Древний Рим
Образование Римской республики
Эмблемой Рима является волчица, кормящая своим молоком двух младенцев. В одном из римских, музеев находится бронзовое изображение этой волчицы, которой уже исполнилось две с половиной тысячи лет. В те далекие времена скульптура стояла на площади древнего Рима и напоминала каждому римлянину о легенде, связанной с осно
ванием Рима - центра будущей великой державы, выросшей в Лации на левом берегу Тибра, в его нижнем течение.
На основании данных современной исторической науки с полной убежденностью можно говорить о возникновении и развитии города- государства Рим. Первые поселения появились на Палатинском холме около тысячелетия до н.э. Позднее заселены Капитолийский, Авен- тийский и др. холмы. Территория Лациум представляла собой обширную низину, окаймленную четырьмя холмами. Это было удобное и безопасное место. Удобное потому, что река и близость моря помогали развитию торговли и связывали город со странами Востока и Грецией. Долина весьма плодородна.
Древнейшее население Рима жило в условиях первобытнообщинных отношений, организованное в 300 родов. Каждые Юродов составляли курию, 10 курий (100 родов) составляли племя - трибу. Каким образом возникла такая стройная система, сказать трудно, т.к. источники молчат. Некоторые ученые считают, что одна из триб являлась объединением латинских родов, другая - сабинских, а третья - этрусских. Таким образом, триста родов, объединенные в конечном счете в три трибы, составляли римский народ (populus). Значит, к римскому народу мог принадлежать лишь тот, кто был членом рода, а через свой род - членом курии и трибы. К ним могли принадлежать только коренные жители Рима. Таких стали называть патрициями. Только они были полноправными гражданами Рима.
Как член рода патриций являлся совладельцем общей земельной собственности, получал право на наследование родового имущества, участвовал в общих религиозных празднествах, получал от рода защиту и помощь. Через курию римский гражданин участвовал в управлении делами всей общины, ибо высшая власть принадлежала куриатным собраниям (комициям). В этих собраниях римский народ собирался по своим куриям и каждая курия имела один голос.
Совет старейшин - сенат предварительно обсуждал вопросы, вносимые на куриатные комиции. Членов сената было 300 (по количеству родов). Народ выбирал своего вождя - рекса. Он был военачальником, верховным жрецом, верховным судьей. Эта должность выборная.
Общественный строй Рима VI века до н.э. напоминал греческий - строй военной демократии: народное собрание, участниками которого были вооруженные воины; совет старейшин и вождь.
Между тем население Рима росло. Переселялись и жили в Риме чужестранцы, жители окрестностей и более далеких областей. Все они становились постоянными жителями Рима. Они, естественно, не были включены в структуру римского народа, но они и рабами не были. Это были свободные люди. Однако им доступ в народное собрание был закрыт, они не занимают общественные должности, другими словами, они лишены политических прав. И таких людей называли плебеями. Они занимались земледелием, ремеслами, торговлей. Многие из них богатели. В момент опасности плебеи защищали отечество. Однако патриции вели себя высокомерно по отношению к плебеям. Они не вступали с ними в браки, не допускали их к должностям.
Среди плебеев росло недовольство своим положением, недовольство господством патрицианских родов. Чем больше становилось плебеев тем решительнее они начинали добиваться прав для себя. Отзвуки этой борьбы, завершившейся победой плебеев, разрушившей древний родовой строй, наблюдаются в знаменитой реформе, которая приписывается рексу Сервию Тулию.
Реформа Сервня Тулия и связанные с ней перемены заняли по- видимому целую эпоху (VI - III века до н.э.). Эта реформа была первым этапом борьбы плебеев с патрициями. Она удовлетворила одно из основных требований плебеев: они были включены в состав римского народа и получили право участвовать в народном собрании наряду с пагрициями. Старые патрицианские курии оказались оттесненными на задний план. Как это произошло?
Патриции и плебеи (мужское население) были разделены по имущественному принципу на пять разрядов. К первому разряду были отнесены те патриции и плебеи, у которых размер имущества составлял не менее 100 тысяч ассов (асс- медная монета); ко второму разряду были отнесены те, чье имущество оценивалось в 75 тыс. ассов; к третьему - в 50 тыс. ассов; к четвертому - в 25 тыс. ассов; к пятому - в 11 тыс. ассов.
Самые богатые граждане составляли первый разряд. Беднейшее население как из патрициев, так и из плебеев осталось вне разрядов. Это были люди, у которых кроме потомства ничего не было. Потомство по латыни - proles. Поэтому они стали называться пролетариями.
Римские военное ополчение тоже стало строиться в зависимости от нового деления на разряды. Первый разряд выставлял 18 центурий (сотен) всадников и 80 центурий пехотинцев; второй, третий и четвертый разряды - по 20 центурий пехотинцев и последний разряд - 30 центурий пехотинцев. Пролетарии формировали всего одну центурию. Было еще четыре сотни музыкантов. И всего было 193 центурии (сотни) вооруженных воинов. Народное собрание теперь проходило не по родовым патрицианским куриям, а по центуриям. И каждая центурия имела один голос. Обратите внимание на такое обстоятельство: из 193 центурий у первого разряда было 98. При голосовании того или иного вопроса по центуриям решение первого разряда было определяющим (у него больше половины голосов), естественно, при единогласии всех центурий. Если большинства голосов не набирается в первом разряде, обращаются к центуриям второго разряда и т.д.
Рим, разделенный внутри на патрициев и плебеев, раздираемый противоречиями, не имеющий внутренней сплоченности, мог легко стать жертвой воинственных соседей. И вот реформа укрепила римское войско, что впоследствии положительно сказалось для Рима.
Итак, реформа Сервия Тулия выполнила триединую задачу: 1) разрушила родоплеменной строй патрициев; 2) включила плебеев в состав римского народа; 3) совершенствовала и укрепила структуру военного ополчения.
Наряду со всем этим нововведением территория Рима была разбита на 4 округа - трибы. И патриции, и плебеи были приписаны к определенным территориальным округам. Старые роды и курии потеряли свое прежнее значение и стали замкнутыми корпорациями.
В 509 году до н.э. римляне свергли последнего рекса Тарквиния Гордого и с того времени Рим становится республикой, история которой продолжается около 500 лет.
Реформа Сервия Тулия не смогла решить всех проблем. Она не уравняла плебеев с патрициями. Особенно остро это неравенство ощущалось в вопросе о земле. Все завоеванные Римом земли превращались в общую собственность и делились между 300 родами. Плебеи к дележу завоеванной земли не допускались, хотя вносили не меньший, а порой и больший, вклад в ее завоевание. А численность плебейского населения росла. На своих земельных клочках они не могли прокормиться и вынуждены залезать в долги. В Риме существовало долговое рабство в самой жестокой форме. Кредитор не уплатившего должника мог продать в рабство или убить. Нетрудно понять, какая неразрывная связь существовала между нуждой в земле и долговой кабалой.
Требования плебеев наделять и их завоеванной землей встретили упорное сопротивление патрициев. Чтобы добиться своего полного равноправия с патрициями, плебеям понадобилась еще длительная и упорная борьба, растянувшаяся более чем на два столетия.
Среди плебеев было много богатых и влиятельных людей. Они желали стать такими же крупными землевладельцами и иметь такие же политические права, как и патриции. Что касается массы обедневших плебеев, то они терпели жесточайшие страдания. Все чаще и чаще оно прорывалось в открытых возмущениях. Дело дошло до ухода плебеев'из города на Священную гору. Уход плебеев из Рима в условиях наступления вражеских племен взволновало римский сенат и патрициев. Был заключен «священный договор» между патрициями и плебеями. По условиям договора несостоятельным должникам прощались долги, а попавшим в долговое рабство возвращалась свобода. Но самым главным условием этого договора было решение о создании новой республиканской должности - народных трибунов. Наконец, в 287 г. до н.э. было решено, что постановления плебейских собраний, существующих самостоятельно от центуриатных собраний, имеют обязательное значение для всего государства и не нуждаются в утверждении сената. Землю плебеи стали получать наравне с патрициями. Различия между плебеями и патрициями с юридической точки зрения стерлись.
