Французское буржуазное право
В результате правительственного заговора 9 ноября 1799 г. во Франции был совершен военный государственный переворот.
Генерал Наполеон Бонапарт с помощью верных ему войск распустил высший законодательный орган государственной власти (Законодательный корпус) и высший орган исполнительной власти - Директорию. Исполнительная власть была передана Исполнительной комиссии, состоявшей из трех консулов. Реальная же власть сосредоточилась в руках первого консула, пост которого занял Наполеон. Демократические силы не смогли оказать сопротивление новой диктатуре. Наполеон заручился поддержкой армии, ставшей опорой государственной власти. Режим Наполеона поддержало и крестьянство, которому была обещана, а затем и реально обеспечена защита его права собственности на землю.
За пять лет Наполеону удалось сосредоточить в своих руках всю полноту государственной власти. В 1802 г. Наполеон был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника, в 1804 г. - императором французов. С преобразованием Франции в империю гражданское общество приобрело стабильность и порядок, но утратило все демократические завоевания революции. В этих условиях диктатуры во Франции окончательно были ликвидированы остатки феодальных институтов государства и права. Была полностью расчищена почва для свободного развития буржуазных отношений.
Большое внимание Наполеон уделял развитию права. Вслед за Юстинианом, он не раз подчеркивал, что могущество государства обеспечивается двумя силами: силой оружия и силой закона.
Отличительной чертой французского феодального права был ярко выраженный правовой партикуляризм. Наполеон принял решение систематизировать французское право. Результатом этого стало создание первых в истории права отраслевых кодексов.
Именно с этого времени основным источником права в странах континентальной системы становится нормативно-правовой акт.
В период с 1804 по 1810 г. было создано 5 отраслевых кодексов: Гражданский кодекс, Гражданско-процессуальный кодекс, Торговый кодекс, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс.
Два из этих кодекса - Гражданский и Уголовный - стали выдающимися актами, получившими мировое признание и внесшими неоценимый вклад в историю мирового права.
Французский гражданский кодекс
Французский гражданский кодекс (ФГК), или Кодекс Наполеона, был разработан под непосредственным руководством Наполеона Бонапарта и принят в 1804 г. Создание единого свода гражданских законов было провозглашено одной из первейших задач Великой французской революции. Инициатива создания ФГК принадлежала лично Наполеону.
Для разработки проекта кодекса 13 июля 1800 г. была назначена комиссия. В ее состав вошли видные юристы. В кратчайший срок (4 месяца) проект был составлен. При прохождении через Трибунат и Законодательный корпус проект не был одобрен. Это было вызвано тем, что ряд положений кодекса содержали в себе значительные отступления от революционного законодательства и делали шаг назад по сравнению с завоеваниями революции.
Первый титул «О праве и законах вообще» был отклонен. Испугавшись, что подобная судьба постигнет и другие титулы, правительство отозвало проект.
Между тем Наполеон своей властью исключил из состава Трибуната и Законодательного корпуса основных критиков проекта и ввел новых, создав таким образом послушное себе большинство. В результате рассмотрение проекта пошло быстро и все 36 титулов кодекса в виде отдельных законов были приняты и утверждены. Закон 21 марта 1804 г. объединил их в Гражданский кодекс (ГК) французов. В 1807 г. он был назван Кодексом Наполеона. В 1816 г. кодекс вновь получил название ГК. Однако в истории он справедливо остался под именем Кодекса Наполеона.
Будучи гениальным политиком, Наполеон ясно понимал необходимость кодекса для упрочения буржуазного режима и активно руководил работой по его созданию. Он председательствовал более чем на половине заседаний комиссии. Нередко поражал членов комиссии - юристов-профессионалов тем, что в момент острейших дискуссий, не будучи юристом, предлагал самые удачные решения спорных вопросов.
