Экономическая история (Поляк Г.Б., 2016)

Экономика государств Восточного Средиземноморья

С древнейших времен Восточное Средиземноморье заселяли западносемитские племена: бене-самаль, бене-иамина, амориты, финикийцы, ханаанеи, арамейцы, хабири (или ибрим, т.е. евреи). Созданные ими государства, их экономика и культура имели свои особенности, они стали весомым вкладом в историю человечества.

Сирия и Финикия

Возникновение государств. Развитие экономики

Северную часть земель, находившихся на восточном побережье Средиземного моря, называли Сирия и ФиникияК Эти страны, разделенные горами внутри и ограниченные горами извне, были географически разобщены друг от друга и обособлены от других стран. Эта разобщенность не позволяла создать единого государства. Поэтому здесь с древних времен существовали мелкие государства. Окруженные сильными соседями (Египтом, Хеттским государством, Вавилоном), они постоянно подвергались их нападениям и были плацдармом военных действий между ними. Естественно, это отражалось на несамостоятельной политике государств Сирии и Финикии и отрицательно сказывалось на их хозяйстве, подвергавшемся разрушениям.

На территории Сирии и Финикии государства возникли в 3-м тыс. до н.э. Центрами их были в Сирии - Угарит, а в Финикии - Библ. В середине 2-го тыс. до н.э. они были захвачены Египтом, которому были обязаны платить ежегодную дань, сопровождать и охранять египетские торговые караваны. Египетское господство длилось вплоть до XIV в. до н.э., после чего земли Сирии и Финикии подпадали периодически под власть хеттов и других завоевателей. В XI—VII вв. до н.э. эти государства стали самостоятельными, но затем были присоединены уже к Ассирийскому царству.

В природном ландшафте Сирии и Финикии преобладали гористые местности, и это сказывалось на недостатке земель для растениеводства. Но Сирийская степь на востоке страны и горные склоны внутри страны были пригодны для скотоводства. С древнейших времен здесь одомашнили и разводили свиней, коз, крупный рогатый скот, который использовался в качестве тягловой силы.

Земледелие было развито сначала лишь в отдельных районах -долинах рек, где была плодородная почва и достаточно воды. Выращивали пшеницу, ячмень, просо. Технические культуры, например лен, стали выращивать уже в 3-м тыс. до н.э. В дальнейшем дефицит земельных участков в речных долинах заставил население интенсифицировать использование земли и осваивать склоны гор для растениеводства. Для этого была создана террасная система земледелия, при которой горные склоны искусственно выравнивались и земельные участки располагались друг над другом. Для их орошения создавалась ирригационная система, использовавшая горные потоки.

Созданные таким образом земельные участки использовались в основном для садоводства, виноградарства, овощеводства. Вино, оливковое масло, фрукты из этих районов были одной из существенных статей экспорта. Финикийское вино ценилось во всех странах, во все времена вплоть до Римской империи. В стране очень рано стали применять передовые по тем временам сельскохозяйственные орудия труда: плуг, мельничный жернов, давильный пресс и др.

Ремесло и морская торговля

Развитое сельское хозяйство стало основой для появления и быстрого выделения в самостоятельную отрасль ремесел. Наиболее развиты были ремесла в Финикии. Здесь изготовлялись шерстяные и льняные ткани, для окраски которых использовали краски, изготавливаемые из морских моллюсков. Финикийские пурпуровые и фиолетовые ткани были известны во всех странах Древнего мира. Наличие в горах Финикии железной руды позволило создать металлургическое производство, изготовлять и вывозить металлические изделия. Финикия славилась изготовлением стекла, которое также было известно во многих странах.

Особую известность среди древних народов приобрели финикийская продукция деревообработки и кораблестроение. По другой версии, название страны и людей, ее населяющих, произошло от египетского слова «фенеху» - кораблестроитель. Горы Финикии были покрыты кедровыми и сосновыми лесами. Заготовляемая в гора> древесина была главным конструкционным материалом в кораблестроении, в строительстве храмов и зданий. Корабли, построенные в Финикии, широко использовались во всех ближневосточных странах и странах Средиземноморья, а колонны и перекрытия из ливанских кедров упоминаются в истории создания самых известных архитектурных сооружений Древнего мира.

