Возникновение и развитие древнерусского права. «Русская Правда» как памятник права
Основным источником древнерусского права были обычаи, которые существовали как в устной, так и в письменной форме и стали затем обычным правом. Обычное право в договорах Руси с Византией называется Законом Русским, который содержит нормы русского и византийского права. Источником права являются и договоры: межгосударственные, между князьями, договоры частных лиц. Еще одним источником права в этот период является судебный прецедент. Самостоятельным источником права являлось церковное законодательство, заимствованное из Византии. Княжеское законодательство известно с X в. Особое значение имеют церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого, регулирующие церковные и семейные отношения.
Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская Правда», сохранившая свое значение и в следующие периоды истории. До нас дошло более ста списков Русской Правды. Наиболее распространено деление Русской Правды на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Самой древней является Краткая Правда, которая представляет собой первоначальный подлинный текст Русской Правды. Краткую Правду называют Правдой Ярослава. Основу Краткой Правды составляют племенные обычаи, приспособленные к условиям феодальных отношений. Пространная Правда представляет собой измененную и дополненную Краткую Правду. Она получила название Правды Ярославичей. Краткая Правда и Пространная Правда вместе называются «Суд Ярослава Владимировича». Последняя редакция Пространной Правды приходится на княжение Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125-1132 гг.). В Пространной Правде выделяется Устав Владимира Мономаха. Сокращенная Правда является переработанной редакцией Пространной Правды и появилась в середине XV в.
Источниками кодификации явились нормы обычного права, к которым относились положения о кровной мести и круговой поруке. В Русской Правде прослеживается ограничение и стремление к отмене кровной мести и последующая ее замена вирой (денежным штрафом). Круговая порука сохраняется. Ответственность за преступление, совершенное членом общины, несет вся община («дикая вира»). В Русской Правде много норм, выработанных княжеской судебной практикой. Последние иногда соотносятся с именами князей, их принимавших (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха).
Русская Правда носит казуальный характер, регулирует правовой статус различных групп населения, устанавливая различные нормы ответственности, права и обязанности для отдельных слоев населения.