Рабовладельческая демократия в Афинах
Верховенство права во всей деятельности граждан и должностных лиц - главное в государственном учении Древней Греции. Именно в Древних Афинах было впервые обосновано значение права как общеобязательного «минимума нравственности», раскрыто в общем виде соотношение индивидуальной справедливости и справедливости, выраженной в законе, утверждаются принципы законопослушания как гражданского долга первостепенной законности, как непременного условия правопорядка.
Именно в эту эпоху родился афоризм: «Лучше плохой закон, чем никакого».
В ХI-Х вв. до н.э. греческие племена постепенно заселили юг Балканского полуострова. В этот период у них шел активный процесс разложения родового строя и складывания предпосылок для формирования государства.
Развитие государственности в Греции прошло 4 этапа:
1. ХI-IХ вв. до н.э. - гомеровский - складывание предпосылок для создания государства.
2. VIII-VI вв. до н.э. - архаический - формирование государства в форме полиса.
3. V-IV вв. до н.э. - классический - расцвет рабовладельческих государств Древней Греции.
4. III-II вв. до н.э. - эллинистический - кризис и упадок древнегреческой цивилизации.
Развитие государства в Древней Греции имело следующие особенности:
1. Единое централизованное государство на территории Древней Греции не сложилось. В VIII-VI вв. до н.э. в процессе разложения родовых отношений в Греции образовались многочисленные города-государства (полисы).
2. Древняя Греция могла считаться родиной республиканской формы правления, которая впервые приобрела классическое выражение.
Древняя Греция является и родиной двух основных видов государственного режима - демократического и недемократического (в Греции он назывался аристократическим). Термин «демократия», прочно вошедший в современный лексикон, греческого происхождения и дословно переводится «народовластие».
По форме организации власти греческие полисы делились на две основные группы: рабовладельческие аристократические государства и демократические рабовладельческие республики.
Наиболее типичным представителем первых является полис Спарта, вторых - полис Афины.
Охарактеризуем государственный, общественный строй и правовую систему Древних Афин.
Государственный и общественный строй Древних Афин
Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяли в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса.
Переход к производящей экономике привел к развитию имущественной дифференциации, постепенному выделению родовой верхушки, обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали в рабство. Родоплеменная организация власти начала приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастало влияние знатных родов, из их представителей был сформирован совет старейшин и избирались базилевсы. Постепенно первобытное общество превращалось в политическое общество, называемое «военной демократией».
Афинский полис стал территориальной формой политической организации общества. Еще сохранялись межродовые и межплеменные распри, но уже возникали новые острые конфликты в связи с усиливающейся имущественной дифференциацией в Аттике. Эти конфликты создавали почву для формирования новых механизмов власти. Постепенно возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной быть, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой - силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными, их разделением (приписываемым Тесею) на эвпатридов - благородных, геоморов - земледельцев и демиургов - ремесленников.
К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от населения. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного управления общественными делами. За ними сохранилось только право участвовать в народном собрании, роль которого значительно уменьшилась. Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым.
Они разорялись и были вынуждены закладывать за долги земли.
Наряду с залогом земли возникала и долговая кабала, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу - в другие греческие полисы.
Реформы в Древних Афинах
К VI в. до н.э. в Афинах сложилась сложная политическая и экономическая обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделились богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов обеднела, а геоморов - превратилась в батраков, обрабатывавших чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадала в долговую кабалу, теряла свободу и была продана в рабство за границу. Возросла экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, отстраненной от власти. Неустойчивым становилось положение средних и мелких землевладельцев, ремесленников. В результате в среде свободных возникли противоречия - между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использовавшими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Это были противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом).
Для смягчения этих противоречий требовались глубокие социальные и политические реформы.
Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 г. до н.э.
Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных граждан Афин.
Солон является родоначальником политики «золотой середины».
Реформы Солона - важный этап в становлении в Афинах республиканской формы правления и утверждении демократического режима.
