.

1. Нормативность права. Право имеет нормативную природу.

Она выражается в установлении в нормах права общего масштаба поведения, определяющего границы дозволенного, запрещенного, обязательного.

Общий масштаб, равная мера поведения являются отражением общезначимых интересов, преобладающих в обществе идеалов, представлений о добре и справедливости. Наличие норм права говорит человеку о том, какие его действия будут правомерными (возможными, необходимыми), а за какие поступки возможно наступление неблагоприятных последствий, т.е. санкций.

Право представляет собой не простой набор норм, а целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга правил поведения. Основу этой системы составляют нормы конституции (основного закона), которым не должны противоречить все иные нормы права (например, нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения, — нормы гражданского права).

2. Обязательность права. Общеобязательный характер норм права выражается в том, что все члены общества обязаны выполнять их требования. Это оказывается возможным потому, что правовые нормы обеспечиваются государственным принуждением, которое проявляется в защите субъективного права личности, в принуждении правонарушителя возместить причиненный ущерб, исполнить иные обязанности в отношении пострадавшей стороны.

Государственное принуждение не только ограничивает свободу человека, но и в определенных законом случаях лишает человека свободы.

3. Формальная определенность. Нормы права выражены в официальной форме: закреплены в нормативных правовых актах государства (законах, решениях судов, прецедентах). Этот признак права предохраняет его от произвольного изменения и толкования, обеспечивает ему внутреннее единство, взаимосвязь между отдельными нормами.

Формальная определенность выражается и в том, что предписывает порядок принятия законов, механизм их реализации и средства контроля за их исполнением. Конечно, например, партийные нормы так же фиксируются в уставе, как и религиозные — в священных книгах. Однако правовые нормы обретают официальную форму выражения в законе, что делает их общеобязательными как для граждан и организаций, так и для самого государства.

4. Неперсонифицированность и неоднократность действия права.

Нормы права не имеют конкретного адресата, они обращены ко всему населению. Лишь в том случае, когда действие конкретного лица подпадает под конкретную норму, оно становится ее адресатом. Однако осуществление требований данной нормы не прекращает ее действия во времени, она продолжает действовать вплоть до ее отмены уполномоченным на то государственным органом (чаще всего парламентом).

5. Связь права с государством. Государство не только целенаправленно создает нормы права (правотворчество), но и обеспечивает реализацию их требований с помощью правоохранительных органов. Однако связь права с государством двухсторонняя: государственные органы и должностные лица создаются правом, существуют и действуют (по крайней мере, должны) строго на основе права. Именно правовые нормы наделяют государственные органы полномочиями.

Функции права

Свое назначение в обществе как нормативного регулятора право реализует с помощью функций — главных направлений воздействия права на личность, ее взаимодействия с другими людьми, органами государства.

Эти направления связаны с решением определенных задач.

Среди них — задача упорядочения общественных отношений, построения их в соответствии с принципами свободы личности и справедливости. Кроме этого, одной из важных задач права является охрана регулируемых общественных отношений от посягательств со стороны правонарушителей. Двум этим задачам соответствуют две функции права: регулятивная и охранительная.

Содержание регулятивной функции права состоит в обеспечении четкой организации и стабильного функционирования общественных отношений, чтобы отчетливо закрепить права и свободы человека и гражданина, полномочия государственных органов и должностных лиц. В этом смысле границы прав и свобод должны способствовать созданию в обществе такого правового порядка, который бы отвечал интересам всего населения.

Охранительная функция права заключается в отделении нормы права от других норм (морали, традиций, обычаев). Она осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, направленные на охрану положительных и вытеснение вредных, опасных для общества отношений.

Охранительная функция реализуется:

  • введением запретов на совершение противоправных деяний;
  • установлением санкций за совершение противоправных деяний;
  • применением санкций в отношении лиц, совершивших правонарушение.

Соотношение права и других социальных норм

Возникновение права не вытеснило иных социальных норм, поскольку не все отношения в обществе можно регулировать с помощью права. Так, сфера чувств, переживаний, любовные отношения не регулируются правом. Семейное право регламентирует лишь имущественные и личные отношения супругов и детей, но не касается их чувств друг к другу. Эти отношения регулируются другими нормами: морали, религии, обычаев, традиций, ритуалов.

Их объединяет то, что все они являются нормативными регуляторами взаимоотношений людей в обществе, устанавливающими образцы социально необходимого поведения, принятого в данном обществе. Они определяют границы возможного и обязательного поведения людей, организаций, коллективов, нарушение которых влечет за собой неблагоприятные последствия для нарушителя.

