Государство и право Вьетнама c момента формирования и до 1945 г.
Вьетнамское государство с момента его образования до 1945 г.
Вьетнамское государство с момента его образования до X в.
Процесс формирования первого государства Ван Ланг
В ранний период эпохи Хунг Выонг начали формироваться крупные племенные союзы, что соответствовало экономическим и социальным изменениям того времени. В конце периода Хунг Выонг (период Донг Шон) бронзовый век достиг наивысшего развития, появление железа оказало значительное влияние на формирование государства. Социальная власть, ранее принадлежавшая аристократической знати, постепенно превратилась в государственную власть, обеспеченную принудительной силой, а из аристократической знати сформировались государственные чиновники.
Формирование государства было вызвано следующими основными объективными причинами.
Во-первых, возрастающие конфликты между кланами и племенами, между классами в обществе. Улучшение орудий труда оказало сильное влияние на экономическое развитие, особенно на аграрный сектор. Появлялось все больше избыточного продукта, отчего возникла частная собственность, а это привело к дифференциации населения и конфликту между богатыми и бедными.
Во-вторых, скопление коллективной силы для самообороны, предотвращения стихийных бедствий и защиты производства.
Другими словами, для борьбы с наводнениями, развития ирригационной системы и предотвращения войн. Борьба с наводнениями и развитие ирригационной системы были необходимы для развития сельского хозяйства, особенно для выращивания рисовой культуры в период Хунг Выонг. Равнинный рельеф с крупными реками (например, Красная река ...) способствовал естественному орошению земель. Тем не менее стихийные бедствия были неизбежны, особенно наводнения и паводки. Поэтому для защиты сельскохозяйственного производства от разрушительной силы природы необходимо было организовать правильное орошение и дренаж почвы, а также создать систему эффективного предотвращения стихийных бедствий.
Предотвращение войны стало фактором, способствующим появлению государства, обладающего мощной властью. Консолидация общества происходила быстрее под воздействием военного фактора. Государственная организация позволила разрешить разногласия, а также конфликты, возникавшие между племенами.
В сочетании с потребностями в ирригационной системе, в борьбе с наводнением антивоенный фактор способствовал появлению громадной организации в конце эпохи Хунг Выонга, когда экономика вступила в наивысший период развития. И, конечно же, когда появилось государство, начал формироваться аппарат управления. Первоначально глава протогосударства избирался народом. Это были люди, пользовавшиеся авторитетом в обществе, они завоевали доверие и были поддержаны народом. Такая организация общества и система управления в нем изначально носила социальный характер, т. е. в основном действовала в интересах всего сообщества. Постепенно она оформилась как механизм, обладающий публичной властью, гарантированной принудительной силой. Так появилось государство в современном его понимании.
Таким образом, первое государство возникло в конце эпохи Хунг Выонг, когда экономика интенсивно развивалась, появился избыточный продукт, оформилась частная собственность, сформировалось классовое деление общества и некий классовый конфликт. Государственная организация была положительно воспринята обществом, так как государство участвовало в борьбе с наводнением, строительстве ирригационных сооружений, защищало от войн.
Организация государственного управления. Примерно в VII в. до н.э. в обществе появились «семена» государства. Можно выделить следующую структуру управления государством этого периода:
- во главе государства стоял император Хунг Выонг;
- прямо подчинялись императору Лак Хау чиновники, которые от имени императора управляли страной;
- страна была разделена на 15 Бо (блоков), которыми руководил Лак-генерал - военный офицер, титул которого передавался по наследству. Он отвечал за общие дела блока, за сбор дани с лак-крестьян в пользу императора, являлся главнокомандующим, руководил военными делами блока;
- в блоки входили сельские коммуны во главе с Ботинь.
Государство Ау Лак
Формирование государства Ау Лак тесно связано с ролью Тхук Фана, который объединил две этнические группы в борьбе с чужеземными захватчиками. Западный Ау и Лак Вьет совместными усилиями предотвратили вторжение династии Цинь (Китай). После успеха в войне с династией Цинь в 208 г. до н.э. Тхук Фан стал императором, построил столицу в Ко Лоа и провозгласил своё новое имя Ан Зыонг Выонг.
Государство Ау Лак появилось после Государства Ван Ланг.
На основании археологических раскопок в районах Ван Ланг и Ау Лак археологи определили, что существовала общая культура, которая непрерывно развивалась от правления Хунг Выонг до начала восстания Хай Ба Чунг, и только после этого восстания она пришла в упадок.
Государство Ау Лак находилось на более высоком уровне развития по сравнению с предыдущим государством Ван Ланг.
Сильная государственная власть Ау Лак проявлялась в архитектурных сооружениях, примером тому служит найденная археологами цитадель Ко Лоа. Это уникальная защитная конструкция, демонстрирующая абсолютную силу государства Ау Лак. Кроме того были созданы регулярные вооружённые силы. В подтверждение тому были найдены склады с несколькими миллионами бронзовых стрел в Кау Вук - Ко Лоа, трёхгранные медные наконечники стрел имеют относительно большой размер и особенный образ, который показывает появление очень мощного оружия, которое может стрелять несколькими стрелами и наносить летальный ущерб.
Организация государственного аппарата практически не изменилась по сравнению с предыдущим периодом:
Главой государства являлся император Тхук Фан.
После императора следовал Лак Хау.
Вся страна была разделена на 15 блоков во главе с Лакгенералом.
В блоки входили сельские коммуны во главе с Ботинь и Советом.
Государство Вьетнама в период Северного вторжения с 179 г. до н.э. до 938 г.
В 179 г. до н.э. Чиеу Да вторгся в Ау Лак, с тех пор территория Ау Лака была присоединена к территории Китая. До 938 г. на протяжении более чем 1000 лет Ау Лак находился под управлением различных феодальных китайских династий.
Целью этих династий являлась эксплуатация коренных народов, населявших эту территорию. За 1000 лет северное феодальное правительство внесло коррективы в формирование и структуру государственного аппарата, он стал более совершенным.
В истории выделяют два глобальных изменения структуры управлении в период правления китайских династий. Это был период до восстания Хай Ба Чынг (с 179 г. до н.э. до 40 г.) и период 2-го вторжения во Вьетнам, когда Донг Хан разрушил независимую автономию Хай Ба Чынг (с 43 г. и далее).