В ходе реформ Солон провел сисахфию - долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу - выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось, афинянин не мог быть продан в рабство за долги.
В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты - не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения. Но, разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.
С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые - ко второму и т.д. Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) - только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены, но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.
Одновременно Солон сделал и другие уступки бедноте и эвпатридам: интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа - Гелиэи, в который мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. В интересах вторых был учрежден новый орган управления - Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени.
Таким образом, реформы Солона заложили в Афинах государственный строй, впервые основанный на принципе разделения властей. Высшим органом законодательной власти являлось народное собрание (эклессия), в котором участвовали все свободные граждане. Высший орган исполнительной власти - Совет 400 (Булэ), в который избирались на один год на народном собрании 400 свободных граждан. Впервые в мировой истории был создан специализированный независимый судебный орган - Гелиэя, в который избирались 6000 свободных граждан на один год.
Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос.
Реформы Клисфена, проведенные в 509 г. до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (триттии) - городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились в свою очередь на демы. Такая структура подрывала политические позиции земельной аристократии, так как на первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев.
На смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления населения. Клисфен заменил Совет четырехсот на основе вновь созданной территориальной организации населения Советом пятисот, формировавшимся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был создан еще один орган - коллегия десяти стратегов, которая также комплектовалась с учетом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее стали высшими должностными лицами Афинского государства.
С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний был введен остракизм. Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраке (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет. Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе.
Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах. Дальнейшая демократизация политической системы афинского государства в V в. до н.э. была связана с именами Эфиальта и Перикла.
О происхождении Эфиальта историкам известно мало. Предполагают, что он был представителем высших слоев общества, о чем говорит, в частности, избрание его на должность стратега. В этой роли Эфиальту удалось провести ряд законов, направленных против ареопага - органа консервативного влияния родовой аристократии. Он отнял у ареопага право налагать вето на постановления народного собрания и передал его народному суду (Гелиэе) (462 г. до н.э.). Параллельно были сужены судебные полномочия ареопага: в его ведении сохранялись лишь религиозные дела и некоторые уголовные. Ареопаг, таким образом, был почти полностью лишен политической власти.
С именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы (декреты и постановления) на Агоре для всеобщего ознакомления. Ненависть к Эфиальту у представителей родовой аристократии была столь велика, что он был убит.
После убийства Эфиальта демократические реформы в афинском государстве продолжил Перикл, им была введена плата судьям. Затем была введена оплата труда для всех афинских граждан, находящихся на государственной службе. Эта реформа имела огромное значение для утверждения демократических принципов организации государственной власти. Вводя такое новшество, как оплата труда чиновников, Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах самого широкого круга афинских граждан, в том числе малообеспеченных. Еще более расширило возможность участия в управлении государственными делами рядовых афинских граждан введение нового принципа избрания государственных чиновников. Теперь на подавляющее большинство должностей избирали по жребию. Путём же открытого голосования были сохранены выборы только на такие должности, которые требовали владения особыми способностями или знаниями: стратега, попечителя водопровода, общественного казначея и т.п. В тесной взаимосвязи с началом выплат жалованья чиновникам находилась и другая проведенная Периклом реформа - гражданская. В соответствии с ее требованиями гражданином Афин мог считаться лишь тот, чьи мать и отец были афинянами.
Таким образом, в период правления Перикла происходит более четкое разделение властей: законодательная принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету 500, судебная - Гелиэе. Это также свидетельствует об укреплении демократических начал в системе организации государственной власти в Афинах.
В целом реформы Эфиальта и Перикла завершили процесс формирования системы афинской рабовладельческой демократии.
Развитие права в Афинах
В архаический период основным источником права в Древних Афинах был правовой обычай.
