Арабский Халифат и мусульманское право
Возникновение и развитие Арабского Халифата
Арабский Халифат возник в VII в. в юго-западной части Аравийского полуострова в результате разложения родового строя у населявших эту территорию арабов - оседлых земледельцев и кочевников и объединения их под знаменем религии ислама.
До образования Арабского Халифата подавляющее большинство населения Аравии составляли кочевники-скотоводы, которые находились на стадии родоплеменных отношений. Они населяли обширные пространства аравийских степей и полупустынь, известных под названием «бадави». Это слово перешло в европейские языки в форме арабского множественного числа - бедуин. Бедуины занимались скотоводством, преимущественно верблюдоводством.
Каждое племя (в зависимости от его численности и размеров занимаемой территории) состояло из большого или малого числа кланов и родов.
Во главе каждого племени стоял его предводитель - сейид (господин); в более близкое к нам время его стали называть шейхом.
Отдельные кланы и большие группы кочевников тоже имели своих сейидов. В мирное время сейид ведал перекочевками, выбирал место для становища, был представителем своего племени и вел от его лица переговоры с другими племенами. Если в племени не было судьи, он разбирал споры и тяжбы своих соплеменников, в особых случаях мог выполнять обязанности служителя религиозного культа. В набегах и на войне сейид командовал вооруженным отрядом своего племени; тогда он назывался раисом (главарем).
Каждое племя, а то и большой клан было вполне самостоятельной, ни от кого не зависимой организацией.
Главной причиной возникновения государства у арабов было классовое расслоение. Помимо этого, немалое значение имел экономический кризис, связанный с перенаселением и необходимостью увеличения площади пастбищ. Арабы нуждались в новых территориях и стремились вторгнуться в Иран и Византию. Кризис способствовал объединению арабских племен в союзы и созданию единого арабского государства в пределах всей Аравии.
Стремление к объединению нашло свое идейное выражение в учении ханифов, проповедовавших веру в единого бога - Аллаха, и в исламе («покорность») - магометанском религиозном учении, основателем которого считается Мухаммед, живший примерно с 570 по 632 г.
Ислам возник в Центральной Аравии. Главным центром его является Мекка, где родился и жил основатель ислама Мухаммед. Город Мекка стоял на пути больших торговых караванов, которые направлялись из Йемена и Эфиопии в Месопотамию и Палестину. Этот пункт, разросшийся в большой по аравийским масштабам город, еще в древности приобрел все возраставшее религиозное значение.
Мухаммед принадлежал к роду хайшим, который не владел богатством и не пользовался влиянием. Следовательно, он и его ближайшее окружение вполне могли проникнуться интересами и нуждами среднего и мелкого мекканского торгового люда.
Деятельность первых мусульман в Мекке завершилась полным провалом. Не получив поддержки ни со стороны населения города, ни со стороны бедуинов из прилегающих к нему районов, первые мусульмане решили переселиться в Ясриб-Медину. Там мекканские переселенцы стали называться мухаджирами. Им пришлось совершить формальный акт добровольного расторжения родственных связей со своими соплеменниками.
Далее в Медине была образована особая организация - умма (община верующих). Мусульманская умма, в которой объединялись единоверцы, была теократической организацией. Входившие в нее верующие были убеждены, что ими правит Аллах через своего посланника. Через несколько лет все арабское население Медины уже вошло в состав мусульманской общины, а еврейские племена были выселены и частично истреблены. Как вероучитель, постоянно общавшийся с Аллахом, Мухаммед выполнял функции правителя Медины, судьи и военачальника.
13 января 624 г. состоялась первая битва мусульман под предводительством Мухаммеда с мекканцами. Битва продолжалась всего несколько часов. Мусульмане победили и захватили богатую добычу. Мухаммед поступил с пленными мудро: он отпустил пленных женщин и детей. Великодушие Мухаммеда сделало свое дело. Недавний противник Малик Ибн-Ауфа, командовавший племенем бедуинов в бою с Мухаммедом, сам принял ислам. Его примеру последовали и подвластные ему племена бедуинов. Так Мухаммед шаг за шагом расширял свое влияние.
