Государство и право Древнего Вавилона
Первые государственные образования на территории Двуречья возникли в V тыс. до н.э. Они представляли собой небольшие города-государства - полисы. Древнейшим населением страны были шумеры. До III тыс. до н.э. на территории Двуречья продолжался полисный период развития государственности. Лишь в конце III тыс. до н.э. полисы объединились в единое государство, которое получило название Шумерское царство, а позже - Шумерско-Аккадское царство. Однако оно просуществовало недолго, так как на территорию Двуречья вторглись племена семитов, подчинившие себе шумеров. Шумерское царство распалось, и вновь на обширной территории существовали разрозненные полисы.
Во II тыс. до н.э. возникло новое централизованное государство - Вавилония, так как в процессе объединения решающую роль сыграл полис Вавилон, ставший столицей нового государства. Наибольший расцвет Вавилонское государство переживало в период правления двух монархов - Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) и Навуходоносора (VII-VI вв. до н.э.). Вавилонская цивилизация, имевшая почти пятитысячелетнюю историю, прекратила своё существование в III в. до н.э. в результате завоевания Персидским царем Киром. Таким образом, термин «Древний Вавилон» применяется для обозначения длительной истории Вавилонской цивилизации, включающей различные этапы.
Государственный строй Древнего Вавилона
Форма правления Вавилонского государства (II-I тыс. до н.э.) - монархия, разновидность «восточной деспотии».
Во главе государства стоял монарх (царь), который носил титул «деспот». В его руках была сосредоточена законодательная, исполнительная, судебная и религиозная власть. Он осуществлял управление через сложный бюрократический аппарат.
Существовало три основных ведомства: финансовое, военное и публичных работ.
В Вавилоне был развит бюрократический аппарат. Насчитывался большой штат сановников, чиновников. К высшим должностным лицам государства относились такие, как визирь, дворецкий, начальник финансов, главный военачальник. На местах существовали органы местной власти, например: руководство большими городами осуществляли наместники царя; правители местностей; органы общинного самоуправления, в чьих руках сосредотачивалась административная, финансовая и судебная власть на уровне общины.
Высшей судебной инстанцией был монарх, который мог взять на рассмотрение особо важные дела. Судебная власть не была отделена от административной. Системы органов судебной власти не существовало. На местах судебные функции осуществляли назначенные царем наместники и правители местности.
Правовой статус основных групп населения
Наиболее четкие социальные границы в Древнем Вавилоне проводились в праве между свободными и рабами.
Институт рабства носил патриархальный, не классический характер. Раб - вардум - не был лишён абсолютно всех прав. Законы оговаривали не столько бесправие раба (это было нормой для иноплеменника), сколько те или иные ограничения его прав.
В праве нововавилонского царства нашли отражение специфические формы рабской зависимости, связанные с прогрессом товарно-денежных отношений. Раб в это время все чаще стал выступать в качестве земледельца-арендатора, наделенного хозяйственной самостоятельностью. Некоторые рабы имели право вести свое хозяйство как свободные, иметь семью, владеть землями, домами, иногда значительным движимым имуществом, брать и давать ссуды другим рабам и свободным, продавать и покупать рабов и нанимать для работы рабов и свободных. За ними признавалось, в отличие от старовавилонских времен, право выступать в суде в качестве истца, ответчика, свидетеля. Однако, несмотря на это, раб оставался зависимым от своего господина: он был обязан ему выплачивать своеобразный ежемесячный оброк.
В праве Вавилона выделялись две группы свободных граждан. Первая - авилумы («человек», «сын человека»), занимающая высшее положение в обществе. Вторая - мушкенумы, лица более низкого социального статуса («падающие ниц», т.е. «бившие челом», т.е. обращающиеся к царю с просьбой о принятии на службу). Различия между этими социальными группами особенно ярко проявлялись в нормах права, касающихся охраны жизни, здоровья, чести их самих и членов их семей.
Выделялись и другие привилегированные социальные группы. В частности, особыми правами пользовались воины - илку, являвшиеся социальной опорой власти и в силу этого обладавшие особым правовым статусом. Они наделялись государством земельными наделами, которые не могли быть у них отобраны за долги.
Право древнейших государств Месопотамии. Источники права
Как и во всех древнейших государствах, длительное время основным источником права в Двуречье был правовой обычай.
Одной из особенностей развития права в Двуречье стало раннее возникновение письменных законодательных актов, принятых по воле правителя.
Появление царских узаконений было вызвано особыми условиями становления и развития многочисленных государств, возникших в ходе войн, переворотов, завоеваний, когда складывались непрочные территориально-политические объединения, падала или укреплялась власть того или иного правителя, устанавливалось верховенство того или иного этноса. Царское законодательство стимулировалось и относительно ранним развитием товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли.
Действующими законодательными актами были дошедшие до нас, правда не в полном объеме, Законы царя Ур-Намму, основателя династии Ура (конец III тыс. до н.э.), Законы царя Билаламы (Законы из Эшнуны), созданные в полисе Эшнуна (конец III тыс. до н.э.) и самый значительный правовой документ Месопотамии - Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).
