Монархия «просвещенного абсолютизма» в странах Европы
К середине XVIII в. государственный и правовой строй абсолютной монархии в ряде крупных и средних стран Европы приобрел новые особые черты. Эти черты были взаимосвязаны с многочисленными и почти единовременными реформами административных учреждений, судебной системы и сословно-правовых институтов, которые были предприняты по инициативе государей или других видных политических деятелей. Реформы проводились под лозунгами новых политических идей и в духе новой правовой философии, переклившихся с идеями и философией Просвещения. Это явление идеологической модернизации и социально-правовых реформ, в результате которых сложился обновленный политический и правовой уклад монархии, получило наименование «просвещенного абсолютизма».
«Просвещенный абсолютизм» сложился в историческом итоге двух основных факторов. В социально-политическом отношении он был выражением новых требований дворянства и верхов торгово-промышленных сословий к государственной политике и формам власти; в особенности дворянство было недовольно военно-диктаторскими режимами, которые установились в абсолютных монархиях времени их формирования. В идейно-политическом отношении «просвещенный абсолютизм» был воплощением особой программы правовых преобразований, которая возникла под влиянием новых представлений о задачах государственной власти и целях государственной политики на фоне общего обновления мировоззрения в XVIII в.
Доктрина «законной монархии»
Основы новой теории «просвещенной», или «законной монархии» были заложены трудами немецкого философа и правоведа X. Вольфа (перв. пол. XVIII в.), главным образом его сочинением «Разумные мысли о всеобщей сущности достижения блаженства человеческого рода» (1725). Согласно новой теории, в корне которой лежали принципы школы «естественного права», законы общежития и государственной деятельности должны быть установлены разумом, очищенным от всяких суеверий. Применение этих законов способно обеспечить всеобщее благо людей. Чтобы такое благоденствие и счастье воцарились на земле, нужно соединение знания и власти: все логически непротиворечивое можно утвердить на земле, и это будет истинно справедливое общество. Такое соединение реализуемо, если философы будут царствовать или цари – философствовать. Первое – едва ли возможно. Второе – достижимо, если монархи будут проводить в жизнь идеи Просвещения путем законодательства и особой всеобъемлющей «науки Полиции» (или всеобщего управления). Знание естественных законов не может прийти из народа: он непросвещен, далек от высокой морали. Поэтому просвещенный государь может и должен принудительно воплощать абсолютную истину разума: и Евклид был деспотом в геометрии.
Огромное влияние на своего рода политическое воодушевление новой политики оказали литературные труды Ф. Вольтера. Вольтер в особенности считал привлекательным исторический образ деятельных монархов, которые своими делами и законами подталкивали свои народы к новому уровню просвещенности. Согласно общей политической концепции Вольтера, идеалы равенства и свободы лучше всего реализуются в республике. Однако «на земле очень мало республик. Люди редко достойны того, чтобы быть управляемы сами собой. Счастье сие принадлежит лишь малым народам, прячущимся на островах...» В силу истории крупные государства суть монархии. Однако монархии очень часто вырождались в тирании – одного или нескольких. Поэтому наилучшее государство есть то, «где повинуются только законам». («Единичный деспот имеет какие-то добрые стороны, сборище деспотов – никогда никаких».) Реформирование, законодательствование – главные дела монарха, думающего о своем общественном служении.
Еще одним видным теоретиком доктрины «просвещенного абсолютизма» стал прусский король Фридрих II, известный в свое время не только военными дарованиями, но и литературными трудами, личной дружбой с Вольтером. В политическом очерке «Опыт о формах правительства и об обязанностях суверенов» (1781) Фридрих выделил значение фундаментальных принципов для сохранения общества, которые выражены законами. «Суверен представляет государство, он и его народы образуют единое тело, кое не может быть счастливо иначе как по мере объединяющего их согласия. Государь есть для управляемого им общества то же, что голова для тела: он должен видеть, думать и действовать для всего сообщества».
Теория «просвещенного абсолютизма» при всей новизне противостояла доктрине «общественного государства», которая составляла основу политической идеологии подлинного Просвещения. Равенство граждан усматривалось только в том, что они имеют равные обязанности по отношению к государству и монарху и равные возможности пользоваться своими правами (о юридическом равенстве которых речи не шло). Для лучшего исполнения своих общественных обязанностей власть и государственная организация должны быть наилучшим способом организованы: всякому учреждению определено свое место, каждое должно действовать по законам, которые, в свою очередь, должны существовать на все случаи жизни. Только это может обеспечить подданным-гражданам предназначенную для них законами «меру вольности», которая заключается в том, чтобы свободно делать не воспрещаемое законами. Организация власти «просвещенного абсолютизма» должна быть всецело светской: поэтому церкви и духовенству отводилось в государстве подчиненное и несамостоятельное место, соответственно право и юстиция должны быть перестроены на современных, «просвещенных» началах.
