Экономическая история (Толмачева Р.П., 2012)

Древнейшие очаги цивилизации (IV тыс. до н. э. — сер. I тыс. н. э.)

Пролог: историко-экономическое значение аграрной неолитической революции.

Отсчет времени с целью определения предпосылок для зарождения цивилизации на Земле следует вести с аграрной неолитической революции. В X-VIII тыс. до н. э. в период нового каменного века (неолит) на Ближнем Востоке, т. е. в регионе с благоприятным климатом, первобытные люди начали переходить от присваивающего хозяйства к производящему. Многие тысячелетия они занимались охотой и рыболовством, пока в результате последнего оледенения не исчезли мамонты и не начались проблемы с добычей пищи. У людей объективно появился интерес к собирательству трав, ягод, различных плодов. Так начался естественный отбор наиболее съедобных растений и плодов, одновременно происходит одомашнивание собак, свиней, овец, коз и т. д. Процесс доместикации (окультуривание, одомашнивание) проходил в соответствии с особенностями климата, рельефа местности, привычек людей. В результате люди довольно активно стали заниматься земледелием и скотоводством, т. е. своими руками, своим трудом производить продукты питания, а из шкур и костей животных, камня, глины и дерева мастерить одежду, предметы быта, украшения и т. д.

Таким образом, началось первое в истории разделение труда. Земледельцы переходили к оседлому образу жизни, строили поселения, затем города. Земледельческие общины чаще имели смешанный характер в хозяйственном развитии — они интересовались и скотоводством, так как нуждались в рабочем скоте, в том числе в вьючных животных. Но очень много было на Земле и пастушеских племен, которые занимались только скотоводством. Некоторые из таких племен превратились со временем в агрессивные кочевые орды, разорявшие земледельческие поселения, города и целые царства.

Разделение труда проявилось и в выделении групп людей, приспособившихся к занятиям примитивным до поры до времени ремеслом и первичной меновой торговлей.

Формирование производящего хозяйства на Древнем Востоке завершилось в основном к IV тыс. до н. э. Позднее человечество вступило в бронзовый век, зародились первые очаги цивилизации. Именно благодаря аграрной неолитической революции homo sapiens превратился в истинно “человека разумного” и начался новый отсчет времени.

Месопотамия

Месопотамией древние греки называли равнинную область между реками Тигром и Ефратом, что в переводе с их языка означало Междуречье. Имелось много пригодной для посевов земли и осуществлялось ее орошение с помощью ирригационных сооружений. К концу IV тыс. до н. э. на юге Месопотамии образовались города-государства Шумер, Ниппур, Ур, Урук, Эриду, Лагаш, Ларс, объединившихся в царство Древний Шумер. На севере Месопотамии появился город-государство Аккад и еще ряд городов. В первой половине III тыс. до н. э. было создано Шумеро-Аккадское царство, а во II тыс. возвысилась Вавилония. В отдельные периоды времени заметную роль в данном регионе играла Ассирия. Интересной была история маленькой страны — торговой Финикии на самом юге Месопотамии.

Из вышесказанного следует — огромную роль в генезисе (зарождении) мировой цивилизации сыграл городской фактор.

А так как во главе шумеро-аккадских городов стоял чаще всего представитель жреческих кругов — энси, это приводит к выводу о важной роли в зарождении цивилизации и религиозного (теологического) фактора. Образовывались храмовые земли.

Почти одновременно выделялись земли старейшин и вождей, что вело к созданию царских земель. В Древнем Шумере, как и в других государственных образованиях в данном регионе, основной была уже объединенная форма собственности в виде царско-храмовых земель — прообраза государственных. Одновременно функционировал общинный сектор в экономике, постепенно формировался и частнособственнический. Иными словами, применительно уже к эпохе Древнего мира можно говорить и о генезисе многоукладной экономики, этот феномен получит широкое распространение лишь в ХХ в. н. э.

Царство Древний Шумер имеет все основания считаться первым очагом цивилизации:

1. На основе достижений аграрной неолитической революции определился высокий для того времени уровень материальной и духовной культуры: выращивали просо, ячмень, горох, чечевицу, фасоль, лен; высаживали лук, чеснок, огурцы, баклажаны, тыкву; возделывали виноградники, произрастали и финиковые пальмы. Имелись домашние животные — козы, свиньи, овцы, коровы.

2. Развивалось ремесло: гончарное, ткачество, металлургия меди и бронзы, деревообработка и т. д.

3. Строили глинобитные дома для жилья и занимались монументальным строительством (дворцы и храмы), сложным ирригационным строительством (плотины, дамбы, каналы).

4. Развивали внутреннюю и внешнюю торговлю, носившую меновой характер. Ввозили строительный материал (камень, дерево), золото, серебро, лазурь. Вывозили шерсть, зерно и финики.

5. Эквивалентами денег в товарно-денежных отношениях выступали быки и слитки серебра.

6. Важным этапом на пути инновационного развития, говоря современным языком, были использование с середины III тыс. до н. э. гончарного круга, обшивка дворцов и храмов глазурованным кирпичом, покрытие ритуальных бронзовых сосудов эмалью и, конечно, ирригационное строительство.

Важнейшими признаками перехода к цивилизации является изобретение письменности в виде клинописи.

