Особенности развития государства и права стран Древнего Востока
Особенности развития государства стран Древнего Востока
Самая ранняя государственность стала складываться в древневосточных цивилизациях - в Древнем Египте, Древней Месопотамии, Древней Индии, Древнем Китае - в V-III тыс. до н.э.
Особенности древневосточного государства:
- восточная деспотия как форма политической организации древневосточных обществ - это форма правления, характеризующаяся неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха во главе централизованного государства, жестким деспотическим режимом, разветвленным бюрократическим аппаратом, полным бесправием подданных. В Китае, например, император отожествлялся с «сыном неба». Все чиновники, независимо от рангов и занимаемых постов, были поставлены под контроль императора. И в Древней Индии, и в Древнем Вавилоне, несмотря на исторические особенности, цари также неизменно возвеличивались. Их имена ставились рядом с именами богов. Усиление деспотических черт древневосточного государства происходило часто в процессе борьбы не с народом, а со знатью и жрецами, их сепаратистскими устремлениями. Усиление деспотических полномочий правителя сопровождалось активным правотворчеством, созданием писаных правовых судебников (Законы царя Билаламы из Эшнуны, Судебник Хаммурапи в Вавилоне, Законы царства Вэй в Древнем Китае и др.). Но в некоторых древневосточных государствах власть правителей могла ограничиваться, например, советом знати, жречеством, народным собранием, самоуправляющимися большесемейными и городскими общинами и пр.
Древневосточным обществам была известна также и республика как форма государственного правления (например, олигархические республики в городах-государствах Финикии, Месопотамии);
- древневосточные общества отличались многоукладностью.
Сложно выделить ведущее положение какого-либо уклада. В Древнем Вавилоне, например, крупное царско-храмовое хозяйство, использовавшее труд рабов и зависимых лиц, существовало наряду с общинно-частным хозяйством, использовавшим труд свободных общинников-крестьян, уплачивающих налог государству. В Древнем Египте царско-храмовое хозяйство основывалось на рабской эксплуатации. Жречество соперничало со светской властью. В Древней Индии существовало сословное деление на четыре варны (брахманы, кшатрии, вайши, шудры), отличавшееся замкнутостью. Отношения рабовладения тесно переплетались с сословно-варновыми. В Древнем Китае, наряду с эксплуатацией рабов, происходило обложение налогами крестьян-общинников;
- главной отличительной чертой древневосточных обществ была их традиционность. Идейно-религиозные установки, заложившие основы социальной структуры, государственности и права, сохранялись на протяжении существования государств;
- глубокое влияние на характер политической власти, государственные и правовые институты оказывала религия. Определяющее влияние религиозной идеологии в древневосточных обществах обусловливалось слабостью экономических связей, почти полным отсутствием рыночных отношений при натуральном характере общинного производства. Религиозная идеология отводила особое место правителю, личность которого обожествлялась с целью укрепления авторитета формирующейся государственной власти;
- особая система социальных ценностей;
- чётко оформившаяся социальная структура. Первоначально рабство носило патриархальный характер;
- сельская община, длительное время сохранявшая черты патриархально-родовой организации, определяла характер политической власти, роль и функции древневосточного государства и права. Сельская община замедляла процесс образования классов, влияла на формы земельной собственности и способы эксплуатации. Со временем стали складываться царско-храмовые хозяйства, создаваемые главным образом за счет присвоения общинных земель. В них рано начал использоваться труд рабов, различных категорий подневольных лиц;
- в ходе разложения общинно-родовой организации, по мере усиления разделения труда, происходило превращение лиц, выполнявших управленческие функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве и стояло над рядовыми общинниками;
- в своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом общий путь от небольших племенных образований городов-государств к царствам, а затем - к относительно централизованным империям.