Реформы в Пруссии
В силу разного рода причин «просвещенный абсолютизм» наиболее полное свое выражение получил в германских государствах – в Пруссии, Бадене, Баварии, Австрии. В Пруссии преобразования в направлении «просвещенного абсолютизма» приобрели двойное воплощение: и в гocyдapcтвeнныx реформах и в изменении политического режима правления. Последнее было для XVIII в. не менее значимым, чем конкретные правовые преобразования, однако этот режим был связан только с личностными качествами прусского короля Фридриха II.
В правление Фридриха II завершилась централизация высшего управления. Сформировались полновесные ведомства высшей администрации, которые охватили новые сферы центрального государственного регулирования. Высшим административным органом номинально сохранялся Генерал-директорат (финансовых, военных и домениальных дел), учрежденный еще в 1722 г. В нем наряду с четырьмя территориальными департаментами (по историческим областям королевства) возникли несколько специализированных: торговли и ремесел (1740), военного управления (1746), акцизов и таможен (1766), горного дела и металлургии (1768), лесной (1771). Управление было полностью освобождено от остатков сословно-провинциального управления, с тем чтобы в нем единственным началом была централизованная законность. Было упорядочено верховное управление монарха. При короле сложился постоянный кабинет из нескольких секретарей (после 1763 г. – 6 секретарей), каждому из которых поручались дела собственного направления. Практика королевских кабинет-указов постепенно вводилась в правовые границы – с тем чтобы не нарушать обычной работы учреждений (если она не нарушала новых политических представлений о «справедливости» и «гражданской вольности»).
В социально-правовой сфере законодательство «просвещенного абсолютизма» стремилось упорядочить сословный строй, закрепив каждому сословию его собственные полезные для государства и общества занятия, а вместе с тем права и привилегии. За дворянством были сохранены привилегии на доступ к военной и гражданской государственной службе. Офицерами в армии могли быть только потомственные дворяне. За дворянством закреплялись исключительные вотчинные права, вместе с тем им запрещались занятия торговлей и финансовыми спекуляциями. Как на особое почетное сословие на дворян была возложена повышенная ответственность за разного рода «позорные» преступления и моральные правонарушения. Запрещалось продавать родовые имения в руки недворян. Для поощрения дворянских занятий аграрным производством были организованы специальные банки, а также провинциальные кредитные общества, где давались займы исключительно под залог поместий. За городским сословием было признано исключительное право торговли и промышленных предприятий. Для поддержания отечественной промышленности законодательно были установлены повышенные таможенные и торговые пошлины на импорт. В экономической политике в целом возросло значение протекционизма. В 1763 – 1765 гг. по личной инициативе короля были предприняты попытки видоизменить формы крепостной зависимости, однако реализовать удалось только частичные ограничения на размеры крестьянских повинностей в пользу землевладельцев. В 1777 г. были закреплены законодательно права владения и наследования земель для крестьян королевского домена.
Одними из самых показательных стали реформы в области юстиции. Указом 3 июня 1740 г. были отменены судебные пытки (кроме наиболее важных обвинений); в 1755 г. отмена распространилась на все без исключения процессуальные случаи. Начиная с 1747 г. правительство под руководством видного правоведа канцлера С. Кокцеи провело судебную реформу. Начальный этап реформы был направлен только на введение новых, более простых процессуальных порядков. Специальная комиссия в течение нескольких месяцев рассмотрела основную массу «залежалых» дел. Введены были новые требования к образованию судей. На место устаревшего законодательства был разработан новый судопроизводственный устав, получивший наименование «Codex Fridericianus» (1749). Отменялись привилегии некоторых исторических судебных органов, в том числе права, предоставленные имперскими законами, о безапелляционном рассмотрении дел. На втором этапе реформы судебная система была централизована: на место ранее существовавших разрозненных инстанций (каждая для своей провинции государства) были созданы суды среднего звена (трибунал в Кенигсберге, судебная палата в Берлине, судебные управления в других частях страны), а также единый Высший трибунал для всего королевства. Судам предписывалось решать дела, основываясь на единых требованиях закона и справедливости, невзирая на сословные привилегии. Общеевропейскую известность в этом отношении получило дело мельника Арнольда (1780), несправедливо осужденного по земельному спору со своим землевладельцем, в итоге решенное лично королем. Дело Арнольда стало поводом к широкомасштабной реформе права (см. § 66).