После этого Мухаммед решил потеснить евреев. Последние не выдержали осады и, заморенные голодом, сдались. Им пришлось покинуть Аравию и поселиться в Сирии. Со временем Мухаммеду сдались и другие племена Средней Аравии, и он стал самым могущественным властителем в этом регионе.
Умер Мухаммед в Медине в 632 г. Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его преемнике на посту верховного главы мусульман. К этому времени ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда (родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать единоличных вождей мусульман.
Главой общины был провозглашен Абу Бекр, ближайший соратник Мухаммеда. В соответствии с постепенно развивавшимся исламским правом назначение Абу Бекра наследником было произведено с помощью выборов и узаконено присягой, принесенной путем рукопожатий, причем присутствовавшие давали торжественное обещание и за отсутствовавших. Абу Бекр принял титул халифа, что значит «заместитель», «преемник».
Халифы Абу Бекр (632-634 гг.), Омар (634-644 гг.), Осман (644-656 гг.) и Али (656-661 гг.) получили название «праведных». Их восшествие на престол было еще выборным. Во время их правления были завоеваны многочисленные территории в Азии и Африке, входившие в состав Византийской империи и Иранского царства. В результате этих завоеваний и было образовано обширное государство Арабский Халифат.
Арабская империя
Историю Арабского Халифата можно представить следующими основными периодами:
- разложение родоплеменного строя и образование государства (VI -VII вв.);
- дамасский, или период правления Омейядов, на который падает расцвет государства. Халифат становится феодальным государством (661-750 гг.);
- багдадский, или период правления Аббасидов. С ним связаны создание обширной Арабской империи, ее дальнейшая феодализация и распад государства (750-1258 гг.).
Распад Халифата начался еще в VIII в. В 756 г. от него отделился Кордовский эмират в Испании, который в 929 г. стал самостоятельным халифатом. Позднее от Халифата отсоединились Тунис и Марокко, а затем и другие части империи. В середине IX в. отделился Египет. Власть халифа сохранилась к середине X в. только в Аравии и части Месопотамии, прилегавшей к Багдаду.
В 1055 г. после захвата турками-сельджуками Багдада Арабский Халифат потерял свою независимость.
В 1257-1258 гг. в результате нашествия Чингисхана были уничтожены остатки некогда могущественного государства - Арабского Халифата.
Общественный и государственный строй Халифата
Для общественного строя Халифата была характерна многоукладное^. В созданном путем завоеваний государстве соседствовали родовые, рабовладельческие и феодальные отношения. Это проявлялось и в социальной структуре, и в экономическом укладе общества. Так, в государстве сохранялось общинное владение землей. В ходе разложения общинной собственности появилась частная собственность на землю в форме мулька. Это землевладение во многом схоже с существовавшим во Франкском государстве аллодом. Со второй половины VII в. у арабов появилось условное земледержание - икта, которое предоставлялось за обязанность держателя исполнять те или иные повинности в пользу лица, вручившего землю. Значительное развитие получила государственная собственность на землю (собственность халифа). В хозяйствах феодалов и в государственном секторе широко использовался труд рабов.
Согласно религиозно-правовым догмам ислама все люди делились на «правоверных», или мусульман, и «неверных» (гяуров). В среде мусульман можно выделить привилегированную верхушку и простой люд. К господствующему классу относились земле- в л ад ельцы-феодалы, мусульманское духовенство, а также торговцы и ростовщики, объединенные в гильдии. Лишь мусульмане могли занимать государственные должности, пользоваться различными благами и привилегиями в области налогового обложения, уголовного права и др. «Неверные» - это покоренное население, не принявшее ислам. Те, кто не оказывал сопротивления, являлись лично свободными- зиммиями. Они становились арендаторами некогда принадлежавших им земель и обязаны были платить джизью (подушный налог) и хорадж (тяжелый поземельный налог). Сопротивлявшихся арабы обращали в рабство.
