Арабский халифат
Особенности возникновения и государственного строя Арабского халифата
На возникновение государства на Аравийском полуострове большое влияние оказали два фактора: религиозный и военный.
В VII в. у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, начался процесс разложения родоплеменных отношений. Усилилась имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейхи (главы племен) и саиды (племенные старейшины) захватывали лучшие земли оазисов. В их собственность переходило большое количество скота. Появились рабы. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей.
Разложение родоплеменных отношений особенно активно шло в Хиджазе (районе побережья Красного моря). Здесь вокруг оазисов концентрировались полуоседлые племена, занимавшиеся не только скотоводством, но и земледелием. В этом районе находились торгово-ремесленные города Мекка и Ясриб, через которые пролегал оживленный караванный путь с юга на север. В городах доминировали богатые купцы - ростовщики. Обособившись в привилегированную группу, они тем не менее не порвали родственных связей с определенными племенами и их знатью. В этих районах проживало большое количество обездоленных бедуинов. В результате социальной и имущественной дифференциации разрушались вековые связи, узы и традиции взаимопомощи, связывавшие соплеменников. Бедствием для простых людей была усилившаяся межплеменная рознь. Постоянные взаимные военные набеги сопровождались убийствами, угоном людей и скота.
Так, в обстановке глубокого социально-экономического кризиса, рождалось новое (классовое) общество. И идеология общественного движения, объективно выступавшего за новый строй, приобрела религиозную форму.
Возникновение новой религии - ислама - связано с именем Мухаммеда. Мухаммед провозгласил необходимость нового порядка, исключавшего межплеменную рознь. Все арабы вне зависимости от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Их главой должен был стать Пророк - «посланник Бога на земле». Единственными условиями вступления в эту общность являлись признание новой религии и строгое выполнение ее предписаний.
Новая религия, опирающаяся на идеи социального равенства, нашла ревностных сторонников среди бедняков. Действия приверженцев ислама убедили и знать в том, что новая религия не угрожает их коренным интересам. Вскоре многие представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман. В 620-630-е гг. было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом.
Однако не все племена добровольно приняли новую религию. Некоторые не желали отказываться от языческой веры своих отцов, отказываясь поэтому присоединяться к общине Мухаммеда. Созданные Мухаммедом военные отряды начали борьбу за объединение страны под знамением ислама, преодоление родоплеменного сепаратизма. К середине VII в. объединение Аравии было в основном завершено.
Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его преемниках на посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов («заместителей Пророка»). Под их руководством в VII-VIII вв. были завоеваны огромные территории, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку и некоторые другие районы. Одним из важных стимулов движения арабов на новые земли являлась относительная перенаселенность Аравии. Коренные жители завоеванных земель почти не оказывали сопротивления пришельцам, так как до этого находились под игом других государств, нещадно их эксплуатировавших. В итоге на завоеванных землях возникло новое большое государство - Арабский халифат.
Государственный строй
По форме правления Арабский халифат являлся теократической феодальной монархией.
Высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират)
принадлежала главе государства, носившему титул халифа. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды, и власть их была не наследственной. Однако к Х в. складывается институт наследственной власти халифа. Арабское государство приобрело форму централизованной теократической монархии.
Власть халифа в принципе признавалась неограниченной, но в действительности он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им правителей.
Следующей по значимости фигурой являлся визир (в переводе с арабского - «носильщик тяжестей»). Визири могли быть 2 типов: а) с широкой властью (это наблюдалось в более поздний период, когда халифы стали наследовать свою власть); б) с ограниченными полномочиями, т.е. в этом случае визир лишь исполнял волю халифа.
Визир стоял во главе двора халифа, являлся его ближайшим непосредственным советником и заместителем. От имени халифа визир контролировал доходы и расходы государства, возглавлял канцелярию халифа, назначал эмиров и губернаторов.
Центральными органами государственного управления являлись следующие ведомства (диваны):
1) диван ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска; под его контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за службу;
2) диван ал-харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну;
3) диван ал-барид, занимавшийся дорогами и почтой, руководивший строительством дорог, колодцев и т.д.; будучи фактически единственной организацией, способной весьма быстро обеспечить передачу информации, данное ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения; это определяло его значимость; чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях.
