Экономическая история (Поляк Г.Б., 2016)

Экономика Индии, Китая и Японии периода Средневековья

Экономическое развитие средневековой Индии

Темпы развития феодализма в различных частях Индии были неодинаковы, поскольку племена и народности, населявшие страну в VI в., находились на разных уровнях экономического развития и политическая власть на Севере и Юге страны была неустойчива.

Парадокс заключался в том, что политическая неустойчивость никак не нарушала устойчивого типа экономических отношений. Это прежде всего зависимость экономики от варно-кастовой системы, специфика индийской земледельческой общины и ее место в экономической структуре общества, специфика института власти-собственности.

Известно, что общинная форма организации земледельцев универсальна, и потому для Индии характерным был не сам факт наличия там земледельческой общины, а то, какое место эта община благодаря варново-кастовым отношениям занимала в экономической структуре страны. Внутренняя жизнь этого организма подчинялась принципу джанжмани, только в последнее время открытому и изученному специалистами. Природа джанжмани сводилась к жестко обязательному взаимному обмену, строго и четко отрегулированному веками порядку во взаимообмене продуктами и услугами, необходимыми каждому в замкнутых рамках общины.

Раннефеодальная Индия

В раннефеодальной Индии отношения между производителями и государством были специфическими. В стране существовал институт «власти-собственности». Это означало, что магараджи и другие правители были субъектами власти-собственности, совпадавшей с суверенитетом. Материальным выражением этого были рента-налог и различные повинности с подданных.

Общины платили государству традиционную 1/6 урожая, такой была и пошлина с доходов городского населения. Налоги как в городе, так и в деревне платили имущие.

«Золотой век» Индии, как называли империю гуптов, в VII — XII вв. сменился периодом раздробленности и одновременно развитием портовой торговли. Росли феодальные землевладения. Но наряду со все усиливающимися феодалами, крупными земельными собственниками в это время индийская община была еще относительно самостоятельной, крупной по размерам и с автономным самоуправлением. Каждый общинник владел своим полем по наследству, а торговые операции с землей контролировались общинной администрацией.

В этот период возрождается городская жизнь, развиваются портовые города, рядом с замками землевладельцев возникают новые города, в которых расселяются ремесленники, обслуживавшие потребности двора и войска феодала. Между городами усиливается обмен, развиваются ремесла, формируются группировки ремесленников по кастам.

Период Делийского султаната (XI—XV вв.)

С XI в. начинаются набеги на Индию турок-мусульман, сопровождавшиеся грабежами сокровищ махараджей и храмов. В XIII в. на Севере Индии утверждается крупное мусульманское государство — Делийский султанат со столицей Дели; оформляется господство мусульманских военачальников из среднеазиатских тюрок. Государственной религией становится ислам суннитского направления, официальным языком — персидский.

Династия первого султана Айбека правила султанатом до 1290 г. Исламские воины получили условные владения в форме икта, мусульманские духовники и мечети получили значительную часть индийских земель в форме вакуфов, а индийские махараджи должны были подчиниться мусульманам, признать себя их вассалами и платить им дань.

Султан Ала аддина (1296—1316) провел реформы, заключавшиеся в попытке заменить индийские принципы землепользования на исламские. Власти для мусульман проводили льготную экономическую политику, освобождая их от подушной подати, введенной в султанате, и предоставляя льготные пошлины при торговых сделках. Эти меры способствовали исламизации индийского городского населения, но привычные формы экономической жизни как в городе, так и в деревне оставались прежними по причине сушество-вания каст.

Традиции исламского образа жизни и экономики исламского общества оказали существенное влияние на Индию этого периода. Главными из них были: государственная собственность на землю и абсолютная слитность политического и религиозного начал.

В период образования Делийского султаната в Индии существовало множество малых и больших феодальных княжеств с различными формами феодального землевладения. Все эти княжества находились под властью махараджи, князя — главы господствующего клана. Князь выделял членам своей семьи в наследственное владение деревни со всей полнотой власти над проживающими там общинниками. У махараджи были вассалы, условия владения землей которых оформлялись специальной грамотой - патгой. Владения были двух типов: наследственные и ненаследственные.

С образованием султаната ситуация изменилась: часть своих земель князь отдавал чиновникам на время их службы, часть находилась в руках храмов. И со всех этих владений и вассалов князья получали дань без всякой предварительный установки.