Общественный и государственный строй Рима
Общественный строй Римской республики был весьма сложным. Основными классами его были рабовладельцы и рабы. Но класс рабовладельцев не был однородным. В нем слились воедино верхушка патрициата и плебса. Это была новая знать, которую называли нобилями. Классовое деление в Риме было своеобразным. Всякий римский гражданин, каким бы ни было его состояние, считался безусловным обладателем политических прав.
Со временем вырабатывается следующая политико-правовая доктрина: «Люди не равны друг другу, но все равны перед законом». Только наделен всеми правами.
Гражданство в Риме приобреталось: 1) рождением от римляна и римлянки (или от римлянки, не состоящей в браке); 2) усыновлением чужестранца римским гражданином; 3) отпущением на волю раба; 4) пожалование римского гражданства целым народам или отдельным лицам. Становясь гражданином Рима, он становился обладателем основных политических прав. Он участвует в народном собрании, становится воином, получает от государства земельный надел. В отличии от других государств в Риме правоспособность наступала при наличии одновременно трех статусов: status libertatus - быть свободным, а не рабом; status civitatus - быть гражданином Рима; status famileas - быть свободным от власти домовладыки.
Политическое полноправие, как видим, не связывалось с полноправием в гражданских правоотношениях. Так, пока был жив отец сын находился под его властью и не мог самостоятельно совершать сделки, если не было на то доверенности отца.
Римское гражданство могло быть утраченным вследствие продажи в рабство за неуплату долга (пока не была отменена долговая ка-* бала); за совершенное преступление; вследствие изгнания из Рима.
Женщины были лишены политических прав к какому бы сословию они не относились. Что касается гражданских прав, то они обладали урезанной гражданской правоспособностью.
Вольноотпущенниками становились рабы, отпущенные на волю. Формально они становились римскими гражданами, но права их были урезаны. Вольноотпущенник не мог служить в армии (не доверяли), не мог быть избран на какую-либо должность. Голосовал только в территориальной трибе. Он обязан был приходить на помощь к своему господину по первому же зову. В то же время вольноотпущенник мог без ограничений быть участником гражданско-правовых отношений.
Латины представляли собой категорию подвластного и неполноправного населения. Это были жители долины Лациум, ближайшие соседи Рима. Римского гражданства они не имели. Могли совершать в Риме любые сделки. Их споры рассматривали римские суды.
Перегринами назывались все жители за пределами Лациума. Это земли, завоеванные Римом. Никаких политических прав у них не было. В своих имущественных отношениях с римскими гражданами пе- регрины руководствовались особыми, специально выработанными нормами права - «правом народов» (jus gentium). Шаг за шагом в Риме возникает целая система права - «право народов», которая существует одновременно с квиритским (цивильным) правом, регулировавшим отношения исконных римских граждан.
Рабы были основной производительной силой в Риме, где рабство приняло классические формы. Основным производителем материальных ценностей стали лица, стоявшие за пределами этого общества. Основная масса рабов была в домах богатых римлян. Здоровые мужчины и женщины назначались на сельские работы. Над каждым десятком рабов был поставлен старший, который в свою очередь подчинялся прокуратору (управляющему и надсмотрщику за всеми рабами, тоже рабу). Рабы были на кухне, в бане, на конюшне и в пекарне. Во время пиров хозяев и гостей также развлекали рабы: танцоры, музыканты и акробаты. Многочисленность домашних слуг должна была свидетельствовать о богатстве. Знатные римляне любили выставлять свое богатство напоказ. Устройством пиров, хранением продуктов, закупкой всего необходимого для хозяйства ведали специальные рабы. Даже казначей, у которого хранились ключи от кассы хозяина, был рабом.
Господин имел над рабом право жизни и смерти. Рабовладельцы считали, что невольников можно удерживать в повиновении только побоями. Издевательства попавшими под их власть людьми были многообразны. Так, привратника, сторожившего дом, держали на цепи как собаку, чтобы он не смел отлучиться от дверей.
Правовое положение раба в Риме как нельзя лучше характеризуется словами, которые любили повторять господа: «раб - говорящее орудие», «раб - суть вещи», «человек умирает в рабе». Соответственно этим воззрениям раб не имел семьи, не мог иметь собственность. Господин, руководствуясь хозяйственной целесообразностью, мог наделить раба имуществом для оперативного управления. Например, раб - капитан корабля получал судно и рабов - матросов для эксплуатации, или, скажем, раб получал земельный участок и рабов для производства сельхозпродуктов. Такое имущество, переданное рабу для извлечения выгоды господину, называлось пекулием.
В Риме существовали невольничьи рынки. Самая ходовая торговля рабами шла на Марсовом поле. Работорговцы имели лавки и на форуме, и на Священной горе. Но в центре города уже не хватало места для продажи многих тысяч привозимых сюда рабов. Пришлось использовать для этого обширное Марсово поле, предназначенное ранее для военных упражнений.
Всякий ущерб, причиненный рабу, давал его хозяину право на возмещение убытков точно также, как если бы была повреждена вещь. В случае, если раб похитил вещь, считалось что размер возмещенного вреда не должен превышать стоимости раба.
Трудовой день рабов длился от зари до зари. «Раб должен или работать, или спать», - говорили римляне. Самым ужасным было положение рабов, работающих на селе, в рудниках, на галерах. Однако не покорность, а возмущение и ненависть вызывали у рабов жестокость господ. Свидетельством тому - бесконечные восстания рабов.
Государственный строй Римской республики. Главная цель государства - подавление сопротивления рабов, постоянный их приток, обеспечение эксплуатации рабского труда.
Основным органом власти в Риме был сенат. Сенаторов назначала избранная народным собранием коллегия цензоров. Фактически сенаторы отправляли свою должность пожизненно, т.к. цензоры крайне редко пересматривали состав сената (считалось, что сенаторы избирались на пять лет). Закон запрещал сенаторам заниматься торговлей и ростовщичеством. Сначала в сенате было 300 сенаторов, а позднее его численность достигла 600 знатных людей за счет лиц, занимавших в прошлом высшие должности в государстве. Здесь заседали и отбывшие свой срок консулы (консуляры), а также бывшие преторы и квесторы- казначеи. Основным критерием для сенатора- благородство происхождения, насколько глубоки были корни рода, к которому принадлежал сенатор.
Созывали сенат высшие магистраты: консул, претор, а затем и народный трибун. Кто собирал сенат, тот и председательствовал в нем. Всякий законопроект сначала обсуждался в сенате, а потом выносился на голосование в центуриатные комиции. Такая же процедура была и при выборах должностных лиц. Сенат мог объявить принятый собранием закон или постановление недействительными. И в этом заключались его законодательные функции.
Сенат вместе с тем был и органом исполнительной власти. Весь государственный аппарат находился в его подчинении. С сенатом вынуждены были считаться и консулы, и преторы, т.к. после отправления должности в течение одного года они рассчитывали получить в управление ту или иную провинцию. И, наконец, стать сенатором.
К компетенции сената относились: управление провинциями, наблюдение за государственным имуществом, формирование и утверждение бюджета, монетное дело, строительство дорог, военное дело, дела культов и т.д. Особое значение для сената было распоряжение казной. В чрезвычайных для государства обстоятельствах (в условиях войны, восстания рабов) сенат мог установить временную (до 6 месяцев) военную диктатуру. Тогда один из консулов назначал диктатора, который был наделен чрезвычайной властью. Все обычные магистратуры становились в его подчинение.
Сенат не был судебным органом, но он был вправе назначать судебные коллегии и давать указания о расследовании преступлений.