Высшие чины ведомств назначались халифом и были перед ним ответственны. К числу важных чиновников при дворе относились: начальник личной охраны халифа, заведующий полицией, а также чиновники, осуществляющие надзор за другими должностными лицами.
Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных государств или областей.
Обычно, управляли ими военные наместники - эмиры, ответственные только перед халифом. В их ведении находились вооруженные силы. Эмирам подчинялся местный аппарат, административно-финансовое управление, а также помощники - наибы.
Мелкие административные подразделения в Арабском халифате (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко ими могли быть руководители местных мусульманских общин - старейшины (шейхи).
Судебная система Арабского халифата
Судебная система Арабского халифата имела несколько особенностей. Прежде всего судебная власть была сосредоточена в руках духовенства. Только священнослужитель мог быть судьей - кади. Второй особенностью судебной системы являлась независимость судебной власти от административной. Шейхи и эмиры на местах не могли контролировать деятельность кади. Третьей особенностью было то, что типичный для других стран Древнего Востока юридический формализм в судебной системе Арабского халифата практически отсутствовал.
Во главе судебной системы стоял халиф, который рассматривал наиболее сложные, связанные с покушениями на государственную власть и церковь дела. Следующим элементом судебной системы была коллегия богословов, в которую входили представители высшего духовенства. В ее компетенцию входило назначение на должности:
1) судей - кади,
2) инспекторов справедливости, которые обязаны были следить за тем, чтобы кади осуществляли судебную власть строго на основе шариата и не брали за это никакой платы.
К кади предъявлялись большие требования, которые были закреплены в Коране. Прежде всего кади мог быть, как мы уже подчеркивали, только священослужителем. На втором месте по степени важности стояло знание основ шариата. Только мужчины, обладающие хорошим слухом (так как процесс носил устный характер), знанием арабского языка, на котором был написан Коран, и приятной наружностью (чтобы располагать к себе) , могли занимать эту должность. Так как кади не получал за свою работу жалованья, естественно, на эту должность мог быть назначен только представитель знати. Правда, в порядке исключения, если претендент на эту должность был известным богословом, но бедным, ему назначали жалованье. Знание основ права в качестве требования для занятия должности кади указывалось в Коране на последнем месте!
Кади самостоятельно осуществлял судебный процесс. В то же время он мог по своему желанию привлечь к исполнению судебного разбирательства других священослужителей в качестве советников. Кади за свой счет мог содержать привратника, писца, помощника для исполнения приговоров. В качестве наказания назначал шраф, битье палками, тюремное заключение, членовредительские наказания (например, в виде отсечения руки ворам).
Источники мусульманского права
Мусульманское право заслуживает отдельного внимания в силу специфики его норм и правил применения. Мусульманское право имеет религиозное происхождение, поэтому юридические предписания в исламских странах неразрывно связаны с богословием, моральными предписаниями и правилами культа. В отличие от западного права, прежде всего оно направлено не на защиту прав и свобод личности, государства или общества, а на защиту религии. Следовательно, при интерпретации мусульманских правовых предписаний нельзя не принимать этот факт во внимание.
В широком смысле мусульманское право понимается как божественный закон - шариат. При таком подходе не следует воспринимать юридические предписания отдельно от религиозных и нравственных. Существующие моральные и правовые установления, согласно мусульманским воззрениям, должны соблюдаться только в случае их соответствия шариату.
Норма мусульманского права понимается как правило поведения, установленное Аллахом-законодателем по какому-либо вопросу для верующих прямо (путем откровения) или косвенно (в форме вывода, сделанного крупнейшими знатоками шариата на основе толкования воли Аллаха).
По своей сути шариат представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих внешнюю форму отношений между Аллахом и людьми, а также отношений людей друг с другом. Соблюдение этих норм означает ведение мусульманином праведной жизни. Одной из самых важных черт шариата помимо его божественного происхождения является незыблемость. Это означает, что Аллахом эти нормы дарованы раз и навсегда.
