Правоведение (Мухаев Р.Т., 2013)

Общество: понятие, признаки, типы

Общество как социальная система. Типология обществ

Общество: понятие и признаки

При всей кажущейся неопределенности и многозначности понятие «общество» используется для обозначения той социальной среды, в которой действует человек.

В отличие от животного человек наделен разумом и волей, способен сознательно ставить перед собой цели, которые стремится достичь, выбирать методы их достижения, предусмотреть возможные результаты своих действий. Общество представляет собой социальную организацию людей, проживающих на определенной территории. Отличия общества как социальной системы от природной среды можно выявить с помощью некоторых признаков:

1) общество представляет собой объединение людей, взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения значимых для них потребностей. Общество есть результат этого взаимодействия. Одиноко живущего на острове Робинзона Крузо нельзя назвать обществом, как, впрочем, и группу людей, изолированных друг от друга.

Русский социолог П.А. Сорокин (1889—1968), эмигрировавший в США, метко заметил:

Для того чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества;

2) общество представляет собой взаимодействие людей, наделенных волей и сознанием. Поэтому не всякое объединение людей можно назвать обществом. Древнейших обезьяноподобных людей, живших более 2 млн лет назад, нельзя рассматривать как общество прежде всего потому, что основу их отношений составляли отношения к природе, а не друг к другу. В лучшем случае это объединение можно назвать «естественным обществом», а не социальным.

Смысл жизни первобытного человека сводился к приспосабливанию к условиям среды обитания. В «естественном обществе» человек является частью природы, первобытных людей объединяли инстинкты, и в первую очередь инстинкт самосохранения. Социальное общество возникает лишь с пониманием непохожести своей группы на другую и необходимости совместного проживания. Иначе говоря, общество появляется с возникновением социального сознания. Оно означает переход от инстинктивного объединения людей к сознательному;

3) общество — это не эпизодическое и случайное взаимодействие индивидов, а устойчивое, постоянное сотрудничество людей, объединенных на основе объективно сложившегося всеобщего интереса и порожденных им единых социальных целей. В них находят свое отражение те потребности, которые не могут быть удовлетворены индивидуально. Эти цели связаны с ориентацией людей на сохранение и воспроизводство общества, придание ему устойчивости, целостности. Всеобщий интерес не уничтожает и не подменяет частные индивидуальные или групповые интересы, он формируется на их основе, вбирает их в себя. Всеобщий интерес может обретать различные формы выражения. Так, по мнению французского социолога Э. Дюркгейма (1858—1917), всеобщий интерес выражается в общности коллективных представлений, чувств, верований, противостоящих природному эгоизму. Ориентация на сохранение общества, по мнению американских социологов Т. Парсонса (1902—1979) и Р. Мертона (1910—2003), обусловлена общностью тех фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей деятельности. Например, в развитых странах Запада такими ценностями признаются свобода индивида, личный успех, материальное богатство, частная собственность и т.д. По мнению другого американского социолога — Э. Шилза (1911—1995), всеобщий интерес представлен общностью центральной власти, территориальной целостностью, согласием центра и периферии;

4) общество характеризуется наличием власти — специальных институтов (законодательных, исполнительных, судебных) и права как общеобязательных норм поведения людей, способных обеспечить упорядочение социальных взаимодействий людей, защитить их от внешней угрозы;

5) регуляция и согласование общезначимых и индивидуальных интересов и потребностей в рамках единого общества невозможны без развитой культуры. Развитая культура способна удовлетворить самые разнообразные потребности и обеспечить саморегуляцию и самовоспроизводство социальных взаимосвязей людей путем установления общепризнанных в обществе целей (ценностей) и выработки устойчивых правил поведения (норм) по их достижению. Таким образом, развитая культура придает смысл человеческой жизнедеятельности либо добровольно, либо по принуждению с помощью власти, подчиняя индивидов тем нормам поведения, которые соответствуют всеобщему интересу и всеобщему благу.

В западной науке выделяются иные признаки общества. Современные американские социологи Г. Ленски и Дж. Ленски отмечают пять свойств общества:

  1. общение между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык;
  2. производство товаров и услуг, необходимых для выживания членов общества;
  3. распределение этих товаров и услуг;
  4. защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода, насекомых, врагов);
  5. контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.