Итак, римский сенат был одновременно и законодательным, и исполнительным, и в некотором роде, судебным органом. Всевластие сената налицо. А так как он по своему составу был органом римской аристократии, то и Рим был республикой аристократической. В отличии от Афин, где решающее значение принадлежало торговому и ростовщическому капиталу, здесь в Риме господствовала земельная аристократия, которая с времен разложения первобытнообщинного строя не встречала серьезного сопротивления ремесленников и купцов.
Сказала свое слово и вековая борьба между плебеями и патрициями. И в этой борьбе сенат оставался оплотом землевладельцев.
Народные собрания (комиции) в Риме были двух видов: центу- риатные и трибутные. Как было сказано выше, они собираются по распоряжению соответствующего должностного лица и проходили под его председательством.
Центуриатные комиции проходили на Марсовом поле. На стене римской крепости поднимали красное знамя, что означало начало собрания. Красное знамя в Риме было военным знаменем. Вид его напоминал собравшимся, что они воины и могут, если потребуется, сразу с собрания отправиться в поход.
Собрание начиналось с жертвоприношения. Рядом с жертвенником, где горел огонь, находились должностные лица, наиболее почетные граждане, жрецы, гадатели. Ближе всех к алтарю стоял председательствующий, как правило, консул. Председатель обращался к народу с речью, в которой он излагал выносимый на голосование вопрос. Люди молча слушали оратора и ничего не говорили. Они могли лишь, голосуя, принять или отвергнуть предложение целиком. Предложение внесено и надо приступать к голосованию. Сразу же после речи председательствующего звучала команда: «По центуриям стройся!» И каждый шел к своей центурии. Центурии одного разряда становились вместе. Впереди всех выстраивались восемнадцать центуриев, составлявших из самых богатых граждан, которые в случае войны должны являться на коне. Вот почему их и называли всадниками. За всадниками выстраивались восемьдесят центурий первого разряда. Они должны были являться на войну в полном тяжелом вооружении: шлем, щит, меч, копье, бронзовый панцирь, поножи. За ними стали граждане, причисленные ко второму и третьему разряду (по двадцать центурий в каждом). Их вооружение было победнее (нет бронзового панциря). Двадцать центуриев четвертого разряда состояла из еще более бедных граждан. Все их вооружение состояло из копья и меча. Позади них выстраивались центурии пятого разряда из людей наибеднейших. Вооружение всех тридцати разрядов состояло из лука и стрелы, запаса камней. Позади всех вставала единственная центурия состоящая из пролетариев. Были еще стоявшие особняком четыре центурии: плотников, медников и две сотни музыкантов. Так готовились к голосованию 193 центурии. Каждая центурия имела один голос, независимо от того, сколько в ней было людей. Не все приходили ‘на Марсово поле. В^центуриях пятого разряда могло насчитываться по несколько человек. Одни не приходили потому что не могли оставить свое хозяйство, а другие не желали терять времени, дабы знали, что их голос не будет иметь значения как было отмечено выше, если первые разряды набирали 193 голоса, то не было нужды продолжать голосование. С крепости снималось красное знамя и народное собрание, таким образом, объявлялось закрытым.
Здесь, в центуриатных комициях утверждали (или отклоняли) законопроекты, избирали консулов, цензоров, преторов, других магистратов республики.
Постепенно законодательная компетенция центурий переходит к комициям трибутным. Количество территориальных триб выросло от четырех (по реформе Сервия Тулия) до 35 - за счет расширения территории Рима и его окраин. В этих собраниях присутствовало все полноправное население, живущее в этом округе. Естественно, что эти собрания были более демократическими. На них обсуждали и принимали законы, избирали народных трибунов. Каждая триба имела один голос. Если собрание проходило под председательством плебейского (народного) трибуна, то его решение называлось плебисцитом. Три- бутные комиции получили право рассматривать жалобы на решение магистратов по судебным делам.
Магистратура - есть совокупность должностных лиц республики, ее магистратов (начальников). Магистратуры были чрезвычайные (известный нам военный диктатор) и ординарные, т.е. обыкновенные.
Высшими магистратурами были консулы и преторы. Они обладали такими правами, которые носили название илтериум: командование армией, право собирать народное собрание и сенат, председательствовать в этих органах, право издавать приказы и отправлять суд.
Самыми высшими магистратами в Риме были консулы. Их было двое. Они командовали армией, заключали перемирие с врагами, имели право отменять решения других магистратов, кроме народных трибунов. Консулы были облачены в пурпурный плащ, высокие сапоги. Их всюду сопровождали двенадцать ликторов со связками прутьев, из которых угрожающе торчали лезвия секир. Должность консула считалась самой почетной. Римляне даже каждый год своего календаря называли именами обеих консулов. Вспоминая что-либо, римлянин говорил: «Это было в год Пизона-Габиния», т.е. когда консулами были Публий Пизон и Авл Габиний. При исполнении своих обязанностей консулы восседали на креслах из слоновой кости. Со временем ряд полномочий консулов перешло другим магистратам. Так, с учреждением должности преторов консулы потеряли право суда по гражданским делам. Это право перешло к преторам, которых в III в. до н.э. было два, а в последующем четыре и более. Претор имел право собирать народное собрание и сенат. Претора сопровождали шесть ликторов.
Цензоры избирались центуриатными комициями на пять лет. Они распределяли граждан по разрядам, исходя из имущественного состояния каждого, определяли сумму налога. И как было отмечено выше, цензоры заполняли вакантные места в римском сенате.
Плебейские трибуны занимали особое положение в римском государстве. Должность народного трибуна была учреждена, как сообщают некоторые источники, в 494 г. до н.э. Патриции под мощным давлением плебеев вынуждены были пойти на эту уступку. Эту должность, естественно, всегда занимали плебеи. Трибун пользовался правом неприкосновенности и он не был ответственным за свои дела. Трибуны обязаны были защищать плебеев от насилия и несправедливости со стороны патрициев. Двери его дома должны быть всегда открыты и он не мог покидать город. Трибуну было предоставлено право приостанавливать исполнение любых приказов магистров, кроме приказов диктатора. И что особенно характерно, он имел право «вето» и на постановление сената. Трибуну нужно было только произнести слово «veto», что значит «запрещаю», и любое распоряжение становилось недействительным. Правда, это «veto» могли опрокинуть другие народные трибуны своим единогласным решением.
Трибуны избирались из плебеев сроком на один год в количестве сначала двух, затем пяти и, наконец, десяти человек.
Трибуны имели большую судебную власть. Они могли вызвать к себе любого гражданина, любое должностное лицо, даже консула. Они могли подвергнуть аресту и денежному штрафу всех, кто им противодействовал. Наряду с этим трибуны имели право прекращать следствие и освобождать из тюрьмы должников.
Власть трибунов была ограничена тем, что распространялась на территорию города Рима и его ближайшие окрестности на полтора километра.
Постепенно трибуны получили право созывать народное собрание. Но они не могли созывать собрания по центуриям, так как не обладали военной властью. Они собирали только народные собрания по округам (трибам).
Таковы были права и обязанности народных трибунов этих новых должностных лиц Римской республики, впервые появившихся после попытки плебеев уйти на Священную гору.
Все магистратуры были коллегиальными (избиралось два консула, несколько преторов, трибунов, цензоров и т.д.). Суть дела в том, что один магистрат мог положить «veto» на решение своего коллеги. В государственных делах следует действовать согласованно.
Все магистратуры были срочными. Они избирались на один год. Исключение составляли цензоры. Их избирали на пять лет, что объясняется кропотливостью и объемом их деятельности, которую вряд ли можно осуществить в течение одного года.
Все магистратуры были безвозмездными, что не позволяло их занимать представителям малоимущих классов.
Законы XII таблиц
Законы XII таблиц были основным источником права. Они называются так, что были начертаны на 12 таблицах (досках) и выставлены на Форуме - главной городской площади для всеобщего обозрения. От каждого гражданина требовалось знание законов, изложенных на досках.
