Типология государства: формационный и цивилизационный подходы - Теория государства и права (Кушнир И.В.)
Формационный подход к типологии государства разработан марксизмом в рамках исторического материализма. В основе типологии лежит социально-экономическая формация, обусловленная определенным уровнем развития производительных сил и типом производственных отношений. Тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью. Различаются:
- рабовладельческая формация (которая характеризуется эксплуатацией рабов рабовладельцами, неэкономическим характером принуждения к труду и в основе производственных отношений которой лежит право собственности на раба-человека, понимание его в качестве вещи);
- феодальная формация (которая характеризуется эксплуатацией крепостных крестьян феодалами, неэкономическим характером принуждения к труду и в основе производственных отношений которой лежит феодальное право собственности на землю, смешение собственности на землю и власти над соответствующей территорией);
- капиталистическая формация (которая характеризуется эксплуатацией рабочих капиталистами экономическим характером принуждения к труду и в основе производственных отношений которой лежит право частной собственности на средства производства);
- коммунистическая формация (неэксплуататорская, с «освобожденным трудом» социалистическое государство и социалистическая собственность на средства производства сохраняются лишь на первом, переходном этапе «социализма» впоследствии государство и право отмирают и устанавливается непосредственно общественное самоуправление).
Цивилизационный подход разработан английским историком А. Дж. Тойнби (основной труд: «Постижение истории»). Праву собственности на средства производства принципиального значения не придается. Цивилизация характеризуется общностью множества факторов: культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и др. Человек изучается как творческая личность, а не как классово обезличенный индивид. Прогресс Тойнби видел в духовном развитии человечества, эволюции от примитивных верований через универсальные религии к единой религии будущего. Движущая сила развития – «творческая элита», увлекающая за собой «инертное большинство». Происходит постоянный круговорот сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения.