История государства и права зарубежных стран (Чепурнова Н.М., 2007)

Реформы Солона и Клисфена

Родоплеменная организация древних Афин. Синойкизм

Полисный этап греческой (в т.ч. афинской) истории, с точки зрения основных показателей социальноэкономического, политического и культурного развития, принято делить на три основных периода:

  • гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений (героическая эпоха);
  • архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) - возникает полисное общество и государство;
  • классический период (V-IV вв. до н.э.) - расцвет греческой цивилизации и культуры.

Нас, прежде всего, интересует характеристика социальной организации греческих племен гомеровского (догосударственного) периода.

Анализируя произведения древнегреческой литературы - «Одиссею» и «Илиаду», можно сделать вывод, что на Балканах в начале I тыс. до н.э. существовали автаркичные семейные хозяйства, земледелие и скотоводство являлись почетными занятиями, торговля презиралась, отсутствовала монетная денежная система, морской разбой отнюдь не осуждался, а кумирами социума были воины- аристократы, такие как Ахиллес.

Весь спектр общественных отношений регулировался обычаем и силой оружия.

Греки жили родами, которые объединялись в фратрии (братства). Несколько фратрий составляли филу (племя).

В науке выделяют следующие особенности отношений, имевших место среди членов рода:

1. Род избирал своего старейшину для мирного времени и военного предводителя (вождябазилевса). В выборах участвовали на равных правах лишь мужчины, держащие в руках оружие.

Род по своему усмотрению смещал старейшину и вождя; в решении этого вопроса также принимали участие мужчины, держащие в руках оружие.

Никто из членов рода не имел права вступать в брак внутри рода.

Имущество умерших переходило к остальным членам рода, оно должно было оставаться внутри рода.

Члены рода обязаны были оказывать друг другу помощь и защиту, и особенно содействие при мщении за ущерб, нанесенный чужими. В деле защиты своей безопасности каждый член рода полагался на покровительство рода и мог рассчитывать на это; тот, кто причинял зло ему, причинял зло всему роду. Отсюда из кровных уз родства возникала обязанность кровной мести.

Род имел определенные имена или группы имен, пользоваться которыми во всем племени мог только он один, так что имя каждого отдельного человека точно указывало, к какому роду он принадлежит. С родовым именем неразрывно были связаны и родовые права.

Род мог усыновлять посторонних и таким путем принимать их в члены своего племени.

Каждый род соблюдал свои религиозные церемонии и празднества.

Каждый род имел свое место погребения.

Род имел совет - демократическое собрание всех членов рода (мужчин-воинов).

Общеплеменная система управления копировала родовую организацию греческих племен. Так, старейшины родов составляли Совет старейшин. Все мужчины собирались на народное собрание. Во время войны избирался племенной вождь - базилевс, который командовал дружиной, вершил правосудие и выполнял религиозные церемонии.

В VIII веке до н.э. при легендарном базилевсе Тезее произошло объединение (по-гречески «синойкизм») четырех племен (ахейцев, дорийцев, ионийцев, этолийцев), населявших Аттику, в единый народ.

Вместо Совета старейшин отдельных племен был создан объединенный Совет в Афинах.

Все население города и прилегающих территорий делилось на три группы:

  • эвпатридов (благородных);
  • геоморов (землевладельцев);
  • демиургов (ремесленников).

Племенных базилевсов заменил архонт. Первоначально архонт избирался из числа эвпатридов пожизненно, затем на 10 лет. С 683 г. до н.э. стали выбирать девять архонтов на 1 год.

Для контроля за базилевсами эвпатриды создали ареопаг, заменивший Совет старейшин. Этот орган являлся главным законодателем и судьей. Он выбирал архонтов и руководил народным собранием.

Бывшие архонты становились пожизненными членами ареопага.

В VII веке до н.э. страна была разделена на 48 небольших территориальных округов (навкрарий), жители каждого из которых должны были поставить один корабль для флота, снарядить его экипажем, а также выставить двух вооруженных всадников. Деление населения по навкрариям производилось без всякого учета племенной принадлежности.

Таким образом, реформы мифического Тезея дали первый толчок к формированию полисного государства.

Экономические, политические и государственные реформы Солона

К началу VI века до н.э. в Афинах сложилась революционная ситуация. Большинство сограждан оказалось в долговой кабале, неизбежно ведущей в рабство. Земля и значительная часть богатства сосредоточилась в руках незначительной группы олигархов, которые понимали, что недовольный народ может не только уничтожить их политическое господство, но и уничтожить физически.

Для разрешения острых социальных противоречий в 594 г. до н.э. архонтом с чрезвычайными полномочиями был избран Солон. Этот политический деятель осуществил целый ряд реформ, позволивших не только достигнуть классового компромисса, но и создать фактически афинскую государственность.

Вопервых, он объявил «сисахфию» (от греч. стряхивание бремени) - полную отмену всех существовавших долговых обязательств.

Вовторых, Солон легализовал свободу завещаний, в том числе и на землю.

В-третьих, легендарный реформатор запретил ростовщичество и продажу афинян в рабство за долги. Кроме того, при нем государство взяло на себя обязанность выкупить ранее проданных в рабство сограждан.

