Теория государства и права (Емельянов Б.М., 2004)

Правовые системы современности

Понятие и структура правовой системы

Правовая система представляет собой комплекс правовых явлений, связанных с особенностями развития конкретного общества. Правовая система включает в себя всю совокупность внутренне взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых государственная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения. Можно также утверждать, что правовая система является совокупностью взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития конкретной страны. Правовая система включает в себя всю правовую действительность определенного государства, основными элементами которой выступают: право как система общеобязательных норм (выраженных в источниках права), правовая идеология, юридическая практика. Правовая система конкретной страны является национальной правовой системой.

Изучение правовых систем происходит в рамках компаравистики (сравнительного права). Право как система связана с государственным и социальным строем, с определенной территорией (пространством). Составляющие элементы правовой системы соединены между собой объективными связями и отношениями (отношениями общности). Возможно также выделение следующих уровней правовой системы: субъектно-содержательный, интеллектуально-психологический, нормативно-регулятивный, организационно-деятельностный, социально-результативный. Благодаря своему универсальному значению нормы права пронизывают все уровни правовой системы, оказывая регулятивное и охранительное воздействие на все отношения.

Необходимо отличать правовую систему от правовой надстройки, в которую включаются правовые явления общества, соотносимые с базисом. Надстройка отражает самый общий уровень правовой системы (правосознание, правовая деятельность, правовые институты). Правовая система – это целостное, функционально-структурное состояние правовой действительности в целом.

Вследствие процессов глобализации права различия между правом различных стран значительно уменьшаются. Сами нормы при этом могут быть бесконечно разнообразны, но способы их систематизации, толкования, применения показывают наличие некоторых типов, группировок правовых систем – правовых семей. Итак, понятие «правовая семья» обозначает группы правовых систем, которые имеют сходные юридические признаки. Подобное сходство является, прежде всего, результатом культурно-исторического развития.

Классификация правовых систем

В основу классификации правовых систем положены различные факторы: исторические, религиозные, технико-юридические, идеологические, культурно-правовые, этнические и другие факторы. Некоторые авторы насчитывают около 200 правовых систем, другие ограничиваются различением трех больших групп среди всех правовых систем: правовой системы западного типа, правовой системы советского типа и религиозной правовой системы. «По отношению к государству и политическим системам правовые системы могут быть подразделены на следующие типы: догосударственные, дополитические системы; политико-государственные системы права; постполитические (политико-государственные) правовые системы». Некоторые авторы выделяют восемь типов правовых систем: романистические, нордические, социалистические, правовые системы немецкого типа, правовые системы, основанные на обычном праве, основанные на исламских традициях, на индусской традиции, правовые системы Дальнего Востока. Но правовые системы группируются также по правовым семьям.

Одна из самых распространенных – классификация правовых систем (семей), данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев – идеологии, которая включает в себя религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, основанной, прежде всего, на источниках права. Совершенствуя свою классификацию правовых систем, Рене Давид выделил среди них четыре системы: романо-германские правовые системы, англосаксонские правовые системы, социалистические, религиозные и традиционные правовые системы. Особое внимание при классификации правовых систем уделяется таким критериям, как общность их исторических корней, сходство стиля или модели правового мышления, близость основных правовых институтов и др.

Сравнительно-правовой анализ государственно-правовых институтов, принципов и норм различных стран позволяет выделить общее и особенное в этих странах и свести все многообразие национального регулирования в определенную систему мирового права. Здесь исходным элементом выступает уже не норма права, а целостная национальная правовая система или их группа (тип, семья). Сравнимость правовых систем – необходимое условие их систематизации или объединения (типологии).

В основу классификации можно взять также критерий «правового стиля» (К.Цвайгерт и Г.Котц), который складывается из следующих основных факторов: происхождение и эволюция правовых систем, особенности юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы. На основе этих факторов различаются так называемые «правовые круги» – романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право.

В основе марксистской типологии права лежит критерий общественно-экономической формации – рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право.

Многофакторная классификация правовых семей построена на основе трех взаимосвязанных критериев: исторического генезиса правовых систем, системы исторического права и структуры правовой системы. В соответствии с этими критериями выделяют – романо-германскую правовую семью, правовую семью общего права, скандинавскую правовую семью, латино-американскую, мусульманскую, индусскую, дальневосточную правовую семью и семью обычного права. В российском правоведении традиционно используются классификации, в основе которых лежат национально-исторические, технико-юридические и конкретно-географические признаки права.