Особенности развития права стран Древнего Востока
Право в странах Древнего Востока имело ряд особенных черт:
- древнее право являлось обычным правом. Государство санкционировало сложившиеся в процессе длительной совместной жизнедеятельности людей обычаи и традиции, которые, являясь продуктом общинного творчества, в течение длительного времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников. Поэтому наиболее распространённым источником права являлся правовой обычай. С появлением письменности начинают создаваться своды законов, где закрепляются отдельные нормы обычного права, санкционированные государством. До нас дошли отдельные правовые памятники, которые позволяют получить представление о правовых системах древневосточных государств. Самым древним из них являются Законы из Эшнуны (Законы царя Билаламы), которые были созданы в полисе Эшнуна в конце III тыс. до н.э. и сохранились лишь фрагментарно. Законы царя Хаммурапи, созданные в XVIII в. до н.э. в Древнем Вавилоне, сохранились практически полностью, и поэтому являются важнейшим источником для изучения древневосточного права. К числу правовых памятников этой эпохи относятся и Законы царства Вэй (Древний Китай, II тыс. до н.э.). Законы Ману (Манавадхармашастра), оказавшие огромнейшее влияние на правовую систему Индии, были созданы в период между I-II вв. до н.э. и II в. н.э.;
- право носило казуистический характер. Отличительной чертой права всех древневосточных государств была слабо развитая законодательная техника. Законодатель не формулировал правовые нормы обобщенно, абстрактно, а фиксировал в каждой отдельной статье нормативного акта отдельный типичный жизненный случай - казус;
- религиозный характер права. Право Древнего Востока неразрывно связано с религией и религиозной моралью. Религиозное сознание преобладало над правовым, поэтому правовая норма имела религиозное обоснование. Наиболее выраженным религиозным характером отличалось право Древней Индии, где по существу религия была возведена в ранг права. Поэтому нарушение религиозной нормы влекло за собой не только религиозные санкции, но и правовые. Показательно, что в тексте Законов Ману мы обнаруживаем такую санкцию, как «после смерти отправление в ад»;
- правовые нормы были незыблемыми: данные Богами, они не могли изменяться и дополняться людьми на земле;
- право не носило систематизированного характера, отсутствовало деление по отраслям права. В древневосточном праве нельзя обнаружить представлений об отраслях права, о четких отличиях материального и процессуального права. На первый взгляд правовые документы Древнего Востока изложены не только бессистемно, но и без какой бы то ни было внутренней логики.
Но внутренняя логика изложения норм в этих правовых памятниках присутствует. Она определяется или религиозными концепциями о тяжести, греховности того или иного поведения человека в Древнем Вавилоне, в Древнем Китае, или религиозной концепцией миросоздания, сословно-варнового деления в Древней Индии.
Охарактеризуем гражданское право государств Древнего Востока.
Гражданское право в целом развивалось значительно медленнее, чем уголовное и процессуальное. Все древнейшие своды законов представляли собой типичные судебники, т.е. по существу инструкции судьям, каким образом рассматривать типичные случаи судебной практики.
Вещное право. Институт собственности уже был закреплён в законодательстве древневосточных стран, причём в разных формах. Однако неразвитость гражданского права проявлялась в преобладании не частной формы собственности, а общинной, что являлось одним из проявлений пережитков родоплеменных отношений. Законодательно были закреплены государственная и храмовая формы собственности, защита которых являлась одной из важнейших задач права. Законодатель различает уже такие институты, как собственность и владение, давность владения, способы приобретения собственности.
Договорное право в странах Древнего Востока развивалось активно, что являлось следствием развития товарно-денежных отношений. Уже было известно большинство видов сделок, в частности, мена, купля-продажа, аренда, ссуда, залог, дарение, хранение, найм. Государство прибегало к суровым методам обеспечения договорных обязательств. За нарушение договора, как правило, применялась долговая кабала - ответственность личностью должника, т.е. продажа его в рабство или смертная казнь.
Таким образом, одним из древнейших принципов договорного права является принцип незыблемости договорных обязательств.
