Российское государство и право периода сословно-представительной монархии
Особенности сословно-представительной монархии в России
В первой половине XVI в. завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Уже в конце XV в. московский князь Иван III называет себя самодержцем и государем всея Руси. Вместо «Московского княжества» в употребление все шире входит «Государство Российское».
В начале XVI в. формируется концепция «Москва – Третий Рим».
Ее возникновение связано с «Посланиями...» псковского монаха Филофея. Согласно данной концепции Россия рассматривается в качестве наследника Византийской империи, оплота православия. Концепция служила идеологическим основанием дальнейшего укрепления власти великого князя московского, именуемого царем.
С 1547 г. великий князь официально получает титул царя. Первым царем стал Иван IV Грозный.
На царство его венчал глава русской церкви митрополит Макарий.
Царь еще не обладал неограниченной властью. Проводя свою политику, он был вынужден считаться с мнением трех сословий – боярства, дворянства, составлявшего основу армии и государственного аппарата, и верхушки посадского населения – важнейшего источника доходов. В борьбе с феодальной аристократией (боярством) царь опирался на поддержку дворян и посада. Данная форма правления получила название сословно-представительной монархии.
Сословно-представительная монархия – форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства.
Система органов власти строилась следующим образом (рис. 5.1).
Главой государства являлся царь. Высшим постоянно действующим органом власти была Боярская дума. Несмотря на то что ее полномочия не были прописаны и она являлась только совещательным органом, царь без ее согласия опасался принимать какие-либо важные решения.
В Боярской думе наряду с лицами, назначенными царем, заседали представители наиболее знатных родов, потомки бывших удельных князей. Вследствие этого Боярская дума стремилась не допустить усиления царской власти, выступала в качестве аристократической оппозиции. Царь, в свою очередь, также пытался ограничить влияние Боярской думы. Постепенно из ее состава выделяется так называемая Ближняя дума (Избранная рада), включавшая наиболее преданных царю лиц. И свои решения царь все чаще проводил через Ближнюю думу.
С середины XVI в. в России начинают созываться Земские соборы.
Земский собор представлял собой сословно-представительный орган, решавший наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики.
Так, Земские соборы решали вопросы введения новых налогов и сборов, войны и мира, избирали на царство, принимали законодательные акты.
Земские соборы обычно созывались в тот период, когда царская власть нуждалась в общественной поддержке. Так, после избрания в 1613 г. царем Михаила Федоровича Романова
Земские соборы собирались очень часто и на длительный срок.
В этот период, когда шла война с Польшей и Швецией, а страна еще не оправилась от последствий Смутного времени, царская власть остро нуждалась в одобрении проводимой политики со стороны общества.
Земские соборы включали в себя царя, Боярскую думу, Освященный собор (высший церковный орган) и выборных от дворянства и посадского населения. Крестьянство, составлявшее большинство населения, представлено не было, за исключением Земского собора 1613 г., на котором присутствовало два государственных крестьянина (всего на Соборе было 700–800 человек). Представители сословий заседали раздельно, но решения принимали общим голосованием.
Правом созыва Земского собора обладал царь, а в период его отсутствия – патриарх и Боярская дума. Сроки созыва не были определены. Избирательными округами служили уезды. Выборы должны были проводиться населением. Но на практике воеводы иногда сами распоряжались, кого направить на Собор. Выборные люди получали от избирателей наказы.
По мере укрепления царской власти в середине и второй половине XVII в. Земские соборы собираются все реже. Они становятся менее представительными. В конце XVII в. созыв Земских соборов прекращается.
В сфере государственного управления окончательно сложилась приказно-воеводская система. Приказы формировались по отраслевому или территориальному принципу (рис. 5.2), могли действовать временно или постоянно. Главой приказа назначался знатный боярин. В его распоряжении находился чиновничий аппарат – приказная изба. Делопроизводством занимались подьячие, возглавляемые дьяком.
Посольский приказ занимался ведением переговоров с представителями иностранных государств, разработкой внешнеполитических документов, урегулированием пограничных конфликтов и т. д.