В завершение анализа признаков общества можно дать его определение.

Общество представляет собой устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих друг с другом на основе общеобязательных норм в целях удовлетворения индивидуальных потребностей.

Типы общества

С момента своего возникновения общество не оставалось неизменным. На его развитие оказывали воздействие различные факторы: географическое расположение, национальные особенности, культура, религия и т.д. Влияние внешних и внутренних факторов обусловливало различия в способах организации конкретных обществ, что позволяло отличать их, типологизировать на основе общих признаков.

С XVIII в. в науке установилось деление первобытной истории на эпохи дикости, варварства и цивилизации. В основе этого деления лежит теория известного американского этнографа Л.Г. Моргана (1818—1881). Критерием типологии обществ, по Моргану, служи ли способы получения человеком средств к существованию.

В соответствии с этим классификатором он выделял три типа обществ: дикости, варварства и цивилизации. По Моргану, эпоха дикости — это время присваивающего собирательства и охотничье-рыболовецкого хозяйства. Эпоха варварства — время производящего земледельческо-скотоводческого хозяйства. Высшим этапом развития эпохи варварства является появление металла: сначала бронзы, а затем железа, совершившего революцию в орудиях производства.

С изобретения буквенного письма (алфавита), появления классов, государства и права началась эпоха цивилизации. В странах Африки и Азии первые цивилизации возникли на рубеже IV—III тыс. до н.э., в Европе — в I тыс. до н.э., а в Америке — в I тыс. н.э.

Современные американские ученые Г. Ленски и Дж. Ленски отдают предпочтение тому же критерию — способу производства средств к существованию — и выделяют следующие типы общества:

1) общества, живущие охотой и собирательством. Охотники и собиратели ведут кочевой образ жизни, используют примитивные каменные орудия труда, их социальная жизнь основана на кровнородственных связях;

2) садоводческие общества на Ближнем Востоке, зародившиеся в IV тыс. до н.э. В более развитых садоводческих обществах используются металлические орудия (кроме плуга), усложняется социальная структура вследствие нарастающего имущественного неравенства;

3) аграрные общества, возникшие в Древнем Египте, Аккаде, Шумере, Вавилоне, уже знали металлический плуг и использовали животных в качестве тягловой силы. Это позволило производить больше продуктов, чем требовалось для потребления. Излишки стали обменивать, возникли торговля, ремесла. В аграрных обществах появилась письменность, посредством которой фиксировались сроки посева и сбора урожая, учитывался трудовой вклад каждого члена общества. Отношения между людьми перестали основываться на родственных связях, теперь это были соседи, позднее появились классы. Для регулирования отношений между ними возникли государство и право;

4) промышленные общества, возникшие в конце XVIII в. в Европе. Промышленное производство стало основой хозяйственной жизни, что обусловило появление новых классов — буржуазии и пролетариата, сосредоточение основной массы населения в крупных городах.

Таким образом, общество в отличие от природы является искусственной средой, которую человек создает сознательно, объединяясь с другими людьми не на основе инстинкта самосохранения, а на основе понимания необходимости жить совместно. Появление общества возможно лишь при условии оседлого образа жизни, расширения спектра человеческих потребностей и, как следствие этого, общественного разделения труда, развития производства, через которые эти потребности удовлетворяются.

Именно совместное проживание, совместная деятельность способствуют формированию социального сознания, которое предоставляет обществу возможность осознать общность целей. Следовательно, появление общества не только является следствием развития материального производства, но и обусловлено возникновением коллективного сознания, понимания непохожести своего рода и племени на другие группы, необходимости соизмерять свои желания и эгоизм с всеобщими интересами.

Догосударственное общество

С момента возникновения человеческое общество изменялось не только в направлении роста потребностей и способов их удовлетворения, но и в направлении организации и регуляции совместной жизнедеятельности индивидов. Это выражалось в том, что на смену примитивным формам организации жизни человека, какими были первобытное стадо, род, племя, союз племен, приходила более совершенная и сложная — государство. Исходя из средств и методов, с помощью которых организовывалась и упорядочивалась жизнедеятельность человека, можно выделить два этапа в развитии человеческого общества:

  1. общество без государства — догосударственное;
  2. государственно-организованное общество.