Семейное право носило ярко выраженный патриархальный характер. Это проявлялось в неравенстве прав женщин и мужчин. Женщина выступала не как субъект гражданских правоотношений, а как их объект. Во всех нормах древневосточного брачно-семейного права прослеживались такие традиционные черты, как подчиненное, приниженное положение женщин и детей в патриархальной семье. Брак совершался в форме сделки купли-продажи между женихом и семьёй невесты, что и становилось основанием для ограничения прав женщины: она не могла совершать самостоятельно какие-либо гражданские сделки. Лишь в древневавилонском обществе положение женщины отличалось сохранением ряда гражданских прав, что было проявлением сохранившихся пережитков матриархата.
Наследственное право характеризовалось сохранением патриархальных черт. Наследование осуществлялось по мужской линии. Женщина, как правило, не могла выступать в качестве самостоятельного наследодателя и наследополучателя.
Уголовное право отличалось ярко выраженной суровостью системы наказаний. Это было обусловлено той социальной задачей, которую выполняло в обществе уголовное законодательство - задачей устрашения через наказание. Поэтому широко применялись такие виды наказания, как смертная казнь, членовредительские (телесные) наказания. Отличительной чертой уголовного права была несоразмерность строгости наказания степени тяжести преступления. Законодатель применял самые суровые виды наказания, в том числе и смертную казнь, за малейшие правонарушения. Тем самым он стремился обеспечить законопослушание граждан.
Еще одной типичной чертой уголовного права был сословный характер системы наказания. Лица, обладавшие разным правовым статусом, несли неодинаковое наказание за совершение одних и тех же преступлений. Так уголовный закон отражал складывающуюся в обществе социальную иерархию.
Тем не менее принцип справедливости наказания находил отражение в широко применявшемся принципе «талиона». Талион - принцип уголовного права, согласно которому наказание должно точно соответствовать преступлению и воспроизводить его по принципу «око за око», «зуб за зуб», «жизнь за жизнь».
Талион встречался в двух разновидностях - «зеркальном» и «символическом». Зеркальный талион представлял собой точное воспроизведение факта преступления в наказании. К символическому талиону законодатель прибегал в случае, если зеркальный применить было невозможно или нецелесообразно. Например, если сын нагрубил отцу, то ему полагалось вырвать язык. Талион представляет собой пережиток родоплеменных отношений. Его не следует представлять как исключительно проявление жестокости, напротив, он выступал как ограничение жестокости наказания. Применялся талион только в том случае, если истец и ответчик обладали равным социальным статусом.
Суд и процесс характеризовались в государствах Древнего Востока неразвитостью. Прежде всего судебная власть не была отделена от административной. Судебными полномочиями наделялись чиновники, которые вершили правосудие, как правило, единолично. Какая-либо система органов судебной власти отсутствовала.
Сам судебный процесс носил обвинительный характер, т.е. начинался с выдвижения пострадавшей стороной обвинения и характеризовался отсутствием стадии предварительного следствия. Судья должен был вынести приговор сразу, поэтому в случае затруднения при определении решения применялся институт ордалии - институт процессуального права, представляющий собой испытание, к которому прибегал судья в ходе судебного разбирательства в случае затруднения при вынесении приговора.
Ордалия проводилась в виде испытания водой, каленым железом, огнем, клятвой. Рождение данного института было обусловлено верой в абсолютные знания богов обо всём происходящем в мире, поэтому ордалия свидетельствует о преобладании религиозного сознания над правовым. Считалось, что боги невинного защитят и помогут преодолеть испытание, а виновному без поддержки богов испытания выдержать невозможно. Таким образом, боги могли указать судье на преступника.
Возникновение и развитие политико-правовой мысли Древнего Востока
Идеи о способах управления возникают с появлением государства. Политико-правовая мысль народов Древнего Востока складывалась под влиянием множества социально-экономических и духовных факторов: этики, философии, традиций и верований.
Практически во всех государствах Древнего Востока личность царя, императора обожествлялась, власть передавалась по наследству, утверждалась его непогрешимость и возможность использовать любые методы в управлении государством, а законы рассматривались как божественная воля.
