Общая характеристика средневекового государства
Европа после падения Рима
В IV—VI вв. по территориям угасающей Римской империи проходили гунны, германцы, славяне, арабы, сарматы и многие другие племена. Сдержать их напор старый Рим был уже не в силах. Особенно опустошительными были нашествиях гуннов, которых вел Аттила. До Рима он не дошел, но, словно смерч, пронеся по Германии, Галлии, Северной Италии. В 451 г. римский полководец Аэций отбросил гуннов обратно в Венгрию. После смерти Аттилы в 453 г. держава гуннов распалась.
После 476 г. в западной части Римской империи перестали избирать императора, константинопольского же императора слушался лишь греческий Восток. Германский король Италии находился уже не в Риме, а в Равенне. В столице остался лишь римский епископ: он считал себя заместителем римских государей и продолжателем их дела.
Распад Римской империи привел Европу к разрухе и одичанию. Варвары грабили и разрушали города, а строить их было некому. Приходили в упадок ремесла, прекращалась торговля и связь с городами. Забывались блестящие конструкции римского права. Доказательствами в германских племенных судах выступали соприсяжники (кто больше). Например, продажа имения или виноградника требовала 12 взрослых свидетелей и 12 мальчиков (мальчикам в момент передачи денег давали пощечины и надирали уши, чтобы они помнили сделку и сумели подтвердить, когда подрастут), возродились ордалии. Варвары были неграмотны и записей не вели, поэтому заключали сделку символом (на всяком владении — рука, например). Все уплаты были в солидах, но варварам привычнее было считать в овцах, быках и др. Германцы не платили податей, считая, что «кто отдает от своего урожая, тот раб». Свободный человек не должен работать. Его дело — война. Они не судились в римских судах — расправлялись сами. Убитого неизвестно кем, тащили на веревке и следили, на кого падет кровь.
Несмотря на то что готы были несколько мягче (150 лет среди римлян), тем не менее и они запрещали детям учиться. Главным для них было владение оружием. Вообще грамотные люди в Европе стали крайней редкостью. Относительно спокойными местами были монастыри, а грамотные церковники стали необходимыми помощниками правителей. К VII в. варваризация Европы стала очевидной. Даже в монастырях оставалось все меньше и меньше монахов, понимающих Библию. Монастыри, формально подчиняясь далекому Риму, но не получая помощи, постепенно обособлялись. Появлялись различные учения и ереси, с которыми в дальнейшем столкнулась церковь. Попытки римских пап объявить самого сильного вождя императором срывались, и к началу VIII в. Европа стала такой, какой она была примерно за семь веков до н.э.
В 476 г., был низложен последний легитимный римский император Ромул Августул Одоакр, впоследствии убитый на пиру вождем вестготов Теодорихом. Этот Теодорих стал королем, а затем римским патрицием.
После падения Рима германские племена разбрелись по Европе: франки двинулись в Галлию, англы и саксы отвоевали у бриттов, скоттов и кельтов Британию и т.д. Франкский король Карл Великий (768—814) в результате завоевательных походов объединил земли Франции, Германии, Италии и часть Испании в единую империю и в 800 г. стал императором. Но уже в 843 г. его внуки вновь раздробили империю на массу самостоятельных частей.
Периодизация истории феодального государства
История большинства современных европейских государств берет свое начало именно в Средневековый период. В своем развитии феодальное (средневековое) государство прошло ряд этапов.
1. Раннефеодальная монархия (V—IX вв.). Во время ее существования происходил процесс становления феодального государства и права, сопровождающийся появлением крупной феодальной собственности на землю, постепенным закрепощением свободных крестьян, объединением мелких и средних землевладельцев, а также горожан вокруг монарха. В качестве примеров можно назвать империю Карла Великого, Древнерусское (Киевское) государство.
2. Сеньориальная монархия (X—XII вв.). Она существовала в условиях феодальной раздробленности, и для нее были характерны замкнутость (натуральность) феодального хозяйства, отсутствие товарного производства, формальность монаршей власти (ее слабость), постоянные войны, запустение городов и упадок связей.
