Шариат — система мусульманского права
Особенности становления и развития
Одновременно с возникновением халифата формировалось и его право — шариат. Большую роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех халифов, при которых были составлены священные книги мусульман — Коран и Сунна.
Мусульманское право сформировалось в цельную систему, защищавшую интересы государственной верхушки, землевладельцев, богатых купцов, мусульманского духовенства. Шариат с самого начала возник и развивался как часть религии. Отсюда нормативная часть (фикх) включает в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику ислама, мусульманскую мораль. Однако к IX в., когда процесс становления шариата в основном завершился, он содержал в себе ряд разработанных и обособленных новых правовых норм, отражающих потребности развивающегося феодализма. Шариат — экстерриториальная правовая система, распространяющаяся только на мусульман.
Источники мусульманского права
Важнейшими источники шариата являются:
- Коран — главная священная книга ислама. Содержащиеся предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.
- Сунна — сборник преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. Содержит в значительной части предписания относительно семейного, наследственного и процессуального права.
- Иджма — решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не затронутым в вышеназванных источниках, и впоследствии получившие признание выдающихся правоведов-теологов.
- Фетва — решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.
- Кияс — решение правовых дел по аналогии.
- Местные обычаи (урф и адат).
- Указания и распоряжения халифов (кануны и фирманы).
Гражданское право. Собственность, договоры, брак, семья, наследование
В праве халифата получили развитие нормы, регулирующие отношения собственности. Необходимо отметить, что в мусульманском праве подробно разработан вопрос о гражданской дееспособности, которая была необходимым условием для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам, достигшим совершеннолетия и находившимся в здравом рассудке. Было известно понятие ограниченной дееспособности для малолетних, слабоумных, лиц, находившихся в состоянии опьянения, и т. д.
Классификация вещей: государственные, частные, общественные, нечистые (свинина, спиртные напитки), вакуф (священные вещи), брошенные (ничейные).
Способы возникновения права собственности: завоевание земли (в собственность государства), захват имущества (делилось на части: добытчику, государству, мечетям), наследование, договор, находка.
В Арабском халифате существовал институт частной собственности относительно движимых вещей. Отсутствовала частная соб-
ственность на землю. Харадж — государственная собственность на землю. Мульк — индивидуальное владение землей, свободное от повинностей. Икта — условное владение землей, владелец несет гражданскую или военную службу (со временем стала передаваться по наследству).
Особым дефицитом была вода. Первоначально вода являлась общественным достоянием. В IX в. сформировался институт собственности на источники воды. Появляется сервитутное право (сервитут жажды).
Система обязательств мусульманского права отличается значительной разработанностью. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние (специфические обязательства — обеты), срочные и бессрочные. Договор мог быть оформлен в различных видах: устно, письменно и в неофициальном письме.
Условия заключения договоров:
- наличие правовой дееспособности;
- договор должен был соответствовать правилам шариата;
- договор являлся делом добровольным, насилие запрещалось;
- предусматривалась возможность расторжения договоров по обоюдному согласию.
- объектом договора не могли быть священные и будущие вещи, а также вещи нечистые (вино, свинина и т. д.).
Способы обеспечения договоров: залог и поручительство третьих лиц.
Запрещалось также выделять мусульман среди покупателей. Продавец нес ответственность за качество вещи и обязан был предупредить о скрытых недостатках. Воспрещалось ростовщичество.
В шариате были подробно регламентированы различные виды договоров: купли-продажи, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество и союз. Большое внимание уделялось отношениям имущественного найма, прежде всего, аренде земли.
Брачно-семейное право. Брак в мусульманском праве рассматривался как обязанность мусульманина. Безбрачие осуждалось. Формально для заключения брака требовалось согласие сторон, но фактически отец распоряжался судьбой дочерей, стремясь получить высокий выкуп. Границы брачного возраста отсутствуют. Не запрещаются и браки с родственниками. Коран признавал за мусульманином право иметь до четырех жен и неограниченное число наложниц. Муж обязан содержать своих жен, также мог применять к ним различные наказания. Строго по шариату наказывали за прелюбодеяние (вплоть до смертной казни).
Предусматривалась свобода развода для мужчин. Жена могла требовать развода только через суд, если: муж не выполнял супружеские обязанности, жестоко обращался с ней или не выделял средств на содержание.
Наследственное право было запутанным и сложным. Признавалось два вида наследования:
По закону. Были установлены три очереди наследников:
- дети, внуки, отец, мать;
- братья, сестры, дед, бабка;
- все прочие боковые родственники.
Переживший муж наследовал 1/2 имущества при отсутствии детей, при детях — 1/4. Наследственная доля женщин была в два раза меньше, чем у мужчин.
По завещанию. Свобода завещания была ограничена обязательной долей наследования (2/3 части). Наследованию подлежали только имущественные права умершего, а не обязанности. Завещание должно было быть заверено двумя свидетелями.
Нормы уголовного права отличались архаичностью. Отсутствовало общее понятие преступления.
Классификация преступлений:
1. Тяжкие преступления, запрещенные Кораном (худуд): отступление от веры, кража, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, ложное обвинение.
Виды наказаний: смерть, казнь, либо членовредительные (за первую кражу отрубали руку, за вторую отсекали левую ногу). За прелюбодеяние забрасывали камнями.
2. Против личности: убийство, причинение телесных повреждений. Различались умысел и неосторожность. Наказание: кровная месть (за умышленное), штраф (за неумышленное убийство), членовредительные по принципу талиона. Мусульманское право знало также имущественные санкции (конфискации и т. п.) и позорящие наказания — бритье бороды, лишение права носить чалму и др.
Особенности уголовного права: неразработанность, свободное судейское усмотрение, принцип талиона, возможность откупиться от наказания, различие умысла и неосторожности, непроработанность системы государственных преступлений. Особенностью судопроизводства в мусульманском праве является различие гражданского и уголовного процессов.
Уголовный процесс возбуждался государственными органами. Следствие и розыск преступников осуществлялись шуртой (уголовной полицией).
Гражданский процесс возбуждался частными лицами. Сбор доказательств по существу дела осуществлялся сторонами.
Основными видами доказательств являлись: свидетельские показания, вещественные доказательства, религиозная клятва. Практиковались пытки. Приговор был окончательным, пересмотру не подлежал (кроме как по вновь открывшимся обстоятельствам).