Образование государственности — обязательный шаг к цивилизации.

Немаловажным обстоятельством является проявление законотворчества в виде хозяйственных регламентов на тысячах дошедших до наших дней глиняных табличках.

Именно древние шумеры очень многое сделали для дальнейшего развития цивилизации: изобрели систему бухгалтерского учета; создали Земельный кадастр; разработали тарифную систему оплаты труда; провели унификацию мер и весов; определили статус арендованных земель и охарактеризовали долговое рабство; развивали кредитное дело и т. д.

Их система функционировала за счет ренты (налога с общинников), дани с покоренных народов, разнообразных общественных повинностей населения. Рабство носило патриархальный (домашний) характер.

Все эти нововведения получили дальнейшее развитие в Вавилонии, где в XVIII в. до н. э. были приняты законы царя Хаммурапи. Главное историко-экономическое значение этих законов:

1. Впервые в мировой истории в них присутствует констатация в стране частной собственности, одновременно многие из 282 статей законов были направлены на охрану собственности царя, храмов и общины (ст. 6-41). Особый интерес для современного читателя вызывают статьи 42-71 и 78-126, которые характеризуются как “Операции с недвижимостью и охрана ее от неправомерных посягательств посторонних”.

Говорится в законах Хаммурапи и об условиях аренды: за арендованное поле платили 1/3 урожая, за аренду сада — 2/3.

2. Некоторые из статей этих законов более чем через тысячу лет были развиты афинским архонтом Солоном, к примеру:

“Отец должен научить сына какому-нибудь ремеслу”. Данный тезис сыграл свою роль в становлении первого этапа мировой промышленности — ремесленного производства.

3. С помощью свода законов знаменитого царя Вавилонии определились основные социальные группы в стране: мушкенумы — полноправные вавилоняне; авилумы — ограниченные в правах жители; рабы — представители низшего слоя.

4. Как мудрый восточный правитель, Хаммурапи в целях социальной стабильности в обществе ратовал за охрану малоимущих от ростовщиков, кредиторов и т. п. К примеру, долговое рабство ограничивалось лишь тремя годами работы на кредитора, потом раб мог считать себя свободным.

Уже современные исследователи классифицировали статьи этих законов, поделив их на три раздела: право гражданское, уголовное и административное.

Особое место в истории занимают найденные и расшифрованные учеными ХХ в. материалы о первых паевых компаниях.

Каниш — первая паевая компания (III-II тыс. до н. э.). Для эпохи Древнего мира повсеместно на первом плане была межстрановая торговля. Главная причина этого — слабое развитие производительных сил в каждой стране. Именно внешней торговлей занимались купцы из города Ашшура, будущей столицы Ассирии в Месопотамии. Найдены и проанализированы тысячи клинописных документов из торговой фактории города Каниш в Малой Азии, основанной на рубеже III-II тыс. до н. э. торговыми людьми из Ашшура. Торговые караваны, где тягловой силой были ослы из Сирии, перевозили по специально проложенной дороге через горы Загроса в Малую Азию шерсть, скот, рабов, некоторые изделия ремесленников. Обратно везли в Месопотамию драгметаллы, строительные материалы и т. д.

Ашшурцы организовали торговлю в Канише и иных местах Малой Азии исключительно по частной инициативе, в противовес (конкуренцию) господствовавшей долгое время дворцовой, т. е. государственной торговле. В торговых обменах им помогало то обстоятельство, что во II тыс. до н. э. в Вавилонии появился и распространился повсеместно сикль (8 граммов) — первая весовая единица серебра. Иначе говоря, денег в современном понимании еще не было, а рынок ценных бумаг создавался! Доказательствами служат следующие факты:

  1. в Канише, как и в других торговых факториях ашшурцев1, велся учет векселей, которыми купцы обменивались друг с другом;
  2. с этой целью была налажена система бухгалтерского учета;
  3. купцы с обеих сторон пользовались взаимным кредитом;
  4. им в этих операциях помогали торговые агенты;
  5. по структуре организации и деятельности торговая фактория напоминала паевую компанию. Доходы от продажи партий товаров распределялись по паям2;
  6. векселя учитывались кассирами;
  7. заказы на разные товары принимались на сумму не более той, которая имелась на счету у торговцев;
  8. в случае продления срока кредита документы запечатывались в глиняные конверты и т. д.

Кроме того, есть данные о юридической службе при паевой компании, о развитии налоговой и таможенной служб; о мерах борьбы с контрабандным товаром и т. д. На территории Каниша существовала писцовая школа, все купцы и сотрудники компании были грамотными (в каждом подобном объединении было около 50 ашшурцев).

В целом эти материалы свидетельствуют о гениальных догадках древних людей о будущем устройстве мира. Ведь паевые компании в Евразии появились лишь в XVI в., с началом Великих географических открытий.

Общекультурным вкладом шумеров, вавилонян, ассирийцев в мировую цивилизацию являются: иероглифическое письмо в виде клинописи, что помогло позднее создать алфавитную систему; календарный счет, связанный с астрологическими наблюдениями и элементарной математикой; десятичная система счета; первые географические карты; культура архивного и библиотечного дела; развитие мифологии и изобразительного искусства.

Но хозяйство в Месопотамии в большинстве оставалось натуральным. Техника и наука были еще слабо развиты. Энергетическая база находилась на первом этапе — повсеместно использовалась мускульная энергия человека и животных.