Законы XII таблиц основаны на обычаях патрицианских родов, которые патриции держали в тайне от плебеев. Инициатива кодификации обычного права исходила от плебеев, так как жить в обществе и не знать обычаев - основных источников права - было небезопасно. Плебеи часто страдали от произвола патрицианских судей, руководствовавшихся своими обычаями.
По настоянию плебеев была избрана комиссия из 10 децемвиров (5 патрициев и 5 плебеев), которая на время своей работы по кодификации обычаев были предоставлены чрезвычайные полномочия в области законодательства и управления.
Законы отличаются формализмом и ритуальностью особенно в сфере гражданских правоотношений и гражданского процесса.
В основном в таблицах были нормы, регулирующие имущественные, семейные и наследственные отношения, часть норм можно отнести к уголовному праву.
Право нашедшее отражение в Законах XII таблиц составляло основу квиритского или Римского цивильного права (от римской «цивитас» - общины).
Право собственности в Законах XII таблиц не нашло подробного освещения. Однако многочисленные источники той поры донесли до нас сведения, говорящие о том, что в течение всех первых веков Римской республики земля была общественной собственностью всех полноправных граждан Рима - общественное поле (ager publicus). Каждая семья, входившая в тот или иной род, получала земельный надел. Через два года он становился владением этой семьи по давности. Квиритское право предоставляло владельцу возможность максимально использовать эту землю, которая была под защитой государства от покушения на нее третьих лиц. Владелец участка мог защищать свое право владения в судебном порядке. Верховное же право собственности на всю землю находилось у государства.
Наряду с общинной собственностью стало развиваться уже и движимая, впоследствии и недвижимая, частная собственность, но как отклоняющаяся от норм и подчиненная общинной собственности форма.
Согласно Законам XII таблиц все вещи в Риме делились на ман- ципируемые- res mancipi и неманципируемые - res пес mancipi. К первым относились земля, здания, рабочий скот, рабы, те вещи, которые составляли самую основу хозяйствования (средства труда и орудия производства). Ко второй категории были отнесены все остальные вещи. Так для отчуждения (продажи, дарения, залога) вещей res mancipi нужно было совершить сложную процедуру- манципацию (от слова манус - рука, господство над вещью). Что же включала в себя манципация? Скажем, продавался раб. Продавец и покупатель должны были купить в присутственный день по формуле у понтифика (жреца) и перед 5 свидетелями и весодержателем произнести каждый свою формулу наизусть. Далее приобретатель хватал вещь, одновременно бросая на пустую чашу весов слиток меди (символ денег) и произнося сакраментальную фразу: «Я утверждаю, что по праву квиритов этот раб принадлежит мне и я купил его за медь, которая находится на этих весах». На другой чаше весов должна находится отчуждаемая вещь или часть ее. И только после этой процедуры право кви- ритской собственности на вещь от продавца переходило к покупателю.
Слиток меди говорит о том, что договоры купли-продажи, дарения, мены римляне знали еще до хождения в обществе денег. Медь была мерой стоимости. Свидетелей подбирали помоложе, чтобы они могли надолго запомнить самый факт сделки и ее условия, также при необходимости выступить в суде свидетелями виденного и слышанного.
Если вещь res mancipi приобретена без манципации, хотя за нее и заплачены деньги, то право собственности оставалось у продавца. Последний мог всегда, ссылаясь на свое квиритское право собственности, востребовать вещь обратно. И в данной ситуации на помощь приходил претор, о чем будет сказано ниже.
Борьба за землю между плебеями и патрициями не прекращалась. Она завершилась принятием закона Лициния-Секстия (367 г. до н.э.), по которому плебеи получили право на италийскую землю. Вместе с тем был введен максимум землевладения для частного лица в 500 югеров (125 га).
Законы XII таблиц ввели понятие сервитута- права на чужую вещь. Собственники земельных участков вынуждены были терпеть прогон через участок соседского скота на водопой, свисающие ветви соседских деревьев и пр.
Обязательственное право. Самым распространенным договором был договор займа. Он заключался через манципацию (5 свидетелей, весодержатель, произнесение формул). Необходимость манци- пации по договору займа объясняется тем, что право собственности на занимаемые вещи всегда переходят к займополучателю (должнику), так как вещи в этом договоре всегда определены родовыми признаками (деньги, зерно, мука и др.).
Долгое время договор займа предусматривал в качестве гарантии самозаклад должника. Такой договор назывался нексум (пехит). Законы XII таблиц подробно излагают последствия неисполнения договора. Если должник не возвращает долг, кредитор «накладывает руку» на него, т.е. арестовывает и заточает должника в своем доме в колодках или оковах весом не менее 15 фунтов. В течение 60 дней кредитор должен был трижды приводить должника в базарный день на Форум к претору. Кредитор доказывал претору сумму долга, а должник слезно молил своих родственников и друзей оказать ему помощь по выплате долга. Если подобных не оказывалось, то кредитор продавал должника в рабство за реку Тибр, т.е. за границу. Римляне боялись рабов- соплеменников.
Если у должника оказалось несколько кредиторов, то закон предписывал должника разрубить на части. «Если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им в вину», - говорили Законы XII таблиц.
«Ни одно законодательство позднейшего времени, - писал Ф. Энгельс, - не бросает должника столь безжалостно и безнадежно к ногам кредитора-ростовщика, как законодательство древних Афин и Рима».
В 326 г. до н.э. законом Петелия долговое рабство было отменено. Должник стал отвечать перед кредитором своим имуществом. Этому закону предшествовало массовое разорение крестьян - свободных граждан. Их возмущение стало все чаще проявляться при голосовании в центуриях, а безземельные крестьяне стали поддерживать выступления рабов.
Законы XII таблиц знали обязательства, вытекающие не только из договоров, но и правонарушений - деликтов. Деликты могли быть направлены как против личности (причинение телесных повреждений), так и против имущества лица (вещь уничтожена или повреждена). Потерпевший от деликта и правонарушитель становятся сторонами в гражданском процессе. Одна из сторон имеет право требовать от другой возместить причиненный ущерб. Закон предоставлял им возможность помириться.
Кража в Риме не была уголовно наказуемым деянием, а рассматривалась как деликт. Такой деликт назывался «фортумом» (fortum). Законы XII таблиц разрешали потерпевшему убить всякого ночного вора и вора, захваченного с оружием в руках. Дневной вор избивался и отдавался потерпевшему в рабство.
Семейное право. Во главе многочисленной римской семьи находился домовладыка (pater famileas). Семья звучала по-латински «фамилия», и домовладыка имел над всеми членами семьи право жизни и смерти, т.е. ту же власть, что и над вещами.
По воле мужа жена обязана была покинуть дом и брачные отношения прекращались. В действительности рядом с домовладыкой чуть ли не на равной степени уважения в семье была мать семейства (mater famileas). На ней лежало управление всем домом. Отец, распоряжавшийся детьми и рабами как домашней утварью, имевший право над жизнью и смертью новорожденного, преклонялся перед могущественной властью материнской любви. Брачная жизнь охранялась законом. Ни один из членов семьи, даже взрослые сыновья какое бы общественное положение они не занимали, не имели никакой собственности. Все совершенные им сделки считались законными, если они совершены с согласия домовладыки и в его интересах.
Все лица, живущие под властью pater famileas (жена, сыновья, снохи, внуки, правнуки, братья) объединялись общим названием агнаты. Эта связь была больше юридической, чем кровной.
Все другие родственники, ушедшие из под власти домовладыки, а это главным образом, вышедшие замуж дочери, внучки, назывались когнатами. Всякая юридическая связь между ними прекращалась. Ущедшие из-под власти домовладыки теряли право на наследство.
