Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы
Задачи воспитательной работы с осужденными
Развивая понятие исправления осужденных, данное в ст. 9 УИК РФ, Кодекс детально регламентирует содержание воспитательной работы и основные формы и методы ее осуществления в исправительных учреждениях. В ст. 109 Кодекса определяется, что воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Достижению именно этих задач должны быть подчинены все остальные средства воздействия. Опыт разработки этих требований был в свое время приобретен в исправительных учреждениях Вологодской и Кемеровской областей, затем получил широкое распространение в пределах всей страны. Сейчас, правда, он в значительной степени утерян и далеко не в каждом исправительном учреждении персонал может четко представить его основные элементы. Однако с уверенностью можно сказать, что со стабилизацией социально-экономической обстановки в стране (а следовательно, и исправительной системы) этот оправдавший себя на практике опыт вновь будет востребован. Нормы, регулирующие воспитательную работу с осужденными (как и многие другие), носят поощрительный, стимулирующий характер. Так, в ч. 2 ст. 109 Кодекса указывается, что участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. То есть подчеркивается мысль о том, что осужденные добровольно, по собственному побуждению принимают участие в проводимых воспитательных мероприятиях, где наибольшим образом реализуется их заинтересованность, проявляется их личностная направленность (а зачастую и одаренность).
Вместе с тем в тех же воспитательных целях закон предусматривает возможность проведения таких воспитательных мероприятий, участие в которых для осужденных является обязательным. Прежде всего следует отметить, что такие мероприятия должны быть предусмотрены распорядком дня конкретного исправительного учреждения. Сейчас с осужденными не проводятся политзанятия, поэтому их нельзя вводить в распорядок дня. Не следует включать в распорядок дня в качестве обязательных мероприятий участие в отправлении различного рода религиозных служб, чтений, занятий и тому подобных мероприятий религиозного характера. В распорядке дня должно быть отведено определенное время на проведение таких мероприятий, при этом целесообразно не совмещать по времени эти мероприятия с проведением иных массовых мероприятий. Отправление религиозных обрядов — дело сугубо личное (в том числе и выбор религии, религиозного течения, формы обрядов и т. п.), и командование со стороны администрации учреждения здесь просто недопустимо.
В практической деятельности сложным является вопрос допуска в исправительные учреждения для проведения религиозного просвещения осужденных представителей тех или иных религиозных конфессий, особенно сектантских течений и групп различной ориентации, выступающих в ряде случаев против общечеловеческих ценностей. Вопрос этот необходимо решать через Министерство юстиции РФ и его организационные структуры на местах, которые осуществляют регистрацию подобного рода организаций, имея возможность проверить и оценить их учения (у некоторых сектантских групп они даже не переведены на русский язык). Перекладывать решение данного вопроса на администрацию исправительных учреждений недопустимо, она не обладает возможностями дать правильную оценку этим обстоятельствам; при наличии регистрации в органах юстиции конкретной религиозной организации и наличии в учреждении осужденных, желающих отправления обрядов именно данной религиозной организации, администрация учреждения обязана допустить ее представителей к осужденным.
В законе закрепляется (точнее, развивается) принцип дифференциации и индивидуализации воспитательного воздействия: воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенно- стей личности осужденных, характера и обстоятельств совершения ими преступлений.
Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными
Проблема использования форм и методов воспитательной работы с осужденными в своей основе является не юридической, правовой, а психолого-педагогической и зависит всецело от конкретной педагогической ситуации, состояния объекта воспитания (психолого-нравственной запущенности конкретного осужденного) и, наконец, от мастерства самих воспитателей и всего коллектива воспитателей. Вторжение права в столь деликатную сферу человеческого общения должно быть минимальным, ограничиваясь в основном определением границ возможного вторжения в духовный мир личности. Именно право определяет возможность такого вторжения, ставя задачу исправления осужденных. В этой связи является ошибочной позиция отдельных авторов (например, Усса А.В.), которые считают неправомерным вторгаться в нравственную сферу личности осужденных даже под предлогом их исправления.