Крестьяне в Халифате были основным податным сословием и являлись наследственными подневольными арендаторами государственных земель. Они выплачивали в казну подати, характер и размер которых зависел от правового режима земель и личности. Крестьяне-мусульмане, являвшиеся собственниками мулька, платили десятую часть дохода натурой и сороковую часть от дохода с торговли, скотоводства, ремесла - закят. Крестьяне, обращенные в мусульманство, с 700 г. платили, кроме того, хорадж. С крестьян-немусульман в любом случае взимались хорадж и джизья. Они обязаны были также выполнять дорожные, строительные и другие повинности. Тяжелое положение крестьян неоднократно толкало их на вооруженные восстания против феодалов.
Городская жизнь в Халифате была довольно развитой. Но города в Арабском Халифате в отличие от европейских не имели самоуправления. Господствующим классом города были крупные феодалы - потомки арабских завоевателей и тесно связанные с ними богатые купцы. Ремесленники были наиболее значительной социальной группой в городах Халифата. Свободные ремесленники объединялись в цехи, а в структурном плане делились на мастеров, подмастерьев и учеников. Цехи возглавлялись старшинами и подчинялись деспотической власти эмиров, султанов, их администрации. Серьезным влиянием в городах пользовались корпорации богословов и законоведов, объединявшихся вокруг местных школ богословия и права - медресе.
По мере развития феодализма арабская знать нуждалась во все большем количестве слуг, а так как крестьяне лично феодалам не принадлежали, то для этой цели подходили только рабы. Рабы в халифате использовались в качестве челяди (домашних слуг, наложниц и др.), гвардейцев и военных слуг {гулямов, мамлюков). Источником поступления новых рабов были военнопленные, а также купленные за границей.
Несмотря на рабовладельческий уклад, Халифат являлся специфическим феодальным государством, основанным на эксплуатации наследственного арендатора-крестьянина, платившего подати в казну.
Государственный строй. В VII-VIII вв. Арабский Халифат представлял собой относительно централизованное теократическое государство. Во главе государства стоял халиф- посланник Аллаха. Вначале он избирался мусульманской знатью из своей среды, затем власть его стала наследственной. Халиф обладал высшей светской {эмират)и духовной {имамат) властью. Арабское государство приобрело форму централизованной теократической монархии. Однако халиф вынужден был считаться с мнением ближайших сторонников из радоплеменной знати - мухаджиров, заседавших в совете, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им правителей. Это свидетельствует о том, что наличие родоплеменного элемента в государственной организации являлось своеобразной чертой государственной системы Арабского Халифата.
В 945 г. в Багдаде халифы уступили светскую власть султанам новой персидской династии Бундов. После этого у халифов остаются лишь духовная власть и религиозный авторитет.
Центральное управление. При халифе была учреждена должность визиря- его главного помощника и советника. Она появилась при Аббасидах. Визирю подчинялся административно-хозяйственный аппарат, ведомство государственного контроля и войска. Визирь как хранитель халифской печати обладал правом ставить ее на документах без предварительного разрешения халифа.
Каждая провинция (эмират) имела в Багдаде свое территориальное ведомство (диван), состоявшее из основного отдела (асл), ведавшего сбором налогов, и ведомства финансов (зимам) Со временем остался лишь диван по делам Вавилонии, которым управлял сам визирь. Центральное управление в государстве осуществляли правительственные органы - отраслевые диваны, подчиненные непосредственно визирю: диван военных дел (диван-ал- джунд), финансов (диван-ал-харадж), почты, контроля и сыска (диван-ал-барид) и др. Диван-ал-барид занимал важное место в администрации. Ему подчинялось множество почтовых станций, служащие которых были обязаны собирать сведения о настроении населения, урожае, деятельности местной администрации, количестве отчеканенной золотой и серебряной монеты. Все эти сведения поступали начальнику дивана, а он ежедневно докладывал их визирю.
Местное управление. Провинции, на которые была разделена территория Халифата, управлялись наместниками - эмирами, которые назначались халифом из числа приближенных или местной знати. В их ведении находились административно-финансовое и военное управление, контроль за общественным порядком. Наместники-эмиры в своих эмиратах были такими же деспотами, окруженными знатным двором, как и халиф в Багдаде. Помощниками эмиров являлись наибы. Провинции делились на области, управление которыми поручалось назначенным эмирами хаки- мам.