В современном правоведении в целом обычно различают – национальные правовые системы, правовые семьи, группы правовых систем.

Национальная правовая система представляет собой конкретно-историческую совокупность права, юридической практики и преобладающей правовой идеологии отдельного государства. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве единичного проявления общего (типового) явления.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического способа его формирования.

Внутри отдельной правовой семьи возможны дальнейшие классификации. Например, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского (Италия, Франция, Испания, Португалия, право латино-американских стран, церковно-католическое право), и группу германского права (Германия, Австрия, Венгрия, скандинавские страны). Внутри семьи общего права выделяют правовые системы Англии, США, право англо-язычных стран. Славянская правовая семья включает в себя группу российского права и западно-славянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, современная Югославия). Но в наиболее устоявшейся, ставшей уже традиционной классификации, различают правовые семьи – общего (англосаксонского) права, романо-германского права, социалистического, мусульманского права, семьи религиозного и традиционного права.

Англосаксонская правовая семья (общего права)

Англосаксонская правовая семья является самой распространенной в мире. Если в романо-германской правовой семье основным источником права является нормативно-правовой акт, в странах англо-американской правовой семьи основным источником права является судебный прецедент (норма, сформулированная судьями), судебное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение. «К источникам английского права помимо судебного прецедента относятся также законы (статуты), доктрина, обычай и разум».Акты правотворчества здесь отличаются сложной структурой и тщательной регламентацией деталей, норма права ассоциируется с конкретным судебным решением. «В отличие от Европейского континента, где толкование нормы права имеет целью выяснение смысла абстрактных правовых формул, английский судья толкует прежде всего конкретные термины и т.д.».В настоящее время в английском праве усилилось влияние нормативно-правовых актов.

Общее право (единая система прецедентов) исторически оформилось в Англии (английское право является ядром этой системы) и в настоящее время включает в себя собственно право Англии, англоязычных стран и американское право. Оно основано на праве судей (юридической практики) и на праве справедливости (королевский суд). «Общее право по своей природе и содержанию является «судейским правом». Это означает, что в основу общего права изначально были заложены и остаются там до сих пор решения королевских (вестминстерских) судов – в Англии, решения Верховного Суда по вопросам конституционности или неконституционности обычных («текущих») законов – в США, вердикты высших судебных инстанций по аналогичным вопросам – в Канаде, Австралии и других англоязычных странах».

Специфика общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права, норма общего права носит индивидуальный (казуистический) характер, нормы общего (абстрактного) характера имеют вторичное значение. При этом приоритет отдается процессуальным нормам перед материальными нормами права (формы судопроизводства, источники доказательств, механизм правореализации). Общее право «по сравнению с другими правовыми семьями имеет ярко выраженный «казуальный» характер», является системой «доминирования «прецедентного» права и полного или почти полного отсутствия кодифицированного права».Важным признаком общего права выступает автономия судебной власти (высокий уровень независимости, судейский иммунитет), что в частности проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.

Англо-американское право не исключает статутного (законодательного) регулирования (акты представительных органов), причем роль последнего возрастает особенно под влиянием вступления Великобритании в Европейское Сообщество. Под влиянием глобализации права происходит сближение семьи общего права и семьи романо-германского права (возрастает значение писаного права «континентального типа»). Законодательные акты при этом подразделяются на публичные и частные, но в целом для Великобритании не характерно подразделение права на частное и публичное (английское право делится на общее право и право справедливости).

Таким образом, английское право приобрело тройную структуру: общее право – основной источник, право справедливости – дополняющее и корректирующее этот основной источник и статутное право – писаное право парламентского характера. Сохраняют свое регулирующее значение нормы обычаев.

В англо-американской правовой семье различаются группы английского и американского права. В группу английского права входят Англия, северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и бывшие колонии Британской империи. Вторую группу образует право США. Исторически английское право формировалось в ходе деятельности королевских судов, постепенно сложилась практика (сумма решений), которой руководствовались суды в дальнейшем рассмотрении аналогичных дел. Правило прецедента означает, что однажды сформулированное решение суда в последующей юридической практике становилось обязательным и для всех других судей.

