История государства и права зарубежных стран (Иванов А.А., 2012)

История государства и права Древней Индии

Особенности государства в Древней Индии

Появление первых организованных поселений в долине р. Инд связывается с III тыс. до н.э. От этой даты и принято считать древ-неиндийскую историю:

  • в течение XXIV—XV в. до н.э. продолжалось разложение родоплеменных отношений, в ходе которого в процессе классообразования стали возникать первые государства (Хараппская цивилизация в долине Инда (ок. 2000—1500 гг. до н.э.) и Ведическая цивилизация в Северной Индии (ок. 1500— 1000 гг. до н.э.);
  • X—IV вв. до н.э. характеризовались развитием государств в долинах Инда и Ганга;
  • в IV—II вв. до н.э. существовало централизованное государство династии Маурьев, достигшее своего наивысшего расцвета в правление Ашоки (273—232 гг. до н.э.), после которого империя распалось.

В последующие столетия в условиях существования многочисленных государствкняжеств происходило постепенное разложение основ древнеиндийского рабовладельческого общества, в недрах которого зарождались феодальные отношения.

Догосударственное древнеиндийское общество представляло собой совокупность родоплеменных коллективов. Внутриплеменная структура складывалась из родовых общин (ган), включающих несколько патриархальных семей. Важнейшие вопросы решались на общинных и племенных собраниях. Управление сообществами осуществляли выборные старейшины и военные вожди (раджи). С сосредоточением власти в руках появляющейся племенной аристократии (раджанов) возникла и классовая структура общества, приведшая, в конечном итоге, к государствообразованию.

О социальной структуре древнеиндийского общества можно сказать следующее. С ведического периода древнеиндийская община состояла из четких категорий населения, обусловленных существованием варно-кастовой структуры:

  • брахманы (жреческая аристократия) по преданию произошли из уст Пуруши (первочеловека, принесшего себя в жертву); их основным занятием являлось изучение священных книг, исполнение судебных, управленческих и законотворческих функций; в повседневной жизни брамины носили белые одежды и могли «пользоваться всем, что видят и что пожелают» (наказанием за преступление было изгнание или острижение);
  • кшатрии (светская аристократия, цари, военноначальники) считались вышедшими из из рук Пуруши, носили одежды красного цвета;
  • вайшьи (крестьяне, ремесленники, торговцы) были сотворены из бедер божества, одевались в желтый и синий цвета;
  • шудры (отступники, изгои — обнищавшие крестьяне, чужаки, отпущенные на свободу рабы) произошли из ступней Пуруши, могли иметь семью, передаваемое по наследству имущество, однако их можно было продавать и покупать, и даже отпущенные на волю они продолжали зависеть от хозяина.

Первые три варны проходили специальный обряд посвящения и считались «дваждырожденными», а шудры назывались «неприкасаемыми».

Следует отметить, что кастовое деление в своем практически неизменном виде неофициально дошло и до наших дней, в том числе и особые кастовые суды.

Не входили в варновую систему чандалы (отверженные, например дети от брака шудры с брахманкой), парии («презренные даже для отверженных»), швапачи и др. Они выполняли работы, считающиеся позорными для всех остальных варн (умерщвление осужденных преступников, уборка нечистот и т.д.), поэтому представителям других варн общаться с ними было запрещено. Всех иностранцев называли млеччха.

Рабы (даса) также не входили в состав сельской общины. Законы Ману говорят о семи разрядах рабов: «захваченный под знаменем» (военнопленный); за содержание (долговое рабство); рожденный в доме; купленный; подаренный; доставшийся по наследству; в силу наказания. Рабы находились в собственности как отдельных семей, так и общин. Однако раб мог иметь семью, наследовать имущество после отца, требовать освобождения за плату.

Государственный строй империи Маурьев

В первой половине VI в. до н.э. в Северной Индии существовало 12 крупных и постоянно враждующих между собой монархий деспотического типа. Попытка завоевания Индии войсками Александра Македонского в III в. до н.э. привела к возвышению династии Маурьев, создавшей крупнейшее за всю историю Древней Индии государство (ок. 322—187 гг. до н.э.), которое чрезвычайно расширило свою территорию за счет завоевания ослабленных соседних территорий.

Вся полнота государственной власти принадлежала радже (царю), а государстенный аппарат состоял из высших сановников и их доверенных лиц и надзирателей.

Централизованный государственный аппарат возглавлялся царем, при котором имелся высший совет (мантрипаришад), в который входили главный советник, главнокомандующий, главный судебный чиновник (толкователь законов и астролог), верховный придворный жрец, советник по религиозным вопросам. Другими инстанциями были особая канцелярия, налоговое ведомство, военное ведомство, монетный двор и т.д.

Государство делилось на провинции, области, поселения, во главе которых стояли государственные чиновники с полицейско-судебными полномочиями. Кроме того, нередко на места посылались специальные инспекторы. Наряду с центральными органами действовали некоторые архаические институты местного управления — собрания общинников и горожан.

