История государства и права зарубежных стран (Епифанова Е.В., 2019)

Государство и право Древнего Китая

Древнее китайское государство

Процесс формирования древнекитайского государства

Природные условия

Китай - это страна, расположенная к востоку от Азии, имеющая на севере, западе и юге высокие горы, луга и пустыни, на востоке Китай граничит с Тихим океаном. У Китая длинное побережье, но на севере побережье низкое, мутное, а на юге мало островов, побережье неровное, плохой климат с грозами, поэтому древние китайцы не хотели отправляться с риском к морю. В целом, изолированный ландшафт с горами и морем заблокировал влияние цивилизаций Западной Азии на Китай. Поэтому китайская цивилизация имела много особенностей, консервативных и поддерживаемых в течение более двух тысяч лет.

Разнообразие рельефа местности позволяет выделить два основных крупных региона: на севере от бассейна Желтой реки, на юге - от бассейна реки Янцзы. Территория обширная, две большие равнины: бассейн Хуанхэ и бассейн реки Янцзы. Обе равнины простираются из Тибета. На данной территории выпадает много осадков, в связи с чем эти два речных бассейна подвержены частым наводнениям. С древних времен люди должны были строить дамбы на берегах рек, чтобы предотвратить наводнения, но каждый год дамбы ломались, делая жизнь людей чрезвычайно трудной.

Древняя китайская история длилась почти 2000 лет (примерно с XXI в. до н.э. до 221 г. до н.э.). Первоначально это была небольшая территория области бассейна Желтой реки, позже территория расширялась. К III в. до н.э. северная часть китайской границы не превышала Великую стену, к юго-востоку - провинцию Ганьсу, а юг включал полосу земли вдоль правого берега реки Ганг.

Эти характеристики природных условий оказали сильное влияние на экономическую жизнь и древнее китайское общество.

Во-первых, с большими равнинами, образованными вдоль рек, мягкая, плодородная почва и тропический климат способствовали раннему появлению сельского хозяйства на этой земле.

Во-вторых, стихийные бедствия и особенности сельскохозяйственного производства сделали водную и гидравлическую очистку основной потребностью в общественной жизни. Жизнь в речных бассейнах заставляет китайцев сталкиваться с ужасными наводнениями. Однако, когда наводнения отступали, оставался плодородный аллювиальный слой, благоприятный для развития сельского хозяйства.

В-третьих, в этом регионе часто происходили племенные войны. В прибрежной полосе с благоприятным климатом, плодородной почвой условия жизни были очень комфортны. Напротив, окружающие районы были жаркие, сухие, бесплодные, поэтому все этнические группы стремились жить на одних и тех же равнинах вдоль рек. Чтобы получить земельные и водные ресурсы, этнические группы должны были воевать друг с другом.

Именно из-за природных условий Китая, которые формировались в бассейнах крупных рек и разнообразных ландшафтов, была определена основная и фундаментальная экономика древнего Китая - аграрная. Возник обмен экономическим продуктом, но локально он был слабо развит из-за довольно замкнутого рельефа и сложного транспортного пути.

Особенности природных условий привели к необходимости борьбы с наводнениями и войнами. В борьбе с наводнениями нужно, чтобы люди работали вместе, причем нужен человек для руководства и организация строительства дамбы. Война нуждается в том, чтобы армией и государством руководил талантливый военачальник. Поэтому появление лидера создало условия для появления организации социального управления. Первоначально эта организация была создана для выполнения совместной работы для общества, включая лидера и систему вспомогательных учреждений. Однако постепенно сформировалось государство, которое осуществляло управление и реализовывало основные функций по организации социальной жизни.

Династия Ха

Китай является одним из первых мест в мире, где жили люди.

Около 60 000 лет назад на территории Китая были этнические группы, называемые китайской обезьяной (или гиббоном Пекина). Впервые ископаемая кость гиббона была обнаружена на мысе Чжоукоу (пригород Пекина). На огромной территории Китая проживало много этнических групп. По берегам Хуанхэ расселялись племена Ха, Туонг и Чу, которые впоследствии стали потомками этноса Хань. На западе и юго-западе существовали племена хан-тибетских и монхмерских семей. Северо-запад, север и северо-восток являлись местами проживания этнических групп семьи Тонгут. Эти этнические группы были предшественниками этнических меньшинств в Китае (Маньчжурия, Монголия, Уйгур, Тибет, Ди, Чоанг, Мео и др.), которые позже стали основателями великой китайской семьи.

К этому периоду на территории бассейна рек Хуанхэ и Чыонг-Гианга развитие производства вызвало жесткое социальное расслоение общества, тем самым сложилась основа для формирования классового общества. Древние Китайцы верили, что с самого начала небо и земля были как яичный белок и яичный желток, и из них родился г-н Пан Ко, который и сотворил солнце из белых веществ, а землю из темных веществ. Каждый день Пан Ко вырастал на один посох. Так небо было выше посоха, а земля была утолщена посохом. Пан Ко прожил 18 000 лет, а когда он умер, небо и земля были уже очень далеки друг от друга.

До появления государства в Китае существовал период военной демократии, переходный период между первобытным и классовым обществом. Согласно легенде, в конце патриархального периода, примерно в III тыс. до н.э. в регионе Хуанхэ, было много известных племен, таких как Сюй Вук, Чуйен Хук, Де Кок, Куу Ле и др. После долгой борьбы между племенами возник сильный племенной союз, во главе которого стояли несколько лидеров - Клэм Роуд, Нгу Туан и Ха Ву. Затем был избран один вождь племенного союза. Всякий раз, когда необходимо решить важные общие задачи, такие как борьба с наводнениями, принятие решения о войне, переизбрание должностных лиц, собирался совет старейшин и военных лидеров племенного союза.