Период до восстания Хай Ба Чынг. Организация доминирующей власти в это время была довольно проста. Политика правления была очень умной и гибкой, но не лишенной определенных недостатков. Например, как недостаток расценивается формирование органов управления. Так, на высшем уровне городское правительство назначало представителей феодальных династий севера (главой района был Тхы Шы, главой округа - Тхай Тху), а на низовом уровне (в уезде) сохранился прежний режим правления Государства Ау Лак.
Формирование аппарата управления являлось выражением политики управления с использованием «вьетнамского человека для правления вьетнамского народа». Эта политика подходила для начального периода, когда новое колониальное правительство только захватило Ау Лак и установило свои порядки.
Период развития государства после 43 г. Аппарат управления доминирующей власти на территории Ау Лак стал более жестким. Были внесены изменения в нижнее руководство. Согласно изменению, главы уезда - Лак-генералы, титул которых передавался по наследству, были заменены на представителей из Китая. То есть политика использования «вьетнамского человека для правления вьетнамского народа» сменилась политикой использования «китайского человека для правления вьетнамского народа». В книге вьетнамской истории написано: «В то время наш народ, даже если бы у него было высшее образование, все равно не мог бы вести политику».
Политика «разделить, чтобы править» применялась в этот период довольно широко на территории Вьетнама, особенно начиная с династии Нго.
Независимые вьетнамские автономии в период правления Китая на территории Ау Лак
Правление Китая на территории Ау Лак иногда прерывалось в связи с созданием независимых, автономных правительств. Изза политики правления китайского правительства (становившейся все более жестокой) вспыхивали многочисленные восстания, направленные на восстановление независимости и обретение суверенитета. Среди них можно выделить некоторые автономные правительства, такие как:
- Правительство Хай Ба Чынг (с 40 г. до 43 г.);
- Правительство государства Ван Суан (с 544 г. по 602 г.);
- Правительство семьи Хук (с 905 г. до 930 г.);
- Правительство семьи Зыонг (с 931 г. по 937 г.);
Феодальное вьетнамское государство
Государство при династии Нго - Динь - Тиен Ле (Ранний Ле): 939 г. - 1009 г.
Краткая информация о государственной организации
Династия Нго (939-965 гг.)
В 939 г. Нго Куиен занял трон, провозгласив себя императором. Он построил свою столицу в Ко Лоа. Эта династия правила 29 лет, в течение которых сменилось 3 императора. Император «расширил чиновничий аппарат, создал правила династии, установил стандарты в одежде».
Территория делилась в этот период на 5 административных уровней: ло - фу - чау - зап - община.
Династия Динь (968-980 гг.)
Император назначал не только светских чиновников, но и религиозных должностных лиц. Например, 1) Динь куок конг: главный чиновник; 2) До хо фу ши шы - чиновник, руководившей юстицией; 3) Тхап дао тыонг куан: главнокомандующий армии. К религиозным должностям относились: Танг тхонг - Единый монах (глава буддизма), Танг дао ши - Даоский монах (чиновник, отвечающий за буддизм); Великий Шунг тьан (чиновник, отвечающий за даосизм).
Кроме того, существовали и другие должности, например: Генерал, Нья хиеу; До уи, Тьи хау ной ньан (слуги императора для передачи указа и ведения людей при входе и выходе во дворец).
На местном уровне вся страна была подразделена на 10 Дао.
Под Дао многие исследователи понимают зап и общины.
Династия Тиен Ле (981-1009 гг.)
В период правления династии Тиен Ле императору подчинялись высшие должностные лица, такие как главнокомандующий армии и населения (отвечал за армию и народ), Тхай шы (высший советник императора), Тхай уи (военный генерал, отвечавший перед главнокомандующим).
Среди многочисленных чиновников можно выделить командующего внутри города (военный чиновник), чиновника внутренней службы (занимался патрулированием).
На местном уровне династия Тиен Ле заменила десять Дао на новые территориальные единицы: Ло, Фу, Чау.
Комментарий к государственному аппарату в период Нго - Динь - Тиен Ле
Государственной формой правления на данном этапе являлась абсолютная монархия. Император обладал полной властью (над народом и духовенством), не существовало механизмов ограничения власти императора. В то же время абсолютная монархия этого периода не была лишена недостатков.
Шел процесс формирования абсолютной монархии на территории Вьетнама. Социальные беспорядки, политическая нестабильность (внутренняя вражда, иностранные захватчики), экономический спад, разобщенность населения ... Правящие династии существовали в течение короткого времени, поэтому не было возможности строить и укреплять государственный аппарат.
Государственная организация была склонна к военному типу подчинения. Основная функция государства - насилие и подавление.
Общество было нестабильным, а политика очень запутанной.
Так как эта территория только что обрела независимость после 1000-летней колонизации и центральное правительство было слабым, то Император и Императорский двор должны были полагаться на военных для подавления оппозиционных сил и поддержания общественного порядка. Развитие административновоенного управления привело к ограничению других областей государственного управления, экономика ослабла.
Государство при династии Ли - Чан-Хо: 1010-1407 гг.
Краткая характеристика органов государственной власти династии Ли (1010-1225 гг.)
Император обладал всей полнотой власти, в его подчинении были многочисленные чиновники.
Высшие чиновники: исполняли высшую консультативную функцию для императора. Чиновники были разделены на группы, в каждой по 3 должности: Там Тхай (Тхай шы, Тхай фо, Тхай бао); Там Тхиеу (Тхиеу шы, Тхиеу фо, Тхиеу бао); Тхай уи, Тхиеу уи.
Специализированные органы, такие как Академия наук, занимались составлением указов, заявлений императора; во главе Академии находился академик Хок ши.
Ху мат шы: отдел секретных миссий, который консультировал императора по важным делам в гражданской сфере; возглавлял отдел Та шы и его помощник - Хыу шы.
Куок Ты Жам: занимался образованием, проводил экзамены и следил за Храмом литературы; во главе стоял чиновник Ты нгиеп.
Кроме того, у центрального правительства был ряд других должностей, таких как Та, Хыу Жан нги Дай шы (доктор), Вьен Нгоай ланг; До тхонг; Куок шы, Танг тхонг (монах), Танг лук.
Местные органы власти включали следующие уровни:
Уровень Ло (дорога) - Чай (лагерь) являлся высшим административным уровнем. Вся страна была разделена на 24 ло - чай.