Законы царя Хаммурапи были найдены в 1901-1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама). Эти законы были высечены на почти двухметровом черном базальтовом столбе. Вверху столба изображался царь Хаммурапи, стоявший в молитвенной позе перед богом солнца вавилонян - Шамашем. Бог вручал царю законы.
Тем самым говорилось о божественном характере происхождения права. В настоящее время этот выдающийся памятник права хранится в Лувре в Париже.
Все древневавилонские правовые памятники являлись судебниками. Традиционно в законодательстве Месопотамии значительное место занимали правонарушения, причинявшие ущерб личности или имуществу человека: кража, нанесение телесных повреждений, нарушение собственнических прав господина на раба, колдовство, насилие над женщиной, измена жены и др.
Со временем, под влиянием роста товарного хозяйства, ростовщичества, долговой кабалы все большее место стало отводиться договорам: займа, аренды земли, купли-продажи, наследованию имущества и пр.
Характерной чертой указанных правовых документов была их незавершенность. Положения Законов царя Хаммурапи, например, касались главным образом правового регулирования отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством. Пробелы в законах, нередкая констатация лишь противоправности того или иного деяния без указания санкции за такие тяжкие преступления, как убийство, чародейство и др., являются лишним свидетельством того, что, наряду с законом, особое место среди источников права отводилось в это время общинным обычаям, которыми и определялись эти санкции. Таким образом, право носило обычный характер.
На право Месопотамии так же, как на право других древневосточных государств, оказывала большое влияние религия.
Для Законов царя Хаммурапи была характерна казуистичность норм права, их формализм, тесная связь права с ритуалом, с символической процедурой. Формальный и символический характер имела, например, клятва, которая играла огромную роль в правосудии. С помощью клятвы, например, по Законам царя
Хаммурапи можно было снять все обвинения с женщины, оклеветанной мужем, разрешить споры по займам и пр.
В Законах Хаммураппи отсутствовала система изложения правовых норм: нормы материального права здесь чередовались с нормами процессуальными. Однако внутренняя логика изложения правового материала, безусловно, присутствовала. В Законах царя Хаммурапи нормы права были сгруппированы по предметам правового регулирования, а переход от одной группы к другой осуществлялся путем ассоциаций.
Вещное право. В Вавилонском государстве институт частной собственности на землю формировался длительное время. Изначально землепользование регулировалось правом в категориях свободного и зависимого владения, пользования. Значительные массивы плодородной обрабатываемой земли сосредотачивались в царских хозяйствах, а также хозяйствах храмов, которые часто пополнялись за счет многочисленных пожертвований со стороны правителей. Царские и храмовые земли обрабатывались различными категориями зависимого населения, сдавались в аренду, передавались за службу воинам, тамкарам, жрецам и др.
Общинная земля находилась в коллективном (выгоны для скота, луга и пр.) или частно-семейном владении. Однако земля не стала еще предметом свободной купли-продажи. Отчуждение земли, в представлении жителей Месопотамии, было «несчастьем», а покупка чужой земли - несправедливостью. В связи с этим передача земли общинника за пределы общины или круга членов его семьи была, как правило, невозможной. При отчуждении земли человек как бы оставлял после себя заместителя. Статус полноправного гражданина для вавилонянина был прямо связан с земельным наделом общинной земли. Землевладение общинника-крестьянина тщательно охранялось правом. Значительное внимание в законодательстве Месопотамии уделялось землевладельческим правам воина. Воинский надел полностью исключался из торгового оборота, всякая сделка относительно земли воина считалась ничтожной. Если воин ради избавления от службы бросал надел, он не терял права на него в течение года - при условии возвращения к своим обязанностям. Эта земля не переходила по наследству.
Договорное право. Отдельные виды гражданско-правовых договоров, например займа, мены, купли-продажи, в месопотамском законодательстве стали регулироваться очень рано.
Все сделки в Двуречье делились на две группы: с отчуждением вещи и без такового. Первый вид сделок в силу традиционных представлений о тесной связи вещи с жизнью индивида требовал выполнения более строгих условий, чем второй: письменного договора, клятв, присутствия свидетеля и пр. К ним относились договоры купли-продажи, дарения, раздела наследства, усыновления.
Уголовное право. Нормы уголовного права свидетельствовали о закреплении архаических норм первобытнообщинного строя, самосуде, коллективной общинной ответственности, объективном вменении. Законодатель не сформулировал общие принципы уголовного права, формы вины; обстоятельства, отягчающие и смягчающие наказание; соучастие; покушение и пр. Но определенные упоминания об этих понятиях есть в Законах царя Хаммурапи; например, понимание различий между умышленным и неумышленным преступлением, соучастия в форме пособничества, подстрекательства, недоносительства или укрывательства, обстоятельств, отягчающих преступление, и пр.