В источниках, описывавших Великую войну, часто упоминались так называемые «Четыре гиганта» (4 горы), которые были, вероятно, лидерами племён, объединенных в племенной союз Яо.

В период с Тан Нгиу до Нгу Туана до времени Ха Ву глава племенного союза все еще избирался племенным собранием - на основе выбора талантливых людей.

Эпоха Ха Ву являлась периодом военной демократии. Но после того как Ха Ву умер, племенные аристократы Ха поддержали его сына Кхай. Он сменил своего отца в качестве главы племенного союза. При поддержке близких дворян Кхай стал царем. Он обладал неограниченной властью, установил господство над всем народом, аристократия также должна поклоняться ему и относиться с почтением. Это событие ознаменовало рождение первой абсолютной монархии в Китае в конце III тыс. до н.э.

Несмотря на появление государства, уровень развития этих территорий был крайне низким. Культура Long Son - это доказательство, отражающее экономическое положение древнейшего периода. Здесь можно найти цветные камни, глиняную посуду и всевозможные костяные инструменты, поэтому этот период известен как культура черной керамики.

К концу династии Ха в период правителя Киет была установлена тирания, в обществе царило угнетение и жесткая эксплуатация населения. Вследствие этого в стране нередко вспыхивали восстания. В итоге династия Ха была свергнута и к власти пришла новая династия Туонг.

Династия Туонг

В XVII в. до н.э. племенной Туонг в бассейне реки Хоанг Ха вступил в период классового разделения. Когда династия Ся ослабла, племя Шан объединилось с другими племенами, чтобы свергнуть династию Ся в Шан. Династия Шан имела столицу на земле Ан-Хуй, существовавшую около 500 лет, в том числе 30 императоров (согласно доспехам). Ко времени династии Шан стали использовать бронзу. В археологических раскопках были обнаружены десятки тысяч бронзовых предметов: жертвоприношения, вино, оружие, трудовые инструменты и т.д. Этими бронзовыми предметами владели люди с высоким уровнем жизни.

Предметы были красивы и украшены очень сложными узорами.

Также были распространены другие изделия кустарного промысла, такие как камень, нефрит, кость, керамика и т.д.

Археологические документы указывают на то, что в этот период была ярко выражена классовая дифференциация общества.

Латунь, слоновая кость и нефритовые предметы были захоронены вместе с умершими. Помимо захоронения посуды, были обнаружены массовые захоронения рабов. Рабы служили в богатых семьях, водили колесницы, содержали лошадей и т.д. Основная роль в государстве отводилась сельскому хозяйству.

Таким образом, Туонг - это государство, которое изначально активно развивалось, но в конце правления Династии Туонга стали преобладать деспотичные, жестокие методы управления страной. Известен такой эпизод: последний царь Династии Туонг-Тру «взял вино, чтобы сделать озеро, взял мясо для того, чтобы накормить животных лесов». В этой ситуации династия Чу напала на династию Туонга и династия Шан рухнула.

Династия Чжоу

В конце XII в. племя Чу свергло династию Туонг и основало династию Тай Чу. Период правления Тай Чу характеризовался как период Республики (14 лет существования), далее следовал период Донг Чу (Сюань Чу с 770 по 475 г. до н.э., Тьен Куок (враждующие государства) с 447 по 221 г. до н.э.).

Западный Чу

Династия Чжоу - это племя, проживавшее в верховьях Желтой реки (Шэньси, Ганьсу ныне). В результате войны с окружающими племенами клан Чу завоевал множество трофеев и рабов, что ускорило процесс разделения общества (племени Чу) на классы. Подобно династии Шан, общество в период Западного Чу имело три класса: феодалы, земледельцы и рабы. Осуществлял управление государством наследственный король. Государство обладало абсолютной политической, экономической и религиозной властью. Вся земля в стране принадлежала государству и императору в одном лице. Император обладал абсолютной властью над своими подданными. Воля короля - верховная. Он провозгласил себя «Сыном Бога», используя божественную власть, чтобы заставить людей подчиниться. Таким образом, император являлся главой самой могущественной, самой богатой семьи и крупнейшим рабовладельцем. В подчинении Тхиен Ту находились вассальные короли, местные правители, которые осуществляли управление на своих территориях, но были вынуждены воздавать должное Тяньцзы.

Императору подчинялась система мандаринов, больших и маленьких, от центральных до местных. Этот класс не имел права владеть землей, но на самом деле они имели территории в своем подчинении для сбора налогов. На местах этот класс также обладал рабами и контролировал земледельцев, за что вознаграждался императором. Китайская аристократия жила в роскоши.

Источником рабства в основном являлся военный плен, а также преступники и крестьяне, попавшие в кабалу за банкротство. В династии Туонга количество рабов было очень велико. Во время войны с восточными племенами десятки тысяч рабов были захвачены в плен войсками короля Чу. Чем дольше шла война в Западно-Чуйском периоде, тем больше было захваченных людей, ставших рабами.

Большое количество рабов использовалось для того, чтобы служить рабовладельцам: работа по дому, вождение транспортных средств. Некоторые использовались для разведения животных, для работы в государственных ремесленных мастерских и торговле.

Жизнь рабов была чрезвычайно трудна. Их клеймили, как товары и животных, которых можно было продавать. Их также приносили в божественные жертвы и даже хоронили живыми вместе с умершим хозяином. Стоимость раба в Китае была невелика. Так, например, лошадь и рулон шелка можно было поменять на пять рабов. А в период Суан-Тху отношение к рабам изменилось. Хотя рабы все еще безжалостно эксплуатировались, но их социальное положение было улучшено. Убийство безвинных рабов было ограничено, оно осуждалось.