Была уничтожена собственность отдельных феодалов, и вся земля передана государству, и кому бы ни принадлежала земля, с нее взималась рента в форме государственного налога.

В привилегированном положении оказалось мусульманское духовенство: ему были пожалованы наследственные владения. Кроме того, духовники получили часть земель, налог с которых шел на содержание мусульманских школ, мечетей, караван-сараев или ирригационных сооружений.

Все земли султана, называвшиеся хасс, обрабатывались общинниками, платившими земельный налог непосредственно в казну.

Таким образом, принцип жесткой централизованной власти-собственности под влиянием завоевателей постепенно утверждался в Индии.

С течением времени стала усиливаться несовместимость принципов индуизма и ислама, а также определяемых ими систем ценностей и жизненных стандартов. Так, главный элемент индийской жизни — общины продолжали жить по установленным обычаям и традициям.

С образованием султаната изменения затронули только размеры налогообложения общинников: если в доисламский период общинники платили 1/6 часть дохода в казну, то теперь стали платить 1/3, а порой и половину. Более жестким стал контроль старосты за выплатой налогов, который за выполнение этой функции освобождался от налога.

Несмотря на строго централизованное хозяйство, в стране постепенно начинают развиваться товарно-денежные отношения. В первую очередь это происходило в населенных пунктах, расположенных вдоль торговых путей. В денежную форму была переведена часть оброка. В общинах выделилась богатая верхушка, сосредоточивщая в своих руках большое количество земель. Но в основном товарно-денежные отношения развивались в крупных городах. Такими были города-ставки, места пребывания султана и наместников.

За счет внешней торговли существовали целые города Делийского султаната. В них господствовали купцы, сосредоточившие в своих руках ценнейшие продукты ремесла, в обмен на которые они получали товары из дальних стран (лошадей, китайский фарфор, шелк и изделия из лака). Иноземные купцы расплачивались за индийские товары золотом и серебром, которые переплавлялись в индийские монеты. Но основная часть драгоценных металлов оседала в Индии в виде сокровищ.

Несмотря на противоречивый характер развития городов в эпоху Делийского султаната и существование серьезных препятствий для этого развития, в том числе слабого развития товарно-денежных отношений, узости внутреннего рынка, зависимости развития города от пребывания в нем ставки и других причин, в целом это был период интенсивного развития индийских городов. Этому способствовали следующие причины: прекратились прежде постоянные набеги кочевников и других варваров, значительно расширилась торговля с исламским миром, султаны, не жалея средств, развернули пышное строительство в городах.

Именно в этот период пышно расцвела столица султаната — Дели. Однако когда султан Мухаммед Туглук в 1326 г. для удобства управления своим огромным султанатом был вынужден перевести свою столицу в Деогир, как свидетельствуют современники, это было концом прекрасного города — после переезда двора на новое место в Дели не осталось и тысячи жителей.

Переломным моментом в истории султаната стало нашествие войск среднеазиатского правителя Тимура (Тамерлана). В 1398 г. войска Тимура вторглись в Индию, разграбили Дели и уничтожили всех его жителей. Жестокий завоеватель увел с собой множество пленников, в первую очередь ремесленников, построивших впоследствии ему прекрасный город — Самарканд. А Делийский султанат после столь опустошительных набегов в 1413 г. перестал существовать.

Государства Бахмани и Виджаянагар В последние годы существования Делийского султаната на территории Южной Индии возникли два государства: Бахмани (государство Бахманидов) и Виджаянагар. Первое государство было мусульманским, второе — индуистским.

Именно государство Бахманидов посетил тверской купец Афанасий Никитин (1469-1472), оставивший восторженное его описание.

В это время распространенным было такое явление, как снаряжение феодалами судов для торговли в других странах. Феодалы вывозили из Индии рис, пряности, красители, изысканнейшие предметы национального промысла.

Однако ослабление в конце XV в. центральной власти шаха и усилившиеся распри между отдельными княжествами привели в первые десятилетия XVI в. государство Бахмани к распаду. На территории государства возникли пять самостоятельных княжеств.