Исследователи, посвятившие свои труды исламу и исламскому праву, выделяют две разновидности норм мусульманского права:
1) нормы, охраняющие права Аллаха. Они закреплены в Коране и Сунне - собрании имеющих правовое значение преданий (хадисов) о поступках, высказываниях и даже о молчании пророка Мухаммеда;
2) нормы, охраняющие права индивидов; они сформулированы мусульманской правовой доктриной на основе «рациональных» источников и прежде всего единогласного мнения (иджмы) наиболее авторитетных правоведов (муджтахидов и факихов), а также заключений по аналогии (кийас);
3) нормы, охраняющие права, принадлежащие одновременно и Аллаху, и частным лицам (эта категория норм выделяется не всегда).
Главнейшими источниками мусульманского права являются Коран и Сунна, но не все положения, закрепленные ими, относятся к нормам мусульманского права. В полном смысле этого понятия ими являются лишь те, которые поддерживаются государством и выражают государственную волю господствующего социального слоя, устанавливают правила поведения людей и выступают образцами типичного поведения. Под такое определение подпадают нормы, закрепленные в Коране и Сунне и толкуемые мусульманскими богословами и правоведами.
Особенностью норм, составляющих содержание Корана, является то, что они имеют общий характер и форму пространных религиозно-моральных предписаний, образца для подражания. Те немногие нормы, обладающие конкретикой, в большинстве своем явились результатом разрешения Пророком конкретных споров, оценки им определенных фактов и ответами Пророка на заданные ему вопросы.
Следующим по юридической силе за Кораном источником мусульманского права является Сунна («обычай, пример»). Она состоит из сообщений Пророка, его высказываний и невысказанном одобрении поступков или слов других людей, о его качествах. Сунна состоит из хадисов. Хадис - это отдельное сообщение о сказанном или сделанном Пророком.
Сподвижники пророка Мухаммеда начали записывать хадисы еще при его жизни. После смерти Пророка эта работа продолжалась и привела к появлению первых сборников хадисов. Они воспроизводились и передавались в основном по памяти. Поэтому неудивительно, что со временем у мусульман стали появляться сомнения в точности содержания того или иного хадиса. Было принято определять точность хадисов через критику надежности иснадов - людей, передававших друг другу сообщения. Чем беспристрастней и точней были передатчики, тем большим авторитетом обладал хадис.
Нормы Сунны разделялись на две группы:
1) полученные Пророком в форме божественного откровения;
2) введенные им по собственному усмотрению.
Мусульманская правовая доктрина, основываясь на предположении, что вторая группа норм отражает мнение Мухаммеда не как пророка, а как простого мусульманина, допускает возможность их замены мнением другого мусульманина (правоведа, кади, муфтия), более подходящим к существу дела.
Сборники хадисов со временем признаются в качестве руководства различными школами мусульманского права и уже не подвергаются сомнениям.
Правила поведения, основанные на единогласном мнении крупнейших правоведов, получили названия иджмы. Иджма как источник мусульманского права обязана своим появлением в VII в. мединским правоведам, опросившим многих сподвижников Мухаммеда, обсудивших и сравнивших полученные данные. Существовало несколько разновидностей иджмы, которые различались между собой:
1) гласная иджма - это иджма, высказанная вслух при обсуждении;
2) молчаливая иджма - правило поведения или мнение, без обсуждения принимаемое за образец;
3) деловая иджма, сформированная в том случае, когда в аналогичных ситуациях различные правоведы принимают, не сговариваясь, одинаковые решения.
Таким образом, в первое время после смерти Мухаммеда правовую основу ислама составляли Коран, Сунна и решения сподвижников Пророка. Однако по мере развития общества и государственности мусульман предписаний, содержащихся в этих источниках, стало недостаточно. Ситуация осложнялась тем, что указанные источники не носили системного характера, были разрозненными.
Во второй трети VII в. в мусульманском мире появилась традиция, согласно которой кади стали иметь при себе советников из числа факихов для помощи при разрешении вопросов, не урегулированных Мухаммедом. Данная традиция преобразовалась в тезис о том, что кади вправе назначить лицо, принимающее решение по вопросам, не урегулированным Кораном и сунной, не по своему усмотрению, а в соответствии с мнением факихов, при обращении к ним за заключением - фетвой.