Действие всех социальных норм направлено на обеспечение порядка и стабильности в обществе. Однако перечисленные социальные нормы различаются:

  1. тем, как они формируются — стихийно или сознательно;
  2. в какой форме существуют — в письменных источниках или в сознании людей;
  3. как обеспечивается выполнение требований социальных норм — возможностью государственного принуждения или силой общественного мнения, внутренним убеждением;
  4. тем, какую сферу общественных отношений они регулируют (политическую, этическую, эстетическую и т.п.).

Нормы обычаев представляют собой правила поведения, которые в результате многократного повторения входят в привычку людей и регулируют их поведение. В основе обычая лежит образец конкретного поведения, органично связанный с практической деятельностью.

Обычай только тогда можно считать социальной нормой, когда в силу длительности его применения он становится привычкой.

А коль скоро обычай становится неотъемлемой частью поведения, то особых механизмов для обеспечения его функционирования не требуется. (Например, нет необходимости закреплять в конституции государства правило переходить улицу по сигнулу светофора, хотя в правилах уличного движения оно существует.)

Право не остается безразличным к обычаям. Те обычаи, которые противоречат праву, оно квалифицирует как правонарушение.

Например, обычай давать калым (выкуп) за невесту или похищать ее, который издавна был распространен у народов Кавказа и Средней Азии, почти повсеместно сохраняется там до сих пор. Эти действия противоречат нормам Семейного кодекса Российской Федерации: для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста (ст. 12, п. 1), а также запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 1, п. 4).

Следовательно, данные действия квалифицируются как правонарушение и преследуются по закону.

Однако на практике это тот самый случай, когда норма обычая сильнее официальных актов государства.

Религиозные нормы формируют смысл жизни человека, способствуют его адаптации (приспособлению, «приживаемости») в современном мире путем установления образцов поведения и наложения запретов на действия, противоречащие этим стандартам.

Внешне религиозные нормы сходны с правовыми, поскольку они тоже зафиксированы, например в Библии, Коране, Талмуде и т.п. В этих священных книгах образцы добродетельного поведения оформлены в виде требований. В Библии, например, это заповеди: «возлюби ближнего своего, как самого себя», «не убий», «не укради»... Такие требования оставляют выбор, но пренебрежение ими признается грехом.

Право соблюдает принципы свободы совести и вероисповедания, которые гарантируют каждому человеку возможность свободно выбирать веру. Однако оно не остается безучастным к антигуманной деятельности тоталитарных сект, которые стремятся подавить личность, сделать верующих орудием в руках их руководителей, как было, например, в известной секте Аум Синрикё.

Нормы морали представляют собой правила поведения, сложившиеся на основе существовавщих в ту или иную эпоху в сознании общества представлений о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести и т.п. Мораль, кроме того, включает в себя абсолютные ценности, которые пригодны для всех случаев жизни.

Если право оценивает поступки людей по принципу «можно — нельзя», то мораль делает это по принципу «хорошо — плохо».

Нормы морали формируются стихийно, в результате отбора в ходе эволюции человеческого общества ценностей и идеалов, утверждающих принципы добра и справедливости, достоинства человеческой личности. Моральные нормы не имеют специальных механизмов реализации. Их действие обращено к внутреннему миру человека в целях формирования у него внутренних убеждений и установок должного поведения: будь скромен, будь вежлив, «чти отца своего и мать свою» и т.п.

Право и мораль тесно взаимосвязаны. Многие моральные нормы и принципы перешли в правовые, например принцип справедливости, означающий соразмерность наказания содеянному.

Происхождение права: теория и практика

Причины возникновения права

Возникновение права представляет собой одно из значительных приобретений человечества. На смену хаосу, порожденному животным эгоизмом человека, произволу сильного приходит понимание необходимости известных границ проявления агрессивности и господства силы.

Однако, прежде чем стать равным масштабом, общей мерой возможного и дозволенного поведения, право прошло длительную эволюцию вместе с развитием человека. Появление права — закономерный процесс. В его основе лежало усложнение хозяйственной и социальной организации догосударственного общества.

Переход от присваивающей экономики к производящей, вызванный ростом потребностей человека, привел к общественному разделению труда. Определенные группы людей закреплялись за конкретным видом деятельности.

На Востоке переход к производящей экономике, а следовательно, и к оседлому образу жизни обусловил деление населения общин на управляющих и управляемых.

Необходимость в организации земледельческих общин для ирригационного земледелия привела к созданию разветвленного аппарата чиновников, который мог объединить усилия разрозненных семейно-клановых групп, не способных в одиночку обрабатывать землю и собирать урожай. Так появляется слой организаторов производства, которые одновременно были и контролерами, и распределителями произведенного.

Управленческие посты дают занимающим их людям большие материальные выгоды, и теперь произведенный продукт делится не поровну. Естественно, нарушением прежних обычаев равного распределения недовольны рядовые общинники. Для их усмирения и одновременно закрепления своего статуса привилегированной группы административно-общинная знать создает право. С появлением письменности правовые нормы фиксируются в официальных источниках государства.