Разбойный приказ руководил работой органов, осуществлявших расследование преступлений и поиск преступников. Поместный приказ занимался раздачей поместных земель за службу.
Занятие государственных должностей основывалось на системе местничества.
Местничество – система распределения должностей, при которой получение поста зависело от того, насколько родовитым был человек и какие посты занимали его предки.
Такая система распределения должностей была уступкой в первую очередь бывшим удельным князьям. Лишившись политической власти в своих землях, взамен они получали должности в центральном государственном аппарате или становились наместниками (часто в своих бывших уделах).
Финансовая реформа. В начальный период монголо-татарского ига (середина – вторая половина XIII в.) на Руси была установлена поголовная (подушная) система обложения. Однако после того как татары поручили сбор дани русским князьям, система обложения стала поимущественной. Подобная система в несколько измененном виде сохранилась и после освобождения от монголо-татарского ига.
В XVI–XVII вв. единицей обложения была соха – условная единица измерения всякого имущества.
В зависимости от качества земли и ее статуса (поместье, монастырская или общинная земля) соха включала в себя от 500 до 1200 четвертей, т.е. примерно 250–600 гектаров. В городах соха рассчитывалась исходя из числа дворов – от 40 до 160, в зависимости от имущественного положения их владельцев. В начале XVII в. на вотчинных и поместных землях с сохи взималось 13 руб., с дворцовых – от 33 до 70 руб., с земель, населенных черносошными крестьянами, – от 48 до 200 руб., а с посадских сох – от 30 до 58 руб.
В XVII в. после Смутного времени в связи с сокращением населения соха стала малоприменимой. Вместо нее постепенно вводится подворное обложение.
Распределением налогов по отдельным плательщикам внутри определенной местности занимались выбранные населением лица.
Размер налогов, уплачиваемый конкретным лицом, зависел в сельской местности от количества рабочих рук, величины участка земли и его урожайности. В посаде размер налогов определялся величиной двора, числом дворов одного владельца, а также торговым оборотом.
Собранные деньги доставлялись самим населением в уездный город или непосредственно воеводе, но иногда прямо в Москву. С сибирских народов взималась подушная подать, называемая ясак и уплачиваемая шкурками пушных зверей.
Помимо прямых налогов существовало косвенное налогообложение. Здесь на первом месте стояли таможенные пошлины.
Важным источником дохода служили приготовление и продажа пива, меда и вина (водки). Монополия на них принадлежала государству.
Сбор таможенных пошлин и поступлений от кабаков отдавался на откуп. Когда не было откупщиков, сбор возлагался на население.
Посадские люди, а также черносошные и дворцовые крестьяне выбирали таможенного и кабацкого голову и нескольких помощников – целовальников (при вступлении в должность они приносили присягу и целовали крест). Если голова не собирал установленную сумму, то покрывал недостаток из собственных средств.
Армия. В XV в. армия состояла из пехоты (народного ополчения) и конницы, формировавшейся из дворян.
В результате военной реформы середины XVI в. для феодалов устанавливается единый порядок военной службы. Вне зависимости от статуса земельного владения – вотчина или поместье – владелец земли был обязан с каждых 150 десятин выставлять одного вооруженного воина. Также сохранялось народное ополчение.
В середине XVI в. появляется новый вид войск – стрельцы. Стрелецкое войско набиралось из свободных людей преимущественно податных сословий. Их селили вокруг столицы и других городов. За службу стрельцы получали жалованье. Помимо этого они занимались торговлей.
Судебная власть. Суд не был отделен от государственного аппарата.
Судебная система включала следующие инстанции:
- суд наместников (волостелей, воевод);
- приказный суд;
- суд Боярской думы или царя.
Также существовали церковные суды. Они занимались преступлениями против религии и делами в сфере брачно-семейных отношений. Появляются специализированные судебные приказы, например
Приказ тайных дел. В начале XVII в. был образован Судный приказ.
Он занимался пересмотром решений, вынесенных судами наместников, воевод и губных старост.
Церковная организация. Высшим церковным органом являлся Освященный собор. Все его члены входили в состав Земского собора.