Сирия и Финикия находились на пересечении торговых путей Египта и Азии, между северными и южными странами. Высокий уровень развития земледелия и избыточное производство сельскохозяйственной продукции в Сирии и Финикии, успешное ремесло также способствовали раннему возникновению и самостоятельности как отдельных отраслей внутренней и внешней торговли. Сначала торговля была сухопутно-караванная. Вьючные и колесные караваны шли от берегов Красного моря, вдоль всего побережья на север до Малой Азии. Но уже в 4-м тыс. до н.э. главной стала морская торговля, которую в основном вели финикийцы. Они не только вывозили в другие страны продукцию своей страны (зерно, оливковое масло, скот, вино, фрукты, железо, дерево, ткани, краски, косметические и медицинские средства и другие изделия), но перевозили из страны в страну изготовляемую, добываемую и выращиваемую там продукцию. По сути вся ближневосточная и средиземноморская торговля была сосредоточена в руках финикийцев.

Быстрый расцвет ремесел и торговли в Сирии и Финикии привел к созданию и росту городов, многие из которых возникли в 4—3-м тыс. до н.э. Это города Угарит (ныне Рос-Шамра), Библ, Сидон (ныне Сайда), Тир, Берит (ныне Бейрут), Боцруна и др.

Для развития торговли финикийцы стали создавать почти во всех доступных для них странах свои фактории и на их месте — города. Обычно новые фактории-города строились на прибрежных островах, где сооружались гавани, склады, жилые дома, храмы. Часто эти города становились не только торговыми центрами, но и центрами восточной цивилизации в регионе. Такими были центры на островах Кипр и Родос, в Малой Азии и материковой Греции, в бассейне Черного моря.

Торговые пути финикийцев вели через Сицилию, Сардинию, Мальту до Иберии на Пиренейском полуострове, где ими также были основаны города. На северном побережье Африки это Карфаген и другие города. Выйдя через Гибралтар в океан, на западном побережье Африки финикийцы основали примерно 300 поселений, в том числе ставшие крупными городами Тингис (ныне Танжер), Целис (ныне Азила). Есть предположение, что финикийцы доплывали и до берегов Британии. О высоком мореходном уровне финикийцев и их монополии в морской торговле свидетельствует тот факт, что по заданию египетского фараона Нехо II они совершили первое путешествие вокруг Африки.

Финикийская торговля и создание новых поселений в бассейне Средиземного моря в XVI—IX вв. до н.э. задолго предшествовали греческой колонизации в этом регионе. Позднее грекам, а затем римлянам пришлось вести долгую борьбу с финикийцами за гегемонию в торговле и за территории. Борьба эта была многовековой, часто кончалась разрушением финикийских городов. Пример тому — Пунические войны Рима с Карфагеном, окончившиеся его разрушением.

Конкурентная борьба греческих, позднее римских торговцев с финикийскими наносила большой экономический урон всем странам, участвующим в этой борьбе. Кроме того, эта борьба, видимо, стала началом антисемитизма — явления, оказавшего позднее негативное влияние на экономическую и политическую жизнь многих стран, явления, ничего общего не имевшего с этническими и религиозными различиями народов, а лишь отражавшего и отражающего доныне экономическую конкуренцию, экономическую борьбу промышленников, торговцев, нередко и политических деятелей, ведущих борьбу под предлогом национального и религиозного различия.

Большие масштабы ремесленного производства, внутренней и внешней торговли, требование ведения учета, правового оформления сделок и т.д. привели к необходимости совершенствования фиксации информации, совершенствования системы письма. Заслугой финикийцев стало создание алфавитной системы письменности. На основе вавилонской клинописи и египетских иероглифов они в XIII в. до н.э. разработали алфавит из 22 алфавитных знаков, обозначавших звуки. Этот алфавит стал потом основой греческого, латинского и славянского алфавитов.