Помимо рабов большую численность составлял класс крестьян. Они являлись прямыми производителями, игравшими решающую роль в сельском хозяйстве. В это время крестьяне не имели собственной земли, а получали только общую землю для обработки. Они жили в общине и имели некоторое имущество в частном владении. Обработка земли велась совместно, крестьяне были тесно связаны между собой, они возглавлялись главами деревень - старостами общин. Люди обрабатывали землю короля, поэтому должны были платить налог в размере 1/10 от собранного урожая. Кроме того, крестьяне должны были выполнять различные трудовые повинности, строить дома, крепости для феодалов, а также нести воинскую повинность. Жизнь крестьян была сравнима с жизнью рабов. Другими словами, они представляли собой просто другой тип рабов, как в других древних восточных странах.

Жизнь крестьян и рабов в древнем Китае была очень тяжелой. Они подвергались жестокой эксплуатации со стороны мандаринов и феодалов. Кроме этого постоянные войны делали жизнь людей еще более тяжелой.

Династия Чу - королевство с маленькой территорией и небольшим населением. Благодаря поддержке других племен Чу победила Туонг. Захватив много земли, Чу испытывало сложности в управлении по причине отсутствия дорог, на которых нельзя было использовать колесницы, кавалерию, они появились только в период войны Схиен Куок. Управляли отдаленными землями близкие люди короля или племена, которые имели заслуги перед завоевателем. Племена, ранее служившие Династии Туонга, теперь стали подчиняться династии Чу, за что им присваивались титулы и звания.

Король распространил свою власть на территории пяти государств: Конг, Хау, Бо, Су, Нам. Все эти малые страны назывались вассальными государствами и находились в зависимости от династии Чжоу. Обязанность вассалов состояла в том, чтобы каждые два года отдавать дань Небесным Сыновьям. Вассалы должны были разрешать вопросы только внутреннего правления, конфликты между землями решались Сыном Бога. Когда главы вассальных государств умирали, вопрос перехода наследования престола детям решался только Сыном Бога, т. е. императором. Если такие обязательства соблюдались должным образом, то наследники понижались в звании вплоть до его лишения, конфисковывались земли или распускалась армия.

Напротив, долг императора перед своими подданными состоял в том, чтобы защищать своих подданных и помогать им. Тем, кто был захвачен в плен или пострадал от неурожая, императоры должны были оказать помощь.

Указанная система имела много положительных моментов:

Во-первых, это помогало Чу управлять огромной территорией (в десять раз превосходившей территорию Чжоу) без особых военных усилий.

Во-вторых, режим «поручения управления» помогал династии Чжоу создать упорядоченную организацию общества: у всех есть права и обязанности.

В-третьих, данный режим позволял сохранить каждой независимой стране в данном союзе национальный дух и дух взаимной привязанности.

В-четвертых, объединение земель помогло династии Чжоу распространять культуру по всей стране, создав благородную среду для монахов (например, Конфуций, Мань Ту и др.), распространявших свои идеи в вассальных государствах.

Тем не менее данный чиновничий режим имел ряд недостатков, которые в последующем привели к падению династии Чжоу.

Среди них можно выделить тот факт, что земельный и чиновничий режим Чжоу был основан на передаче земель, вследствии чего семья Чу передала много земли государственным чиновникам, выведя эту землю из прямого подчинения. Вассалов становилось все меньше.

По данным ученых, площадь земли стран-вассалов была в пять раз больше земли императора. Крупные вассалы угнетали мелких, а король не мог оказать должной помощи. Крупные вассалы разрешали свои проблемы, расширяя зоны влияния, не заботясь о центральном правительстве.

Тяжелым бременем для короля становилось оказание помощи при возникновении военных конфликтов и частых неурожаях.

Чжоу в период правления Ле Вана начал ослабевать. Итак, благородный Тьё Конг сказал Ле Вуонгу: «Еще более опасно закрывать рты людей, чем перекрывать воду. Если воду перекрывать, она обязательно взорвется, и это нанесет большой вред людям. Поэтому тот, кто работает на воду, должен пускать ее течь, а люди, которые работают на людей, должны позволить им говорить».

Последним императором периода Западного Чжоу был У Вуонг. Он проводил время в играх, не заботясь о делах страны. Правительство становилось все более коррумпированным. Воспользовавшись политической нестабильностью, армия Хуен Нхунг захватила Кин Кинх (столицу Западного Чжоу). Так закончился период Западного Чжоу.

Восточный Чжоу

Поскольку Кин Кинх был разорен Хуен Нхунгом, Чу Бинь Вуонгу пришлось перенести столицу на восток в Лак Ап.

Дон Чу существовал 514 лет, это период правления 25 королей (из которых 14 были в период Суан Тху и 11 королей в период Тьен Куок (враждующих государств).

С тех пор как в Лак Ап перенесли столицу, власть Чжоу все больше ослаблялась. Несмотря на то что Чу являлся королем всей страны, практически он уже не контролировал вассальные государства. Вассальные государства больше не подчинялись

Верховному Императору, т.е Божьему сыну, они вели вассальные войны за титул Божьего сына и за контроль за другими странами.

В этих условиях глава государства Император Чу в Лак Дуонге утратил свой авторитет. Он носил титул верховного правителя формально, был лишен армии и по сути стал зависимым от сильных вассальных государств. Таким образом, династия Чжоу ослабла из-за внутренних распрей вассалов и внешней борьбы с иностранными захватчиками. VII-VI вв. до н.э. - период гегемонии вассалов. Древние историки говорили о пяти крупных вассалах: Ци, Тан, Цинь, Тонг, Шо.

Значимым событием для Китая стало появление железа. Железо является материалом для создания орудий труда, а также основным материалом для изготовления оружия. Благодаря железу развивались сельское хозяйство, торговля. Железо способствовало дифференциации общества. Король захватил новые богатые земли, подчинив себе население покоренных территорий, что потребовало изменения административной системы. Для объединения страны был избран путь войны.