Египетская модель хозяйства и общества несколько отличалась от месопотамской.

Египет

Зарождение Египетской цивилизации, по мнению американского ученого Уильяма Мак Нила, было “относительно быстрым и бурным”. Что привело древних египтян к созданию около 3100 г. единого централизованного государства? До этого существовало два царства — Нижний и Верхний Египет, их можно считать протогосударственными образованиями. Ни в одном из них не действовал разветвленный государственный аппарат, не было городов. Похоже, городской и теологический (религиозный) факторы не сыграли решающей роли в централизации страны.

Первый объединитель Египта царь Мине (греч. Менес) появился со скотоводческого юга, т. е. не сыграли своей роли и земледельческие общины. Геродот назвал “Египет — дар Нила”, т. е. важнейшую роль в зарождении египетской цивилизации сыграл природно-географический фактор. Река Нил, протянувшаяся вместе с притоками более чем на 6000 км, изначально объединяла Верхний и Нижний Египет. Царь Менес использовал эту особенность, чтобы стать единоличным и полновластным правителем.

Айгюптос (так эту страну называли греки) со всех сторон окружали горы, пустыни и болота. Это создавало естественный барьер для внешних вторжений. В итоге после объединения политическое единство страны не нарушалось почти тысячу лет.

Данное обстоятельство содействовало расцвету египетской цивилизации.

Древние египтяне проживали в основном на прибрежной полосе вдоль Нила, ширина ее составляла от 24 до 35 км. Главным их занятием было сельское хозяйство. Разливы Нила обеспечивали земледельцев удобрением в виде ила, не требовалась и вспашка.

По поручениям фараона разветвленный административный аппарат контролировал гидрорежим Нила, решалась проблема с орошением и водоснабжением населения. Полноводность реки зависела от гидросистемы Северо-Восточной Африки.

Российский египтолог Э. Кормышева считает, что именно в Египте была создана ирригационная система типа бассейновой: насыпи, плотины, дамбы, отводные каналы. С их помощью сохранялись запасы воды для постепенного ее расходования.

Сеяли и выращивали пшеницу эммер, ячмень, полбу, бобы, горох, чечевицу, лен, кунжут. Жали деревянным серпом с кремнёвым или бронзовым вкладышем, молотили с помощью быков или коров на круглых утрамбованных площадках. Хранили зерно в снопах, обмазанных илом, или в ямах — зернохранилищах с помещенными туда большими глиняными сосудами. Лен использовали для изготовления масла и пряжи. Из овощей высаживали лук репчатый и лук-порей, огурцы, тыкву, арбузы, петрушку, укроп.

Из Азии ввозили гранатовое дерево, миндаль, оливы, грецкий орех, виноград, вишню, яблоню, смородину. Обогатили мировую экономику изобретениями: системы пчеловодства, а также шадура (XIV в. до н. э.) — водоподъемное сооружение.

Быки и ослы были тягловым скотом. Буйволов не было, лошади появились позднее. Использовали их в военном деле, создали свой тип боевой колесницы.

Египетская народность образовалась из племен Северо-Восточной Африки и Аравийского полуострова. Активное занятие земледелием и скотоводством содействовало развитию различных ремесел. Завозили сырье из других регионов, активно развивая торговлю: медь — с Синая, золото — из Куша (современный Судан), серебро — из Азии, древесину — из Сирии и Ливана. Если в III тыс. до н. э. металл плавили на костре, с поддуванием горячего воздуха через тростниковые трубы, то в середине II тыс. до н. э. изобрели меха, надувая их нажимом ноги.

Тогда же от горизонтального ткацкого станка перешли к вертикальному.

Великие пирамиды Египта в сокровищницу мировой культуры вошли в III тыс. до н. э. Первой, ступенчатой формы, была пирамида фараона Джосера в Саккаре. Затем появились грандиозные усыпальницы Хеопса, Хефрена и Мекенеса. В строительстве использовался местный материал из каменоломни в нескольких километрах от пирамид: известняк, гранит, алебастр. На внутреннюю отделку шел и привозной материал.

100 тыс. свободных (не рабов), сменяясь каждые три месяца, работали в счет трудовых повинностей в пользу государства (как и повсюду на Востоке — в ирригационном строительстве).

Внешне простой труд был очень трудоемким. Из технических средств были известны простой рычаг, ударные инструменты типа каменных молотов, деревянные клинья, сани-волокуши, на которых с помощью быков блоки известняка и гранита везли до Нила, плоты — транспортеры по воде, наклонные насыпи из земли и сырцового кирпича. По ним блоки с помощью рычагов и канатов поднимались наверх, над гранитным центральным основанием пирамиды. Между собой плиты-блоки соединялись с помощью выступов в одних и пазов — в других и т. д. В структуру пирамиды входила система подземной канализации и дренажа дождевой воды. Их зодчие обладали глубокими знаниями в строительном деле, астрономии, геометрии, гидравлике. Существуют также многочисленные свидетельства о развитии в Египте медицины, архитектуры, изобразительного искусства и т. д.

