Римское право
Римское право прошло в своем развитии три этапа:
- Римское право древнейшего периода - соответствует царскому периоду в развитии римского государства (VIII-V вв. до н.э.).
- Классическое римское право - соответствует этапу римской республики и началу принципата (V в. до н.э. - II в. н.э.).
- Постклассическое римское право - соответствует этапу Римской империи периода домината (II-V вв. н.э.).
Римское право древнейшего периода. Источники права
На начальном («царском») периоде становления римского государства важнейшим источником права был правовой обычай.
Право носило ярко выраженный религиозный характер. Привилегией создавать и толковать правовые предписания обладали исключительно жрецы - понтифики.
Важнейшим письменным источником римского права древнейшего периода являются Законы XII таблиц. В V в. римляне решили составить и обнародовать государственные законы, чтобы каждый гражданин знал свои права и обязанности. В 451 г. до н.э.
Сенат наделил коллегию из 10 человек («децемвиров» - государственных мужей, политиков) чрезвычайными полномочиями для составления законов. В течение 451-450 гг. до н.э. были выработаны законы, которые были записаны на 12 медных (по другой версии - деревянных) таблицах и выставлены для всеобщего обозрения на главной площади Рима - Форуме.
Законы XII таблиц в подлиннике не сохранились. Они дошли до нас в отрывках, которые содержатся в трудах римских историков и юристов. Особенно подробно они изложены в так называемых «Институциях» Гая - учебнике для римских юридических школ, который был составлен во II в. н.э. юристом Гаем. Обнаружен этот учебник - историком Нибуром в XIX в.
Законы XII таблиц были записью обычного права: анализ текста показывает, что в римском обществе сохранялись еще сильные пережитки родовых отношений.
Законодательная техника была развита слабо - Законы XII таблиц носили казуистический характер. Их яркой отличительной чертой является юридический формализм. Наиболее типичным примером формализма являлась процедура манципации.
Римское право делило все вещи на две категории:
- манципированные к которым относились земля, крупный рабочий скот, рабы, постройки;
- неманципированные - все другие вещи, которые могли стать предметом сделки купли-продажи.
Отчуждение вещей первой категории сопровождалось исполнением особого торжественного ритуала («манципации»). Заключение сделки купли-продажи должно было проходить в присутствии покупателя и продавца; 5 свидетелей (свободных полноправных римских граждан, достигших возраста гражданского совершеннолетия и не обременённых долговыми обязательствами); весодержителя с весами и медью (представителя официальной власти); сопровождаться наложением руки (на латыни «рука» - «manus») покупателя на приобретаемую вещь и произнесением им строго установленной формулы. Простой уплаты денег без ритуала манципации было недостаточно для возникновения права собственности. Нарушение хоть одного из условий данного ритуала влекло за собой признание сделки недействительной.
Вещи второй категории отчуждались бесформально, на условиях устного (вербального) договора в присутствии свидетелей.
Процедура манципации сложилась в римском государстве в период разложения родоплеменных отношений, когда активно шёл процесс социального расслоения рядовых общинников. Параллельно происходило утверждение института «частной собственности». Коллективная, общинная собственность постепенно переходила в руки богатеющей родовой верхушки римского общества. Однако на этом этапе развития государства ещё очень сильно влияние древних обычаев и традиций, которые охраняли веками существовавшую систему общественных отношений. Поэтому древнейшее римское право содержало правовые механизмы, защищавшие эту систему. Один из таких механизмов - процедура манципации, которая была призвана затруднить переход в частную собственность важнейших объектов собственности, обеспечивавших жизнедеятельность римского общества.
Пережитком родового строя являлось сохранение долговой кабалы, которая в древнейшем римском праве существовала в суровой форме. Правовому регулированию ответственности должников была посвящена III таблица, что отражало серьёзное отношение государства к проблеме утверждения договорной дисциплины. При этом само государство устранялось практически полностью от процедурной стороны защиты прав кредитора, перекладывая её на последнего. Неисполнение договорных обязательств должников влекло за собой смертную казнь или продажу в рабство. Завершается таблица III весьма устрашающе, разрешая кредитору на его выбор либо разрубить должника на части на базарной площади, либо продать его в рабство - «за Тибр».
Ярким примером юридического формализма в договорном праве древнейшего римского права может служить и институт стипуляции. Стипуляция - это разновидность устного договора, при котором произносился четкий вопрос и давался четкий ответ.
Отступление от формулы влекло недействительность сделки.
