Исламское государство и мусульманское право
Исламская теократическая монархия. Арабский халифат
Пророк Мухаммед, основавший в VII в. в Аравии первую мусульманскую общину, заложил основу для образования Арабского халифата. Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из ее рядов после смерти пророка стали выбирать новых единоличных вождей мусульман – халифов («заместителей пророка»), обладавших всей полнотой духовной и светской власти. Первые четыре халифа («праведные халифы») подавили недовольство исламом в обществе и завершили политическое объединение Аравии. В VII – первой половине VIII вв. были завоеваны огромные территории из бывших византийских и персидских владений, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. В истории Арабского халифата два периода: дамасский период правления Омейядов (661–750); багдадский период правления Аббасидов (750-1258).
На первом этапе развития халифат представлял собой относительно централизованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако довольно быстро власть халифа стала передаваться по его завещательному распоряжению. В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал великий визирь (первый министр). К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа.
заведующий полицией и особый чиновник, осуществлявший надзор за другими должностными лицами. Центральные органы государственного управления: правительственные канцелярии – диваны военных дел, внутренних дел (финансовый и налоговый контроль), почтовой службы (почта, а также тайная полиция) и др.
Местное управление: сначала существовала старая система самоуправления, сохранившаяся с доисламских времен. Позднее халифат был разделен на провинции, управляемые военно-административными наместниками халифа – эмирами.
Судебные функции в халифате были отделены от административных. Верховным судьей считался халиф. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) с обширными полномочиями.
Со временем светская власть халифа стала ограничиваться великим визирем и главным кади. Стали усиливаться сепаратистские тенденции в провинциях. Распад халифата на эмираты и султанаты – независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье – привел к тому, что багдадский халиф, оставаясь духовным главой суннитов, к X в. фактически контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в. Резиденция халифа была перенесена в Каир, в западную часть халифата, где халиф сохранял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам.
Мусульманское право
В Арабском халифате возникла и оформилась одна из наиболее значительных правовых систем средневекового Востока – мусульманское право (шариат). Действие шариата со временем уже не ограничивалось рамками Арабского халифата.
В первые десятилетия Арабского халифата шариат отражал интересы племенной и государственной верхушки. К эпохе правления династии Абассидов (750-1258) он превратился в законченную и сравнительно цельную систему феодального права. В нем оказался законсервированным ряд обычаев и правовых норм, характерных для общинно-патриархального и рабовладельческого укладов.
Шариат – это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Мусульманин, находясь в любой стране, должен был следовать предписаниям ислама и шариата.
В VIII–IX вв. процесс становления шариата как правовой системы в основном завершился. Именно к этому времени относится деятельность мусульманских правоведов: Абу Халифа, получившего титул «великого учителя», Малика ибн Анаса, Мухаммеда ибн Ша-фии, Ахмеда ибн Ханбаля.
К XIV в. завершился раскол ортодоксального (суннитского) направления в шариате. Оформились четыре основных толка (мазхаба) последователями четырех основных мусульманских правоведов, перечисленных выше.
Важнейшим источником шариата считается Коран – священная книга мусульман, составление которой приписывается пророку Мухаммеду. Коран состоит из 114 глав (сур), 6219 стихов (аятов). Вторым обязательным для всех мусульман источником права является Сунна («священное предание»), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В IX в. были составлены шесть ортодоксальных сунн. Третье место занимает иджма, рассматривающаяся как «общее согласие мусульманской общины». Иджма создавалась в ходе интерпретации текста Корана или Сунны. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкают фетвы – решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.
Одним из наиболее спорных источников мусульманского права является кияс – решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу, правило, содержащееся в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое не было прямо предусмотрено в этих источниках права, путем применения аналогии права.
Источником права в Арабском халифате были также указы и распоряжения халифов – фирманы В более поздних мусульманских государствах ими стали признаваться государственные законы – кануны.