Палестина

Возникновение государства. Развитие экономики В южной части Восточного Средиземноморья расположена Палестина. Это название она получила от племени филистимлян (от др.-евр. — пелиштим). В 3-м тыс. до н.э. Палестину завоевали египетские фараоны. В XV—XIV вв. до н.э. в эти земли пришли племена хабири — древние евреи.

Географические, природные условия и возможности для хозяйственной деятельности человека в Палестине были неодинаковыми. В северной части страны, в долине реки Иордан, имелись хорошие условия для земледелия. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, позволявшие заниматься лишь скотоводством. В древнейшие времена здесь были одомашнены овцы, козы, ослы, крупный рогатый скот.

Завоевавшие Палестину евреи долго находились в условиях родового строя. Социальная ячейка (мишпаха) была основана на кровном родстве. Земля, имущество, рабы принадлежали всему роду, во главе которого стоял старейшина. В обществе действовало право первородства и левирата. Первородство обеспечивало старшему сыну привилегированное положение в семье и право на двойную долю наследства имущества. Согласно обычаю левирата, вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа. Эти обычаи ограничивали распыление имущества рода и способствовали концентрации его у отдельных людей.

Земля также принадлежала роду, общине. Каждая община имела своего начальника и жреца (левита). Община должна была выкупать своих членов, если они попадали в плен, сообща нести принудительные государственные повинности и работы. Земельные участки внутри общины распределялись по жребию. Даже царь не мог забрать у общины землю, а мог только ее купить. Однажды царь Ахаз забрал у одного общинника его землю, но этот поступок царя был признан незаконным. Цари могли увеличивать свои земли и раздавать своим приближенным, чиновникам и военачальникам только земли, захваченные в ходе войн.

Многие века Палестина входила в состав Египта. В XI-X вв. до н.э. ослабление Египта позволило Палестине освободиться от его ига. Здесь были образованы самостоятельные государства. Первым из них было Израильское царство, основанное царем Саулом, который был провозглашен израильскими племенами на царство в XI в. до н.э. Второе царство - Иудейское образовал в начале X в. до н.э. в южной части Палестины сын Саула Давид. Он же объединил оба царства в единое Израильско-Иудейское царство. Столицей этого царства стал город Иерусалим.

Уже в 3-м тыс. до н.э. племена в северной части страны перешли к оседлому земледелию. Они выращивали ячмень, пшеницу, просо, лен, овес. Кроме зернового хозяйства было развито садоводство. Страна славилась выращиванием винограда, смоковницы, маслин. Хорошо росли гранаты и на юге финиковые пальмы. Около 3500 г. до н.э. в Палестине началось культивирование маслины. Путем многолетних селекции из дикой маслины выведены богатые маслом сорта, культивируемые и поныне. Оливковое масло использовалось в качестве пищевого продукта и для производства лекарств и косметических средств.

Во многих странах также было известно палестинское вино. Изображение виноградной лозы и гроздьев винограда было эмблемой Иудеи и чеканилось на древнееврейских монетах. С древнейших времен Иудея славилась культивированием льна и изготовлением льняных тканей. Об этом свидетельствуют найденные в пещере Нахал Хемера льняные изделия, возраст которых 8500 лет.

Хорошо продуманная система орошения, несмотря на жаркий климат, позволяла выращивать влаголюбивые культуры, такие как лен. В пустыне Негев найдены остатки такой системы I в. до н.э.

Дождевую воду собирали в хранилищах и направляли на поля. Вокруг города Овдет на площади в 80 км2 было построено 17 тыс. дамб.

Ремесла и торговля Палестина не имела сколько нибудь значительных полезных ископаемых и лесов. Сырьевая база для ремесел была ограниченной. В стране было много камня и глины. Поэтому большое развитие получило производство изделий из этих материалов Палестинские камнетесы и гончары были известны на Ближнем Востоке.

В северной части Синайского полуострова на шахтах Негев во 2-м тыс. до н.э. добывали медную руду. В X в. до н.э. при царе Соломоне эти шахты достигали 6 м в диаметре и соединялись галереями. Это самая первая на планете шахтно-галерейная система разработки медных руд.