Во главе Ло находился Тхонг фан, а во главе Чай стоял Тьу чай (мастер лагеря).
Уровень Фу - Чау: административный уровень ниже уровня Ло - чай. Возглавлял Фу Чи фу, во главе чай стоял Чи чау. Фу был расположен на равнине, а Чау находился в горах.
Уровень Са (община) - базовый административный уровень во главе с Са чыонг (Старейшина).
Династия Чан - Хо (1226-1407)
При династии Чан-Хо во главе страны находилось 2 человека (император и верховный император), при этом император был действительным правителем, а верховный император был верховным советником, решение которого превышало решение императора.
Несмотря на то что высший чиновник выполнял консультативную функцию, для императора его решение было обязательным. Верховный император был очень властным.
Специализированные органы: кроме существовавших органов со времен династии Ли, в династии Чан появились новые органы, такие как:
Бинь бак би: выполнял судебную функцию в столице.
Тхам хинь вьиен: отвечал за тюрьмы и заключенных.
Нгы шы дай: следил за соблюдением законности (надзорная функция).
Ху мат вьен: обсуждал дела в стране.
Тон ньан фу: составлял родословную для императора.
Жанг во дыонг: осуществлял подготовку военных чиновников.
Ты тхиен жам: создавал календари, астрономические карты и прогнозы погоды.
Наряду с перечисленными органами в некоторых исторических книгах выдвигают гипотезу о существовании в период династии Чан и других должностных лиц и органов управления, например, Лук Бо, Лук Ты.
Много изменений произошло в организации местных органов власти. К 1397 г. были «назначены внешние чиновники: в Ло - Ан фу шы и Фо шы, в Фу - Чан фу шы и Фо шы, в Чау - Тхонг фан,
Тхием фан, в Хюен (уезд) - Лень уи, Тьу ба. Территориальная единица Ло стала главенствующей над Фу, Фу главенствовала над Чау, Чау - над уездом». Таким образом, местные органы власти включали следующие уровни:
Уровень Ло: высшая административная единица, во главе стоял Ан фу шы и заместитель Фо Фу шы.
Уровень Фу: во главе находился Чан фу шы и заместитель Чан фу Фо шы.
Уровень Чау: во главе был Тхонг фан и заместитель Тхием фан.
Уровень Хюен (уезд): возглавлял Хюен Лень и заместитель Тьу Ба.
Уровень Са (община): базовая административная единица.
Комментарий к государственному аппарату в период Ли - Чан - Хо
При династии Чан - Хо существовал особый режим правления - режим двоевластия. Этот режим подходил для монархии данного периода, особенно династии Чан, когда принцип передачи власти осуществлялся внутри одной династии, и монархия еще не стала абсолютной, как в последующий период.
Организация государственного аппарата была более совершенной, чем в предыдущих периодах. Появление ряда новых органов, особенно органов, осуществляющих надзор при династии Чан, указывает на более совершенный государственный аппарат.
Сфера деятельности и управления государства расширилась.
Основное внимание уделялось не только административным и военным отношениям, помимо военной сферы государственному регулированию подлежали другие сферы общественной жизни.
В период Ли - Чан государственный аппарат носил аристократический характер, это были приближённые императора.
Наиболее очевидное проявление этой черты - сильная вовлеченность аристократии в правительственный аппарат. Императорский двор сохранял многочисленные привилегии для родовой аристократии. Родовая знать занимала ключевые должностеи в государственном аппарате. В ее компетенцию входила обязанность «присматривать» за высшими чиновниками местного управления. Эта политика, с одной стороны, была вызвана желанием ослабить военный тип подчинения, существовавший при династии Нго-Динь-Тиен Ле, с другой стороны, тем, что в стране только что закончилась война, существовала политическая нестабильность, поэтому нельзя было назначать на должность чиновников только на основе системы экзаменов и образования. Превыше всего в этот период ценилась политическая благонадежность чиновника.
Ко времени династии Хо государство постепенно отказалось от такой политики, не позволяя аристократии иметь большую власть. Для этого император Хо Куи Ли предпринял ряд мер по ограничению вмешательста аристократии в государственный аппарат, таких как «ограничение на слуг», «земельное ограничение» и усиление политики набора чиновников путем проведения экзамена. Однако из-за короткого периода правления новая политика не проявила в полном объеме свою «эффективность» и не удалось ослабить влияние аристократии, сложившееся в предыдущий период.
Государство при династии Ле Шо (Средний Ле): 1428-1527 гг.
Краткая характеристика организации государственного аппарата
Период до реформ императора Ле Тхань Тонг
Император являлся главой государственного аппарата, имел полную государственную власть. На первом этапе периода Ле Шо было 4 императора (Ле Тхай То, Ле Тхай Тонг, Ле Ньан Тонг и Ле Нги Зан). Продолжительность правления династии составила 32 года.
Высшие чиновники осуществляли высшую консультативную функцию (консультировали императора). Можно выделить следующих чиновников: Та, Хыу Тыонг Куок. Политическое и военное отделения включали таких чиновников, которые обладали большими полномочиями, например, Дай Ты До, Ты Ма, Ты Хау, Там Тхай (Тхай шы, Тхай фо, Тхай бао), Там Тхиеу (Тхиеу Шы, Тхиеу фо, Тхиеу бао), Дай Хань хиен и Хань хиен 5 Дао ...
В начале династии Ле высших чиновников избирали из тех, кто имел большие заслуги перед государством, поэтому они обладали большой властью, дополнительно к этому часто совмещали и другие должности, отчего их власть была еще более значительной.
Государственные органы: согласно некоторым историческим документам, с начала династии Ле до времени императора Ле Нги Зан в стране существовало 2 органа: министерство Ле и министерство Лай. В книге «Редакция по приказу императора с аннотацией, отражавшей полную историю Вьета» сказано: «Чиновники в начале династии Ле в столице делятся на два органа: министерство Лай и министерство Ле, в то время как Министерство Хо, Бинь, Хинь, Конг и другие шесть отделов не были организованы полностью».