В этих условиях были проведены национальные реформы, основным содержанием которых являлось укрепление порядка и безопасности в стране, развитие сельскохозяйственного производства, модернизация вооруженных сил, введение свободной купли-продажи земли, выпуск новых денег и т.д.

Период Сражающихся царств начался в 376 г. до н.э. Вассальные государства сражались друг с другом. Самыми могущественными среди них были 7 стран: Йен, Ци, Хан, Вэй, Чжао, Суй и Тан (история называла этот период Семь Героев). Эти семь стран организовали альянсы для борьбы друг с другом. Существовало две крупнейшие коалиции: Вертикальный союз То Тан (страны вдоль маршрута от Йены до Со как союз против Цинь) и «горизонтальный союз» Труонг Нги (Цинь в союзе с некоторыми странами и Восточным Таном).

Преимущество союза Тан было связано с географическим расположением. Он граничил с незаинтересованными в войне соседями на Востоке. Союз Цинь мог атаковать восточные страны, но эти страны не осмеливались атаковать Цинь. Государство

Цинь характеризовалось строгой административной организацией, проводящей радикальные и эффективные реформы.

К 221 г. до н.э. династия Цинь, разгромив вассалов, объединила Китай. Рождение династии Цинь ознаменовало конец рабовладельческого государства. Китай вступил в новый этап развития - этап феодализма.

Организация государственного аппарата

Динасия Ха

В этот период, согласно археологическим данным, экономика активно развивалась. Несмотря на то что средства производства все еще были сделаны из камня, дерева и кости, благодаря плодородной почве бассейна реки Хоанг Ха и построенным ирригационным объектам сельское хозяйство достигло значительного развития по сравнению с прошлым периодом. Из-за роста экономического развития ускорилась имущественная и социальная дифференциация. Со времен династии Ха сила и авторитет аристократии возросли, она завладела многими землями общины.

Ву - слуга Туана, обладал многими ирригационныи объектами. После смерти Туана Ву унаследовал место вождя племенной коалиции. Благодаря положительным качествам, которыми обладал Ву, престиж и статус вождя племенного союза были повышены. Легенда гласит, что когда Ву стал старым, он отправился осматривать Восток и вызвал многих вождей племенных альянсов к себе для беседы. Лидер Фонг Тхонг Ти прибыл поздно, в связи с чем Ву отстранил его от власти. Это доказывает неограниченность власти вождя племени. Ву фактически был королем.

В конце династии Ся с усилением власти богатых людей в племени авторитет племенного вождя значительно повысился.

Племенной союз постепенно ослабевал.

Династия Ха - первое государство Китая, принявшее форму абсолютной монархии.

Можно выделить следующие этапы абсолютной монархии в Древнем Китае:

  • Х (конец III тыс. до н.э. - XVIII в. до н.э.);
  • Туонг Thuong (XVII-XI до н.э.);
  • Чу Chu (Западный Чу: XI-VIII в. до н.э.), Средний Тун Чу (Xuân Thu Сюань-Чу: VIII-V в. до н.э.) и Чиен Квак (V-III в. до н.э.).

Во времена династии Х? государство только зародилось, поэтому государственная организация была проста, существовали остатки первобытного общества. Чтобы защитить интересы рабовладельцев, был создан государственный аппарат, в том числе мандарины, армия, тюрьмы, была разработана система наказания.

Император являлся главой государства, обладал высшей властью, был верховным собственником. Государственная собственность и собственность императора почти не разделялись, что означало «казна» нации - это собственность короля. В феодальном обществе в древнем Китае земля была самым ценным имуществом, поэтому земля принадлежала императору. Крестьяне, жившие в общине, обрабатывали землю и платили налоги императору.

Император обладал всей полнотой власти: имел право принимать законы, организовывать исполнение законов, управлять страной и быть высшим судебным органом. Он был верховным главнокомандующим вооруженными силами. Император Китая - это «Сын Бога», который непосредственно проводил ритуалы поклонения богам.

Государственный аппарат был простым. Было только несколько мандаринов, которые занимали руководящие должности в экономическом секторе, например, управление животноводством, управление транспортными средствами, управление делами в королевском дворе. На эти должности назначались только феодалы.

В административной организации Ха Хай установился наследственный режим. Административное деление основывалось на разделении на малые государства и (или) государства кланов, сформированных на основе оригинального племенного сообщества, такого как клан Хуу Ту, клан Хуу конг и др. Разделение на административные единицы в период династии Ха еще не было завершено, не существовало местной административной системы и местного управления

Династия Туонг

Ко времени династии Туонг государство было построено на развитии и преобразовании рода, сохранились остатки кланового режима.

Главой государства был император. Он сосредоточил в своих руках экономическую и политическую власть, разрешал все внутренние и внешние вопросы. Воля короля была обязательна для всех. Ему принадлежала вся земля.

В подчинении императору находилась система мандаринов, которая помогала управлять страной, ведала административными, военными делами, землей, ремеслом, торговлей, дхармой, жертвоприношениями. Звание мандарина передавалось по наследству.

Очень важным чиновником во времена Туонга являлся Ву Су. Чиновники такого ранга имели право принимать реальные решения по политическим вопросам.

Экономика этого периода была еще неразвитой, поклонение и война в политике были двумя наиболее важными национальными делами: «большие дела нации, это религия и война».

Религиозная деятельность в жизни Туонг Шан являлась хлопотной и торжественной, а мандарин, осуществлявший ее, являлся высшим чиновником при короле.

Управление страной во времена династии Туонг было основано на наблюдении за ритуальным гаданием. Решение короля Туонг и аристократического собрания было вторично. Гадание касалось всех сфер деятельности императора Туонга: организация войн, охота, земледелие, торговля и т.д.

