Государственный контроль и надзор в сфере неконвенциональной медицины
Мировой опыт правового регулирования народной (неконвенциональной) медицины
Можно сказать, что в том или ином виде традиционная (народная, неконвенциональная) медицина имеет место во всех странах мира: с одной стороны, как опыт выживания в отсутствие должного уровня развития официальной медицины, а с другой – как альтернатива официальной медицине, не всегда справляющейся с тем или иным заболеванием.
Когда мы говорим о народной медицине, то сразу на ум приходят такие азиатские страны, как Китай, Вьетнам, Таиланд.
В некоторых зарубежных странах, например в Таиланде, традиционная медицина является частью официальной. В Китае нет здравоохранения, рассчитанного на всех. Там медицинское обслуживание строится из расчета на 10% населения. Для всех остальных – китайская народная медицина: лечебная гимнастика, медицинские практики, целители и никакого отношения к бюджету. Исследования, проведенные авторами в 2016–2019 гг., показали очень противоречивую тенденцию: наши соотечественники, проживающие в Китае, не стремятся получить услуги официальной китайской медицины, так как считают ее на уровень ниже российской, но весьма доверяют китайской народной медицине как альтернативе официальной российской. По данным В.В. Пироговой, «ко времени вступления в ВТО Китай располагал требуемой правовой базой в области прав интеллектуальной собственности. Представляется, что в настоящее время актуальными вопросами для китайского законодателя в области прав интеллектуальной собственности являются в том числе совершенствование практики применения некоторых норм Патентного закона, Закона о торговых секретах и Закона о борьбе с недобросовестной конкуренцией, направленных на обеспечение национальных интересов при обмене технологиями с ведущими западными странами и сохранение собственного научного потенциала (в частности, китайской народной медицины)».
Хиропрактика (костоправство) практикуется в Северной Норвегии, где, по всей видимости, данная форма альтернативной медицины особенно развита. В некоторых государствах бывшего Союза ССР осуществляется обучение народной медицине.
Примером правового регулирования применения методов народной (традиционной) медицины может служить законодательство некоторых штатов США. В отдельных штатах действуют специальные школы, обучающие различным направлениям народной медицины. В американских штатах распространены следующие методики народной медицины: хиропрактика (Вашингтон, Колорадо, Миссисипи, Нью-Йорк, Невада, Аляска); натуропрактика (Вашингтон, Аляска); остеопатия (Вашингтон, Невада); акупунктура (Колорадо, Нью-Йорк, Аляска); массаж (Колорадо, Миссисипи, Нью-Йорк, Невада); гомеопатия (Невада); музыкальная терапия (Невада). Свод законов штата Аризона (п. 32-901 ст. 2 гл. 8 разд. 32) устанавливает, что экзаменационный совет штата по хиропрактике состоит из трех лицензированных хиропрактиков, а также из двух представителей потребителей, назначенных губернатором.
Правовое регулирование разрешения на занятие народной медициной
Правовое регулирование народной медицины – обыденность современной правовой действительности в Российской Федерации. Специфика методологии правового регулирования обусловлена тем, что нетрадиционная медицина выполняет своего рода заместительную или дополняющую функцию по отношению к медицине официальной. Не секрет, что некоторые представители официальной медицины порой скептически относятся к народной медицине. Можно предположить, что мотивами, заставляющими людей обращаться к методам народной медицины являются: отсутствие в данной местности организаций официальной медицины, отсутствие необходимого количества средств на оплату медицинских услуг, недоверие методам официальной медицины. В последнем случае народная медицина выступает своего рода «оружием последнего шанса».
Кроме того, мы отдаем себе отчет в том, что альтернативная медицина базируется исключительно на добровольном характере оказания соответствующих услуг. Таким образом, наблюдается сочетание диспозитивных методов правового регулирования оказания альтернативной медицинской помощи в совокупности с властными методами, обеспечивающими гарантии прав пациентов со стороны государства.
Впрочем, границы между официальной и нетрадиционной медициной вполне подвижны. Те методы лечения, которые использовались до определенного времени только в нетрадиционной медицине, например остеопатия (костоправство), в настоящее время используются в обеих формах медицинской деятельности. Неконвенциональная медицина, имеет свою довольно сложную структуру, включающую в себя альтернативную, традиционную, комплементарную (дополняющую) медицину. Как уже говорилось, некоторые элементы неконвенциональной медицины имеют свойство перетекать в конвенциональную2 или, наоборот, признаваться лженаучными, как это происходит на момент подготовки данной работы с гомеопатией в России.
