История государства и права зарубежных стран (Чибиряев С.А., 2002)

Древняя Индия

Возникновение древнеиндийского государства

Индия - один из центров возникновения человеческой цивилизации. По размерам своей территории и по количеству населения она уже в далеком прошлом так же, как и теперь, принадлежала к числу самых крупных стран мира.

Само географическое положение благоприятствовало оформлению устойчивого во времени человеческого сообщества. На юге, юго-западе и юго-востоке Индия омывается обширными водными пространствами Индийского океана и Бенгальского залива. На севере расположен высочайший в мире хребет - Гималаи. Горные преграды отделяют Индию на западе от Ирана и на востоке от Индокитая.

В 1922 году на северо-западе Индии были произведены раскопки, в результате которых были обнаружены два больших города, названные по их местоположению Мохенджо-Даро и Ха- раппа. Перед взором археологов предстали города с прямыми и широкими улицами, застроенными двухэтажными кирпичными домами, системой канализации, общественными купальнями. Здесь найдены орудия труда из бронзы и меди: серпы, пилы, топоры.

Расцвет Мохенджо-Даро и Хараппы, по всей видимости, приходится на третье тысячелетие до новой эры. Источники не дают достоверных сведений о политической организации и классовой структуре Хараппской цивилизации, а также не отвечают на вопрос, в силу каких причин жители покинули эти две столицы древнейшей цивилизации. Есть предположение, что обрушившееся на людей бедствие произошло в середине II тыс. до н.э.

С этого же времени начинается процесс вторжения северных племен, называвших себя ариями и говоривших на санскритском языке. Этот язык является праматерью семьи индо-европейских языков, объединяющей латынь, романо-германские, славянские и другие языки.

Период с середины II тыс. до н.э. до первой половины I тыс. до н.э. называется ведическим. До нас дошли литературные памятники - веды, ставшие позже священными книгами индусов, а также произведения народного эпоса.

Ведический период отмечен образованием классового общества, что некоторые историки связывают с продолжавшимся ряд столетий волнообразным проникновением на территорию Индии с северо-запада индоарийских племен.

Военный вождь племени (раджа), который ранее выбирался соплеменниками и мог быть смещен, все более возвышался над племенем, подчиняя себе все органы управления и передавая свою власть по наследству.

Веды, особенно важнейшая из них - Ригведа, содержат обстоятельные сведения о разложении родоплеменного строя и становлении первых государств. Мы узнаем из вед, что власть раджи долгое время была ограничена советом старейшин, а родовая знать и жрецы составляли правящую верхушку общества. Основным занятием было скотоводство, а со временем земледелие.

В ходе расселения арийских племен на все более обширной территории и постепенно углубляющегося расслоения сельских общин родовая и военная знать присваивала огромные земли и рабов. Социальное неравенство приобретало выраженный характер, возникала необходимость подавления завоеванных народов, что приводило к созданию первых государственных образований на территории Индии, которое относят ко второй половине II тысячелетия до н.э. Процесс образования и укрепления государства в Индии был длительным. Органы власти возникали постепенно и создавались из племенных органов управления. Сами государства были долгое время небольшими и оставались в пределах той территории, которую занимало племя или союз племен.

Процесс перерастания органов племенного самоуправления в государственные органы в основном завершился к середине I тысячелетия до н.э. Власть племенного вождя (раджи) к этому времени в большинстве индийских племен переросла в монархию.

Раджа был ставленником, как правило, самого знатного, богатого и многочисленного рода. Со временем власть раджи становится наследственной. Некоторые государственные образования принимали форму республики.

Самым крупным и мощным государством в IV-III вв. до н.э. была Магадха при династии Маурьев, объединивших под своей властью почти всю территорию Индостана. В этот период в Индии достигают заметного расцвета сельское хозяйство и ремесло. В широких масштабах применяется искусственное орошение.

Создание единого государства на полуострове Индостан способствовало взаимообогащению народов, расцвету культуры, стиранию межплеменных противоречий. Однако единому государству не суждено было долго существовать. Центральная власть, державшаяся только на силе армии, не смогла удержать в подчинении конгломерат народов и племен, стоявших на разных ступенях экономического и культурного развития.

Общественный строй

Чего-либо исключительного в образовании государства в Индии не было. Однако этот процесс имел ту особенность, что в Древней Индии образование государства сопровождалось обособлением определенных общественных групп, которые со временем превратились в замкнутые сословия - варны. О существовании четырех варн повествует Ригведа.