Премьер-министр был главой ста отделений, которые начали создаваться при династии Туонг Шан. Это была первая династия Китая, о которой сохранились официальные исторические материалы.

Династия Чжоу (Nhà Chu)

Западная династия Чжоу (XI в. - 771 г. до н.э.)

В период Западного Чу, кроме Божьего Сына, существовал главный административный помощник, позже он был назван канцлером. В период Западного Чу он ведал вопросами экономики.

Государственный аппарат в это период был развит. Несмотря на то что система государственных органов была бюрократична, она справлялась с решением государственных задач. Основные должности находились в руках трёх преемников. Император создал трехстороннюю систему для управления двора: тайский монах, тайский наместник и тайский бао.

В период Западного Чу, благодаря политике вознаграждения, был сформирован местный уровень управления в вассальных государствах. Аппарат вассальных государств проводил в жизнь решения центрального правительства.

Восточная династия Чжоу (770-256 гг. до н.э.)

По сравнению с периодом западно-чуйского государства в период восточно-чуйского общества аппарат государственного управления не изменился.

Таким образом, в древний период китайское государство существовало в виде центральной авторитарной аристократической монархии. Правящий класс в обществе - это класс аристократов, вышедших из родо-племенной знати. Массы эксплуатируемых и угнетенных слоев были представлены земледельцами и рабами.

Чтобы защитить интересы императора и аристократии, были созданы аппарат управления и органы насилия, в том числе мандарины, содержалась армия и тюрьмы. За время существования рабства государственные институты и государственный аппарат, претерпевая изменения, совершенствовались.

Право Древнего Китая

Законы периодов Ха и Туонг

Китай является одной из стран мира, которая обладает самой древней и непрерывной правовой системой в мире. Как и в других регионах в древние времена, когда письменность не была изобретена, закон обязательно исходил из общественных обычаев и передавался следующему поколению из уст в уста и иногда отличался в зависимости от географического района.

Легенда о китайском праве возникла на заре цивилизации, во времена правления императора Фуси (около 2853 г. - 2738 г. до н.э.)

Бронзовые гравюры этого периода и летописи упоминают правовую концепцию династии Ся. Древнейшие правовые идеи можно проследить примерно за 4000 лет до их возникновения в первой династии в истории Китая - династии Ся (XXI в. до н.э.). Во времена династии Шан (1766-1027 гг. до н.э.) китайцы закончили литье меди и создали богато украшенные котлы, на которых были изображения правового характера».

В китайском обществе, в соответствии с обычаями и традициями, был культ семьи, господствовало уважительное отношение к старшим. Древнее китайское законодательство гласило: любой человек, виновный в том, что он ругает пожилых, может быть подвергнут смертной казни. Древние законы даже побуждали членов семьи скрывать преступления, совершенные членами семьи.

Ся, Шан - это эпохи рабства в истории Китая. Закон эпохи Ся - древняя книга - содержала мало информации. Была такая запись, например: «Династия Ха, правительство в смятении, поэтому у него есть закон Ву». Или можно было прочитать такие записи: «Император Лу Му дал приказ установить ставку выкупа»; Министр Дай Ву сказал: «Кто бы ни согрешил, несмотря на тяжесть совершенного деяния, того следует простить, если деяние совершено по неосторожности. Те же, кто сознательно совершают преступления, должны быть признаны виновными. Любой, кто имеет заслуги, или есть сомнения в виновности лица, будет вознагражден смягчением наказания. Лучше отказаться от тех, кто виноват, а не убивать невинных людей»; «Король 36-й династии Ха построил тюремные крепости».

Эти записи относятся к содержанию прежде всего уголовного права, штрафов, принципов применения заключения и других наказаний. Письменные источники являются доказательством юридического оформления правоотношений. Например, сохранился военный закон, согласно которому император Хаи из династии Ха приказал наказать виновного, сказав: «Теперь следую небесным законам, наказываю грешников. Кто исполняет мои приказы, я вознагражу в храме предков, кто нет - убью. Я убью даже и его жену и детей». Тем самым на законодательном уровне был закреплен принцип объективного вменения.

Юридических данных о династии Ся в древней библиографии немного, но она показывает, что в то время действительно существовал закон. Закон династии Шан разрабатывался на основании закона Ся. Конфуций однажды сказал: «Законы династии Шан в основном похожие законы Ся».

Эти записи показывают, что уголовное право существовало с древнейших времен. Оно устанавливало систему преступлений и наказаний. Так, например, были известны пять форм наказаний: печать на лице, отрезание носа, отрезание ног, кастрация, смертная казнь. Например, процедура печать на лице состояла в следующем: необходимо было взять нож, надрезать лоб преступника и нанести чернила, чтобы изменить цвет лица. Эти наказания были записаны в древней библиографии жизни Шан. Также в качестве доказательства существования наказаний можно сослаться на сохранившуюся до сих пор запись о наказаниях, сделанную на панцире черепахи.

В период династии Цинь Хан более детально разрабатывалась система наказаний. Например, различали отрезание правой или левой ноги, устанавливалась кастрация для мужчин, стерилизация для женщин, существовали различные виды смертной казни.

Систему преступлений и наказаний, а вместе с тем и судебную систему правящие династии изо всех сил пытались наделить «божественной волей», независимо от того, является ли это смертная казнь или заключение в тюрьму, все объяснялось как «небесное наказание» и «божественная воля».

Таким образом, во времена Ха и Туонга до сих пор не найдено записи отдельного письменного закона. Первоначальный закон был выражен в форме общинных обычаев, моральных, нравственных, религиозных установок. После появления письменности закон косвенно и редко отражался в древнекитайских документах и записях.