Архонт Драконт впервые издал письменный свод законов в VII в. до н.э. Он относился в основном к уголовному праву и был направлен на охрану имущественных интересов господствующего меньшинства, к которому принадлежал и сам Драконт. Так, кража полевых плодов наказывалась смертью так же, как и святотатство или предумышленное убийство. Смертная казнь занимала преобладающее место в ряду наказаний, определяемых законами Драконта. По свидетельству Плутарха, современники говорили, что законы Драконта «писаны кровью». Эти законы были отменены Солоном. В дальнейшем источником права стал закон, принимавшийся на народных собраниях.
Гражданское право. В Древних Афинах получило широкое распространение гражданское право. Этому способствовало развитие ремесла, внутренней и внешней торговли, распространение различного рода объединений и товариществ, создававшихся на договорной основе. Афинское гражданское право было самым развитым среди остальных правовых систем, существовавших в тот период.
Вещное право. Основной институт гражданского права - право собственности - в Древней Греции окончательно не сложился. Не было различий между собственностью и владением, однако истец в судебном порядке мог доказывать своё право на имущество и признание за ним права собственности. Именно афиняне ввели в оборот правило «Собственность священна и неприкосновенна».
Широко были распространены договорные обязательства.
Аристотель различал два вида обязательств: вольные и невольные, т. е. вытекавшие из договоров и деликтов.
Соглашение любого содержания могло послужить основанием для обязательства. В качестве средства обеспечения долговых обязательств действовали задаток, залог и поручительство.
Договор купли-продажи заключался простым неформальным соглашением сторон. Предметом купли-продажи были также рабы. Торговля рабами осуществлялась под контролем государства: афинская казна имела от нее доход, взимая налог. Наряду с договором купли-продажи существовали и другие договоры, такие как займ, найм и т.д.
Брачно-семейное право. Вступление в брак считалось в Афинах обязательным. Безбрачие не влекло за собой никаких правовых последствий, оно рассматривалось как несчастье, так как приводило к прекращению рода и культа предков.
Брак представлял собой разновидность договора купли-продажи. Женщина в таком договоре играла роль объекта договора. Жених заключал договор с главой семьи - отцом либо иным родственником, под опекой которого она состояла.
Женщина вела в Афинах затворнический образ жизни. Она жила в доме на особой половине, куда могли войти только члены её семьи. На улице она могла появляться только с закрытым лицом и в сопровождении старшей по возрасту женщины или мужчины. В политической и общественной жизни женщины не могли принимать участия.
Развод для мужчины осуществлялся в простой форме: муж мог в любое время отослать жену из своего дома. Однако в этом случае он обязан был вернуть ей приданое, если только развод не был вызван изменой жены. Развод по желанию жены допускался, однако она должна была обратиться к Архонту с письменным заявлением, в котором излагались основания для развода.
Уголовное право. Система наказаний в Афинах была весьма разнообразной. При наиболее серьезных преступлениях, таких, как убийство, государственная измена, безбожие, назначалась смертная казнь, причем осужденному предлагалось самому привести приговор в исполнение путем принятия яда. Иногда же ему на выбор предлагались меч или веревка. Во многих случаях заключенных продавали в рабство: так поступали с профессиональными разбойниками и грабителями. При кражах наказание зависело от того, был ли вор застигнут на месте кражи или нет.
Вора, застигнутого на месте преступления, можно было схватить и подвергнуть заточению, а ночного вора - даже убить. В этом случае, как мы видим, государство ещё допускает самосуд.
Наказания для рабов и свободных людей были неодинаковы.
Наиболее распространенными наказаниями для свободных были штрафы и конфискации. К ним применялась также и атимия, т. е. лишение гражданских прав, в том числе права обращения с жалобой в суд.
Судебный процесс. Судебная система Афин была сложной, ключевое место в ней занимала Гелиэя. Каждый год по жребию из всех граждан, достигших 30-летнего возраста, избиралось 6000 судей (по 600 от каждой филы). Конечно, все вместе они должны были заседать только в исключительных случаях. Обычно с помощью очень сложной системы жеребьевки их распределяли по отдельным «палатам», количество судей в которых определялось в зависимости от важности дела. Как правило, в одну коллегию («палату») входило 500 человек. Принято рассматривать Гелиэю как прообраз суда присяжных.