С 1589 г. глава русской церкви получает титул патриарха. Важные вопросы, касающиеся как церкви, так и государства, обсуждались на церковно-земских соборах. Так, на Соборе 1551 г. был принят
Стоглав, регулировавший вопросы, относящиеся к церковному праву, церковного имущества, внутрицерковные отношения. Кроме того, Стоглав сдержал нормы гражданского, семейного и уголовного права.
В плане церковной организации страна делилась на епархии во главе с епископами. Епархии делились на приходы, возглавляемые священниками. Также епископу подчинялись монастыри, расположенные в пределах вверенной ему епархии. Церковь обладала судебными полномочиями.
Местное самоуправление в период сословно-представительной монархии
Основной административно-территориальной единицей был уезд.
Он делился на волости и станы. До середины XVI в. управление на местах осуществляли кормленщики.
Кормленщики часто допускали произвол по отношению к местному населению и присваивали себе средства, которые должны были поступить в казну. Поэтому решили систему кормлений
заменить органами местного самоуправления. Были созданы новые органы – земские и губные избы.
Земские избы собирали подати и пошлины. Губные избы осуществляли полицейские полномочия. Возглавляли их губные старосты, избираемые из числа дворян. Губной староста обладал полномочиями судьи, мог рассматривать уголовные дела. На должности губных старост предписывалось избирать тех дворян, кто по возрасту либо по здоровью не мог нести военную службу. Многие дворяне не желали исполнять обязанности губных староcт. За это таких дворян сажали на некоторое время в тюрьму, а после освобождения заставляли становиться губными старостами и самим ловить преступников.
Однако в XVII в., на фоне усиления царской власти, полномочия органов местного самоуправления ограничиваются. Над ними ставятся воеводы, назначаемые из центра. Воевода располагал своим аппаратом – приказной избой. Воеводы осуществляли контроль за сбором налогов, за деятельностью губных и земских старост, а также набирали на службу служилых людей.
Опричнина
В целях борьбы с боярской оппозицией Иван Грозный проводит систему репрессивных мер, получивших название «опричнина».
Опричнина – политика Ивана Грозного, направленная на уничтожение или резкое ослабление влияния родовой аристократии с помощью репрессивных мер.
Территория государства была разделена на опричнину и земщину.
На территории земщины действовали Боярская дума, приказы, земское самоуправление. Земские органы оставались в Москве, а центром управления опричнины стала Александровская слобода. В опричнине была создана своя дума и приказы. Царь рассматривал опричнину как собственный удел.
Был сформирован особый корпус опричников. Он выполнял функции политической полиции. С помощью опричников царь проводил расправы над неугодными боярами. Жертвами опричнины стали виднейшие члены Боярской думы. Но зачастую опричники уничтожали людей, не имевших отношения к власти. В результате карательных операций, проводимых опричниками, были разорены Тверь и Новгород.
Опричнина существовала с 1565 по 1572 г. После того как опричное войско потерпело поражение в битве с войсками крымского хана, опричная политика была прекращена. Опричнина нанесла серьезный ущерб, ослабила страну. Деревни и села центра России и в значительной части северо-запада запустели, а крестьяне, жившие на этих землях, ушли на другие территории. При этом полностью уничтожить боярскую оппозицию не удалось.
Общественный строй в XVI–XVII вв.
Как и прежде, господствующим классом были феодалы. Они составляли основу вооруженных сил и государственного аппарата. К числу крупных феодалов принадлежали бояре и князья. Бывшие удельные князья с момента создания централизованного государства потеряли политическую независимость, но сохраняли значительные земельные владения. Постепенно данная группа сливалась с боярством. Бывшие удельные князья выступали против централизации и пытались всячески ослабить царскую власть. Экономической базой бояр и князей являлась вотчина. Вотчинное землевладение было пожизненным и наследственным.
Основную часть феодалов составляли дворяне. В отличие от крупных феодалов-вотчинников землю они получали на срок и за службу. Из-за небольших по сравнению с боярами земельных угодий и количества крестьян, принадлежавших отдельному дворянину, дворяне вынуждены были прибегать к более жесткой эксплуатации крестьян. Дворянство поддерживало царскую власть и активную внешнюю политику государства. Экономической базой дворян являлось поместье, даваемое на срок и под условием службы. Но постепенно происходило расширение прав владельцев поместий. Можно было получить разрешение на обмен поместья на вотчину, на передачу поместья в приданое, на наследование поместий. С XVII в. поместья царским указом могли преобразовываться в вотчины.
