История государства и права зарубежных стран (Альмухаметова М.Ш., 2014)

Арабский халифат

Возникновение халифата

В VII в. у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменного строя. Усилилась имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейхи (главы племен) и саиды (племенные старейшины) захватывают лучшие земли оазисов. В их собственность переходит большое количество скота. Появляются рабы. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей.

Разложение родоплеменных отношений особенно далеко зашло в Хиджазе (район на побережье Красного моря). Здесь вокруг оазисов концентрировались полуоседлые племена, занимавшиеся не только скотоводством, но и земледелием. В этом районе были крупные торгово-ремесленные города Мекка, Ясриб, через которые пролегал большой караванный путь с юга на север. Хиджаз стал экономически ведущим районом Аравийского полуострова, к тому же не подпавшим под чужеземное господство Ирана и Византии. Именно эта область и стала центром объединения арабских племен.

В городах доминировали богатые купцы-ростовщики. Обособившись в привилегированную группу, они тем не менее не прерывали родственных связей с определенными племенами и их знатью. В других районах находилось большое количество обездоленных бедуинов. Рушились вековые связи, узы и традиции взаимопомощи, связывавшие всех соплеменников. Бедствием для простых людей была усилившаяся межплеменная рознь. Постоянные взаимные военные набеги сопровождались убийствами, угоном людей и скота.

Таким образом, кризис рабовладельческих отношений на территории Аравии, разложение первобытно-общинного строя и возникновение классовых противоречий у арабских племен, а также необходимость противостоять внешним завоеваниям создали предпосылки к образованию арабского феодального государства. Характерной чертой складывания государства у арабов была религиозная окраска этого процесса, тесная связь между образованием феодальной государственности и возникновением новой религии — ислама.

Возникновение новой религии — ислама, связано с именем Мухаммеда (570-632 гг.). С превращением ислама в господствующую религию Мухаммед сделался фактически главой всей Аравии, а его родственники и ближайшие сподвижники выделились в особую привилегированную прослойку арабского общества. Теократическая идея, заложенная Мухаммедом, способствовала усилению их светской власти.

Среди простых людей новые идеи нашли ревностных сторонников. Они приняли ислам, т. к. давно потеряли веру в могущество племенных идолов, не защитивших их от бедствий и разорений. Народный характер движения первоначально отпугнул богатых, но это продолжалось недолго. Наблюдая за действиями приверженцев ислама, знать начала понимать, что новая религия не угрожает их коренным интересам. Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман.

К этому времени (20-30 гг. VII в.) было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные им военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем ислама. Деятельность этой военно-религиозной организации постепенно приобретала политический характер. Используя ослабление своих ближайших соседей Византии и Ирана, арабы захватывают Палестину, Сирию, Египет, покоряют Иран, распространяют свою власть на Северную Африку и юг Испании, на Закавказье и Среднюю Азию. Образуется огромная держава под названием Арабского халифата. Возникшее государство решало одну из важнейших задач, стоявшую перед страной, — преодоление племенного сепаратизма. К середине VII в. объединение Аравии было в основном завершено.

В истории халифата выделяют четыре периода:

622-632 гг. — период правления пророка Мухаммеда;

632-651 гг. — правление четырех праведных халифов;

651-750 гг. — Дамасский (сирийский) или период правления династии Омейядов. Завоевательные войны;

750-1258 гг. — Багдадский (месопотамский) или период правления династии Аббассидов. Прекращение захватнических войн. Культурный расцвет.

Общественный строй

Феодализм, существующий в образовавшемся арабском государстве, имел ряд особенностей, обусловленных главным образом его замедленным развитием, религиозными и экономико-географическими факторами:

1) патриархально-родовые и рабовладельческие отношения, замедлявшие темпы развития общества. Труд рабов, число которых все возрастало по мере завоеваний, широко использовался в личных хозяйствах феодалов и особенно в государственном хозяйстве (на ирригационных сооружениях, в рудниках, мастерских и т. д.);

2) государственная собственность на землю. Большая часть земель считалась собственностью халифа. Этому способствовала преобладающая роль орошаемого земледелия, необходимость централизованного регулирования водоснабжения. Основная масса населения арендовала землю у государства.