В Афинах существовало несколько видов судов, начиная от древнего совета - Ареопага и заканчивая третейскими судами. В Ареопаге рассматривались дела об умышленном убийстве, о государственных преступлениях. Ареопаг мог проводить самостоятельные дознания по поручению от народного собрания или по собственной инициативе. Документы свидетельствуют о ряде случаев, когда наиболее сложные и вызывавшие наибольшее внимание дела расследовались именно Ареопагом. В таких случаях заседание проводилось в вечернее время, а судьи должны были сидеть с повязками на глазах. Это, по мнению афинян, должно было обеспечить их беспристрастность.
Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом Эфетов. Разбой, кража и другие имущественные преступления рассматривала Коллегия одиннадцати. Гражданско-правовые споры об имуществе подлежали ведению третейского суда и по мелким делам - Коллегии сорока. Со времени Перикла были созданы суды по демам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало народное собрание.
Дельфиния занималась расследованием дел тех, кто признавался в совершении убийства, но утверждал, что поступил законно. В Палладии, где разбирались предумышленные убийства, выигравшему дело предстояла клятва на жертвах.
Гражданские дела в Древних Афинах рассматривал тот суд, который назначили для себя тяжущиеся стороны, выбрав его сообща. Это был суд первой инстанции. Кроме того, должно быть еще два суда, один из которых назначался для разбора дел между частными лицами, и потому в него мог обращаться каждый, кто считал себя оскорбленным другим человеком. Особый суд учреждался для тех случаев, когда, по мнению любого гражданина, кем-нибудь нарушаются интересы общества, и он желал прийти им на помощь. Для уголовного суда существовала только одна инстанция, составленная из назначенных по жребию судей из числа выборных должностных лиц.
Судьи избирались на один год и перед вступлением на должность давали на народном собрании клятву вершить дела справедливо и беспристрастно. Обвинение в государственных преступлениях должно было сначала передаваться на рассмотрение народа, и для этих преступлений, за которые полагается смертная казнь, устанавливался особый суд из стражей закона и членов Совета.
Судопроизводство в Афинах не страдало излишним формализмом и предоставляло широкие возможности и права для участия в нем всем полноправным афинским гражданам. При этом за женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за раба - его господин.
Все необходимые по делу доказательства - документы, свидетельские показания, скрепляемые клятвами, и т.д. - представляли сами стороны. В качестве свидетелей могли выступать не только свободные граждане, но и рабы. Однако свидетельские показания раба снимались исключительно под пыткой, что не допускалось по отношению к гражданам. Считалось, что только страдающее тело раба может сказать правду. Свидетельские показания не могли давать только женщины и несовершеннолетние.
После окончания судебного следствия назначался день заседания. В судебном заседании секретарь суда оглашал жалобу обвинителя (истца) и возражения другой стороны. Затем стороны произносили речи. Для речей в большинстве случаев отводился определенный регламент, время которого измерялось особыми водяными часами. Обеим сторонам давалось равное время, причем на то время, в течение которого зачитывались тексты законов, документы или оглашались свидетельские показания, водяные часы останавливали.
Судебный процесс проходил открыто, и было принято влиять на судей всеми доступными сторонам средствами. Истец и ответчик могли приводить в судебные заседания родителей, жен и детей, которые своими просьбами и плачем старались воздействовать на решение суда. Они могли нанимать ораторов, искусных в судебных прениях. Ораторы готовили для своих клиентов речи для выступления в суде, в которых они должны были аргументированно и логично обосновывать свои притязания. История сохранила для нас имена наиболее известных афинских юристов-ораторов - Демосфен, Лисий. Их речи до сих пор могут служить образцом юридического красноречия.