Наряду с большинством исламизированных государств в Индии на юге на рубеже XV—XVI вв. возникло индуистское государство Виджаянагар, централизованная администрация которого многое заимствовала у своих мусульманских соседей, хотя сложные формы ее землевладения сохраняли доисламские черты. Об экономике этого государства, об особенностях его жизни можно судить не только по индийским свидетельствам, но и по воспоминаниям иноземных купцов, посетивших Виджаянагар - итальянца Николо Конти и русского купца Афанасия Никитина.

В Виджаянагаре по индийской традиции правители дарили государственную землю коллективам брахманов. Становясь владельцами общинных земель, эти коллективы жили в общинах, где их земли обрабатывали общинники из низших каст. Имея статус наследственного арендатора (пайякари), общинники постепенно становились с правовой точки зрения неполноправными членами общины. Да и в целом новая норма налогообложения общинников была значительно выше, чем традиционная индийская (1/6) домусульманского периода.

Жестокая эксплуатация крестьян-пахарей и процветание ремесел и торговля сделали Виджаянагар самым богатым индийским государством того времени.

Со второй половины XVI в. могущество Виджаянагара постепенно сходит на нет. В начале XVII в. этот некогда могущественный султанат превращается в небольшое княжество.

Эпоха Могольской империи (XVI—XVIII вв.)

С 1526 по 1707 г. на территории Индии существовала империя Великих Моголов, начало которой было положено Бабуром, поэтом, историком, автором знаменитой поэмы «Бабур-намэ». В произведении описаны экономика и культура стран, которые он завоевывал. Индусам он дал невысокую оценку, охарактеризовав их как «неверных».

Бабур и правивший после него Шер-шах немало сделали для укрепления центральной власти. При Шер-шахе в Индии было проложено несколько магистральных дорог, соединивших Дели с Бенгапией, Индом и т.п. Были проведены важные экономические преобразования: начато составление генерального кадастра земель, установлен в 1/3 средний размер ренты-налога, упорядочен характер землевладения военачальников — джагирдаров.

В империи Моголов существовали две формы государственной собственности на землю: халиса - это государственный фонд, к которому относились все завоеванные земли, и джагиры — пожалованные земли, в обмен на которые получившие обязывались поставить в армию правителя определенное количество юинов. Обычно джагир после смерти владельца переходил в казну и не передавался по наследству. Существовала также частная собственность на землю: собственность заминадаров, местных князей и предводителей племен, которую они передавали по наследству. Около 3% всех земель находилось в собственности мусульманского духовенства и индуистских храмов.

Существенное место в экономике Индии в XVI-XVII вв. занимала внешняя торговля. Из Индии шли морские пути в Африку, Аравию, Европу, Китай. Развивалась также внутренняя торговля, которую вели как крупные купцы, так и мелкие лотошники. Развивающееся ростовщичество вместе с развитием внутреннего рынка способствовало объединению страны, состоявшей из множества племен, каст, народностей, религий. Были введены единые меры и денежные единицы.

С ростом торговли и ремесел росли города и развивалась торговля и ремесла. С развитием городов было связано не просто развитие ремесел, но и совершенствование специализаций ремесленников. Так, в Агре были сосредоточены строительные рабочие, в Бенгалии - судостроители, в Гуджарате - мастера-инкрустаторы. Изделия индийских ремесленников отличало высокое мастерство и тщательность отделки.

Расширялся и круг занятий ремесленников: они делали бумагу, ювелирные изделия, снасти, выжимали растительное масло, добывали железо, цветные металлы, соль, селитру, строительный камень.

Постепенно формировался общеиндийский рынок, укреплялись экономические связи между городами и районами страны. Главной водной транспортной артерией страны была река Ганг, по которой осуществлялись активные перевозки товаров. Состояние дел на рынке во многом определялось урожаем зерновых, бывших основным эквивалентом в товарных отношениях. А урожай всецело зависел от орошения. Поэтому ирригация всегда была важнейшим для индийских правителей делом.

Религиозная веротерпимость правителей, развитие ими ирригационной системы, поощрение торговли, ремесел и градостроительства способствовали экономическому развитию империи. Однако это развитие продолжалось недолго, и при Аурангзебе (1658—1707) империя фактически перестала существовать по причине его внутренней политики. Фанатик-суннит Аурангзеб преследовал и уничтожал все несуннитское: разрушал храмы и ввел отмененную Акбаром джизию (подушную подать для немусульман), преследовал индусов и шиитов.

