Основные теории происхождения государства и права
Теории происхождения государства:
1. Теологическая. Получила распространение в Средневековье в трудах Фомы Аквинского, в современных условиях ее развили идеологи ислама, католической церкви. Государство-продукт божественной воли, в силу чего государственная власть –вечна, незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей.
Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Отказ подчиняться государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. Особое внимание здесь уделяется «ПОСРЕДНИКАМ» между Богом и государственной властью – церкви и религиозным организациям. В основном, теория построена на вере.
2. Патриархальная. Сторонники - Аристотель, Михайловский. Люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, созданию семьи. Последующий рост семей и объединение их под крылом все большего числа людей приводит к образованию государства. Власть государя – продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. Как в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние – его дети.
3. Договорная. Возникала в 17-18 вв. Труды Гроция, Руссо, Радищева. Государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора. Государство – рациональное объедение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. В итоге у правителей и общества возникает взаимный комплекс прав и обязанностей, и – ответственность за невыполнение последних. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников, а граждане обязаны соблюдать эти законы, платить налоги и т.п, в случае злоупотребления правителями властью вправе расторгнуть договор.
4. Теория насилия. 19 в. Дюринг, Гумплович, Каутский. Причина происхождения государственности –в военно –политических факторах-насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными территориями и народами нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. Государство – «естественно» ( т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение является основой экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных людей в рабов. Следовательно, государство –не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.
5. Органическая. 19 в.Спенсер, Вормс, Прейс. Государство - это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны взаимосвязям частей живого существа. Государство, будучи разновидностью биологического организма имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений ( подданных). То есть государство – продукт социальной эволюции, которая выступает лишь разновидностью эволюции биологической.
6. Материалистическая. Маркс, Энгельс, Ленин. Причиной возникновения государства послужил неолитическая революция, приведшая к появлению прибавочного продукта. Значение имеют три крупных разделения труда. 1 - отделение скотоводства от землделия, 2 - ремесла от земледелия, в результате чего появляются богатые и бедные, происходит имущественное расслоение. Возникает класс купцов, которые занимаются обменом продуктов. Возникает избыточный продукт, появляется частная собственность. Властная роль переходит к богатым людям. Государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим.
7. Психологическая. Петражицкий, Фрейд. Связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребности некоторых людей во власти над другими, стремлением одних подчиняться, подражать, а других – подчинять , быть образцом для подражания.
Теории происхождения права:
1. естественно-правовая. 17 в. Гоббс, Локк. Радищев. Разделяются право и закон. Существует позитивное право и неписаное (естественное). Позитивное право, т.е. законы, принимаемые государством. Неписаное право -высшее, подлинное, свойственное человеку от рождения. Отождествляются право и мораль
2. историческая школа. 18-19 вв. Гуго, Савиньи. Право- историческое явление, которое не устанавливается договором, а возникает постепенно, незаметно, стихийно. Право –это прежде всего правовые обычаи. Законы же производны от права обычного. Отрицание прав человека.
3. нормативистская. 20 в. Новгородцев, Кельзен. Представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная, суверенная норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры. Предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и тоже должны соответствовать основной норме.
4. марксистская. 19-20 вв. Ленин, Маркс. Право принимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление. Право - это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.
5. социологическая. 20 в. Муромцев, Жени. Разделяют право и закон. Под правом понимаются юридические действия, практика, применение законов. Право – это реальное поведение субъектов правоотношений –фл и юл. Социол. теорию еще называют теорией «живого» права. Формулируют «живое «право в первую очередь судьи в процессе юрисдикционной деятельности.