Постепенно возрастает значение статутного права, поэтому правотворческая роль судей соответственно сдерживается принципом, согласно которому изменения в праве не должны происходить без согласия короля и парламента. Но одновременно с этим устанавливается право судей интерпретировать статуты – право, которое судьи присвоили себе, ссылаясь на то, что, работая в парламенте при обсуждении статутов, они лучше других могут пояснить их содержание. Так прецеденты распространились на дополнительную сферу – толкование законов. В новое и новейшее время возникает практическая необходимость выйти за жесткие рамки прецедента. Так, королевский канцлер брал на себя окончательное право разрешения споров, в связи с чем участники спора обращались к королю (право справедливости).

Право справедливости и общее право являются составной частью прецедентного права (в результате судебной реформы). И сегодня в системе общего права важно, чтобы дела в суде, прежде всего, разбирались не судьями-профессионалами, а добросовестными людьми. Правила прецедента делают нормы более гибкими к потребностям юридической практики, но одновременно такое право является слишком казуистичным и менее определенным.

В английском праве отсутствует деление права на публичное и частное, отрасли права выражены нечетко. Но это в свою очередь обусловлено тем, что все суды имеют общую юрисдикцию (разделенная юрисдикция основана на различении отраслей права) и тем, что английское право развивалось путем судебной практики. Доктрина здесь также не имеет значения в силу приоритета практики перед теорией. В тоже время здесь преобладает доктрина прецедента, которая отличается принудительным характером. Прецедентный способ судопроизводства состоит в том, что прежде разрешения дела выясняется наличие прецедента по данному вопросу. Однажды вынесенное решение является обязательной нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел.

Общая схема разрешения юридических дел в прецедентном порядке имеет следующий вид: решения высшей инстанции (палаты лордов) – обязательны для всех других судов, апелляционный суд обязан соблюдать прецеденты высшей судебной инстанции и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов. Рост писаного права в современный период происходит как с помощью статутов, так и с помощью подзаконного нормотворчества. В связи с чем обостряется проблема систематизации права, в данной правовой системе она осуществляется, прежде всего, путем принятия консолидированных актов. Нормотворчество исполнительных органов в Англии именуется делегированным. Так как акты парламента требуют последующего судейского толкования, то парламентское законодательство является в целом зависимым источником права от судебного прецедента. В англосаксонской правовой семье «значительное внимание уделяется актам толкования законов (статутов). В широком смысле «толкование» рассматривается как созидательная деятельность судов, связанная с уяснением и разъяснением смысла правовых норм, содержащихся в законах (статутах)». В последнее время в результате осуществления последовательных реформ по принятию крупных консолидированных актов английское право все более приобретает систематизированный вид.

Итак, основным источником английского права являются судебные прецеденты, которые носят индивидуальный (казуистический) характер, определяющее значение имеет процессуальное право перед материальным, отсутствуют кодифицированные отрасли права и отсутствует классическое деление права на частное и публичное, статутное право и юридические обычаи являются дополнительными (субсидиарными) источниками права, юридическая доктрина носит прикладной характер.

Особенности правовой системы США объясняются историческими особенностями борьбы за независимость, за освобождение от английского влияния. Американская революция выдвинула на первый план идею самостоятельности национального права. Принятие писаной федеральной конституции и конституций штатов обусловили постепенный отказ от английского права, а вместе с ним от жесткого правила прецедента и других особенностей английского права. Во многих штатах были приняты кодексы, были запрещены ссылки на английские судебные решения. Некоторые штаты (бывшие ранее французскими или испанскими колониями – Луизиана, Калифорния) приняли кодексы романского типа, но и они оказались впоследствии под сильным влиянием общего права. В целом в США сложилась система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии с законодательством.

Среди основных особенностей, отличающих правовую систему США от английской правовой системы указывается на «большую значимость в ней законодательства по сравнению с ролью статутов в английском праве; большую «подверженность» кодификации американского права по сравнению с английским правом; важную, но в меньшей мере доминирующую роль судебной практики в правовой системе США по сравнению с правовой системой Англии и др.».