УИК РФ не дает исчерпывающего перечня применяемых на практике основных форм и методов воспитательного воздействия на осужденных, а говорит лишь о воспитательной работе. Следует иметь в виду, что воспитательное воздействие на осужденных оказывается всем порядком и условиями отбывания наказания, в том числе и режимом, его основными требованиями и элементами. В данном случае речь идет об осуществлении воспитательной работы с осужденными как одном из направлений воспитательного воздействия на них.
Персонал исправительных учреждений в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы осуществляет нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных, способствующее их исправлению. Если в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве речь шла о политико-воспитательной работе с осужденными, основными формами проведения которой являлись трудовое соревнование, разъяснение законодательства, агитационная и пропагандистская работа, культурно-массовая и физкультурно-спортивная работа и индивидуальная работа, то теперь такого разделения нет. Называются лишь виды, направления воспитания: нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных, способствующее их исправлению. Раскроем более подробно все эти направления.
Нравственное воспитание осужденных в исправительной (пенитенциарной) педагогике рассматривается под призмой формирования всей личности осужденных, их жизненной позиции. Воспитание такой позиции является делом исключительно важным и сложным, так как именно отсутствие устойчивых нравственных начал и привело осужденных к преступлению. Нравственное воспитание тесно взаимосвязано со всеми направлениями воспитательного воздействия, так как оно концентрирует в себе проявление их конечных результатов на личность.
В обществе наряду с правовыми действуют и нравственные нормы, которые выражаются в обычаях, народных традициях, религиозных предписаниях и т. д. Моральные требования общества, обращенные к личности, проявляются в форме идеалов, принципов и правил поведения, в традициях, устоях, нормах общения в быту, в труде, в различных видах общественной деятельности. Структура индивидуального нравственного сознания состоит из знания моральных принципов и норм, этических представлений и понятий личности (например, о совести, уважении, достоинстве, дружбе, справедливости и др.), ее нравственных идеалов, убеждений, чувств и переживаний.
Моральные требования общества в настоящее время, к сожалению, остаются еще ^сформированными, советская система моральных ценностей разрушена, а новая пока не создана. Выдвижение на первый план мотивов обогащения в моральном плане как общественная ценность большинством населения не воспринимается. Религиозное воздействие не может восполнить все пробелы нравственного воспитания (особенно в условиях перехода общества от одной общественно-экономической и политической формации к другой). Сейчас ярко выраженная политическая направленность, ориентация в целом уголовно-исполнительного законодательства и воспитательного воздействия на осужденных снята. Но это не означает, что отпала надобность в формировании у осужденных основ мировоззрения,, нравственности и морали, любви к Родине, Отечеству, культуры межнационального общения, умения объективно оценивать общественные явления, события и поступки людей, адекватно соизмерять свои убеждения со своими поступками и поведением. Конечно, в формировании указанных нравственных качеств у осужденных существенную роль могут сыграть религиозное просвещение, религия в целом, ориентированные прежде всего на формирование у них духовных начал. Это необходимо использовать в воспитательной -работе, и если с помощью этого будет достигнут благоприятный результат хотя бы в отношении небольшого числа осужденных, пусть даже единиц, им нельзя пренебрегать.
Однако духовность, нравственность, мораль - это категории не только и не главным образом религиозные, так считать — было бы ошибкой. В развитии данных качеств существенная роль принадлежит образованию, науке, культуре, средствам коммуникации (средствам массовой информации, радио, телевидению, связи и т. п.), уровню развития общественных отношений, системе ценностных ориентаций и образу жизни общества. Поэтому нравственное воспитание (в том числе и осужденных) возможно лишь в совокупности использования всех указанных направлений жизнедеятельности общества, а не какого-либо одного из них (например, религиозного воздействия); с этих позиций и необходимо подходить к организации нравственного воспитания осужденных
Правовое воспитание осужденных предполагает формирование у них правосознания, включающего знание принципов и норм права, а также убеждения необходимости следовать им. Кроме того, оно предполагает организацию правомерного, ответственного, социально активного поведения. Совокупность отмеченных свойств и качеств личности составляет в целом правовую культуру человека. В этой работе внимание следует прежде всего обращать не на знание осужденными правовых норм (при всей значимости таких знаний), а на формирование у них уважения к закону, понимания необходимости следовать предписаниям правовых норм, несмотря на бытующее ныне в обществе нигилистическое отношение к законности, праву в целом.