К первой варне относилась жреческая знать - брахманы. Рядом с вождями индоариев находились их жрецы, провидцы и одержимые, в порыве вдохновения изрекавшие священные заклинания вед. Они происходили из определенных родов и составляли замкнутые ассоциации, члены которых строго оберегали свои тайны от непосвященных, передавая свои знания из поколения в поколение. Жрецы эти как хранители обычаев, традиций и сверхъестественной мудрости были как бы судьями племени, обеспечивавшими поддержание издавна установившихся порядков.

Знатные роды, в которых исполнение жреческих обязанностей стало профессией, и составили варну брахманов. Формированию жреческой верхушки брахманов, способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. По официальным представлениям, брахман - высший из людей. Его занятие - изучение священных книг, участие в суде, выработка законов и предписаний.

Царские роды, военная знать образовали варну кшатриев (наделенных могуществом). В эту категорию первоначально вхо

дили только арии, но в процессе ассимиляции завоеванных племен эта варна пополнялась местными вождями. В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим в своих руках военную, политическую и экономическую власть, стали относить в основном тех, кто принадлежал непосредственно к царскому роду и к категории привилегированных наемных воинов. Кшатрии являлись полновластными распорядителями богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов - пленников.

Две последние варны были варнами непривилегированных.

К третьей варне относилась основная масса крестьян - общинников, и она получила название вайшьи (общинник, домохозяин). Название этой варны произошло от слова «виш» - народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда - подлинный демос.

Разложение первобытно-общинного строя, постоянные столкновения племен, усиление имущественного неравенства - вот основные причины того, что появилась четвертая варна - шудры, или «отбившиеся от своего племени люди», словом, люди, стоявшие за пределами общинной организации и, следовательно, лишенные земли как основного средства производства.

Однако шудра не был рабом. Несмотря на свое угнетенное и бесправное положение путь к богатству для него не был закрыт. Среди шудр можно было встретить и ремесленников, и ростовщиков, и домовладельцев. Шудра имел семью, и дети могли наследовать его имущество. Была установлена ответственность за убийство шудры, но в 16 раз меньшая, чем за неосторожное убийство брахмана.

Как бы ни было велико преступление брахмана, ему грозило лишь острижение головы, или он мог очиститься, сотворив молитву. Шудра же, позволивший себе только осудить брахмана, наказывался мучительной смертью: ему вливали в рот кипящее масло.

Переход из одной варны в другую был запрещен. Положение варн было закреплено обычаем, впоследствии и законом. Политическая власть была сосредоточена в руках брахманов и кшатриев, у них находились основные богатства. Шудра рассматривался как созданный для вечного служения брахману. А если не было рядом брахмана, то следовало служить кшатрию.

У древних народов социальное превосходство одних членов общества обычно осознавалось как их качественное превосходство и, как правило, облекалось в религиозную форму. Об этом и свидетельствует индийский миф о происхождении варн. Брахманы, говорилось в нем, произошли из уст бога Брахмы, поэтому боги вещали устами брахманов - исполнителей всех ритуальный действий, посредством которых люди общаются с богами и полу

чают их благоволение. Брахманы были создателями и толкователями законов, но они не вмешивались в дела исполнительной и военной власти, которая была в руках кшатриев.

Хотя кшатрии в социальной иерархии стояли ниже брахманов, реальное положение их в обществе было первостепенным. Сама государственная власть, военная сила, богатства находились в распоряжении кшатриев.

Они знали о претензиях брахманов на святость и особое положение в обществе, но это не мешало им держать власть в своих руках. Ведущую роль в военных действиях играли отряды хорошо вооруженных и подготовленных царских дружинников - кшатриев, сражавшихся на колесницах, слонах и в конном строю. Основную же массу воинов - пехотинцев составляли вайшьи - крестьяне-общинники.

В древних источниках всячески подчеркивалась вечность и нерушимость системы варн. Однако эти принципы не следует принимать на веру как абсолютно ненарушимые. Запрет на переход их одной варны в другую на практике нередко нарушался. Даже в варну брахманов проникали люди сомнительного (с точки зрения самих брахманов) происхождения.

Нарушались и брачные запреты, согласно которым бракосочетание молодых должно происходить в рамках одной варны. Женитьба мужчины более высокой варны на женщине низшей варны не возбранялась.

Важнейшим обрядом, подчеркивавшим различие между членами трех высших варн и шудрами, было посвящение (упанаяна), считавшееся вторым рождением по своему значению. Вот почему люди трех варн (брахманы, кшатрии, вайшьи) назывались дважды рожденными (джиджати) в отличие от единожды рожденных (якаджати) - шудр.