ФГК сыграл огромную роль для укрепления буржуазных отношений во Франции, он явился образцом для создания гражданских кодексов в Италии, Бельгии, Голландии, Польше, Швейцарии и других странах. ФГК воплотил и развил гражданско-правовые принципы юридического равенства, законности, единства прав и свобод. Кодекс действовал во Франции до 1995 г. Однако в основу нового ГК были положены 2 из 3 книг Кодекса Наполеона, поэтому французы с полной справедливостью говорят, что Кодекс Наполеона действует и в настоящее время.
Кодекс рецептировал римское право. Влияние римского права отразилось и на структуре ФГК. Он был построен по так называемой институционной системе. ФГК состоит из трех книг. Первая книга посвящена лицам, вторая содержит правила об имуществах и о различных видах собственности (вещи), в третьей говорится о различных способах, которыми приобретается собственность (сделки).
Субъекты гражданского права по ФГК. Исходя из принципа юридического равенства ФГК установил, что всякий француз пользуется гражданскими правами. Осуществление гражданских прав не зависит от качества гражданина. Вместе с тем полной реализации этот принцип в ФГК не нашел, поскольку лица иностранного происхождения и замужние женщины не обладали полной правоспособностью.
Характерной особенностью ФГК явилось непризнание юридических лиц в качестве субъектов гражданского права. Столь отрицательное отношение к юридическим лицам объясняется, во-первых, относительной неразвитостью буржуазных отношений, когда индивидуальная предпринимательская деятельность играла главную роль, а немногочисленные торговые товарищества действовали по правилам Торгового кодекса. Во-вторых, со времен революции сохранилось отрицательное отношение к юридическим лицам из-за боязни возобновления в этой форме феодальных учреждений, прежде всего церковных.
Право собственности. Революция создала новые классы собственников: буржуазию и крестьянство, которые явились опорой правительства Наполеона и упрочить положение которых был призван ФГК. Он уничтожил различие между имуществом родовым и благоприобретенным. ФГК не дает определения права собственности, но перечисляет основные правомочия собственника: пользование и распоряжение вещами. Статья 546 подчеркивает полноту права собственности, устанавливая, что собственность на вещь дает право на все, что эта вещь производит.
Провозглашенное во всех декларациях французской революции право частной собственности ни в каком другом кодексе мира не сформулировано так широко и абсолютно, как в ФГК.
В то же время право собственности по ФГК - это римское право, которое разрешает собственнику широко пользоваться и распоряжаться вещью вплоть до ее уничтожения. Однако свобода собственности не могла быть безгранична. Поэтому в интересах третьих лиц ФГК устанавливал некоторые ограничения произвола собственника - институт сервитута.
Детально в ФГК были регламентированы права собственника земельного участка, порядок раздела недвижимого имущества между наследниками, залог земли и т.п. Права собственника земельного участка были сформулированы в ст. 552 ФГК: «Собственность на землю включает в себя собственность на то, что находится над землей и под землей». Содержание этой статьи, определяющее право собственника земельного участка на почву, недра и воздух, подчеркивало буржуазный характер ФГК.
Для охраны интересов собственников движимого имущества было установлено знаменитое правило: «В отношении движимых вещей владение признается юридическим основанием права на вещь» (ст. 2279 ФГК). Речь шла о добросовестном владении, но «добросовестность всегда предполагается, и тот, кто указывает на недобросовестность (другого лица), должен эту недобросовестность доказать» (ст. 2268 ФГК).
Помимо права собственности ФГК знал и другие вещные права: право на чужие вещи (узуфрукт, проживание в чужом доме, сервитуты, право залога), владение, держание.
Большое место в ФГК занимали статьи, посвященные обязательственному праву. Этот раздел ФГК, как никакой другой, испытал на себе влияние римского права. ФГК не давал общего понятия обязательства, но в ст. 1101 четко сформулировал определение договора: «Договор есть соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими другими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо».
Понятие предмета договора совпадало с понятием предмета обязательства. А содержание обязательства во французском праве полностью совпадало с этим понятием в римском праве.
