Предмет и методология теории государства и права
Теория государства и права – основополагающая юридическая наука, вырабатывающая основные общие понятия о государстве и праве, определяющая общую терминологию для юриспруденции, обеспечивающая единую методологию для юридических наук.
Юриспруденция – правоведение, совокупность юридических наук.
Предмет теории государства и права – теория государства и права (далее ТПГ) изучает совокупность основных и общих закономерностей происхождения и развития государства и права как общесоциальных явлений, их природу и сущность, структуру и направление развития.
Методы теории государства и права – способы, с помощью которых наука изучает свой предмет. Теория государства и права использует как общенаучные методы: наблюдение, описание, обобщение, сравнение, систематизация, эксперимент - так и частнонаучные: структурно-функциональный (системны) анализ, социологические (анкетирование и опрос), статистические методы, лингвистический анализ и др.
Методология теории государства и права – единый, общий подход к изучаемым явлениям, опирающийся на определенные философские идеи и позволяющий составить цельное представление о предмете.
Формационный подход базируется на представлении о поступательном развитии человечества как единого целого организма, который проходит в своем развитии определенные, неизбежно сменяющие друг друга стадии (формации). Основным источником развития признается борьба классов. Государство представляется как институт или аппарат для обеспечения господства одного класса над другим (классовая природа) либо как институт примирения противоречивых интересов («общечеловеческая» природа). Государство в любом случае противопоставляется обществу. Выделяют следующие формации: рабовладельческую, феодальную, буржуазную. Переход осуществляется путем революции.
Цивилизационный подход опирается на идею о том, что каждый этнос (нация или группа наций, этнически родственных) развивается самостоятельно, проходя весь жизненный цикл от рождения до угасания под действием внутренних причин, обусловленных состоянием жизненных сил и духа нации.
Выделяют также цивилизации, как шумеро-вавилонская, эллинистическая, китайская, арабская, западноевропейская, византийская, славянская и др. (А.Тойнби).
Государство, так же как и этнос, проходит определенный жизненный цикл, развиваясь от начальных, элементарных форм до высшей формы, стагнации и гибели (Л.А.Тихомиров, Л.Н. Гумилев).
Интеграционный подход объединяет формационный, цивилизационый и так называемый евроцентрический (который, по нашему мнению, не является достаточно самостоятельным и самоценным) подход и заимствует из них определенные идеи. Утверждается, что человечество развивалось на начальных своих этапах в рамках локальных цивилизаций, затем, в эпоху Нового времени, происходит западноевропейская экспансия в другие регионы мира. В Новейшее время (эпоху модерна) мир становится единым целым, в нем нивелируются различия в экономике, праве, политике. И, наконец, на смену эпохе модерна приходит эпоха постмодерна (современность), идеей которого является попытка сохранения единства мира в культурном многообразии (Л.И. Спиридонов)