Такой индийский обряд есть не что иное, как известная многим первобытным обществам инициация, или прием в полноправные члены общины возмужавшего соплеменника. Однако индийское посвящение производилось не после периода ученичества или достижения совершеннолетия, как у многих других народов, а до него и открывало период обучения и возмужания.

Жизнь дважды рожденного должна была состоять из четырех периодов (ашрам). В первом периоде он становился учеником, во втором - домохозяином, в третьем - лесным отшельником, в четвертом - бродячим аскетом.

Существование последних двух ашрам, близких по характеру, было, вероятно, пережитком тех времен, когда член рода, потерявший трудоспособность и становившийся в тягость соплеменникам, должен был оставить свой род и семью. Со временем такой поступок стал считаться благочестивым и приобрел религиозный характер.

С ростом материального благосостояния переход в третью и особенно четвертую ашраму происходил все реже, и престарелые все чаще оставались в семье, окруженные всеобщим уважением.

За рамками указанных варн находились те, кого называли «самыми низкими из людей». К ним относились люди, родившиеся от строго запрещенных союзов представителей различных варн. Их называли чандалалш. Они жили вне селений. Платьем их должно было быть платье мертвых, и они должны были кочевать с места на место.

И, наконец, на самой низшей ступеньке в индийском обществе находились рабы. Общепризнано, что рабский труд не играл значительной роли в сельском хозяйстве, ремеслах. В отличие от Древней Греции, Древнего Рима, да и Египта индийские рабы могли иметь семью, свое имущество, которое передавалось по наследству. И все-таки Древняя Индия была рабовладельческим государством, где при всех особенностях системы варн основными антагонистическими классами были рабовладельцы и рабы. Последние были не более чем говорящими орудиями труда. Господин имел право распоряжаться жизнью и смертью своего раба. Единственное, за что рабы могли благодарить милосердных богов, это за то, что их не сжигали на костре. Если им и сохраняли жизнь, то она сгорала в огне эксплуатации, что побуждало «дважды рожденных» воспевать рабство в своих гимнах. Пленение не было единственным источником рабства. Обращали в рабство за долги, за совершенное преступление, а также продавали в рабство жен и детей.

Государственный строй

Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее, в правовых документах отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Варны заслоняют собой классы.

Процесс образования и развития государственных органов в Индии был длительным. Органы власти вырастали из племенных органов управления. Верховная власть была у наследственного царя. Наследник престола определялся из числа сыновей, и объявлялось это решение заранее, при жизни правителя (раджи).

Важнейшей особенностью политической организации древнеиндийского общества было то, что право законотворчества находилось у брахманских школ, придававших каждому нормативному акту религиозное звучание. Однако вряд ли можно принять на веру то, что раджа не имел влияния на законодательную деятельность.

Шаг за шагом складывался аппарат государственного управления, приобретавший черты восточной деспотии. Образовались три ведомства: финансовое (сбор налогов), военное и ведомство публичных работ (строительство оросительных каналов, водоемов, дамб).

Дошедшее до нас со времен империи Маурья политическое сочинение Артхашастра так определяет роль и место царя: он должен контролировать отчеты о доходах и расходах, выслушивать своих советников, назначать высших должностных лиц, получать секретную информацию от шпионов, проводить смотры армии и т.д. Основными отраслями управляли сановники: командующий армией, главный жрец, главный советник царя по вопросам права. Роль первого министра исполнял главный мантрин, которому и подчинялась вся армия чиновников.

Для управления провинциями направлялись чиновники, в обязанность которых входило наблюдение за сельхозработами, ирригационными сооружениями и реками, поддержание дорог. Основной же обязанностью провинциального чиновника был сбор налогов. Тюрьмы были в ведении особых учреждений.

Суд не был отделен от администрации. Управитель области был одновременно и судьей. В сельской общине суд вершил староста по целому ряду незначительных дел.

В селе было несколько должностных лиц. Староста осуществлял общий надзор за жизнью села, улаживал споры обывателей, отправлял правосудие, собирал налоги. Другой чиновник следил за состоянием урожая, третий - собирал сведения о преступлениях и проступках, следующий - охранял урожай. Специальный чиновник заведовал водоемами и распределял воду общинникам. Брахман вел дела культа. В селе был школьный учитель и непременно астролог.

В Индии существовала десятичная система. В ее основе лежит объединение сел в десятки, двадцатки, сотни и тысячи. Начальник тысячи подчинялся только царю.