Возведение пирамид является подтверждением активных торговых связей Древнего Египта с Ближним Востоком, Африкой, Азией. Товарно-денежные отношения развивались активно в III тыс. до н. э.:

1. Уже в III тысячелетии египтяне изобрели свой вариант иероглифического письма, что очень помогло в торговых отношениях.

2. Существуют очень интересные материалы о торговых факториях египтян в Финикии.

Египетская торговая фактория в Финикии. Археологи при раскопках в загадочной стране Финикии на юге Месопотамии обнаружили в городе-государстве Библ свидетельства функционирования там в III тыс. до н. э. египетской торговой фактории. Этот город был неофициальной столицей Финикии, централизованное государство там так и не появилось. Египтяне в Библе воздвигли храм в честь своей богини Хатхор. На его стенах сохранились египетские надписи XXVIII-XXIII вв. до н. э., т. е. периода Древнего царства (перед этим с XXXI в. было Раннее царство). Найдены также сосуды ритуального значения с египетскими письменами.

Финикия строила много торговых кораблей, возможно, и для Египта.

Прослышав о богатствах Египта, через 900-1000 лет после основания Раннего царства, на страну стали наступать орды степняков-завоевателей. Именно в период Среднего царства (XXII-XVIII вв. до н. э.) в стране для обороны от гиксосов было построено несколько крепостей. Это было время возвышения Фив, их фараоны возглавили борьбу с гиксосами.

Египет вновь усилился в эпоху Нового царства (XVI-XI вв. до н. э.). Но денег как всеобщего эквивалента по-прежнему не было. И в период Нового царства в роли эквивалента по-прежнему выступали скот, бруски серебра и меди и реже — золота.

Изучены многие надписи на стенах храмов, различных стелах, которые содержат сведения о хозяйственной и социальной жизни в Египте. Это “Указ царя Нефериркара из Абидоса” (XXV в. до н. э.), “Поучение Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара” (XXII в. до н. э.), “Предписания о служебных обязанностях верховного сановника” (XVI-XV вв. до н. э.) и многие другие1. Из них можно почерпнуть сведения об особенностях жизни и деятельности египтян в ту или иную эпоху.

Под влиянием достижений греко-римской цивилизации (Египет в I в. до н. э. вошел в состав Римской империи) распространяется металлическое денежное обращение. Мемфисский и Фиванский храмы-банки контролировали денежный оборот в пределах Египта. Появились весовые единицы — таланты и т. д. До присоединения к Риму Египет активно торговал с греческими полисами и Карфагеном.

Древние египтяне внесли неоценимый вклад в мировую материальную и духовную культуру.

Постепенно набирали силу и страны Азии.

Индия

Еще в древние века об Индии шла молва как о стране мудрецов. Исследования ученых в ХХ в. раздвинули хронологические рамки зарождения ее цивилизации. Нужно иметь в виду, что литературные всемирно известные памятники этой страны не имеют в большинстве хронологических датировок: Ригведа, Махабхарат, Упанишад, Артхашастра. Хронология событий, описываемых в них, устанавливается с помощью археологов, палеонтологов, лингвистов, топонимиков, религиоведов и т. д.

Ярчайшим периодом в экономической истории Индии является хараппская, или индская, культура. Датируется она 2500 (2300) - 1800 (1700) гг. до н. э. Города Харапп (совр. Пакистан) и Мохенджо-Даро были двумя столицами, окруженными земледельческими поселениями. Они располагались на территории | 1100 км с севера на юг и 1600 км с запада на восток, т. е. были почти вдвое больше Древнего Шумера. В Хараппе и Мохенджо-Даро проживало не менее 100 тыс. человек в каждом, что вдвое превышало численность шумерских городов-государств.

Эти факты подчеркивают значимость экономической истории Древней Индии.

Существовали широкие, прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы. Города создавались по разработанному плану, основные улицы шли параллельно друг другу, ширина их достигала 10 м. Подразделялись города на две части: в цитадели (“Верхнем городе”) проживали администраторы и жрецы, в “Нижнем городе” — остальное население. Дома наиболее зажиточных людей воздвигались в два-три этажа! Были проложены керамические водопроводные трубы.

Создавались небольшие и более примитивные по сравнению с Месопотамией и Египтом ирригационные сооружения.

Рано проявился интерес к расчистке джунглей. Кроме мелкого продуктивного скота, в Индии особое внимание уделяли крупному рогатому (“священная корова”), приручали ослов, через несколько веков стали завозить из других стран слонов.

Инновациями в хозяйственной жизни индийцев было применение удобрений в земледелии, что позволяло собирать в год по два урожая, а также выращивание риса и хлопка.

Торговым и культурным связям, в том числе с отдаленной в пространстве Месопотамией, благоприятствовало наличие письменности (до сих пор почти нерасшифрованной), система счета, а также мер и весов. Об активной торговле свидетельствует множество найденных индийских печатей в городах Междуречья. Кроме двух столиц в Индском царстве были и другие города. В Лотхале, который расположен вблизи от Бомбея, найдены печати, на которых изображены суда с мачтами. Это явные свидетельства занятий местного населения морской торговлей. Предметами вывоза являлись продукты сельского хозяйства, ремесла, а также драгоценные камни. Ввозили слонов.