Браку предшествовала помолвка. Она могла быть заключена, когда детям, будущим жениху и невесте, исполнилось семь лет. После помолвки, т.е. торжественного предложения со стороны жениха, родители невесты созывали всех своих и жениховых родственников на пышный обед. Это был один из самых светлых торжеств Рима. Даже траур снимался в этот день. Семьи создавались не столько по воле самих брачащихся, сколько по воле их родителей. Закон знал ряд ограничений: возраст (12 лет для жены и 14 лет для мужа); отсутствие близкого кровного родства (возможен союз только после третьей степени родства); принадлежность жениха и невесты к патрицианским родам (с 445 г. до н.э. браки между патрициями и плебеями были разрешены).
В древности существовало две формы заключения брака. Брак совершался путем религиозного обряда в присутствии жреца, свидетелей и сопровождался церемонией вкушения брачащимися особых лепешек.
Вторая форма заключения брака представляла собой покупку невесты с соблюдением всех формальностей, предусмотренных при покупке вещи res mancipi (манципация).
Обе эти формы влекли за собой брак сит тапи («кум ману») при полной власти мужа на женой. Все ее имущество переходит в распоряжение мужа.
Большее распространение в Риме получила новая форма брака, особенностью которой было правовое равенство супругов. Такой брак назывался sine manu («сине ману») и в нем не было власти мужа над женой в юридическом смысле. Каждый из супругов мог прервать брачные узы. Такой брак следовало возобновлять ежегодно, а для этого жена должна была уходить от мужа на трое суток. В противном случае брак превращался в cum manu. Все расходы по содержанию семьи лежали на муже.
Чистота брака у римлян первое время соблюдалась очень строго, однако позднее при общем упадке нравственности на неверность жены смотрели, как надело обычное и даже неизбежное.
Развод (divortium) в Риме был явлением обыкновенным и не преследовался законом. Жена при разводе получЬла свое приданое.
По Законам XII таблиц предусмотрели возможность освобождения сына от власти отца: «Если отец трижды продаст сына, то пусть будет сын свободен от власти отца». Подобное случалось редко. Чаще прибегали к фиктивной продаже своего сына, чтобы не нарушив закона, предоставить свободу своему сыну. «Продавали», скажем, надежному соседу путем манципации, а тот своей волей отпускал купленного на свободу и тот снова возвращался под власть отца. И только после третьей продажи, сын имел право не возвратиться домой, т.к. получал сам статус домовладыки. Что же касается имущества, то отец мог обеспечить им сына через договор дарения или в завещании.
Наследственное право. В случае отсутствия завещания все сыновья, состоявшие под властью отца, получали равную долю имущества. А если сын умирал, то его доля переходила его сыновьям, т.е. внукам наследодателя. Как было сказано выше, наследовали только агнаты. Когда же их не было, то все имущество переходило к брату умершего. А если не было наследников, то имущество считалось вы- мороченным, общей собственностью всех граждан.
В Риме вначале было наследование по закону, т.е. имущество оставалось в роду.
Развитие имущественных отношений привело к необходимости наряду с законной формой завещания установить и наследование по завещанию. Законы XII таблиц уже предусмотрели и такую форму завещания. Свою волю завещатель объявлял в народном собрании, а впоследствии - перед народом. Воины, находившиеся в походе или на поле брани объявляли свою волю перед строем. Лишение своего сына наследства считалось в Риме явлением экстраординарным и называлось фурором (furor). Отец обязан был объявить мотивы такого решения.
Уголовное право. Законы XII таблиц содержали сравнительно малый перечень уголовно наказуемых деяний. Прежде всего считалось преступным деяние, направленное против государства и общественного строя. Как было сказано выше, многие правонарушения не квалифицировались как уголовные, а рассматривались как гражданско-правовые деликты. Это разграничение носило формальный характер. Так, кража зерна с поля соседа рассматривался как деликт, а потрава части урожая того же соседа - преступление. Объяснить такой подход можно тем, что земля и урожай на ней значительно дольше сохраняли свой общественный характер и защищались более ревностно.
Что следовало считать наносящим вред государству, а значит преступным, определяли высшие магистраты республики, руководствуясь обычаями предков и исторической традицией. Произвол был велик при выборе наказания. Государственные преступления, такие как измена, трусость на поле боя, оказание помощи врагу и др. наиболее тяжкие воинские преступления карались смертной казнью.
Весьма суровы нормы XII таблиц, которые касаются посягательств на частную собственность. Если будет доказано, что преступление совершено по неосторожности, виновный обязан возместить ущерб. Уже во времена Законов XII таблиц римское право знало юридические категории умысла и неосторожности, связывая с тем и другим различные степени ответственности.
Право предоставляло преступнику апеллировать в центуриатные собрания. Ему предоставляли возможность избежать наказания добровольным изгнанием. Он мог покинуть Рим до того, как выскажется последняя центурия. Покидая Рим, он терял права гражданина и все свое имущество.
Жизнь рабов находилась во власти их господ. Однако совершенное рабом преступление впоследствии стали рассматривать римские суды, и они выносили наказание. Раб не имел права на защиту, права обжаловать приговор. Наказание рабов были исключительно жестоки. Там, где свободный человек отделывался ударами палки, раба истязали бичом или заковывали в цепи на всю жизнь. Приговоренного к смерти раба подвергали распятию на кресте. Распятый на кресте был обречен на медленную мучительную смерть от голода и заражения крови. Труп долго не снимали, чтобы рабы помнили о жестокой расправе.
Суд и процесс. До нас дошли отрывочные сведения о судопроизводстве по уголовным делам. Что же касается гражданского процесса, то в древнейший период он назывался легисакционным (leges actio per sacramentum) и состоял он из двух стадий: «ин юре» (in jure) и «ин юдицио» (in judicio). На первой стадии претензии одной стороны к другой рассматривались претором. К претору сторона обращалась в том случае, когда она не имела права обратиться с иском в суд по причине того, что у нее не было права собственности на оспариваемую вещь. Чаще всего такое бывало тогда, когда вещь «рес манципи» приобретена покупателем и за нее заплачено, но не была проведена ее манципация, т.е. куплена без формулы, свидетелей и весодержателя. А коль так, то покупатель вещь получил, а право собственности на нее остались у продавца. Продавец мог оказаться не добросовестным, и ссылаясь на свое квиритское право собственности на вещь, истребовать ее от покупателя.
Вот в таком случае покупатель, не имея права обратиться с иском в суд (такое право в Риме имели только собственники вещи) вынужден был искать защиты у претора. Претор - не судья, он - высшее должностное лицо. Спор он разбирает с позиции справедливости.
В определенный день обе стороны должны были явиться к претору. Вызов ответчика производился пострадавшей стороной. Претор требовал представить ему спорную вещь. Процесс перед претором протекал в виде мнимой борьбы. Пострадавшая сторона и ответчик накладывали на вещь палочки (вендикты). В этой процедуре наблюдаются отголоски далекой древности, когда споры разрешались в поединке, т.е. вендикты олицетворяли копья сражавшихся. Претор приказывал сторонам снять вендикты со спорной вещи и внести залог, сумму залога определяла пострадавшая сторона. Внося залог, стороны тем самым выражали свое желание бороться до конца и каждая считала себя правой. Проигравшая сторона теряла свой залог в пользу государства.
Если претор видел, что справедливость на стороне покупателя, который заплатил продавцу за вещь деньги, то он писал приказ, в котором назначал судью (а им мог быть любой гражданин Рима) и говорилось примерно так: «Судья, если ты докажешь, что покупатель заплатил за вещь продавцу деньги, то присуди эту вещь покупателю». Судья, привлекая все доказательства, выносил решение. И если будет доказано, что деньги за вещь уплачены, то покупатель становится собственником вещи по справедливости (in bonus) и право собственности истца на вещь находится под защитой претора. Так, благодаря претору, покупатель, не являясь собственником и не имея возможности сам обратиться с иском в суд, на второй стадии легисакционного процесса становится истцом. Он получил возможность в суде быть полноправной стороной.
Никто из граждан, зная что-либо по делу, не мог отказаться от свидетельства. В противном случае ему грозило бесчестие.