В-четвертых, население Афин Солон разделил на четыре разряда:

  • пентакосиомедимов (пятисотмерников), владеющих имуществом стоимостью 500 и более медимов зерна (1 медим равнялся 52 литрам зерна, за которые давали одну драхму);
  • всадников, владеющих имуществом стоимостью от 300 до 500 медимов зерна;
  • зевгитов, владеющих имуществом от 200 до 300 медимов зерна;
  • фетов, владеющих имуществом стоимостью менее 200 меди- мов зерна.

Наряду с этим Солон установил, что членами ареопага и архонтами могли быть не эвпатриды, а пентаксиомедины.

В Афинах был учрежден Совет 400, который избирался из числа граждан первых трех разрядов в рамках старых четырех племен, по 100 человек от каждого.

В функции Совета входило предварительное рассмотрение вопросов, выносимых на Народное собрание, управление финансовыми делами, контроль за деятельностью высших должностных лиц и представительство полиса в сношениях с другими державами.

В качестве уступок демосу Солон образовал Гелиэю - судебный орган, избирающийся из граждан всех четырех разрядов.

Фактически Солон окончательно сломил родовую организацию греческих племен в Аттике.

Реформы Клисфена

В 560 г. до н.э. власть в Афинах захватил родственник Солона - Писистрат. Тирания династии Писистратидов просуществовала до 510 г. до н.э. После очередного восстания народа для прекращения смуты чрезвычайные полномочия получил в 509 г. до н.э. Клисфен, который должен был обезопасить демократический строй от возможности будущих узурпаций.

Вся территория Афин была поделена на 30 частей, с приблизительно равным количеством населения, названных тритиями.

Причем 10 тритий располагались в сельских районах, 10 - в приморских и 10 в городских кварталах. Три тритии (по одной из села, побережья и города) составляли административно- территориальную филу. Все филы делились на демы (всего насчитывалось около 100 демов), возглавляемые выборными старостами - демархами.

Совет 400 Клисфен заменил Советом 500. В его состав входили по 50 выборных членов от каждой из 10 фил.

Высшее военное управление сосредоточилось в руках Коллегии 10 стратегов, представлявших также одну из десяти территориальных фил.

Кроме того, каждая из 10 фил должна была сформировать батальон пехоты и подразделение конницы, а также снарядить за свой счет 5 боевых кораблей с командиром (навархом) и укомплектовать экипаж.

Дабы обезопасить демократию от необходимости отказаться от нее, Клисфен учредил институт остракизма (суда черепков). Сущность этой процедуры состояла в ежегодном определении гражданина, изгоняемого на 10 лет из Афин без конфискации его имущества. Обычно изгоняли самого умного и любимого народом человека, чтобы он не стал царем или тираном, ведь народоправство - это власть посредственных личностей. Решение об изгнании простым большинством выносило Народное собрание, при условии, что его участниками являлись не менее 6 тыс. человек.

Афинская рабовладельческая демократия в IV веке до н.э.

Расцвет афинской демократии связан с деятельностью выдающегося политического деятеля античности Перикла (около 430 г. до н.э.), которому удалось завершить процесс передачи власти большей части демоса. Так, независимо от имущественного положения все граждане Афин получили доступ к государственным должностям. При Перикле за службу стали платить жалование. В целях воспитания добрых нравов в обществе афиняне получали денежную сумму (теорекон) на посещение театра. Выборы большинства должностных лиц стали осуществляться с помощью жеребьевки.

Время выступления в Народном собрании не ограничивалось; оратору лишь воспрещалось повторяться, уклоняться от темы, допускать оскорбительные выражения - за эти нарушения председатель собрания мог оштрафовать выступающего на 50 драхм. Ораторское мастерство считалось одним из неотъемлемых качеств государственного деятеля.

Фактически главную роль в собрании играли профессиональные политики - демагоги, выражающие интересы правящих верхов. Обсуждение законопроекта заканчивалось голосованием путем поднятия рук (херотония).

Совет 500 - высший правительственный и административный орган, избиравшийся народом путем жребия сроком на 1 год из числа свободных полно-правных граждан мужского пола старше 30 лет, заявивших о желании баллотироваться, по 50 человек от каждой из 10 фил.

После жеребьевки кандидаты подвергались в Совете 500 проверке (докимации), касавшейся их поведения, образа мыслей, нравственной зрелости и прав на избрание. Заработная плата членов Совета 500 равнялась 5-6 оболам.

Совет 500 предварительно рассматривал вопросы, выносимые на Народное собрание.

Для придания работе Совета 500 большей оперативности весь его состав делился на 10 частей. Делегация одной филы численностью 50 человек работала от имени всего Совета в течение одной десятой года (что составляло от 35 до 39 дней); после этого остальные делегации поочередно сменяли друг друга в порядке, установленном в начале года путем жеребьевки.

Срок административной службы одной филы назывался пританией, а члены ее делегации пританами. Пританы ежедневно избирали из своей среды по жребию председателя - эпистата. Он председательствовал и в Народном собрании, также хранил государственную печать и ключи от святилищ, где располагались казна и архив.

Гелиэя - суд присяжных, состоял из 6 тыс. человек (5 тыс. действительных судей и 1 тыс. запасных), избиравшихся ежегодно по жребию из числа граждан мужского пола старше 30 лет, как правило, отцов семейств, не отягощенных долгами и не лишенных гражданской чести, по 600 человек от филы.

Заработная плата судей (гелиастов) при Перикле составляла 1-2 обола. После смерти Перикла она выросла до 3 оболов.