Брачно-семейное право. Римская семья царского периода носила патриархальный характер. Мужчина и женщина не являлись равноправными субъектами брачно-семейных отношений. «Домовладыкой» (т.е. главой семьи) мог быть только мужчина - отец или дед. Существовало два уровня родственных отношений, которые определяли правовой статус члена семьи - агнатство и когнатство. Члены римской патриархальной семьи - муж, жена и их дети - были по отношению друг к другу агнатами. Но с переходом агната в другую семью (дочь выдавалась замуж и уходила в семью мужа) или с выделением из семьи (сын женился и отделялся от родительской семьи) правовой режим, регулировавший отношения родственников? менялся: они становились по отношению друг к другу когнатами. Правовой статус агнатства был выше правового статуса когнатства, что проявлялось в их правах и обязанностях.
Существовало 3 формы брака. Первая - религиозная форма, при которой в символической форме невеста покупалась у богов.
Вторая - в форме манципации, т.е. покупки невесты у отца. Третья - «sinemanu», т. е. брак без власти мужа.
Первые две формы брака сложились в древнейшее время и имели наибольшее распространение на «царском» этапе развития римского государства. В обоих случаях женщина, вступая в брак, с точки зрения права, становилась объектом прав супруга и не имела самостоятельных прав при совершении гражданских сделок. Третья, при которой женщина пользовалась достаточно широкими правами, зародилась позднее и получила широкое распространение в период республики и монархии. Такая форма брака требовала совершения определённого ритуала, что является очередным проявлением юридического формализма. Поскольку римское право знало институт «давности владения вещью», в Законах XII таблиц такая давность на землю устанавливалась в два года, а на все остальные вещи - в один год. Чтобы не потерять свои права и не перейти в собственность мужа, женщина должна была ежегодно прерывать супружеские отношения и уходить на три дня из дома. Иначе, в соответствии с давностью владения, она становилась объектом собственности мужа. В этом браке жена имела право на развод и пользовалась некоторой имущественной самостоятельностью.
Мужу развод был доступен во всех формах брака.
Дети считались собственностью отца, и родительская власть в Риме была очень сильной. После рождения ребёнка его приносили и клали у ног отца. Если он брал его в руки, то это свидетельствовало о признании ребёнка. Если же отец отказывался взять ребёнка, то его относили на перекрёсток четырёх дорог и там оставляли. Он становился добычей охотников за рабами или погибал. Родители, в первую очередь отец, могли выгнать своего ребёнка, продать его во временное рабство за долги (не более двух раз, после третьей продажи ребёнок освобождался от родительской власти) и даже убить. Отцовская власть была столь велика, что многие правонарушения в области брачно-семейных отношений государство передало на рассмотрение так называемого семейного суда, который вершил, практически единолично, отец. Не случайно в период разложения республики и зарождения монархической формы правления в римском праве возник своеобразный институт «усыновления самого себя». В условиях становления института абсолютной власти к этому институту прибегали принципсы, а в дальнейшем - римские императоры, чтобы освободиться от отцовской власти.
Наследственное право. Наследование могло быть как по закону (имущество переходило агнатам), так и по завещанию. Вдова во всех случаях получала часть имущества как для собственного содержания, так и для содержания малолетних детей.
Римское право классического и постклассического периодов
Законы XII таблиц, принятые в V в. до н.э., когда уже практически складывалась новая, республиканская форма правления, очень быстро устарели и уже не могли выполнять роли правового регулятора новых экономических и социальных отношений. Однако римляне не стали отменять Законы XII таблиц. В этом проявилось их уважение к традициям. Они нашли иные способы развития права. Поэтому формально Законы XII таблиц действовали и в период республики, и в период монархии, однако реально они не применялись.
В первую очередь Законы XII таблиц стали корректироваться преторскими эдиктами. Преторы - чиновники, осуществлявшие в Риме судебные полномочия. Вступая в должность, они издавали эдикты, в которых провозглашали, во-первых, свои правомочия, во-вторых, могли вводить в правоприменительную практику новые правовые нормы, которые отсутствовали в Законах XII таблиц, но были уже востребованы жизнью. Преторы избирались на народных собраниях сроком на один год, что и обусловило возможность оперативного правового реагирования на изменяющиеся общественные отношения.