В багдадский период особенно быстро развивается такая форма условного земельного держания, как икта — владения, выделяемые феодалам за службу из государственного земельного фонда;

3) отсутствие сословий. Правовое положение лица определялось прежде всего его вероисповеданием. На первый план выступали различия в правовом статусе мусульман и не мусульман (зиммиев):

а) правоверные (мусульмане) должны были следовать Корану. На них распространялись нормы шариата. Они обязаны были платить зяккат (налог в помощь нуждающимся мусульманам) и освобождались от налога на землю (харадж);

б) иноверцы (зиммии). Пользовались правовой автономией (имели свои суды). Не допускалось насилие по отношению к иноверцам. Они должны были платить два налога: харадж и джизью (подушный налог);

в) новообращенные. Обязаны были платить налоги: харадж и зяккат.

Господствующий класс феодалов не имел четкой иерархической структуры. Его верхушку составила мусульманская знать — потомки членов семьи Мухаммеда и его сподвижников.

Коренные арабы в основном составляли крестьянство, освобожденное от некоторых налогов и пользующееся рядом привилегий. Впоследствии для них увеличиваются налоги и повинности.

Рабы были самой бесправной группой населения. В основном эту группу населения составляли военнопленные и невольники, купленные за границей. Рабы могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество, хотя и не признавались субъектами права. Количество рабов было невелико, рабство имело патриархальный характер, т. к. ислам не допускает пребывание мусульманина в рабском состоянии;

4) аграрный тип экономики. На территории Арабского халифата были благоприятные условия для развития земледелия. Впоследствии с ростом городов развиваются ремесло и торговля.

Государственный строй

В период образовавшегося государства в Арабском халифате происходит переход от военной демократии к раннефеодальной монархии. Халифат этого периода представлял собой относительно централизованное теократическое государство. Во главе государства стоял халиф, рассматривающийся как преемник пророка. В его руках была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть (до X в.). Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды, но довольно быстро власть халифа стала наследственной. Власть халифа в принципе признавалась неограниченной. В действительности же он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им правителей.

Полномочия халифа:

  1. верховное главнокомандование;
  2. руководство деятельностью государственного аппарата (назначение чиновников);
  3. право толкования Корана, Сунны;
  4. назначение судей;
  5. издание указов и распоряжений.

Главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. По мусульманскому праву визири обладали либо широкой, либо ограниченной властью (только исполняющие приказы халифа). К числу важных чиновников при дворе относились также начальник телохранителей халифа, заведующий полицией, особый чиновник, осуществляющий надзор за другими должностными лицами.

Центральными органами государственного управления стали специальные ведомства — диваны:

  1. диван-ал-Джунд (военных дел). Ведал оснащением и вооружением войска. В нем велись списки ополченцев и наемников, определялись размеры оплаты и земельных пожалований за службу;
  2. диван-ал-Харадж (внутренних дел). Контролировал деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну;
  3. диван-ал-Барид (почтовой службы). Ведал управлением дорог и почты, а также строительством дорог, колодцев и т. д. Это ведомство осуществляло тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях.

Местное управление. Его система изменялась на протяжении VI-VII вв. Территория халифата была разделена на провинции, управляемые военными наместниками — эмирами. Эмиры были ответственными только перед халифом. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Местное (немусульманское население) пользовалось судебной и правовой автономией.

Суд в халифате был отделен от администрации. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Судебные дела рассматривались публично, как правило, в мечети, где могли присутствовать все желающие.

Верховным судьей считался халиф. В целом правосудие было привилегией духовенства. Существовала коллегия наиболее авторитетных богословов, которые назначали нижестоящих судей — кади. Кади рассматривали судебные дела всех категорий, наблюдали за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования. При вынесении решений кади руководствовались прежде всего Кораном и дополнениями к нему, а также решали дела на основе самостоятельного толкования. Судебные решения были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключения составляли случаи, когда сам халиф или его уполномоченные изменяли решения кади. Немусульманское население обычно подлежало юрисдикции судов, состоящих из представителей своего духовенства.

Армия. Большая роль армии определялась самой доктриной ислама. Основной задачей халифов считалось завоевание путем «священной войны» (газавата). Принимать участие в ней обязаны были все совершеннолетние и свободные мусульмане.