Класс феодалов был неоднороден. Помимо деления на бояр и дворян, зависевшего от формы землевладения, феодалы подразделялись на три чина:
- думные;
- московские;
- городовые.
К думным чинам относились бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки. Чины бояр и окольничих получали обычно представители верхушки феодалов. А в думные дворяне за заслуги царь мог произвести и неродовитого дворянина.
К чинам московским относились дворяне, несшие службу в Москве.
К городовым чинам относились дворяне, несшие службу в остальных городах, и дети боярские (т.е. дворяне, «не доросшие» до бояр).
В XVI–XVII вв. возможность получить дворянство существовала и для тяглового населения. Основной приток происходил через государственную гражданскую службу – в ряды дьяков попадали представители духовенства и торговых людей. Так, в XVII в. посадский человек Алмаз Иванов дослужился до начальника Посольского приказа.
Привилегированное положение занимали священнослужители.
Церковь располагала огромными земельными владениями и большим количеством крепостных крестьян.
Основную массу населения составляли крестьяне. В XV–XVII вв. шел процесс закрепощения. Еще до образования централизованного государства стали вводиться ограничения на переход крестьян от одного землевладельца к другому. Например, в Псковской судной грамоте было установлено, что переход допускался только в день Филиппова заговенья (14 ноября).
Единый период перехода крестьян от одного феодала к другому в рамках всего государства был установлен Судебником 1497 г.
При этом требовалось заплатить пожилое. Судебник 1550 г. подтвердил право перехода, но увеличил размер пожилого.
В 1570–1580-х годах происходил массовый переход крестьян от одного владельца к другому. Он был вызван тяжелыми условиями вследствие продолжавшейся Ливонской войны, а также опричнины. Как правило, крестьяне переходили от помещиков к боярам. Бояре, располагая более крупными земельными угодьями и большим количеством крестьян, могли их меньше эксплуатировать по сравнению с помещиками. Но переход крестьян от помещиков к боярам вызывал разорение первых, составлявших основу армии и государственного аппарата. Многие помещики оказались настолько разорены, что бросали свои поместья, из которых разбежались все крестьяне, и превращались в нищих.
В этих условиях в 1581 г. были введены заповедные лета – временный запрет на переход от одного хозяина к другому. Они так и не были отменены, запрет стал постоянным. В 1592 г. вводятся писцовые книги, в которых документально фиксировалась принадлежность крестьян определенному феодалу.
В 1597 г. вводятся урочные лета – устанавливается пятилетний срок сыска беглых и увезенных крестьян.
В 1607 г. срок сыска был увеличен до 15 лет.
В 1649 г. сыск беглых и увезенных крестьян стал бессрочным. Данную дату принято считать моментом окончательного закрепощения крестьян в России (рис. 5.3).
Основную часть городского населения составляли посадские люди.
Посадом именовалось поселение вокруг городских укреплений. С внутренней стороны городских стен проживали служилые люди. Если посады возникали помимо городских укреплений, то они назывались слободами.
Посадское население было неоднородным. Верхушку составляли гости. Звание гостя жаловалось царем, как правило, крупным торговцам за определенные заслуги. Звание гостя могло даваться и иностранцу, например, за размещение государственных займов.
Гости обладали привилегиями – судить их мог только суд царя, они были освобождены от общинных податей и повинностей. При этом гости были обязаны нести службу в интересах государства, например, заведовать таможнями. Для отправления службы торговые люди, получившие звание гостя, должны были переселяться в Москву. Всего гостей было несколько десятков человек.
Следующую категорию составляли гостиная и суконная сотня.
Члены гостиной и суконной сотен были обязаны помогать гостям в вопросах финансового управления. За это они имели привилегии, но меньшие, чем у гостей.
Основную массу посадского населения составляли черные люди, платившие подати и несшие повинности. Посадское население Москвы состояло из общин, именовавшихся сотнями. Подати возлагались государством не на конкретное лицо, а на всю общину в целом. Члены общины обязаны были сами определять размер платежей каждого.