Население городов находилось под контролем большого количества различных должностных лиц, в том числе руководителей религиозных общин, духовенства - имамов мечетей, медресе. Городом управлял градоначальник - раис. Городской суд возглавлял кади, он же являлся главой местного духовенства. Асас возглавлял ночную стражу. Если город был резиденцией наиба, ха- кима или эмира, то управление городом осуществляли они сами. Большая роль в городе отводилась налоговым чиновникам. Важным атрибутом жизни города была тюрьма (зиндан) с ее администрацией.
Судебная система Халифата имела свои особенности. Во-первых, в нем, в отличие от европейских государств, сложились «чистые» судебные органы. Во-вторых, в Халифате функционировали как мусульманские суды, так и суды, рассматривающие дела в отношении немусульман. Высшим судебным органом являлся суд халифа, представленный коллегией богословов-правоведов. Все остальные суды функционировали под председательством кади- судебного чиновника, назначаемого из представителей духовенства. Компетенция кади была обширна. Он рассматривал уголовные и гражданские дела, наблюдал за исполнением наказаний, назначал опеку и др. Судебные решения, вынесенные кади, как правило, были окончательными и не подлежали обжалованию. В суде, кроме кади, присутствовали два понятых (адула), судебные приставы (осуиы), а также защитник (укил). На местах были учреждены должности мухтасибов- судей по делам о мошенничестве и торговле. По решению коллегии богословов в административные единицы направлялись так называемые инспектора справедливости; которые следили за деятельностью кади. Суды, рассматривающие дела относительно немусульман, были представлены лицами духовного сана.
Военная организация. Первоначально военная организация арабов была представлена родоплеменными ополчениями, возглавляемыми вождями племен. Затем появились добровольческие формирования и постоянное профессиональное войско. Военная служба в Арабском Халифате считалась почетной. Все совершеннолетние мусульмане в соответствии с учением ислама обязаны были принимать участие в джихаде - «священной войне» против неверных. В крупных городах при халифах состояла привилегированная гвардия из арабов, реорганизованная при Аббассидах в гвардию из воспитанников-рабов. При Аббассидах появился огромный военно-морской флот.
Полиция формировалась из рабов. Она следила за общественным порядком, осуществляла розыск и отчасти судебные функции. При Аббассидах была создана уголовная полиция - шурта, функциями которой являлся розыск и некоторые судебные дела. Функции тайной полиции выполнял диван-ал-барид.
Основные черты права Халифата
Мусульманское право - шариат («наставлять на прямой путь») получило свое распространение не только на территории Арабского Халифата. Нормы шариата распространились далеко за его пределы: на территории Средней и Передней Азии, Закавказья, Северной, Восточной, Западной Африки. И ныне мусульманское право продолжает действовать в ряде государств Арабского Востока, Азии и Африки.
В период становления Арабского Халифата шариат способствовал развитию и укреплению феодальных отношений. К VIII- XIII вв. он представлял собой цельную и законченную систему феодального права, закрепляющего экономическое и политическое господство класса землевладельцев.
Шариат- это правовые предписания, неотторжимые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Правовые установления по исламу - частица единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также предписывается божественное значение.
Распространение шариата и приспособление его к местным условиям повлекло за собой появление и углубление в нем противоречий по целому ряду религиозных и юридических вопросов, в том числе при объяснении и обосновании отдельных правовых институтов и решении конкретных правовых споров. К XIV в. основное направление в шариате - суннит раскололось на четыре основных толка - мазхаба, представляющих самостоятельные правовые школы. Эти школы явились предметом деятельности четырех виднейших мусульманских правоведов и поэтому носят их имена.
Ханифитский толк (от Абу Ханифа) имел своих последователей в Турции, Индии, Египте, в Средней Азии и Закавказье.
Маликитский толк (от Малик ибн Анаса) приобрел большое влияние в Северной Африке.
Шафиитскому толку (от Мухаммеда ибн Шафии) следовали мусульмане в Восточной Африке, Сирии, Иордании, Индонезии.
Меньше всего приверженцев имел Хаибалитский толк (от Ахмеда ибн Хаибали), распространенный преимущественно в Аравии.