Религиозные преследования вызвали недовольство и протест населения, вылившийся во всевозможные волнения и народные движения, что подорвало, а затем разрушило экономику, а вслед за ней и саму империю.

Экономика средневекового Китая

Период Троецарствия

В истории Китая рубеж Древности и Средневековья приходится на вв. Ранний феодализм вошел в историю как Троецарствия (220-280). В это время здесь сложилось три государства: на севере — Вэй, в центральной части — Шу и на юге — У. Это были государства военной диктатуры.

В конце IV в. на севере Китая была основана империя Северная Вэй во главе с Тобой Гуем, известным в истории Китая энергичным реформатором во внешней и во внутренней политике. Для обеспечения столицы зерном вокруг нее он образовал поселения переселенных земледельцев, которые наделялись землей за счет государства. В ходе этой миграции на юг страны переселилось свыше миллиона человек, при этом самых богатых и образованных конфуцианцев. Места переселения представляли собой почти неосвоенные плодородные долины, на которых новые хозяева стали выращивать рис, с тех пор ставший одной из главных культур страны, а рисовый пояс со временем стал основной житницей империи.

Наряду с развитием земледелия на южных землях начинают строиться города, развиваться ремесла, торговля и товарно-денежные отношения. Это был период расцвета культуры, особенно на юге, и укрепления в Китае новой религии — буддизма.

Надельной системе противостоял процесс роста частного земледелия — так называемых сильных домов, который сопровождался разорением и закабалением крестьянства.

Дифференциация населения вела к росту численности неполноправных слоев, которых называли «подлым людом».

Имперский период (конец VI — XIII в.)

В конце VI в. полководец одного из северных царств Ян Цзянь, объединив под своей властью весь Северный Китай, провозгласил новую династию Суй, а затем восстановил политическое единство страны и стал правителем всего Китая. Этот правитель, принявший имя Вэнь-ди, провел реформы, направленные прежде всего на разрешение острых вопросов землепользования. Принципом его политики было обеспечение каждого пахаря земельным наделом.

За время Правления Вэнь-ди в связи с увеличением размеров наделов существенно возросли количество и размеры возделываемых земель. Так, впервые произведенная перепись населения выявила 1,5 млн крестьян, не входивших ранее в списки податного населения. Наделение их землей значительно пополнило казну, хотя и не все полученные от государства земли возделывались крестьянами. Значительная часть крестьян по-прежнему обрабатывала земли чиновников и сильных домов, хотя эпоха их процветания уходила, власть предельно централизованного государства все возрастала.

Начатая политика усиления централизованной власти продолжалась и при преемнике Вэнь-ди — Ян-ди, продолжавшим ее силовыми методами.

Политика Ян-ди была направлена на то, чтобы, переселяя самые влиятельные семейства на новое место, оторвать их от родных мест и поставить под контроль власти.

Китайские историки называют Танский период «золотым веком китайского феодализма», увязывая это с человеческими достоинствами императоров Танской династии. Так, в Китайской энциклопедии 1987 г. отмечается, что второй император этой династии Ли Ши-минь (Тай-цзун) был самым великим из императоров Китая, поскольку обладал двумя положительными качествами: умением выбирать для службы хороших людей и способностью воспринимать критику. Именно он заложил фундамент процветания китайской империи. Установленные им мир и порядок в стране сделали юзможным сосредоточить усилия на сфере производства. Начинается расцвет в сельском хозяйстве, развиваются ремесла и торговля.

Вся земля в Китае была государственной, и наделы считались временными, будучи предоставленными земледельцу только на период трудоспособности, а затем перераспределялись, для чего велись строгие реестры. Восстановлены были круговая порука, ответственность каждого за выплату налогов и других повинностей. Сложность землепользования в Китае компенсировалась жесткой его регламентацией, надзор за осуществлением которой возлагался на огромную армию хорошо обученных чиновников, назначавшихся из центра. Одной из функций чиновничества было следить за процессами на казенных землях. Эти земли либо раздавались в наследственное пользование титулованной знати, либо на срок службы предоставлялись в пользование чиновникам. Однако по китайским правовым нормам степень знатности уменьшалась с каждым поколением, и через пять поколений сходила на нет. В этом случае земли возвращались в казну и чиновники обязаны были этот процесс отслеживать.