Наказания характеризовались жестокостью. Применялась смертная казнь (как в случае совершения умышленного преступления, так и неосторожного) в форме сожжения, утопления, сажания на кол и др. Законодатель закрепил членовредительские наказания, например, отсечение рук, пальцев, отрезание уха, языка, в том числе по принципу талиона (око за око, зуб за зуб), если потерпевший и преступник были равны по социальному положению, и др. Эти наказания соседствовали с другими: обращение в рабство, изгнание из общины и семьи, штраф (композиция), принудительный труд, клеймение, битье палками и др.
Все составы преступления можно систематизировать. Первая группа преступлений - это преступления против личности.
Например, умышленное или неумышленное убийство (убийство женой мужа, неудачная операция врача, повлекшая смерть больного, доведение до смерти голодом должника в доме кредитора и пр.), телесные повреждения, оскорбление словом и действием, ложные обвинения, клевета и т.д.
Вторая группа - имущественные преступления, например, кража и грабеж, снятие с раба знаков его рабства, мошенничество, повреждение, уничтожение чужого имущества, в частности, затопление чужого поля водой из плотины, потрава поля скотом и др.
Третья группа - преступления против семейных устоев: кровосмешение, неверность жены, ее распутное поведение, изнасилование, похищение и подмена ребенка, бегство женщины от мужа, укрывательство беженки, увоз замужней женщины и др.
Эти преступления посягали на нормы морали, нравственности, сложившихся в обществе традиций.
Брачно-семейное право. Брачно-семейные отношения носили патриархальный характер.
С точки зрения права вавилонскую женщину II тыс. до н.э. нельзя назвать полностью бесправной, хотя в общественном сознании и здесь ее роль сводилась к тому, чтобы быть собственностью мужа. В Вавилоне женщина могла быть свидетелем, жрицей, могла владеть имуществом и заниматься торговлей.
Брак представлял собой договор между семьями жениха и невесты или жениха и семьей невесты. На содержание договора в Вавилоне способна была оказывать влияние и женщина. Одним из распространенных условий брака была выкупная плата, которую вносил жених семье невесты в качестве компенсации за потерю рабочей силы. Сначала выплачивался задаток - предварительный брачный дар по случаю обручения. Нарушение брачного договора со стороны жениха влекло за собой потерю им и задатка, и выкупной платы, со стороны тестя - двойную плату того и другого.
Не препятствовали заключению брака ранний возраст невесты, отсутствие согласия женщины, рабское положение мужа.
Брак не считался священным. Его можно было расторгнуть.
По Законам царя Хаммурапи, оставление мужем жены оговаривалось определенными условиями. Муж не мог покинуть даже больную проказой жену. Он мог уйти от бесплодной жены, дав ей выкуп и вернув приданое. Только расточительную и позорящую мужа жену можно было покинуть без всякой выкупной платы, оставив ее «в доме в качестве рабыни». В Вавилоне женщину, изменившую мужу, бросали в воду, если муж ее не прощал, но и длящаяся измена мужа, который «ходит из дома и очень позорит свою жену», давала право женщине уйти со своим приданым в дом отца. Это право она приобретала и тогда, когда муж покидал общину или клеветал на жену.
Одной из распространенных форм сделок было усыновление, которое осуществлялось в двух формах: с назначением усыновленного наследником и без такового. В первом случае целью усыновления являлось продолжение рода в бездетной семье, во втором - приобретение рабочих рук. Приемные дети, не обладавшие наследственными правами, могли получить по наследству часть семейного имущества, если они работали в доме усыновителя «уже взрослыми». Традиционно наследство получали сыновья в равных долях. Право наследования приобретала супруга, пережившая мужа, если он не подарил ей определенного имущества при жизни. Дарение в Вавилоне было своеобразным эквивалентом наследования по завещанию.
Судебный процесс. Судебный процесс носил неразвитый, обвинительный характер. Дело начиналось с заявления потерпевшего. Действовал принцип: «Нет иска - нет преступления».
Средствами доказательства служили свидетельские показания, клятва, ордалии и др.
Стадия предварительного расследования отсутствовала. Судья исследовал обстоятельства дела, выносил решение и не мог изменить его. Если же решение изменялось, то он платил штраф и лишался своего места. В большинстве случаев истец или потерпевший должен был сам доставить ответчика в суд. Розыск и арест особо опасных преступников были делом царских наместников. И истец, и ответчик сами предоставляли суду доказательства. Судебное дело считалось законченным после выдачи судьей решения, которое он не мог изменить.
В российской науке, описывая историю государства и права восточных стран, например, таких как Китай, Индия, Япония, Вьетнам, ученые придерживаются формационного подхода. Однако ученые Вьетнама, которыми написаны данные главы учебника, предложили рассмотреть историю государства и права этих стран с точки зрения цивилизационного подхода. Учитывая близость духовно-нравственных начал в процессе формирования права и государства, роль ритуала и религии, достижения экономического развития в последние десятилетия, усиление политического влияния этих стран на международной арене, поиск и успешную реализацию оптимальной модели государства, представляется полезным и интересным изложить историю государства и права этих стран с позиции современных ученых Вьетнама.