С учетом того, что посадские люди, несшие тягло, стремились перейти в белые слободы, принадлежавшие феодалам и не платившие государственных податей, членам черных сотен приходилось платить и за пустые дворы. Поэтому жители черных сотен выступали за запрет перехода в белые слободы.
Источники права XVI–XVII вв.
Основными источниками общерусского права в XVI–XVII вв. были царское законодательство (жалованные, уставные, духовные грамоты и указы), «приговоры» Боярской думы, постановления Земских соборов, а также распоряжения приказов (рис. 5.4).
Жалованными грамотами именовались распоряжения царя о пожаловании земель, крестьян, угодий и т.п. Духовными грамотами назывались завещания, содержавшие распоряжения на землю, движимое имущество, людей и т. д.
Источники общерусского права:
- Великокняжеское (царское) законодательство
- «Приговоры» (решения) Боярской думы
- Постановления Земских соборов
- Судебник 1550 г.
- Отраслевые распоряжения приказов
- Стоглав 1551 г.
- Соборное уложение 1649 г.
Рис. 5.4. Основные источники общерусского права в XVI–XVII вв.
Уставные грамоты определяли компетенцию органов местного самоуправления. Уставные земские грамоты определяли организацию земского самоуправления в определенных местностях. Губные грамоты определяли порядок избрания, состав и обязанности губных властей, а также содержали нормы уголовного права.
Деятельность приказов регулировалась уставными (указными) книгами (Уставная книга Разбойного приказа, Уставная книга Разрядного приказа, Указная книга Поместного приказа и др.).
Важнейшим источником права стал Судебник 1550 г. По структуре и содержанию он имел много общего с Судебником 1497 г. Судебник 1550 г. включал в себя 100 статей, имевших, в отличие от предыдущих источников русского права, нумерацию. Судебник подробно регламентировал права и обязанности кормленщиков. По сравнению с Судебником 1497 г. их власть была несколько ограничена.
Церковный собор принял Стоглав в 1551 г. – сборник постановлений, разделенных на 100 статей. Помимо норм, затрагивающих правовое положение церкви и организации церковного суда, Стоглав содержал нормы семейного, гражданского, уголовного права.
Земский собор принял Соборное уложение в 1649 г. Оно явилось первой попыткой создания свода всех действующих правовых норм. В Соборном уложении наметилось разделение норм по отраслям права.
Гражданское и уголовное право по Соборному уложению 1649 г.
Соборное уложение 1649 г. включало в себя нормы гражданского, уголовного, административного, процессуального и иных формирующихся отраслей права. Рассмотрим две наиболее важные отрасли – гражданское и уголовное право.
Гражданское право. Развитие товарно-денежных отношений и рост гражданско-правовых сделок способствовали обособлению норм гражданского права в отдельную отрасль.
Дееспособность, т.е. возможность своими действиями осуществлять гражданские права, наступала с 15 лет. С этого возраста допускалось наделение поместьями, а также можно было брать на себя кабальные обязательства. Существенно возросла правоспособность женщины.
Основными способами приобретения вещных прав были захват, давность, находка, договор и пожалование.
Наиболее ценным имуществом считалась земля, поэтому порядок ее приобретения и отчуждения жестко регулировался.
Пожалование земли осуществлялось следующим образом. Вначале выдавалась жалованная грамота. Затем делалась запись в приказной книге о факте наделения землей определенного лица. Затем выяснялось, действительно ли пожалованная земля никем не занята. После этого проводился публичный отмер земли.
Основными формами феодальной земельной собственности были вотчина (наследственное землевладение) и поместье (условное землевладение). Соборное уложение 1649 г. допускало обмен поместий на вотчины. В зависимости от владельца вотчины делились на дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие. По способу приобретения вотчины могли быть родовыми, выслуженными и купленными (рис. 5.5).
Виды вотчин:
- Родовые
- Выслуженные
- Купленные
Рис. 5.5. Виды вотчин по способу приобретения
Для родовых вотчин устанавливался более сложный порядок приобретения и отчуждения. Члены рода, за исключением тех, кто принимал участие в продаже вотчины, а также их прямых потомков, обладали правом родового выкупа.