Основным среди несуннитских толков является шиитский (от арабского слова «ересь»), который господствует в Иране и Ираке. Кроме того, в Саудовской Аравии распространен ваххабитский толк. Шииты отличаются от суннитов концепцией халифата, которая связана с монархическими традициями. Разногласия, разделяющие эти толки, многочисленны, но основные принципы их сходны. Поэтому для верующего вполне возможно в результате соответствующего акта оказаться под действием другого толка.
Источники мусульманского права. Коран - священная книга мусульман, состоящая из отдельных изречений и положений Мухаммеда, которого мусульмане называли шариа - законодателем. Поэтому вся система мусульманского права получила название шариата. Коран состоит из 114 глав {сур), разделенных на 6219 стихов (,аятов). Из них 500 стихов содержат предписания, причисляемые к шариату, остальные имеют мифологическое и богословское содержание. Из этих 500 стихов около 80 содержат правовые предписания (в основном это правила, регламентирующие отношения в браке и семье), остальные относятся к религиозному ритуалу. Составители Корана располагали суры и стихи в соответствии не с их содержанием, а с их размерами: вначале идут длинные, затем короткие. Иносказательность и бессистемность Корана вызвали к жизни множество его толкований.
Сунна (священное предание) - дополнение к Корану. Сунна представляла собой многочисленные рассказы {хадисы) о решениях, постановлениях, поступках самого Мухаммеда, сохранившихся в памяти учеников и передававшихся изустно. Шииты, в отличие от суннитов, признают действительными только те хадисы, которые восходят к халифу Али (656-661 гг.) и его сторонникам. В IX в. были составлены шесть сборников сунны, и наибольшее распространение получил сборник Бухари. Сунна содержала ряд положений, из которых выводились нормы брачного, наследственного, судебного права, правила о рабах и т. д.
Иджма («согласие, одобрение») состояла из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, высказанных сподвижниками Мухаммеда, а позднее - видными мусульманскими теологами-правоведами. На сегодня Коран и сунна - это только исторические источники права. Судья не должен использовать непосредственно Коран и сунну, так как их окончательное толкование дано в иджме.
К иджме в качестве источника права примыкала фетва - решения и высказывания наиболее крупных мусульманских законоведов. Фетва создавались в ходе интерпретации текста Корана, сунны, а также путем установления новых норм, содержание которых не связывалось с деятельностью Мухаммеда, но соответствовало правосознанию правящей верхушки Арабского Халифата.
Кийас (кияс) - решение правовых дел по аналогии. Согласно кийасу, установленное в Коране, сунне, иджме правило может быть применено к делу, которое не было прямо предусмотрено в этих источниках права. В руках феодальных мусульманских судей кийас часто становился орудием откровенного произвола.
Важным источником права в странах ислама являются фирманы- указы и распоряжения халифов и канун- закон и постановления государственной власти. Они не должны противоречить принципам шариата и дополняют его нормами, регулирующими деятельность государственных органов, административноправовые отношения государственной власти с населением.
Урф и адат - правовые обычаи, сложившиеся как в самом арабском обществе (урф), так и у народов, включенных в состав Арабского Халифата и подвергшихся влиянию мусульманского права (адат).
Шариат являлся довольно развитой системой мусульманского права и в то же время своеобразной системой феодального права, весьма отличной при этом от западного феодального права. Объем правоспособности и дееспособности по шариату определялся вероисповеданием лица. Мусульмане имели ряд преимуществ перед немусульманами, причем этими преимуществами пользовались даже невольники-мусульмане перед свободными немусульманами. Отпуск рабов-мусульман на волю считался богоугодным делом. Поэтому в шариате особое внимание уделяется «праву личного статуса».
Мусульманское право изложено совершенно по другой системе, нежели римское или западноевропейское. Так, в системе Мухтасара (краткое руководство по правоведению кади Абу Шуджи) нормы права располагались в следующем порядке: об обязанности человека по отношению к Аллаху; о гражданских действиях; о наследовании; о браке; об убийстве и ранениях; о наказаниях; о войне против неверных (джихад); об охоте; о назначении призов за физические упражнения; о клятве и обете; о процессе и свидетельстве; об освобождении рабов.