Перечисляя условия действительности договоров, кодекс первым называл согласие стороны, которая обязывается (ст. 1108 ФГК). Под согласием сторон ФГК понимал единство воль (внутреннего психического акта). ФГК называл случаи возможного искажения воли (порока): если согласие было дано вследствие заблуждения или получено путем насилия или обмана (ст. 1109 ФГК). В этих случаях, устанавливал Кодекс, действительного согласия нет.
В то же время явная убыточность договора для одной из сторон, как правило, не порочила сделку. Сторона в договоре не могла ссылаться на то, что он оказывается для нее невыгодным, а для контрагента мог служить источником неосновательного обогащения. Лишь в отдельных случаях явная невыгодность договора для одной из сторон могла служить основанием признания его недействительным.
Столь большое внимание ФГК уделял согласию сторон, поскольку исходя из принципа свободы договора французское право предоставляло частным лицам возможность устанавливать, по сути дела, любые правоотношения, не противоречившие закону.
Второй важный принцип, на котором строились договорные отношения, был сформулирован в ст. 1134 ФГК. Это принцип неизменности договора: «Соглашения, законно заключенные, занимают место закона для тех, кто их заключил. Они могут быть отменены лишь по взаимному согласию сторон или по причинам, в силу которых закон разрешает отмену (обязательства). Они должны быть выполнены добросовестно». Договор устанавливал безусловную связанность контрагентов: одностороннее нарушение договора вызывало ответственность нарушившего, который должен был уплатить все убытки. Вместе с тем суд мог дополнить договор «условиями, которые являются обычными, хотя бы они и не были выражены в договоре» (ст. 1160 ФГК).
В ФГК упоминались различные договоры: дарения, мены, найма. Но наибольшее внимание ФГК уделялось купле-продаже как центральному договору гражданского права. Важное место в договоре занимала характеристика вещи и установление цены.
Явные недостатки вещи, в наличии которых покупатель мог убедиться сам, не влекли ответственности продавца, а за скрытые недостатки он обязан был дать гарантию (ст. 1641, 1642 ФГК).
Другим, не менее важным договором являлся личный наем. В нем ярко проявляется принцип свободы, предоставлявший сторонам неограниченные возможности в установлении условий договора. Две статьи ФГК, посвященные этому договору, не определяли никаких границ возможному произволу одной из сторон.
Кроме договора Кодекс указывал и другое основание возникновения обязательств. Это причинение вреда. Статья 1384 ФГК устанавливала, что хозяева и лица, давшие поручение, ответственны за ущерб, причиненный их слугами и лицами, на которых было возложено поручение, если ущерб был причинен при исполнении этими лицами их служебных обязанностей.
ФГК установил и «натуральное обязательство», сущность которого состоит в том, что нельзя требовать его исполнения в судебном порядке. Однако если обязательство будет исполнено, то нельзя было требовать возврата исполненного. В качестве «натурального» было названо обязательство давать приданое детям.
ФГК устанавливал также, что обязательство могло возникнуть непосредственно из закона в случаях, специально законом предусмотренных.
Брачно-семейные отношения. Единственная часть ФГК, где сохранились пережитки феодального права: полновластие мужа и отца, ограниченная правоспособность и недееспособность замужней женщины - принципы, на которых в 1804 г. под влиянием обычного права создавалось семейное законодательство.
Светский брак и допущение развода - это то, что явилось единственным прогрессивным моментом в вопросах брака и семьи.
ФГК рассматривал брак как договор, и потому взаимное согласие супругов - это первое необходимое условие для заключения брака. Кроме того, необходимо было достичь брачного возраста (для мужчин - 18, для женщин - 15 лет), не состоять в другом браке. Для детей, не достигших определенного возраста (сын - 25 лет, дочь - 21 год), требовалось согласие на брак родителей. Запрещался брак между лицами, находившимися между собой в определенной степени родства или свойства.