В состав империи Маурья входили завоеванные государства, различные княжества. За ними была сохранена относительная автономия. Для наблюдения за подобными административными единицами направлялись царевичи или близкие родственники царя.

Появление каст. Достигнув наибольшего расцвета при царе Ашоке, империя Маурья после его смерти стала распадаться. Дорогу себе пробивают феодальные отношения. И в этот период в Индии складывается кастовый строй. Касты первоначально образовались внутри непривилегированных варн (вайшьи и шудры).

Они представляли собой замкнутые общественные группы, которые различались по их профессиональным занятиям. Появились касты купцов, земледельцев, скотоводов, домашней прислуги, ремесленников. Люди этих каст пожизненно прикреплялись к своим профессиям и передавали свои знания, свой опыт, смекалку своим детям.

И, наконец, существовала каста «неприкасаемых». Она пополнялась из отпущенных на волю рабов, преступников, из людей «без рода и племени». Уделом неприкасаемых было занятие поденной работой, ремесло могильщика и т.д. Общение с ними было запрещено для всякого, кто принадлежал к «чистым» кастам.

В Индии, как ни в одной другой стране древнего мира, сословные различия приняли законченные формы варн и каст. Эта особенность может быть объяснена тем, что оформление классовых отношений в большей части Северной Индии происходило одновременно с освоением долины Ганга, массовыми передвижениями племен и постоянными их столкновениями между собой. В этих условиях общественная дифференциация происходила зачастую не столько внутри рода или племени, сколько между ними. Поэтому такие родоплеменные институты и представления, как табу, ритуальная чистота и т.д., оказались очень живучими и оставили свой отпечаток и на оформлении сословных различий.

Важным фактором, способствовавшим сохранению обычаев и традиции, следует считать также обширный племенной мир, окружавший основные очаги цивилизации. Это мир с трудом включался в классовое общество и изо всех сил стремился сохранить устаревшие общественные явления, веками выработанные порядки.

И еще одно обстоятельство. В условиях этнической пестроты, частых распадов одних государств, племенных союзов и образования других господствующие слои многоэтнического общества стремились сохранить единство сословий. Таким образом обеспечивались привилегии высших варн, возможность поддерживать классовую и сословную солидарность при всех возможных изменениях в соотношении сил между племенами, границ между государствами.

И, наконец, развитие общественного неравенства привело к тому, что знатным родам одного племени стали ближе и «роднее» такие же по знатности роды другого племени, чем собственные соплеменники. Такое же объяснение можно отнести к кастовым структурам.

Абсолютно закостенелой сословная структура в Древней Индии никогда не была. Становление и развитие классов с их классовыми противоречиями давали о себе знать.

Законы Ману

Основным и наиболее обширным кодексом древнеиндийского права, морали и религии были законы Ману.

Поведение древнего индийца многие столетия регулировалось религиозно-правовыми нормами. Вот почему понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, не существовало.

Традиция связывает развитие правовой мысли в Индии с памятниками ведической литературы. Веды (Ригведа, Самаведа и др.) - священные книги древности содержат для правоверного индуса божественное предписание, истину. Но веды надо рассматривать только в качестве идейной основы права.

Законы Ману были составлены одной из брахманских школ. Имя мифического бога Ману придавало этим законам значение святости и непререкаемости религиозных велений. Точное время составления законов неизвестно. Предполагается, что они появились после II в. до н.э.

Законы Ману состояли из 12 глав и 2685 статей, написанных в форме двустишйй (шлок). Они трактуют не только нормы права, но и политику, мораль, религиозные предписания.

Сборник в целом свидетельствует о классовом характере права, о большом влиянии на него родоплеменного строя и системы варн. В ст. 108 гл. I утверждается, что дхарма - это извечное «правило жизни», которому должны следовать все люди. Каждая варна должна руководствоваться своей дхармой, т.е. совокупностью норм и предписаний, нарушение которых влекло за собой не только религиозное осуждение, но и правовые последствия.

Свод законов Ману откровенно показывает, с какой непревзойденной циничностью господствующий класс ставит себе на службу религию. Он более чем ярко раскрывает ее классовую сущность. Законы Ману имели своей главной целью узаконить варно-кастовую структуру общества и прежде всего привилегированное положение брахманов. Свидетельство тому - обращенные угрозы и заклинания в адрес царей, непочтительно относящихся к брахманам.