Видно, что в мусульманском праве нет четкого разграничения вещного и обязательственного права. Тот и иной вид права входили в раздел о гражданских действиях.
Вещное право. Собственность по мусульманскому праву заключается в праве неограниченного распоряжения вещью и пользования ее плодами. Прежде всего нормы мусульманского права закрепляли представление об имуществе как объекте вещных прав.
Мусульманские юристы детально разработали учение о способах приобретения права собственности. К ним относились: завоевание, находка, передача вещи собственником, наследование, договор и др.
Завоеванные земли рассматривались как собственность государства и поступали в распоряжение халифов и эмиров. Иное имущество, захваченное силой у неприятеля, делилось на несколько частей. Одна из них переходила в собственность добытчика, вторая передавалась государству, третья - мечетям, медресе и т. д.
Шариат регулировал особую категорию вещей, которые не могли находиться в собственности мусульманина. Это воздух, море, мечети, пустыня и т. п. Регулировалось отношение и к так называемым «нечистым вещам» (вину, свинине, неисламским книгам и т.п.), запрещенным положениями ислама. В ходе завоевательных войн такие предметы нередко подвергались массовому уничтожению.
Подробно разработан в мусульманском праве вопрос о земельной собственности. В основу положена теория, согласно которой земля является достоянием божьим, право распоряжаться ею принадлежит лишь халифу как его наместнику. Он может передавать землю частным лицам с обязательством платежа подати. Исходя из этой теории, законоведы считали, что завоеванная у неприятеля земля является неприкосновенной для частных лиц и обращается в пользу всего мусульманского общества. Завоеванные земли могут быть переданы отдельному лицу лишь на основе права пользования (хотя бы и вечного), но не права собственности.
Виды земельных владений. Хиджаз (святая земля) - часть Аравийского полуострова, где по преданию жил Мухаммед (город Мекка с прилегающей к нему территорией). На этой земле запрещалось селиться и проживать более трех дней неверным, нельзя было охотиться, рубить деревья, предавать погребению неверных и т. д.
Икта - временное пожалование государственной земли вместе с проживающим на ней крестьянским населением отдельным представителям феодальной верхушки за военную и государственную службу (соответствовало бенефициям). Владельцам икты предоставлялось право взимать в свою пользу поземельные подати с населяющих и обрабатывающих их земли крестьян. Со временем икта стала передаваться по наследству и фактически ее положение стало приближаться к землям, закрепленным на праве частной собственности (мульк).
Мульк- частные земельные владения. Поскольку права владельцев этих земельных наделов были очень обширны, эти земли фактически принадлежали им на праве частной собственности. В разряд этих земель входили земли, население которых приняло ислам после завоевания; земли, завоеванные мусульманами и перешедшие к победителям в силу того, что прежние владельцы их были убиты или бежали; позже - наследственные земельные пожалования арабским военачальникам и местной аристократии.
Вакф - пожалования государственных, а также и частных земель на какие-либо религиозные и благотворительные цели мечетям, медресе. Они не подлежали продаже или какому-либо отчуждению. Налоги в казну с них не взимались. То есть это была одна из форм условного держания. Частное лицо, передавшее таким образом землю на благотворительные цели, теряла на нее право собственности, но сохраняло право выступать управляющим вак- фом и резервировать определенный доход с вакфа для себя и своих наследников.
Общинные земли. Размеры общинных земель после арабских завоеваний уменьшались в результате насильственного изъятия завоевателями. Крестьяне вынуждены были на условиях издольной аренды обрабатывать государственные и частные земли, попадая таким образом в феодальную зависимость. Земля предоставлялась крестьянам на условиях выплаты четверти, шестой или восьмой доли урожая в зависимости от того, кому (издольщику или землевладельцу) принадлежат скот, орудия производства и семена.
Обязательственное право. Развитие товарно-денежных отношений в Халифате обусловило широкое развитие обязательственных отношений, хотя общая концепция их не была сформирована. Но практические вопросы договорного права получили всестороннюю разработку. Обязательства делились на двусторонние и односторонние, возмездные и безвозмездные, срочные и бессрочные.