Трудовое воспитание осужденных представляет собой процесс закрепления или формирования трудовых навыков и умений, психологической готовности к труду, нравственное к нему отношение, осознание потребности трудиться. Формирование указанных качеств у осужденных является особенно важным в нынешних условиях, когда бытует мнение о возможности быстрого и легкого обогащения (к сожалению, повседневная жизнь довольно часто дает такие примеры) без особых трудов, усилий и подготовки. Несмотря на то, что благородный облик человека- труженика сейчас стал как бы не нужен обществу (по крайней мере средства массовой информации его напрочь игнорируют), это явление временное: труд будет мерилом ценности человека в обществе, определяя его общественный статус, не говоря уже о функции его жизнеобеспечения. Поэтому заниматься организацией трудового воспитания осужденных в исправительных учреждениях необходимо каждодневно, готовя их тем самым и к успешной социальной адаптации после освобождения.
Достаточно много внимания в практике исправительных учреждений уделяется эстетическому воспитанию осужденных, так как в основной своей массе это малокультурные люди, имеющие зачастую неправильные представления о прекрасном, извращенные вкусы, чувства, взгляды и идеалы. Все эти качества наиболее наглядно проявляются в их субкультуре со своим жаргоном и фольклором, «воровской романтикой и блатными традициями», лагерными песнями и тому подобными атрибутами. Поэтому перед персоналом исправительных учреждений в процессе осуществления воспитательного воздействия стоит задача формирования у осужденных способности воспринимать и правильно понимать прекрасное в окружающей действительности.
Конкретное содержание и формы эстетического воспитания осужденных выражаются в таких действиях, как раскрытие понятия и содержания прекрасного и механизма его чувственного восприятия личностью; показ основных направлений эстетического выражения личностных отношений в труде, быту, различных отношениях, в поведении, искусстве; раскрытие содержания эстетических потребностей, культурных запросов, возвышенных эстетических идеалов и на этой основе показ порочности «воровской» субкультуры; ознакомление с основными направлениями и содержанием классической и современной (в том числе и популярной) музыки, живописи, литературы, театра, эстрады, самодеятельного искусства и художественного ремесла; раскрытие содержания и показ основных направлений выработки правил хорошего тона, вкуса, чувства меры, такта. В итоге в результате такой обширной и кропотливой деятельности должны быть сформированы потребность осужденных в красивом образе жизни ( в общественно значимом его понимании) и нетерпимость, отрицание антиобщественного и преступного. О религиозном воспитании и просвещении осужденных мы уже писали выше, здесь следует отметить, что теперь наряду с законодательной базой осуществления данной деятельности имеется и организационно- правовая в виде Соглашения о сотрудничестве, заключенного между Московской Патриархией Русской Православной Церкви и Министерством внутренних дел РФ от 30 августа 1996 г. На его основании создана Объединенная рабочая группа по взаимодействию между МВД РФ и РПЦ, заседания которой проводятся регулярно (но не реже одного раза в квартал). В этом Соглашении имеется самостоятельный раздел, посвященный совместной деятельности по исправлению и перевоспитанию преступивших закон граждан. В нем предусматривается на добровольной основе и с учетом специфики режима учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, способствовать реализации прав верующих осужденных, отбывающих наказания по приговору суда и находящихся в следственных изоляторах; обеспечивать благоприятные условия для проведения священнослужителями епархий РПЦ духовно- нравственных и просветительных бесед, совершения треб и богослужений; содействовать оборудованию в учреждениях, исполняющих наказания, помещений для совершения молитв и обрядов; активизировать работу по публикации в печати для осужденных и работников УИС материалов, подготовленных РПЦ по наиболее злободневным вопросам церковной жизни в стране и за рубежом, используя для этого многотиражные газеты для осужденных, журнал «Преступление и наказание», Информационный бюллетень ГУИН МВД России, другие ведомственные издания; с помощью учебных заведений РПЦ организовывать обучение основам православного вероучения представителей администрации учреждений, исполняющих наказания (по их желанию), в целях проведения более эффективной работы по исправлению осужденных, в том числе — верующих, и ряд других мероприятий.