К специализированным органам императора относились:
1) Тинь шы виен (орган главных дел): в нем были такие должности, как Тхам чи тинь шы (заведующий), Тхам нги (консультант) и Донг Тхам нги (совместный консультант) для контролирования ключевых работ; 2) Виен ной мат (орган внутренних государственных тайн), возглавляли который виен Чи виен шы, заместитель виен Тхием Чи виен шы, Донг Чи виен шы; 3) Там шань (три зала); 4) Академия наук: во главе стоял Тхыа тьи; 5) орган Нгу хинь состоял из 5 отделов: Тхам хинь, Та хинь, Хыу хинь, Тыонг хинь, Ты Хинь, во главе находился Ланг Чунг; 6) Нгы шы дай, руководимый Тхи Нгы шы; 7) Куок Ты жам: во главе стоял Те Тыу; 8) Куок шы виен: во главе стоял Ту шоан; 9) Ной тхи шань: во главе стоял До чи; 10) Нгы тиен там кук, состоял из Кан тхи, Тьи Хау, Хок ши, во главе стоял Кук чыонг (министр), Кук фо (заместитель министра); 11) Там Куан состоял из Ньо Лам Куан, Шунг Ван Куан, Ту Лам кук, во главе стоял Чи Куан шы; 12) Тхай шы виен: во главе стоял Тхай шы лень.
На местном уровне: высшим уровнем местного самоуправления являлся уровень Дао. Ниже уровня дао находились уровни ло, чан, фу, тьау, хюен, са.
В книге «Редакция по приказу императора с аннотацией, отражающая полностью историю Вьета» говорится о том, что «Чиновники в начале династии Ле ... В пяти Дао вне столицы были назначены Хань хиен, который занимался политическими и гражданскими делами, также назначают чиновников в фу, ло, чан, хюен, тьау, подчинённых Хань хиен». Однако точно неизвестно, в каком подчинении находились эти административные уровни. Но, основываясь на этой книге, можно сделать вывод о следующей иерархии этих стуктур: Дао это ло - чан - фу, в подчинении ло - чан - фу находился хюен (уезд), а хюен управляла са (община).
Период Ле Тхань Тонг и после (1460-1527 гг.)
Император Ле Тхань Тонг провел реформы государства и права. Процесс реформирования длился в течение многих лет, но только в 1471 г., после победы над армией Тием Тхань, сохранив при этом территорию страны, император начал проводить реформы полноценно и широкомасштабно. В сентябре 1471 г. император приступил к изменению Правил императорского двора.
Император был наделен всей полнотой власти, характерной для централизованной монархии.
Центральное правительство этого периода состоит из следующих должностей:
Высший чиновник был наделен высшей консультативной функцией (при императоре). В этот период высшим чиновником был только Там Тхай (Тхай шы, Тхай фо, Тхай бао); Там тхиеу (Тхиеу шы, Тхиеу фо, Тхиеу бао); Тхай уи, Тхиеу уи. Таким образом, по сравнению с дореформенным периодом были упразднены влиятельные и властные высшие чиновники, такие как Та, Хыу Тыонг Куок, Дай хань хиен, Там Ту. Высшие чиновники этого периода также не занимали важных должностей в государственном аппарате.
Государственными органами, подчиненными императору, являлись:
Академия наук: орган, существовавший для составления указов, заявлений, постановлений для императора, во главе которого стоял чиновник Тхыа Ти.
Двор Донг как: созданный для рецензирования и проверки документов, переданных Академией наук, во главе стоял Донг как дай хок ши.
Чунг тхы жам: служивший для переписывания законопроектов в официальный формат, для представления императору; во главе стоял Чунг тхы жам са ньан.
Хоанг мон тинь: имел функцию хранения печати императора; во главе стоял Хоанг мон тхи ланг.
Би тхы жам: присматривал за библиотекой для императора, во главе стоял Би тхы жам хок ши.
Министерства: помогали императору управлять общественной сферой деятельности по всей стране. Министерства в период правления Ле Тхань Тонг претерпели множество изменений: в первое время, когда Ле Тхань Тонг только что занял трон, он изменил 6 министерств под руководством Ле Нги Зан на 6 Виен (министерств), а в 1466 г. отменил 6 виен «поменял на 6 Бо (Министерств): Бо Лай, Бо Хо, Бо Бинь, Бо Хинь, Бо Конг».
Шау Ты: имел функцию поддержки в работе для шести Бо, состоял из шести отделов (Шау ты) (Дай ли ты, Тхай тхыонг ты, Куанг лок ты, Тхай бок ты, Хонг ло ты, и Тхыонг бао ты). Во главе каждого Шау ты стоял Ты хань, Тхиеу хань и Ты тхыа.
Существовало кроме того еще 2 надзорных органа:
Нгы шы дай: осуществлял надзор над всеми чиновниками в стране. Для пристального надзора за местными властями Ле Тхань Тонг также назначал главного дворцового инспектора.
Лук Хоа: осуществлял надзор над шестью Бо, каждый Хоа присматривал за одним органом Бо.
Кроме этого были другие специализированные органы, управлявшие различными сферами деятельности.
Что касается местного самоуправления, были следующие уровни.
Территориальная единица Дао. К 1466 г. вся страна была разделена на 12 Дао и 1 Фу Чунг До. В каждом дао размещалось две Ти это Тхыа ти и До ти. Во главе До ти стоял Тонг бинь и заместитель Фо Тонг бинь. Во главе Тхыа ти находился Тхыа тинь шы и заместитель Тхыа тинь фо шы. По реформе императора Ле
Тхань Тонг военные дела отделялись от административных дел, в которой До ти отвечал за армию, Тхыа ти - за административные дела. Чиновники имели высшее образование (а не военные, как было ранее).
В 1471 г. император добавил новый дао (называемый Куанг Нам тхыа туен), таким образом, по всей стране было создано 13 дао и 1 фу. В том же году на уровне дао был добавлен третий ти Хиен ти. Во главе Хиен ти стоял «Хиен шат шы и Хиен шат фо, который занимался делами по ведению расследований, преследований, обысков, судебных разбирательств, советов, проверок, расследованию преступлений, патрулирований».
Административная единица Фу - чау: административная единица подчинялась Дао, во главе стоял Чи фу - Чи чау.
Административная единица хюен (уезд) возглавлялась Чи хюен.
Административная единица Са (община) представляла собой базовую административную единицу, во главе которой стоял Са чыонг (старейшина). Организация управления в этот период была несовершенна. Изучение исторических документов дает возможность предположить, что при Ле Тхань Тонг использовали принцип избирания старейшин непосредственно жителями общины.