В Англии и США одна и та же общая концепция права, в обеих странах существует в общем виде одно и то же деление права, используются одни и те же трактовки нормы права. Для США, как и для Англии право – это, прежде всего, судебные решения. В тоже время американское право отличается от английского права федеральным строением. Штаты наделены широкой компетенцией, в соответствии с которой они создают свое законодательство и свою систему прецедентного права. Суды каждого штата осуществляют свою юрисдикцию независимо друг от друга, а, следовательно, они не следуют прецедентам друг друга. Это создает коллизии, т.е. расхождения решений судов штатов и федеральных судов. Но большие коллизии, чем прецеденты, создают различия в законодательстве штатов. В американском праве в отличие английского осуществляется более свободное действие правила прецедента. Высшие судебные инстанции штатов и Верховный Суд никогда не были связаны своими собственными прецедентами. Верховные Суды штатов и Верховный Суд США осуществляют контроль за конституционностью законов и могут отказаться от действия прецедента судебного толкования.

В статутном праве США получили распространение кодексы, хотя они по своей сути являются консолидированными источниками права. Особой формой кодификации США является создание единообразных законов и кодексов. Подготовку таких проектов и кодексов осуществляет Общенациональная комиссия представителей всех штатов. Для того чтобы проект стал законом, он должен быть одобрен легислатурами (законодательными собраниями) штатов. В тоже время в США, как и в Англии по- прежнему велико значение обычного права, особенно в сфере публичного права.

Романо-германская правовая семья (континентального права)

В основе данной семьи права лежит римское право, где в качестве основного источника права выступает писаный закон (нормативно-правовой акт). Данное право формировалось на основе права христианской цивилизации, учитывающего прежде всего характер справедливости заключающихся в источниках (формах) права норм. На суд и другие правоприменительные органы возлагается обязанность точной реализации норм права, сформулированных законодателем, что в конечном счете обеспечивает единообразие правоприменительной практики. «Закон в романо-германском праве никогда не отожествлялся и не отожествляется с правом, а «законопорядок», т.е. порядок, складывающийся на основе строгого и неуклонного соблюдения требований, содержащихся в законе, никогда не рассматривался как синоним «правопорядка». Закон в данной правовой семье не является абсолютным и единственным источником права (но в системе источников права занимает доминирующее место), наряду с ним большое значение имеют обычаи, доктрины, судебные решения и др. Судья в данной системе не обязан следовать решению другого суда, за исключением практики высших судебных инстанций. Но суды вправе создавать главным образом прецеденты судебного толкования.

Романо-германская правовая семья (Италия, Франция, Германия, Испания, страны Латинской Америки, значительная часть государств Африки и Востока и др.) сложилась в Европе в средние века, на основе кодификации византийского императора Юстиниана. Рецепция римского права привела в Европе к тому, что правовые системы континентальных стран приобрели определенное сходство. Во всех странах закон является основным источником права, есть писаные конституции, обладающие высшей юридической силой. «Романо-германскую правовую семью отличает ряд особенностей, среди которых следует отметить прежде всего принцип верховенства закона, означающий ведущую роль в системе ее источников права писаных конституций. Кроме того, в условиях верховенства закона акты регламентарной (или исполнительной) власти (регламенты, декреты, постановления и т.д.) имеют подзаконный характер». Законы и подзаконные акты не должны противоречить конституциям, которые разграничивают компетенцию государственных органов и в соответствие с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права. В романо-германской юридической доктрине различают три основных разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы и сводные тексты норм. Законы в соответствии с их отраслевым характером регулируют специальные (отдельные) сферы общественных отношений. Среди источников романо-германского права большое место в правовом регулировании занимают подзаконные акты.

В романо-германском праве широко используются в правовом регулировании основные принципы права, которые приобретают особое значение в случае пробельности или коллизионности законодательства. Доктрина по-прежнему оказывает весомое влияние на законодательную и правоприменительную деятельность. Обычай может действовать в этой системе лишь в дополнение к закону, т.е. определяющего значения не имеет. В ряде случаев (прежде всего в частном праве) обычаи преобладают над иными источниками права. Необходимо указать «на такую отличительную черту и особенность романо-германского права, как ярко выраженную по сравнению с другими правовыми семьями доктринальность и концептуальность». Судебная практика также относится к числу вспомогательных источников. В ряде случаев судебное решение, закрепленное на уровне высших судебных инстанций, приобретает фактическое значение прецедента. Но суд не имеет права на правотворчество. В тоже время судебная практика и в этой системе в ряде случаев стала рассматриваться как источник права.

