Общая теория государства и права (Наумов С.Ю., 2018)

Правосознание и правовая культура

Понятие правосознания и его структура

Правосознание - это одна из форм общественного сознания (в общественное сознание входят еще политическое, нравственное, религиозное, национальное, научное сознание). Вместе с тем правосознание характеризуется относительной самостоятельностью внутри общественного сознания:

1. Правосознание отражает не только наличное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития. Опережающее отражение общественных отношений зависит от степени познания объективных закономерностей.

2. Правосознание может вступать во взаимодействие с иными формами общественного сознания, испытывать их воздействие.

Взаимодействуя друг с другом, формы общественного сознания совместно определяют цели, стандарты поведения, в соответствии с которыми субъекты должны сообразовывать свои поступки. Особенно тесным является взаимодействие правосознания и нравственного сознания. Падение уровня нравственности крайне отрицательно сказывается на правосознании: формируется пренебрежительное отношение к праву, моральные факторы перестают работать в качестве средства предупреждения правонарушений.

3. Правосознание оказывает обратное воздействие на общественные отношения, выступает как активная сила, способная определять процессы социальных изменений, ускорять или тормозить их.

В самом общем виде правосознание - это отношение к праву.

Правосознание - это совокупность представлений, идей, чувств, взглядов, эмоций, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.

Содержание правосознания обусловлено его оценочным характером. Оно устанавливает, какими должны быть нормы права, отвечает ли действующее законодательство необходимым требованиям. Правосознание вырабатывает также определенное отношение к соблюдению или несоблюдению права. Именно данное отношение к праву выступает в дальнейшем в качестве мотива поведения конкретного субъекта.

Структура правосознания складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.

Правовая психология - это отношение к праву на эмоциональном уровне, т.е. в виде настроений, переживаний, чувств.

Правовая идеология - это система идей, правовых взглядов, научных концепций, теорий, выражающих отношение к правовой действительности и оценку ее.

Правовая идеология охватывает весь слой правотворчества и правоприменения, содержит идеи, концепции, оценку перспектив развития права, цели и задачи принятия тех или иных правовых актов, основные правовые принципы, конкретное содержание правового регулирования. По сравнению с правовой психологией правовая идеология является более глубоким усвоением, познанием права, так как проникает в его сущность, природу, закономерности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов, методов обеспечивается его эффективность. Правовая идеология и правовая психология тесно взаимодействуют друг с другом и не могут существовать друг без друга.

Функции и виды правосознания. Деформации правосознания

В учебной литературе называют как минимум три функции правосознания: познавательную, оценочную, регулятивную.

1. Познавательная функция ориентирована на получение определенных правовых знаний, в том числе информации о действующем законодательстве, практике его реализации. Без такой информации, ее осмысления невозможно выработать конкретное отношение к праву.

2. Оценочная функция заключается в оценке юридически значимых событий, фактов, обстоятельств, документов на основе сопоставления их с принятыми в обществе ценностями или представлениями отдельных людей об этих ценностях.

3. Регулятивная функция базируется на первых двух функциях и состоит в выработке определенного механизма регулирования поведения или действий. То есть результатом проявления этой функции служит поведенческая реакция (позиция) в виде правомерного или противоправного поведения.

Классификация правосознания проводится по различным основаниям:

I. По субъектам - носителям правосознания:

1. Индивидуальное правосознание складывается у отдельного человека под воздействием различных факторов и отношений, в которые он вступает (уровень культуры, образования, социальное положение и т.д.).

2. Групповое правосознание отражает специфику той или иной социальной группы (молодежь, адвокаты, судьи, педагоги и т.д.).

3. Общественное правосознание связано с характером отношения к праву в обществе. Оно обусловлено индивидуальным и групповым правосознанием, но и само непосредственно воздействует на них.

II. В зависимости от глубины отражения правовой действительности:

1. Обыденное правосознание - это массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.

2. Профессиональное правосознание - понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов (адвокатов, судей, прокуроров, следователей).

3. Теоретическое (научное) правосознание - идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. Носители научного правосознания - ученые-правоведы.