Наиболее древним памятником, характеризующим политикоправовую мысль в странах Древнего Востока, является законодательство царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э., Древний Вавилон). Закон определялся как осуществление воли богов, и не мог быть отменен людьми. Законы Хаммурапи были проникнуты идеей справедливости, под которой понималась охрана существующего строя и государственных институтов, польза для государства и общества.
В Древней Персии отход от религиозно-мифологических представлений был связан с именем иранского жреца и пророка Заратустры (VIII-XII вв. до н.э). Совершая чудеса, он обращал людей в свою веру. Заратустра был зачат непорочно, согласно поверью, и, когда ему грозила опасность, был защищен добрым божеством - Ормуздом. Заратустра проповедовал идеи о том, что государство должно стать воплощением небесного царства Ормузда. Монарх должен был являться наместником доброго божества на земле.
К IV-III тысячелетиям до н.э. относится возникновение древнейшего рабовладельческого государства в Египте, утвердившегося как централизованная бюрократическая монархия во главе с фараоном. Рабовладельческая идеология, отражавшая классовую борьбу рабовладельцев с рабами и разоряющимися общинниками, нашла выражение в различных источниках, в том числе в литературно-политических трактатах, так называемых поучениях, в форме наставлений отца сыну. В «Поучении гераклеопольского царя своему сыну» (около 2100 г. до н.э.) отражены рост внутренних противоречий, усиление и обострение классовой борьбы. В трактате были изложены советы, как управлять в это трудное для властвующих время. Царь предлагал возвышать вельмож, видя в них опору государства, и рекомендовал приближать знатных и богатых, чтобы сплотить все силы против рабов и неимущих свободных. В «Поучении Птахотепа» содержались предписания нравственного порядка, например, предостережение от высокомерия и зазнайства, призыв быть внимательным к людям, не использовать свою власть во зло окружающим и т.д.
Наиболее древним памятником Древней Индии являлись Упанишады (IX-VI вв. до н.э.). В них впервые говорилось о разделении общества на варны. Считалось, что существующий строй был божественно предопределен, каждое из сословий подчинялось определенному долгу - дхарме. Законы Ману закрепили существовавшее деление общества на варны. При этом самой привилегированной варной являлись брахманы - жрецы. Законы обязывали даже царя выполнять волю жрецов. В основе управления лежали жестокие наказания. Таким образом, сформировалось политико-правовое направление - брахманизм, предполагавшее преобладание религиозной ветви власти над светской.
В VI в. до н.э. с критикой основных положений вед и упанишад выступил Сиддхартха Гаутама (Будда, Просветленный). Сформировалось новое политико-правовое учение - буддизм, основной концепцией которого являлось возвышение светской власти над религиозной. В политическом и правовом аспекте буддизм выступал за идею равенства (в религиозной сфере), считалось, что государством и обществом управляла природная закономерность (естественный закон). Буддизм выступал против применения жестоких наказаний.
Одним из выдающихся памятников IV-III вв. до н.э. был светский политический трактат Артхашастра, в котором предпочтение отдавалось практической пользе (артхе) и обусловленным ею политическим мероприятиям. Создателем Артхашастры считается брахман Каутилья, до сих пор почитаемый в Индии как один из выдающихся политических деятелей, с именем которого, в том числе, связывают период наивысшего расцвета и могущества древнеиндийского государства.
Политическая власть в Древнем Китае сосредотачивалась в руках вана - царя, признанного «сыном неба», который был верховным жрецом, командующим армией и высшей судебной инстанцией.
Древнекитайская политико-правовая философия представлена идеями Лао-цзы (VI в. до н.э.), Конфуция, Мо-цзы, легистов и др.
Лао-цзы считается основателем даосизма. Его автору принадлежит «Книга о дао и дэ» («Дао дэ дзин»).