Комментарий к государственному аппарату в период Ле Шо (1428-1527 гг.)
Государственная организация Ле Шо имела два этапа развития с совершенно различными характеристиками.
Дореформенный период императора Ле Тхань Тонг
Основная форма правления - абсолютная монархия. Император все еще обладал всей полнотой (абсолютной) власти, хотя центральная государственная власть в этот период была ослаблена недавней войной с династией Минь.
Государственный аппарат имел административно-военный характер: эта особенность следовала из истории происхождения и существования династии Ле Шо. Династия Ле Шо взошла на престол благодаря победе над чужеземными врагами, следовательно, роль генералов и армии была очень важна. Военные помогли династии Ле взойти на престол, и они выполняли функции управления страной в послевоенный период.
Сложная структура органов осударственного управления была унаследована от предыдущих династий, особенно от династии Чан, Хо (где государственный аппарат был довольно хорошо организован в период до вторжения династии Минь во Вьетнам.).
Отсутствие изменений было связано с тем, что страна только что завершила войну, требовалось время для построения новой системы управления.
Высшие органы управления, Правительство формировалось из родственников императора. Эта особенность сохранилась в начальный период создания государства династии Ле как отголосок прежнего режима.
Чиновники в период правления династии Ле до реформ, проводимых императором Ле Тхань Тонга, в целом имели большую власть. Император непосредственно не участвовал в делах двора, он осуществлял управление только через посредников, например, через высших чиновников, как Та, Хыу Тыонг Куок (национальный генерал). Механизм инспектирования и надзора за чиновниками еще не был создан. А так как чиновники происходили в основном из знатных родов, то они обладали значительной властью.
Период после реформ императора Ле Тхань Тонг
Император Ле Тхань Тонг провел ряд реформ с целью укрепления своей власти, ограничения власти чиновников и повышения эффективности работы государственного аппарата. Можно выделить следующие основные реформы:
1. Упразднение широких полномочий отдельных должностных лиц с целью ограничения их власти и передача этих полномочий императору. В результате сложилась абсолютная монархия. Император сконцентрировал власть в своих руках и получил возможность принимать решения через посредников.
2. «Раздробление власти» - наделение всех чиновников равными полномочиями, что не позволяло одним чиновникам или государственным органам превалировать над другими.
3. Усилился надзор и контроль за исполнением решений императора, что способствовало укреплению его могущества.
В итоге реформ на центральном уровне появилась четкая система органов государственной власти. Их работа была хорошо организована. В своей деятельности они были связаны между собой и уже не обладали излишними полномочиями, их работа была эффективной, не допускалось злоупотребления властью. В частности, чиновники уже не имели большого влияния на решение государственных дел; каждый орган выполнял определенный этап в процессе исполнения решений императора; количество органов Бо (министерств) увеличилось, они осуществляли управление совместно с другими 4 органами «Лук ты», надзорный орган был разделен на две системы: Нгы Шы Дай (осуществлял общий надзор, но по своему статусу был ниже Лук Хоа) и Лук Хоа (независимый от Лук Бо и Нгы Шы Дай).
На местном уровне уделялось особое внимание проведению реформ на уровне административной единицы Дао и входивших в нее общин. Правительство Дао стало более народным.
Деятельность местных органов власти находилась под пристальным наблюдением и надзором императора.
Проведенные реформы привели к усилению зависимости местных органов власти от центрального правительства, что позволило укрепить власть императора.
Государство в период гражданской войны (XVI-XIII вв.)
В начале гражданской войны правительство сохраняло структуру времён Ле Тхань Тонг.
Во время гражданской войны территория страны была разделена на две самостоятельные части с двумя разными политическими системами (Данг Чонг и Данг Нгоай).
В части страны Данг Чонг правительство вначале придерживалось модели династии Лe, но когда король Чинь захватил власть, сформировалось «двоевластие». Оно характеризовалось наличием короля Ле (марионетка) и короля Чинь (действовавший правитель, обладавший всеми полномочиями короля Ле).
В части страны Данг Нгоай после присвоения незаселенных земель появилось новое самостоятельное правительство.
Государство династии Нгуен (1802-1884 гг.)
Краткая характеристика организации государственного аппарата
Во времена династии Нгуен император обладал «монополией власти», особенно четко это прослеживалось в период правления династии Минь Мень. Чтобы добиться этого, императоры предпринимали различные меры, в том числе устанавливали так называемые «четыре запрета».
В период династии Нгуен существовали следующие ключевые органы:
Духовный Совет - орган, состоявший из чиновников с высоким статусом, начиная с 3-го или 2-го ранга. В начальный период они обладали неограниченными полномочиями (например, верховный совет, который принимал государственные решения), но в период «монополии власти» Минь Мень его роль ослабла (теперь он только имел функцию совещательного органа).
Чиновники высшего ранга были объединены в две группы по 4 и 9 человек.
Кабинет архивов осуществлял функцию хранения записей и книг. Основан в 1819 г.
Внутренний кабинет - орган, преобразованный из кабинета архивов, подчинявшийся королю. Это был административный и информационный центр, который ведал политической ситуацией в стране. Создан в 1829 г.
Тайный совет выполнял функцию «хранителя военной и национальной тайны». Основан в 1834 г.
6 Бо (министерства): кадров, праздников, хозяйства, общественных работ, юстиций, военной пехоты.
Судебные органы включали Министерство юстиции, Судебную палату и Отдел по надзору.
Органы надзора включают следующие:
Палата чиновников - орган, который осуществлял надзор за деятельностью династии Нгуен от центрального до местного уровня.
Посольский режим - особый инспекционный режим. Это созданная королем делегация, которая в основном проводила инспекции на местах в случае неурожаев, голода, стихийных бедствий, жалоб местных жителей и т.д.
Другие специализированные органы: отделы для королевской семьи, которые включали отдел внутренних дел, отдел по уходу за королевскими лошадьми и транспортом королевской семьи, отдел королевских записей, отдел по проведению королевских пиршеств, отдел королевских врачей. Образовательные органы: королевская академия, академия ханьлинь, отдел астрономии, отдел истории, отдел печатей, отдел церемоний и принятия гостей.
Органы транспорта: отдел транспорта, отдел почты, отдел передачи важных королевских документов. Отделы запасов: отдел торговли, оружейная палата, библиотека.