Допуская развод, ФГК называл следующие его причины: а) прелюбодеяние; муж всегда мог требовать развода по этой причине, жена - если муж содержал свою сожительницу в общем доме; б) злоупотребление, грубое обращение или тяжелые обиды одного из супругов в отношении другого; в) присуждение одного из супругов к тяжкому и позорящему наказанию; г) взаимное и упорное несогласие супругов (ст. 229-233 ФГК). Под влиянием католической церкви в кодекс было введено положение о раздельном жительстве. Оно устанавливалось по тем же основаниям, что и развод (ст. 306 ФГК).
Взаимоотношения между мужем и женой строились на основе власти и подчинения жены мужу по правилу, сформулированному в ст. 213 ФГК: «Муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена - послушание мужу». Эта статья - базовая по отношению ко всем другим, определявшим отношения супругов.
Именно следствием власти мужа являлась очень ограниченная правоспособность и практически полная недееспособность замужней женщины. Недееспособность женщины означала, что она не могла самостоятельно осуществлять никакие юридические действия, как судебные, так и внесудебные. Это положение было закреплено в ст. 215 («Жена не может выступать в суде без разрешения своего мужа, хотя бы она была купцом или не обладала общностью имущества с мужем, или хотя бы была установлена раздельность имущества жены») и ст. 217 ФГК («Жена даже при отсутствии общности имущества супругов или при раздельности их имуществ не вправе отчуждать, закладывать, приобретать, по возмездному или безвозмездному основанию, без участия мужа в сделке или без его письменного разрешения»). Некоторые незначительные исключения из общего правила (например, жене не требовалось согласия мужа, чтобы возбудить против него дело о разводе; или жена могла самостоятельно завещать свое имущество) не меняли существа дела.
Имущественные отношения супругов определялись брачным договором, заключенным до совершения брака. ФГК устанавливал ряд имущественных режимов - на выбор будущих супругов.
Но по общему правилу, если в брачном договоре специально не было предусмотрено иного, имущество жены поступало в управление мужа и последний распоряжался доходами с этого имущества.
Одной из важнейших прерогатив мужа в качестве главы семьи являлось осуществление отцовской власти. Согласно ст. 372 ФГК, несовершеннолетние дети находились под властью родителей до совершеннолетия или до освобождения из-под власти. Однако отец один осуществлял эту власть во время брака. Всякие соглашения между родителями о передаче отцовской власти матери были недействительны (ст. 1388 ФГК).
В Кодексе речь шла в основном о законных детях, но была еще одна категория детей - внебрачные. ФГК допускал возможность их узаконения, однако только на добровольных началах, поскольку в соответствии со ст. 340 «отыскание отцовства запрещено». Но при этом допускалось отыскание материнства (ст. 341 ФГК). Признанные внебрачные дети получали некоторые права, но требовать прав законных детей они не могли. Поскольку семейные отношения отличались наибольшим архаизмом, в течение следующих лет после принятия ФГК они подверглись наибольшим изменениям.
Наследственное право. ФГК ликвидировал феодальную систему наследования. Признавая наследование по закону и наследование по завещанию, кодекс тем не менее ограничил завещательную свободу и поставил возможность завещания в зависимость от того, оставил ли наследодатель детей или нет. При одном ребенке можно распоряжаться по завещанию 1/3 имущества, при двух - 1/5. Если дети отсутствовали, но имелись восходящие родственники в одной линии, то можно распоряжаться 3/4 имущества, а если в обеих линиях - 1/2 имущества. Свободное от завещательного распоряжения имущество наследовалось по закону.
В этой области был уничтожен принцип первородства. Права законного наследования имели родственники до 12-й степени.
Ближайшая степень родства исключала право наследования дальнейших родственников. При отсутствии родственников с правами наследования имущество переходило к пережившему супругу. Внебрачные признанные дети получали наследственные права на имущество отца, однако в ограниченном размере: их доля равнялась 1/3 доли законного ребенка и они не могли наследовать ни после восходящих, ни после боковых родственников наследодателя.