Взаимодействие права и правосознания носит сложный характер. Сложившиеся правовые нормы, а также практика их применения влияют на формирование того или иного отношения к действующему праву. В свою очередь, тот или иной уровень правосознания сказывается на характере правотворческой и правоприменительной деятельности. Правовые идеи, взгляды, представления являются непосредственными источниками права и двигателями правотворческой деятельности в любом обществе. Принимая новый нормативный правовой акт, законодатель должен не только опираться на собственное правосознание, но и учитывать представления населения о должном, законном, справедливом.

Деформации правосознания - это его «искажение», разрушение позитивных идей, убеждений, чувств, установок и т.п.

Виды деформаций правосознания:

1. Правовой нигилизм - осознанное отрицание социальной ценности права, основанное на юридическом невежестве и отсутствии развитых демократических ценностей. Он рассматривается как одна из форм мироощущения и социального поведения.

Критическому восприятию можно подвергнуть все стороны общественного бытия. Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности.

Формы выражения правового нигилизма:

  • прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов;
  • массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
  • издание противоречивых или даже взаимоисключающих актов, которые как бы нейтрализуют друг друга;
  • подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью;
  • несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях;
  • нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество;
  • подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности.

2. Правовой идеализм - гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Это прямо противоположное правовому нигилизму явление. В то же время у этих явлений имеются общие корни, к которым следует отнести юридическое невежество, дефицит политико-правовой культуры.

Формы проявления правового идеализма:

  • необоснованное забегание законодательства вперед, выражающееся в том, что ни само государство, ни население не готовы выполнять предлагаемые правовые предписания;
  • отсутствие реального механизма, предназначенного реализовывать правовые предписания;
  • отсутствие в государстве надлежащих политических, идеологических, экономических, социально-психологических и иных условий, в которых должна действовать норма права.

Также в научной литературе выделяют и такие виды деформации правосознания, как правовой фетишизм, перерождение правосознания и др.

Правовая культура

Правовая культура рассматривается как одна из важнейших предпосылок и необходимое условие формирования правового государства, реализации правовой реформы, усиления борьбы с преступностью. Необходимость правовой культуры обусловливается в первую очередь объективными причинами существования права в обществе. Правовая культура тесно взаимодействует с культурой общества, которая понимается обычно как совокупность созданных людьми материальных и духовных ценностей, признаваемых в определенной общности и передаваемых другим общностям и индивидам, а также поколениям. С латинского «культура» переводится как возделывание, воспитание, поклонение, почитание. От уровня культуры общества зависит постижение сущности правовых явлений, понимание закономерностей и тенденций их дальнейшего развития. С другой стороны, само право, правовая культура выступают в качестве необходимой составной части культуры общества.

В литературе приводятся более ста различных определений понятия «правовая культура».

Правовая культура - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним (А.В. Малько).

Правовая культура - обусловленная экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей культуры, представляющая собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению (М.М. Рассолов).

В самом общем виде правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества.

Для каждой страны характерен свой уровень правовой культуры, который является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, составляет часть общей культуры, хотя занимает обособленное место, во многом зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность, служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом.

Сущностью правовой культуры является мера освоения правовых ценностей, накопленных обществом, а также их использования различными субъектами в правовой сфере.

Чаще всего выделяют три составляющие правовой культуры: знания о праве; отношение к праву; поведенческий элемент.

Виды правовой культуры:

1. В зависимости от уровня:

  • обыденный уровень ограничивается рамками повседневной жизни людей, используется людьми при реализации субъективных прав и выполнении возложенных обязанностей;
  • профессиональный уровень свойственен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне. Данному уровню присущи высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности;
  • теоретическая правовая культура включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия, факторов, воздействующих на эффективность права, и т.д.

2. По субъектам:

  • правовая культура личности представляет собой такое ее свойство, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения. Правовая культура личности - это единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения;
  • групповая правовая культура зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовых ориентаций отдельных личностей;
  • массовая правовая культура представляет собой составную часть созданных духовных ценностей и охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений. Она непосредственно зависит от уровня общественного правосознания, состояния и характера законодательства и прочности существующего в стране правопорядка, тесно связана с общим культурным уровнем населения.