Следующим источником мусульманского права можно назвать кийас - суждение по аналогии. Он является ведущим рационалистическим принципом исследования правовых вопросов в исламе и представляет собой сопоставление схематической модели вопроса, подлежащего разрешению, с уже решенным вопросом и формулирование выводов по его примеру. Основанием для выводов по аналогии являются нормы Корана или Сунны либо широко известные и достоверные факты. По возможностям сопоставления выделяют: явный кийас, когда аналогия очевидна; скрытый кийас, когда аналогию можно обнаружить лишь в процессе логического анализа.
Говоря об источниках мусульманского права, считаем необходимым обратить внимание на наиболее древний из них - адат, обозначаемый еще и термином «урф». В России обычно употребляется термин «адат», который является множественным числом арабского слова «ада», обозначающего обычай, традицию. Можно сказать, что адат - это совокупность норм обычного права, представляющих собой доисламские нормы и те правила поведения, которые не получили своего закрепления в шариате.
Исламские законоведы называют адат источником мусульманского права, но отметим, что это касается только обычно-правовых норм Мекки и Медины. В остальном исламском мире адат существует независимо от шариата и параллельно с ним, обычно там, где нет шариатских судов или они не пользуются большим авторитетом.
Поскольку ряд обычаев вошел в тексты Корана и Сунны либо является подтвержденным единогласным мнением правоведов, адат в исламском мире воспринимается как субсидиарный источник мусульманского права.
Кроме указанных источников большую роль в формировании мусульманского права как системы играла доктрина. Религиозный характер норм мусульманского права обуславливал их вечность и неизменность, недопустимость замены государственно-правовыми велениями. Поскольку Коран и Сунна могли урегулировать лишь небольшую часть общественных отношений, мусульманское право изобиловало пробелами и противоречиями.
Функции их восполнения государство как светский институт взять на себя не могло. Здесь на помощь пришли мусульманские правоведы, и постепенно мусульманская доктрина была признана в качестве важнейшего источника мусульманского права.
Общая характеристика права Арабского халифата
В процессе исторического развития сложилось несколько особенностей мусульманского права. О главной характерной черте мы уже говорили: ярко выраженный религиозный характер.
Эта особенность обусловила и вторую характерную черту: главными источниками права являются религиозные труды VII-X вв.
Третья характерная черта состоит в том, что, согласно мусульманской официальной доктрине, правотворческой деятельностью может заниматься только Аллах, а люди, соответственно, могут быть только правоприменителями. Эта догма предопределила четвертую особенность мусульманской системы права: она носит законсервированный, патриархальный характер и эволюционирует очень медленно по сравнению с системами западного права.
В исламе существуют предписания и запреты, которые обязаны соблюдать все дееспособные мусульмане. Эти предписания и запреты называются «таклиф», а обязанных их исполнять называют «мукаллаф».
Предписания и запреты, выраженные мукаллафами, имеют различную степень важности. Градация по степени важности предписаний и запретов состоит из восьми разделов:
1) фард - обязательные, строго предписанные обязанности (за исполнение- награда, за неисполнение - наказание);
2) ваджиб - обязанности, очень близкие к строго предписанным, например праздничный намаз;
3) Сунна - желательные действия (за исполнение - награда, за неисполнение- нет наказания);
4) мустахаб - действия, которые совершаются лишь изредка; к примеру, дополнительный пост (за исполнение - награда, за неисполнение- нет наказания);
5) мубах - нейтральные действия, за исполнение которых согласно предписаниям шариата нет саваба (благости Аллаха), а за неисполнение нет и греха; например, такие действия как садиться, вставать, есть, пить;
6) макрух - нежелательные действия, уменьшающие благость Аллаха (за исполнение нет наказания, за неисполнение - награда);
7) муфсид - действия, нарушающие уже начатое религиозное либо иное важное действие (смех при намазе, приём пищи во время поста);
8) харам - строго запрещённые действия (к примеру: убийство невинного человека; воровство; приём алкогольных напитков, употребление свинины, непокорность родителям).
Согласно шариату, совершающих харам («недозволенное») ожидает строгое наказание и в этой жизни, и в жизни потусторонней (мучения в аду).
Гражданское право. Вопрос о собственности широко разработан мусульманскими юристами. Собственность имеет 3 признака: 1) исключительность во владении вещью, поскольку единственным владельцем являлся собственник; 2) абсолютность в распоряжении собственностью, состоящей в неограниченном праве пользоваться вещью, но без ущерба другим лицам; 3) постоянство права собственности.