Среди других источников права данного периода выделим:
- законы, принимаемые на народных собраниях;
- постановления Сената и магистратур;
- правовые обычаи, сохранявшие своё значение;
- responsa - комментарии выдающихся римских юристов, получившие силу закона. К числу юристов, чьи комментарии получили силу закона, император Валентин в IV в. н.э. причислил 5 юристов - Папиниана, Ульпиана, Павла, Гая, Модестина. Те же юристы, на которых ссылались указанные юристы в своих трудах (например, Сцевола, Хризип, Юлиан, Марциан, Цельс и др.), также признавались респондёрами.
Таким образом, римское право после «царского» периода развивалось на основе широкого круга источников, и за всю дальнейшую тысячелетнюю историю больше ни разу не кодифицировалось.
Римское право в период республики достигло своего наивысшего развития. Право этого периода получило название «классического» и в дальнейшем приобрело всемирно-историческое значение. По образному выражению, «римляне трижды покорили мир: первый - своими легионами, создав великую империю; второй - христианством, распространившимся по всему миру и ставшему мировой религией, а третий раз - своим правом, пережившим Римскую империю и продолжающему жить, будучи воспринятым правовыми системами стран романо-германской правовой семьи».
Римские юристы преодолели казуистическую правовую технику и перешли к абстрактному изложению правовых норм. Более того, они смогли дать непревзойдённые, ставшие универсальными, классическими, формулировки многих правовых институтов, регулирующих товарно-денежные отношения. Это понятия «собственность», «владение», «сервитут», «узуфрукт», «аренда», «свобода договора» и др.
Римляне впервые в истории права создали понятие системы права, однако пока только в области гражданского права. Гай в «Институциях» расположил нормы гражданского права в определённом порядке, получившем название «институционной системы» и применяемом по настоящее время в странах с романогерманской правовой традицией.
Римские юристы ввели деление права на «публичное» и «частное». К «публичному» праву они отнесли нормы, регулировавшие отношения между государством и личностью, а к «частному» - правовые нормы, регулировавшие отношения между частными субъектами права - гражданами и лицами, обладавшими другим правовым статусом. Такое деление также применяется в настоящее время в странах романо-германской правовой системы.
Развитие правовой мысли в Риме достигло очень высокого развития. Римские юристы первыми поставили один из центральных вопросов современного правопонимания - «Что такое “право”«? Каково его содержание?». В трудах великих римских юристов мы находим общепризнанный на сегодняшний день вывод о том, что невозможно дать одно общепринятое определение понятия права. Римские юристы выделяли такие понятия, как «естественное право» и «позитивное право», «гражданское право», «семейное право», «преторское право», «международное право» и т.д.
Вещное право. Римское право различало понятия «владение» и «собственность». Под правом собственности римские юристы понимали совокупность трёх прав: владения, пользования и распоряжения. Право владения включало только право пользования.
Таким образом, римские юристы первыми выделили критерий, различавший институт владения и институт собственности - право распоряжения, под которым они понимали право «определять судьбу вещи».
Формой ограничения права собственности являлся институт сервитута, т. е. «права на чужую вещь». Римляне различали вещные и личные сервитуты. Право на проведение воды через чужой земельный участок могло рассматриваться как пример вещного сервитута. Под личным сервитутом («узуфрукт») понималось право вечного пользования чужой вещью при сохранении самой этой вещи (например, пожизненное пользование жилой комнатой в доме хозяина служанкой).
Обязательственное право. Обязательственное право периода республики полностью освобождается от юридического формализма. Исчезли ритуалы стипуляции и манципации.
Всякое обязательство возникало или из договора, или из деликта, т. е. из причинения вреда. Для действительности договора необходимо было: 1) согласие сторон; 2) соответствие его закону.
Таким образом, римские юристы в качестве важнейшего условия действительности договора первыми в истории права сформулировали принцип, по сегодняшний день продолжающий оставаться краеугольным камнем договорного права - принцип свободы договора.
Ещё одним достижением римского обязательственного права стала разработанная римскими юристами классификация, во многом не утратившая своего значения до настоящего времени. Римляне выделяли договоры вербальные (словесные) и литеральные (письменные); консессуальные (ответственность наступает с момента достижения сторонами соглашения, например - купляпродажа, аренда) и реальные (ответственность наступает с момента передачи вещи, например - дарение, хранение, займ).
Римскому праву было известно большинство современных видов договоров: купли-продажи, займа и, как его разновидность, - ипотека недвижимости, хранение, залог, найм, дарение.
Договор мог быть прекращен:
- в результате новации, состоявшей в перенесении долга в другое обязательство, заключенное теми же сторонами;
- вследствие отказа кредитора от своего права требования;
- по истечении срока исковой давности.