Купленными вотчинами супруги владели совместно. Поэтому муж не мог такую вотчину отчуждать без согласия жены.
Поместье давалось за государственную службу. Для дворян она начиналась с 15 лет. Поместье можно было передать сыну при условии поступления его на службу. Женщины не наследовали поместий.
После смерти мужа часть поместья им давалась «на прожиток» – в виде пенсии. Земля «на прожиток» выделялась и незамужним дочерям помещика.
Помимо феодального существовало и общинное землевладение. Земля принадлежала как сельской, так и городской общине (посаду).
В обязательственном праве намечается постепенная замена личностной ответственности по договорам имущественной ответственностью. Причем данная тенденция начинает прослеживаться еще с XV–XVI вв. Так, при заключении договора займа закон запрещал должникам служить в хозяйстве кредиторов.
Все большее значение приобретает письменная форма сделок (кабала). Существует и крепостная (нотариальная) форма сделок. Роль нотариусов выполняли площадные подьячие – государственные чиновники, осуществлявшие написание и заверение актов.
Условием заключения договора являлась свободная воля сторон.
Однако на практике имели место нарушения. Бывали случаи, когда договоры заключались по принуждению. Правонарушитель мог вступить в сговор с площадными подьячими, пригласить их к себе в дом и туда же обманом заманить жертву либо приехать в дом к жертве вместе с подьячими и заставить подписать невыгодный договор. Такая сделка могла быть признана недействительной, но срок исковой давности по ней составлял всего неделю. Договор, заключенный путем обмана, также признавался недействительным.
В наследственном праве расширяется круг наследников. Намечается большая свобода воли завещателя. Завещание мог сделать любой член семьи.
В XV–XVI вв. основной круг наследников по закону включал сыновей вместе с вдовой. При этом в наследовании участвовали не все сыновья, а лишь те, которые оставались на момент смерти отца в его доме. Братья получали равные доли наследства и имущества. Они отвечали по отцовским обязательствам и расплачивались по ним из имущества, доставшегося по наследству.
При наличии сыновей дочери устранялись от наследования недвижимости. Однако их постепенно начинают допускать к законному наследованию вотчин. Приданое дочерям давалось как «часть на прожиток» – в качестве своего рода пособия.
Что касается родовых вотчин, то вдовы к их наследованию не допускались. Если у вдовы не было сыновей, вотчины передавались родственникам умершего. Выслуженные вотчины могли переходить во владение пережившей супруги. В случае второго брака вдова теряла права на вотчину, зато ее новому мужу выделялась земля в поместье.
На купленные вотчины вдовы имели право собственности.
Уголовное право. Деяния делились на умышленные, неосторожные (наказывались как умышленные) и случайные.
Пример случайного деяния описан в статье 20 главы XXII Соборного уложения. Если человек, стреляя по птице или зверю, убьет кого-нибудь за горою или оградою и ранее с убитым у того лица не было никакой вражды,то данное деяние будет ненаказуемо.
Стадиями преступления являлись умысел (мог быть наказуем), покушение на преступление и оконченное преступление. Смягчающими обстоятельствами считались состояния опьянения и аффекта.
Аффект – сильное душевное волнение, вызванное насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными действиями или бездействием потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическимпротивоправным или аморальным поведением потерпевшего.
Крайняя необходимость, убийство вора или изменника на месте преступления были ненаказуемы. Отягчающими обстоятельствами являлись повторность, размеры вреда, особый статус объекта и предмета преступления, совокупность преступлений. В Соборном уложении есть понятие рецидива («лихой человек»).
Соборное уложение рассматривало разные виды преступлений (рис. 5.6). На первом месте стояли преступления против церкви. Затем следовали государственные преступления.
Целями наказания были устрашение и возмездие. Этим объясняется особая жестокость мер, применяемых к преступникам.
Дополнительной целью была изоляция преступника от общества.
Наказание носило сословный характер.