С древнейших времен отдельные города специализировались на производстве узкопрофильной продукции Например, ткацкими центрами были Иерусалим и Тель-Бейт-Мирсим. Ткани производили из шерсти и льна. За пределами страны ценились палестинские узорчатые ткани и одежда. Палестина стала родиной стеклодувного дела. Первые на планете изделия из дутого стекла, относящиеся к 50-м годам до н.э., сделаны в Иерусалиме. Уже в Vli в. до н.э. в Палестине разработали технологию изготовления писчего материала из шкур верблюда, который значительно позднее получил название пергамент.

Расположенная на пересечении важных торговых путей между Египтом, северными и восточными странами, Палестина уже в 3-м тыс. до н.э. активно включилась в мировую торговлю. Из страны вывозили кожи, пшеницу, лен, оливковое масло, фрукты, вино, воск, шерсть, керамические изделия, пурпур, мирру, лекарства. Ввозили металл, металлические сосуды, дерево, слоновую кость.

Наибольшее экономическое развитие Израильско-Иудейское царство достигло в X в. до н.э. при царе Соломоне. В это время были проведены административные реформы, страна разделена для удобства управления на 12 округов, во главе которых были поставлены особые чиновники, ведавшие также сбором налогов и выполнением государственных повинностей. Укрепив мирные связи с соседями, Соломон развивал внешнюю торговлю. Он организовал торговые пути в Аравию, откуда стали поступать золото, слоновая кость, драгоценные камни. Из страны вывозилось также зерно и масло.

Ремесла и торговля стали основой образования многочисленных городов. Первые города на планете появились в Палестине примерно 10 тыс. лет назад. Старейший из них - Иерихон. К 7-му тыс. до н.э. это был крупный по тем временам город-крепость с населением 2 тыс. человек. Город был обнесен каменной стеной шириной 9 м. В центре крепости была возведена башня из камня с винтовой лестницей внутри. С 3-го тыс. сушествует город Лахиш. Древнейшими городами были Мегидо, Бет-Шан, Иерусалим.

Накопление в стране богатства позволило вести большие строительные работы. В Иерусалиме были сооружены большие дворцовые помешения, построен и богато украшен знаменитый храм в честь бога Яхве, возведены крепости в Иерусалиме, Мегидо, Гезере и других городах.

Распад государств. Еврейское рассеяние

После смерти Соломона его преемник не смог устранить накопившиеся многолетние противоречия между богатым земледельческим севером и бедным скотоводческим югом. Северный Израиль не был доволен большими налогами, которые перераспределялись в пользу бедного юга — Иудеи. Восставший Израиль отделился. В Палестине стало два самостоятельных государства. Израиль и Иудея снова стали вести борьбу друг с другом, ослаблявшую их. Войны требовали денег, а это вело к усилению налогового гнета, обнищанию населения и социальным движениям в обоих государствах. Все это нашло отражение в первой социальной литературе — книгах пророков. Пророки, связанные с массой населения, в своих проповедях обличали богачей и власть за их богатство, алчность и призывали вернуться к прежней патриархальной жизни.

Борьба Израиля и Иудеи, социальные движения ослабили эти царства, и они стали добычей других государств. В 734 г. до н.э. ассирийский царь Тиглат-Палассар III захватил северную и северовосточную Палестину, угнав большое число жителей в Ассирию. В 722 г. до н.э. ассирийский царь Саргон II захватил Израильское царство и увел в Месопотамию и Мидию более 27 тыс. израильтян.

В 586 г. до н.э. пало Иудейское царство. Нововавилонский царь Навуходоносор после полуторагодичной осады взял главный город Иудеи Иерусалим, разрушил его и увел в Вавилон большое количество пленных иудеев {Вавилонское пленение). В Библии, в Четвертой книге Царств, записано, что Навуходоносор «вывез все сокровища дома Господня и сокровища царского дома; и изломал все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме господнем; и выселил весь Иерусалим, и всех князей, и все храброе войско, и всех плотников и кузнецов... и художников, и строителей, всех храбрых, ходящих на войну, отвел парь Вавилонский на поселение в Вавилон». Так закончилось Иудейское царство и начался многовековой вавилонский плен.