3. Сословно-представительная монархия (XIII—XV вв.). В это время появляются социальные силы, заинтересованные в укреплении центральной власти: городское население, страдающее от про-извола на дорогах, от плохой торговли, а также мелкие и средние феодалы, находящиеся под гнетом крупных земельных магнатов и под страхом постоянных крестьянских восстаний. Эти слои всегда были готовы поддержать монарха. Со временем формируются сословно-представительные органы: в Англии — парламент (1265); в Германии — Совет курфюрстов (1356); во Франции — Генеральные штаты (1357); в России — Земские соборы (1547).
4. Абсолютная монархия (XVI—XVIII вв.). К ее появлению привело укрепление государства во всех сферах общественной жизни и зарождение особого сословия служилых людей — дворянства (джен-три, шляхта, шевалье). Королевская власть, используя непримиримое противостояние дворянства и родовой аристократии, чрезвычайно укрепляется и создает мощный бюрократический аппарат, полностью зависящий от монарха, регулярную армию и полицию.
История средневековых восточных и европейских государств во многом различна. Это было обусловлено особенностями их развития. Так, в восточных государствах долгое время сохранялись родовые институты, общинная и государственная собственность на землю, натуральность хозяйства, деспотические формы правления, многочисленные чиновничьи аппараты.
Роль Римско-католической церкви в развитии западноевропейского государства и права
В период Средневековья огромная роль принадлежала церкви. Священнослужители существовали как бы в отдельном мире. Они не платили налогов, были свободны от всех повинностей и непод-судны светским судам («Последний служитель Церкви стоит гораздо больше любого государя»). Но именно церковь являлась идеологической и культурной силой, уже с XII в. определяющей жизнь каждого человека в Западной Европе. Даже монархи были вассалами папы. Отлучение же от церкви ставило человека вне закона.
Итак, для этого времени характерны: огромное богатство церкви, владение третью всех земель, изъятых из гражданского оборота, повсеместная десятина в ее пользу, юрисдикция церковного суда.
Стремясь еще более упрочить свое положение и шире распространить влияние в борьбе с Востоком, где находились все христианские святыни, церковь сделала ставку на рыцарей, вооружив их лозунгом «Вера и помощь слабым». Был организован ряд крестовых походов: 1095—1099 гг. (причина — «турки-сельджуки не пускают христиан в Палестину на поломничество», после разграбления Ие-русалима рыцари основали Иерусалимское королевство); 1147— 1149 гг., 1189—1192 гг. (провальные походы); 1202—1204 гг. (поход на Константинополь, после захвата Палестины до 1261 г. существовала образованная рыцарями Латинская империя, произошел разрыв церквей); 1212 г. («поход младенцев» — до 50 тыс. детей было собрано со всей Европы для освобождения гроба Господня, но они были проданы купцами пиратам для продажи на невольничьих рынках); 1228—1229 гг. (африканские походы).
Между тем церковь сама все более входила в полосу кризиса. Прежде всего следует отметить такое явление, как иконоборчество — движение в восточной христианской церкви в VIII—IX вв. против икон и скульптур, возникшее как ересь. Окончательно иконы восстановлены в 843 г., но сохранились только в Православной церкви, отделившейся от римской в 1054 г. после отлучения папой византийского патриарха.
Особенно ярко кризисная ситуация проявлялась на фоне декларируемых Римской церковью целомудрия и бескорыстия и реальной картине — стяжательство, браки священников, торговля доходными местами (симония), широкая практика продажи индульгенций. Оставалось немного для превращения священнослужителей в закрытое наследственное привилегированное сословие. Кардинальные реформы церкви были предприняты Григорием VII в 1050 г., который всячески пытался поставить церковь выше светской власти («Диктат папы» 1075 г.). Во внутренних делах церкви он запретил браки для духовенства (целибат), а также продажу и покупку церковных должностей и сана (симонию).