Иные цари, очевидно, мало считались с претензиями брахманов. Среди брахманов также не было равенства. Одни занимались изучением вед, жертвоприношениями, обучением, а другие - мирскими делами. Так, в VIII главе говорится: «К брахманам, пасущим скот, занимающимся торговлей, а также к брахманам- ремесленникам, актерам, слугам и ростовщикам надо относиться, как к шудрам».

Вопросам государства и права в законах Ману посвящены VII, VIII, IX и частично X главы. Здесь перечисляются обязанно

сти правителя, дхармы царя-кшатрия. Ему предписывается соблюдение ряда требований: наказание преступников, осуществление правосудия с помощью опытных советников - брахманов. />Царь обожествляется. Его задача устрашить людей, сделать неотвратимым наказание. Индусская концепция богоугодного царя предписывает правителям в качестве одной из обязанностей охрану подданных. Защищая народ, царь получает право собирать налоги.

Несколько статей посвящены шудрам, наемным работникам, слугам и рабам. Законы перечисляют источники рабства: «захваченный под знаменем (т.е. в бою), рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания».

Право собственности. В сфере вещных прав право собственности и право вещного владения занимают особое место. Законы требовали, чтобы всякое владение вещью, в том числе добросовестное, было обосновано законом.

В Древней Индии не сложилось право частной собственности на землю, что обеспечивало прочность общинных и кастовых связей, которые противостояли становлению классов. Земельный фонд составляли земли царские, общинные, частные. Царь жаловал земельные участки монастырям, частным лицам. Общегосударственная собственность на землю позволяла царю вводить налоги. Так, налог с крестьян-общинников равнялся 1/6 урожая. Границы земельных владений общин и семей в полях, водоемах, садах были четко зафиксированы.

Законы Ману были написаны в период патриархального быта. Существовали огромные семьи, объединявшие под одной кровлей всех нисходящих родственников ее главы. Имущество этой семьи было общим достоянием и управлялось главой семьи. Каждая семья имела в своем владении выделенный общиной земельный участок.

Право собственности возникало при сделках: договоры куп- ли-продажи, дарения, мены, залога. Вещь мог продать только действительный собственник. За незаконное присвоение чужой собственности предусматривался огромный штраф.

Обязательственное право в рассматриваемом кодексе получило тщательную разработку. Прежде всего речь идет о договоре займа. В законах Ману прямо указано, что царь должен заставить должника уплатить долг кредитору, когда последний докажет свое право требования.

Законы знали институт поручительства. Поручитель обязывался выплатить долг из своих средств в случае несостоятельности должника. В случае смерти должника его долг переходил на старшего сына и даже на других родственников умершего.

Непогашение долга приводило к состоянию кабалы, если только должник не был брахманом и не принадлежал к более высокой варне, чем кредитор.

Законы Ману разрешали взимание процентов по займу. Они устанавливались в зависимости от варны и составляли 2% в месяц для брахмана, 3% - для кшатрия, 4% - для вайшьи и 5% - для шудры.

В Маурийскую эпоху широко практиковался договор трудового найма. Как правило, наемные лица были шудры, но, вероятно, среди наемных работников были и разорившиеся общинники, ремесленники, принадлежавшие к вайшьям. Наемные работники получали 1/10 выращенного урожая, а занятые в скотоводстве - 1/10 масла сбитого из молока коров, за которыми осуществляли уход.

Законы устанавливают, что неисполнение договора или исполнение не должным образом лишали виновника условленной платы.

Обязательственное право по законам Ману предусматривало общее правило: а) договор, заключенный рабом, пьяным, безумным, малолетним, одряхлевшим, неуполномоченным лицом, недействителен; б) нарушение договора влекло за собой не только гражданско-правовые последствия, но и такие, как изгнание за пределы государства.

Законы предусматривали обязательства, возникающие из деликтов, т.е. причинения вреда лицу или его имуществу (потрава посевов, порча чужих вещей и т.д.)

Бранно-семейные отношения древнеиндийского общества характеризуются господством мужа над женой и детьми. Брак мог быть заключен при достигнутом согласии родителей жениха и невесты. За невесту жених выплачивал родителям выкупную плату. Невеста от своих родителей получала приданое, которое приносилось в семью.

Законы и обычаи требовали незыблемости брачных отношений, но только для жены. Что касается мужа, то закон наделял его правом на развод, оговорив условия: муж обязан был терпеть жену, «которая его ненавидит», в течение года и только по прошествии этого срока он мог ее выгнать, присвоив себе все приданое; «жена, не рождающая детей, может быть изгнана на 8-м году совместной жизни, рождающая мертвых - на десятом году; только девочек - на одиннадцатом, но сварливая - немедленно».