Законы династии Чжоу

Западная династия Чжоу

Особенность законодательства периода Тай Чу заключается в том, что закон использовался вместе с религиозными ритуалами.

Это было связано с традициями отправления правосудия в первобытном обществе. Обычаи и традиции, сложившиеся в обществе, позднее превратилась в стандарт поведения, регулирующего человеческие отношения.

В начале правления династии Западного Чу ритуал (церемония) имел большую значимость. Считается, что ритуал имел большое влияние на «сохранение общинного правления, приводил людей в порядок, приносил пользу продолжению будущего», а также позволял правильно проводить церемонии. Его основная характеристика сводилась к следующему высказыванию: «Церемония не сводится к простым людям, уголовное наказание не следует доводить до больших господ». Ритуал использовался как инструмент для поддержания господства правящей династии.

В период Западного Чжоу экономические отношения между слабыми районами по-прежнему были фрагментированы, а политическое доминирование по-прежнему отрывочно, поэтому для поддержания социальной стабильности, экономического развития и укрепления государства ритуалы были очень эффективным инструментом. Но к концу периода Западного Чжоу, характеризовавшегося ростом общественного производства, уничтожением рабства, ритуал стал препятствием для дальнейшего развития общества.

Правители династии Чжоу, анализируя неудачи династии Шан, связанные с использованием только суровых наказаний для управления подданными, наряду с уголовным законом установили ритуалы. Ритуалы использовались для того, чтобы различить уважение и унижение, установить порядок в обществе, определить правила поведения при приеме пищи, проведении встреч, похорон, свадеб и т.д. Со временем на западе Чу эти ритуалы стали государственными нормами.

Система церемоний состояла из 5 ритуалов (называемых Пятидесятницами):

  1. Песочная церемония: приношение жертвы богам.
  2. Церемония повешения: включала ритуалы жертвоприношения, похороны.
  3. Военная церемония: церемония поступления на военную службу.
  4. Новая церемония: прием вассалов.
  5. Праздник брака: церемония бракосочетания, рождение первого ребенка.

Изначально люди проводили церемонию добровольно. Со временем церемония стала кодексом поведения людей в обществе. И если кто-либо не соблюдал ее, то не мог стать личностью, достойной уважения. В период Чжоу добровольное выполнение ритуалов перешло в разряд обязанности граждан соблюдать закон. Уголовное право стало наказывать тех, кто не следовал за церемонией. Постепенно церемония стала важным элементом в законе Чжоу. Правила древних китайских ритуалов не только являлись правилами общественной жизни, но и включались в национальный политический режим.

Изучение исторических фактов свидетельствует о том, что между ритуалами и законом не было четкой границы, в содержании ритуалов было много политических и правовых норм. Известно, что «ритуал - это общее название правила, вообше ритуал - это церемония».

Уголовные наказания применялись в том случае, когда ритуалы запрещали поведение. Наказание Чу состояло из 5 степеней, известных как пять Наказаний.

Ношение картин, также называемых kình (выгравированные буквы на лбу: часто применялось к людям с неэтичным поведением).

Отрезание носа: обычно применялось к людям, которые совершили такие действия, как неподчинение приказам короля, ненадлежащее изменение костюмов, воровство, причинение другим телесных повреждениий.

Сжимание ноги: часто применялось к виновным в кражах со складов со взломом дверей (с проникновением в помещение).

Кастрация для мужчин или стерилизация для женщин: часто применялась к мужчинам и женщинам, которые находились в недозволенных отношениях.

Смертная казнь: обычно применялась к людям, которые совершили акты капитуляции или предательства, разбой, изнасилование.

Пять форм наказаний регулировались 3000 статьями.

Период Донг Чу (Сюань Чу - Чиен Куок).

Считается, что самый ранний китайский закон, упомянутый в древности, возник в династии Чжоу1 (1027-221 гг. до н.э.).

Самый ранний известный китайский законодательный акт - Свод руководящих принципов императора Ву, датируемый около 1100 г. до н.э., называемый Кан Гоа. Четыреста лет спустя, как пишет современный историк Чэнь: «Археологи обнаружили документы, датируемые 770-481 гг. до н.э., подтверждая тем самым существование письменного закона в тот период».

С 600 г. до н.э. некоторые районы Китая собирали правила и вырезали их на бронзовых котлах. В частности, примерно в то же время штат Чжэн узаконил уголовное законодательство с помощью фигурных бамбуковых полосок около 20 дюймов в длину.

Этот факт был обнародован только в 1994 г. Это законодательство датируется приблизительно 400 г. до н.э.

В иных источниках указано, что в 536 г. до н.э. в Чжэн (Cheng) вышла книга о наказании (Синь Шу), которая была опубликована на медных досках. Книга содержала 22 вида наказаний и соответствующие им состаы преступлений. К наказаниям относились: каторжные работы, нанесение татуировок, отрезание носа, кастрация, ампутация и смертная казнь. Смертная казнь, как правило, существовала в форме обезглавливание вблизи людных рынков. Наказания осуществлялись публично с целью устрашения населения.

Однако история Китая отражает то, что письменный закон являлся новшеством. Как писал историк Бодде: «...письменный закон все еще является новшеством (в Китае), и есть много сомнений».

Китайское право переплетало духовные элементы с элементами традиционного права в ранней форме теократического права. Казнь могла происходить только в периоды упадка и смерти в природе: осень и зима. Другие элементы древнего китайского права также упоминали одну из известных концепций «глаз-глаз и зуб-зуб» (принцип талиона).

Китайцы считали, что наказание должно быть сбалансировано с преступлением, чтобы восстановить естественный баланс.

Почти сразу после того как китайцы разработали свою письменность, многие императоры решили оставить свой след, реформируя существующие законы в соответствии со своими потребностями и публикуя собственное правовое наследие в форме кодексов, часто с прикрепленным к ним своим имением.