Успехи землепользования, все возрастающие налоговые поступления в казну способствовали развитию и усложнению инфраструктуры: прежде всего развивались города, где процветали торговля, ремесла, строительство. Развивалось также казенное ремесло, где в основном работали в порядке трудовой повинности.

Четкая специализация существовала также в труде чиновников, и она соответствовала административной структуре государствя Эта структура была многоступенчатой, но весьма логичной.

Складывалась такая ситуация, когда надстроечный фактор (меритократизм, образованность, приверженность принципам конфуцианской доктрины) оказывал решающее воздействие на состояние экономики, а не наоборот. Расцвет экономики Китая в этот период пришелся на VIII в. Это было время повторного открытия Великого шелкового пути, восстановления мощи Китая как великой азиатской державы. Пик развития пришелся на правление императора Суаньцзуна (713—756), при котором государство получало высокие доходы в казну от добычи олова, железа, меди, серебра. Развивалось горное дело, ремесла и торговля. Богатели города, росли слои зажиточных мастеров и купцов. По переписи 754 г., в стране было 9610 тыс. дворов, 52 880 тыс. человек облагались налогом.

Однако во второй половине VII в. появляются признаки наступающего кризиса, ослабевает власть императора и в окраинных районах приобретают большую власть военные наместники.

Главным же признаком кризиса стало ухудшение положения в сельском хозяйстве. Начинает отмирать государственная надельная система и укрепляться поместная форма хозяйства. Распространяется практика купли-продажи наделов, приобретаемых чиновниками, ростовщиками, городскими торговцами.

Реформа 780 г. сделала крестьянские земли предметом купли-продажи, хотя контроль государства за этими процессами продолжал существовать.

Происходили противоречивые процессы: земли относительно свободно (по сравнению с прежними временами) продавались и интенсивно скупались помещиками, но государство в этом не было заинтересовано.

Реформы затронули и другие экономические области: развивался торговый кредит, появились векселя, активизировались ростовщические операции, вводились государственные монополии на чай, соль и водку.

Хотя процесс экономического развития продолжался, процветала торговля. В Китай приезжало много иностранных купцов и путешественников, оставивших ценнейшие записи наблюдений о китайском обществе, о процветании страны. Среди них свидетельства марокканца Ибн-Батуга и книга «Путешествия» венецианца Марко Поло.

Из Китая вывозились золото, серебро, шелка, фарфор, ввозились слоновая кость, лекарства, пряности. Развивалась торговля — росли, богатели и становились многолюдными города и строились новые. Развивались ремесла. Изделия китайских ремесленников и по сей день составляют национальную гордость. Это знаменитый сунский фарфор, изделия из лака и слоновой кости, изысканные тонкие шелка.

Особое развитие получил горнодобывающий промысел, увеличивалась добыча серебра и железа. Серебром, серебряными изделиями откупались от завоевателей, а железо шло на производство оружия.

В результате развития товарно-денежных отношений возросла потребность в деньгах, но недостаточная добыча меди препятствовала выпуску в нужном количестве медной монеты. Увеличение добычи железа позволило расширить выпуск железных денег. В конце X в. появились бумажные деньги.

Развитие промыслов увеличило количество казенных мастерских. Число рабочих в кораблестроительных мастерских достигало 600—700. На предприятиях по производству оружия, чеканки железной монеты практиковалось использование наемной рабочей силы. Заработная плата была частично натуральной, частично — денежной.

Значительные успехи отмечались в это время в сельском хозяйстве. Достижение в аграрном секторе, как и другие достижения культуры этого периода (изобретение пороха, компаса, книгопечатания), происходили одновременно с нарастанием кризиса (снижалось число крестьян-землевладельцев и увеличивалось число безземельных арендаторов).

Закат Китайской империи

Свыше 70 лет монголы пытались завоевать Китай. В 1280 г. Китай полностью оказался под властью монголов, хан Хубилай стад китайским императором монгольской династии Юань.

В первые же годы правления монголов экономика страны пришла в упадок, урон был нанесен земледелию и ремеслам. Потребовались несколько десятилетий, чтобы все это восстановить.