Реформы в духе «просвещенного абсолютизма» коснулись и других сторон социально-политической жизни и культуры. В 1763 г. было введено обязательное начальное образование для всего населения, причем школы следовало содержать не только за государственный счет, но и на средства местных землевладельцев. Король покровительствовал научным и высшим учебным заведениям. Была ограничена цензура печати. В 1781 г. провозглашена в королевстве свобода вероисповедания христиан разных направлений.
Реформы в Австрии
Более всеобъемлющий и последовательный характер приняли преобразования в духе «просвещенного абсолютизма» в Австрии. Преобразования были обязаны государственной деятельности императрицы Марии-Терезии (1740-1780) и ее сына Иосифа II (1780-1790).
Одним из мотивов государственного реформирования администрации в Австрии также стало усиление централизации. Такое стремление было связано с политической унификацией положения отдельных территорий и бывших королевств в составе австрийской монархии: Чехии, Венгрии, – а также с изживанием остатка сословных порядков. Во главе администрации стал Государственный совет (1760). В нем сосредоточилась правительственная деятельность и законоподготовительная работа. Централизовано было и управление финансами и вообще внутренними экономическими («камеральными») делами – созданием особого Директората (1749). Позднее Директорат подразделялся на три контрольно-специализированных финансовых ведомства с общим управлением. Унификация финансовой организации сопровождалась введением всеобщего для всех сословий подоходного налога.
Ликвидация сословного самоуправления и исторических сословных институтов управления на местах проходила параллельно с учреждением нового, единого для всего государства административного деления и создания чисто монархической местной администрации. Основные полномочия по управлению были переданы губернаторам (1763) и состоящим при них губернским присутствиям, чисто бюрократическим органам. Введено унифицированное разделение страны на провинции (губернии). Низовое управление вручалось окружным начальникам (1748), в компетенции которых были основные – налоговые и полицейские – вопросы.
Важное место заняли судебныепреобразования. Суды были отделены от органов управления. Начаты широкие работы по обновлению и кодификации права, которые завершились изданием целой серии сводов законов (см. § 66). В провинциях и округах была создана новая система сословных судов – в основном со строго посословной подсудностью: дворянство подлежало суду земских судов (в округах) и юстиц-сенатов (в провинциях), горожане – суду традиционных магистратов, крестьяне – преимущественно вотчинным и домениальным судам. Провинциальные инстанции были поставлены под контроль губернаторов. В качестве единого высшего судебного органа была учреждена Верховная судебная инстанция (в Вене), которая играла роль одновременно и апелляционного органа, и судебно-административного (своего рода министерства юстиции).
Судебные преобразования были тесно связаны с укреплением полицейской организации и в целом полицейского управления в стране. «Просвещенный абсолютизм» вообще возлагал на полицейскую администрацию особые задачи: не только по охране правопорядка, но и по созиданию нового, «просвещенного» жизненного уклада. Это приводило к возрастанию государственной регламентации во всех областях жизни под предлогом обеспечения «добрых нравов». Согласно государственному уставу в задачи полиции вошли «охранение общественного порядка, тишины и спокойствия, надзор за правильностью мер и весов, за торговлею на ярмарках, за чистотою на городских улицах, охрана от несчастных случаев и право издавать распоряжения при обстоятельствах повреждения в нравах».
В силу разных обстоятельств более последовательными, чем в Пруссии, стали австрийские реформы социально-правового строя. В течение 1756–1775 гг. было проведено несколько мероприятий, изменивших крепостнические отношения в деревне. Наследственные права крестьян на землю были законодательно обеспечены. Издана серия т.н. урбариев (законодательных предписаний) об определении точных размеров крестьянских повинностей в пользу как короны, так и помещиков. Барщина была ограничена 3 днями в неделю, рабочий день – 10 часами. Запрещен был самовольный захват помещиками крестьянских владений. Начиная с 1781 г., наконец, был полностью ликвидирован режим личной крепостной зависимости крестьян. В 1789 г. урегулировано взимание поземельного чинша, все повинности заменялись денежным сбором.