На каждом из этих этапов человек организовывал свою жизнь (трудовую деятельность, взаимоотношения с другими людьми) так, чтобы наиболее успешно приспособиться к меняющимся условиям внешней среды и по возможности удовлетворить свои растущие потребности. Однако приспособление человека к условиям обитания напрямую было связано с его возможностями — главным образом с развитием орудий производства и трудовых навыков, способами организации и регуляции процесса производства, потребления произведенного продукта, а также разрешения возникающих конфликтов.

Способы организации и регуляции совместной деятельности людей в «обществе без государства»

Человек современного типа — Homo sapiens (человек разумный) появился 40 тыс. лет назад, а государство и право возникли в Египте 5 тыс. лет назад. Следовательно, около 35 тыс. лет человек жил без государства. Первобытный человек не мог выжить в одиночку. Исторически первой формой его объединения с другими людьми было первобытное стадо, насчитывающее от 20 до 40 чел. Оно возникло на низшей ступени дикости.

Первобытное стадо людей отличалось большой сплоченностью, необходимой для совместной защиты от хищных зверей и добычи пищи. Первобытное стадо представляло собой биологическую и одновременно хозяйственную общность, все члены которой были равны в своих правах. Занимались первобытные люди собирательством, рыболовством и охотой, т.е. присваивали то, что давала природа.

Немецкий ученый В. Фольц, путешествовавший в первой половине XX в. по острову Суматра (Индонезия), так описал жизнь и быт наиболее отсталой ветви народа кубу, жившего первобытным стадом:

Большей же частью кубу живут кочевой жизнью и беспрестанно бродят по своей области в поисках созревших лесных плодов.... Все свое время и силы они тратят на поиски пищи. Питаются фруктами, ягодами, корнями и клубнями, которые откапывают острыми палками. С удовольствием едят и ящериц, лягушек, гусениц, и личинки жуков... Охота и рыбная ловля играют в быту кубу очень небольшую роль, так как у них нет необходимых орудий... Кубу еще не пришли к мысли, что можно оставлять про запас несколько штук бананов или клубней. Они собирали ровно столько, чтобы утолить голод, и съедали без остатка то, что собирали1.

Однако совместный труд при всей своей неразвитости привносил в стадо элементы производственной организации, устойчивости и сплоченности первобытной формы общности, делая стада более замкнутыми. Управление столь примитивными коллективами осуществлялось просто: во главе стада стоял вождь, сила, ум, опыт которого помогали выживать первобытному стаду.

Более высокую форму объединения людей представляла собой родовая община. Род возник на высшей ступени дикости, когда люди научились выращивать растительную пищу и приручать диких животных, наделенных теми или иными полезными для человека качествами. Земледелие и скотоводство принесли с собой значительные перемены в жизнь человека. Произошел переход от присваивающей формы хозяйства к производящей. Последствия этого перехода состояли в том, что:

  1. человек от начала и до конца сам создавал орудия производства;
  2. орудия труда становились индивидуальной собственностью конкретного лица.

Иными словами, появились орудия, позволяющие их владельцу добывать пищу независимо от коллектива.

Управление родовой общиной осуществлялось старейшиной и советом. Старейшина избирался всеми членами рода, а совет состоял из опытных старейших членов рода. На время войн из числа членов рода избирались вожди, отличавшиеся смелостью и силой.

Американский историк и этнограф Л.Г. Морган писал об организации управления у североамериканских индейцев (ирокезов):

Совет был выдающейся чертой древнего общества, азиатского, европейского и американского, от возникновения рода в период дикости и до цивилизации. Он был орудием управления, как и верховной властью в роде, племени... Обыкновенные дела решались вождями, но все, что касалось общих интересов, передавалось на решение совета... Самой простой и низшей формой совета был совет рода. Это было демократическое собрание, так как каждый взрослый член рода, мужчина и женщина, имел голос по всем вопросам, которые на нем ставились, он выбирал и смещал сахема (старейшину. — Авт.) и вождей, выбирал «хранителей веры», прощал или мстил за убийство родича и усыновлял в род чужих... Все члены ирокезского рода были лично свободны и обязаны защищать свободу друг друга; они пользовались одинаковыми привилегиями и личными правами; причем сахемы и вожди не претендовали на какое-либо преимущество в этом отношении.