Не существует права давности на собственность, которая считается вечной, пока существует вещь.
Можно выделить различные способы приобретения собственности: 1) в качестве военной добычи; 2) посредством гражданской сделки; 3) получение по наследству; 4) пожалование верховной властью.
Конфискация имущества происходила только в случае отступничества от веры.
Несмотря на то что вся земля в мире принадлежит Аллаху и пророку Мухаммеду как его посланнику, постепенно сложилось 3 основных формы собственности:
1) хиджаз - земли, принадлежащие Аллаху: где, по преданию, жил Мухаммед и для которых был установлен особый правовой режим (территория Мекки и Медины); на этих землях нельзя воевать, убивать животных, живущих в естественных условиях (т.е. запрещена охота), рвать естественно растущие растения и т.д.;
2) вакуф - собственность церкви: земли, переданные мечетям, мусульманским школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели; они освобождались от налогов и считались неотчуждаемыми;
3) мульк - частная собственность: земли, которые находились в собственности отдельных частных субъектов;
4) икта - временные пожалования земли за службу вместе с проживавшим на ней крестьянским населением; обладатель такой земли имел право на подати с крестьян.
Семейное право. Мусульманская религия и шариат рассматривают безбрачие как нежелательное состояние, а брак - как религиозную обязанность мусульманина. Брак рассматривался как сделка купли-продажи между женихом и семьёй невесты. Формально для заключения брака требовалось согласие сторон. Но поскольку считалось, что волю невесты вправе выразить родители, брачный договор часто превращался в замаскированную форму продажи девушки. Фактически отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей, стремясь при этом получить максимально высокий выкуп. Таким образом, в мусульманском праве, в отличие от европейского права, не только семья невесты предоставляла приданое, но и за невесту её родители получали от жениха выкуп.
Так как, согласно преданию, Мухаммед женился на Аише, когда ей исполнилось 9 лет, этот возраст он признал как достаточный для вступления в брак женщин. По шариату мусульманин не имел права вступать в брак с неверующими и отступниками от шариата. Браки, заключенные с нарушением этих условий, расторгались. Но мусульманину разрешалось жениться на женщинах, исповедующих другую религию, поскольку предполагалось, что муж обратит свою жену в мусульманскую веру. Женщине-мусульманке было запрещено выходить замуж за иноверца.
Коран признавал за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно. Кроме того, можно было иметь наложниц из числа рабынь. Но при этом, в отличие от европейской правовой традиции, муж обязывался содержать каждую из жен не в соответствии со своим материальным положением, а в соответствии с материальным положением семьи жены. Поэтому он должен был предоставить каждой жене имущество, жилище, одежду и прислугу, которые соответствовали ее положению до замужества.
Мусульманская религия обосновывала приниженое и зависимое положение женщины в семье следующим указанием в Коране: мужья стоят выше жен, потому что Аллах дал первым преимущество над вторыми и потому что они из своих имуществ делают траты на них. Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, но была обязана вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. Ее право участвовать самостоятельно в имущественном обороте было крайне ограничено. Коран разрешал мужу применять к женам различные наказания, включая телесные.
Женщина была обязана вести затворнический образ жизни: жила на особой половине, куда не дозволялся вход посторонним; обязана была скрывать свое лицо и носить паранжу; не имела права выходить на улицу без сопровождения мужчины или старшей по возрасту женщины.
В мусульманском праве подробно определялись поводы к разводу и его процедура. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число последующих браков и разводов не регламентировалось.
Шариат знал несколько видов разводов. Например, был возможен временный развод, предусматривавший своеобразный испытательный срок. Хотя поводы для развода были точно определены (отступничество от ислама и т.д.), муж мог развестись с женой и без объяснения причин в упрощенной форме (талак), произнеся одну из установленных фраз: «ты отлучена», «уходи» или «соединись с родом» 3 раза подряд. В этом случае женщина имела право унести с собой только то, что было на ней. В случае других форм развода, муж должен был выделить жене необходимое имущество, согласно обычаю. Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме бывшего мужа, чтобы определить, не является ли она беременной. В случае рождения ребенка, он должен был остаться в доме отца. Жена могла требовать развода только через суд, ссылаясь лишь на строго оговоренные основания: муж имел физические недостатки, не выполнял супружеских обязанностей, жестоко обращался с женой или не выделял средства на ее существование.