С созданием рисового пояса на юге Китая большую роль в экономике страны стало играть ирригационное хозяйство, служившее также зашитой от рек, особенно Хуанхэ, периодически выходившей из берегов и затоплявшей территорию страны. Все китайские правительства всегда заботились о водном строительстве, расчистке русел, ремонте каналов. Монголы этим не занимались, и результаты не замедлили сказаться. В 1334 г. в водах Хуанхэ, прорвавшей дамбы, погибли сотни тысяч людей. Это вызвало новый взрыв недовольства населения, вылившийся в восстание, которое закончилось поражением монголов и провозглашением новой династии Мин (1368-1644).

Первый император этой династии Чжу Юань-чжан взял под строгий контроль центральной власти всю систему аграрных отношений. Все крестьяне получили землю, безземельные были переселены на пустующие земли, были созданы всекитайские налогово-земельные реестры. Налоги были умеренные, а многие дворы от них были вообще освобождены.

Экономика средневековой Японии

Рождение государства и первые реформы

Специалисты считают, что отсчет японской цивилизации начинается с III в., когда был заложен фундамент первого японского государства. В III—V вв. на территории Японии сложилась племенная федерация Ямато. Внутренняя политика царей Ямато была направлена на объединение страны. В 604 г. принц Сетоку-тайси сделал попытку упорядочить внутреннюю структуру, создав «Закон из 17 статей», содержавший принципы существования и управления Японского государства.

В 645 г. переворот Тайка открыл полувековой период Великих перемен, в результате которых царство Ямато превратилось в сильное централизованное государство. Только правителю принадлежало право распределения земель, что значительно усилило центральную власть — власть царского дома и связанных с ним кланов.

В соответствии с законом о земельных наделах (хандэн) крестьяне получили земельные наделы, но одновременно власти ввели многочисленные налоги и повинности. В 701 г. реформы Тайка были дополнены кодексом Тайхорё, в соответствии с которым барщина составляла 60 дней в году.

Все население по реформам Тайка делилось на полноправных — рёмин и неполноправных — сэммин.

В период раннего Средневековья в Японии существовало рабство. Закон предусматривал предоставление рабам 1/3 крестьянского надела. Следует отметить, что по реформам Тайка был повышен статус неполноправных, превратившихся в полноправных. Более того, образованные потомки выходцев из Китая и Кореи стали чиновниками.

Реформы Тайка и кодекс Тайхорё стали основой японской экономической, социальной и политической структуры. Это был период укрепления государственной собственности на землю.

Развитие экономики Японии в VIII—XII вв. VIII век в Японии ознаменовался развитием производительных сил в сельском хозяйстве. Растет население, увеличивается площадь обрабатываемых земель.

Развиваются промыслы и ремесла, все еще связанные с сельским хозяйством. Активной была в это время добыча металлов — золота, железа, меди, серебра, а также серы и слюды.

В VIII в. власти стараются регулировать торговлю: разрабатываются правила, в специально отведенных местах в столице, у почтовых станций, в портах создаются рынки. В крупных городах существовало по несколько рынков.

Феодалам Фудзивара удалось также ликвидировать представление о божественном происхождении императора и перенести столицу в свои владения. Свое главенствующее положение эти феодалы утвердили, захватив две ключевые должности в государстве: должность регента и канцлера, которые они удерживали почти два столетия.

VIII—XI века — это период перехода от господства государственной феодальной собственности к господству собственности отдельных феодалов.

Происходили изменения в структуре власти, ослабевала ее прежняя централизация, и с X в. вся власть на местах оказалась в руках местных феодалов и управляющих разного уровня. Местные власти, абсолютно полновластные хозяева, не ограничивались установленной нормой налога и постоянно его повышали, что приводило к крестьянским восстаниям.

Японские ученые полагают, что пассивное сопротивление крестьянства, которое, покидая земельные наделы, подрывало всю надельную систему и способствовало развитию системы поместий (сё-эн), послужило причиной качественного изменения общества и системы законов Рицурё и его трансформации в феодальное общество.