Внутри романо-германской системы есть и существенные различия. Прежде всего, внутри данной семьи выделяют две правовые группы – романскую (Италия, Франция, Бельгия, Люксембург, Голландия, Испания, Португалия) и германскую (Германия, Австрия, Швейцария и др.). В отличие от романского права на германское право сильное влияние оказала немецкая правовая наука. Например, во Франции и по настоящее время в основе системы источников права используются кодексы наполеоновского времени. Но в тоже время разрабатываются современные кодексы по отраслевому типу. Хотя они охватывают достаточно узкие сферы правового регулирования (Лесной кодекс, Кодекс сберкасс, Кодекс автомобильных дорог и т.д.) и носят консолидированный характер. В системе романо-германского права преобладает торговое право, хотя во многих странах данной правовой семьи широкое распространение изначально получили гражданские кодексы. Кроме перечисленных отличительных признаков романо-германской правовой семьи указывается также на такую черту этого права, как «относительно самостоятельный характер существования гражданского и коммерческого права, исторически, с момента их возникновения и последующего развития четко проводимое различие между тем и другим».

В последнее время в континентальных странах расширилась сфера подзаконного нормотворчества. Обычаи продолжают использоваться в качестве источника права в частно-правовых отношениях и при решении проблем и вопросов конкретного региона. Обычаи по общему правилу являются дополнением к закону. Кроме того, например, во Франции источники права делятся на первичные (государственные нормативные акты) и вторичные (судебные решения). Однако процесс взаимовлияния права вследствие интегративных процессов проявляется в том, что во Франции решения Кассационного Суда, Государственного совета, Конституционного совета начинают оказывать на правовую систему роль, сходную с принципом действия английского прецедента. Судья хотя и не обязан жестко следовать судебной практике, но все же находится под сильным влиянием авторитета предыдущих судебных решений.

В Германии основой действующего права являются кодексы. Но значительная часть изменений в законодательство внесена через специальные законы и наблюдается тенденция к увеличению влияния подзаконных актов. Правительственные и иные подзаконные акты в Германии могут быть изданы только в рамках исполнения законов. В Германии нет консолидированных кодексов нового типа. Правовой обычай распространен в достаточно узкой среде, не охваченной кодификацией. В сфере публичного права Германии проявляется широкое действие конституционных норм.

Судебная практика выступает в качестве источника права лишь при утверждении решений нижестоящих судов в высших судебных инстанциях. В сфере действия административного права роль судебной практики еще менее значительна. Решения Конституционного Суда Германии являются источником права наравне с законом. Толкования Конституционным Судом законов обязательны для всех правоприменительных органов. Значение конституционного контроля проявляется в том, что на время проверки законности акта, подлежащего применению, происходит приостановление его действия, а затем решается дело в соответствии с заключением Конституционного Суда.

Характер системы источников права Германии связан с федеративным государственным устройством страны. Каждая земля (субъект Федерации) имеет свое законодательство, но федеральное право по Конституции Германии имеет приоритет над правом земель. С другой стороны земли достаточно самостоятельны и участвуют через верхнюю палату (бундесрат) в федеральном нормотворчестве, а законодательная компетенция Федерации ограничена рамками Конституции (Основного закона). Вопросы, не отнесенные к исключительной или совместной компетенции, остаются в компетенции земель.

«Каркасный» характер законодательства Германии проявляется в том, что Федерация может издавать только общие положения – законы-рамки (рамочное законодательство), а право издания специальных (детальных) законов закреплено за землями Германии. Но в случае коллизии законов действует федеральный закон. Общие нормы международного права являются по Основному закону составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законом и непосредственно порождают права и обязанности у субъектов права на территории Федерации. В отличие от Германии во Франции действие норм международного права носит более умеренный характер, где говорится не о прямом применении норм международного права, а о договорах и соглашениях, надлежащим образом ратифицированных.

Обобщая сказанное, можно выделить основные признаки романо-германской правовой семьи. В названных странах доминирует единая, иерархически построенная, система источников писаного права, где главное место занимает законодательство. Основная роль в правотворчестве отводится органам законодательной власти, правоприменительные органы не могут изменять закон и его смысл. Высокий уровень конституционного регулирования дополняется высокой техникой нормативных обобщений, что достигается при помощи кодификации нормативно-правовых актов. Все право делится по отраслевому признаку, а также – на частное и публичное право. Правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных источников права. Особое значение имеет юридическая доктрина, определяющая основные принципы и теорию построения права данной правовой семьи.