ФГК - это классический буржуазный кодекс. Он считается первым из двух мировых источников гражданского права (наряду с Германским гражданским уложением 1896 г.).
Французский уголовный кодекс
Во Франции законодательство периода революции внесло радикальные изменения в уголовное право и перестроило его в соответствии с новыми представлениями о преступлениях и наказаниях.
Стройное и законченное выражение уголовно-правовая программа нового времени (классическая школа уголовного права) получила во французском Уголовном кодексе 1810 г., разработанном при Наполеоне. Кодекс в целом был прогрессивным для своего времени документом. В нем вводилась идея равенства лиц перед уголовным законом, ясные критерии преступления, четко очерчивался круг наказаний и т.д.
Структура УК 1810 г., хотя и была более сложной, в принципе следовала структуре УК 1791 г. Краткие предварительные положения, а также книги первая и вторая были посвящены общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности. Они представляли собой своеобразную общую часть Кодекса, в которой излагались основные понятия и принципы уголовного права.
В третьей и четвертой книгах содержался конкретный перечень преступных деяний и определялись в каждом отдельном случае вид и мера наказания (особенная часть).
В УК 1810 г. в соответствии с идеями классической школы уголовного права особо подчеркивалось, что преступлениями являлись деяния, которые были запрещены законом (ст. 1), и что уголовный закон не имел обратной силы (ст. 4).
В Кодексе говорилось об ответственности соучастников преступления, предусматривалось освобождение от ответственности лиц, действующих в состоянии безумия или под принуждением силой.
В УК упоминалось покушение, но оно полностью приравнивалось к законченному преступлению, если преступное действие прерывалось не по воле покушавшегося.
УК 1810 г. ввел трехчленную классификацию преступных действий, в зависимости от характера наказания они делились на 3 группы. К первой относились наиболее тяжкие преступные деяния - преступления (crimes), которые карались мучительными или позорящими наказаниями. Вторую группу составляли проступки (delicts), наказывавшиеся исправительными мерами. Для третьей группы - полицейских правонарушений (contraventions) - были предусмотрены наказания полицейского характера.
В особенной части УК 1810 г. на первое место выносились преступления против публичных интересов. Наряду со статьями, говорящими об измене, шпионаже, посягательстве на внешнюю безопасность французского государства, содержались и специфические статьи, каравшие за покушения на особу императора и членов его семьи, за попытки ниспровержения или изменения образа правления.
Лица, произносящие речи, расклеивающие афиши с целью призыва граждан к совершению преступлений против внутренней и внешней безопасности государства, рассматривались как виновные в преступлениях и заговорах.
В Кодексе четко очерчивался круг возможных уголовных санкций, закреплялся отказ от ряда жестоких наказаний средневековой эпохи. Но в области наказаний УК 1810 г. делал шаг назад по сравнению с УК 1791 г. В нем восстанавливались пожизненная каторга, смертная казнь с предварительным отсечением руки, депортация в колонии, гражданская деградация. В качестве дополнительного наказания предусматривалось также клеймение.
Исправительными наказаниями по терминологии Кодекса (ст. 9) могли быть: тюремное заключение в исправительном заведении, временное лишение некоторых политических, гражданских и семейных прав, а также штраф.
В разделе о преступлениях и проступках против частных лиц более половины статей были посвящены охране собственности.
Сурово наказывались кражи, которые во многих случаях влекли за собой каторжные работы, иногда - пожизненные. Кодекс запрещал коалиции и стачки рабочих, вводил уголовное преследование против нищих и бродяг, не имевших определенного места жительства и средств к существованию.