Источниками возникновения обязательств были договоры, причинение вреда и неосновательное обогащение.
Будучи по существу выражением согласной воли сторон, договор признавался заключенным в момент, когда воли сторон оказывались согласованными. Действительность сделки по мусульманскому праву не подчинена условию соблюдения установленных законом формальностей: изложению в письменной форме или участию в совершении сделки должностного лица.
Договор, заключенный с безнравственными или противными закону условиями, считался недействительным. Обязанность соблюдать свои договоры рассматривалась в Коране как священная.
В шариате подробно регламентированы различные виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, союз, товарищество и др. В связи с развитием торговли наиболее разработанным был договор купли-продажи.
Для брачно-семейных отношений арабов периода VI-VII вв. характерным являлось наличие остатков матриархата и полиандрии- многомужества.
Остатки матриархата выражались в том, что женщина после выхода замуж оставалась проживать в прежней семье, муж временами ее навещал. Дети от такого брака оставались в племени матери.
Пережитки многомужества состояли в том, что женщина состояла в браке с несколькими мужчинами (каждый из них проживал с женщиной один месяц). Отцовство в этом случае устанавливалось по указанию женщины. Женщине принадлежала инициатива развода. Для этого ей достаточно было повернуть шатер входом в обратную сторону, а мужу вручить палаш и копье. Пережитки многомужества выражались в том, что у арабов были распространены и временные браки(ръ. несколько месяцев, дней и даже часов). По-видимому, это объяснялось кочевым характером жизни, длительными отлучками мужа, сопровождавшего караваны.
В исламскую эпоху у арабов получила развитие полигамия (многоженство) и утвердилось господство в семье мужа. Коран разрешал правоверному мусульманину иметь до четырех жен. Но муж обязан был предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы ее положению. Кроме того, разрешалось иметь любое число рабынь-наложниц.
Мусульманская религия рассматривает брак как религиозную обязанность мусульманина. Брак оформлялся договором (устным или письменным) либо соглашением между родителями жениха и невесты. Брачный возраст не имел жестких границ. Считалось, что в брак по согласию могут вступать лица, достигшие половой зрелости.
За невесту вносился выкуп. По Корану выкуп поступал в собственность жены и оставался за ней в случае развода.
В языческий период приданое не считалось обязательным. Однако, после того как Мухаммед дал своей дочери Фатиме в приданое ковер и подушку, это стало обязательным. Коран запретил браки между близкими родственниками.
Расторжение брака осуществлялось сравнительно легко. Процедура расторжения была проста - достаточно было трижды сказать жене в присутствии двух свидетелей: «ты свободна», или «таляк» - «развод», после чего жена должна была собрать вещи и покинуть дом. Взрослые дети после развода оставались с отцом, а малолетних могла взять мать, чтобы завершить кормление. Имело место расторжения брака по суду. Причинами расторжения брака могли быть: смерть, вероотступничество одного из супругов, отсутствие мужа больше полугода, обоюдное согласие, нарушение супружеской верности, инициатива мужа, неисполнение всех условий брачного договора, длительное жестокое обращение с женой.
Наследственное право. В доисламскую эпоху у арабов действовало правило: «Тот, кто не способен ездить на коне и владеть мечом, не должен получать наследство». Коран и шариат сохранили эту традицию. Однако при Мухаммеде под влиянием обычаев Мекки было допущено ограниченное право наследования для женщин или родственников по женской линии. Доля женщины, как правило, была в два раза меньше, чем доля мужчины.
В мусульманском праве предусмотрено наследование по закону и наследование по завещанию. Однако завещание рассматривается как второстепенное основание наследования. Характерной чертой правил о наследовании является требование абсолютно точного их выполнения.
При наследовании по закону основаниями открытия наследства являются: смерть наследодателя (действительная или предполагаемая); вероотступничество.
Из имущества умершего в первую очередь покрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались его долги и только после этого оставшееся имущество переходило к законным наследникам. Законные наследники делились на несколько категорий. В первую очередь наследовали дети умершего, затем его братья, дяди и т. д.