В 1901 г. французская археологическая экспедиция в г. Сузы (недалеко от Вавилона) обнаружила базальтовый столб, по обе стороны которого были выбиты 282 статьи Свода законов царя Вавилона Хаммурапи. На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона — Мардук. В руках Хаммурапи жезл — символ судейской власти, врученный царю самим богом. Этим подчеркивался божественный характер происхождения власти и права у древних законодателей.

На Западе переход к производящей экономике привел к общественному разделению труда: выделению земледелия, скотоводства, появлению ремесленников и торговцев. Все это способствовало повышению эффективности производства, возможности отдельным семьям самостоятельно существовать независимо от общины. Излишки продуктов, которые появлялись в результате совершенствования орудий труда и культуры производства, породили имущественное неравенство, появление частной собственности и накопление богатства.

Деление общества на богатых и бедных неизбежно усиливает конфликты и противоречия. Обычаи, религиозные и моральные нормы не в состоянии обеспечивать порядок в таком обществе. Тогда и появляется право: с одной стороны, как мера общественной и личной свободы производителя-собственника, а с другой — как фактор согласования различных, несовпадающих интересов людей, регулятор их разнообразных взаимоотношений, особенно в области обмена товарами и услугами.

Таким образом, появление права шло одновременно с развитием государства, поскольку именно право составляло основу организации государственной власти, структуры государственных органов, определяло порядок и процедуру занятия государственных должностей, их полномочия.

Пути формирования права

Формирование права происходило под влиянием различных факторов: географических, национальных, культурных, экономических, религиозных и т.п. Соотношение этих факторов было разным в разных государствах, что обусловило некоторые особенности образования права в странах Запада и Востока.

На Востоке, где были сильны традиции, право органично вытекало из норм религии и морали, закрепляя их требования с помощью государства в качестве общеобязательных. Правовая мораль имела религиозное обоснование, поэтому правонарушение было одновременно нарушением нормы морали и религии. Право здесь рассматривалось как мера должного поведения, т.е. как обязанность, но не возможность, хотя, подчеркнем, влияние норм морали и религии в разных странах Востока не было одинаковым.

Источником древнеиндийского права и мусульманского права являлись религиозные учения. К примеру, авторами законов Ману (имя мифического бога) были жрецы одной из древнеиндийских брахманских школ. Брахманы составляли высшую касту древнеиндийского общества и имели исключительное право учить священным текстам и совершать религиозные обряды. Согласно законам Ману, бог создал брахмана из лучшей и самой чистой части тела — «из своих уст», поэтому он «занимает высшее место на земле как владыка всех существ». Законы Ману были основаны на священном откровении — Ведах, т.е. священном писании.

В Древнем Китае, напротив, было сильно влияние моральных норм, сформулированных в философских воззрениях и выраженных в формуле: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Западное право является в значительной мере результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в правовых нормах ценность индивидуального начала, отдельно взятой личности, ее уникальность и неповторимость. В нем используется факт библейской истории, что человек был создан по образу и подобию Божьему. Каждое человеческое существо — видимый образ невидимого Господа. Создатель наделяет людей жизнью, свободой (способностью мыслить и действовать, руководствуясь собственными мыслями и чувствами) и правом на вечное стремление к лучшей жизни с учетом блага других людей. Эти условия могут быть должным образом реализованы только тогда, когда люди одинаково понимают правила, регулирующие их взаимоотношения.

Может показаться, что, с точки зрения отдельной личности, идея о том, что все люди созданы равными, выглядит ложной, поскольку они имеют разные таланты, способности, характер, что определяет уникальность каждой личности.

Однако индивидуальные различия не противоречат христианской идее о равенстве человеческих созданий: все люди равны перед Богом, имеют общую родословную. Это позволило создателям Декларации независимости США (1776) в качестве принципов нового политического порядка, на которых создавалось американское государство, выдвинуть идею равенства и верховенства прав человека. В Декларации независимости говорилось: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: что все люди созданы равными, что они наделены Создателем определенными правами, среди которых право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав существуют среди людей правительства, осуществляющие свою власть с согласия тех, кем они управляют».

Предпосылки равенства людей перед Богом и возможность достижения гармонии в человеческих взаимоотношениях посредством их упорядочения в соответствии с универсальными правилами требовали поиска этих правил и норм, справедливых по отношению к равным людям, но живущим в различных условиях. Итальянский монах Грациан в XII в. нашел решение данной проблемы в Библии: «Основой основ права является вечный на все времена принцип: мы не должны делать другим того, что мы не хотим, чтобы они сделали нам».

