История государства и права Арабского халифата
Создание и развитие Арабского халифата
Разложение родового строя с возникновением племенных союзов во главе с шейхами (сеидами) проходило у арабов в VI—VII вв. Появились народные собрания и советы старейшин (меджлис).
Формирование единой государственности, способной обеспечить внутренний порядок и безопасность караванных путей, объективно требовало новой идейной основы, что и было связано с преодолением языческого многобожия и созданием монотеистической религии — ислама, вначале возникшего как политическое движение, лидером которого стал Мухаммед Ахмед ибн Абдаллах.
В борьбе за власть и утверждение своего учения Мухаммеду пришлось выдержать нелегкую борьбу с мекканской знатью, увидевшей в его проповедях реальную угрозу своей власти. Он объявил себя очередным пророком наряду с Адамом, Ноем, Моисеем, Христом, через которых Всевышний, единый в своей сущности, ниспосылал людям свои откровения. Эти откровения, служившие утверждению культа Аллаха и нового общественного порядка, объявлялись незыблемыми, как непререкаемыми становились слова и поступки пророка, через которого божественная благодать снисходила на правоверных. Отсюда родилась формула мусульманской веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его».
Вынужденный покинуть Мекку Мухаммед со своими сторонниками переселился в 622 г. в город, впоследствии получивший название Медина («город»). Размежевавшись с иудеями и христианами («людьми Писания») и обложив их налогами, Мухаммед принялся за переустройство мусульманской общины Медины — так была заложена основа возникновения нового государства.
Утвердив свою власть в Медине, став ее духовным и военным предводителем, а также верховным судьей, Мухаммед накопил достаточно сил, чтобы овладеть Меккой. В 631 г. она была покорена, но Мухаммед не принял монархического сана. Более того, будучи на вершине своего могущества, Мухаммед во время хаджа (паломничества) в Медину, за три месяца до своей кончины, объявил о завершении миссии пророка, назначенной ему Аллахом.
После смерти Мухаммеда в 632 г. власть перешла к его сподвижникам — халифам. При первых четырех халифах произошло окончательное политическое объединение Аравии. В VII — первой половине VIII в. начинается насильственное присоединение территорий соседних государств и народов. Объектами военной экспансии стали Палестина, Сирия, Верхняя Месопотамия, Египет. Еще более интенсивной экспансионистская деятельность была при династии Омейядов. Жертвами их агрессивной политики стали бывшие византийские и персидские владения, обширные территории Средней Азии, Закавказья, Северной Африки, Испании и др. Только поражение, нанесенное им в 732 г. рыцарями под командованием Карла Мартелла, остановило их дальнейшее проникновение в Европу.
Так сложилась громадная по размерам империя — Арабский халифат, историю которого принято делить на два периода:
- правление династии Омейядов (дамасский) — с 661 по 750 г.;
- правление династии Аббасидов (багдадский), названный по имени Аббаса, дяди Мухаммеда, — с 750 по 1258 г.
Общественный строй Арабского халифата
Развитие Арабского халифата было типичным для средневековых обществ Востока. Земля находилась в руках государства. Одна часть этих земель становилась собственностью халифа и членов его рода, налоги с этой земли пополняли казну. Другая часть раздавалась воинам, отличившимся при защите ислама, в качестве мулька, владелец которого был собственником земли и мог осуществлять с ней любые действия. За службу государство и крупные землевладельцы могли наделять своих вассалов так называемой иктой (земельным наделом с крестьянами).
Крупным землевладельцем выступала церковь. Принадлежавшие ей земли и имущество не облагались налогом и были неотчуждаемы.
Основную массу общинников составляли свободные крестьяне, уплачивающие, как и другие состоятельные социальные слои населения, закият (налог в пользу обездоленных, включая рабов). Часть средств от налога шла военным.
Рабство было довольно широко распространено в халифате, но носило патриархальный характер. Рабами становились по большей части военнопленные, мусульмане обращались в рабов за долги редко. С дозволения хозяина раб мог иметь семью, свое дело, владеть имуществом, которое считалось собственностью хозяина. Коран не возбранял рабства, но приветствовал отпуск раба на свободу. Сунна относила акт освобождения раба к важному благодеянию мусульманина.