Особое место в австрийских реформах заняли церковные преобразования. Это было связано с тем значением, которое играла в укладе монархии католическая церковь; ее роль и привилегии вызывали даже политические опасения. В 1746–1771 гг. рядом законов был установлен жесткий государственный контроль за церковной деятельностью, с тем чтобы ослабить влияние римской курии. Папские буллы (грамоты) могли быть впредь опубликованы только с разрешения императора, усилена власть местных епископов над духовенством. Была проведена секуляризация церковных имуществ (более 1/3 монастырей закрыты), усилено налогообложение сохранившейся церковной недвижимости. Ограничена церковная юрисдикция, которая сохранялась только в чисто канонических вопросах. В 1781-1782 гг. были изданы законы об уравнении в правах с католиками приверженцев других христианских исповеданий, а затем и сняты некоторые ограничения с иудеев. В империи была запрещена деятельность ордена иезуитов.
Страны Северной Европы
Под влиянием главным образом политики германских государей преобразования в духе «просвещенного абсолютизма» распространились и на соседние страны Северной Европы.
В Датско-Норвежском королевстве инициатором реформ стал приглашенный из Пруссии министр И. Струензе, занявший особое место при отошедшем от дел короле Кристиане VII (1770-1772). Преобразования в главном коснулись высшей администрации, социально-экономической политики и юстиции. Был распущен Королевский совет, централизованы специализированные ведомства, среди которых основное место заняли финансовые. Серией указов была видоизменена военно-приписная система крестьянского землепользования, тесно увязанная с общинным устройством. Большинство владельцев-крестьян переведены на положение арендаторов, введена наследственная аренда земли, в отдельных областях отменена барщина. Все это имело целью сформировать подлинно собственнические отношения в аграрном укладе. В промышленно-ремесленной сфере были ликвидированы монополии, сдерживавшие развитие конкуренции, Цеховые ограничения на ремесленную деятельность. Для поощрения усовершенствований в сельском аграрном производстве правительство организовало Сельскохозяйственное общество (1769).
В наибольшей степени стремления государственного либерализма коснулись правовой сферы. Были отменены сословные ограничения в бытовой жизни мещанства, а также чиновно-сословные – для дворян. Модернизация семейного права выразилась практически в ликвидации церковных влияний на эту сферу. Уничтожалась правовая дискриминация внебрачных детей, разрешалось крестить детей не в церкви, была отменена уголовная ответственность за внебрачные связи. В отношении всех сословий было запрещено применять пытки при следствии, а также телесные наказания. Отменялась цензура печати.
Администрация Струензе оказалась недолговечной. Из-за перемены в личных взаимоотношениях с королевской семьей министра казнили, после чего ряд законодательных мер был отменен. Однако позднее, в 1784 – 1800 гг., при новом правительстве курс «просвещенного абсолютизма» был продолжен. Постепенно была отменена полукрепостническая военно-приписная система организации армии и одновременно сельской общины, окончательно ограничена барщина (1799). Установлен либеральный таможенный тариф.
В Швеции стремления «просвещенного абсолютизма» характеризовали правление Густава III (1772 – 1792). Особое своеобразие реформам придал монархический государственный переворот, в ходе которого были ликвидированы институты сословного парламентаризма и восстановлено значение королевской власти (август 1772 г.). Новое конституционное устройство сохранило за сословно-представительными органами только совещательное значение в вопросах налогообложения. Были восстановлены сословные привилегии дворянства, в его пользу проведено общее межевание земель (1783), результатом чего явилось общее укрепление собственнических прав. Дворянам были вновь гарантированы привилегии на государственной и военной службе. Одновременно были сокращены собственнические права крестьян, урезаны привилегии городов. Наиболее радикальной была экономическая политика шведской монархии: разрешалась свободная торговля хлебом (1780), отменялись цеховые привилегии, проведена налоговая реорганизация. В сфере юстиции было модернизировано уголовное и процессуальное законодательство, запрещены следственные и судебные пытки, сокращено применение смертной казни, отменялась ответственность за такие преступления, как «колдовство», «чернокнижие», за разного рода суеверия. Подобно другим европейским странам, законодательно была признана свобода отправления культа для приверженцев неофициального (т. е. нелютеранского) вероучения.