Крушение Римской республики и переход к монархии
Пунические войны. После подчинения всей Италии государство римлян стало одним из самых сильных и больших в западном Средиземноморье. Из небольшого крестьянского поселка Рим превратился в большой и богатый город. Господство над Италией обогатило не римских крестьян, а римскую знать. Все шире стал применяться труд рабов.
Самым сильным соперником Рима был Карфаген. Сам город Карфаген был расположен на северном берегу Африки. Постепенно Карфаген превратился в столицу огромного государства. Его владения были разбросаны по многим островам, включая и остров Сицилию. Торговля была основным источником богатства карфагенян.
По своему государственному устройству Карфаген был рабовладельческой республикой.
Первая война между Римом и Карфагеном началась в 264 г. до н.э. и продолжалась 23 года. Окрыленные победой на море, римляне решили организовать экспедицию в Африку, чтобы овладеть самим Карфагеном. Экспедиция окончилась полным крахом, но силы Карфагена были истощены восстанием рабов в городе. По мирному договору Риму отошла Сицилия, ставшая его первой провинцией.
Карфагенский полководец Ганнибал и его мощная армия в 218 г. до н.э. перешли Альпы и оказались в тылу Рима. Основное сражение развернулось при Каннах. Ганнибал потерял здесь 6 тысяч убитыми, но победа над римлянами была одержана. Казалось, что война была близка к окончанию, но римляне оправились от тяжелого поражения. Римляне решились на крайнюю меру - дать оружие в руки рабов. Они получили свободу. Город Рим спасали рабы - добровольцы - volonres (волонтеры). В Италии римляне стали уклоняться от крупных сражений с врагом. Главную свою задачу они видели в том, чтобы помешать Ганнибалу получать подкрепление войск продовольствием и оружием, постепенно истощать его силы. Публий Корнелий Сципион отправился с сильным войском уже в Африку. Римляне угрожали уже самому Карфагену. После пятнадцатилетнего пребывания в Италии, не потерпев сам ни одного поражения, Ганнибал должен был вернуться в Карфаген. После трехлетней осады в 146 г. до н.э. Карфаген пал. Город разрушен до основания, и место, на котором находился некогда цветущий город, было предано проклятию. Земли же Карфагена римляне превратили в провинцию, которую и назвали Африкой. Она стала неисчерпаемым источником рабов. По дешевым ценам государство продало тысячи рабов земледельцам для работы в огромных поместьях.
Реформы братьев Гракхов. Рабский труд вытеснил труд свободного римлянина. В результате невиданной эксплуатации рабов появляется особое сословие римского общества - оптгшаты («лучшие») Их доход составлял не менее одного миллиона сестерций. Римское крестьянство разорялось; рядом с мелкими участками крестьян выросли огромные имения римских богачей. Земли в этих имениях обрабатывались трудом сотен и тысяч рабов. Возвращаясь из дальних походов, крестьяне находили свои хозяйства в полном запустении. А крупные имения процветали, т.к. там использовался труд рабов.
Разорившиеся крестьяне устремлялись в Рим. Оторванные от земли, живущие на подачки, опустошаясь духовно, они образовывали огромную массу ненужных людей (люмпен - пролетариат).
Разорение крестьянства сильно снижало боеспособность римского войска, которое в массе своей состояло из крестьян. А для подавления таких мощных восстаний рабов, каким было восстание Спартака, была необходима сильная армия. Эту опасность разглядели наиболее дальновидные политики. Одним из них был Тиберий Гракх. Он происходил из знатного плебейского рода.
Тиберий, по обычаю, существовавшему в римской республике, выдвинул свою кандидатуру на выборах в народные трибуны и был избран на эту должность в 133 г. до н.э. Он выступил в народном собрании с тремя предложениями. Во-первых, он предложил ограничить право пользования общественной землей 500 югерами (125 га). Во- вторых, Тиберий предложил, чтобы вся общественная земля сверх этой нормы была отобрана у латифундистов и разделена между безземельными и малоземельными крестьянами по 30 югеров. Участки должны даваться крестьянам за небольшую арендную плату без права продажи.
В-третьих, он предложил создать особую комиссию из трех лиц и провести этот закон в жизнь.
Тиберий становится крестьянским вождем. Ярым противником Тиберия выступила знать. Она не скрывала своей вражды к нему. Противником предложенных мер выступил его коллега- народный трибун Октавий. По указу сената он наложил вето на предложения Тиберия. Тогда Тиберий пошел на беспрецедентный в истории Рима шаг. Он предложил народному собранию отстранить Октавия от должности. Уже проголосовало 17 триб из 35, и все высказались за отстранения Октавия. Тогда Тиберий приостановил голосование. Он снова, и в последний раз, обратился к Октавию. Он убеждал его не подвергать себя бесчестию и отозвать свое вето. Ответа не последовало. Для Октавия отношения к нему римской знати было важнее интересов народа. Октавий перестал быть народным трибуном. Следовательно, потерял свою силу и запрет, наложенный им на предложения Тиберия.
Начавшаяся реформа встретила отчаянное сопротивление знати. Тогда Тиберий выдвинул свою кандидатуру в народные трибуны и на следующий год. Сенат пошел на крайнюю меру. Тиберий был убит. Вместе с ним погибло более трехсот его сторонников. Трупы убитых ночью сбросили в Тибр.
Со смертью Тиберия Гракх аграрный закон не был отменен, но дело продвигалось медленно. Новый подъем народного движения связан с избранием на должность трибуна младшего Гракха- Гая в 123 г. до н.э. Стремясь укрепить свои позиции не только в крестьянстве, но и среди городской бедноты, Гай предложил понизить цены на хлеб. Он выдвинул предложение о предоставлении гражданских прав всем жителям Италии. Однако это предложение было обречено на неудачу. Оно задевало интересы не только сенаторов, не только богачей, но и широкий круг римских граждан. Каждый римлянин понимал, что увеличение числа римских граждан может отрицательно сказаться на тех преимуществах, которыми он сам пользовался. Сенат организовал убийство Гая Гракха.
Движение, возглавляемое Гракхами, не могло быть успешным. Они стремились вернуться к старому, возродить римское крестьянство. Но Рим прочно вступил на путь рабовладения. Труд свободного земледельца был вытеснен трудом рабов. Цель, которую ставили перед собой братья Гракхи, была утопической. Но дело их не пропало. Оно положило начало широкому народному движению в Риме и нанесло серьезный удар по аристократической сенатской республике.
Военная реформа Мария. Резкое уменьшение крестьян - свободных римлян привело к падению мощи римской армии, которая стала терпеть одно поражение за другим. Римское войско в Африке находилось в состоянии полного разложения. Римские воины всюду не столько воевали сколько грабили мирное население. Политика сената и знати привела страну к позорным неудачам. Начались открытые выступления против правительства. К ним примкнули купцы и ростовщики, составившее после нобилей целое сословие - всадники. Годовой доход каждого из них был в 400 тысяч сестерций.
На выборах консулов на 107 г. до н.э. демократы одержали крупную победу. Консулом был избран Гай Марий. Он происходил из крестьянской семьи. Начал службу в армии простым солдатом и благодаря своему мужеству и уму дослужился до высших командных должностей.
Марий, став консулом, стал собирать новое войско. Вопреки обычаям он стал набирать в армию граждан, независимо от их имущественного положения. До Мария брали в армию только тех, кто владел землей. Граждане, лишившиеся своего земельного участка, и ставшие пролетариями, теряли право быть воинами. Марий знал, что многие обнищавшие граждане готовы поступить на военную службу, которая сулила им и военную добычу, и жалование.
Авторитет сената и знати, ревностных хранителей старых порядков был подорван неудачным ходом войны с Нумидией. Это и дало возможность оперативно провести реформу армии. Срок воинской службы был значительно увеличен. Риму нужны были хорошо обученные солдаты. За 16-20 лет многому можно было научить.