В период Воющих государств, чтобы заручиться поддержкой новых землевладельцев, страны приняли ряд законов, например:

Корея - «Fit Shape»; Шо - «Орден», Ци - «Семь законов», Вьетнам - «Национальный закон». После этого высшим должностным лицом Кореи стал Ли Хой, подытоживший законодательный опыт стран и составивший «Закон Цзин» (Fa Jing - Canon of Laws). К сожалению, оригинал этого закона утерян, но согласно истории, это был полный и знаменитый закон древнего Китая.

Его содержание состояло из 6 глав.

Дхарма - это инструмент для защиты самодержавного правительства. Согласно Дхарме, все посягательства на святилище монарха, нанесение ущерба монархии (например, кража печати императорского двора) считались преступлением. Учение Дхармы также защищало частную собственность. Преступлением признавалось не только совершенное деяние, но и умысел на его совершение (например, намерения грабежа), и строго наказывалось.

В древнем китайском обществе появились и развились многие направления политико-правовой мысли, прежде всего теория конфуцианства и верховенство права. Кроме того, существуют также доктрины моизма, даосизма.

В период Воюющих государств появлялось много политических идей, вызванных постоянными военными конфликтами. В период войн жизнь людей стала тяжелее, что вызывало социальную напряженность в обществе. Такая ситуация требовала от мыслителей объяснения состояния нестабильности в стране и выработки решений по ее стабилизации. Сотни мыслителей выдвигали свои учения, чтобы объяснить, найти социальные причины беспорядков и предложить пути их преодоления. В целом, они стояли на позициях своего класса и критиковали старый социальный порядок, предлагали идеальную модель государства, спорили и критиковали друг друга. В это время было создано множество теорий, принципиально различных по своему содержанию.

Две крупнейшие школы мысли, рожденные в древние времена, - это конфуцианство и Дхармы. Эти теории оказали глубокое влияние на формирование системы управления Китая, на моральные и правовые традиции. Изначально эти две философии были противоречивы, потому что основывались на совсем разных принципах.

Конфуцианство возникло из учения Конфуция (551-479 гг. до н.э.), китайского ученого, политика и философа, жившего в период Воюющих государств. Основное содержание конфуцианского права включает четыре книги (четыре буквы) и пять сутр (Пятикнижие). Тексты, как говорят, следуют традиции самого Конфуция, хотя их авторство не подтверждено.

Конфуцианская философия вращается вокруг двух понятий: аристократия и создание упорядоченного общества. Согласно философии, разработанной Конфуцием и его последователями, закон играет незначительную роль в формировании человеческого поведения. Вместо правовой системы ранние конфуцианские ученые выделяли понятия морали и этикета.

Термин «этикет» описывал социальные отношения и объединял ритуалы для их регулирования. Основными социальными отношениями являлись отношения между императором и его сыновьями, между отцом и сыном, между мужем и женой, между братьями и между друзьями.

Понятие Ли («этикета») представляло собой нормы поведения, базировавшиеся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д.

Ли должно было доминировать в отношениях между правителями и управляемыми, братьями и сестрами и юниорами, мужчинами и женщинами, а также людьми, которых связывали кровь и знакомство.

Конфуцианство придавало большое значение языку. Конфуций считал, что для того, чтобы общество функционировало в гармонии, все общественные отношения должны быть правильно названы. Это означало, что общество нуждалось в признании социальных уровней и ритуалов, чтобы каждый человек постоянно воспринимался через язык и этикет, знал свое социальное положение и как надо было вести себя.

Конфуцианские ученые считали, что люди по своей природе хороши, а природа дает им четыре основных достоинства: человечность, праведность, дисциплину и мудрость.

Согласно конфуцианской мысли, мужчины вели себя неправильно и вели себя плохо из-за негативного воздействия окружающей среды и отсутствия надлежащего образования. Тех, кто поступал неправильно, можно было научить стыдиться своих неправильных действий с помощью образования и моральных убеждений.

Если люди воспитывались в системе, в которой социальные роли и ранги четко определены с помощью языка и этикета, они естественным образом усваивали правильные социальные отношения. В этом случае и человек, и общество развивались в гармонии. С этой точки зрения люди не существовали как свободные личности, они являлись лишь малой частью сложной сети социальных отношений, в которых каждый человек должен был выполнять свои обязанности как субъект императора, как отец и мать, как муж и жена и т. д.

Конфуцианство считало, что если бы люди действовали согласно морали и обладали всеми четырьмя основными добродетелями, общество было бы процветающим и гармоничным.

Таким образом, с точки зрения Конфуция, мораль и этика регулируют общество. Он думал, что социальное расстройство было вызвано людьми, которые ведут себя не в соответствии с их статусом. Чтобы стабилизировать общество, каждый человек должен жить соответственно своему социальному положению.

Он выступал за построение упорядоченного общества. В основе такого общества должен лежать порядок, установленный в соответствии с заранее определенными вещами. Такой порядок не основан на социальном соглашении. Именно принятие «морали» в качестве стандарта, определяющего поведение, привело Конфуция к отрицанию значения закона. Это понизило ценность конфуцианской доктрины в ранний период, когда общество все еще было слишком хаотичным, неуправляемым. Невозможно использовать добродетель, чтобы учить других. Это ограничение конфуцианства проложило путь к развитию других теорий, например, легизма (правление по закону).

Вопреки конфуцианским представлениям о людях и об их доброте легисты считали, что люди злые, и поэтому будут совершать преступления, если правительство не будет их наказывать. Поскольку люди эгоистичны и жадны, единственное, что может сделать государство, - принять законы и сурово наказать тех, кто их нарушает. По словам практикующих Дхарму, человеческая природа не одинакова, потому что люди разные по имущественному и социальному положению. Тем не менее закон должен применяться одинаково ко всем, чтобы наказывать грешников и вознаграждать невинных людей.