Наследственное право. Чрезвычайно сложным было наследственное право. Признавались два порядка наследования: по завещанию и по закону. Завещание не могло составляться в пользу законных наследников, затрагивать более трети имущества завещателя - его составление требовало присутствия двух свидетелей. Особенно разработанным был порядок наследования по закону. Из имущества умершего прежде всего покрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались все его долги. Особенностью шариата было то, что наследованию подлежали только имущественные права умершего, а не обязанности, которые не могли переходить наследникам. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам умершего: они делились на несколько категорий, внутри которых устанавливалась своя очередность призвания к наследству. Так, в первую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди, и т.д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, которые хотя бы и неумышленными действиями вызвали смерть наследодателя.
Уголовное право. Нормы уголовного права представляли собой наименее разработанную часть шариата. Они отличались архаичностью, отражали сравнительно низкий уровень юридической техники. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и т.п. Еще средневековые мусульманские правоведы разделили все преступления на 3 группы. Первую из них составляли нормы, которые восходили, согласно мусульманской доктрине, к указаниям самого Мухаммеда. Они трактовались как посягательства на «права Аллаха» и не допускали прощения. Сюда относилось прежде всего отступничество от ислама, каравшееся смертной казнью. Столь же сурово карались наиболее дерзкие преступления против порядка управления: бунт и сопротивление государственным властям. К этой же группе преступлений, объявленных тяжкими «религиозными грехами», относились кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии.
Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которые рассматривались как посягательства не на права всей мусульманской общины, а на права отдельных лиц.
Нормы, регулирующие их, восходили к обычаям родоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной расправы потерпевшего с обидчиком. Так, умышленное убийство или смертельные ранения влекли за собой кровную месть со стороны родственников убитого.
В шариате, правда, уже предусматривалась возможность замены кровной мести денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу. За неумышленное убийство устанавливали выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпуском на волю раба-мусульманина. Для других преступлений данной группы, в частности, за телесные повреждения, ответственность также возникала по принципу возмездия, т. е. талиона. Этот принцип отчетливо закрепляется в Коране, где предписано: душа - за душу, и око - за око, и нос - за нос, и зуб - за зуб, и раны - отмщение.
Наконец, третью группу преступлений составляли действия, которые не рассматривались как наказуемые в период становления халифата, а поэтому не упоминались в основных источниках шариата. С развитием правовой доктрины и стремлением имущей верхушки укрепить сложившийся общественный порядок начинают рассматриваться как уголовные преступления и наказываться в судебном порядке такие действия, как неуплата залога, несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство, обвешивание и мошенничество, взяточничество, растрата государственных средств, азартные игры и т.п. Мера наказания по таким делам зависела от мнения, высказываемого муджтахидами, и от усмотрения отдельных судей. Наказания по мусульманскому праву отразили как архаичные и догосударственные способы возмездия, так и достаточно разработанные меры целенаправленной уголовно-правовой репрессии.
Преступления первой и второй групп влекли за собой строго фиксированные и суровые наказания (хадди кисас). Наказания за преступления, относящиеся к третьей группе (тазир), отличались большим разнообразием и гибкостью (от 4 до 11 видов таких наказаний), но также имели ярко выраженный карательный характер. Как отмечалось выше, шариат допускал и тем самым узаконивал кровную месть (в несколько ограниченных по сравнению с доисламским периодом размерах), талион, а также выкуп в вещах и деньгах (до 100 верблюдов или 1 тыс. динаров золота) как компенсацию потерпевшему или его родственникам, если они отказывались от своего права на кровную месть.
В шариате предусматривались типичные для Средневековья жестокие и устрашающие наказания. Так, смертная казнь, назначавшаяся за ряд преступлений, обычно совершалась публично (путем повешения или четвертования), а затем тело казненного выставлялось на всеобщее поругание. Применялись и такие виды казни, как утопление и закапывание заживо. Широко использовали также членовредительские и телесные наказания: отсечение пальцев, рук и ног, битье камнями и т.п. Тюремное заключение в Арабском халифате применялось обычно для содержания преступников до суда, но постепенно стало использоваться и как мера наказания, причем в отдельных случаях назначалось пожизненное заточение. Лишение свободы выражалось также и в домашнем заключении или в помещении в мечеть.