Ценности индивидуальной свободы, уважения к личности, правам человека, на которых развивалась западная цивилизация, исходят из религиозного учения о человеке. Однако оно было дополнено теорией естественных прав, идеями народного суверенитета, равноправия и общественного согласия. В связи с этим право определяло меру свободы, обусловленную природой человека, его потребностями, удовлетворение которых необходимо для нормального существования человека.

Государство закрепляло и гарантировало эти возможности в своих нормативных правовых актах, обеспечивая формальное равенство в их получении. Право в странах Запада развивалось от обычая к правовому обычаю (обычаю, обеспеченному возможностью государственного принуждения), от правовых обычаев к законам, решениям судов, договорам. Наибольшего совершенства в регулировании имущественных отношений достигло римское право, отстаивавшее интересы частного собственника.

Теории происхождения права

Единства мнений о том, как возникло право, в юридической науке не существует; каждая точка зрения акцентирует внимание на отдельных факторах возникновения права.

К числу самых ранних можно причислить теологическую теорию происхождения права. Она рассматривает его как Божественный Промысл. По мнению одного из авторов данной теории — средневекового философа-богослова Аврелия Августина, именно Бог, а не человек является «творцом вечного закона», единственным источником моральных норм и оценок. «Когда человек живет по человеку, а не по Богу, — восклицал Августин, — он подобен дьяволу».

В Библии говорится, что Бог дал народу устав и закон и тем испытывал его. Естественно стремление первых правителей представить собственные законы исходящими от Бога для придания им большей силы и авторитета, поскольку нарушение божественных заповедей признается смертным грехом.

Теологическая теория одна из первых связывала право с добром и справедливостью, хотя она обращается не к разуму человека, когда призывает его следовать Божьей воле, воплощенной в правовых нормах, а к вере.

Сторонники теории естественного права делят его на естественное (негативное) и позитивное. Естественное право представляет собой совокупность вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку с рождения. Среди них — право на жизнь, свободу, собственность, равенство и т.п. Они являются отражением законов природы, разума и вечной справедливости. Признается, что право существовало всегда.

В противоположность естественному праву, согласно данной теории, позитивное право было создано государством путем правотворчества.

В XVII—XVIII вв. естественное и позитивное право противопоставлялись друг другу, поскольку право в условиях абсолютной монархии как таковое было привилегией высших сословий — дворянства и духовенства — и не распространялось на остальное население.

Однако в современных развитых странах эти виды права — естественное и позитивное — не противостоят друг другу, поскольку естественные права так же закреплены в конституциях этих государств и гарантированы ими, как и позитивные.

Автор нормативистской теории права австрийский юрист Ганс Кельзен (1881—1973) считал, что право возникло вместе с государством, а само государство представляет собой «централизованный правопорядок». Право рассматривается им как своеобразная «лестница норм», на вершине которой находится «основная норма», обычно зафиксированная в конституции. Нижестоящие ступени занимают нормы, соответствующие конституционным, но в конституции могут быть не записаны.

Основная норма должна вводить действия должностных лиц государства в русло правопорядка и придавать нормативным актам общеобязательный характер. Ее можно представить, по мнению Кельзена, «самой первой из конституций», она существует в религиозной системе любого общества и подразумевает, что некто должен вести себя как Бог и что власть устанавливается по его воле.

Принцип соответствия нижестоящих норм «основной норме» и обеспечивает правопорядок.

Сторонники нормативистской теории отрицают проблему происхождения права, поскольку, с их точки зрения, государство и право нераздельны, следовательно, и их происхождение — это единый процесс.

Нормативистскую теорию права еще называют чистой за стремление ее создателя Кельзена отделить право от ценностей добра, справедливости, равенства, так как, по его мнению, ценностные суждения не могут быть объективными, независимыми и основываются на личности оценивающего субъекта, его чувствах. Зато право, согласно Кельзену, органично связано с государством и представляет собой «специфический порядок или организацию власти».

Психологическая теория права признает, что право — результат психологических переживаний людей. Право, согласно мнению Л.И. Петражицкого (1867—1931), имеет два уровня:

  1. интуитивное, образованное эмоциональными переживаниями, т.е. запреты и веления, основанные на внутреннем чувстве долга и совести;
  2. позитивное, которое составляют нормы, созданные органами государства.

Таким образом, Петражицкий обратил внимание на то, что право создается не только государством. В самом деле, многие правовые явления возникают вне государства и независимо от него, например правовое сознание, правовая психология, правовая культура и т.п.

Петражицкий справедливо отмечал особую роль социальной психологии, т.е. психологии больших масс людей, отличающейся от психологии отдельных индивидов, в формировании правового порядка. При принятии того или иного закона невозможно игнорировать настроения в обществе. Так, абсурдно принимать закон о запрете на смертную казнь в ситуации роста количества тяжких преступлений.