Завещание по мусульманскому праву освобождено от соблюдения каких бы то ни было строгих формальностей. Оно может быть либо письменным, либо устным. Присутствие двух свидетелей считается достаточным для законности завещания.
Преступления и наказания. Уголовному праву была присуща архаичность его норм, не существовало четкого отделения норм права от религиозных и моральных норм ислама, отсутствовало общее понятие преступления, не были разработаны такие институты, как покушение, соучастие, рецидив, отягчающие и смягчающие вину обстоятельства.
Мусульманские правоведы еще в средние века разделили все преступления на три группы.
Первую группу составляли преступления, выводившиеся из основных источников шариата и восходящие к самому Мухаммеду. К совершившим такое преступление не применялось прощение. Сюда относили отступление от ислама, восстание и сопротивление государственной власти, каравшиеся смертной казнью. К этой же группе относились кража, разбой, наказанием за которые было отсечение правой руки. В случае прелюбодеяния, а также ложного обвинения в прелюбодеянии виновного забивали камнями. Употребление вина влекло наказание 40 ударами плетью.
Вторую группу преступлений составляли насильственные действия против лиц. К этой группе относили умышленное убийство, неосторожное убийство, умышленное ранение, неумышленное ранение и др.
Умышленное убийство или смертельное ранение допускало кровную месть. Если родственники убитого прощали убийцу, шариат предусматривал возможность замены кровной мести выкупом. Выкуп был непосилен для простого человека (100 верблюдов и 1000 динаров золотом).
За неумышленное убийство и неумышленное ранение причитался лишь выкуп. Для других преступлений данной группы, в частности, нанесения телесных повреждений, применялся принцип талиона («око за око»). Убийство немусульманина и женщины влекло меньшую ответственность.
Третью группу составляли действия, которые не рассматривались как уголовно наказуемые и не упоминались в основных источниках шариата. Такими действиями были бродяжничество (нарушение места жительства), ложное свидетельство, азартные игры, хулиганство. Наказание за них - простое увещание, денежный штраф, изгнание и др.
Анализ норм уголовного права показывает, что наказания за преступления первой и второй группы носили строго фиксированный и суровый характер. Наказания же за третью группу преступлений были разнообразными, и также несли в себе карательную функцию. Все наказания мусульманского права были типичны для средневековья и призваны были устрашать. Так, смертная казнь производилась путем повешения, четвертования, утопленйя, закапывания заживо. Членовредительные и телесные наказания предусматривали отсечение рук, бичевание, избиение камнями. Распространены были также позорящие наказания - бритье бороды, лишение права носить чалму; тюремное заключение; ссылка и высылка.
Судебный процесс. Процесс носил, как правило, обвинительный характер. Возбуждение дела осуществлялось обычно потерпевшим или его родственниками. По некоторым преступлениям (преступления против религии, прелюбодеяние) дело мог возбудить любой правоверный мусульманин.
Когда преступление против общественного строя было сопряжено с причинением ущерба частному лицу, предъявлялось два иска: уголовный (предъявлялся судьей) и гражданский (предъявлялся потерпевшим).
Процесс проходил устно. Только при Аббассидах по гражданским делам стали вести судебные протоколы. Срок исковой давности устанавливался только для гражданских дел и составлял 10 лет.
При Аббасидах была учреждена по иранскому образцу уголовная полиция - шурта. Начальник шурты вел розыск и расследование об убийстве, сам расследовал эти дела и применял установленные законом наказания, соединяя, тем самым, в одном лице и полицейские, и судебные функции.
Доказательствами являлись: собственное признание (четырежды повторенное на заседании суда), свидетельские показания (как правило, достаточными считались показания двух очевидцев из числа «почетных» мусульман). По делам о прелюбодеянии требовалось подтверждение четырех свидетелей, обязательно мужчин. Показания женщин равнялись половине показаний мужчин. Иногда при отсутствии доказательств обвиняемые приводились к присяге.
Если убийца не был обнаружен, население той местности, где был найден труп, обязано было выставить 50 свидетелей, которые давали властям клятву в том, что убийца им неизвестен. Однако в этом случае местное население обязано было выплатить родственникам убитого «цену крови». При разбое и грабеже применялся опрос местного населения.