Славянская правовая семья

Сущность правовой системы этих стран (России, Югославии, Украины, Белоруссии и др.) состоит не только в характере юридических источников. Именно этот критерий позволяет причислить данные страны к семье романо-германского права. Тем более что между правовыми семьями нет резкой границы. Происходит взаимопроникновение элементов различных правовых систем. Славянская правовая общность основывается на значительной культурно-исторической специфике правовых ценностей славянских стран.

Данная правовая семья имеет общие идеологические, национальные, духовные, исторические и специально-юридические основания. Восточные и южные славяне сформировали в свое время государства, основы культурной, в том числе юридической традиции под сильным влиянием Византийской империи, оплота православия и восточноевропейской культуры.

Знакомство с византийским законодательством, установление дипломатических, торговых и иных отношений с Византией привело к сильному устойчивому заимствованию христианской правовой традиции, особенно – традиций христианской синоптической кодификации. Влияние византийского законодательства проявилось сильно в законодательных реформах великого князя Владимира, последовавших после крещения Руси. Крещение поставило общество перед необходимостью принятия не только церковных догматов, но тщательно разработанную систему церковного и переплетающегося с ним светского права, относящегося к мирянам. Византийские миссионеры ускорили процесс рецепции римско-византийских юридических установлений (периода не поздних, а более ранних кодификаций). Так, Эклога вошла в сборник «Мерило праведное» в виде текста под названием «Леона и Константина верная цесаря» и является полным переводом этого источника. «Правда Ярослава» («Древнейшая правда») стала радикальной корректировкой этого реципированного законодательства.

Рецепция римско-византийского правового наследия происходила путем полного или частичного заимствования византийских номоканонов (сборников смешанного церковного и светского назначения). В Киевской Руси получили распространение не только номоканоны, но гражданское и уголовное право, изложенное в Эклоге и Прохироне. Но эти византийские сборники имели хождение на Руси под названиями «Кормчая книга», «Градский закон», «Закон судный людям» и др. Мера заимствований особенно возросла в период составления Соборного Уложения царя Алексея Михайловича.

Правоведение и государствоведение в России восприняло не только византийские законы, способы и образцы кодификации, но и во многом и государственные и общественные институты управления, которые получили впоследствии название православной государственной культуры (в том числе культуры права). В целом, самобытность славянской правовой семьи обусловлена не столько технико-юридическими (формальными) признаками, сколько социально-культурными и государственными началами (содержательными).

К основным признакам данной семьи права можно отнести: христианские представления о справедливости и правде, самобытность русской государственности (для русского права всегда была характерна связь его с государством), преобладающие коллективные формы хозяйствования, тесная связь традиционной основы права и государства со спецификой православного христианства. Юридические источники славянской правовой семьи унаследовали законодательные традиции римского права, тем самым по природе источников данная правовая семья примыкает к романо-германской правовой семье.

Российская правовая система прошла в своей эволюции следующие этапы: княжеский, царский, период империи, советский и постсоветский. С точки зрения развития структуры права, характера нормативно-правовой техники, способов правового регулирования – российское право прошло следующие системные циклы развития: традиционно-обычная правовая система, русское классическое право, российский правовой романтизм, российский правовой ренессанс, российский правовой модернизм и др. Сходство российского права с романо-германским правом проявляется в основном в кодифицированном характере российского законодательства, в последовательности и преемственности процесса кодификации, в доктринальном характере права, в приоритете закона по сравнению с другими источниками права и др.

Европейские институты права продолжают проникать в правовую систему России, более того, общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Так как Россия законодательно определила (нормы-цели) постепенное формирование демократического, социального и правового государства, то и в дальнейшем правовая система России будет очевидно по содержанию и источникам права сближаться, прежде всего, с семьей романо-германского права, не утрачивая при этом своей самобытности. Кроме того, Россия оказалась восприимчива и к традициям семьи общего (англосаксонского) права, допуская в отдельных случаях в правоприменении и толковании права действие принципа прецедента.

Социалистическая правовая семья

Социалистическое право обнаруживает известное сходство с романо-германской правовой системой, сохранив ее терминологию и внешнюю структуру.

Содержательно социалистическое право обусловлено классовым характером. Основой социалистического права стало классовое законодательство, являющееся следствием реализации коммунистической доктрины. Партийные программы и решения при этом не образуют права, но их доктринальное влияние на право заметно обнаруживалось.

Советское право восприняло от русского права концепцию правовой нормы, близкой к ее пониманию в романо-германской правовой семье. Хотя по отдельным категориям и институтам эти системы сильно различаются. Внешне были сохранены категории и институты романо-германской правовой семьи. Содержательно нормы советского права были пронизаны классовыми и коммунистическими началами. Социалистическое и советское право отрицали частное право, а право содержательно становилось инструментом политики. Социалистическое право носило публичный характер, и было построено на императивных установлениях. Судебная практика полностью исключалась из числа источников права, но имела значение толкования права. Хотя и провозглашался конституционный принцип независимости судей и их подчинения только закону, на практике суд являлся инструментом административной системы в целом. Судебная власть не осуществляла контроль за деятельностью законодательной и исполнительной власти.

В целом, социалистические правовые системы (кроме народных республик Азии) в технико-юридическом плане происходят от романо-германской правовой семьи. Это проявляется в способах систематизации права, структуризации текстов и использовании европейской юридической терминологии. Но по содержательным аспектам эти страны отошли от принципов романо-германской системы, образовав самостоятельную правовую семью. В настоящее время социалистическое право преобладает в немногих странах (Китай, Куба, Северная Корея и др.).

Правовые семьи религиозного и традиционного права

К религиозным правовым системам относятся в основном мусульманское, индусское право, право восточных государств. Это следующие страны: Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия, Египет, Ливан. Афганистан, Саудовская Аравия и др. К семье традиционного права относятся в основном правовые системы ряда стран Тропической Африки и Дальнего Востока, Мадагаскар и др.

Основными источниками мусульманского права являются: Коран (где наряду с религиозными взглядами излагаются установления нормативно-юридического характера), Сунна (мусульманское священное предание, сборник норм-традиций), Иджма (комментарии исламских правоведов, толкователей права), Кияс (суждения по аналогии). «Несостоятельность Корана как основополагающего источника права обусловила появление другого божественного источника, призванного восполнить его неполноту, – сунны, т.е. преданий (хадисов) о словах, делах и поступках пророка Мухаммеда. Каждый хадис содержит основание (иснад), т.е. перечень его передатчиков, при этом наибольшим авторитетом пользуются хадисы, исходящие от ближайших сподвижников пророка, его родственников и друзей. Нормы хадисов применялись при неполноте или пробельности положений Корана».

Нормы, содержащиеся в Коране и сунне, в основном и составляют право ислама (шариат), которое в тоже время смешано с нормами религии и морали. В тоже время в исламском праве наблюдается постоянная эволюция юридических источников, связанная, в том числе с заметными заимствованиями европейского юридического опыта. Использование рациональных источников европейского права привело к необходимости приспособления мусульманского права к современным условиям существования права и обусловило появление новых форм права на основе применения правила «иджтихада». Возросла роль мудждахидов (толкователей) в формировании современного мусульманского права. Кияс (суждение по аналогии) сохраняет свое важное значение после Корана и сунны, имеет важное значение в случае пробельности законодательства. Акты глав (правителей) мусульманских государств по отношению к этим источникам имеют подчиненное значение. Характерной чертой этого права является его казуистический характер, хотя этот недостаток постепенно устраняется на основе принятия новейших законов и кодексов (усиливается роль закона как источника права). В отраслях регулирования, связанных с личным статусом, влияние мусульманского права является сильным, в отраслях публичного права сохраняют свое действие лишь отдельные институты мусульманского права, в авторском, изобретательском, компьютерном праве и др. влияние мусульманского права отсутствует.

Анализ нормативного содержания мусульманского права показывает, что не все юридические нормы в равной степени основаны на исламе, как системе религиозных нормативных предписаний. Наиболее прочно связаны с религией лишь конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран или Сунну (например, брачно-семейные отношения, вопросы наследования, некоторые уголовно-правовые нормы). Эти нормы по существу являются неизменяемыми. Большая часть мусульманского права основана на правилах логического толкования (иджтихад). Таким образом, на современном этапе большинство юридических норм имеют к религии косвенное отношение. Наблюдаются и существенные различия между религиозной и правовой системами социально-нормативного регулирования. В последнее время в мусульманском праве наблюдается тенденция «обходить всякого рода приемами и оговорками действующие нормы мусульманского права» (аренда земли заменяется договором товарищества, выдача займа – путем ограниченного толкования круга лиц, на который он распространяется, например договор страхования можно осуществлять между мусульманином и не мусульманином) и др.