Словом, разрешались любые непротивоправные способы и средства защиты, включая даже те, которые не устанавливались законом.
Судебное заседание заканчивалось тайным голосованием.
При равенстве голосов, которое могло получиться, если судья воздерживался от голосования, подсудимый считался оправданным. Все сомнения толковались в пользу обвиняемого, что можно рассматривать в качестве прообраза принципа презумпции невиновности.
Принцип гуманизма находил своё выражение в том, что, если обвиняемому грозила смертная казнь, то ему дозволялось до вынесения приговора покинуть навсегда Афины, сохранив, таким образом, себе жизнь.
Так как не всегда мера наказания была установлена в законе, нередко после вынесения обвинительного приговора происходило голосование относительно меры наказания, предложение о которой могли вносить как обвинитель, так и обвиняемый.
Возникновение и развитие политико-правовой мысли в античной Греции
Без преувеличения можно сказать, что в основе европейской политико-правовой мысли лежат идеи народа, населявшего острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Именно здесь, в условиях демократического устройства общества, его открытости новым идеям, сформировалось учение о политике, праве и государстве. Несмотря сложившиеся в греческих полисах демократические традиции, идеальной формой правления большинство философов признавало не демократию, а форму правления, сочетающую в себе элементы различных форм, наличие рабства в большинстве своем рассматривалось как естественное положение вещей.
Так, с идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских основах в VI-V вв. до н.э. выступили Пифагор (580-500 гг. до н.э.), Гераклит (530-470 гг. до н.э.). Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы правления «лучших» - умственной и нравственной элиты. При освещении проблем права и справедливости пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия «равенство», столь существенного для понимания роли права как равной меры при регулировании общественных отношений.
Справедливость есть воздаяние равным за равное. Идеалом пифагорейцев являлся полис, в котором господствовали бы справедливые законы. После божества, учил Пифагор, более всего следует уважать родителей и законы, повинуясь им исключительно по убеждению. Значительное место в истории античной мысли занимает учение Гераклита. Жизнь полиса и его законы должны, по Гераклиту, следовать логосу. Гераклит подчеркивал, что народ должен сражаться за закон, как за свои стены. Своеволие же следует гасить скорее, чем пожар. Критикуя демократию, где правит толпа и нет места лучшим, Гераклит выступал за правление лучших.
Софисты (от древнегреческого «мудрец, знаток») - древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители философского направления, распространенного в Греции во 2-й половине V - 1-й половине IV в. до н.э. В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека. В центре внимания софистов оказывался конкретный человек, с его желаниями и чувственными стремлениями. Для софистов человек являлся носителем мнения, знанием объективной истины он не обладает. Софисты Протагор и Горгий полагали, что объективная истина непознаваема. Все относительно и зависит от индивидуальных предпочтений человека. Указывая на разнообразие законов и религиозных обычаев различных стран, софисты считали закон и религию безосновательными, изобретенными человеком, а не данными богами. Если для софистов было характерно рассматривать человека с чувственной стороны, то для Сократа человек в первую очередь является носителем разума. Разум позволяет человеку познать различие между добром и злом и тем самым добиться счастливой жизни. Такое познание возможно только с помощью общих понятий: справедливости, блага, мужества, которые являются определениями Бога.
Бога Сократ представлял как космический разум, благо и истину.
Он проявлялся в разуме каждого человека.
Ученик Сократа Платон по праву считается одним из основателей западной философии. Анализируя жизнь современного ему полиса, Платон говорил о неизбежной деградации идеального государства, причиной которого становится несовершенство человеческой природы. Неправильными формами государственного устройства являются: тимократия - власть честолюбцев или военное государство, где вместо мудрости на первое место ставится мужество и отвага; олигархия - власть богатого меньшинства, которая устанавливается в результате накопления правителями богатств; демократия - власть бедного большинства, свергнувшего олигархов; тирания - власть одного тирана, который приходит к управлению государством в результате демократических выборов. Причиной смены политических форм является непомерное развитие принципов, лежащих в основе указанных форм. Идеальное государство основывается на общности имущества, жен и детей, продиктованной стремлением направить все помыслы подданных исключительно на заботу о государстве, искоренение зависти и распрей в обществе. Стабильность государства определяется принципами законности, стремлением граждан к их добровольному исполнению, эффективности закона.