Закат Хараппской цивилизации наступил за несколько веков до прихода индоарийских племен. Как и при исчезновении других центров культуры на Земле (этрусков, к примеру), причин можно предположить несколько: изменение климата, обширные разливы рек, тектонические толчки земной коры. По данным антропологов ученые пришли к выводу: жители крупных населенных пунктов (произошло это, по-видимому, на рубеже II-I тыс. до н. э.) погибли в результате эпидемии малярии.

С таким выводом можно согласиться — вокруг культурных центров были непроходимые джунгли с заболоченными поймами притоков Инда. Наследием для будущих поколений были протодравидский язык, жреческие обряды, содействовавшие появлению в будущем религии индуизма.

Своеобразие становления цивилизации Индии проявилось в том, что она зародилась дважды: в III тыс. до н. э. в бассейне Инда и спустя несколько веков после падения Хараппской цивилизации — в бассейне реки Ганг. “Ригведу”, самый древний письменный памятник индоариев, ученые датировали XI-X вв. до н. э.

Материалы “Ригведы” позволяют проследить в общих чертах постепенный, в течение нескольких веков, путь перемещения индоариев с севера на восток до долины Ганга и ее освоение.

Этот этап в истории Индии называют “ведийский период” (сер. II тыс. до н. э. — нач. I тыс. до н. э.). Именно индоарии создали священное учение о ведах. “Ригведа” по праву относится к памятникам экономической мысли Индии.

На основе ведийской литературы, с учетом прежних культурных достижений индийцев, сложился кастово-варновый строй — четыре замкнутых слоя (касты) в обществе: 1) брахманы — жрецы и учителя; 2) кшатрии — правители и воины; 3) вайшьи — земледельцы и ремесленники; 4) неарийцы (неприкасаемые) рабы, иноплеменники, разорившиеся общинники. Неоднозначной была роль каст в индийском обществе — жесткое деление на касты сдерживало инициативу, особенно среди вайшьев, и сплочение всего населения. В итоге получилось, что роли государственного фактора в развитии Индии не было, т. е. не было и сильной власти, объединяющей всех там живущих в стремлении к созданию единого централизованного государства, его укреплению. Соответственно, не была экономически сильной и государственная форма собственности. Все это через века превратилось в чудо, которым была Индия. В колонии Англии, преобладающей формой собственности оставалась коллективно-общинная. И отрицательную роль в этом сыграл аристократизм индоариев, которые с самого начала поставили себя выше смуглых аборигенов.

Из правителей династии Маурьев наиболее известен Чандрагупта (правил в 322-298 гг. до н. э.). Он объединил население Инда и Ганга в единую империю, т. е. в современном понимании государство Индия существует с конца IV в. до н. э. Известны деяния на пользу страны и его внука Ашоки, но с начала II в. до н. э. империя опять распалась.

Важнейшим этапом в экономической истории Древней Индии был “буддийский период” (V-III вв. до н. э.). Это учение распространяется на северо-востоке Индии. Иначе говоря, для Индии характерен не монизм в религии — главенство одного вероучения, а дуализм — наличие двух религий: индуизма и буддизма.

Появились деньги в виде кусочков серебра и меди с клеймом. Интереснейшим явлением в “буддийский” и последующий “классический” период (конец II в. до н. э. — V в. н. э.) было зарождение и укрепление корпораций ремесленников, они предсказали примерно за полторы тысячи лет появление цехового ремесла в Европе.

Шрени — ремесленные корпорации в Древней Индии.

В V-III вв. до н. э. шрени существовали во всех крупных городах страны, объединяя ремесленников и торговцев. Не было еще четкой их организации: в шрени входили целые ремесленные мастерские и отдельные представители этой трудовой деятельности. Но индийские корпорации в остальном предвосхитили цеха в Европе: устанавливались правила труда; его оплата; стандарты товара; его цена.

Во главе шреней стоял старейшина с правом наследования должности. У него были помощники — совет из более опытных ремесленников. Были и свои регалии: знамена и опахала из хвоста яка. С ними шествовали на религиозных церемониях. Создавались фонды за счет взносов членов шрений, штрафов за нарушения регламентов. Одновременно это были кредитные учреждения — выдавали ссуды под проценты торговым людям, чем содействовали прогрессу рыночных отношений. Корпорации много средств жертвовали и на религиозные цели.

Что производили?

1. Прядильщики и ткачи вырабатывали почти прозрачные ткани на экспорт в Древний Рим.

2. Гончары славились изготовлением черной полированной керамики.

3. Камнетесы создавали монолиты с высеченными эдиктами на них царя Ашоки, весом до 50 т каждый.

4. Мастера по железу воздвигли около Дели железную колонну в честь Чандрагупты II уже в V в. н. э., т. е. в конце эпохи Древнего мира. До сих пор не разгадана технология ее изготовления: 15 веков железо не подвергается эрозии!

В “Артхашастре” сообщается, что в эпоху Маурьев цены на изделия ремесленников регулировались “надзирателями за торговлей”, т. е. проявлялось что-то вроде госрегулирования экономики.

Таким образом, Индия в социально-экономическом развитии, как и другие древнейшие цивилизации, внесла свой вклад в мировую экономику. Шрени также относятся к гениальным догадкам древних о будущем.

В “классическую эпоху” страна подвергалась завоеваниям (греко-бактрийцы и др.). В Средние века Индия вошла с общинно-кастовой структурой и слабым по организации государством.