В целом мусульманское право не сливается с религией и не выступает частью ислама как религиозной системы. Хотя многие нормы права совпадают с религиозными правилами поведения. Лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции, действует в своем традиционном виде. В других странах происходит постоянное обновление законодательства под влиянием западных правовых моделей. Правовые системы наиболее развитых арабских стран строятся с некоторыми отступлениями по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) – Египет, Сирия, Ливан; и англосаксонскому – Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохраняются традиции регулирования некоторых сфер частно-правовых отношений. В настоящее время ни в одной из мусульманских стран религиозное право не является единственным действующим правом, но в тоже время оно не потеряло своих позиций. Исключение составляет Турция, где мусульманское законодательство полностью заменено по западноевропейскому образцу.

Классификацию современных правовых систем стран Востока можно представить следующим образом: первую группу составляют правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться достаточно широко. Вторую группу составляют правовые системы Пакистана, Судана, Ливии, где сфера действия мусульманского права не всеобъемлюща, но сохраняет свое существенное влияние (например, на уровне конституционного права закрепляются особые положения исламского права). Третью группу составляют правовые системы большинства арабских стран: Египта, Ирака, Сирии, Ливана, Сомали, Мавритании, Афганистана и др. Здесь наряду с признанием действия источников мусульманского права, их фиксации на конституционно-правовом уровне наблюдается некоторая демократизация законодательства. Сфера действия мусульманского права как идеологического фактора значительно шире, чем рамки применения его конкретных нормативных предписаний. В ряде стран взят курс на конкретизацию норм мусульманского права и их закрепление в действующем законодательстве (Иран, Пакистан. Ливия).

Широко распространенной системой религиозного права является индусское право (веды, традиции и обычай), оно тесно связано с индуистской религией. Индуизм выступает важным элементом государственно-правовых отношений в Индии, Бирме, Сингапуре. Особое влияние индусского права прослеживалось ранее в семейных и наследственных отношениях, в кастовом статусе человека. Каждая каста имела строго определенную систему прав, свобод и обязанностей.

В качестве регулятора поведения в этой правовой системе допускается обычай. Позитивное индусское право является, прежде всего, обычным правом, где в определенной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются и толкуются обычаи. В случае отсутствия правовой нормы по вопросу, требующему нормативного воздействия, судьи решают дело по справедливости и совести.

Судебные прецеденты, законодательство в индусской правовой системе не являются источниками права в строгом понимании, так как правоприменительным органам предоставлена достаточно широкая сфера усмотрения. В то же время правительство является активным субъектом законотворческого процесса. «Среди ученых распространено мнение, что позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере доминирует религиозная доктрина – индуизм. Это свидетельствует о важной роли обычая как источника индусского права».На основе обычаев в традициях брахманизма были разработаны детальные предписания для всех социальных групп (каст) древнеиндийского общества (дхармасутры и драхмашастры являются внешними формами права).

Индия испытала сильное воздействие английского права, поэтому данное право можно называть англо-индусским. В настоящее время система каст на государственном уровне запрещена, но сохранила свое влияние на уровне обычаев. Значительно стало использоваться право прецедента, но оно в целом не стало индийской традицией.

Обобщая признаки семей религиозного и традиционного права можно сделать некоторые выводы. В семье религиозного права источником права является Бог, а не общество или государство. Выражением данного понимания являются другие источники религиозного права. Особое место в системе источников занимают не только тексты религиозного содержания, но и труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие положение первоисточников. Судебная практика не является самостоятельным источником права. Среди признаков семьи традиционного права необходимо выделить преобладающее место в системе источников права обычаев и традиций, которые содержат в себе юридические установления. Нормативно-правовые акты имеют вторичное значение, юридическая доктрина не играет существенной роли в правовом регулировании.

Несмотря на определяющее влияние религиозных и традиционных норм в этих странах, главной тенденцией развития семей религиозного и традиционного права на современном этапе является усиление роли нормативно-правового акта как источника права.