Аристотель, ученик и друг Платона, расходился с позициями учителя в вопросах отношения к собственности и семье. Добродетельная жизнь возможна только в государстве, поэтому этические принципы составляют незыблемую основу политики. Государство возникает из природы на основе семьи. Несколько семей образуют селение, несколько селений - государство или полис.
Общественная сущность человека зафиксирована Аристотелем в известном определении: «Человек есть существо общительное и политическое». Каждая семья представляет собой основную структурную единицу государства, выступая как домашнее хозяйство, правильное ведение которого изучается специальной наукой - экономикой. Стремление человека обладать собственностью естественно, частная собственность является основой домашнего хозяйства и рабства как условия обеспечения граждан свободным временем для получения образования и занятия политикой. По мнению Аристотеля, существуют три правильные формы государственного устройства: монархия - власть царя, аристократия - власть группы лучших, и полития - власть среднего военного сословия. При правильных формах власть осуществляется в интересах государства и общества. Отклонениями от них являются тирания, анархия и демократия.
Политико-правовая мысль эллинизма (заключительного этапа развития политико-правовой мысли Древней Греции, связанного с упадком государственности) нашла свое выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия. Для учения Эпикура (341-270 гг. до н.э.) были характерны мотивы аполитичности, проповедь неучастия в активной общественной и политической жизни.
Главная цель государства состояла в обеспечении взаимной безопасности людей, избавления от страха, непричинении ими друг другу вреда. Государство и закон рассматривались как результат договора людей между собой об их общей пользе - взаимной безопасности. Политическим идеалом Эпикура являлась такая форма умеренной демократии, при которой господство законов сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидов.
Основателем стоицизма был Зенон (336-264 гг. до н.э.). Ведущими представителями средней Стои (II-I вв. до н.э.) были Панетий и Посидоний, а новой (римской) Стои (I-II вв. н.э.) - Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий.
Мироздание в целом, согласно стоицизму, управлялось высшим разумом, судьбой (логос). Судьба в учении стоиков выступала в качестве такого «естественного закона» («общего закона»),который имел в то же время божественный характер и смысл. Согласно Зенону, «естественный закон божественен и обладает силой, повелевающей (делать) правильное и запрещающей противоположное». В основе гражданского общежития лежало, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. Государство - это естественное объединение, а не искусственное, договорное образование. Для стоицизма были характерны космополитические представления о том, что все люди (и по своей природе, и по закону мироздания в целом) - граждане единого мирового государства (космополиса), границы отдельных государств не имеют значения, а каждый человек прежде всего гражданин вселенной.
Учение стоиков оказало заметное влияние и на взгляды Полибия (210-123 гг. до н.э.) - видного греческого историка и политического деятеля эллинистического периода. Историю возникновения государственности и последующей смены государственных форм Полибий представлял как естественный процесс, совершающийся по «закону природы». Всего имеется, согласно Полибию, шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство (царская власть), тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия. При охлократии «водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца». Полибий отмечает неустойчивость, присущую каждой отдельной простой форме, поскольку она воплощает в себе лишь какое-то одно начало, которому неизбежно по самой природе суждено вырождение в свою противоположность. Исходя из этого, Полибий заключает, что «несомненно совершеннейшей формой надлежит признать такую, в которой соединяются черты царской власти, аристократии и демократии». Такая форма способствует устойчивости государства и препятствует вырождению в неправильные формы. Наилучшим примером, с его точки зрения, является римское государство, построенное на сочетании власти консулов, сената и народа.