Таким образом, во Франции были созданы основы, на которых была выстроена континентальная правовая система, иногда также называемая романо-германской. Она возникла в континентальной Европе на базе римского права, а также канонического права и местных обычаев. Континентальная правовая система, существовавшая первоначально в странах континентальной Европы, затем распространилась практически на всю Латинскую Америку, бывшие французские, бельгийские и португальские колонии Африки, страны Востока, Японию. Это объясняется колонизаторской деятельностью многих европейских государств, а также высоким уровнем кодификации в этих странах в XIX в., которую можно было использовать как образец для создания собственного права.
Политическая и правовая мысль в Новое время. Франция
Революция во Франции способствовала бурному развитию политико-правовой мысли. Политико-правовые идеи порой были противоречивы, однако они оставили значительный след в развитии мировой политико-правовой мысли. Обратимся лишь к некоторым из них.
По мнению Вольтера (1694-1778), лидера европейского Просвещения, первопричина существующих социальных зол - в засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума.
Виновата в этом прежде всего церковь, католицизм. Религиозный фанатизм умерщвляет свободу совести и слова. Вольтер не считал необходимым демократическое переустройство общества. Свободу личности, индивида, частную свободу ставил он во главу угла. Ее основой служили свобода слова, свобода совести и свобода печати.
Свобода, по словам Вольтера, состоит в том, чтобы зависеть только от законов.
Равенство людей понималось им в строго политико-юридическом смысле: обретение всеми людьми одинакового статуса гражданина, одинаковая зависимость всех граждан от закона и одинаковая защита их законом.
Вольтер относится к тем мыслителям, которые первостепенное значение придают не формам управления государством, конкретным институтам и процедурам власти (предпочтение он отдает все же монархии, но «просвещенной»), а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур. Для него такими социально-политическими и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность.
Основная тема политико-правовых учений Ш.Л. Монтескье - это политическая свобода как наивысшая ценность. Наилучший строй - республика. Монархия - это правильная форма, но она характеризуется насилием и перерождается в последующем в деспотизм. Законы народов соответствуют географическим условиям, экономическому положению, религии и политическим учреждениям.
В поисках духа закона Ш.Л. Монтескье опирался на рационалистические представления о разумной природе человека, о природе вещей, стремился постигнуть логику исторически изменчивых позитивных законов, порождающие их факторы и причины.
Философ считал, что южный климат, плодородная почва вызывают изнеженность, привязанность к жизни, парализуют энергию, в итоге способствуют подчинению. В государствах устанавливается деспотичное правление и соответствующее ему законодательство.
Бесплодные почвы, северные регионы делают людей закаленными, храбрыми и склонными отстаивать свободу. В этих регионах наблюдается монархия, «свободолюбивое законодательство».
Свободу Ш.Л. Монтескье определял как право делать все, что дозволено законами.
В республике, в свободном государстве, каждый должен обладать собственной волей и быть независимым; господствует свобода слова, свобода печати, свобода вероисповедания.
Ш.Л. Монтескье различал законодательную и исполнительную власть. Судебную власть должны осуществлять представители народа непосредственно для разрешения конкретных дел.
Жан-Жак Руссо (1712-1778) - один из наиболее ярких представителей Просвещения во Франции.
Естественное состояние - там, где все люди свободны и равны - золотой век в истории человечества.
Появление частной собственности на землю ликвидировало равенство. Пожертвовав своей естественной свободой, люди получили свободу гражданскую и, заключив общественный договор, создали государство и право.
Свобода и равенство - высшие блага. Для достижения такой свободы Ж.-Ж. Руссо выдвигал идею народного суверенитета, суть которой в том, что, заключая общественный договор, все его участники получают равные права. В результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов, или республика. Он отрицает договор как соглашение между правителями и теми, кем правят.
Суверенитет народа проявляется в возможности осуществления народом законодательной власти, поскольку политическая свобода возможна только в таком государстве, где законодателем выступает народ.
Характеризуя народный суверенитет, Ж.-Ж. Руссо подчеркивает два его важных признака - он неотчуждаем и неделим.