С падением древних палестинских государств Израиля и Иудеи резко ускорилась еврейская диаспора, т.е. расселение евреев за пределами Палестины. И до падения Израиля и Иудии проживали они в других странах, в основном незначительных колониях Сирии, Финикии и Египта, созданных торговцами и ремесленниками.

С массовым же принудительным увозом евреев в другие страны там создаются большие колонии, которые постепенно превращаются в большие города. Такими городами — экономическими центрами в Вавилонии были Негардея, Низибис, где жили одни евреи. Со временем экономическое положение жителей этих городов было настолько устойчиво, что даже после того, как Нововавилонское царство вошло в состав Персидской империи и евреи получили право вернуться на родину, многие из них остались в Месопотамии. Более того, при поддержке персидских царей еврейские ремесленники, торговцы, лекари и другие специалисты стали переезжать на жительство в Элам, Персию, Армению, Малую Азию, где создавали новые колонии.

Чтобы не попасть в ассирийскую неволю, большое количество евреев с согласия египетских фараонов, нуждающихся в специалистах, переселились в Египет, образовав здесь общину, в которой проживало до одного миллиона человек.

Следующий крупный этап древнего еврейского рассеяния приходится на Римский период. В I в. до н.э. Палестина, как и весь Ближний Восток, была захвачена Римом и стала одной из его провинций. Борьба за независимость и против экономического гнета в Палестине стала постоянной. В 66 г. н.э. в Иудее началось восстание, вошедшее в историю Древнего Рима как Иудейская война. Восставшие захватили важнейшие города страны, в том числе Иерусалим. Посланные для подавления восстания римские войска потерпели поражение. Однако прибывшие на подкрепление войска из Рима осадили Иерусалим. После пятимесячной осады город был взят. Сикарии, наиболее непримиримая часть восставших, освобождавших рабов и уничтожавших долговые документы, разбив римский гарнизон, захватили горную крепость Масада и удерживали эту крепость семь лет. Лишь подтянув крупные силы и создав в скалах площадку для установки тарана, римляне проломили стену и ворвались в крепость. Но оставшиеся в живых защитники, в том числе женщины, покончили жизнь самоубийством. Восстание было подавлено.

Местью римлян за поражение в начале восстания, за многолетнюю осаду крепости Масада, за падение имперского престижа от действий маленького народа были разрушение Иерусалима и его центрального храма как национального и религиозного центра и массовое выселение пленных евреев из Палестины.

Вспыхнувшее в 133-135 гг. новое восстание евреев также было подавлено римлянами. Евреи были выселены из Иерусалима. Десятки тысяч их в качестве пленных были вывезены в Италию, Грецию, Галию, Испанию. Так произошло второе и самое массовое принудительное рассеяние евреев.

Экономическое значение еврейского рассеяния для Палестины и других стран Для Палестины рассеяние было огромным бедствием. Разрушены были семьи. В стране, лишившейся основной массы тружеников, и в первую очередь специалистов, был подорван генофонд нации. Палестина, бывшая одной из развитых стран Средиземноморья, оказалась в глубоком экономическом кризисе.

Определенное влияние оказала еврейская диаспора на экономику стран, в которые она вывозилась. Здоровые и квалифицированные рабы укрепляли экономику этих стран. Позже пленные либо отпускались на свободу, либо, чаще всего, выкупались соплеменниками. Таким образом, в странах Азии, Африки и Европы были образованы значительные еврейские общины, игравшие заметную роль в развитии экономики этих стран.

Масштабы, направления и специфика влияния диаспоры на экономику стран определялись рядом обстоятельств.

Земля — главное богатство всех народов, и коренное население любой страны стремится не допускать чужеземцев к владению ею. Поэтому приведенные в плен и получившие потом свободу или добровольно прибывшие в страну люди не имели права покупать земли, пригодные для земледелия. Вследствие этого еврейская, как, впрочем, и другая, диаспора практически во всех странах не могла заниматься сельским хозяйством, а вынуждена была включаться в процесс производства ремесленной продукции и оказания местному населению всевозможных услуг (строительных, торговых, медицинских и др.) и жить в городах.