Страны Южной Европы
Во взаимодействии с преобразованиями в Австрии реформы «просвещенного абсолютизма» прошли в итальянских государствах, находившихся под политическим патронатом Австрийской монархии.
В Ломбардии наиболее последовательно были проведены экономические и социально-правовые реформы. Отменялись сословные привилегии в налогообложении. Государство постепенно (1760-1786 гг.) выкупило у частных лиц разного рода торговые и таможенные привилегии, в итоге чего в стране установилось единое финансовое и экономическое пространство, подчиненное общим правилам. С 1776 г. была введена свободная торговля зерном, позднее – свободная купля-продажа недвижимости (хотя и с соблюдением сословных титулов владения для особого значения поместий). Церковь была поставлена в большую зависимость от государственной администрации. Управление княжеством претерпело централизацию, сформировались специализированные ведомства.
В Великом герцогстве Тоскана «просвещенный абсолютизм» сложился в правление сына Марии Австрийской Петра-Леопольда (1765–1790). Экономические преобразования здесь в особенности были подчинены принципам меркантилизма. Вводилась свободная торговля зерном (1767), а позднее – и всеми другими продуктами, упразднены были внутренние таможни (1783), сняты всякие ограничения с экспорта и импорта. Сначала во Флоренции, потом в других городах были упразднены цехи и частично восстановлено местное самоуправление (коммуны во главе с выборными гонфалоньерами) уже на общесословной основе. В социально-правовой сфере был разрешен выкуп крестьянских повинностей (с 1780 г.), установлены общесословные правила взимания налогов, введена свободная купля-продажа недвижимости. По инициативе Петра-Леопольда была предпринята даже разработка монархической конституции (1781), в которой уклад «просвещенного абсолютизма» получил бы законодательное оформление; конституция предполагала соучастие в государственных делах представительных собраний.
В государствах Пиренейского полуострова – Испании и Португалии – преобразования «просвещенного абсолютизма» были отмечены важными особенностями. В Испании «просвещенный абсолютизм» более всего был обязан деятельности высших правительственных чиновников – министров Аранды, Кампоманеса, Флоридабланки (1766–1791 гг.), – ив меньшей степени личному участию монархов. Это ослабляло перспективы преобразований. Внимание было нацелено на усиление политической роли монархии и на сокращение влияния католической церкви. Была запрещена деятельность ордена иезуитов, ограничена церковная юрисдикция, ликвидированы правовые основы вмешательства церкви в народное образование, культуру. Экономические преобразования также были подчинены идеям меркантилизма: свобода торговли, в том числе внешней, отмена сословных ограничений на занятия промышленностью, ремеслом (в том числе и для дворянства). Проведена была широкая аграрная реформа, в итоге которой крестьянству были переданы в аренду необрабатываемые коронные земли.
В Португалии стремления «просвещенного абсолютизма» были связаны с деятельностью министра Помбаля (1756–1777) при короле Жозе I. Под его руководством было централизовано государственное управление, сокращено вмешательство церкви в государственную администрацию. Был запрещен орден иезуитов и даже конфискованы его владения (1759). Ликвидировано вмешательство церкви в дела образования и культуры. Однако в ряде аспектов политики и государственного строительства преобразования в Португалии сходствовали со стремлениями раннего абсолютизма, и политико-правовой уклад «законной монархии» здесь вполне не сформировался.
Преобразования и государственно-правовые формы «просвещенного абсолютизма» были характерны и для других стран Европы второй половины XVIII в. Отчетливый конституционный вид «просвещенный абсолютизм» приобрел в Польском королевстве в правление Станислава-Августа (1764–1795). Классическое выражение этот уклад получил в России в правление Екатерины II (1762–1796), где в особенности реформы показали сословно-дворянский смысл политики и политическую нацеленность на укрепление монархии. Сходство с явлениями «просвещенного абсолютизма» имели некоторые реформы и стремления в развитии государственности в Турция и в Японии второй половины XVIII в.
В результате преобразований «просвещенного абсолютизма» монархия XVIII в. во многих крупных и средних государствах приобрела новый политико-правовой вид – по-прежнему неограниченной монархии, но с либеральным режимом правления. Стремления к централизации и правовой унификации придали сословному обществу более современный, гражданский вид. Это создавало благоприятный фон для общей социально-политической модернизации, хотя сам уклад «просвещенного абсолютизма» был нацелен на консервацию прежнего правового и социального строя, в том числе путем усиленной государственной регламентации и полицейского регулирования.