Относительно местного управления в династии Нгуен было два разных этапа развития: первый период с 1802 г. по 1829 г. и период после реформы короля Минь Мень с 1830 г.
Период до реформ короля Минь Мень включал 4 уровня:
Тхань (цитадель): состоял из двух цитаделей: Бак Тхань и За Динь Тхань. Во главе цитадели стоял главный губернатор, обычно военный, обладавший большим авторитетом и помогавший армии.
Города и дворцы: губернатор (в Бак Тхань), Луу Тху (в цитадели За Динь), с двумя помощниками, Та Туа (состоял из 3 отделов, а именно Лай, Бинь, Хинь) и Хуу Туа (состоял из 3 отделов Хо, Ле, Конг).
Административное деление: фу (город), хюен (уезд), чау (провинция). Во главе соответственно стоят должности чи фу, чи хюен и чи чау.
Административные единицы: коммуна и община. Коммуны объединяли все остальные административные единицы (фу, хюен и чау) с общинами. Совокупность нескольких общин образовывала коммуну; община являлась базовой административной единицей, во главе которой стоял старейшина, избираемый народом.
Период после реформы короля Минь Мень: местное управление включало три уровня.
Провинциальный уровень: самый высокий административный уровень в данном районе, вся страна была разделена на 31 провинцию и 1 фу (эквивалентно провинции). В число руководителей провинций входили многие должностные лица, такие как губернатор, главный министр, комиссар, судья и командующий военной пехоты.
Уровень фу, хюен и чау: промежуточные административные единицы были ниже провинциального уровня, должность главы которых называлась чи фу, чи хюен и чи чау. Фу, хюен и чау были организованы в зависимости от характеристики региона и части страны, в развитых регионах, расположенных на равнинах, это были фу, хюен, а в горных районах, которые были менее развиты, - чау.
Коммуна и община. Коммуна не являлась административной единицей, она представляла собой «руку» (связующее звено), простирающуюся между уездом и общиной. Община была базовой административной единицей, благодаря династии Нгуен в ней произошли значительные изменения. Структура общинной власти в период правления династии Нгуен была хорошо организована, близка народу. В общинах действовали совет старейшин и главный судья.
Совет старейшин принимал основные решения, действовавшие в пределах общины.
Главный судья (обладавший исполнительной функцией и контролировавший соблюдение установленных в общине правил) избирался народным голосованием.
Комментарий по организации государственного аппарата при династии Нгуен (1802-1884 гг.)
О центральном правительстве: органы государственной власти были организованы в соответствии с авторитарной системой правления. Император обладал абсолютной властью. На принятие им решений никто не мог влиять, в том числе и по родственной линии. Правительственный аппарат этого времени был самым совершенным в истории страны.
У каждого органа были определённые функции, ответственность между ними равномерно распределялась, существовала тесная взаимосвязь среди чиновников.
Чтобы уменьшить злоупотребление властью у чиновников в правительственных органах, обладающих широким спектром полномочий, король увеличил количество человек, участвующих в правительственном аппарате. Например, в министерстве с 4 человек увеличилось до 6; чиновников по надзору тоже стало на 4 человека больше по сравнению с двумя в прошлом периоде и т.д.
Механизм надзора был усилен, все члены были согласны с тем, что решения будут приниматься при помощи Отдела по надзору. Кроме того, помимо регулярного органа надзора существовал непостоянный механизм контроля, который устанавливался королем.
Местное правительство в период реформ короля Минь Мень характеризовалось четкой реализацией принципов «децентрализации власти» и «военного управления». Наиболее очевидное проявление этого - существование модели управления уровня цитадели (высший административный уровень в местности) с большой властью, принадлежавшей губернатору (военного происхождения).
Это была временная модель для решения непосредственных задач, возникших из-за продолжительной гражданской войны в предыдущий период.
Местное управление после реформы короля Минь Мень характеризовалось внедрением принципа «децентрализации» на местах, постановкой четких задач, упразднением «военной» верхушки и упорядочением аппарата управления. В итоге реформирование привело к тому, что правительственный аппарат разделился только на 3 уровня (без цитадели). Эта система была менее громоздкой и более совершенной.
Правительство стало «ближе к народу», особенно на уровне общины. Система самоуправления этого периода феодализма считается самым совершенным со времени обретения независимости Вьетнамом.
Государство во времена французского колониального правления (1884-1945 гг.)
Во время французской колонизации существовали два правительства на территории Вьетнама: колониальное правительство и правительство династии Нгуен.
Деятельность французского колониального правительства активно проявлялась во всех частях Вьетнама (Северный Вьетнам, Центральный Вьетнам и Южный Вьетнам) с тремя политическими механизмами и столькими же различными вспомогательными аппаратами.
Правительство династии Нгуен существовало только в северном и центральном регионах. Тем не менее правительство Нгуен в принципе не имело реальной власти, а только имело статус
«марионетки», «приспешника» Франции. Политика, установленная династией Нгуен, контролировалась французским правительством. Все решения тщательно рассматривались и могли издаваться только после согласования с французским правительством.
Правовая система Вьетнама, её формирование и развитие до 1945 г.
Правовые источники с момента формирования и до Х в.
Традиции и обычаи являлись наиболее распространенным источником права государств Ван Ланг и Ау Лак: это древние обычаи, которые передавались из поколения в поколение и соответствовали интересам правящего класса, которое закрепило их в последующем в форме закона. Это были традиции и обычаи, связанные с социальными отношениями, такие как брак и семейные отношения: моногамия, брак по традиции патриархата, брачные церемонии и т.д. или, к примеру, с имущественными отношениями относительно земель; политические традиции, подходящие для организации и управления обществом, такие как наследником короля мог быть только его отпрыск и т.д.
Кроме того, важным источником закона в этот период были королевские распоряжения, которые передавались из уст в уста.
Благодаря этому король выражал свою волю, тем самым заставляя членов общества следовать его приказам. Таким образом он осуществлял контроль и управление общественными делами.
В период захвата северных территорий Китаем было два основных типа правового регулирования: вьетнамские традиции, обычаи и феодальные законы Китая, введенные в действие в стране для реализации политики колониального правительства.
Конечно, вьетнамские традиции и обычаи (т. е. ранее существовавшие положения правительства Ван Ланг - Ау Лак) продолжали действовать. Они имели прочные корни в культурной и социальной жизни вьетнамцев. Но традиции и обычаи вьетнамского народа могли быть приняты только в том случае, если они не создавали конфликта с политикой северного колониального правительства.
