Типология государства
Понятие типа государства, основные факторы, определяющие его конкретный тип
В многовековой истории человечества, (да и сейчас их не мало) сменяя друг друга огромное количество государств. В этой связи возникла огромная проблема их научной квалификации.
Впервые такая попытка была предпринята Аристотелем и Полибием. Так, Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств на том или ином историческом этапе их развития являются:
- Количество властвующих в государстве (в этой вязи он различал правление одного, немногих либо правление большинства);
- Осуществляемая государством цель (по данному критерию все государства делились на правильные, т.е. достигались общие для всех блага и неправильные – достигались частные цели отдельных индивидов). При этом Аристотель основное внимание обращал на место роль человека, которые он занимает в государстве и как последнее защищает его права и свободы.
Несколько иной позиции придерживается Полибий, отмечая, что развитие государства, смена его типов – естественный процесс, определяемый природой, который включает в себя фазу зарождения, становления, расцвета, упадка и исчезновения. Главное он видел в тех изменениях, которые были связаны с соотношением государственной власти и человека, при этом государство выступало бы главным инструментом установления социальной справедливости в обществе.
Из указанных выше научных положений исходила и современная политико-правовая мысль при рассмотрении государств.
Говоря о типологии государств, следует отметить что она: содействует более глубокому выявлению и изучению признаков, свойств, сущности государства; позволяет проследить закономерности их развития, сущность происхождения в них структурных изменений. Таким образом, типология представляет собой один из видов классификации и, вместе с тем, ее высшую форму, т.к. в ее основе лежит группировка государств по одному из самых крупных и высших квалификационных критерий – типу государства. Кроме того, типология государств базируется на обобщении большого фактического, исторического, социологического, правового и иного материала, на выявлении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, а также на основе анализа особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем.
В этой связи типологию государств можно рассматривать как определенную группировку по различным типам.
Марксистская типология основана на общественно-экономической формации, под которой понимают исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, последнее выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Таким образом, тип государства характеризуется экономическим базисом, который защищает данное государство и интересам какого господствующего класса оно служит.
Несмотря на множество определений типа государства, содержащихся в научной и учебной литературе предлагается следующая дефиниция. Исторический тип государства есть совокупность классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Таким образом, исторический тип государства всегда связан с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития.
Формационный и цивилизационный подходы к типологии государство
В литературе выделяют два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный. Кратко рассмотрим их сущность
Формационный подход – не исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе, общества, общественно-экономическая формация, его производственных отношений к классовой структуре.
Таким образом основными признаками данного похода являются социально-экономические признаки производственных отношений, которые характерны для данного исторического типа государства. В юридической литературе выделяют следующие исторические типы государств:
а) Рабовладельческое государство – экономический базис составлял собственность рабовладельцев на рабов, а также орудия и средства производства. Основными классами являлись рабовладельцы и рабы, а также социальные и мелкие земледельцы.
б) Феодальное государство – экономической основой выступало собственность феодалов на землю неполная собственность на крепостных крестьян. Основными классами являлись феодалы, крепостные крестьяне, а также отдельные социальные группы – городские ремесленники, торговые люди и др.
в) Буржуазное государство – экономическую основу составляло капиталистическая частная собственность на средства производства. В данном государстве существовали два класса: буржуазия (капиталисты) и рабочие (пролетарии), отношения между которыми в следствии экономических и политических классовых интересов носили антагонический характер. Данный тип государства в своём развитии прошёл несколько этапов: первый этап, характеризуются периодом становления и развития капиталистического государства (т.е. свободная конкуренция большого числа собственников, развития стихийных рынков и конкуренция между ними). Последующий этап совпал с периодом монополистического капитализма (углубление кризиса буржуазной государственности, существенные изменения в экономике, усиление эксплуатации рабочего класса и др.) Указанные выше признаки, монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса с целью завоевания революционным путём государственной власти и использования её в своих интересах.
г) Социалистическое государство – политическая власть принадлежит пролетариату, средства производства принадлежат всему обществу, общественная власть носит публичный характер и т.д.).
Цивилизационный подход. Сущность данного подхода состоит в том, что каждое общество в силу специфики, взаимосвязи и взаимодействия его отдельных сфер (экономики, политики, права, социальной и культурных сфер, идеологии, религии, обычаев и традиций) представляет собой целостное образование – цивилизацию.
При этом также учитываются особенности духовной жизни, формы сознания, в т.ч. религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, особенности обычаев, традиций и др. Указанные выше факторы в своей совокупности образуют понятии культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности, а совокупность родственных культур образует цивилизацию. Следует заметить, что в своих работах Английский историк А. Тойнби отмечал, что история человечества представляет собой историю лишь отдельных замкнутых культур-цивилизаций. Последняя представляет относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающиеся общностью культурных, экономических, географических и других факторов. В этой связи каждая цивилизация придаёт устойчивую общность всем государственным, существующим в её рамках.
По мнению А. Тойнби, история человечества представляет собой историю 21 цивилизации, из которых в настоящее время сохранились лишь восемь (западная, китайская, индийская, исламская, православная и др.).
Таким образом, цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития в том числе, почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу.
Следует отметить, что в юридической литературе выделяют следующие этапы цивилизации:
- Локальные цивилизации, т.е. существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (древне египетская, шумерская, эгейская и др.);
- Особенные цивилизации (индийская, китайская, исламская, восточно-европейская и др.);
- Современная цивилизация (в настоящее время характеризуется совместным существованиям традиционных и современных социально-политических структур).
В научной литературе также выделяют государства первичной цивилизации (для государств данного вида характерно то, что они являются частью базиса, а не только на достройки – древнеегипетская, ассиро-вавилонская, шумерская, японская и др.) и государства вторичной цивилизации (они не так всесильны как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно - религиозный комплекс – это западноевропейская, восточно-европейская, североамериканская и др.).
В юридической литературе выделяют и другие виды классификации государств:
- демократические и не демократические (государства западной и восточной цивилизаций и др.);
- по отношению к религии: советские, теократические, клерикальные и атеистические;
- государство переходного периода (Монголия, народы Средней Азии и Севера, государство современной России и др.).