Под причинением вреда стали понимать имущественный ущерб, наступивший в результате чьих-либо действий; нарушение правового запрета или правового установления независимо от воли причинителя.
Брачно-семейное право. Господствующей формой брака стал «sine manu». Брак сделался легко расторжимым и, как следствие, - непрочным. Был принят ряд мер, направленных на укрепление брака, но цель не была достигнута. Раздельность имущества супругов становилась правилом. Власть отца над детьми ослабевала. Ещё при своей жизни отец мог выделить сыну часть имущества - пекулия.
Наследственное право. В наследственном праве произошли изменения. Агнаты и когнаты были уравнены в правах, поэтому за когнатами стало признаваться право на наследство. Наследовать могли родственники до 6-го колена, но ближайшая степень родства исключала последующую. Вводился принцип «обязательной доли» наследства. Завещание составлялось в письменном виде и в присутствии свидетелей.
Становление политико-правовой мысли в Древнем Риме
Становление и развитие политико-правовой мысли в Древнем Риме происходило под влиянием философии, правовой культуры, политических идей и законодательства Греции. Вместе с тем римляне подняли правовую теорию на невиданную высоту, распространив ее по всему миру, положив начало науке юриспруденции, сформулировав универсальные правовые принципы, используемые в законодательной деятельности и правосудии большинства стран мира. Огромное влияние на воззрения римлян оказал стоицизм.
Виднейшим идеологом римской аристократии в период республики был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.).
Свое политико-правовое учение он изложил в диалогах «О государстве» и «О законах».
Цицерон отстаивал идею естественного происхождения государства. Заимствуя идеи Аристотеля и стоиков, он утверждал, что гражданские общины возникают не по установлению, а от природы, ибо люди наделены богами стремлением к общению. Первой причиной для объединения людей в государство послужила «не столько их слабость, сколько врожденная потребность жить вместе».
Осуществление государственной власти должно быть передано мудрецам, способным приблизиться к постижению мирового божественного разума. Стремление человека обладать собственностью естественно, а целью государства является охрана имущественных интересов граждан.
Естественный и неписаный закон, по мнению Цицерона, дан разумом и возник задолго до того, как люди объединились в гражданские общины. Законы государства должны соответствовать установленному в природе божественному порядку - в противном случае они не имеют законной силы. На страже божественного естественного закона обязаны стоять жрецы. Право «следует выводить из понятия закона. Закон есть сила природы, он - ум и сознание мудрого человека, он - мерило права и бесправия».
Государство есть дело народа, где под народом понимается «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Право является основой государства, его определяющим началом: «…Если закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех, то на каком праве может держаться общество граждан, когда их положение неодинаково? И в самом деле, если люди не согласны уравнять имущество, если умы всех людей не могут быть одинаковы, то во всяком случае, права граждан одного и того же государства должны быть одинаковы. Да и что такое государство, как не общий правопорядок?…»
Не все представители рода человеческого включены Цицероном в понятие «народа». Ремесленники, мелкие торговцы не в состоянии понять интересов государства, а потому участвовать в управлении не должны.
Политический идеал Цицерона - смешанная форма правления.
Воззрения рабовладельческой аристократии получили свое практическое воплощение в деятельности римских юристов.
Светская юриспруденция как самостоятельная отрасль знаний сложилась в Древнем Риме во II-I вв. до н.э. Самыми известными юристами периода ранней империи были Гай, Папиниан, Павел, Цельс, Ульпиан и Модестин.
Расцвет римской юриспруденции приходится на эпоху ранней империи (I в. до н.э. - III в. н.э.). Желая ограничить законодательную власть Сената, императоры предоставляют наиболее выдающимся юристам право давать разъяснения и толкования действующих правовых норм, обязательные для всех должностных лиц и судей.
Право рассматривается юристами как искусство добра и справедливости, правосудие божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом.
В праве юристы выделяли три части: естественное право (ius naturale), право народов (ius gentium) и право граждан (ius civile).
Естественное право, по их представлениям, распространяется и на людей, и на животных. К его установлениям относятся брак, семья и воспитание детей. По естественному праву все рождаются свободными.
Право народов, в отличие от естественного, охватывает правила, которые мировой разум установил для людей. Римляне используют это право в своих отношениях с покоренными народами и соседними государствами. Правом народов введены война, рабство, основание царств, международная торговля и ряд других установлений.
Право граждан, или цивильное право, регулирует отношения между свободными римлянами. Цивильное право, указывал Гай, является «собственным правом государства». Источниками этого права Папиниан называл законы, решения плебеев, постановления Сената, декреты принцепса и «мнения мудрых».