Источник вьетнамского права в феодальный период
Правовые документы
Источники феодального вьетнамского права: разработка вьетнамских феодальных правовых документов проводилась на самых начальных стадиях развития. В дополнение к «единичным» юридическим документам (приказам, указам, постановлениям и т.д., изданным королем (императором), были разработаны указы, связанные с регулированием социальных отношений и т.д.). Постепенно появились систематизированные законопроекты и кодексы.
В период Ли - Чан - Хо, помимо приказов, указов и т.д., появилась некоторая серия законов, которые имели «коллективный», «законный» характер: Письмо (1042 г.); Царствующая династия (1230 г.); Национальные праздники (1230 г.); Официальные документы (1298 г.) и т.д.
Во времена Ле Шо законодательство активно развивалось как по содержанию, так и по законодательной технике. На этом этапе появилось много законов, например: Имперские законы (обнародованные и отредактированные многими королями), Имперское соглашение, Словарь династии Ле, Сборник законов Тиеннама,
Имперский сборник судебных законов, сборник законов Хонг Дык, Система рангов чиновников династии Ле и др. Законы при династии Ле Шо были проникнуты духом гуманизма. Законодательство содержало нормы, закреплявшие права человека.
Достижения в сфере закона при династии Ле продолжали сохраняться и развиваться до династии Нгуен. В этот период, чтобы поддерживать политическую власть в условиях монополии и тирании, династия Нгуен постоянно создавала и укрепляла закон, который стал эффективным инструментом в ее руках. В дополнение к Сборнику законов За Лонг, известному еще как сборник законов Хоанг Вьет, появился общий сборник законов, который регулировал различные сферы жизни, и другие сборники законов.
Примечательно, что при правлении династии Нгуен были разработаны общие сборники законов, такие как компендиум, сборник законов Дай Нам и т.д. Они были результатом деятельности, направленной на систематизацию законодательства (например, в них вошли все объявления, приказы, указы, нормативные акты разных королей).
К 1884 г., когда династия Нгуен признала французский протекторат на всей территории Вьетнама, феодальное право приостановило своё развитие. Французское законодательство стало внедряться, оказывая большое влияние на законодательство севера, центра и юга страны.
В правовой системе на всех этапах феодального периода во Вьетнаме можно выделить некоторые законы, имеющие принцип «золотого правила», которые сохранились до сих пор:
1. Сборник законов династии Ле Шо:
Этот сборник высоко ценится за методы законотворчества и содержание (гуманность и оригинальность). Он представляет собой наивысшее достижение и ценность в истории вьетнамского права. Сборник вобрал в себя достижения в законодательной сфере предыдущих династий. По сравнению со сборником законов, составленным в начале XIX в. (Сборник законов Хоанг Вьет короля За Лонг, изданный в 1812 г.), он был более совершенным.
Сборник законов являлся эффективным инструментом для управления страной. Он был основан на современных правовых идеях. Закон - это сочетание гуманности и права в управлении страной и народом; сохранение приемственности между законом и обычаями.
Это был общий сборник законов, который регулировал многие вопросы в различных областях, таких как уголовное право, гражданское право, брак и семья, судопроизводство, административное и трудовое право. Закон состоял из 6 книг, каждая из которых включала две или три главы (всего 13 глав), глава содержала 722 статьи.
2. Сборник законов Хоанг Вьет или сборник законов За Лонг при династии Нгуен.
Этот сборник законов был разработан на основе следующей идеи: «Взяв за основу законы предыдущих династий, а также ссылаясь на сборник законов Хонг Дык и законов династии Цин; добавив актуальные нормы, было рассмотрено, отобрано, отредактировано и включено в сборник законов с более удобным форматом». Этот сборник законов был издан во времена правления короля За Лонг и действовал в течение правления королей династии Нгуен. Он включал 398 статей.
3. Типичные законы французского колониального периода.
В период французского господства (1884-1945 гг.) правовая система Вьетнама была сложной из-за политических различий между регионами. Соответственно в трех разных регионах страны существовали разные законы. Феодальная династия Нгуен все еще существовала (в центре и на севере), в то время как юг стал полностью «колониальной» землёй французов. Правление и вмешательство французов во всех трех регионах были глубокими, в результате чего законы Вьетнама подверглись сильному влиянию законов французского колониального правительства.
Однако французы по-прежнему признавали существование правительства Нгуена, принимая часть вьетнамского законодательства. Поэтому, хотя наличие множества законов и правовых норм в одно и то же время создавало трудности, но законодательство того времени ярко выражало влияние Франции, демонстрируя типичные черты правления династии Нгуен. Это было четко отражено в правовых нормах в Центральном Вьетнаме (где влияние династии Нгуен на страну все еще является наиболее сильным по сравнению с другими регионами - северным и южным). Среди них выделяются уголовный и гражданский кодексы.
Уголовный кодекс Хоанг Вьет (Центральный уголовный кодекс). Этот кодекс состоял из 29 глав с 424 статьями. Он был обнародован в период правления короля Бао Дая 3 ноября 1933 г.
Кодекс Хоанг Вьет Центрального Вьетнама (Центральный гражданский кодекс) состоял из 5 томов (первый том имел 10 глав, второй том - 2 главы, третий том - 5 глав, четвертый том - 2 главы и пятый том с 1709 статьями был издан в соответствии с указом короля Бао Дай № 51 от 13 июля 1936 г.
Традиции и обычаи также были важными источниками вьетнамского права в феодальный период. Например, многие традиционные методы ведения сельского хозяйства бедных фермеров были признаны, что стало основой для установления правовых норм. Например, типичный контракт («временной» куплипродажи) в области гражданского права указывает на срок передачи - заканчивается 15 марта для сезонного риса и 15 сентября для майского (по лунному календарю) урожая риса (ст. 384 гражданского кодекса).
Правовые идеологии и доктрины: конфуцианская идеология проникла во Вьетнам очень рано, но ко времени династии Хо и особенно времен Ле Шо конфуцианство стало доминирующей идеологией феодального государства. С целью создания единого государства, «военной власти» династии Ле и Нгуен все время усиливали влияние этой идеологии. Поэтому идеи конфуцианства стали одними из основных источников вьетнамского феодального права.