В XI—XII вв. в период так называемой «папской революции» начинает складываться каноническое право — новое право, выработанное в рамках Римско-католической церкви. Оно не только оказало влияние на формирование правовой культуры и правосознания, но и напрямую содействовало распространению юридического образования и совершенствованию многих правовых институтов. В число главных источников нового права наряду с Библией и решениями церковных соборов включались папские конституции (бул-лы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). Кроме них, на формирование канонического права оказывали влияние труды католических теоретиков, отдельные нормы римского и обычного права. В процессе создания декреталий папы Григория X в 1234 г. проведена первая систематизация папских законов. В 1580 г. был создан общий Свод канонического права, до сих пор являющийся официальным источником права Римско-католической церкви.
Позиции церкви усилились с созданием нищенствующих (францисканского и доминиканского) орденов, подчиняющихся непосредственно папе. Их деятельность привела к появлению с 1232 г. суда святой инквизиции («церковь выявляет еретиков, а светская власть наказывает»; конфискованное имущество шло в пользу церкви, позже треть стали отдавать короне, только в Испании все поступало в королевскую казну).
В каждой епархии работала специальная комиссия по борьбе с ересью, состоящая из епископа и двух монахов нищенствующих орденов. Каждый житель в течение определенного «срока милосердия» должен быть явиться с донесением к инквизиторам, иначе его ожидало заочное отлучение. На суде не устанавливалась истина, а подтверждались подозрения; оправдательные показания в протокол не заносились; отлучаемый от церкви мог покаяться «пока горит свеча»; если обвиняемый в еретизме не мог доказать обратное, то он предавался анафеме. Кто не отрекался от еретика, через год объявлялся бесчестным (лишение права занятия должностей, быть свидетелем, завещать и наследовать имущество). Все господа обязаны были очищать свою землю от еретиков, а если сеньор вел себя недостаточно активно, он мог быть отлучен от церкви и тогда его вассалы освобождались от обязанностей к нему.
Святая инквизиция разработала и особые методы выявления преступлений, позволяющие наносить «превентивный удар» по преступникам (например, пресловутый «Молот ведьм», созданный в 1487 г. двумя так называемыми «специалистами по демонологии» — инквизиторами Я. Шпренгером и Г. Инсисторисом). Сами «преступники» рассматривались как безвольные пособники злых сил, и поэтому бороться было необходимо не с людьми, а с теми темными качествами, носителями которых они являлись. Отдельная личность совершенно исчезала, растворялась в «дьявольском проявлении». Изгнание злого начала должно было происходить посредством очищения самого святого — души человека через страдания его «грешного» тела.
Ослабление позиций Римско-католической церкви произошло в XVI в. в период Реформации. На Тридентском соборе (1545—1563) нормы канонического права подверглись пересмотру, а сфера церковной юрисдикции была сокращена. Церковный раскол периода Реформации привел к появлению протестантского течения.
Городские республики и городское право
На своеобразие развития государств Западной и Восточной Европы значительное влияние оказали города. Они были разными: вассалами сеньоров и самостоятельными городами-республиками (Генуя, Венеция, Ганзейский союз, Флоренция, Верона, Псков, Новгород и др.). Они имели собственные армии, полицию, суд, финансы, свое особое право; ремесленники и купцы были объединены в особые профессиональные корпорации (цеха и гильдии). Имелось четкое сословное деление на привилегированное сословие — городской патрициат (мастера цехов) и городской плебс (подмастерья, поденные работники).
В городах сложились определенные обычаи. Например, во Франции и Германии действовало правило: если беглый крепостной в течение года и одного дня проживал в городе, то считался лично свободным («воздух города делает свободным»). Также в городах было известно так называемое «право на убежище». В Англии с 399 до 1623 г. преступник мог попросить убежища у церкви при условии, что покинет страну в течение 40 дней (в случае отказа или при нарушении — судебное преследование), однако право на убежище не распространялось на изменников. В Англии таким правом располагали определенные крупные города (Дерби, Манчестер, Нортгемптон, Уэллс, Вестминстер и Йорк).
Со временем система права, сложившаяся в городах превратилась городское (Магдебургское) право.