Хотя номинально ирокезы занимали свои должности пожизненно, на практике это зависело от их поведения, поскольку совет рода мог сместить сахема и вождя.

Более высокими формами социальной организации были племя и союзы племен.

Племя состояло из нескольких родов, связанных кровным родством и общей территорией. Роды, входившие в племя, сохраняли свою хозяйственную самостоятельность. При этом некоторые виды деятельности, имевшие значение для всего племени, переходили в ведение органов управления племени. К органам управления относились: совет племени (в нем принимали участие все члены племени), совет старейшин и вождь, избираемый на период войны.

Союз племен представлял собой объединение нескольких племен для решения какой-либо задачи. Чаще всего племенные союзы возникали для отражения внешней агрессии или, наоборот, для захвата новых территорий. Распространение металлических орудий позволило меньшему количеству людей производить больше продуктов.

Из родовой общины выделялись малые семьи, способные прокормить себя самостоятельно. Поэтому союз племен представлял собой уже объединение разных родов, племен, индивидуальных семей, расселившихся на одной территории. Среди общинников происходило имущественное расслоение, появлялись более состоятельные семьи и бедные. Родоплеменная организация, основанная на кровном родстве ее членов, равенстве их прав и обязанностей, уже не в состоянии была обеспечить целостность племенного союза старыми средствами. Участниками племенного союза становились преимущественно соседи, а не прямые родственники. Кроме того, эти соседи были не равны по имущественному положению. Возникла потребность в более эффективном механизме, который способствовал бы примирению различающихся, а часто и противоположных интересов. Таким механизмом стало государство.

Само государство возникло на основе постепенного преобразования органов родоплеменной власти, еще не отделившихся от общины, в органы публичной власти, обособленные от общества.

Предшественником государства была такая организация власти в родовой общине, как военная демократия. Термин «военная демократия» ввел американский этнограф Л. Морган для характеристики древнегреческого общества в период перехода от родовой к соседской общине.

Соседская община характеризуется двойственностью: еще сохранялась коллективная собственность на землю, угодья, пастбища, леса, но уже появилась частная собственность на орудия труда, скот, рабов, наблюдалось индивидуальное присвоение результатов труда. Система власти в военной демократии учитывает эту двойственность соседской общины. Институтами военной демократии были: военный вождь, наделенный еще и судебными полномочиями, совет вождей и народное собрание.

Власть вождя, совета вождей первоначально была основана на личном авторитете этих людей, уважении к их выдающимся качествам: смелости, знаниям, мудрости. Они не имели никаких средств насилия и принуждения по отношению к сородичам. Грабительские войны заметно возвышали роль военного предводителя, от искусства которого зависели судьбы соплеменников. Военный вождь племени или племенного союза постепенно оттеснял старейшин от реальной власти. Вокруг военного предводителя объединялись сильные и храбрые воины, составлявшие его дружину. Но это была еще демократия. Существовало народное собрание, которое стало собранием воинов. Важные решения принимали на народном собрании. Все воины были равны и формально имели право на равную долю захваченного в походе имущества. Однако на практике военный предводитель и его приближенные забирали себе большую и лучшую часть награбленного.

Постепенно военный предводитель союза племен превращался в правителя (князя, царя, короля), а его приближенные становились советниками и наместниками. Дружина превращалась в войско, на которое правитель опирался при осуществлении внутренней и внешней политики. Иными словами, появилась особая, не совпадающая с населением общественная (публичная) власть, располагающая аппаратом принуждения (армией, полицией, тюрьмами, судом).

Система социального регулирования в догосударственном обществе

Социальное регулирование: понятие и элементы

Жизнь первобытного человека, несмотря на ее примитивный характер, нуждалась в регулировании. Различные формы социальной практики (охота, обмен, брачные отношения и т.д.) для успешного взаимодействия их участников вырабатывали определенные регуляторы совместной деятельности: образцы, стандарты поведения, которых должны придерживаться все. Удачные регуляторы закреплялись, а неудачные — зыбывались.

Система социального регулирования представляет собой совокупность средств и методов воздействия на поведение индивида, посредством которых ему придается состояние, желаемое и необходимое для общества.

Система социального регулирования включает в себя ненормативные (ценностный, информационный, предсказания, приказы и т.д.) и нормативные регуляторы (нормы права, морали, религии, традиций, обычаев и т.д.). Действие этих групп регуляторов различно.