Политико-правовые идеи просветителей в значительной степени легли в основу государственно-правовой практики периода Великой французской революции. Первое десятилетие XIX в. было ознаменовано появлением новых программ социалистического переустройства общества. Автором одной из них был Анри де Сен-Симон (1760-1825).
Чтобы понять закономерность исторического процесса, необходимо накопление большого фактического материала и научный метод исследования, которым древние не обладали. Если приемы, основанные на наблюдении и здравом смысле, применить к изучению истории, то открывается смысл всякого человеческого общества - поддержание существования входящих в него людей. Цели общества на различных этапах могут состоять или в завоевании, или в труде.
В обществе лишь один класс занимается общественнополезным делом - класс индустриалов. Они трудятся, чтобы произвести или передать в распоряжение отдельных членов общества предметы, удовлетворявшие их нужды (плотники, земледельцы, слесари, извозчики). К индустриальному классу относятся и ученые.
Политические цели индустриального класса вытекают из экономических. Для процветания промышленности необходим внешний мир и внутреннее спокойствие, дешевый правительственный аппарат, минимум правительственного вмешательства в частную жизнь, что совпадает с интересами большинства народа. Таким образом, индустриалы - это общественная группа, которой необходимо вверить управление страной и государственными ресурсами.
Религия должна направлять общество к великой цели - наиболее быстрому улучшению положения бедного класса. Функции духовенства сводятся к обучению людей новой христианской доктрине, над усвоением которой будут неустанно трудиться вожди церкви.
Шарль Фурье (1772-1837) - французский философ-социалист.
Он считал, что, капиталистический строй - «мир навыворот», где бедность рождается при строе цивилизации из самого изобилия.
Избыток у кучки бездельников - причина нужды и лишений для народных масс.
Революции на определенных этапах развития общества закономерны, при определенных обстоятельствах неизбежны, репрессивная политика не в состоянии их предотвратить.
Человек, по Ш. Фурье, несет ответственность не только за собственную жизнь, но и за жизнь человечества, вселенной. Сотрудничая с Богом, природой необходимо стремиться к высшей цели - познанию законов природы и, подчиняясь им, влиять на природу в направлении установления всеобщей гармонии в мире и человеческом обществе.
На взгляды Роберта Оуэна (1771-1858) большое влияние оказали французские материалисты. Вслед за ними Оуэн рассматривал человека в качестве продукта обстоятельств, и эта идея составляет корень, из которого происходят все истинные и ценные идеи относительно человеческой природы.
Р. Оуэн считал необходимым сохранение государственной власти в период перехода к будущему обществу. Вместо прежнего государства впоследствии установится общественное управление.
Критикует собственность - одно из зол в современном обществе.
Одна из проблем, выдвинутых Р. Оуэном при рассмотрении будущего общества, - проблема управления. Разумное правительство будет изыскивать и создавать порядки, при помощи которых условия, необходимые для человеческого счастья, будут прочно и полностью обеспечиваться всем управлением. Ни одна форма правления не может принести народу счастье. Недовольство правительством будет существовать до полной реорганизации общества.
Проблема воспитания в социальной системе Р. Оуэна занимает одно из важнейших мест. По мнению Р. Оуэна, человек не образует сам своего характера, характер возникает под действием среды, наследственность принимает участие в образовании характера, но не имеет решающего значения. Для изменения характера необходимо изменить среду. Кроме того, необходимо управление, руководство.
Вина за преступный характер лежит не на индивиде, а на системе, среде, в которой он воспитывается. Измените обстоятельства, создающие преступный характер, - и преступления не будет.
Замените их обстоятельствами, рассчитанными на создание привычек к порядку, труду, выдержанности, - и человек будет обладать этими качествами.
Содержание и воспитание Р. Оуэн связывает с организацией труда и производства, отстаивает ценность физического труда, необходимость преодоления противоположности умственного и физического труда.
Утопический социализм Р. Оуэна оказал влияние на революционно-прогрессивную мысль России XIX в.