Право в Древнем Риме делилось на частное и публичное. По знаменитой формуле Ульпиана, публичное право относится к положению государства, частное - к пользе отдельных лиц. Частное право, считал он, включает в себя предписания права естественного, права народов и права цивильного.
В I в. н.э. в Римской империи сложилась и стала быстро распространяться новая религия - христианство. В развитии организации христиан обычно различаются два этапа: «апостольская церковь» (примерно I-II вв.) и пришедшая ей на смену (примерно во второй половине II в.) «епископальная церковь». Эволюция церковной организации сопровождалась существенным изменением политикоправовой идеологии христиан, что можно проследить в книгах Нового Завета I-II вв., где нашли свое отражение, в том числе, некоторые принципы Римского права.
В Откровении Иоанна - «Апокалипсисе» - осуждались рабовладельческий Рим, знать и богатство. Христиане мечтали об уничтожении Римской империи, которую называли «царством дьявола», «миром зла и насилия». Христиане ждали пришествия мессии - Христа - избавителя, божьего посланника, который в схватке со «зверем-императором» сокрушит царство зла, повергнет угнетателей в «геенну огненную» и установит тысячелетнее царство.
В отличие от Ветхозаветного «око за око, зуб за зуб», проповедовались смирение и непротивление злу насилием: «Никому не воздавайте злом за зло», «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас», «Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас», «Ударившему тебя по щеке, подставь и другую»; и «Отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку». Христиан призывают соблюдать не только заповеди, но и законы государства: «Посему закон свят, и заповедь свята, праведна и добра».
Христианство провозглашало принцип равенства: «ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса». Принцип всеобщего труда составлял один из важнейших постулатов новой религии: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»; «Насаждающий и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду».
Христианство, как и другие мировые религии, призывало людей соблюдать общечеловеческие ценности, элементарные нормы нравственности и справедливости. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», - говорится в Новом Завете. Там же содержатся заповеди: не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, не пожелай чужого, люби ближнего, как самого себя, осуждение богатства.
К середине II в. в христианстве складывается церковная бюрократия. Руководство общинами переходит в руки епископов, пресвитеров, дьяконов (предназначение которых поначалу сводилось к сбору средств на общие трапезы), образовавших стоящий над верующими клир (духовенство). Епископами назначались, как правило, состоятельные люди. Епископы различных общин установили между собой прочные связи. Таким образом была создана вселенская церковь. «Вне церкви нет спасения», «без епископа нет церкви», «на епископа должно смотреть, как на самого Господа», - учило духовенство.
Священники объявлялись единственными сведущими в христианском вероучении людьми, разрабатывается сложная система обрядов, служб, догм (некоторые были заимствованы из языческих римских культов).
Яростное сопротивление властям сменилось лояльным отношением и призывом подчиняться существующей власти. «Отдавайте кесарю кесарево, а Божие - Богу». «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. …Начальник есть божий слуга тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое и потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести».
Церковь настойчиво стремилась к союзу с императорской властью, последняя видела и свою выгоду. Церковь становилась все могущественнее, и с IV в. императоры уже вынуждены считаться с церковью и даже искать у нее поддержки. При императоре Константине христианство было объявлено равноправным с другими религиями (313 г.), а затем и господствующей (324 г.) религией.
Одним из основоположников теократической концепции, оказавшей огромное влияние не только на политико-правовую мысль, церковь и государственные институты, считается Аврелий Августин.
Противопоставляя «божий град» (церковь) и «град земной» (государство), Августин указывает, что только к церкви подходит определение государства, данное Цицероном, ибо только церковь олицетворяет право и общую пользу, истинную справедливость, мир и покой. Как следствие, единственное оправдание государства - в служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному, сохранять и поддерживать единство образа человеческих мыслей и желаний, причем приобщение к христианству возможно не только проповедью, но и насилием.
Божественным установлением являются частная собственность и имущественное неравенство.
В числе римских продолжателей стоической школы самым знаменитым считается император Марк Аврелий (121-180 гг.), наставник императора Нерона, и видный государственный деятель философ Луций Анней Сенека (4-65 гг.), Эпиктет (55-135 гг.).
Римские последовали стоицизма развивали идеи о том, что свобода и счастье человека состоят в том, чтобы жить так, как повелевает закон природы и разум, следовать долгу, безропотно принимать все, что дает человеку его судьба. Наихудшее рабство - пороки самих людей.