Факторы, повлиявшие на вьетнамское право в феодальный период:
Влияние экономических факторов: экономика играет решающую роль в содержании и развитии права. Законы каждого периода отражают конкретные правила в производстве, уровень текущего экономического развития. В течение феодального периода сельскохозяйственная экономика (играющая ведущую роль) активно влияла на законодательство. Законодатели всегда закрепляли в нормативных актах условия, способствующие развитию аграрной экономики.
Можно сказать, что в сельскохозяйственном производстве земля является важнейшим средством производства. Таким образом, законодательство о земле всегда было важнейшим для королей на протяжении многих веков, несмотря на изменение политики в этой сфере. Например, семья Ли-Чан сосредотачивалась на политике расширения сельского хозяйства, защите и укреплении ресурсов для сельскохозяйственного производства. Политика «жить в сельском хозяйстве» не только обеспечила должный уровень развития сельского хозяйства, но и способствовала поддержанию боеспособности вооруженных сил. Или, например, во времена Ле Шо государство продолжало проводить политику по развитию сельскохозяйственного производства. Формы землепользования, правила охраны земли и дамб становились важной частью гражданского кодекса (в этом кодексе есть отдельная глава о земельном регулировании). Во времена династии Нгуен сельское хозяйство занимало важную позицию. Права на земельную собственность продолжали развиваться при правлении династии Ле. Таким образом, сельское хозяйство активно влияло на содержание вьетнамского феодального законодательства, особенно в период независимости и автономии (939-1884 гг.). Поэтому правила в торговой деятельности (особенно во внешней торговле) не были достаточно развиты. Были случаи, когда правящий класс продолжал использовать правовые нормы для реализации политики «давления на торговлю», «закрытых дверей» для зарубежных стран (например, в период Ле Шо).
Влияние политических факторов: политика играет руководящую роль в составлении и развитии законодательства. Закон признает и трансформирует волю правящего класса, в первую очередь защищая его интересы. Воля и статус правящего класса были защищены законом и особыми указами. Изменения в политике всегда приводили к изменениям в законодательстве. Во время феодального периода во Вьетнаме сменилась ни одна династия, что повлияло на изменение законодательства. В целом законы всегда отражали волю правящего класса. Они были направлены на защиту и поддержание феодального режима с абсолютной монархией. Под влиянием воли правящего класса закон стал инструментом защиты абсолютной власти короля, королевской семьи, защиты порядка в феодальном обществе. Например, вопросы обеспечения защиты, охраны императорского дворца всегда являлись главными задачами королей. В Государственном общем сборнике законов глава «Охрана дворца (дворцовая защита и охрана)» в основном регулировала защиту императорского дворца, в котором жили и работали король, королевская семья и его чиновники. Там также перечислены виды преступлений, связанные с охраной дворца. В случае совершения преступления закон открыто закреплял привилегии в наказании тем, кто имел высокий статус в обществе. Это могли быть члены королевской семьи, высокопоставленные чиновники и т.д. За преступления против императора и императорского двора вводились жестокие наказания (в поисках «коллективной» ответственности).
Влияние политической идеологии: политическая идеология - это основные принципы политико-социальной доктрины, в соответствии с которой строится структура государства, одновременно с управлением и передачей политической власти определенному классу (правящий социальный класс). В феодальный период
Вьетнам попал под сильное влияние конфуцианской доктрины, начиная с конца династии Чан, развиваясь до своего пика в период Ле Шо (особенно во время правления короля Ле Тхань Тонг) и имея влияние вплоть до династии Нгуен. Поэтому законы также находились под сильным воздействием этой доминирующей идеологии. Можно было легко найти сходство с конфуцианством, например, высоко оценивалась роль монарха; влияние религии, моральных установок, обычаев, нравственности на брачное и семейное право. Для защиты «высшего» статуса доминирующей идеологии закон содержал положения, ограничивавшие развитие других идеологий и религий (например, ограничение развития буддизма, даосизм в ст. 289 и 301 Государственного сборника законов).
Влияние культуры, обычаев, традиций, религии. Вьетнамское феодальное право всецело зависело от традиций и обычаев народа.
Гуманность закона встречалась во многих положениях в период правления династии Ле, а также во времена династии Нгуен.
Можно сказать, что часть этих норм проистекает из традиции любви к вьетнамскому народу. Например, гуманное отношение к беременным женщинам и маленьким детям; гуманитарная помощь пожилым людям, детям, инвалидам (ст. 16, 680 в Сборнике законов Хонг Дык); гуманное отношение к правонарушителям, которые преступили закон по ошибке (ст. 261, 266 в Сборнике законов Хоанг Вьет).
Традиция уважения к женщинам оказала влияние на вьетнамские феодальные законы. В период Ле Шо женщины имели право владеть имуществом, пользоваться половиной имущества в браке, оставлять наследство (ст. 374-376 и т.д.); женщина имела право на развод в случае виновного поведения мужа (ст. 308, 333 в Государственном сборнике законов).
Традиция уважения к старшим, бабушке и дедушке, родителям существенно повлияла на содержание норм феодального права, особенно при правлении Ле Шо. Например, конкретные нормативные акты, касавшиеся пожаров, показывали, что в обществе поддерживалась традиция «уважения к предкам».
Обеспечение равных прав (хотя относительного характера) между детьми, мальчиками и девочками также весьма примечательно в феодальном праве. Например, в государственном сборнике законов признавалось, что сын и дочь имели одинаковые права на семейное имущество в случае смерти родителей, которые не оставили завещания (ст. 388).
Влияние иностранного права. Иностранное право было существенным фактором, оказавшим влияние на вьетнамское право.
Вьетнамское феодальное право унаследовало важные черты законодательства нескольких стран. В период феодального права местное законодательство Вьетнама находилось под сильным влиянием китайского законодательства. Более всего это влияние прослеживается в положениях о чиновниках, регулировании судебного процесса, в уголовном законодательстве, в законах о браке и семье. Это можно объяснить тем, что Вьетнам и Китай в феодальный период имели много общего в политических режимах, идеологии и организации государственного аппарата. А в течение французского колониального периода - 1884-1945 гг. на вьетнамское право оказало сильное влияние французское законодательство. Французские законы внедрялись на территории Вьетнама с целью помочь колониальному правительству осуществить ассимиляцию во многих сферах деятельности.