Ненормативная подсистема влияет на сознание, чувства, привычки, эмоции индивида, стремясь убедить его в полезности определенного поведения. Так, например, ценностный регулятор воздействует на поведение людей посредством убеждения в выгодности следования исторически сложившимся стереотипам (устойчивым ожиданиям), психологическим установкам, целям, которые разделяет большинство группы, общества, устоявшемуся распределению социальных ролей между мужчинами и женщинами, детьми и взрослыми.

Однако в процессе самоорганизации рода, племени складывалась и нормативная подсистема. Ее действие основано на установлении четких правил поведения (норм), содержащих равный масштаб свободы. Такие правила характеризуются обязательностью исполнения и наличием санкций за их нарушение. На основе этих правил люди организовывали и регулировали совместный труд, охоту, распределяли произведенный продукт, определяли порядок взаимоотношений между мужчиной и женщиной, процедуры разрешения возникающих споров и т.д. Наличие этих общеобязательных правил ограничивало эгоизм человека, делало его поведение предсказуемым. Более того, эти нормы касались правил взаимопомощи, самозащиты и способствовали выживанию человека. По этой причине человек стремился неукоснительно выполнять данные правила. Нормы догосударственного общества исторически были первой разновидностью социальных норм.

Социальные нормы — это правила поведения, принятые большинством общества. К ним можно отнести нормы морали, традиции, обычаи, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормативная природа этих правил выражается в том, что они определяют масштаб возможного и должного поведения, который является общепринятым в данном обществе. Несоблюдение правил сопровождается применением санкций — неблагоприятных последствий для нарушителя. Неблагоприятные последствия выражаются в применении как мер общественного воздействия (замечаний, лишения статусов, привилегий, порицания, отлучения от церкви), так и принуждения (изгнания из общины, рода, телесных наказаний, членовредительства и др.).

Мононормы

Правила, которым следовали в своем поведении первобытные люди, называются мононормами (от греч. monos — один и лат. norma — правило). Свое название они получили потому, что были едиными и нерасчлененными, содержали моральные предписания, религиозные запреты, обычаи, традиции и правовые обязывания. Это внутреннее единство морально-правовых начал в мононорме обусловлено недифференцированностью самой жизни первобытного человека, где личное и общественное, права и обязанности были слиты, поэтому мононормы нельзя отнести ни к моральным нормам, ни к нормам права. Их главное назначение состояло в том, чтобы помочь человеку приспособиться к природной среде, способствовать выживанию и воспроизводству человека как биологического вида.

Мононормы складывались стихийно, методом проб и ошибок.

В процессе отбора сохранялись только те правила поведения, которые в лучшей степени способствовали выживанию рода, племени, обеспечению их целостности. Среди мононорм можно выделить нормы-запреты и нормы-ожидания, которые различались по характеру санкций. Нормы-запреты существовали в виде табу, нарушение их каралось жестокими наказаниями. Нормы-ожидания находили свое выражение в традициях, обычаях, обрядах, ритуалах, мифах и формировали у индивида установку на положительное поведение.

У многих первобытных народов были установлены строгие правила поведения, в числе которых было много норм-запретов, направленных на ограничение произвола сильных, господства животного эгоизма первобытного человека. Запреты, т.е. недопустимость совершать те или иные поступки, основывались на религиозных верованиях. Считалось, что за нарушение установленных запретов духи или различные божества карали людей болезнями и смертью.

Поскольку впервые такую систему запретов ученые обнаружили в Полинезии, то для обозначения слова «запрет» стали использовать полинезийское слово «табу». Табу играли значительную роль в жизни первобытного человека и касались различных сторон его деятельности.

Например, в книге Д.Д. Фрэзера «Золотая ветвь» описаны табу на общение с иноплеменниками (людьми из другого племени), на прием пищи и питья, который связан с особой опасностью (в это время душа могла выскользнуть через рот); табу на обнажение лица, на остатки пищи, людей, носящих траур, и даже на воинов, которые вступали на тропу войны. До и после военных действий воины исполняли особые обряды и считались неприкосновенными.

Наконец, существовало табу на браки между кровными родственниками (запрет на инцест).

Многие табу у некоторых народов сохраняются до сих пор. Это касается табу на прикосновение к священным особам, вождям племен, императорам.