Поменялась структура войска. Две центурии стали составлять манипулу (200 воинов), три манипулы создавали когорту (600 воинов), десять когорт - легион (6 000 человек). Было улучшено вооружение легионеров. Офицеры и солдаты стали получать жалованье. Наиболее отличившиеся получали в награду земельные участки. За это солдаты готовы были идти за полководцем куда угодно, хотя бы брать свой родной город. Армия превратилась в наемную. Опираясь на свою армию, Марий семь раз подряд избирался консулом, хотя это противоречило закону и традициям Рима.
Диктатура Суллы. Военная реформа Мария подготовила основу установления военной диктатуры в римской республике.
Многочисленные народы Италии (Италики) потребовали уравнения в правах с гражданами Рима и восстали. Вся Италия стала тогда ареной ожесточенной войны. И вот в этой войне с италиками выдвинулся аристократ Сулла. Про него рассказывали, что в свои молодые годы он предпочитал пиры и попойки занятиям государственными делами. Смелость была отличительной чертой его характера, смелость в сочетании с полным презрением к людям, невиданной жестокостью и редкой хитростью. И вот с этим человеком Марию предстояло вступить в соперничество на консульских выборах 89 г. до н.э. От исхода этих выборов зависело, кто будет назначен командующим войсками и поведет их на войну с Митридатом.
За Суллу стояла вся знать, большинство сенаторов. Благодаря подкупу голосов, Сулла был избран консулом. Марий и его сторонник Сульпиций Руф, являвшимся народным трибуном, предложили народному собранию ряд законов: закон о возвращении политических изгнанников, закон об исключении из сената тех сенаторов, которые имели более двух тысяч денариев долга (а это были враги Мария), закон о равномерном распределении италиков по всем 35 трибунам. Последний закон был особенно важен.
Все законы были приняты. Италиков распределили по куриям, и большинство в народном собрании поддержало Мария. Было предложено присвоить Марию звание проконсула и назначить его вместо Суллы командовать войсками.
Сулла поднял солдат по тревоге и захватил Рим. Сопротивление горожан было жестко подавлено. Римские воины ворвались в Рим и овладели им, как неприятельским городом. Все единомышленники Мария были приговорены к смерти, многие бежали. Все вышеназванные законы были отменены народным собранием, члены которого дрожали от страха. Народное собрание было поставлено под контроль сената. Около 300 своих приверженцев Сулла назначил сенаторами. Восстановлены прежние центурии, введенные Сервием Тулием. Деятельность ненавистных Сулле и всей знати народных трибунов была прекращена.
После отъезда Суллы в армию в Рим вернулся Марий. Сторонники Суллы были перебиты. Закончив войну с Митридатом Сулла вторично захватил Рим. Сразу же после вступления в Рим Сулла созвал в храме богини войны Беллоны заседание сената. В находящихся рядом с храмом цирке согнали более 6 тысяч марианцев. По приказу Суллы солдаты приступили к уничтожению пленников. Во время речи Суллы до сенаторов доносились крики и стоны пленников. Однако Сулла продолжал спокойно говорить. Он только попросил сенаторов повнимательнее его слушать и не отвлекаться.
На другой день на стенах домов были вывешены списки. Это были проскрипции. Человек, оказавшийся в этом списке, считался вне закона и любой гражданин мог убить его и получить за это солидное вознаграждение. Многие сулланцы обогатились за счет своих жертв.
От перепуганного сената Сулла получил звание пожизненного диктатора. Его полномочия не были ограничены. Сенат формально заседал, по необходимости народ сгоняли на собрания, но республика перестала существовать и государством правил Сулла в течение 10 лет. Вот таким образом обеспечивалось господство римского нобилитета, стремившегося к установлению военной диктатуры.
Окончательное крушение республики было связано с восстанием Спартака в 74 г. до н.э. Спартак был самым выдающимся героем одного из самых крупных восстаний рабов. Восстание потерпело поражение. Рабы не могли создать новый общественный строй. Массовые выступление и рабов, и обездоленных граждан показали господствующему классу (нобилям и всадникам) на необходимость установления сильной власти и ликвидации республиканских форм правления.
Триумвират. Стало ясно, что сенат, выборные должностные лица, суды и тюрьмы уже не в силах удерживать в повиновении рабов и свободную бедноту, то есть всех тех, чьим трудом создавалось благополучие Рима. Влияние сената подорвано. Политические деятели не стесняются подкупать избирателей. Наиболее известными политическими деятелями в то время были Помпей, Красс и Гай Юлий Цезарь. «Союз трех» (по-латыни триумвират) был заключен в 60 г. до н.э. Триумвиры стали настоящими хозяевами Рима и всех завоеванных им земель. Союз Цезаря, Помпея и Красса не мог быть прочным. Каждый из них рассчитывал использовать двух других для того, чтобы захватить власть самому. Республика доживала свои последние дни. Каждый в своих стремлениях рассчитывал только на армию. Красс был убит парфянами. Основное соперничество развернулось между Пом- пеем и Цезарем. За Цезаря стояла обманутая им римская демократия, а на стороне Помпея была старая республиканская знать. Гражданская война между сторонниками Помпея и сторонниками Цезаря закончилась победой последних. Народное собрание и сенат поднесли ему почетный титул «отца отечества». Ему было предоставлено пожизненное звание диктатора, право объявлять войну и заключать мир, распоряжаться государственной казной. Одновременно Цезарю была пожизненно присвоена власть народного трибуна, он постоянно избирался консулом. Войска провозгласили Цезаря императором. Его опорой была армия.
Установление монархии в Риме не обошлось без ожесточенной борьбы различных политических группировок, в результате которой был убит Юлий Цезарь. Его преемник Октавиан Август заложил основания нового политического строя, носящего название принципат.
Римская республика окончила свое существование, начался период римской империи.
Римская империя
Республиканская форма правления изжила себя еще и потому, что она не могла более обеспечить необходимое управление огромными территориями завоеванными Римом. Пожертвовав «равноправием» римского народа, империя способствовала консолидации рабовладельцев на всем огромном пространстве. Была создана прочная социальная база того политического режима, который устоял 500 лет, столь же долго что и республика. Под владычество Рима попали самые различные народы и самого разного уровня социального и культурного развития: Малая Азия, Греция, Египет, Северная Африка, Галлия, Испания, Англия, Армения и др.
Рим - империя. Но он не был самодержавной монархией со всемогущим государем во главе государства. Считалось, что римский император пользуется властью не по захвату, и не по наследству, а в силу своего высокого положения. И жил то он в центре Рима на Палатине. Дом его мало чем отличался от других вельмож. Римское гражданство потеряло свой особый, привилегированный характер после того, как все италики получили права римского гражданина. Эдиктом императора Каракаллы в 212 году гражданство было распространено и на жителей римских провинций. Чем объяснить мощную волну распространения прав римского гражданина? Обширная торговля Рима со своими провинциями сделало нетерпимым существование одновременно трех правовых систем: квиритского права, преторского права и права народов. С точки зрения гражданского права все люди равны друг другу. Если это правило отсутствует в обороте и прежде всего в торговле, то всякие сделки между гражданами Рима и не гражданами становятся сущим наказанием.
Крупные земледельцы, ростовщики, купцы из провинций рвутся к рычагам государственной власти. Из их среды стал пополняться римский сенат и некоторые из них стали занимать высшие должности.
Социальной опорой монархии стали оптиматы и всадники. Литература донесла до нас страшные сцены императорского произвола, жестких казней, отвратительных придворных интриг, образы деспотов, обезумевших от неограниченной власти и всеобщего льстивого раболепия.