Китай

Китай, по словам Геродота, — ”страна истории”. Начиная с древнейших времен летописцы многое зафиксировали на панцирях черепах, бамбуковых планках и шелке, затем на бумаге.

Экономическим фундаментом протогосударства Шан-Инь была земледельческая община. Общинники выращивали пшеницу, ячмень, коноплю, бобы, фасоль, фрукты. Уникальным их изобретением явилось шелководство. Разводили коз, свиней, овец, коров, уток, гусей. Охотились на кабанов, оленей, тигров, птицу. Ловили рыбу.

К важным достижениям шан-иньской культуры относятся строительство городов, появление письменности.

В городах, при дворцах существовали мастерские: литейные, гончарные, косторезные, камнерезные, что свидетельствует о начале процесса отделения ремесла от земледелия.

Социальную структуру общества можно представить таким образом: правитель и его семья; господствующие слои; свободные общинники; слуги, рабы. В так называемых гадательных надписях, в том числе на сосудах, нет специального термина “раб”, это лишний раз свидетельствует о домашнем “патриархальном” характере рабства на Древнем Востоке.

Во главе Шан (термин “Инь” появился позже) стоял не племенной вождь, а ван (царь). От XIII к XI в. до н. э. эта должность передавалась не от отца к сыну, а от брата к брату или от дяди к племяннику. Это была еще не вертикальная, а горизонтальная форма наследования, характерная намного позже и для стран Восточной Европы, в том числе России.

По расовому признаку шанцы были монголоидами.

Пришельцы чжоусцы завоевали шанцев, заимствовали письменность и образ жизни. Они распространили учение о Мандате Неба на управление Поднебесной империей.

В Китае эпохи Чжоу проявились признаки феодальных отношений в древневосточном варианте, что можно так же, как шрени в Индии, отнести к догадкам людей эпохи Древнего мира о будущем устройстве общества.

Генезис феодализма в Древнем Китае1. Речь в основном идет о периоде от VIII — до IV вв. до н. э., когда Китай находился в состоянии социально-политической раздробленности. В зарубежной литературе этот значительный временной отрезок называют эпохой “Весны и Осени” (VIII-V вв. до н. э.) и “Борющихся царств” (V-III вв. до н. э.). В древних китайских сборниках документов, в том числе “Шу Цзин”, “Бамбуковых книгах”, “Цзо-чжуань”, довольно часто приводятся понятия “удел”, “удельный князь”, “удельная земля”, “вассал”. Ван, которому как верховному правителю принадлежали все земли, жаловал удельные наделы вместе с населявшими их крестьянами. Феодальная знать Китая этого времени состояла из двух социальных групп: 1) уделы получали родственники вана; 2) их выделяли чиновникам. На древнекитайском языке “давать в удел” означало “фэн цзянь”.

Если родственникам вана назначали уделы с целью укрепления властных структур, то чиновникам и различным администраторам они выдавались “за службу”. Чаще всего эти уделы после смерти удельного князя забирали обратно в казну.

Но известны случаи, когда удел несколько веков находился в руках какой-то одной семьи.

Советский китаевед Ким Васильев отмечал, что в те времена в Китае имелись признаки индивидуализации земельных наделов внутри сельских общин.

Современные авторы отмечают, что далеко не все получившие за службу землю были аристократами. В подтверждение своего статуса они не представляли родословной. В то же время у крупных землевладельцев сформировался особый менталитет, вроде “кодекса аристократической чести”: отношение к войне как “игре”, восхищение отвагой и мужеством друг друга.

В литературе их иногда называют “древнекитайские рыцари”.

Проявившаяся в эпоху Западной Чжоу тенденция к самоутверждению института семьи стала одним из главных механизмов зарождающегося феодализма. В социальной структуре китайского общества утвердилась ячейка “ши” — родственная семья. Недаром в китайской монорелигии — конфуцианстве с середины I тыс. до н. э. стержневую роль играл “культ предков”, сохранившийся до сих пор. В VIII-IV вв. до н. э. в Древнем Китае проявились процессы феодализации, схожие со становлением института бенефиция в средневековой Европе (см. гл. III). Явление это относится к генезису аграрного общества в мировой экономической истории.

Экономический подъем в Китае наблюдался в V-III вв. до н. э. Ярче проявляются тенденции к урбанизации. Экономически усиливаются торгово-ремесленные слои города. Появляются деньги. Составными элементами новой структуры становятся сельские арендаторы и батраки-наемники. Применение металла при изготовлении орудий труда, не только бронзы, но и железа, обеспечило во многом экономический подъем.

На рубеже IV и III вв. до н. э. в Китае отчетливо проявляются контуры единой империи. Долгожданное объединение после упорной борьбы с сепаратизмом мелких царств состоялось в 221 г. до н. э. Первыми династиями Китайской империи были Цинь и Хань. Первым императором стал Цинь Шихуанди, или Цинь Шихуан (259-210 гг. до н. э.). В его имени были заложены слова “Первый священный император”.

Император покончил с раздробленностью не только посредством объединения семи царств в единую империю. Главным в его экономической деятельности стал отказ от удельной системы, т. е. передачи земли в условное пользование. Цинь Шихуанди ликвидировал привилегии знати, по его приказу 120 тыс. аристократических семей из всех мелких царств были насильственно переселены в столицу, оторваны от родных мест и земельных владений. В Китае торжествует государственная форма собственности, по социально-экономическим параметрам страна сблизилась с древневосточными государствами Месопотамии и Египта более ранних периодов.