Право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Решение о выдаче разрешения на занятие народной медициной принимается на основании заявления гражданина и представления медицинской профессиональной некоммерческой организации либо заявления гражданина и совместного представления медицинской профессиональной некоммерческой организации и медицинской организации. Разрешение дает право на занятие народной медициной на территории субъекта Российской Федерации, органом исполнительной власти которого выдано такое разрешение.
Лицо, получившее разрешение, занимается народной медициной в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Правовое регулирование порядка оказания медицинских услуг методами народной медицины
Народная медицина качественно менее формализована, нежели официальная медицина. Значительная часть услуг народной медицины латентна. Попытки полностью формализовать народную медицину вряд ли продуктивны. И объясняется это как раз причинами, по которым люди обращаются к представителям этого вида деятельности. Сами народные целители делятся на две категории с точки зрения получения дохода от данной деятельности: для одних эта деятельность – основной источник дохода, для других – необязательный, а порой и противоречащий их нравственным убеждениям элемент взаимоотношений с людьми. Отсутствие порою возможности оценки методов, применяемых народной медициной, а точнее, отдельными её представителями, ставит перед нормодателем и правоприменителями ряд вопросов, от решения которых в конечном итоге зависит соблюдение прав и законных интересов лиц, давших согласие на применение к ним методов народной медицины. Субъекты Российской Федерации своими актами пытаются определить методы народной медицины, обязывая заявителей на право осуществления такой деятельности эти методы указывать. К нормативным актам, косвенно касающимся вопросов народной медицины, могут иметь отношение акты, регламентирующие, казалось бы, совершенно иные общественные отношений, например в сфере охраны природы.
Действительно, специфика методов народной медицины различна в регионах Российской Федерации, но разные субъекты РФ поразному регламентируют организацию занятия народной медициной. Как нам представляется, в рамках систематизации медицинского законодательства этот процесс должен быть унифицирован на федеральном уровне.
Государственные гарантии пациентов народной медицины обеспечиваются контролем за законностью занятия народной медициной и установлением в ст. 6.2 КоАП РФ ответственности за незаконное занятие народной медициной.
Собственно, определения требуют сами по себе общественные отношения в сфере народной медицины. Сравнительный анализ ст. 2 и 50 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» говорит о том, что народная медицина как медицинская помощь вообще направлена на восстановление здоровья. Определенная разница лишь в методах оздоровления, которые законодателем оцениваются через категорию «народный опыт» без закрепления форм такого народного опыта. Очевидно, что, исключая из методов народной медицины оккультно-магические и религиозные обряды, законодатель автоматически не признает их в качестве методов оздоровления.
Если следовать этой логике, то при систематизации медицинского законодательства следует определить по крайней мере группы методов народной медицины: фитотерапевтические, психологические, остеопатические, хотя, судя по всему, данный перечень будет открытым.
В административной практике по делам о привлечении к административной ответственности как непосредственно по ст. 6.2 КоАП РФ, так и по косвенно связанным с народной медициной статьями КоАП РФ, например 14.3, довольно подробно описываются методы нетрадиционного медицинского вмешательства: выправление закостеневшего языка, заучивание лечебных стихов и т.п.1 Можно относиться с определенной долей скепсиса к подобным методам, но коль скоро законодатель одни методы в качестве лечебных признает, а другие нет, не будет лишней в медицинском законодательстве наиболее общая группировка методов народной медицины.
В судебной практике по делам, связанным с осуществлением альтернативных методов лечения, важнейшим является вопрос соотношения общих и специальных норм КоАП РФ, на что прямо указывает Верховный Суд РФ, разъясняя, что ответственность за отсутствие лицензии на право осуществления народной медицинской деятельности есть частный случай нарушения условий лицензирования и потому квалифицируется именно по специальной норме ст. 6.2 КоАП РФ, а не по нормам ст. 14.1 того же кодекса.
Кроме того, нормы КоАП РФ, устанавливающие ответственность в сфере рекламы, коррелируют со ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О рекламе», где устанавливаются определенные рамки рекламы методов народной медицины.
Борьба с распространением коронавируса не оставила без внимания и народную медицину. Так, Временное руководство ВОЗ от 20 мая 2020 г. «Контроль распространения COVID-19 на автомобильных пунктах пропуска через границу» упоминает, что информация о центрах народной медицины должна учитываться при «определении приоритетных наземных пунктов пропуска и сообществ».