Колонат и пекулий. В условиях империи все тяжелее становилась жизнь крестьян. В конец разоренные сборщиками податей, многие крестьяне сами просили могущественного и богатого соседа взять их землю, а сами оставались на ней арендаторами - колонами. Жизнь таких колонов мало чем отличалась от положения рабов. Плантаторы находили, что труд колона, обязанного отдавать большую часть урожая хозяину, выгоднее, чем труд рабов. Ведь рабов можно было заставить трудиться только под неусыпным надзором и плетью надсмотрщика. Рабы постоянно угрожали восстаниями. Колон, оставляя себе часть урожая, старался работать продуктивнее. Рабов хозяин должен был содержать. Колоны же сами содержали себя и свои семьи.
Поэтому собственники обширных имений старались как можно больше увеличивать число арендаторов. Они обращали колонов в своих должников и заставляли обрабатывать долг на принадлежащих им землях.
В разных провинциях императоры имели свои имения. Завоеванные народы они переселяли в эти имения и придавали им статус колонов. Крестьяне и колоны все чаще стали выступать против властей и своих хозяев. Под давлением латифундистов император Константин издал закон, согласно которому беглый колон должен быть закован в цепи и возвращен в то имение, где он трудился.
Приток рабов уменьшается. Захватнические войны вести все труднее. В связи с этим меняют свой характер крупные поместья- латифундии. Их собственники предпочитают сдавать землю в аренду безземельным гражданам, которые платили арендодателю натуральный оброк. Экономическая зависимость арендаторов приводит к зависимости политической. Со временем они теряют свободу. Закон 322 года н.э. положил юридическую основу прикрепления арендаторов к земле.
В условиях империи стало распространенным представление рабу земельного участка или другого имущества, так называемого пекулия. Выданное рабу имущество, как и сам раб, оставалось собственностью господина. Однако извлекаемые рабом доходы от пользования пекулием отдавались господину не полностью, но значительная часть. Рабу было предоставлено право распоряжаться своей долей имущества. Таким образом, раб становится, участником договорных отношений, вытекающих из договоров купли-продажи, займа, ссуды и др.
Так в недрах Римской империи зарождается и получает свое развитие крепостная зависимость.
Все жившие по соседству с Римом племена и народы пришли в движение. Нападения на границы империи стали постоянными. Сотни тысяч воинов из фракийских, сарматских, славянских, германских и других племен вторгались в пределы империи. Римские крестьяне, колоны и рабы помогали врагам империи.
Империю раздирали внутренние смуты. То в одной, то в другой провинции появлялись претенденты на императорский престол, собирая вокруг себя недовольных. Восстания крестьян, колонов и рабов в границах империи не прекращались ни на один день. На их подавление войск не хватало. Армия вынуждена была защищать свои границы от варваров (так римляне называли все племена).
Римская империя имеет два этапа своей истории: до III века н.э. - период принципата, следом идет доминат.
Принципат. Во времена принципата продолжали существовать все республиканские органы власти и управления. Иногда собирались народные собрания, которые выражали поддержку принятым прин- ципсом решений. Принципсом называли императора по его первому званию первого сенатора. Он воплощал в себе как бы сразу всех магистратов. И в зависимости от обстановки выступал либо консулом (если надо было возглавить армию), либо претором (если следовало рассмотреть спор в гражданских отношениях), либо народным трибуном (если требовалось кого-либо арестовать) и т.д.
Законодательную деятельность о принципе осуществлял через сенат, формирование которого стало его компетенцией.
Избрание принципса- императора принадлежало сенату. В действительности император сам назначал себе приемников. Окончательное же слово оставалось за армией, а точнее за гвардией императора. Командир преторианской гвардии по должности был одновременно и градоначальником Рима и осуществлял надзор за высшими чиновниками империи. Все более активную роль в управлении стала играть императорская канцелярия.
Если первые римские императоры еще как-то считались с сенатом, то в дальнейшем сенат превратился в совещательный при императоре орган.
Особое место в государстве стала занимать армия. Она стала полностью наемной. Командный состав подбирался только из оптима- тов и всадников.
Доминат - второй период римской империи прежде всего характеризуется неограниченной властью императора. Власть монарха поддерживалась крупными латифундистами.
Если раньше императоры Рима пешком ходили по улицам города, то фигура императора периода домината была покрыта таинственностью. Император редко показывался на людях. Даже многие знатные люди, допущенные во дворец, могли говорить с ним только через занавес. А те, кто имел возможность его видеть, падали ниц, как бы пораженные его величием. Некоторым дозволялось целовать его туфлю, другим край его пурпурной одежды. И только самым высшим чиновникам - его сверкающими браслетами и кольцами руку.
Центральное управление империей сосредоточилось в руках высших чиновников, составивших государственный совет. Он готовил проекты законов, представляемых на подпись императору. Вся империя была разделена на 116 провинций во главе с презйдом. Среди высших должностных лиц нередко можно было встретить варваров. Большую часть солдат набирали за Рейном и за Дунаем и давали высшие командные должности вождям их племен. У императоров не было другого выхода. Ремесленники прикреплены к своим городам и служить в армии не могут. Сыновья ветеранов дезертируют. Господа, которые должны сдавать в рекруты часть своих колонов, предпочитают вносить за них выкуп или подсовывали вербовщикам больных и хилых. Государство становилось неуправляемым.
Реформы Диоклетиана и Константина. Среди других реформ периода империи особое внимание заслуживают реформы императоров - Диоклетиана и Константина.
Время правления Диоклетиана (284-305 гг. н.э.) ознаменовано двумя основными реформами. Верховная власть была разделена между четырьмя соправителями. Двое из них носили титул «августов», управляя каждый своей половиной империи - Западной и Восточной. Августы избирали себе соправителей - «цезарей». Армия была поделена на две части: одна часть размещалась по границам империи, другая служила целям внутренней безопасности.
Провинции были разукрупнены. Их стало 120.
Вместо многочисленных налогов Диоклетиан ввел единый прямой налог- поземельно-подушный. Размер обложения значительно увеличен. Вводится полноценная золотая монета, наряду с медной и серебряной. Пытаясь остановить рост цен на товары первой необходимости введены максимальные цены, но вместе с этим установлена максимальная заработная плата работникам большинства профессий.
Император Константин (285-337 гг. н.э.) сделал христианство государственной религией, ранее гонимой государством. Миланским эдиктом 313 года Константин разрешил христианам свободное исповедание своей религии. При Константине завершился процесс закрепощения крестьян - колонов и ремесленников. Колоны лишались права переходить от одного господина к другому.
Окончательное разделение империи на две части - Западную, со столицей в Риме, и Восточную, со столицей в Византии, произошло в 395 году.
Решив покинуть Рим и переселиться на берег Босфора - в Древний Византий, - названный теперь его именем, император Константин не жалел средств, чтобы «второй Рим» как можно скорее смог соперничать с первым. Для украшения зданий и площадей Константинополя опустошались древние города Греции и Малой Азии. Император приказал свозить оттуда статуи богов, барельефы, колонны. Храмы старым богам не строились, а воздвигались христианские церкви. И с этого периода начинается уже история Византии.
Императоры Западной империи теряли одну провинцию за другой, а сами попадали все в большую зависимость от своих наемных войск и их командиров. Один из варварских военноначальников
Одоакр лишил престола последнего императора - Ромула Августула. Случилось это в 476 году н.э. Это событие и подвело черту под историей гигантского рабовладельческого римского государства, просуществовавшего двенадцать столетий. Галлия, Испания, Британия оказались во власти германцев. Отпала и Африка. Что же касается Восточной римской империи, то ей предстоит еще пройти тысячелетний путь в истории.
Рабовладельческий Рим оставил после себя огромное наследие. Многие принципы государственности не ушли в историю. Участие народа в решении судеб государства, коллегиальность магистратур, постоянно действующий Сенат, ответственность должностных лиц - это и многое другое оставлено римлянами будущим поколениям.
Величие римского частного права испытали на себе Средние века и буржуазные кодификации. Оно не умерло и в наши дни, оказывая свое влияние и на право России.
Учебными планами подготовки юристов предусмотрено изучение курса Римского частного права, что дает основание ограничиться в данной главе лишь изложением права периода Римской республики.