В развитие указанного Соглашения ГУИН МВД РФ направил на места указание (№ 18 / 10-222 от 30 сентября 1996 г.) «О практической реализации мероприятий, предусмотренных Соглашением о сотрудничестве между РПЦ и МВД России», в котором предусмотрены конкретные меры по претворению данного Соглашения в повседневную практику УИС. В нем отмечается, что в 1996 г. в 98 учреждениях действуют храмы (часовни, домовые церкви), в том числе одна мечеть (Кабардино- Балкария) и два буддийских дацана (Бурятия); в 35 учреждениях — культовые объекты находятся в стадии строительства и оформления. Кроме того, в исправительных учреждениях оборудованы 542 помещения для совершения молитв и богослужений представителями различных вероисповеданий; в 42 регионах в учреждениях созданы и действуют воскресные школы, библейские курсы и иные формы обучения осужденных религиозным предписаниям, нормам вероучений и культовой практике (совершение обрядов крещения, венчания, покаяния, причастия, соборования и др.).
Следует отметить, что и в таком деликатном деле, как религиозное воздействие, не удается избежать кампании по реализации указанного Соглашения, имеются попытки стандартизировать эту работу, например оборудовать молельные комнаты по единому образцу (образцу функционировавших ранее ленинских комнат). Весьма опасными и деструктивными являются требования ориентироваться в этой работе прежде всего на православие и не допускать в исправительные учреждения представителей других религиозных учений (об этом уже говорилось выше). Нельзя ко-
ш| мандными методами приучать человека к религии, введя в ранг обязанности посещать религиозные обряды, изучать вероучения (если это не связано со спецификой выполняемых служебных обязанностей); тем более недопустимо вводить в программу требования изучать православие в обязательном порядке, а иные вероучения — по желанию. Кроме протеста, игнорирования и недовольства такая практика ничего другого вызвать не может; только спокойная, вдумчивая, кропотливая и довольно длительная работа может дать положительные результаты в этой деликатной сфере жизнедеятельности человека и общества.
В исправительных учреждениях достаточно много внимания уделяется физическому воспитанию осужденных — там создаются необходимые спортивные базы (за исключением тюрем и колоний особого режима). Причем в ряде исправительных учреждений, особенно в воспитательных колониях, где позволяют площади, имеются достаточно хорошо оборудованные спортивные площадки и спортивные залы. Среди осужденных в основном культивируются игровые и силовые виды спортивных занятий, с точки зрения обеспечения безопасности нецелесообразно проводить занятия по борьбе всех видов, боксу, метанию диска, молота и копья, прыжкам с шестом и некоторым другим видам спорта. Спортивные мероприятия служат не только важным фактором поддержания здоровья осужденных, но и обеспечивают занятость осужденных полезными делами (особенно в условиях отсутствия работы, непосещения образовательных занятий и тому подобных неблагоприятных факторов). Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания. Формы проведения этой работы могут быть массовыми, групповыми и индивидуальными, они реализуются на основе педагогических и психологических знаний и методов воздействия. В свое время (конец 60-х — первая половина 70-х годов) в теории исправительной (пенитенциарной) педагогики и в практике исправительных учреждений отчаянно противоборствовали два подхода, претендующие на свой приоритет. — коллективные и индивидуальные^ормы воздействия на осужденных. Практика добивалась успехов на какие-то определенные отрезки времени с помощью и того и другого метода воздействия: Коллегия МВД СССР по крайней мере одобряла результаты внедрения в практику того и другого опыта. Так, в начале 70-х годов был одобрен опыт учреждений Вологодской области по внедрению педагогической системы А. С. Макаренко, основанной на коллективных методах воздействия на осужденных; через несколько лет был одобрен белорусский опыт работы со злостными нарушителями режима, основанный на сугу- бо индивидуальных методах воздействия. Правильной оказалась усредненная позиция, развитая нами в эти же годы, согласно которой все методы воздействия на личность (массовые, групповые и индивидуальные) в воспитательной работе с осужденными являются равноценными, они должны применяться в системе. В зависимости от педагогической ситуации на первый план может выходить любой из них, особенно применительно к отдельной личности; практика такой подход полностью поддержала, теперь эти споры остались лишь в памяти и научных трудах. Здесь уместно подчеркнуть, что в воспитательной работе с осужденными не следует отдавать приоритет в качестве долговременной линии деятельности ни одному средству воздействия. В определенные этапы педагогического воздействия то или иное средство либо метод могут выдвигаться на первое место, но все они обязательно должны применяться в единой системе педагогических воздействий. Существенную помощь в этом направлении оказывают организованные в системе УИС психологические службы.