В судебную систему входили царские, внутриобщинные (на 15 деревень — три судьи), кастовые и иные суды. Древние кастовые суды известны были даже в прошлом веке.

Распад державы Маурьев начался уже при преемниках царя Ашоки. Империя была разделена на Западную и Восточную части.

Особенности древнеиндийского права

Важнейшим источником изучения государства и права Древней Индии является древнейший политический индийский трактат Артхашастра (наука о практической жизни), создание которого обычно датируют концом IV в. до н.э. Он состоит из 15 книг и посвящен различным вопросам государственного устройства и политики.

Положения, имеющие собственно правовые предписания, содержались в ведах (сборниках ранних религиозных индийских песен, молитв, гимнов, созданных за 2 тыс. до н.э.) и дхармашастрах (религиозно-правовых правилах — дхармах, о круге налагаемых на человека законами и обычаями его касты религиозных, семейных, нравственных и общественных обязанностей), нашедших свое выражение в Законах Ману (Манудхармашастра, «Книга закона мудреца Ману»).

Законы Ману (мифического прародителя древних индусов) были составлены в период между II в. до н.э. и II в. н.э., записаны двустишиями (шлоками) и состояли из 2685 статей. В них были причудливо переплетены нормы религиозных, моральных, правовых, политических, этических и иных предписаний.

Что касается имущественного права, то в положениях о собственности (общинной, частной, царской и храмовой) законы категорично перечисляют имеющиеся единственно легитимные способы приобретения имущества:

  • для всех каст — наследование, дарение или находка;
  • для кшатриев — покупка и завоевание;
  • для вайшьев — ростовщичество и исполнение работы;
  • для брахманов — приношение.

Приобретение вещи признавалось законным только в случае приобретения ее у собственника. Украденная вещь в любом случае возвращалась прежнему владельцу. Для приобретения по давности владения требовалось фактическое обладание вещью в течение 10 лет.

Обязательственное право рассматривало ряд распространенных договоров (купли-продажи, займа, найма, аренды, дарения, перевозки и др.). Также были известны обязательства из деликтов. Основанием для их возникновения могла быть, например, порча имущества, которая предусматривала возмещение ущерба и выплату штрафа.

Положения брачно-семейного права закрепляли традиционный патриархальный уклад. Имущество находилось в полном распоряжении главы семьи, который мог наказывать своих домашних. Межкастовые браки запрещались, хотя и имели место. До седьмого колена запрещались и родственные браки.

Женщина находилась в безусловном подчинении, причем закон предписывает никогда не оставлять ее без опеки со стороны мужчин («в детстве… под властью отца, в молодости — мужа, по смерти мужа — сыновей…»). Брак мог быть заключен в разных формах — от правильного обрядового брака с полным переходом приданого в собственность мужа до брака, заключаемого на основе соглашения.

Наследственное право допускало только передачу имущества по закону, завещание не применялось. По закону имущество отца делилось между его сыновьями, дочери получали только приданое (по 1/4 доли каждого брата). В случае совместного проживания братьев, старший среди них становился главным распорядителем наследства.

В сфере уголовного права законы закрепляли неравноправность и суровость наказания. Например, за одно и то же преступление брахману предписывался пост, а шудре — растоптание слонами или сожжение. Однако вина преступившего закон возрастала в обратном порядке. Так, при краже «вина шудры — больше в 8 раз, вайшья — в 16 раз, кшатрия — в 32 раза, брахмана — в 64 раза».

Различных наказаний было довольно много, и они преследовали самые различные цели: от покаяния до устрашения. Среди наказаний за определенные преступления можно отметить следующие:

  • за подделку золотых изделий наказывали разрезанием на части бритвой;
  • за похищение оружия осуществляли казнь стрелами;
  • ночному вору отрубали руки и сажали на кол;
  • пьянице на голову ставили клеймо в виде чарки, а вору — в виде собачьей ноги.

От подавляющего числа наказаний брахманы и кшатрии могли окупиться (например, за еретические и алчные намерения, пустую болтовню, попрошайничество, леность, слабоволие). Брахманам смертная казнь заменялась бритьем головы.

Судебный процесс носил состязательный характер, при этом имелось 18 поводов для возбуждения судебного разбирательства, в том числе: неуплата долга; продажа чужого имущества; невозврат данного; неуплаты жалованья; нарушения заключенного соглашения; отмены договора купли-продажи; спор хозяина с пастухом; спор о границе; клевета; оскорбление действием; кража; насилие; прелюбодеяние; дхармы мужа и жены; раздел наследства; игра в кости; битье об заклад.

Помимо судебных испытаний для установления истины (ордалий в виде «огня», «воды», «яд» для шудр, клятв с прикосновением к головам жены или сыновей), на суде использовались свидетельские показания, вес и специфичность которых зависели от варнового статуса стороны процесса. Например, для аргументации своих слов брахман клялся «правдивостью» (иначе грех ложился на следующие 100 его поколений), кшатрий — «колесницей и оружием», вайшья — «коровами, зерном и золотом», а шудра — «всеми преступлениями».