В результате административной реформы империя была разделена на 36 областей (округов) во главе с губернаторами, они подразделялись на уезды с уездными начальниками, а уезды — на волости, каждая из которых состояла из десятков деревенских общин. Император был полновластным наследным правителем страны. Социальной реформой императора можно считать табель о рангах. Первые семь рангов могли иметь простолюдины, а с восьмого ранга их присваивали чиновникам за службу. Самыми высокими были 19-20-й ранги, их представителям предоставлялось право на “кормление” (за счет территорий и населения). В России подобная табель появилась лишь при Петре I. Законодательная реформа заключалась в введении единого законодательства.

К реформированию в области товарно-денежных отношений можно отнести унификацию мер и весов и денежную реформу. Из обращения были изъяты все монеты старых образцов, введение единой монетной системы помогло в укреплении экономических связей в рамках империи. Вплоть до начала XX в. н. э. в Китае сохранилась круглая медная монета с квадратным вырезом и именем правящего императора на лицевой стороне. Реформированию подверглось и сложное иероглифическое письмо, в упрощенном виде оно сохранилось тоже до XX в. По земельной реформе крестьяне получили от государства (без права отчуждения) наделы земли, за что платили налоги.

Зарождались и частично реализовались идеи предпринимательства. Но цены на такой первостепенный товар, как зерно, контролировались государством.

В стране создавались государственные ремесленные мастерские. Начала возводиться Великая Китайская стена, для чего использовали насыпанные в прежние годы земляные валы на севере Китая. Великая стена должна была предохранять от набегов кочевников. Теперь валы укрепили, облицевали камнем, построили бастионы, башни и ворота. Проложена была также сеть дорог, соединявших окраины империи с центром. Империя теперь отличалась Порядком, но Гармонии в ней было мало.

Реформы первого императора проводились в жизнь очень жестокими методами, что вызвало недовольство населения. При преемниках первого императора на смену этой пришла вторая династия Хань.

На рубеже I тыс. до н. э. и I тыс. н. э. китайцы по-прежнему мало интересовались внешней торговлей. Создавался менталитет самодостаточности в развитии, самобытности и опоре на собственные силы. К концу тысячелетия был накоплен огромный потенциал для дальнейшего развития, в том числе благодаря проведению эффективных экономических реформ.

В первые века н. э. Китай вступил в затяжную полосу кризисов и политической нестабильности, продолжавшуюся до конца эпохи Древнего мира. Набеги кочевников усугубляли положение. Но сохранена была жизненность китайской цивилизации и ее государственность. В интересах торговли регулярно передвигались караваны по Великому шелковому пути. Расцвет науки ознаменовался достижениями в математике: развиваются начальная алгебра и геометрия. Впервые в мире был создан сейсмограф. В городах воздвигались многоэтажные дома. Была изобретена бумага.

Но войны, внутренние неурядицы, наблюдавшиеся в III-IV вв., подорвали хозяйство. Численность населения сократилась с 60 до 16 млн человек. На страну наступали кочевники.

Только в середине VI в. н. э. был положен конец их притязаниям. В этот период вновь укрепились китайская государственность и экономика. Китай вступил в эпоху Средних веков.

Мезоамерика

Мезоамерика, или Срединная Америка, подразделяется на две зоны: Мезоамерика как пятый очаг древнейшей цивилизации на Земле (ольмеки, майя, Теотихуакан) на севере этого обширного региона и Андская область на юге, где инки создали государство накануне завоеваний (Конкисты) испанцами Американского континента. Мезоамерика в широком понимании этого слова охватывает современную Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса, а также Эквадор, Перу, Южную часть Чили (Центральная Америка).

Американский континент начал заселяться переселенцами из Северо-Восточной Азии около 30 тыс. лет назад через Берингов пролив и Аляску.

Ольмеки. Американские археологи, антропологи, этнографы считают ольмеков прародителями1 древних цивилизаций Мезоамерики. В XII в. до н. э. они проживали на территории современных штатов Мексики — Веракрус и Табаско. Занимались земледелием, охотой и рыболовством. Построили ряд ритуальных центров с монументальной скульптурой. До сих пор удивляют созданные ими 20-тонные базальтовые изваяния. На каменных стелах сохранились иероглифические надписи.

Форма правления была теократической, о чем свидетельствуют жилища жрецов в ритуальных центрах. Поклонялись главному богу-ягуару, сохранилось множество его изображений.

Был еще социальный слой — администраторы и управленцы, которые следили за порядком в ритуальных центрах. Но городов, особенно городов-государств, ольмеки не создали. Все, кроме жрецов и их окружения, проживали в небольших окрестных поселениях. Социально-политическую структуру их общества можно охарактеризовать как протогосударственную.

Российские ученые не считают ольмеков прародителями цивилизации в Мезоамерике. Параллельно существовало еще несколько культур с ритуальными центрами, пирамидами, календарными иероглифическими надписями на камне: в Оахаке (VII-VI вв. до н. э.) и без надписей — в горных районах Гватемалы. Памятники в Велакрусе и Табаско соответствуют уровню вождизма в союзах племен на заключительной стадии первобытно-общинной эпохи.