Соборное уложение предусматривало следующие виды наказаний:
- смертная казнь предусматривалась почти в 60 случаях. Зачастую применялись довольно жестокие виды смертной казни, например, сожжение;
- членовредительные наказания – отсечение руки, ноги, урезание уха и т. п.;
- болезненные – сечение кнутом или батогами в публичном месте;
- тюремное заключение – от 3 дней до 4 лет или на неопределенный срок;
- ссылка;
- лишение чести и прав (допускалось только к представителям привилегированных сословий) – от превращения в холопа до объявления «опалы». Боярина могли лишить чина, права заседать в Думе;
- штрафы;
- конфискация имущества;
- церковные наказания – покаяние, отлучение от церкви, ссылка в монастырь и т. д.
Семейное право XVI–XVII вв.
Семейное право в значительной мере основывалось на нормах обычного права и подвергалось сильному воздействию церковного права.
Допускался только церковный брак. Для его заключения требовалось согласие родителей, а для крепостных – согласие их хозяев. Как правило, жених и невеста до свадьбы не видели друг друга. Их сватали родители. Брачный возраст составлял для мужчин 15 лет, а для женщин – 12 лет. В течение жизни в брак можно было вступать не более трех раз.
«Домострой» (свод этических правил и обычаев) и Стоглав (сборник постановлений церковного собора) закрепляли власть мужа над женой и отца над детьми.
Родители имели право наказывать своих детей. По достижении ребенком 15 лет отец мог отдать его в услужение.
Жены должны были во всем покоряться мужу. В отношении жены также допускалось применение мужем телесных наказаний, но «только за большую вину».
Развод допускался только в случаях ухода одного из супругов в монастырь, обвинении супруга в «лихом деле» или неспособности жены рожать детей.
Основные выводы
1. В первой половине XVI в. завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы. С 1547 г. глава государства именуется царем. Царь еще не обладал неограниченной властью.
Проводя свою политику, он был вынужден считаться с мнением боярства, дворянства и верхушки посадского населения.
2. Высшим постоянно действующим органом власти была Боярская дума. Постепенно из ее состава выделяется Ближняя дума (Избранная рада), включавшая наиболее преданных царю лиц.
3. С середины XVI в. в России начинают созываться Земские соборы. Земский собор представлял собой сословно-представительный орган, решавший наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики.
4. В сфере государственного управления окончательно сложилась приказно-воеводская система. Приказы формировались по отраслевому или территориальному принципу. Занятие государственных должностей основывалось на системе местничества.
5. Система кормлений заменяется органами местного самоуправления – земскими и губными избами.
6. С целью борьбы с боярской оппозицией Иван Грозный проводит систему репрессивных мер, получивших название «опричнина».
7. Господствующим классом были феодалы. Класс феодалов был неоднороден. Помимо деления на бояр и дворян, зависевшего от формы землевладения, феодалы делились на чины думные, московские и городовые.
8. Полное закрепощение крестьян произошло в 1649 г.
9. Основными источниками общерусского права в XVI–XVII вв. были великокняжеское (царское) законодательство, «приговоры» Боярской думы, постановления Земских соборов, отраслевые распоряжения приказов, Судебник 1550 г., Стоглав 1551 г., Соборное уложение 1649 г.
10. В гражданском праве существенно возросла правоспособность женщины.
11. Основными формами феодальной земельной собственности были вотчина (наследственное землевладение) и поместье (условное землевладение). По способам приобретения вотчины могли быть родовыми, выслуженными и купленными.
12. Все большее значение приобретает письменная форма сделок.
В наследственном праве расширяется круг наследников и правомочий наследодателя.
13. Уголовные деяния делились на умышленные, неосторожные (наказывались как умышленные) и случайные.
Соборное уложение предусматривало разные виды преступлений – против церкви, государства, порядка управления, личности, имущества и др. Целями наказания были устрашение и возмездие, а также изоляция преступника от общества. Наказание носило сословный характер.
14. Семейное право основывалось на нормах обычного права и подвергалось воздействию церковного права. Допускался только церковный брак. Брачный возраст составлял для мужчин 15 лет, а для женщин – 12 лет. В течение жизни в брак можно было вступать не более трех раз.