Мусульманское право знало также имущественные санкции (конфискации, штрафы им т.д.) и позорящие наказания: бритье бороды, лишение права носить чалму, публичное осуждение и т.д., а также ссылку и высылку (за мелкие преступления).
Наказания, предусмотренные законами шариата, основанные на тексте Корана:
- 80 ударов плетью за недоказанное обвинение другого в прелюбодеянии;
- 100 ударов плетью за прелюбодеяние для незамужней женщины или мужчины, который не женат (для этого обязательно наличие не менее четырёх свидетелей или собственное признание);
- смертная казнь за предумышленное убийство;
- возмездие за предумышленное причинение инвалидности или увечий в равной мере (по принципу «око за око…»);
- вира - денежное возмещение за непредумышленное убийство.
Наказания, основанные на хадисах:
- отсечение руки за воровство;
- побиение камнями (раджм) за прелюбодеяние для замужней женщины или женатого мужчины (для этого обязательно наличие не менее четырёх свидетелей);
- 80 ударов плетью за употребление опьяняющих и одурманивающих веществ.
Судебный процесс. В соотвествии с мусульманской доктриной все люди равны перед законом, и закон равно справедлив ко всем без исключения гражданам, даже к самым ничтожным. Все граждане обладают равными правами, в том числе и правом на защиту в случае обвинения. Никто не должен возвышаться над законом, как бы ни был он могуществен, богат и влиятелен. Если кто-то может откупиться от справедливо заслуженного наказания, это значит, что общество испорчено и подлежит исправлению.
Процесс по мусульманскому праву носил, как правило, обвинительный характер. Дела возбуждались не от имени государственных органов, а заинтересованными лицами (за исключением преступлений, направленных против государственной власти).
Различия между уголовными и гражданскими делами (в самом судебном процессуальном порядке) практически отсутствовали.
Шариатский суд вершился открыто, не зверства ради и отнюдь не на потеху кровожадной толпе, но для того, чтобы все видели беспристрастность и сдержанность совершаемого правосудия.
Стороны должны были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось, хотя со времени правления Абассидов по гражданским делам составлялись судебные протоколы. Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей и ордалии в форме клятвы. Дело должно было решиться на одном заседании (до захода солнца) и не могло откладываться на следующий день (одно из редких проявлений формализма). По существу, процесс в суде превращался в своеобразное состязание сторон, где богатый и бедный не были в равном положении. При вынесении решения судья, за исключением сравнительно небольшой категории дел, обладал большой свободой, что давало ему возможность руководствоваться личными симпатиями и учитывать социальное положение сторон. Особенностью процессуального права шариата было то, что судебное решение не рассматривалось как окончательное и бесповоротное. В случае установления новых фактов и обстоятельств по рассмотренному ранее делу, судья мог пересмотреть свое собственное решение.
Это открывало простор для злоупотреблений и произвола. Полным доказательством по делу считались показания двух достойных доверия свидетелей - мусульман. Показания женщин рассматривались как половинные доказательства.
При отсутствии достоверных или убедительных доказательств применялась клятва, которую обычно должен был произнести ответчик или обвиняемый. Клятва, произнесенная по особой торжественной форме (в мечети или со ссылкой на Аллаха), принималась как веское доказательство в судебном процессе (подумайте - почему?). Она освобождала обвиняемого от ответственности или, по крайней мере, смягчала наказание (например, при обвинении в умышленном убийстве). Признание обвиняемого, если оно было сделано совершеннолетним, вменяемым не под влиянием принуждения, рассматривалось в качестве доказательства, достаточного для вынесения решения суда.
Каждый обвиняемый имел право на снисхождение при условии его раскаяния. Для того чтобы установить факт раскаяния, кади предлагал обвиняемому в случае совершения убийства или нанесения тяжкого вреда здоровью выплатить денежную компенсацию семье пострадавшего. Согласие уплатить штраф рассматривалось как проявление раскаяния. В противном случае судья рассматривал обвиняемого как «упорствующего» и назначал максимально строгое наказание.