Возможно, в XXI в. появятся более убедительные доказательства становления государственности у ольмеков.

Теотихуакан был в те времена единственным городом-государством и в середине I тыс. н. э. являлся центром всей Мезоамерики. Руины его находятся в 50 км от г. Мехико на площади 18 кв. км. Население того времени определяется в численности от 60 до 120 тыс. человек. На пересечении двух больших улиц города археологи обнаружили огромную каменную платформу с цитаделью вверху. На этих двух широких улицах возвышались (40 м) пирамида Солнца и пирамида Луны. На их плоских вершинах в древности находились храмы. На одной из пирамид находился храм бога Кацалькоатла — Пернатого Змея. Он покровительствовал знаниям, был богом воздуха и ветра.

Дворец в цитадели не похож на ритуальные центры у ольмеков. Здесь находились также жилые и общественные помещения. Интересно, что ритуально-административный центр Теотихуакана включал здания-пирамиды с сочетанием вертикальных и наклонных поверхностей — стиль “вертикальной панели и склона”. Жилые здания строились, как и на Ближнем Востоке, из сырцового кирпича, вытянутые до 60 м в длину, состояли из блоков — квартир.

Город-государство являлся одновременно центром ремесел — в нем действовали в те времена около 500(!) небольших мастерских. Обрабатывали вулканическое стекло — обсидиан, занимались гончарным ремеслом, ткачеством, ювелирным.

Нет сведений о рабах и военной организации города. Их иероглифическое письмо отличалось от письменности в других странах.

Конец города был загадочен и трагичен. Он сгорел в одночасье в VII в. н. э., возможно, от нападения племени бродячих охотников.

Майя классического периода стали развиваться как цивилизация с III в. до н. э. на территории современной Мексики, Гватемалы, Гондураса. Крупнейшие города — Тикаль и Копан.

Важную роль в жизни майя занимало земледелие. Выращивали кукурузу, бобы, тыкву, кабачки, авокадо. Какао-бобы использовали в качестве денежных эквивалентов. Маис считается “индейским хлебом”. Когда стало не хватать продуктов, распространились посадки хлебного ореха — рамона.

Оригинальной была технология посадок овощей и посевов зерновых — на террасах. Землю поднимали на холмы, выравнивали площадки и обставляли камнями. Сверху по желобам, сделанным из камня, стекала дождевая и природная из родников вода.

Как и везде, развивалось ремесло, больше по камню, создавали скульптуры, храмы, стелы с надписями и рисунками. Чаще на них изображались лики правителей с выбитыми на камне сведениями биографического плана.

Майякская цивилизация погибла за 100 лет, причины неизвестны.

Уроки истории Майякской цивилизации. К достижениям цивилизации майя относились: 1) высокий для того времени уровень развития земледелия; 2) удивительные познания в астрономии: знали о движении планет; чертили схемы движения Солнца, Луны, Венеры, предсказывали лунные и солнечные затмения; 3) иероглифическое письмо применяли в торговых обменах; 4) в арифметике знали нуль, но вместо десятичной системы существовала система из 20 знаков; 5) в изоискусстве создали гротескный стиль изображения чудовищ; 6) впервые в Мезоамерике организовали спортивные площадки с мячами из вулканического каучука; 7) строили обсерватории и общественные бани; 8) создавали устную мифологию.

Важнейшими факторами их успехов были городской, религиозный, природный, торговый.

Майя, как все жители Мезоамерики, не занимались скотоводством. Не знали железа, были малознакомы с металлургией меди и бронзы. Не оставили потомкам сводов законов или хотя бы хозяйственных регламентов. Не совсем понятно, как и повсюду в Мезоамерике, какой была социально-политическая структура общества (административные органы, соподчиненность их, налоговые функции, правовая база и т. д.). А ведь цивилизация их погибла уже в IX в. н. э., когда народы Европы и Азии три века существовали в другом измерении — в Средние века и достигли определенных временем высот во всех сферах жизни. Все это не позволяет согласиться с мнением некоторых ученых из США: “Майя — это греки Нового Света”. И потом, хотя древние майя не проживали в одно время с инками и ацтеками, цивилизация последних развивалась по тому же сценарию, что у майя. До начала Конкисты, т. е. до XVI в. н. э., инки и ацтеки тоже не знали железа, не имели лошадей, не перешли к монорелигии и т. д. Видимо, на Американском континенте достижения майя в материальном и духовном развитии были пределом.

Но майякская цивилизация не исчезла бесследно. Их потомки по сей день проживают в штате Юкатан в Мексике, куда небольшая группа майя классического периода переселилась еще в IX в. н. э.

Один из уроков майякской цивилизации необходимо учитывать нашим современникам: следует жить в гармонии с природой. Окружающая среда незримо диктовала народу майя пределы развития. Нехватку продуктов питания можно было нейтрализовать: 1) с помощью технологических нововведений, 2) изменением социально-политической организации общества.

Ни один из этих методов не оказался по силам майя.

Итак: эпоха древних очагов цивилизации, создание городов-государств стало началом мировой цивилизации. Вершиной цивилизационного развития человечества в эпоху Древнего мира считается период II-I тыс. до н. э.