Законодательство способствовало становлению многодетной семьи. Если у супругов не было детей, то предписывалось жене по приказу мужа сожительствовать с деверем (братом мужа) или другим родственником. Допускалось жениться на женщине, имеющей добрачных детей, и закон постановлял, что они должны считаться детьми мужа. Наследниками отцовского имущества становились сыновья. Им вменялось однако в обязанность выделить определенную долю наследственной массы своим сестрам - девицам. Последние должны были иметь приданое, чтобы выйти замуж. Каждый брат выделял сестрам по 'Л своей доли для приданого.

Согласно традиции и законам жена должна была принадлежать к той варне, к которой принадлежал и муж. Мужчины имели право вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной из низшей варны было запрещено. В Индии существовал принцип майората, когда старший сын по наследству получал недвижимость (дом, земельный участок). Наследования по завещанию индийское право не знало.

Уголовное право и процесс не были свободны от многих пережитков прошлого - самосуда по отношению к вору, застигнутому на месте преступления, а также талиона (око за око, зуб за зуб).

Следует заметить, что в законах Ману крайне незначительно отражены преступления, направленные против царя и существующего режима.

В числе преступлений против личности указаны убийство, телесное повреждение, оскорбление словом и действием. Тяжесть наказания за эти преступления определялась в зависимости от тяжести преступления и социальной принадлежности преступника и потерпевшего.

Уголовная репрессия была направлена против тех, кто посягал на незыблемость и святость варн. О суровости наказаний за незначительное нарушение в этой области можно судить по мерам наказания. Клевета по отношению к людям низших варн наказывалась штрафом, размер которого зависел от социального положения оклеветанного. Шудра, оскорбивший или оклеветавший «дважды рожденного» наказывался отрезанием языка.

Система талиона встречается в ряде статей. «Кто поднимает руку или ногу на высшего по положению, тому следует отрезать руку или ногу» - гласит одна из шлок законов Ману.

Сурово каралось посягательство на частную собственность - повреждение и присвоение чужого имущества. Приводится различие между грабежом (присвоение чужой вещи в присутствии собственника и с применением насилия) и кражей. Вор, застигнутый на месте преступления, мог быть убит немедленно; ночная кража наказывалась посажением на кол. В остальных случаях воровства наказание определялось в виде штрафов, сумма которых зависела от размера похищенного и достигала 11-кратной его стоимости.

В кодексе упоминаются различные преступления против отдельных лиц: убийство, телесные повреждения, оскорбление. Законы ревностно защищали семейные устои. Разговор с чужой женой в уединенном месте считался серьезным преступлением.

Кастовые различия влияли на размер штрафов.

Наиболее тяжким преступлением в Индии считалось убийство брахмана. Иной была уголовная ответственность самих брахманов. В ст. 230 записано: «Нельзя убивать брахмана даже погрязшего во всяческих пороках; надо изгнать его из страны со всем его имуществом без телесных повреждений».

Карательные меры были весьма разнообразны: смертная казнь, отсечение языка, пальцев рук, клеймение, обращение в рабство и др. На лбу пьяницы выжигали «знак продавца спиртного», а лоб вора украшали изображением собачьей ноги.

В судопроизводстве не было четкого различия между уголовным и гражданским процессом. Судебные дела возбуждались по заявлениям заинтересованных лиц. Главными средствами установления судебной истины были свидетельские показания и разного рода испытания. Рассмотрение дела в судах носило состязательный характер. Спорящие стороны сами должны были убедить суд в своей правоте и представить для этого соответствующие доказательства. При вынесении приговора или решения суд придерживался формальной оценки доказательств. Суд брал во внимание и выражение лица обвиняемого, его жесты, походку, «звук голоса и цвет лица».

Свидетелями на суде не могли быть рабы, дети, люди с дурной репутацией. При разногласиях в показаниях или в случаях отсутствия прямых доказательств суд прибегал к ордалию - «божьему суду». «Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода заставляет подняться вверх, и с кем вскоре не случается несчастья, должен считаться чистым в клятве».

К обвиняемым применялись пытки: шесть палочных ударов, семь плетей, два подвешивания и вливания воды в нос, прокалывание руки иглой, сжигание сустава пальца и др. От пыток освобождались дети, старики, беременные женщины, а также брахманы независимо от тяжести преступления.

Суд не был отделен от администрации.