Самодеятельные организации осужденных и их общее образование в местах лишения свободы
В воспитательной работе с осужденными заметное место отводится их участию в самодеятельных организациях, которые организуются в исправительных и воспитательных колониях. Эти организации создаются для решения внутриколлективных проблем самих осужденных, возникающих в процессе совместной жизнедеятельности в исправительном учреждении. Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на их исправление; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям. Перед самодеятельными организациями могут стоят и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания.
Деятельность самодеятельных организаций осужденных представляет собой определенный вид самоуправления их жизни в исправительном учреждении, хотя и осуществляемой под контролем администрации. Администрация исправительных учреждений постоянно опирается на помощь самодеятельных организаций в решении многих вопросов: поддержание чистоты и порядка в помещениях и на территории; организация художественной самодеятельности и физкультурной работы, развитие библиотечного дела и развертывание работы с читателями, активизация производственной деятельности и соблюдение производственной санитарии и многое другое. Привлечение осужденных и их самодеятельных организаций к решению данных вопросов для российской практики (советского периода и современного) является уже традиционным; в этом направлении накоплен большой положительный опыт, и его необходимо рационально использовать. При этом следует учитывать и недостатки, которые наиболее ярко проявлялись в стремлении наделить самодеятельные организации осужденных функциями не только контроля, например при поддержании порядка, но и в применении силы при задержании и приводе правонарушителя (как иногда действуют члены секции по поддержанию правопорядка в колонии). Поэтому в ст. 111 УИК РФ закреплен прямой запрет на такую деятельность: самодеятельные организации осужденных и их члены не могут обладать полномочиями администрации исправительных учреждений.
Закон также подчеркивает, что члены самодеятельных организаций осужденных не пользуются дополнительными льготами, хотя на практике это положение далеко не всегда соблюдается. Это зачастую создает в основной массе осужденных нездоровую обстановку, чреватую разного рода конфликтами (что много раз доказывалось на практике), однако стремление администрации стимулировать активность самодеятельных организаций в ряде случаев толкает на такие нарушения: отдельным осужденным создаются улучшенные жилищно-бытовые условия (особенно членам секции поддержания правопорядка, руководителям советов коллективов и другим активистам), безмерно объявляются различные меры поощрения.
Виды и порядок формирования самодеятельных организаций осужденных определяется МВД РФ (теперь — Минюстом РФ). Обычно они формируются из числа положительно характеризующихся осужденных путем открытого избрания на общих собраниях осужденных бригады, отряда, колонии в целом (в зависимости от вида самодеятельных организаций). В исправительных колониях таким образом избираются советы коллективов отрядов и советы коллективов колонии, которые свою деятельность строят как в целом по отряду или колонии, так и по секциям. В Инструкции о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций в исправительных колониях УИС закреплены организационные формы самодеятельных организаций — коллективы осуж- денных отрядов и коллектив осужденных колонии. При самодеятельной организации осужденных отряда для руководства и проведения повседневной работы создаются:
- совет коллектива отряда;
- секция дисциплины и порядка;
- производственная секция;
- санитарно-бытовая секция;
- секция досуга.