Подавляющая часть еврейской диаспоры продолжала придерживаться своей религии, а потому не смешивалась с коренным населением, не ассимилировалась и жила обособленно. В суровых условиях чужбины, ограниченные во многих правах, в том числе из-за нежелания принимать чужую религию, евреи вынуждены были приспосабливаться к местным условиям и их изменениям, находить свою экономическую нишу и добиваться в ней успеха (иначе бы они не выжили), так как помощи ждать было неоткуда.

В связи с ограниченной сферой приложения труда им приходилось заниматься в основном ремеслом, торговлей и интеллектуальным трудом (врачи, законоведы, преподаватели, переводчики, писцы, художники, актеры и т.д.). Поколение за поколением они продолжали выбранную сферу деятельности. Накапливаемые опыт и мастерство передавались по наследству. Шел многовековой своеобразный естественный отбор. Выживали более умелые, умные, экономически активные индивидуумы.

После окончания плена евреи в странах, куда их переселили, были свободными людьми и не знали позже крепостной зависимости. Попытки местных феодалов в Средние века закрепостить евреев закончились неудачей из-за бунтов и благодаря поддержке их центральными властями, видевшими в евреях источник своих доходов. Более того, во многих странах еврейские общины в результате борьбы получили право не только религиозной, но и в ряде случаев административной и юридической автономии (они имели свои внутренние выборные органы управления и суды).

Профессионализм, мастерство, личная свобода, быстрая при-спосабливаемость к меняющейся обстановке послужили основой достаточно высокой экономической активности и экономической результативности еврейской диаспоры, а следовательно, и ее доходов. В свою очередь, власти стран, в которых проживали евреи, были в них заинтересованы как в специалистах и плательщиках налогов, часто повышенных по сравнению с налогами, взимаемыми с коренного населения.

Для центральной власти еврейская диаспора была полезна и тем, что из ее среды она брала грамотных, активных управителей, чиновников. Не будучи выходцами из родовой аристократии и не имея в ней поддержки (даже, наоборот, получавшие противодействие как чужеземцы), эти чиновники не участвовали в дворцовых интригах и заговорах. Кроме того, находясь под постоянным контролем со стороны аристократии, они имели меньше возможности ошибаться, меньше позволяли себе личное роскошество и расточительство и меньше занимались казнокрадством. Не редко из среды еврейских чиновников выходили главные управители государства, министры и другие крупные чиновники, игравшие большую роль в экономике страны. Таким образом, для экономики стран, куда были переселены евреи, их диаспора оказала положительное влияние.

Помимо вклада в экономику стран, куда переселили евреев, они принесли туда новый духовный потенциал — христианство.

Еще во II в. до н.э. в Палестине как реакция на социальные и экономические невзгоды населения возникли общины — коммуны ессеев, где не было частной собственности, но был общий труд, совместное проживание и трапеза, равное распределение результатов труда и поддержка нетрудоспособных членов общины. Ессеи были иудаистами, но по своим философским воззрениям, этическим нормам и новым религиозным ритуалам они были непосредственными предшественниками христиан. Позже часть ессеев стала христианами и проповедниками христианства.

Первые христианские общины были созданы евреями в Палестине. Вынужденные разделить общие невзгоды евреи-христиане, переселенные со всеми из Палестины, создавали в новых странах свои общины и тем самым распространяли в Азии, Европе и Африке христианство, которое позже сыграло немалую роль в развитии экономики многих государств.

Земля Палестины дала миру величайшее историческое, литературное, публицистическое, религиозное произведение, книгу книг — Библию, где собраны древние мифы, религиозные трактаты, образцы светской и религиозной поэзии, социальные и политические речи.

Библия — ценнейший источник и по истории экономики народов и государств Древнего Востока. В Библии излагается многовековая история еврейского народа и древних еврейских государств. История этих родственных государств, ведших борьбу друг с другом, показывает, каков может быть печальный конец для государств и народов, не сумевших найти общие интересы и не объединившихся в общей борьбе.