На ранних стадиях становления ислам отличала известная толерантность в отношении других религиозных культов. По мере усиления экспансии это положение меняется. Немусульмане (зиммии) попадали в неравное положение при использовании норм мусульманского права. Были запрещены браки мусульман с представителями других конфессий, зиммии обязаны были носить отличную от арабов одежду, уплачивать более тяжелый и произвольно устанавливаемый поземельный налог, платить подушную подать, снабжать арабское войско и т.д.
Арабская знать предпочитала селиться в городах, которые были не только административными центрами, но и центрами торговли, культурной жизни. Городские торговцы и ремесленники были объединены в нисфы, соответствующие европейским цехам. Они обладали правовой самостоятельностью, выбирали своего начальника, однако надзор за их жизнью и деятельностью осуществлял специальный правительственный чиновник (масхаб), который следил за способом и качеством изготовляемой продукции, ценами, системой мер и весов.
Государственный строй Арабского халифата
Государство Арабский халифат возникло как централизованная тео-кратическая монархия, поделенная на военные округа. Власть осуществлялась из центра, откуда на места посылались наместники халифа — эмиры, обладающие всей полнотой военной и административной власти. Контроль над деятельностью провинциальной администрации осуществляли специальные центральные ведомства, имевшие в своем распоряжении налоговые и финансовые службы. Вся власть, в том числе духовная (имамат) и светская (эмират), безраздельно принадлежала халифу.
Главным должностным лицом империи был визирь. Во время правления Омейядов образовались специальные ведомства для управления отдельными отраслями (диваны): военное; внутренних дел; почтовой связи; расходов; конфискаций; благотворительности; оформления документов и др.
Существенным поворотом во внутренней политике стало ограничение светской власти халифов и возвышение роли визиря как реальной исполнительной власти. С начала IX в. институт визирата начинает играть существенную роль. Визирь самостоятельно принимает решения по важнейшим хозяйственным, политическим и кадровым вопросам. В руках халифа полностью оставалась духовная власть, но и ее он вынужден был делить с главным кади, в ведении которого находились суд и образование. Профессиональная армия и привилегированные части к концу IX в. стали далеко не всегда управляемой силой, порой свергали неугодных правителей и возводили на трон своих ставленников (мамлюки, свергнув в Египте власть Айюбидов в 1250 г., установили свой султанат).
Все это обусловило распад Арабского халифата на отдельные эмираты и султанаты. Таковыми стали независимые государства на территории Испании, Марокко, Египта, Средней Азии, Закавказья. Багдадский халиф стал духовным главой суннитов, утратив контроль почти над всей территорией. С X в. в пределы халифата начали все чаще вторгаться кочевники с севера и востока. Окончательную точку в судьбе Арабского халифата поставили в XIII в. монголы, а резиденция халифа как религиозного главы суннитов была перенесена в западную часть халифата — Каир.
Общая характеристика источников мусульманского права
Мусульманское право, сложившееся в Арабском халифате в VII—X вв., основано на мусульманской религии — исламе. Это са-мая молодая из трех мировых религий, но имеет очень широкое распространение. Однако есть страны, где проповедуется ислам, но мусульманское право не воспринято.
Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий.
Мусульманское право сложилось трудами многочисленных его толкователей и охватывает все сферы жизни, а не только те, которые обычно относятся к праву (посты, молитвы). Закона в западном понимании для мусульманского правопонимания не существует. Только Бог имеет законодательную власть.
Предписания верующим — шариат (путь следования) состоит из двух частей:
- принципов веры (акид);
- собственно правовых требований (фикх).
Фикх, или мусульманское право, указывает как правоверный должен вести себя по отношению к себе подобным и к Аллаху.
Основными источниками шариата являются Коран (священная книга, включающая высказывания Аллаха, обращенные к последнему из его пророков Магомеду), Сунна (сборник традиционных правил, основанных на поступках и высказываниях Мохаммеда), Иджма (высказывания крупнейших ученых-исламистов, конкретизирующие положения Корана), Кияс (толкования Корана и Сунны, имеющие законный общеобязательный характер).