Дао в древнекитайской мифологии рассматривалось как правда, справедливость, естественный ход вещей, естественная закономерность, путь. Дао определяло законы неба, природы и общества. Оно олицетворяло добродетель и справедливость. Дао всегда было способно восстанавливать справедливость. Основной политико-правовой идеей даосизма являлась идея не деяния, например, правительство должно было воздерживаться от притеснения народа, совершать минимум действий, и тогда естественная справедливость сама восстановит ход вещей. Право представляло собой результат искажения подлинного дао. «Если растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников». Даосизм проповедовал отказ от совершенствований орудий труда, от роскоши, выступал за умеренность во всем (например, простая пища, простая одежда), отрицал технический прогресс, критиковал насилие и войны («Войско - орудие несчастья»).
Конфуций (551-479 гг. до н.э.) проповедовал патриархально-патерналистскую концепцию государства, в которой государство рассматривалось как большая семья, власть императора была подобна власти отца, отношение государя и подданных - как отношения в семье, где младшие подчиняются старшим. Социально-политическая иерархия строилась не на принципе знатности и богатства, а на идее принадлежности человека к добродетели и знаниям. Темные низшие и простолюдины - это те, кто не обладал знаниями и добродетелью. Лучшие, высшие, старшие, благородные мужи - философы. Это те люди, которые отвечали определенным моральным критериям. Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, но правление аристократии знания и добродетели. Центральной идеей всей философии конфуцианства являлось учение о благородном муже (государе), который личным примером воспитывал своих граждан. Государь должен был придерживаться добродетели, прислушиваться к мудрым, не стесняться учиться, приближать мудрых и справедливых. Основные правила конфуцианства - соблюдение традиций, почитание старших, особенно родителей, человеколюбие, честность, стремление к внутреннему самосовершенствованию.
Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.) сформулировал одним из первых в истории мировой философско-правовой мысли концепцию договорного происхождения государства, защищал идею естественного равенства людей. Он доказывал, что все люди равны перед Божественным Небом, которое не различает малых и больших, знатных и простых; все люди - слуги Неба. Считал, что на государственные должности необходимо выдвигать наиболее мудрых людей независимо от их происхождения. При этом способности человека к государственному управлению должны определяться по его деловым качествам (желанию служить простому народу, усердию в делах и т. п.). Основными причинами неурядиц и беспорядков в государстве
Мо-цзы считал несоблюдение правителями заветов и традиций старины, алчность, войны и, как следствие этого, - нищета простого народа. Мо-цзы выдвинул «десять принципов»: почитание мудрости; почитание единства; всеобщая любовь и взаимная выгода; ненападение; непринятие музыки; бережливость; бережливость при захоронениях; непринятие судьбы; признание воли неба; духовидение.
Принцип «всеобщей любви и взаимной выгоды» позволил причислить Мо-цзы к представителям утопических учений.
Легизм. Крупнейшими теоретиками легизма признаны Шан Ян, Шэнь Дао, Шэнь Бухай (IV в. до н.э.) и Хань Фэй (III в. до н.э.; см. «Хань Фэй-цзы»).
В основу доктрины легизма было положено учение о главенстве юридического закона в жизни государства. Создателем закона мог быть только самодержавный правитель. Законы могли изменяться.
Порядок в государстве мог осуществляться тремя путями: законом, доверием народа и властью. Государство, как машина, само по себе не имело самостоятельного значения, его задачей являлось служение желаниям и воле вана и обеспечение его благополучия. Согласно доктрине легизма, отношения правителя с народом - антагонистические, по принципу «кто кого». Задача государя сводилась к «ослаблению народа». Для этого следовало ограничивать его образование и ставить благосостояние подданных в зависимость от самодержавной власти. Главное занятие народа - земледелие и война. Управление народом и чиновничеством должно было строиться на «стремлении к выгоде». Поэтому основными методами управления легисты считали награды и наказания, причем число последних в несколько раз должно превосходить количество наград. Главное мерило человеческих достоинств - преданность государю, беспрекословное подчинение закону и военные заслуги, что следовало считать основанием для назначения на должности и присвоения рангов знатности. Однако правитель не должен был доверять и самым достойным: необходимо было поощрять доносительство, быть бдительным и безжалостным, не передавать подчиненным своей власти.