Известен случай, когда в июле 1874 г. камбоджийский король выпал из перевернувшегося экипажа. Он без сознания лежал на земле, но никто из свиты не осмеливался к нему прикоснуться, пока не подоспел один из европейцев, который или не знал о табу на королевскую особу, или счел, что к нему это не относится. Он-то и помог раненому монарху добраться до дворца.

В прошлом существовал запрет, согласно которому никто не мог прикоснуться к императору Кореи. Если он все-таки дозволял кому-то прикоснуться к своей особе или сам прикасался к кому-то, то счастливчик удостаивался большой чести: всю оставшуюся жизнь он должен был носить особый знак отличия: как правило, это был шнурок из красного шелка.

Среди норм-ожиданий особое место занимали мифы. Они в образной форме (мистической, религиозной) отражали окружающий мир и помогали человеку ориентироваться в нем. Из мифов человек узнавал о хороших и плохих способах поведения и их последствиях. Мифы содержали накопленный предшествующими поколениями социальный опыт. Через мифологические обряды и действия первобытный человек лучше усваивал социальные нормы, опыт, знания природных и общественных явлений. На основе полученных знаний человек определял свое поведение, строил взаимоотношения с людьми. Следовательно, мифы служили руководством к действию и представляли собой комплекс верований, придающих жизни человека смысл. В ценностно-нормативном и информационном качестве мифы помогали первобытному человеку лучше приспособиться к окружающей среде и выработать устойчивые правила поведения.

Например, у индейцев племени яномаме, проживающих на юге Венесуэлы и севере Бразилии, сформировалась следующая система представлений об окружающем мире, обусловливающая их поведение в быту. Согласно мифу племя яномаме произошло от крови Духа Луны, который часто спускался на землю, где питался душами детей и хлебом из маниоки. Однажды человек рассердился за это и в гневе ранил стрелой Духа в живот. Кровь брызнула на землю, и ее капли превратились в людей. Дух Луны передал людям племени яномаме такие качества, как воинственность и жестокость. Они должны проявлять эти качества в жизни. Так, если мужчину обвиняли в трусости или жадности, то ожидалось, что он вызовет обидчика на поединок. При этом противники должны были обмениваться ударами в грудь. Споры относительно женщин или воровство пищи являлись основанием для драки на палках, когда группы мужчин избивали друг друга дубинками длиной от 8 до 10 футов. Таким образом, благодаря мифу формировалось определенное представление о системе ценностей, на основе которой строятся взаимоотношения в племени яномаме. Главной ценностью считалась жестокость, поэтому ожидание, что мужчина защитит свою честь в поединке, являлось нормой, соответствующей этой ценности.

К нормам-ожиданиям, в соответствии с которыми первобытный человек «выстраивал» свое поведение, кроме мифа относятся нормы морали, религиозные нормы, ритуалы, традиции и обычаи.

Очень древний обычай наносить на тело или лицо татуировку сохранился у некоторых первобытных племен до сих пор. Для первобытных племен татуировка, во-первых, представляла собой незыблемую традицию, а во-вторых, была проявлением магических сил.

Полинезийское племя маорми украшает татуировкой лицо. Таким образом члены племени охраняют себя от злых чар. Некоторые колдуны татуируют больного в целях излечения. В Древнем Китае татуировка была разновидностью символических наказаний, когда отрезание ноги заменялось покраской тушью колена. Тем самым общество пыталось перевоспитать преступника, выставляя его на всеобщее осуждение и презрение.

В последнее время этот древний обычай получил распространение среди европейцев. Существуют целые каталоги нательных рисунков.

Внимание подростков к этому обычаю связано с их стремлением подражать рок-певцам, разукрашенным цветными татуировками.

Распространенность татуировок в армии преследует отчасти практическую цель: нанося татуировку, солдаты обозначают на теле свою группу крови и резус-фактор.

Характер санкций во многом определялся тем, что первобытный человек не был самостоятельным субъектом, а представлял собой органическую часть рода. Его желание выжить защищалось правилом талиона (от лат. talionis — возмездие, равное по силе преступлению). Смысл наказания заключался в причинении виновному такого же вреда, который был нанесен им. В обиходе этому соответствовал принцип «око за око, зуб за зуб».