Механизм этой трансформации проявился не только в обшей децентрализации власти, закреплении крестьян, усилении власти местных феодалов, но и в возникновении и возвышении нового класса, нигде ранее не существовавшего. Это сословие воинов-самураев, представляло собой новую силу и сформировалось из зажиточных крестьян, связанных непосредственно с землей (нануси). Как вознаграждение феодалы отдавали самураям в пользование участки земли. Тем самым было положено начало ленным отношениям — отношениям вассальной зависимости между самураем и феодалом, что привело к формированию новых отношений и между самими феодалами. Большие группы феодалов объединялись под руководством своего вождя. В 1086 г. сформировались две группы феодалов - Минамото и Тайра, претендовавшие на статус центрального правительства. Остальные феодалы примыкали к той или иной группировке в зависимости от возможностей получения от нее новых поместий.

Самураи постепенно стали превращаться в замкнутое сословие (буси), в среде которого возник и свято соблюдался кодекс воинской этики, свод норм поведения. Главной из них была верность своему господину, готовность отдать за него жизнь. Этот кодекс, как известно, в случае бесчестья или неудачи предусматривал по определенному ритуалу харакири (самоубийство).

Экономика Японии в эпоху зрелого феодализма (XII—XV вв.)

XII век в Японии прошел под знаком противостояния двух аристократических родов — Минамото и Тайра. В конце столетия благодаря сильному войску самураев победили Минамото. Причины этого превосходства были экономические: каждому из самураев феодалы Минамото пожаловали надел с высоким доходом, и потому самураи храбро сражались за своих господ. Победа Минамото в > 1192 г. ознаменовалась выдвижением представителя их рода на пост верховного военачальника — сегуна. С того времени титул сегуна обозначал военно-феодальных правителей Японии. Ставка сегуна называлась бакуфу, также стали называть и правительство.

Первые мероприятия нового правительства носили экономический характер (новая власть конфисковала земли своих соперников и противников и в качестве ленных владений раздала их своим самураям) и существенно изменили аграрную структуру страны: основной формой земледелия стало мелкое самурайское земледелие, хотя сохранились и крупные поместья, прежде всего рода Минамото, императора, его родни и нескольких других аристократических домов, вассалов Минамото.

Сёгунат Минамото был временем развития ремесел и торговли, появления в Японии больших городов. Если в XIV в. в Японии было 40 городов, в XV в. - 85, а в XVI в. - 269.

С появлением городов создавались корпоративные объединения ремесленников и торговцев. В стране развивался внутренний рынок.

Рост буддийских монастырей и храмов сопровождался ростом паломников, которых также обслуживали торговцы и ремесленники, специализировавшиеся в основном на изготовлении культовых товаров.

Интенсивно развивалась внешняя торговля, в первую очередь с Китаем и Кореей. Развивавшаяся товарная экономика разрушала экономику замкнутых поместий и расширяла границы экономических районов.

Развитию сельского хозяйства способствовал не только рост производительных сил, но и такие обстоятельства, как увеличение количества обрабатываемых земель, оседание на земле недавних воинов-самураев, увеличение числа сортов высеваемых культур, распространение в другие районы культур, которые раньше культивировались только на юге (например, хлопчатника).

Под властью крупных феодалов концентрировалось все большее количество земель, они же контролировали города и торговлю. Но междоусобные войны продолжались. Объединение страны связано с именами Ода Нобунага, Тоётоми Хидёси, Токугава Изясу. После убийства Оды в 1582 г. его политику продолжал Тоётоми Хидёси, завершивший объединение страны. Его реформы сыграли позитивную роль в развитии экономики страны. Он укрепил централизованную власть, контроль над городами и торговлей, в целях закрепления земли за крестьянами начал проведение аграрной реформы.

В 1598 г. после смерти Тоётоми власть перешла к Токугава Изясу, в 1603 г. провозгласившего себя сегуном. Сёгунат Токугава продолжался до 1867 г.

Проведенные им реформы должны были обеспечить признание в стране власти сёгуната. В подтверждение такого признания Токугава ввел процедуру, получившую в литературе название заложничества: каждый второй год феодал с семьей, челядью и дружиной должен был жить в специально отведенной дворцовой резиденции, что послужило укреплению центральной власти.

Реформы в аграрном секторе еще больше закрепили крестьян за их землями. Токугава установил в стране систему полицейского надзора и изолировал Японию от внешнего мира. И тем не менее изоляция, пусть и неполная, процветанию способствовать не могла. Укрепление стабильности в стране в ХVII в. положительно сказалось на ее экономике, но уже в ХVIII в. начался экономический кризис.