При самодеятельной организации осужденных колонии с целью общего руководства активом общественных формирований осужденных учреждения создаются:
- совет коллектива колонии;
- секция дисциплины и порядка;
- производственная секция;
- секция общеобразовательного и профессионального обучения;
- секция досуга, совета клуба и библиотеки;
- секция общественных корреспондентов многотиражной газеты, редакции стенгазеты колонии;
- секция социальной помощи.
Количество и наименование секций может изменяться с учетом вида и особенностей деятельности исправительного учреждения. Совет коллектива колонии (отряда) — выборный руководящий орган самоуправления самодеятельной организации осужденных организует и координирует работу секций, обеспечивает выполнение принятых на общем собрании общественного формирования решений и плановых мероприятий. Заседания совета коллектива колонии (отряда) проводятся в соответствии с планом работы, но не реже двух раз в месяц и оформляются протоколом. На заседаниях совета присутствует начальник колонии или его заместитель по воспитательной работе, а в отряде — начальник отряда, члены совета воспитателей отряда.
Самодеятельные организации осужденных, содержащихся в тюрьмах и в помещениях камерного типа и единых помещениях камерного типа исправительных колоний, не создаются, хотя по ранее действовавшему законодательству там функционировали советы бригадиров, назначаемые администрацией.
Общее образование осужденных по УИК РФ отнесено к мерам воспитательного воздействия. В ст. 112 Кодекса закрепляется обязательное получение основного общего образования осужденными к лишению свободы, не достигшими 30 лет. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (в ред. 1995 г.) образовательные программы подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). К общеобразовательным программам относятся следующие: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Профессиональное образование включает в себя программы по осуществлению начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Каждая образовательная программа определяет содержание образования конкретного уровня.
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ, а профессиональные — на подготовку специалистов соответствующей квалификации. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
Таким образом, общеобразовательные программы обучения направлены не только на получение обучающимися определенной суммы знаний, но и на их воспитание и развитие, поэтому они в наибольшей мере подходят для выполнения основной задачи исправительных учреждений— исправления осужденных. Образовательные стандарты исправления осужденных разрабатываются педагогическими коллективами учебных заведений при исправительных учреждениях с учетом личностных особенностей различных категорий осужденных, их образовательного, профессионального и культурного уровня; при этом правовой основой разработки таких программ являются государственные образовательные стандарты. Как отмечается в исправительной педагогике, образовательный стандарт применительно к осужденным должен включать в себя три норматива (компонента): минимальное количество учебных предметов, которые должен освоить обучающийся; обязательные знания и умения по каждому из них (стандарт обученности); уровень нравственности (степень исправления). Акцент в таких программах необходимо делать на формирование личности, развитие ее сознания, повышение культурного уровня с учетом национальных традиций и обычаев, на воспитание культуры общения, что в конечном итоге стимулирует исправление осужденных.
Учитывая высокий уровень воспитательной направленности общеобразовательного обучения, Кодекс содержит поощрительную норму, стимулирующую осужденных к обучению: получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления (ч. 4 ст. 112). Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Осужденные, от бывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются; им создаются условия для самообразования, не противоречащие условиям и порядку отбывания наказания.
Общеобразовательные школы создаются при исправительных учреждениях. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (школ и учебно-консультационных пунктов), организация получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования осуществляются в порядке, устанавливаемом МВД (теперь — Минюстом) РФ и Министерством общего и профессионального образования РФ. В связи со спецификой обучения осужденных Кодекс устанавливает обязанность педагогических коллективов образовательных учреждений уголовно-исполни- тельной системы оказывать помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными. На практике учителя школ практически везде включены в активную воспитательную работу не только во время проведения занятий в школе, но и после занятий в отрядах и по колонии в целом; при этом, как правило, достигаются положительные воспитательные результаты. К сожалению, в связи со сложностями экономического развития количество школ и численность преподавательского состава существенно сократились и тенденция к такому сокращению все еще сохраняется.