Важность закона и его равного применения иллюстрировалась в работах Хан Фи (Han Feizi) (около 280-233 до н.э.), одного из самых известных последователей Дхармы в Китае. Одной из главных забот Хан Фи было найти пути предотвращения восстаний и государственных измен; отыскать такой способ управления народом, чтобы все подданные подчинялись правителю. Он писал: «Если вы не защитите дом, если вы не закроете ворота быстро, тигр спрячется там. Если вы не будете осторожны в своих начинаниях, если вы не скрываете своих намерений, тогда появятся предатели. Они убили своего хозяина и присвоили его место, их называли тиграми. Они сидели на правящей стороне и, чтобы служить злым пастырям, следили за его секретом: их называли предателями. Разруште их банды, арестуйте их сторонников, закройте ворота, лишите всякой надежды на поддержку, и у нации не будет тигров. Став великим, обязательно наказывайте тех, кто действует преднамеренно, и у государства не будет предателей».

Хан Фи (Han Feizi) также предполагал, что если закон принят, то он должен соблюдаться всеми людьми. Наказание должно быть справедливым, чтобы высшее должностное лицо не смогло избежать его за свои виновные действия; а при вознаграждении самый низкий земледелец не должен игнорироваться. Поэтому, чтобы исправить ошибку начальника, наказать подчиненных, навести порядок, выявить ошибки, преодолеть преступления и унифицировать стандарты людей, ничего нет лучшего, чем закон.

Чтобы напугать чиновников, разбудить людей, предотвратить ложь и обман, ничто не может сравниться с наказанием. Если наказание суровое, мужчины не осмеливаются использовать высокие должности, чтобы оскорблять скромных людей; если закон будет четко определен, начальник будет уважаться и его права не будут нарушены. Если их уважают и их права неприкосновенны, тогда правитель будет сильным и сохранит то, что необходимо.

Поэтому предыдущие короли придерживались высоких правил и передавали их потомству.

По словам известного политика династии Цинь генерала Ли (Li Si) (280-208 гг. до н.э., был одноклассником Хань Фэя), который обеспечил повсеместное применение Тянского закона в Китае: «Только умный правитель может налагать суровые наказания за нетяжкие проступки. Если незначительные нарушения несут серьезные наказания, можно представить, какие еще более суровые наказания будут применяться к виновным за серьезное нарушение. Поэтому люди не посмеют нарушать закон».

Сторонники школы правления по закону ставили государство в центр правопорядка. Он же писал: «Порядок и власть (нации) проистекают из подчинения закону. Беспорядок и слабость (нации) возникают из-за его игнорирования». «Строгие законы и суровые наказания являются лучшим и наиболее эффективным способом управления». Он собрал идеи более ранних сторонников и написал книгу под названием Хан Пхи Ту (Hàn Phi T). Хан Фи (Han Fei) предложил политическую систему, где Закон, Власть, Искусство составляют основное содержание.

Согласно подходам этой школы, закон должен быть строг, ясен, широко распространен и понят всеми людьми. Люди должны знать свои обязанности: что дозволяется и что нельзя делать; они должны строго соблюдать закон.

Власть - это сила, статус, авторитет короля, поэтому в его силах было заставить людей умереть или позволить людям жить, дать им деньги и власть и, конечно, он имел право отбирать все, данное им. Король использовал свое положение, чтобы контролировать подданных, а подданные должны были поклоняться королю. И добродетельный талант короля не обязательно больше, чем у простого человека. «Гений - это естественный сын бога, завоевывающий небеса не благодаря добродетели, а благодаря власти».

Искусство использования людей: это метод управления людьми. Можно выделить 3 способа, составляющих содержание данного метода: 1) назначение (основано на таланте, не считая потомков); 2) экзаменование (исходя из эффективности работы); 3) награды и штрафы (по результатам экзамена наградить или применить большие штрафы).

Применяя путь Дхармы, династия Цинь укрепила страну, превратившись в богатого вассала периода Враждующих государств, а затем воссоединила Китай. Но эта школа слишком возвеличила закон, отрицая мораль, чувства и отменяя образовательную культуру вопреки развитию цивилизации. Сторонникам этой школы не удалось предотвратить социальные конфликты.

Это стало одной из важнейших причин быстрого краха династии Цинь.

Таким образом, смысл Дхармы заключался в возвышении правовых ценностей. До создания единой империи школа Дхармы оказала большое влияние на развитие государства и права в Китае. Конфуцианство - это в основном учителя и ученые. Хотя конфуцианство стало официальной идеологией до династии Хань (206-220 гг. н.э.), его влияние на государственный аппарат было относительно небольшим.

В целом древнее китайское право прошло много периодов развития, связанного с династиями, рожденными в эти периоды.

Хотя письменные законы были найдены во времена династии Чжоу, юридические школы, которые возникли в период Воюющих государств, оказали большое влияние не только на законы древнего периода, но и на право феодальных династий на более позднем этапе. Конечной целью Дхармаистов было создание процветающего и могущественного государства под руководством способного и авторитарного монарха. С другой стороны, конфуцианство желало создать мирное, гармоничное общество через ритуалы и мораль. Однако, несмотря на все различия, Дхарма и Конфуцианство имеют общую характеристику: оба согласны с концепцией абсолютной монархии. В этом отношении обе эти философии не предлагают альтернативу традиционной форме китайского государства и никогда не ставили под сомнение легитимность династий. Это причина того, что и Дхарма, и конфуцианская идеология использовались в качестве доминирующих идеологий феодальных династий на более позднем этапе.